Сочинения
Недавно мне удалось прочитать рассказ Паустовского Теплый хлеб. Как оказалось — это прекрасное произведение советского писателя-гуманиста, который предпочитал писать о простых людях. Его произведения перекладывались на многие языки. Все его герои похожи на таких же мальчишек и девчонок как и мы, поэтому его рассказы, такие как сказка Паустовского Теплый хлеб для читательского дневника, очень близки и понятны всем.
Паустовский Теплый хлеб
Рассказ переносит читателя в военное время в простую деревушку, где проходил солдат с раненым конем. Животное тот оставил, и о нем заботился Панкрат — местный мельник. А после и все жители старались накормить коня, что захаживал в каждый двор и являлся общественным.
Однажды лошадь пришла и во двор, где жил агрессивный Филька Ну тебя. В тот момент мальчик ел хлеб и тем самым привлек к себе голодного коня. Однако не поделился он с лошадью, и вместо этого, выбросил хлеб, а лошадь ударил. Своим бездушием Филька чуть было не совершил катастрофу, ведь на деревню опустилась суровая зима с лютыми морозами. Вся вода замерзла, а мельница стала. Бабушка рассказала внуку, что такое уже было много лет назад, когда обидели старого раненого солдата. Видимо и сейчас в деревне завелся злой человек, ведь такое происходит от людской злобы.
Понял свою ошибку Филька, пошел к мельнику и приложил все свои усилия, чтобы все исправить, в том числе и помирился с конем, угостив его свежим теплым хлебом.
Главные герои
Центральным персонажем сказки Паустовского оказался мальчик из деревни, что проживал с бабушкой. Это был злобный, черствый и недоверчивый мальчишка, постоянно отказывающий в помощи своим знакомым и друзьям. В его сердце не было тепла и любви к живым существам, поэтому он с легкостью обидел коня, не понимая, насколько жестоко поступает с лошадью. Только после разговора с бабушкой, Филька понимает свою ошибку и все быстро исправляет. И здесь мы видим другие черты, что раскрылись к концу сказки Паустовского Теплый хлеб. Мы увидели Фильку трудолюбивым, сообразительным, обладающего организаторскими способностями. Увидели героя, который сумел увидеть и признать ошибку, сумел заслужить доверие и прощение у лошади.
Еще один из героев, которого хочется выделить, это Панкрат. Он был мельником и приютил раненое животное. Это рассудительный герой, с жизненным опытом за плечами, мудрый и отзывчивый. Он не отказывает мальчику в возможности все исправить и дает возможность показать, что даже в таких хулиганах имеется что-то человеческое и хорошее.
Главная мысль
В произведении Теплый хлеб главной мыслью автора является желание показать читателям, насколько важно быть отзывчивым, щедрым и добрым. Ведь доброта — это ценнейшее человеческое качество, а все хорошие поступки отзовутся добротой других людей
А вот черствость и равнодушие приводит к беде
При этом писатель говорит о том, что каждый из нас может быть злобным Филькой, но главное вовремя осознать ошибку и раскаяться, став милосерднее, отзывчивее и добрее
А вот черствость и равнодушие приводит к беде. При этом писатель говорит о том, что каждый из нас может быть злобным Филькой, но главное вовремя осознать ошибку и раскаяться, став милосерднее, отзывчивее и добрее.
Что такое «Дети мои о чем книга»?
Главной темой книги является родительство и важность связи между родителями и детьми. Книга содержит множество советов по воспитанию, развитию и образованию детей
Автор также освещает такие важные темы, как здоровье, питание, общение с детьми и прочие аспекты, которые влияют на развитие ребенка.
«Дети мои о чем книга» написана простым и доступным языком, чтобы родители могли легко понять и применить советы автора в своей повседневной жизни. Книга предназначена как для новых родителей, так и для тех, кто уже имеет опыт в воспитании детей.
Основное содержание книги включает в себя описание различных методов воспитания, советы по формированию положительного отношения между родителем и ребенком, психологические аспекты родительства и так далее. Книга также содержит истории из реальной жизни и примеры, чтобы помочь читателю лучше понять и применить советы автора.
Основная цель книги «Дети мои о чем книга» — помочь родителям развить положительные отношения со своими детьми и стать эффективными в воспитании
Книга помогает осознать важность роли родителя, а также дает практические советы, которые могут быть применены в реальной жизни
II. Аналитическая беседа по рассказу «Грамматика любви»
— Как вы понимаете название рассказа?(Слово «грамматика» — из научного лексикона. Слова в названии рассказа парадоксально связаны. Это выражение можно считать оксюмороном. Грамматика в переводе с греческого — «искусство читать и писать буквы». В рассказе Бунина говорится об искусстве любить, хотя чувствуется и некоторая авторская ирония: можно ли научиться любить по учебнику?)
— Что нам известно о жизни Хвощинского со слов его соседей-помещиков?
(Он был беден, считался чудаком, «всю жизнь был помешан на любви к своей горничной Лушке», «обоготворил ее».)
— Какую роль сыграла Лушка в судьбе Ивлева?
(Ивлев вспоминает, какое впечатление история Хвощинского произвела на него еще в детстве. Он был «почти влюблен» в «легендарную Лушку».)
— Что думает Ивлев, узнав о смерти Хвощинского?
(Узнав, что Хвощинский умер, Ивлеву захотелось непременно взглянуть на «опустевшее святилище таинственной Лушки». Его волнует вопрос: «Что за человек был этот Хвощинский? Сумасшедший или просто какая-то ошеломленная, вся на одном сосредоточенная душа?».)
— Чем мотивирует Ивлев свой приезд в Хвощинское?
(Заехать в дом Хвощинского из праздного любопытства было неприлично. Ивлев сказал, что хотел бы посмотреть, а может быть, и купить библиотеку, оставшуюся от покойного.)
— Почему Бунин не дает портрета Ивлева, но подробно описывает сына Лушки?
(Ивлев — рассказчик, лицо почти нейтральное в этой истории. О нем сказано в самом начале: «Некто Ивлев». Писателя интересует не столько внешность, сколько размышления, переживания рассказчика. Портрет молодого Хвощинского является косвенным портретом его матери, Лушки, которая, как говорили, «совсем нехороша была собой». Скорее всего, автор выделяет общие черты внешности матери и сына. Сын был «черный, с красивыми глазами и очень миловидный, хотя лицо его было бледно и от веснушек пестро, как птичье яйцо».)
— Какую роль играет этот портрет в рассказе?
(Веснушки на лице говорят о простонародном происхождении героя. Главное же — не только красивые глаза, но и миловидность. Далее в рассказе приводится сентенция из книжки «Грамматика любви»: Женщина прекрасная должна занимать вторую ступень; первая принадлежит женщине милой. Сия-то делается владычицей нашего сердца: прежде нежели мы отдадим о ней отчет сами себе, сердце наше делается невольником любви навеки. ». Видимо, в этой миловидности и есть секрет Лушки, это она — «женщина милая».)
— Согласны ли вы с выражением: «Женщина прекрасная должна занимать вторую ступень; первая принадлежит женщине милой»?
(Обсуждение в классе.)
— Какие детали играют в рассказе важную роль?
(Во-первых, герой видит венчальные свечи, символ вечной, негасимой любви. Хвощинский не мог жениться на крепостной, но всей душой хотел этого брака. Венчальные свечи — символ закрепленного и освященного церковью союза мужчины и женщины.
Во-вторых, писатель обращает наше внимание на книги из библиотеки Хвощинского: «Заклятое урочище», «Утренняя звезда и ночные демоны», «Размышления о таинствах мироздания», «Чудесное путешествие в волшебный край», Новейший сонник». Названия книг раскрывают Ивлеву, «чем питалась та одинокая душа, что навсегда затворилась от мира в этой каморке и еще так недавно ушла из нее. В-третьих, важную роль играет ожерелье Лушки — «снизка дешевеньких голубых шариков, похожих на каменные»
При взгляде на это ожерелье Ивлевым овладело такое волнение, что зарябило в глазах от сердцебиения».)
В-третьих, важную роль играет ожерелье Лушки — «снизка дешевеньких голубых шариков, похожих на каменные». При взгляде на это ожерелье Ивлевым овладело такое волнение, что зарябило в глазах от сердцебиения».)
— Что составляет содержание «Грамматики любви, или Искусства любить и быть взаимно любимым»?
(Книга состоит из коротеньких изящных, порою очень точных сентенций» о любви; кроме того, речь в ней идет об «изъяснении языка цветов». Многое в этой книжечке подчеркнуто рукой Хвощинского, а на свободной странице написано сочиненное им самим четверостишие.)
— В чем ценность «крохотной книжечки» «Грамматика любви»?
Примечания
- ↑ Константин Мильчин. . ТАСС (11 мая 2018). Дата обращения: 25 января 2021.
- ↑ Дарья Ломоновская. . Комсомольская правда (25 апреля 2018). Дата обращения: 25 января 2021. (недоступная ссылка)
- ↑ Наталья Ломыкина. . Forbes (20 февраля 2018). Дата обращения: 25 января 2021.
- ↑ Анастасия Скорондаева. . Российская газета (10 апреля 2018). Дата обращения: 25 января 2021.
- ↑ Дарья Субботина. . Вечерняя Казань (11 мая 2018). Дата обращения: 25 января 2021.
- ↑ . Реальное время (10 мая 2018). Дата обращения: 25 января 2021.
- Иван Шипнигов. . Нож (1 июня 2018). Дата обращения: 25 января 2021.
- . Татар Информ (14 сентября 2019). Дата обращения: 25 января 2021.
- . www.bigbook.ru. Дата обращения: 25 декабря 2022.
- . Аргументы и Факты (22 февраля 2019). Дата обращения: 25 января 2021.
- ↑ Галина Юзефович. . Meduza (6 мая 2018). Дата обращения: 25 января 2021.
- . Московский Комсомолец (3 октября 2018). Дата обращения: 25 января 2021.
- Александр Борисов. . Российская газета (13 декабря 2019). Дата обращения: 25 января 2021.
- Михаил Визель. . Российская газета (10 декабря 2019). Дата обращения: 25 января 2021.
- . РИА Новости (3 декабря 2019). Дата обращения: 25 января 2021.
Как попасть в ополчение ДНР и ЛНР. Набор добровольцев на Донбасс. Пошаговая инструкция: как стать добровольцем
Для того чтобы попасть добровольцем напрямую в армию ДНР или ЛНР, необходимо напрямую обратиться к военному руководству республик.
С собой рекомендуется взять:
- личные документы (паспорт, военный билет, водительские права);
- мед.справку о прохождении флюорографии;
- фото (2 шт. 3*4);
- одежду (нательное белье, носки, сменка, спортивный костюм, резиновые тапки, удобная обувь);
- нитки, иголку;
- фонарик;
- средства личной гигиены (мыло, шампунь, бритвы и др.);
- небольшую аптечку (бинты, вату, йод, обезболивающие);
- деньги от 5 тыс. руб.
Любое обмундирование или приспособления для полевого отдыха приветствуется. Армия ДНР и ЛНР не имеет специальной формы, не может в достаточном количестве обеспечить всех военнослужащих средствами личной гигиены и др., поэтому, по-возможности, такие вещи нужно взять с собой.
Надо отметить, что ДНР и ЛНР не осуществляет доставку добровольцев до республик. Гражданам РФ придется самостоятельно добираться до г.Ростов-на-Дону, а затем на автобусе прямым рейсом в Донецк.
Россиян предупреждают, до Донецка не доехать на поезде. Ж/Д сообщение приостановлено. Если человек планирует приехать на своем автомобиле, то ему нужно перейти границу через КПП Мариновка.
Сюжет
Действие романа происходит в СССР —1930-х годов. Протагонист романа — сельский учитель Якоб Бах, поволжский немец, который живёт и преподаёт в немецком посёлке. Однажды к нему приходит незнакомец Гримм, предлагающий ему стать репетитором его дочери Клары. Баху не нравится мрачная, таинственная атмосфера на другом берегу Волги, где находится одинокий хутор, где живёт Клара. Осенью Гримм решает уехать в германию. Клара по пути сбегает и приезжает к Баху. В посёлке её не приняли и влюблённая пара переезжает на хутор. . Тем временем вокруг него происходят исторические события Поволжья того времени: Гражданская война, голод 1932—1933 годов, коллективизация.
Пушкин. Краткие содержания произведений
- Арап Петра Великого
- Барышня-крестьянка
- Бахчисарайский фонтан
- Борис Годунов
- Братья разбойники
- Выстрел
- Гаврилиада
- Гробовщик
- Дубровский
- Евгений Онегин
- Жених
- История Пугачева
- Кавказский пленник
- Каменный гость
- Капитанская дочка
- Маленькие трагедии
- Медведиха
- Медный всадник
- Метель
- Моцарт и Сальери
- Песнь о вещем Олеге
- Пиковая дама
- Пир во время чумы
- Повести Белкина
- Полтава
- Русалка
- Руслан и Людмила
- Сказка о золотом петушке
- Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
- Сказка о попе и его работнике Балде
- Сказка о рыбаке и рыбке
- Сказка о царе Салтане
- Скупой рыцарь
- Станционный смотритель
- Цыганы
- Южная ссылка
Читать онлайн «Подарок» автора Паустовский Константин Георгиевич — RuLit — Страница 1
Константин Паустовский
Подарок
Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось. Зима у нас длинная, затяжная, лето гораздо короче зимы, а осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы.
Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, мальчик лет пятнадцати. Он часто приходил к нам в деревню из дедовской сторожки с Урженского озера и приносил то кошелку белых грибов, то решето брусники, а то прибегал просто так – погостить у нас, послушать разговоры и почитать журнал «Вокруг света».
Толстые переплетенные тома этого журнала валялись в чулане вместе с веслами, фонарями и старым ульем. Улей был выкрашен белой клеевой краской. Она отваливалась от сухого дерева большими кусками, и Дерево под краской пахло старым воском.
Однажды Ваня принес маленькую, выкопанную с корнем березу. Корни он обложил сырым мхом и обернул рогожей.
– Это вам, – сказал он и покраснел. – Подарок. Посадите ее в деревянную кадку и поставьте в теплой комнате – она всю зиму будет зеленая.
– Зачем ты ее выкопал, чудак? – спросил Рувим.
– Вы же говорили, что вам жалко лета, – ответил Ваня. – Дед меня и надоумил. «Сбегай, говорит, на прошлогоднюю гарь, там березы-
двухлетки растут, как трава, – проходу от них нет никакого. Выкопай и отнеси Руму Исаевичу (так дед называл Рувима.) Он о лете беспокоится, вот и будет ему на студеную зиму летняя память. Оно, конечно, весело поглядеть на зеленый лист, когда на дворе снег валит как из мешка».
– Я не только о лете, я еще больше об осени жалею, – сказал Рувим и потрогал тоненькие листья березы.
Мы принесли из сарая ящик, насыпали его доверху землей и пересадили в него маленькую березу. Ящик поставили в самой светлой и теплой комнате у окна, и через день опустившиеся ветки березы поднялись, вся она повеселела, и даже листья у нее уже шумели, когда сквозной ветер врывался в комнату и в сердцах хлопал дверью.
В саду поселилась осень, но листья нашей березы оставались зелеными л живыми. Горели темным пурпуром клены, порозовел бересклет, ссыхался дикий виноград на беседке. Даже кое-где на березах в саду появились желтые пряди, как первая седина у еще нестарого человека. Но береза в комнате, казалось, все молодела. Мы не замечали у нее никаких признаков увядания.
Как-то ночью пришел первый заморозок. Он надышал холодом на стекла в доме, и они запотели, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами. Одни только звезды как будто обрадовались первому морозу и сверкали гораздо ярче, чем в теплые летние ночи. В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука – пастуший рожок пел в темноте. За окнами едва заметно голубела заря.
Я оделся и вышел в сад. Резкий воздух обмыл лицо холодной водой – сон сразу прошел. Разгорался рассвет. Синева на востоке сменилась багровой мглой, похожей на дым пожара. Мгла эта светлела, делалась прозрачнее, сквозь нее уже были видны далекие и нежные страны золотых и розовых облаков.
Ветра не было, но в саду все падали и падали листья.
Березы за одну эту ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпались с них частым и печальным дождем.
Анализ новеллы
Рассказ Бунина «Грамматика любви» начинается просто и обычно
Кажется, что ничего не стоит и ожидать, но исследователи творчества Ивана Алексеевича всегда обращали внимание на то, что великий писатель придавал свое особое значение именно началу произведения, его первым предложениям. Этот прием Бунин использовал для того, чтобы нацелить своего читателя, подготовить к тому, о чем пойдет речь на протяжении всей новеллы. В тексте рядом с поэтическим началом соседствуют реальные вещи, которые имеют бытовое описание
Например, у кареты, на которой путешествует главный герой, верх не только кривой, но и еще запыленный. Или же ямщик, о котором сам писатель говорит, что он хозяйственный, но совершенно не понимающий шуток
В тексте рядом с поэтическим началом соседствуют реальные вещи, которые имеют бытовое описание. Например, у кареты, на которой путешествует главный герой, верх не только кривой, но и еще запыленный. Или же ямщик, о котором сам писатель говорит, что он хозяйственный, но совершенно не понимающий шуток.
Стоит заметить, что Иван Алексеевич, чтобы красочнее передать состояние своего героя, подключает к описанию ту природу, которую дворянин видит вокруг. Сначала это необъятны просторы, величественная красота. Но после посещения графини настроение Ивнева меняется и это можно уже определить по тому, как резко меняется погода. Она становится скучной, грязной, тёмной.
Незаметно Бунин подводит читателя к завязке своей истории, вспоминая о любви помещика и прислуги. Ведь эта мысль надолго поселится в голове главного героя. Но описание дома приводит читателя в недоумения. Все в нем сохранилось, как и раньше. В нем как бы осталась тайна, которую знали только двое. А когда Ивлев уезжает из поместья Хвощинского, то автор, чтобы передать его настроение, опять использует пейзаж. Он пишет, что на улице не было пасмурно, а наступила мутно-золотая заря. Ведь эта история любви оставила в нем сложное чувство.
Писатель в своем произведении утверждал, что любовь не может иметь никаких преград и расстояний, никакие предрассудки не могут остановить прекрасное влечение душ. Но это чувство неуловимо и быстротечно. Чаще всего, любовь связана с трагедией, сломанными и искалеченными судьбами, с горечью. Иван Алексеевич сожалеет о том, что настоящая любовь, вспыхивая быстро, уходит в прошлое. Он считает, что современные люди уже неспособны на то, чтобы безумно и искренне любить. И графиня – это яркий представитель тех женщин, которые ставят на первое место не возвышенное чувство, а влечение плоти. Поэтому и вызывает она и у писателя, и у его героя только раздражение.
Автор верит, что любовь — это бесценный дар и несмотря ни на что, тот, кто познал это чувство счастливый человек.
Новые публикации
Русская «Победа» на стенах Сантьяго 21.12.2023
Российские художники стали участниками международного фестиваля уличного искусства в столице Чили. Мастера граффити из Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска и Нижневартовска украсили стены Сантьяго российскими и чилийскими символами, дали мастер-класс для российских соотечественников и обсудили совместные проекты с коллегами из Латинской Америки.
Время экономики знаний 20.12.2023
Российские предприятия стали активнее обращаться к потенциалу отечественной науки. Занять конкурентную нишу на отечественном рынке, особенно с учётом текущей обстановки, компаниям помогают разработки вузов и научно-исследовательских организаций.
«Откуда хвосты у прихвостней»: Лингвист назвала топ лучших книг о русском языке 20.12.2023
Составлен топ полезных, а главное, увлекательных книг о русском языке. Отличным русским они рассказывают о законах развития устной и письменной речи, истории известных слов и выражений, а также о тайнах и загадках языкознания.
Знай русский! Садитесь или присаживайтесь? 19.12.2023
Кто из нас не слышал в свой адрес любезные приглашения «Садитесь, пожалуйста!» или «Пожалуйста, присаживайтесь!»? При этом одни относятся к данным предложениям спокойно, других они сбивают с толку, а некоторые ухмыляются, негодуют и даже обижаются.
«Если Россия начинается с псковской земли, то и защита русской культуры должна начаться здесь» 18.12.2023
В Пскове прошёл международный фестиваль против отмены русской культуры, одним из организаторов которого стал Псковский музей-заповедник. Его директор Светлана Мельникова уверена, что именно музеи сегодня сохраняют мосты между культурами разных стран.
Рафаэль Гусман: «Студенты в Испании знают: русский язык даст им значимость» 15.12.2023
В недружественных странах Европы остаются уголки, где не только не отменяют русскую культуру, но думают о будущем культурного диалога с Россией. В испанской Гранаде прошли два мероприятия, посвящённых русской литературе, – международный семинар по современной российской литературе и конкурс молодых переводчиков произведений русских писателей и поэтов.
Какие песни поёт Африка о России? 15.12.2023
В Африке музыка всегда была важной частью социальной, политической и религиозной жизни. С помощью песен в различных жанрах музыканты часто пытаются донести свою точку зрения о политике, властях и происходящем в мире
Примечательно, что в последнее время начинают появляться африканские исполнители, симпатизирующие России и поющие о ней.
Как Россия стала Новым Светом для европейцев 15.12.2023
260 лет назад русская императрица Екатерина II подписала манифест, дозволяющий иностранцам селиться в России. И вот поначалу сотни, тысячи, а потом и сотни тысяч европейцев обрели на территории Российской империи новую родину, а вместе с ней и новую – зачастую более успешную – жизнь.
Романтика и сложности отношений
В романе «Дети мои» основное внимание уделено отношениям между главными героями их романтическийм и сложным натурой. Книга исследует различные аспекты любовных отношений, включая их начало, развитие, испытания и определение судьбы
Первоначально, отношения между героями романа возникают из романтического влечения и привлечения друг к другу. Исходя из наблюдений, сделанных автором, эта взаимная привлекательность может возникать из-за сходства интересов, личностных качеств или внешности, или просто случайной встречи, которая приводит к искреннему влечению и влюбленности.
Однако, с течением времени, романтические отношения сталкиваются с различными сложностями и испытаниями. Главные герои сталкиваются с проблемами, связанными с коммуникацией, доверием, ревностью, образом жизни, различиями взглядов и ценностями, и другими факторами, которые могут привести к конфликтам и разрывам в отношениях.
Романтика и сложности отношений также исследуются в контексте зрелости и роста героев. Главные герои обретают сознание о себе, осознают свои сильные и слабые стороны, а также учатся принимать своих партнеров в отношениях. Для совершенствования отношений часто требуется совместная работа, исправление ошибок, преодоление трудностей и принятие компромиссов.
Главная идея | Основные моменты |
Романтическое влечение |
— Взаимная привлекательность главных героев — Начало искреннего влечения и влюбленности |
Сложности отношений |
— Проблемы с коммуникацией и доверием — Ревность и различия взглядов — Конфликты и разрывы в отношениях |
Зрелость и рост героев |
— Осознание себя и личностных качеств — Принятие партнера и работа над отношениями — Исправление ошибок и преодоление трудностей |
Композиция
Проводя в романе «Война и мир» анализ произведения, необходимо отметить сложность и многоступенчатость его композиционного построения. Не только роман, но даже каждый том и каждая глава имеют собственную кульминацию и развязку. В книге теснейшим образом переплетены главные сюжетные линии, многие персонажи и эпизоды противопоставлены друг другу.
Произведение состоит из 4 томов и эпилога, и каждой из частей книги соответствует определенный временной промежуток.
- 1 том (1805 год) – описание войны и главных героев, наполненных честолюбивыми мечтами.
- 2 том (1806-1811 год) – отображение проблем и сложных жизненных ситуаций, в которых оказался каждый из героев романа.
- 3 том (1812 год) – полностью посвящен войне 1812 года.
- 4 том (1812-1813 годы) – наступление долгожданного мира, с приходом которого происходит прозрение главных героев.
- Эпилог (18120 год) – повествование о дальнейшей судьбе центральных персонажей.
Художественные особенности
«Дети мои» наполнены множественными отсылками к классическим немецким сказкам, также критики находили в ней отсылки к фэнтези-литературе, в частности, к произведениям Джона Толкина. Сама Яхина рассказала, что для неё это история о «мифологичности сознания» — сам протагонист, российский немец, находит в происходящих с ним событиях черты знакомых ему сказок и мифов.
В отличие от «Зулейха открывает глаза», предыдущего романа Яхиной, «Дети мои» не позиционируется как исторический роман. При этом Яхина рассказывала, что при написании изучила множество документов о поволжских немцах того времени, в романе появляются реальные элементы культуры поволжских немцев и СССР 1920—1930-х годов в целом. По её словам, главные персонажи — Якоб Бах, его дочь и беспризорник Васька — целиком вымышленные, а второстепенные герои вдохновлены образами персонажей из фильма «Мартин Вагнер» 1928 года, рассказывающего о коллективизации в АССР Немцев Поволжья. Изначально Яхина хотела сделать центральным сюжетом депортацию поволжских немцев, но в конечной версии книги депортация упоминается только в эпилоге, действие романа происходит до её начала. Она рассказала также, что в «Дети мои» попыталась глубже раскрыть темы, поднимаемые в «Зулейхе» — отношения человека с государством, место «маленького человека» в большой истории, внутренняя и внешняя свобода человека, отношения отцов и детей.
Четыре главы книги, по словам Яхиной, посвящены Иосифу Сталину и написаны от его точки зрения. С этих глав она начала писать роман.
История выхода
Гузель Яхина рассказала, что написание «Дети мои» для неё сопровождалось давлением и ожиданием со стороны читателей после успеха её предыдущего романа «Зулейха открывает глаза». Она несколько раз переписывала целые главы и перепридумывала сюжет и персонажей. Долгое время ей казалось, что наброски слишком напоминают «Зулейху» — в некоторых ранних версиях главным героем был татарский мальчик, попадающий в семью поволжских немцев. По её словам, ощущение страха перед написанием второго романа «просочилось в текст и стало одной из основных линий», а «преодоление страха» стало основным мотивом книги. Книга писалась два года.
По словам Яхиной, в романе объединяются близкие ей темы, немецкая культура и Волга — сама она выросла в Казани, поволжском городе.
В феврале 2018 года российское издание журнала Forbes включило предстоящий роман в список «20 главных книг 2018 года» в России.
14 апреля 2018 года, ещё до публикации романа, три фрагмента «Дети мои» использовались в акции «Тотальный диктант». Яхина отредактировала фрагменты специально для акции. Одна из участниц «Тотального диктанта» в Минске заявила, что узнала в протагонисте романа своего дедушку, поволжского немца по фамилии Бах. Яхина рассказала, что это совпадение, и все герои романа вымышлены.
В августе 2019 года книга вышла на немецком языке. Название «Дети мои» в немецкой версии изменено на Wolgakinder (с нем. — «Дети Волги»).
В декабре 2019 года роман был удостоен третьей премии «Большая книга» и получил приз читательских симпатий, учреждённый премией.
Экранизация
После выхода романа в 2018 году Яхина подписала договор о создании полнометражного фильма по мотивам романа. Режиссёром экранизации должен стать Алексей Учитель.