Анализ произведения два капитана каверина

Война и мир история создания особенности композиции. роман «война и мир»

Максим Горький. Жизнь Клима Самгина

ЧАСТЬ 1
Посвящается Марии Игнатьевне Закревской
ГЛАВА 1
Иван Акимович Самгин любил оригинальное; поэтому, когда жена родила
второго сына, Самгин, сидя у постели роженицы, стал убеждать ее:
— Знаешь что. Вера, дадим ему какое-нибудь редкое имя? Надоели эти
бесчисленные Иваны, Василии… А?
Утомленная муками родов, Вера Петровна не ответила. Муж на минуту
задумался, устремив голубиные глаза свои в окно, в небеса, где облака,
изорванные ветром, напоминали и ледоход на реке и мохнатые кочки
болота. Затем Самгин начал озабоченно перечислять, пронзая воздух
коротеньким и пухлым пальцем:
— Христофор? Кирик? Вукол? Никодим? Каждое имя он уничтожал
вычеркивающим жестом, а перебрав десятка полтора необычных имен,
воскликнул удовлетворенно:
— Самсон! Самсон Самгин, — вот! Это не плохо! Имя библейского героя, а
фамилия, — фамилия у меня своеобразная!
— Не тряси кровать, — тихо попросила жена. Он извинился, поцеловал ее
руку, обессиленную и странно тяжелую, улыбаясь, послушал злой свист
осеннего ветра, жалобный писк ребенка.
— Да, Самсон! Народ нуждается в героях. Но… я еще подумаю. Может быть —
Леонид.
— Вы утомляете Веру пустяками, — строго заметила, пеленая
новорожденного, Мария Романовна, акушерка.
Самгин взглянул на бескровное лицо жены, поправил ее разбросанные по
подушке волосы необыкновенного золотисто-лунного цвета и бесшумно
вышел из спальни.
Роженица выздоравливала медленно, ребенок был слаб; опасаясь, что он не
выживет, толстая, но всегда больная мать Веры Петровны торопила
окрестить его; окрестили, и Самгин, виновато улыбаясь, сказал:
— Верочка, в последнюю минуту я решил назвать его Климом. Клим!
Простонародное имя, ни к чему не обязывает. Ты — как, а?
Заметив смущение мужа и общее недовольство домашних, Вера Петровна
одобрила:
— Мне нравится.
Ее слова были законом в семье, а к неожиданным поступкам Самгина все
привыкли; он часто удивлял своеобразием своих действий, но и в семье и
среди знакомых пользовался репутацией счастливого человека, которому
все легко удается.
Однако не совсем обычное имя ребенка с первых же дней жизни заметно
подчеркнуло его.
— Клим? — переспрашивали знакомые, рассматривая мальчика особенно
внимательно и как бы догадываясь: почему же Клим?
Самгин объяснял:
— Я хотел назвать его Нестор или Антипа, но, знаете, эта глупейшая
церемония, попы, «отрицаешься ли сатаны», «дунь», «плюнь»…
У домашних тоже были причины — у каждого своя — относиться к
новорожденному более внимательно, чем к его двухлетнему брату
Дмитрию. Клим был слаб здоровьем, и это усиливало любовь матери; отец
чувствовал себя виноватым в том, что дал сыну неудачное имя, бабушка,
находя имя «мужицким», считала, что ребенка обидели, а чадолюбивый дед
Клима, организатор и почетный попечитель ремесленного училища для
сирот, увлекался педагогикой, гигиеной и, явно предпочитая слабенького
Клима здоровому Дмитрию, тоже отягчал внука усиленными заботами о
нем.
Первые годы жизни Клима совпали с годами отчаянной борьбы за свободу и
культуру тех немногих людей, которые мужественно и беззащитно
поставили себя «между молотом и наковальней», между правительством
бездарного потомка талантливой немецкой принцессы и безграмотным
народом, отупевшим в рабстве крепостного права. Заслуженно ненавидя
власть царя, честные люди заочно, с великой искренностью полюбили
«народ» и пошли воскрешать, спасать его. Чтоб легче было любить мужика,
его вообразили существом исключительной духовной красоты, украсили
венцом невинного страдальца, нимбом святого и оценили его физические
муки выше тех моральных мук, которыми жуткая русская действительность
щедро награждала лучших людей страны.

Историческая типология романа

Исторически сложно определить происхождение романа как отдельного литературного жанра. Строго говоря, первым европейским романом является «Дон Кихот», однако историю жанра начинают отсчитывать со Средних веков. На протяжении его эволюции выделялись следующие формы:

  • Рыцарский роман – это эпический жанр поэзии с использованием элементов фантастики. Основным фокусом повествования являются поступки. Современники называли эту форму куртуазным романом.
  • Аллегорический роман – это форма жанра, использующая конкретные образы и поступки с целью объяснить абстрактные, сложные понятия. Идеальным примером аллегории в литературе являются басни, а вершиной аллегорического романа стала «Божественная комедия» Данте Алигьери.
  • Роман нравов, или сатирический роман, отличается скорее по содержанию, чем по строгому соответствию какому-либо историческому периоду. «Сатирикон» Петрония можно назвать романом нравов, так же как и произведение Сервантеса «Дон Кихот».
  • Философский роман – это направление в литературе XVIII века, фокусирующееся на поиске ответов на вечные вопросы. Вершиной философского романа стал «Кандид» Вольтера. Философия всегда играла важную роль в литературе, поэтому философский роман нельзя ограничивать рамками одного века. Произведения Гессе, Манна и Ницше были написаны гораздо позже, но являются яркими представителями этого направления.
  • Психологический роман – это разновидность жанра, нацеленная на изучение внутреннего мира героев. Ни одна историческая форма романа не оказала такого кардинального и глубокого влияния на развитие жанра, как психологический роман. Фактически он перевернул само определение литературного жанра и сегодня является доминирующим типом романа.

О популярности жанра романа говорит разнообразие его видов, появившихся за всю историю его существования: плутовской, сентиментальный, бульварный, авантюрный, приключенческий, исповедь, семейно-психологический, мемуарный, эпистолярный, философский, исторический, фантастический, детективный.

Изучение «Войны и мира» Льва Толстого

В «Войне и мире» нашла яркое отражение жизнь России и отчасти Западной Европы первых двух десятилетий XIX века. Великие исторические события переносят ход действия из России в Австрию, Пруссию, Польшу, на Балканы, из Смоленска в Москву, Петербург, русскую и немецкую деревню, из царского дворца, великосветской гостиной, помещичьей усадьбы на поле сражения, в госпиталь, в барак военнопленных.

2 стр., 592 слов

Что такое подвиг в понимании Толстого? (по роману-эпопее “Война и мир”)

… болеющего за победу русского народа. Таким образом, Л.Н. Толстой в своем романе деромантизирует, в определенном смысле снижает понятие “подвига”. Подвиг в понимании писателя – это следование человека своему долгу, … внешнего, наносного. Только теперь понял он “весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения”. “Он понял ту скрытую… теплоту патриотизма, которая была во …

До читателя доносятся отзвуки буржуазной французской революции, перед ним проходят европейские войны 1805—1807 и 1812—1813 годов, разгораются великие битвы народов, рушится империя Наполеона. Наряду с этим автор показывает недовольство своим положением крепостных крестьян, законодательную деятельность Сперанского, общий патриотический подъем 1812 года, наступление реакции, организацию первого тайного революционного общества.

Кульминация событий

Кульминацией «Войны и мира» является Бородинское сражение. Эта кровопролитная битва, в которой силы воюющих сторон были напряжены до последнего предела, стала исходным моментом спасения России, с одной стороны, гибели армии Наполеона и крушения его могущества — с другой. Эпилог, из которого мы узнаем об организации тайного общества, воспринимается как начало нового романа.

Исторические события и жизнь общества

В свете всех этих исторических событий и явлений Толстой изображает крестьянство и городскую бедноту, придворное и поместное дворянство, передовую дворянскую интеллигенцию.

Изображению жизни и характеров людей придают живость и яркость, широкие бытовые полотна: полковая жизнь солдат и офицеров, госпиталь, жизнь крепостной деревни, торжественные званые обеды в Москве, раут и бал в Петербурге, барская охота, ряженые и т. д.

Развертывание

Роман-эпопея «Война и мир» Льва Толстого — это произведение, охватывающее многие темы и жанры. Оно поражает своим масштабом, характерным для эпических произведений.

История создания произведения

Работа над «Войной и миром» началась в 1863 году, во время реабилитации писателя после тяжелого периода душевного кризиса. Сам же «Война и мир» была опубликована в 1869 году. Она стала известна всем миром и получила неоспоримый успех.

Композиция

Уже с первых глав романа заметно, что Толстой стремится объединить несколько жанров в одном произведении. Внутри одной эпопеи раскрывается самое разнообразное множество тем от истории и национальной культуры до философии и психологических изысканий. Композиционно это проявляется через межповествовательные события, переходы от действия к действию, разрозненность и наблюдения автора.

Жанровые черты

«Война и мир» объединяет в себе черты романа, повести, исторической и эпической прозы. Это, с одной стороны, семейная история, с другой — блистательное повествование о войне 1812 года, реалистичная страница истории России и уникальная характеристика тех времен и общественного уклада.

  • Эпический жанр.

«Война и мир» имеет черты эпического жанра благодаря наличию масштабной картины, человеческой драматургии, проявлению народной героики в лице фигур бравых и решительных воинов.

Исторический жанр.

Читатель находит множество отсылок к историческим событиям эпох, которые близки и понятны.

Семейный роман.

Толстой разделяет и связывает жизнь героев с общественными событиями и вопросами. В этом соединении проходят их судьбы. Рассказ о семьях становится центральной тематикой романа.

Психологический роман.

Толстой внимательно углубляется во внутренний мир героев и трактует их развитие в рамках общественных изменений. Это целостный взгляд на человеческую природу, борющуюся социальными тенденциями.

Философский жанр.

«Война и мир» другая сторона России, и тут Толстой показывает, что это и есть самая настоящая Россия — великая, многогранная, дающая надежду. Непростые философские выкладки, работа с понятиями хаоса и порядка дают развернутое изображение жизни самой России.

Заключение

Композиторские ухищрения, сочетание разных жанров, всё это говорит о неординарности и смелости любопытного автора. Каждый герой романа широко раскрывается во времени, водружая свой штандарт в народной культуре и оставляя неизменный отпечаток на всех наследующих поколениях.

5 стр., 2144 слов

… сохранив в себе искренность и непринужденность. Вариант 2 Главной героиней романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир» является Наташа Ростова. Так как 4-томнаяя эпопея развивается на достаточно длительном отрезке времени, то и образ Ростовой …

Мысль семейная в романе Толстого

Через весь роман проходит четыре сюжетных линии – четыре семьи, меняющие свой состав в зависимости от обстоятельств. Курагины – образ пошлости, корысти и равнодушия друг к другу. Ростовы – образ любви, гармонии и дружбы. Болконские – образ благоразумия и деятельности. Безухов строит свою семью к концу романа, найдя свой идеал жизни. Толстой описывает семьи, использую принцип сравнения, где-то и принцип контраста. Но не всегда это говорит о том, что есть хорошо, а что плохо. То, что присутствует в одной семье, может являться дополнением к другой. Так в эпилоге романа мы видим соединение трех семей: Ростовых, Безуховых и Болконских. Это дает новый виток отношений. Толстой говорит о том, что главной составляющей любой семьи является любовь и уважение друг другу. А семья – главный смысл жизни. Нет великих историй людей, они ничего не стоят без семьи, без близких и любящих семей. Можно выстоять в любых трудных ситуациях, если ты силен, а силен ты семьей. Значение семье в романе неоспоримо.

Глава 5: Юродивый

Это был седой человек высокого роста, с кривым глазом, которому на вид было лет пятьдесят. Речь его была бессмысленна и несвязна. Это был юродивый Гриша. Он странствовал с пятнадцатого года и всегда ходил босиком. Гриша был верующим человеком, который часто посещал монастыри. Некоторые люди принимали его бормотания за предсказания.

Когда наконец-то на пороге показался Фока, юродивый Гриша вместе с детьми отправился вниз, где все были уже в сборе. По правилам, мальчики сначала должны были поздороваться с Мими (гувернанткой Марьей Ивановной), а потом уже разговаривать с девочками. Николеньке не нравилось, что она постоянно докучала всем своими глупыми указаниями. Дочь Марьи Ивановны и подруга Любы — Катя, попросила мальчика уговорить родителей взять девочек на охоту.

Во время обеда всё внимание было приковано к Грише и его образу жизни. Отец Николеньки скептически относится к юродивому и его странствиям. Maman же мягко сгладила спор

Когда обед подходил к концу, Володя решился попросить, чтобы девочки тоже поехали на охоту. Дети получили положительный ответ, и maman решает присоединиться к ним

Maman же мягко сгладила спор. Когда обед подходил к концу, Володя решился попросить, чтобы девочки тоже поехали на охоту. Дети получили положительный ответ, и maman решает присоединиться к ним.

Жанр роман-эпопеи

Роман-эпопея — жанровая разновидность эпического произведения, обладающая чертами романа и эпопеи, с особой полнотой охватывающая исторический процесс, имеющая многослойный сюжет, повествующая о судьбах многих людей и событиях исторического масштаба.

  Исследователи указывают, что произведениям этого жанра в равной мере присущи черты двух жанров — романа и эпопеи.

Эпопея (др.-греч. ἐποποιΐα, из ἔπος — «слово, повествование» и ποιέω — «творю») — крупное эпическое произведение о выдающихся национально-исторических событиях.

  Эпопея — крупный эпический жанр, зародившийся в устном народном творчестве.

Фольклорные эпопеи представляли собой повествование героического характера об исторических или мифологических событиях общенационального масштаба и имели, как правило, поэтическую форму (индийская «Махабхарата», германская «Песнь о Нибелунгах»).

  Литературные эпопеи возникают значительно позже фольклорных.

Первоначально эпопея — это большое стихотворное произведение, где действующими лицами являются люди и боги и описываются кровопролитные войны («Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Энеида» Вергилия и др.). В этих эпопеях особая композиция: они разделены на несколько относительно самостоятельных частей (песен, глав), каждая из которых имеет собственную завязку, кульминацию и развязку. Значительно позже черты эпопеи появляются в прозаических произведениях («Мёртвые души» Н. В. Гоголя).

  В ХIХ веке появляется жанр романа-эпопеи, где становление и развитие характера героя тесно связано и во многом определяется общенародными по значимости событиями, а сюжет развивается по законам романного действия. Обычно к жанру романа-эпопеи относят произведение «Война и мир» Л. Н. Толстого (схема 22).

Схема 22. «Война и мир» Л. Н. Толстого как роман-эпопея

  Действие произведения охватывает 15 лет (с 1805 по 1813 год, в эпилоге — 1820 год), включает описание двух войн, рассказывает о почти 600 действующих лицах, среди которых есть и реальные, и вымышленные персонажи. Масштабность повествования, отражение в произведении жизни целой нации, всех её сословий, судьбы государства в переломную для России эпоху — всё это черты эпопеи. Круг проблем, затронутых Л. Н. Толстым в «Войне и мире», необычайно широк. Писатель ставил своей задачей «захватить всё»: причины военных неудач в 1805— 1807 годах, роль личности в истории, суть исторического процесса, народный подвиг в войне 1812 года, роль дворянства в государственной жизни, проблему женской эмансипации и т. д. Автор сумел показать и великосветские рауты, и развлечения «золотой» молодежи, и парадные обеды с балами, и охоту. А рядом с этим — бунт богучаровских крестьян, преобразования Пьера Безухова в деревне. Место действия неоднократно меняется: Петербург, Москва, Лысые Горы, Отрадное, Австрия, Россия. Весь этот материал связан общей идеей, которую сам автор определял как «мысль народную».

Глава 23: После мазурки

Молодой человек, у которого Николенька увел большую девицу, решил сесть за детский стол, чтобы подбодрить мальчика. Незаметно от взрослых, он подливал ему вина и старался развеселить. По окончанию ужина, окончилась и их дружба.

Молодой человек вернулся к взрослым, а Николенька почувствовал лёгкое опьянение. Мальчик услышал, что Валахина разрешила Сонечке остаться ещё на полчаса, и отправился с ней танцевать. Выпитое вино заставило забыть Николеньку о всех неудачах и стеснении. Он танцевал, веселился и смешил свою новую возлюбленную.

Когда Николенька проходил мимо зеркала, он заметил, что хорошо выглядит. Но уныние вновь вернулось к нему, при мысли о том, что Сонечка слишком красива для него, и им не суждено быть вместе. Когда они шли по коридору, девочка предложила ему перейти на “ты”, что сильно взволновало мальчика.

Когда праздник подошёл к концу, мальчики влюблённо наблюдали за тем, как Сонечка уходит. На прощание девочка кивнула головой. В ту минуту Николенька был уверен, что сделано это было для него. Когда уезжали Ивины, мальчик с холодком попрощался с Серёжей. Все его мысли были теперь заняты только Сонечкой.

Основная идея

Повесть «Детство» представляет собой зарисовку из жизни провинциального города на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Писатель честно и в полной мере демонстрирует нам абсолютно дикие нравы российского общества и все самые неприглядные стороны жизни. Смысл повести «Детство» заключается в демонстрации того, что бедняки лишены этой светлой поры. Они сразу рождаются взрослыми и терпят ужасное обращение, пока сами не ожесточаются.

Также Горький пытается переосмыслить свою собственную жизнь. Перенося на бумагу свои самые яркие детские воспоминания, он пытается понять, какое место они занимают в его жизни, как они повлияли на него, и был бы он тем, кто он есть, если бы не пережил всех этих страданий и лишений. Главная мысль повести «Детство» заключается в своеобразном становлении личности под гнетом социального неблагополучия. Народ так и останется темным и бедным, жестоким и жадным, если дети будут воспитываться в таких условиях и такими людьми.

История создания

Этот сюжет интересовал Вампилова с ранних лет. Драматург делал наброски, но к окончательному сюжету пришёл только во второй половине 1960-х.

Проблематика:

  • нравственная (совесть, справедливость, добро);
  • семейная (родство по духу и по крови).

Смысл названия: главный герой пьесы Володя Бусыгин, практически случайно выдавший себя за потомка Сарафановых, в конце пьесы фактически принимает на себя все функции старшего сына и заботится о каждом члене семьи.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: комедия, драма.

Жанровые особенности: «Старший сын» сочетает в себе признаки комического и трагического, что позволяет нам говорить о совершенно особой жанровой природе этого произведения. Философская «пьеса жизни» сочетает смешное и печальное так же естественно, как и сама жизнь.

Время и место действия: действие пьесы происходит в маленьком посёлке, время действия — середина 1960-х гг.

О повести «Молох»

Рассказы Куприна отличались тем, что центральное место здесь отводилось не политике, а душевным переживаниям героев. Но это не значит, что писателя не волновали вопросы бедственного положения простого населения. В повести «Молох», которая принесла молодому писателю известность, рассказывается о тяжелых, даже гибельных, условиях труда для рабочих одного крупного сталелитейного завода.

Произведение получило такое название неслучайно: писатель сравнивает это предприятие с языческим богом, Молохом, требующим постоянные человеческие жертвы. Обострение социального конфликта (бунт рабочих против начальства) не было главным в произведении. Куприна больше интересовало то, как современная буржуазия может пагубно влиять на человека. Уже в этом произведении можно заметить интерес писателя к личности человека, его переживаниям, размышлениям. Куприн хотел показать читателю, что чувствует человек, столкнувшийся с социальной несправедливостью.

Композиция и композиционные приемы

Композиция представляет собой совокупность элементов и изобразительных приемов художественного литературного произведения, а также его структуру. Благодаря композиции удается достичь целостности романа в соответствии с авторским замыслом.

К элементам композиции следует отнести части и главы, прологи и эпилоги, любовные письма женщины и мужчины, песни, монологи и другие элементы. В качестве примера можно привести роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», в котором Татьяна пишет письмо к Онегину и наоборот.

При создании романа автор исходит из своих принципов и стилей, то есть он самостоятельно осуществляет выбор элементов композиции, а также определяет их взаимодействие и последовательность.

Соответственно, для достижения этой цели используются особые композиционные приемы в романе, к которым можно отнести следующие:

  • повтор – повторяющиеся детали, образы. слова. фразы становятся пеймтотивом текста.
  • усиление – используется, когда требуется усилить впечатление путём подбора однородных образов или деталей.
  • противопоставление построено на антитезе контрастных образов.
  • монтаж, при котором два образа, расположенные в тексте рядом, рождают некоторый новый, третий смысл, появляющийся от их соседства.
  • обратная композиция, при которой действия начинаются с конца событий, а последующие эпизоды в дальнейшем объяснят причины произошедшего, таким образом, восстановив ход событий романа. Этот прием использовал Николай Гаврилович Чернышевский в своем романе «Что делать?»;
  • кольцевая композиция. Суть состоит в использовании повтора строф, когда последняя строфа повторяет первую, или же в применении художественных описаний. Также при этом приеме автор использует описание событий, которые происходят в начале и конце романа в одном и том же месте с одинаковыми персонажами;
  • прием ретроспекции, при котором в произведении происходит возвращение действий в прошлое в тот момент, когда происходило зарождение причин происходящего в настоящий момент повествования. Прием ретроспекции использует в своем романе «Отцы и дети» Тургенев в момент рассказа о Павле Петровиче Кирсанове;
  • прием «рассказ в рассказе», который является составной частью ретроспекции. Этот метод используется, например, в произведении Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», в котором приводится исповедь одного из героев и письмо Пульхерии Александровны. Также это встречается в произведении «Ася» Ивана Сергеевича Тургенева и «Крыжовник» Антона Павловича Чехова;
  • зеркальная композиция, основой которой является использование симметрии образов, эпизодов и различных слов. Этот прием часто встречается у Владимира Владимировича Маяковского в стихотворении «Из улицы в улицу», у Марины Ивановны Цветаевой, а также в поэме Александра Блока «Двенадцать»;
  • прием так называемого композиционного «разрыва», при котором действия литературного произведения обрываются в конце главы на самом интересном месте, при этом новая глава повествует читателю уже о других событиях. Этот прием встречается у Федора Михайловича Достоевского в его произведении «Преступление и наказание», а также у Михаила Афанасьевича Булгакова в романе «Мастер и Маргарита», а также «Белая гвардия». В настоящее время композиционный «разрыв» является излюбленным методом авторов различного рода авантюрных и детективных произведений, где роль интриги бывает достаточно значительной.

Таким образом, композиция является одним из методов реализации авторской идеи, поскольку она служит выражением формы литературного произведения. Именно через композицию происходит выражение сути и содержания романа.

Однако необходимо отметить тот факт, что его своеобразие состоит в отсутствии достаточно жестко определенной композиционной структуры, а также различного рода жанровых ограничений.

Глава 13: Наталья Савишна

В селе Хабаровка жила весёлая женщина, которую все называли просто — Наташка. Она была толстой, с красными щеками и ходила всегда в затрепанном сарафане. Дед Николеньки взял её к себе в число женской прислуги для бабушки.

Когда родилась maman, то усердная Наташка стала её няней. Она с отличием заботилась и ухаживала за ней. Но влюбилась в официанта Фоку. Тогда она пошла к дедушке мальчика и попросила разрешения на брак, но её выгнали со двора, посчитав этот поступок неблагодарностью.

Через полгода женщину вернули в дом, так как никто не мог её заменить. Её теперь называли Натальей Савишной, и двадцать лет с трепетом и любовью она воспитывала барышню. Позже она стала главной в доме и за всем следила. Maman хотела отблагодарить женщину и дать ей вольную. Но в слезах Наталья Савишна разорвала эту бумагу и осталась в семье Иртеньевых.

Позже она стала ухаживать за детьми Натальи Николаевны, посвящая им всё своё время. Николенька понял лишь со временем, как не ценил он её труд и любовь. Один раз, он на неё рассердился из-за того, что она отругала его за разбитый кувшин с квасом. Николенька настолько сильно обиделся, что даже заплакал. Злость переполняла ребёнка, и он стал думать о том, как ей отомстить. Но не успел он опомниться, как Наталья Савишна вернулась, вручила две конфеты и извинилась. Николенька вновь зарыдал, но теперь уже от стыда и любви.

Развитие

Однако в процессе работы над произведением Толстой сузил рамки своего замысла и сосредоточился на первой поре, лишь коснувшись начала второй поры в эпилоге романа. Однако, даже в таком виде, замысел произведения оставался глобальным и требовал от писателя максимального напряжения.

С самого начала работы Толстой осознал, что привычные жанры романа и исторической повести не смогут вместить все богатство его задуманного содержания. Он стремился создать литературное произведение нового типа, которое не подпадало под привычные рамки. Таким образом, «Война и мир» стало роман-эпопеей, новым жанром прозы, который после Толстого получил широкое распространение в русской и мировой литературе.

На протяжении первого года работы Толстой усердно трудился над началом романа. По его собственному признанию, он несколько раз начинал и бросал писать книгу, постоянно меняя свои надежды и стремления. В его архиве сохранилось пятнадцать вариантов начала романа.

Основой замысла произведения был глубокий интерес Толстого к истории, а также к философским и общественно-политическим вопросам. В то время в России бушевали страсти и кипели дебаты о роли народа в истории страны и его судьбах. Работая над романом, Толстой стремился найти ответы на эти вопросы.

Сюжет

Дворянское семейство Иртеньевых проживало в своём родовом имении где-то в провинции России. Володя, Николенька и Любочка обучались на дому, но когда старшие сыновья подросли, Петр Александрович решил отправить их в Москву для получения более приличного образования. Николеньке было очень грустно расставаться с отчим домом, особенно с матерью, которую он очень любил.

Вместе с мальчиками в столицу отправился и Карл Иванович, старый домашний учитель. Спустя месяц братья Иртеньевы вполне освоились с жизнью в Москве. Этому способствовало и то, что они остановились у своей бабушки-графини – доброй, любящей женщины.

В этот период Николенька впервые попробовал себя в стихосложении, и его первые стихи были посвящены бабушке на её именины. Она была очень растрогана этим подарком и нежно поцеловала внука. Николенька свёл дружбу с Серёжей Ивиным, которым восхищался и старался всячески ему подражать.

На торжественном приёме мальчик познакомился с красивой девочкой Соней. Он замечательно провёл с ней время: дети веселились, шутили, танцевали. Перед сном Николенька признался брату, что по-настоящему влюблён.

Спустя полгода, в самый разгар занятий, отец получил письмо от супруги. Она писала, что жестоко простудилась во время прогулки и дни её сочтены. Наталья Николаевна просила как можно скорее привезти к ней мальчиков, чтобы успеть с ними проститься. Не медля ни минуты, Петр Александрович с сыновьями отправился в путь. К несчастью, они не застали мать в сознании, и в тот же вечер она скончалась.

Смерть любимого человека глубоко потрясла Николеньку. Он много плакал и никак не могу поверить, что матушка умерла. Спустя три дня Иртеньевы покинули осиротевший дом и обосновались в Москве. Так закончилось детство Николеньки.

Детские годы писателя

Детство Куприна нельзя было назвать беззаботным. Родился писатель 26 августа 1870 г. в Пензенской губернии. Родителями Куприна были: потомственный дворянин И. И. Куприн, занимавший должность чиновника, и Л. А. Кулунчакова, происходившая из рода татарских князей. Писатель всегда гордился происхождением со стороны матери, да и в его внешности проглядывали татарские черты.

Спустя год отец Александра Ивановича скончался, а мать писателя осталась с двумя дочерьми и малолетним сыном на руках без какой-либо финансовой поддержки. Тогда гордой Любови Алексеевне пришлось унижаться перед высшими лицами, чтобы пристроить своих дочерей в казенный пансион. Сама же она, взяв с собою сына, переехала в Москву и устроилась на содержание во Вдовий дом, в котором будущий писатель прожил вместе с нею два года.

Позже он был зачислен на казенный счет Московского опекунского совета в сиротское училище. Детство Куприна там было безрадостным, полным скорби и размышлений о том, что в человеке стараются подавить чувство его собственного достоинства. После этого училища Александр поступил в военную гимназию, позднее преобразованную в кадетский корпус. Это были предпосылки к становлению офицерской карьеры.

Роды литературы

    ДРАМА — один из четырех родов литературы. В узком смысле слова — жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами, в широком — все произведения без авторской речи. Виды (жанры) драматургических произведений: трагедия, драма, комедия, водевиль.
    ЛИРИКА — один из четырех родов литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. Виды лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия.
    ЛИРОЭПИКА — один из четырех родов литературы, в произведениях которого художественный мир читатель наблюдает и оценивает со стороны как сюжетное повествование, но одновременно события и персонажи получают определенную эмоциональную оценку повествователя.
    ЭПОС — один из четырех родов литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях. Основные виды (жанры) эпической литературы: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, художественный очерк.

 

Роды и жанры литературы. Определения

Драма — (от древне-греческого — действие) — изображение событий и отношений между героями на сцене в действиях, столкновениях, конфликтах; особенностями являются: выражение авторской позиции через ремарки (пояснения), характеры создаются за счёт реплик героев, монологической и диалогической речи.

Лирика (от древне-греческого «исполняемый под звуки лиры, чувствительный») переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием; внешняя жизнь подаётся субъективно, через восприятие лирического героя. Лирика имеет особую языковую организацию (ритм, рифма, размер).

Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров.

Жанр — свойственный определённому роду. Это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. Литературные жанры подразделяются на эпические, драматические и лирические.

Эпические жанры:

  • роман-эпопея – всестороннее изображение народной жизни в переломную историческую эпоху;
  • роман – изображение жизни во всей её полноте и многообразии;
  • повесть – изображение событий в их естественной последовательности;
  • очерк – документальное изображение событий жизни одного человека;
  • новелла – остросюжетный рассказ с неожиданным финалом;
  • рассказ – небольшое произведение с ограниченным количеством действующих лиц;
  • притча – нравственное поучение в аллегорической форме.

Драматические жанры:

  • трагедия – буквальный перевод – козлиная песнь, неразрешимый конфликт, вызывающий страдание и гибель героев в финале;
  • драма – соединяет трагическое и комическое. В основе лежит острый, но разрешимый конфликт.

Лирические жанры:

  • ода — (жанр классицизма) стихотворение, хвалебная песнь, воспевающая достижения, достоинства выдающегося человека, героя;
  • элегия – грустное, печальное стихотворение, содержащее философские размышления о смысле жизни;
  • сонет — лирическое стихотворение строгой формы (14 строк);
  • песня – стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева;
  • послание – стихотворное письмо, обращенное к одному лицу;
  • эпиграмма, эпиталама, мадригал, эпитафия и проч., — малые формы меткие короткие стихи, посвященные определённым целям сочинителя.

Лиро-эпические жанры: произведения, сочетающие в себе элементы лирики и эпоса:

  • баллада – сюжетное стихотворение на легендарную, историческую тему;
  • поэма – объёмное стихотворение с развёрнутым сюжетом, с большим количеством действующих лиц, имеющее лирические отступления;
  • роман в стихах – роман в стихотворной форме.

Жанры, будучи категориями историческими, появляются, развиваются и со временем «уходят» из «активного запаса» художников в зависимости от исторической эпохи: античные лирики не знали сонета; в наше время архаическим жанром стала родившаяся еще в древности и популярная в XVII-XVIII веках ода; романтизм XIX века вызвал к жизни детективную литературу и т.д.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: