Краткое содержание статьи «базаров» д. и. писарева

Статья писарева базаров конспект по плану. другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Статья Писарева «Базаров»: содержание и анализ

Базаровы наполнены своей собственной жизнью и никого не хотят впускать в нее. Но продолжим дальше развивать тему, рассмотрим, о чем еще говорит нам статья Писарева «Базаров». Краткое содержание произведения известного критика указывает и на то, что сначала, возможно, главный герой чувствовал себя вполне уверенно и комфортно, но потом, как показало время, не находил счастливым себя он в своем нигилистическом образе, разве только что для «внутренней жизни».

Писарев пишет, что Базарову с его принципами и идеями жить на свете не так уж и хорошо. Ведь там, где нет деятельности, нет любви, нет и наслаждений. Что делать тогда? На этот вопрос Писарев, который не разделял революционных взглядов, дает интересный ответ. Он пишет, что в таком случае надо «жить, пока живется, если нет ростбифу, кушать и быть с женщинами, раз уж нельзя любить женщину». В общем, не мечтать о чем-то типа и пальм, а реалистично довольствоваться снежными сугробами и холодными тундрами, не желая большего.

Статья Писарева «Базаров»: краткое содержание по главам

Писарев в главе первой писал, что Базаров не признает никакого авторитета, регулятора, никаких нравственных законов и принципов, потому что он живет сам по себе: как умеет, как знает, как хочется и невзирая на лица.

Автор указал и на то, что Базаров поставил себя выше толп народных масс. Он всячески пытался от них отдалиться и никоим образом не хотел быть хоть чем-то схожим с ними.

Люди типа Базарова действительно ведут себя очень резко, иногда нагло и бесстрашно. Их характер проявляется в поступках, привычках и образе жизни. Таких людей совершено не интересует, пойдет ли за ними народ и примет ли их общество. До этого им нет никакого дела.

Сочинения на тему Краткое содержание романа Тургенева И.С. «Отцы и дети» по литературе

  Произведение начинается с событий, которые происходили 20 мая 1859 года. Барин Николай Петрович Кирсанов ожидает приезд своего сына Аркадия, который только что закончил университет.

Николай Петрович был сыном генерала, но по стопам отца ему не удалось пойти из-за детской травмы. Женился он рано и был счастлив в браке. Но, к сожалению, его жена умерла. Все свое время и силы он посвятил воспитанию сына Аркадия.

При встрече оказалось, что сын приехал не один, а с другом Евгением Базаровым. Аркадий был рад приезду, но не подавал виду. Николай Петрович рассказал все новости, и они отправились в Марьино, где их ждал Павел Петрович, старший брат отца. Между Кирсановым-старшим и Базаровым сразу возникла какая-то неприязнь.

Эта новость его ничуть не огорчила. Далее старшее семейство начинает расспрашивать о Базарове. Аркадий рассказывает, что его друг нигилист – человек, который ни во что не верит, и что для него никто не является авторитетом.

Между Евгением и Павлом Петровичем возникает очередная словесная стычка. Чтобы как-то исправить эти нелепые ссоры Аркадий решает рассказать лучшему другу историю дяди. Кирсанов-старший был офицером и любимцем женщин. Но однажды он влюбился, и эта история закончилась печально. После таких событий в его жизни, он стал жить с братом, мало с кем общался и начал читать английские книги.

Спустя две недели к Базарову все начали привыкать, но относились по-разному: дворовые его любили, Николай Петрович сомневался в его влиянии на сына, а Павел Петрович его просто ненавидел.

Однажды очередные высказывания Базарова относительно семьи Кирсановых привели к обидам и очередным спорам, которые спровоцировали конфликт между старшим поколением и младшим.

Спустя время друзья отправляются в губернский город, где встречаются с другом Базарова Ситниковым. Он приглашает их в гости к Евдокии Кукшиной. Там им не понравилась, так как хозяйка выглядела неопрятно и вела себя неподобающе.

На балу угубернатора они знакомятся с миловидной женщиной Одинцовой, и она приглашаетих к себе в гости. Дома у Анны Сергеевны Аркадию показалось поведение Базарова странным. Он вел беседу с хозяйкой, рассуждал на разные темы. Заинтересовавшись общением, Одинцова приглашает парней к себе в имение, где знакомит с ее младшей сестрой Катей.

Базаров начал влюбляться. Для него это чувство было новым, так как он изначально не признавал его и считал белибердой. Спустя время ему необходимо было отправляться домой. Он решил признаться в своих чувствах, но получил отказ. Друзья отправляются к родителям Евгения, где их хорошо принимают. Дома Базаров погостевал недолго, потому что ему стало скучно.

От жары и скуки Базаров начал обращать внимание на Фенечку. Однажды разговорившись в беседке он поцеловал ее в губы. Это увидел Павел Петрович

Обозлившись на парня, Кирсанов решает вызвать его на дуэль

Это увидел Павел Петрович. Обозлившись на парня, Кирсанов решает вызвать его на дуэль.

Домашним они сообщают, что стрельба из-за политических разногласий. Базаров принимает вызов. Дуэль завершается ранением Павла Петровича в ногу. После всех этих событий Базаров уезжает, а Аркадий увлекается Катей.

Изначально они испугались своих чувств, но позже решили пожениться.

Со временем, Евгений рассказывает другу всю правду, которая произошла в Марьино. Во время встречи с Одинцовой, Базаров признает свои ошибки и предлагает остаться просто друзьями. Прощаясь с другом Евгений не сказал ничего доброго, а лишь обвинил его в том, что тот не годится для важных дел.

Базаров живет у родителей, а спустя время начинает помогать отцу лечить больных. Однажды, при вскрытии трупа, он случайно ранит себя и заражается тифом. Перед смертью герой встречается с Одинцовой, сообщает ей о своих чувствах и умирает.

Через полгода отыграли две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой. Дела в семействе пошли хорошо. Кирсанов-старший уехал за границу, а Анна Сергеевна вновь вышла замуж, но уже не по любви.

Жизнь продолжается, на могилу Базарова приходят два старичка и молятся за упокоение усопшей души.  

Краткое содержание сказки Финист – ясный сокол

Жил в деревне богатый крестьянин. После смерти жены он остался с тремя дочками. Две старшие были некрасивыми, вдобавок ещё и ленивыми девушками. Им бы только наряды мерить и перед зеркалом красоваться. Младшая дочь – Марьюшка, сильно от сестёр отличалась. Была она красивой и трудолюбивой. За что ни возьмётся, всё в её руках спорится.

Собрался однажды крестьянин на базар, пообещал дочерям подарки привезти. Старшие сёстры наряды заказали, а Марьюшка попросила достать для неё перо Финиста – ясного сокола. Привёз отец старшим дочерям обещанные подарки, а для младшей пёрышка не нашёл. Только когда в третий раз крестьянин возвращался с базара, повстречался ему на дороге старичок, который подарил ему соколиное пёрышко для младшей дочери. Посмеялись над Марьюшкой старшие сёстры, но та ничего им в ответ не сказала. Ночью она пёрышко на пол бросила и позвала Финиста – ясного сокола. Появился перед ней добрый молодец, высокий и пригожий. Стал он каждую ночь прилетать к Марьюшке, а рано утром исчезал в голубом небе.

Однажды сёстры заметили, как к Марьюшке сокол прилетел и в юношу превратился. Задумали они злое дело: в окно младшей сестры острые ножи воткнули. Крепко спала Марьюшка, не услышала, как пытался влететь в её окно израненный ножами сокол. Утром увидела девушка капли крови на окне и догадалась, что с Финистом беда случилась. Простилась она с отцом и отправилась в путь. Долго она шла, пока не встретилась ей избушка на курьих ножках. В ней жила Баба-Яга. Девушка Яге понравилась, решила она ей помочь. Рассказала она Марьюшке о злой и завистливой королеве, которая с помощью колдовства стала женой Финиста. Вручила Баба-Яга девушке блюдечко из серебра и яичко из золота и предупредила, чтобы она их никому не отдавала за деньги.

По дороге ещё два раза повстречалась Марьюшке избушка на курьих ножках. Встретили девушку сёстры Бабы-яги и тоже не отказали ей в помощи. Одна дала Марьюшке золотую иголочку для вышивания и пяльцы, а другая – веретено и прялку. Обе научили её, как с помощью этих вещей Финисту помочь. До самого дворца злой королевы девушку довёз серый волк. Нанялась Марьюшка к ней служанкой, целый день работала, головы не поднимала.

Вечером она достала блюдечко и яичко, сказала слова, которым научила её старшая Баба-Яга. Яичко по блюдечку катится, а на его донышке образ юноши появляется. Узнала в нём Марьюшка Финиста – ясного сокола и заплакала. В это время королева за девушкой подсматривала. Увидела у неё такие дорогие вещи и решила приобрести их любой ценой. Согласилась Марьюшка отдать ей блюдечко с яичком, но в обмен попросила увидеться с юношей.

Знала королева, что спит Финист крепким сном и не сможет увидеть девушку. Поэтому согласилась на эту сделку. Когда осталась Марьюшка с юношей наедине, попыталась его разбудить. Но ни поцелуи, ни объятья любимой не смогли прервать волшебный сон. За вторую ночь Марьюшка отдала королеве пяльцы и иголку, за третью – прялку и веретено. До утра сидела девушка возле Финиста и горько плакала. Одна слезинка упала и обожгла плечо юноши. Проснулся он и увидел рядом Марьюшку.

Счастливые влюблённые решили вернуться домой. Злая королева пыталась вернуть мужа, но у неё ничего не вышло – нельзя любовь за дорогие вещи купить. Так справедливо решили самые важные люди королевства.

Сказка учит верить в добро и справедливость, добиваться своей цели и не бояться трудностей.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сейчас читают

Французская армия разбита. Выжившие солдаты проходят через город. Вместе с ними идут мирные граждане. Когда солдаты покидают город Руан, его жители закрывают окна и двери, улицы пустеют, и затихает шум.

Рассказ «Листригоны» красочно показывает нам быт и времяпровождение крымских рыбаков, которые рискуя собственной жизнью, в любые погодные условия добывают рыбу. Куприн описывает жизнь реальных людей

1970 -е годы. Афганистан. Незаконнорождённая дочь одного очень богатого человека и известного торговца Джалиля, Мариам. Девочка проживает с матерью на окраине, куда их пересилил отец, который имеет трёх жен.

В книге описываются события приизошедшие в 1967 году в январе. В международном аэропорту в Иллинойсе скопилось большое количество людей. Уже трое суток в этом штате бушует сильный зимний ветер, и службы аэродрома работают под сильным напряжением

Главный герой Петер Шлемиль приезжает в Гамбург и на одном приеме знакомится с человеком в серых одеждах

Он сразу привлекает внимание тем, что может достать из кармана всевозможные вещи, даже те, которые не должны были поместиться в обычных карманах

Статья Писарева «Базаров»: краткое содержание по главам

Писарев в главе первой писал, что Базаров не признает никакого авторитета, регулятора, никаких нравственных законов и принципов, потому что он живет сам по себе: как умеет, как знает, как хочется и невзирая на лица.

Автор указал и на то, что Базаров поставил себя выше толп народных масс. Он всячески пытался от них отдалиться и никоим образом не хотел быть хоть чем-то схожим с ними.

Люди типа Базарова действительно ведут себя очень резко, иногда нагло и бесстрашно. Их характер проявляется в поступках, привычках и образе жизни. Таких людей совершено не интересует, пойдет ли за ними народ и примет ли их общество. До этого им нет никакого дела.

Новые люди

Писарев о Базарове говорит как о новом типе человека, но, правда, дальше, со временем, трактовка его уже стала меняться, в соответствии с изменениями социально-политических взглядов автора. В статье «Реалисты» он уже по-иному рассматривает базаровский эгоизм. Он говорит, что такие последовательные реалисты живут «высшей руководящей идеей». Она и дает им огромные силы в борьбе. Такие эгоисты имеют свой «личный расчет», не препятствующий их борьбе за высокие цели. А они в ту пору заключались в уничтожении нищенства трудящихся. Критик уже пишет и о том, что именно этот эгоизм и находит в себе удовлетворение этой деятельности, ведущей к осуществлению поставленной цели.

Основные тезисы статьи «Базаров» по главам

Д. И. Писарев «Базаров» статья краткое содержание по главам в тезисах.

В статье 11 глав:

  1. Роман “Отцы и дети” наводит на размышления, он полон искренности. Читатели, ознакомившись с романом, могут дать точную характеристику минувшей эпохи.
  2. Базаров, сын уездного врача, любит отрицать. Он признает только то, что можно познать органами чувств. Он руководствуется расчетом, ему свойственна “сатанинская гордость”. Он много работает, однако не ставит перед собой каких-либо целей.
  3. Базаров наделен незаурядным умом. По его мнению, настоящего человека можно только слушаться или ненавидеть. В Базарове соединяется цинизм мыслей, чувств, манер и выражений.
  4. Люди умные не могут ужиться с теми явлениями, к которым безропотно привыкает народная масса. Умному человеку жизнь может наскучить так, что не спасет даже любовь. Одновременно со скучающими бездельниками появляются и люди, грустящие от неудовлетворенного стремления приносить обществу пользу.
  5. Аркадий Кирсанов постоянно нуждается в интеллектуальной поддержке. Его отец, Николай Кирсанов, ударяется в сентиментализм и не порывается в рационализму. Павел Петрович Кирсанов превратил свою жизнь в спокойное прозябание. Базаров держится от этих личностей подальше. В отрицании Базарова есть что-то искусственное.
  6. Черты базаровского типа: привычка мыслить трезво, беспощадная критика, твердый характер. Тургенев не обвиняет Базарова и не навязывает читателю свое мнение.
  7. Сытников – безвредный и глупый прогрессист. Кукшина – карикатура на эмансипированную женщину.
  8. Базаров догадывается, что за красивой внешностью Анны Одинцовой кроется самородная сила, которую он не может не уважать.
  9. Базаров относится к простому народу безо всякой вычурности и сладости. Он считает дуэль нелепостью, но ему неудобно отказаться от участия в поединке.
  10. Из Базаровых могут получиться видные общественные деятели, которые не утешают себя миражами. Базаров занимался медициной, чтобы с пользой провести время и заработать. Попадись ему более интересное и денежное дело, он бы бросил врачевание.
  11. В жизни Базарова не было деятельности и счастья. Ему некого было любить. Смысл романа: молодежь увлекается и доходит до крайностей, но в этих увлечениях видна свежая сила и острый ум.

Основные проблемы

Новые люди

Писарев о Базарове говорит как о новом типе человека, но, правда, дальше, со временем, трактовка его уже стала меняться, в соответствии с изменениями социально-политических взглядов автора. В статье «Реалисты» он уже по-иному рассматривает базаровский эгоизм. Он говорит, что такие последовательные реалисты живут «высшей руководящей идеей». Она и дает им огромные силы в борьбе. Такие эгоисты имеют свой «личный расчет», не препятствующий их борьбе за высокие цели. А они в ту пору заключались в уничтожении нищенства трудящихся. Критик уже пишет и о том, что именно этот эгоизм и находит в себе удовлетворение этой деятельности, ведущей к осуществлению поставленной цели.

Чем же заканчивается статья Писарева «Базаров»? Краткое содержание ее рассказывает, что сам Тургенев не очень симпатизирует своему герою. Ранимую и любящую натуру его коробит и разъедает реализм, а тонкое эстетическое чутье оскорбляют малейшие проявления цинизма. Не показывая нам, как он жил, автор очень ярко рисует картину того, как умирает его герой. Этого вполне достаточно, для того чтобы понять, какой силой обладал этот человек. Однако, к сожалению, не нашла она своего применения для полезной и достойной жизни.

Писарев обращается к анализу художественного произведения «Отцы и дети» , с целью изучения «прошлого поколения» . Он говорит о том, что «мнения и суждения Тургенева не изменяют ни на волос нашего взгляда на молодое поколение и на идеи нашего времени; мы их даже не примем в соображение, мы с ними даже не будем спорить; эти мнения, суждения и чувства… дадут только материалы для характеристики прошлого поколения в лице одного из лучших его представителей. »
Писарев адресовал свой анализ молодому поколению, говоря о том, что все молодое поколение того времени может узнать себя в действующих лицах этого романа, со своими стремлениями и идеями. По мнению Писарева Базаров — это собирательный тип, представитель молодого поколения; в его личности сгруппированы те свойства, которые «мелкими долями рассыпаны в массах, и образ этого человека ярко и отчетливо вырисовывается перед воображением читателя» , поэтому критик в названии своей статьи выписывает имя героя Тургенева, не снабжая его никакими оценочными определениями. Прежде всего Д. И. Писарев хотел понять причину конфликтов между старым и новым поколением. Ему было «…любопытно проследить, как действуют на человека… идеи и стремления, шевелящиеся в нашем молодом поколении. …найти причину того разлада в нашей частной жизни… от которого часто гибнут молодые жизни… кряхтят и охают старички и старушки… »
Так Писарев отметил коренные свойства базаровского типа, обусловливая их отвращением ко всему старому. «Такого рода отвращение ко всему отрешенному от жизни и улетучивающемуся в звуках составляет коренное свойство людей базаровского типа. Это коренное свойство вырабатывается именно в тех разнородных мастерских, в которых человек, изощряя свой ум и напрягая мускулы, борется с природой за право существовать на белом свете. »
Так же критик считает, что поступками героя управляет «…движение по пути меньшего сопротивления. Кроме непосредственного влечения, у Базарова есть еще другой руководитель– расчет. Из двух зол он выбирает меньшее. » Следовательно, честность Базарова объясняется его хладнокровным расчетом. … быть честным очень выгодно … всякое преступление – опасно и, следовательно, неудобно. Писарев не находит различий между Базаровым и героями предшествующей ему эпохи. «Только люди базаровского типа поняли недостижимость цели.
В практическом отношении они также бессильны, как Рудины, но они осознали свое бессилие и перестали махать руками. У Печорина воля без знания, у Рудина – знание без воли; у Базарова есть и знание, и воля; мысль и дело сливаются в одно твердое целое. Люди настоящего не шепчутся, ничего не ищут, нигде не пристраиваются, не поддаются ни на какие компромиссы и ни на что не надеются. » На вопрос «Что делать? » Писарев дает свой ответ – «Жить, пока живется. Жить, пока живется, есть сухой хлеб, когда нет ростбифу, быть с женщинами, когда нельзя любить женщину, а вообще, не мечтать об апельсинных деревьях и пальмах, когда под ногами снеговые сугробы и холодные тундры. » С точки зрения Писарева, отношение Тургенева к герою и его смерти явно. Тургенев не может вынести общества Базарова. Весь интерес, весь смысл романа заключен в смерти Базарова. Тургенев очевидно не благоволит к своему герою. …его мягкую любящую натуру, стремящуюся к вере и сочувствию, коробит от разъедающего реализма… Тургенев сжимается болезненно от самого мягкого прикосновения с букетом базаровщины.
Сразу говорю искал, в интернете…

Новые люди

Писарев о Базарове говорит как о новом типе человека, но, правда, дальше, со временем, трактовка его уже стала меняться, в соответствии с изменениями социально-политических взглядов автора. В статье «Реалисты» он уже по-иному рассматривает базаровский эгоизм. Он говорит, что такие последовательные реалисты живут «высшей руководящей идеей». Она и дает им огромные силы в борьбе. Такие эгоисты имеют свой «личный расчет», не препятствующий их борьбе за высокие цели. А они в ту пору заключались в уничтожении нищенства трудящихся. Критик уже пишет и о том, что именно этот эгоизм и находит в себе удовлетворение этой деятельности, ведущей к осуществлению поставленной цели.

Чем же заканчивается статья Писарева «Базаров»? Краткое содержание ее рассказывает, что сам Тургенев не очень симпатизирует своему герою. Ранимую и любящую натуру его коробит и разъедает реализм, а тонкое эстетическое чутье оскорбляют малейшие проявления цинизма. Не показывая нам, как он жил, автор очень ярко рисует картину того, как умирает его герой. Этого вполне достаточно, для того чтобы понять, какой силой обладал этот человек. Однако, к сожалению, не нашла она своего применения для полезной и достойной жизни.

Герцен и Антонович

В статье Герцена, которая называется «Еще раз Базаров», главный акцент сделан не на герое Тургенева, а на том, как его понял Писарев. Герцен написал, что в Базарове последний узнал самого себя и добавил то, что не хватает в романе. Кроме того, критик сравнил Базарова с декабристами и пришел к выводу, что они «великие отцы», при этом «базаровы» показаны «блудными детьми» декабристов. Нигилизм Герцен сравнил с логикой, которая не имеет структуры.

Антонович публикует статью, которая называется «Асмодей нашего времени». В ней критик полностью отказывал роману в каких-то литературных достоинствах. Он был абсолютно недоволен произведением Тургенева. Публицист обвинил автора в клевете. Он утверждал, что произведение было создано в качестве поучения и укора молодому поколению. Также Антонович сказал, что Тургенев все-таки показал свое настоящее лицо, являясь противником любого прогресса.

Что делать?

Краткая статья Писарева «Базаров» рассказывает о том, что критик сам отлично понимает, что все представители современного ему молодого поколения в своих взглядах и стремлениях абсолютно точно могут узнать в образе героя Тургенева себя. Но это касается не только их. В Базарове могли себя узнать и те, кто шел за Писаревым. А вот те, кто следовал за таким вождем революции, как Чернышевский, вряд ли. У них Базаров был бы выразителем идей, но не больше. Все дело в том, что революционная демократия к народу и политической борьбе подходила абсолютно противоположным образом.

Именно поэтому критика «Современника» очень резко отнеслась и к роману «Отцы и дети», и к интерпретации Писаревым образа героя Базарова. Те образы, в которых узнавала себя тогдашняя революционная демократия, были в романе Чернышевского «Что делать?». Именно в этом произведении был дан иной ответ на главный вопрос, отличный от того, который предлагал в конце своей статьи Писарев. Ведь критик и в дальнейшем много внимания уделял Базарову в других статьях: «Реалисты» (1864 г.), «Мыслящий пролетариат» (1865 г.), «Посмотрим!» (1865 г.).

Кроме всего того материала, который преподнесла статья Писарева «Базаров», краткое содержание ее дальше продолжается мыслью о появлении в обществе новых людей с простительной и понятной крайностью.

Статья Писарева «Базаров» пересказ

В своей критической статье Писарев отмечает, что в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» видно отношение автора к описанным явлениям жизни. Он эти явления глубоко прочувствовал, и создал образы, которые прочувствовали характерные для эпохи явления действительности и изменились под их воздействием.

В образе одного человека, Базарова, автор видит объединение тех свойств, которыми обладает множество людей. Этот герой «признает только то, что можно ощупать руками, увидать глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств. Все остальные человеческие чувства он сводит на деятельность нервной системы». Поэтому он предпочитает наслаждение искусством любви и человеческим привязанностям.

Он искренен, работает только для добывания «хлеба насущного», между тем знает, что его труды не останутся незамеченными.

Он самолюбив, ему всё равно, что говорят и думают о нем другие. Его очень трудно задеть до глубины души словами и действиями.

Он поступает только так, как считает нужным и делает всё только для себя, у него нет высокой цели в жизни и деятельности, нет принципов. Между тем в нем есть больная нравственная сила.

У Базарова рядом нет родственной души, поэтому он замыкается. Даже женская любовь не способна быть для него интересной.

«Умереть так, как умер Базаров, — все равно что сделать великий подвиг…» – пишет автор. Человеческое вырвалось в нем наружу, он переломил себя и отказался от самого нигилизма перед лицом смерти.

Писарев отмечает, что Базаров достоин занимать место среди «лишних людей».

По мнению критика, Тургеневу его герой не нравится – Тургенев эстет, а вот Базаров – циник. Автор показывает внутреннюю силу своего героя, говоря о том, что современные молодые люди впадают в крайности, но с такой силой и умом, что эти увлечения будут большим толчком в их жизни.

Аркадий, друг Базарова, лишь «напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись», поэтому эти герои – противоположности.

Павел Петрович Кирсанов в глубине души «такой же скептик и эмпирик, как сам Базаров», поэтому он – родная душа Базарова.

«Ситниковы и Кукшины всегда останутся смешными личностями: ни один благоразумный человек не порадуется тому, что он стоит с ними под одним знаменем…».

Впечатление Страхова

Также существует статья Страхова, которая посвящена этому произведению Тургенева. Проблематика критического описания относится к:

  • стилю написания литературной критики, которая не должна быть очень сухой;
  • смыслу непосредственно критического описания (писатель не пытается поучать читателей, однако считает, что сами они этого хотят);
  • роли романа в русской литературе;
  • непониманию между ожиданиями читателей и творческой личностью.

Он указывает на то, что любовь к шампанскому, небрежная одежда и игры в карты Базарова являются вызовом обществу, причиной недоумения у читателей. Критик также отмечает: непосредственно роман — это различные взгляды. Помимо этого — люди пытаются спорить, кому симпатизирует писатель — «детям» либо «отцам», виноват ли Базаров в собственных несчастьях.

В общем, Страхов остался доволен произведением, писал, что оно читается «на одном дыхании» и это самый интересный роман Тургенева, поскольку на первый план выходит «чистая поэзия», а не размышления автора.

Статья Писарева «Базаров» пересказ

В своей критической статье Писарев отмечает, что в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» видно отношение автора к описанным явлениям жизни. Он эти явления глубоко прочувствовал, и создал образы, которые прочувствовали характерные для эпохи явления действительности и изменились под их воздействием.

В образе одного человека, Базарова, автор видит объединение тех свойств, которыми обладает множество людей. Этот герой «признает только то, что можно ощупать руками, увидать глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств. Все остальные человеческие чувства он сводит на деятельность нервной системы». Поэтому он предпочитает наслаждение искусством любви и человеческим привязанностям.

Он искренен, работает только для добывания «хлеба насущного», между тем знает, что его труды не останутся незамеченными.

Он самолюбив, ему всё равно, что говорят и думают о нем другие. Его очень трудно задеть до глубины души словами и действиями.

Он поступает только так, как считает нужным и делает всё только для себя, у него нет высокой цели в жизни и деятельности, нет принципов. Между тем в нем есть больная нравственная сила.

Автор называет такое поведение «базаровщина», к которой можно относиться как угодно, а вот искоренить не получится – это болезнь эпохи.

У Базарова рядом нет родственной души, поэтому он замыкается. Даже женская любовь не способна быть для него интересной.

«Умереть так, как умер Базаров, — все равно что сделать великий подвиг…» – пишет автор. Человеческое вырвалось в нем наружу, он переломил себя и отказался от самого нигилизма перед лицом смерти.

Писарев отмечает, что Базаров достоин занимать место среди «лишних людей».

По мнению критика, Тургеневу его герой не нравится – Тургенев эстет, а вот Базаров – циник. Автор показывает внутреннюю силу своего героя, говоря о том, что современные молодые люди впадают в крайности, но с такой силой и умом, что эти увлечения будут большим толчком в их жизни.

Аркадий, друг Базарова, лишь «напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись», поэтому эти герои – противоположности.

Павел Петрович Кирсанов в глубине души «такой же скептик и эмпирик, как сам Базаров», поэтому он – родная душа Базарова.

«Ситниковы и Кукшины всегда останутся смешными личностями: ни один благоразумный человек не порадуется тому, что он стоит с ними под одним знаменем…».

Интересные размышления на тему “Отцы и дети: соперники или союзники”.

Предварительный просмотр:

Рабочая карта урока

Фамилия, имя учащегося ________________________________

  1. Цели урока.
  1. _______________________________________________________________________
  2. _______________________________________________________________________
  3. _______________________________________________________________________
  4. _______________________________________________________________________
  5. _______________________________________________________________________
  6. _______________________________________________________________________
  1. Этапы осмысления.

Задание:
определите порядок осмысления темы урока и расположите афоризмы комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» в соответствии с этой логикой.

1.____________________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________________

  1. Ключевые фразы высказываний представителей периодических изданий о романе «Отцы и дети»

1.«Современник»:_____________________________________________________________________

2.«Колокол»:_________________________________________________________________________

3.«Русское слово»: ____________________________________________________________________

4.«Русский вестник»: __________________________________________________________________

V. ТАСК- «тезис-анализ-синтез-ключ».

Трактовка Писарева

После публикации романа Тургенева началось его обсуждение в прессе. Это почти тут же получило полемический характер. К примеру, в издании «Русское слово» в 1862 г. вышла статья Писарева «Базаров». Он отметил предвзятость относительно описания героя Базарова, утверждая, что автор не показывает благорасположения к главному персонажу, он испытывает антипатию к этому направлению мысли.

Но общее впечатление Писарева сведено к другой проблеме. Критик находит в Базарове сочетание основных аспектов мировоззрения разных пониманий демократии, которые писатель смог верно описать. И критическое отношение непосредственно автора к Базарову при этом больше является преимуществом. Как считает Писарев, трагедия состоит в том, что у этого персонажа отсутствуют требуемые условия для деятельности. И поскольку Тургенев не может показать, как живет основной персонаж романа, он описывает, как он умирает.

Нужно сказать, что Писарев нечасто выражает в своих кратких конспектах и публикациях восхищение различными художественными романами. Именно его можно назвать нигилистом — человеком, который опровергает ценности. Но критик подчеркивает эстетическое значение произведения. Причем он убежден, что настоящий нигилист, как и непосредственно Базаров, обязан отрицать любую ценность искусства.

Базаров (статья)

Новый роман Тургенева дает нам все то, чем мы привыкли наслаждаться в его произведениях. Художественная отделка безукоризненно хороша; характеры и положения, сцены и картины нарисованы так наглядно и в то же время так мягко, что самый отчаянный отрицатель искусства почувствует при чтении романа какое-то непонятное наслаждение, которого не объяснишь ни занимательностью рассказываемых событий, ни поразительною верностью основной идеи. Дело в том, что события вовсе не занимательны, а идея вовсе не поразительно верна. В романе нет ни завязки, ни развязки, ни строго обдуманного плана; есть типы и характеры, есть сцены и картины, и, главное, сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко-прочувствованное отношение автора к выведенным явлениям жизни. А явления эти очень близки к нам, так близки, что все наше молодое поколение с своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа. Я этим не хочу сказать, чтобы в романе Тургенева идеи и стремления молодого поколения отразились так, как понимает их само молодое поколение; к этим идеям и стремлениям Тургенев относится с своей личной точки зрения, а старик и юноша почти никогда не сходятся между собою в убеждениях и симпатиях. Но если вы подойдете к зеркалу, которое, отражая предметы, изменяет немного их цвета, то вы узнаете свою физиономию, несмотря на погрешности зеркала. Читая роман Тургенева, мы видим в нем типы настоящей минуты и в то же время отдаем себе отчет в тех изменениях, которые испытали явления действительности, проходя через сознание художника. Любопытно проследить, как действуют на человека, подобного Тургеневу, идеи и стремления, шевелящиеся в нашем молодом поколении и проявляющиеся, как все живое, в самых разнообразных формах, редко привлекательных, часто оригинальных, иногда уродливых.

Такого рода исследование может иметь очень глубокое значение. Тургенев — один из лучших людей прошлого поколения; определить, как он смотрит на нас и почему он смотрит на нас так, а не иначе, значит найти причину того разлада, который замечается повсеместно в нашей частной семейной жизни; того разлада, от которого часто гибнут молодые жизни и от которого постоянно кряхтят и охают старички и старушки, не успевающие обработать на свою колодку понятия и поступки своих сыновей и дочерей. Задача, как видите, жизненная, крупная и сложная; сладить я с нею, вероятно, не слажу, а подумать — подумаю.

Роман Тургенева, кроме своей художественной красоты, замечателен еще тем, что он шевелит ум, наводит на размышления, хотя сам по себе не разрешает никакого вопроса и даже освещает ярким светом не столько выводимые явления, сколько отношения автора к этим самым явлениям. Наводит он на размышления именно потому, что весь насквозь проникнут самою полною, самою трогательною искренностью. Все, что написано в последнем романе Тургенева, прочувствовано до последней строки; чувство это прорывается помимо воли и сознания самого автора и согревает объективный рассказ, вместо того чтобы выражаться в лирических отступлениях. Автор сам не отдает себе ясного отчета в своих чувствах, не подвергает их анализу, не становится к ним в критические отношения. Это обстоятельство дает нам возможность видеть эти чувства во всей их нетронутой непосредственности. Мы видим то, что просвечивает, а не то, что автор хочет показать или доказать. Мнения и суждения Тургенева не изменят ни на волосок нашего взгляда на молодое поколение и на идеи нашего времени; мы их даже не примем в соображение, мы с ними даже не будем спорить; эти мнения, суждения и чувства, выраженные в неподражаемо живых образах, дадут только материалы для характеристики прошлого поколения, в лице одного из лучших его представителей. Постараюсь сгруппировать эти материалы и, если это мне удастся, объясню, почему наши старики не сходятся с нами, качают головами и, смотря по различным характерам и по различным настроениям, то сердятся, то недоумевают, то тихо грустят по поводу наших поступков и рассуждений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: