Кратко о эпосе
Впервые о глубокой самобытности эпоса было заявлено в трудах А. А. Петросян. Она первая из исследователей обнаружила сюжетное сходство башкирского эпоса с шумерско-аккадским эпосом о Гильгамеше, но в то же время пришла к выводу о существовании глубоких различий идейно-художественных концепций данных произведений:
Эпос «Урал-батыр»- это настоящее достояние всего башкирского народа. Это произведение было написано на башкирском языке, но его перевели на многие языки мира.
А в самом эпосе говорится о семье, которая жила на нетронутых землях. У Янбирде была жена Янбике, а у мне них было два сына младший Урал и старший Шульген. Младший сын был послушным и воспитанным, а старший наоборот никогда не слушался и всегда перечил отцу. Была обычная семья которое занималось охотой и рыболовством, как у них проходила жизнь не спеша.
Но однажды отец поведал своим сыновьям историю о Смерти, который может побороть только живительная вода. Тогда старик сказал парням, что обязательно нужно найти эту воду. Он дал каждому по льву и отправил их в путь.
Тогда,так как братья были очень разными, они разошлись и пошли разными дорогами. Шульген пошёл в край под названием Самрау, а Урал направился в земли Катила, который каждый год приносил в жертву людей. Урал сразу же решил покончить со смертью и поэтому вступил в бой с царством быком. У них была жестокая схватка, но Урал всё-таки выиграл её. При этом Младший сын не убил быка, а даровал ему жизнь. В знак благодарности теперь все бутики находятся на службе у человека, при этом у них загнутые рога и раздвоенные копыта. Правитель этих земель с ужасом покинул их, а Урал поженился на его дочери.
А Шульген на своём пути встретил змеиного правителя, которой был в дружбе со злыми силами. Этот правитель подчинил себе Шульгена и настроил его против младшего брата. Именно поэтому Шульнген постоянно мешал Уралу. Младший брат сражался с различными мифическими существами и выигрывал бои. На местах, на которых оставались тела этих существ, вырастали Уральские горы.
В следующей части эпоса говорится о смерти Великого Батыра, который оставил после себя предков таких же добрых и порядочных. Именно они продолжают род, занимаются хорошими делами, открывают новые реки и горы, которые теперь носят их имена.
Всё-таки Урал нашел ту самую живую воду. Но при этом он не отнес её людям,а вылил на землю. Потому что Батыр считал, что только природа может быть великой и бессмертной.Поэтому предки были очень благодарны Уралу, так как их окружала красивая и величественная природа.
Эпос «урал-батыр» очень интересный, так как в нём много ведуется о происхождении государства, о самоотверженности и преданности, о благородности и умении думать о будущем в нужный момент.
Популярные сегодня пересказы
Многие сказки имеют счастливый конец. Но в большинстве произведениях знаменитого Ганса Христиана Андерсена есть добрая доля правды. Поэтому, чаще всего, его рассказы заканчиваются трагически. И сказка о жизнерадостной ромашке не исключение.
Эта история произошла в середине 19-го века. В семье мистера Домби появился долгожданный сын, которого назвали Полем. Сам мистер Домби являлся владельцем одной из крупнейшей лондонских фирм и называлась
-
Подарок маме на день матери в детском саду из фоамирана
-
Макс фриш биография пьеса краткое содержание
-
Школьный жилет 2021 самые клевые
-
Школа россии предметные результаты 4 класс литературное чтение
- Развлечение до свидания детский сад цель
Популярные сегодня пересказы
Даниэль Пеннак, французский писатель, создал поистине замечательное творение под названием «Глаз волка». В нем идет повествование о старом одноглазом волке.
Главный герой произведения – Селиван, мещанин из Кромы. Особенность его внешности – красное родимое пятно на лице. За такое пятно его люди и боялись, говорили, что можно ждать от него подвох, так как это метка дьявола
Над этим произведением Некрасов работал долго и кропотливо. Автор перепроверял данные, обращался к истоку времени восстания декабристов. Всем этим он хотел показать читателю
История, которую рассказывает Фитцджеральд, относится к сфере так называемого потерянного поколения. Эта тематика была популярна в тот период и соответствовала социальной ситуации, когда после войны появилось довольно много молодых людей
Легенда о Урал-батыре
Давным-давно жили на свете старик со старухой, и было у них два сына. Старшего звали Шульген а младшего – Урал. Когда сыновья выросли, отец отправил их на поиски «живой воды», а вместо коней, он дал сыновьям по льву. Благородный Урал Батыр, уступил безопасный путь старшему брату, а сам направился по дороге, на которой на каждом шагу его подстерегает смерть. Но даже следуя безопасной дорогой Шульген не справился с соблазнами и перешел на сторону зла выпив кровь наделяющую человека силой. После этого Шульген становится одним из главных злодеев и врагов Урала.
Урал-батыр же сумел исполнить поручение отца и сохранить чистое сердце. С многими злодеями приходилось сражаться Урал-батыру. Он сражался с огромным быком а после с четырьмя лучшими воинами кровожадного царя Катилы. Победил царя змей Кахкаху. Сражался со злыми дивами (человекоподобные существа, имеющие вид великанов; служители Шульгена) и их предводителем Азракой.
Как Шульген нарушил запрет отца
Янбирде и Янбике жили в этих местах с незапамятных времен. У них не было дома и никакого хозяйства они не вели. Еду готовили на костре, ели из чего придется, а если хотелось поспать — высокая трава стелилась как мягкое ложе, высокие липы склоняли свои ветви, чтобы укрыть их от дождя, густой боярышник и шиповник смыкались вокруг них, чтобы защитить от ветра. Ни зимы, ни весны, ни осени не было в тех местах, а только одно бесконечное лето.
Янбике и Янбирде жили охотой. Выезжали они на могучих свирепых львах, щука помогала им ловить рыбу в реках, а верный сокол бил для них птиц. Ни лука у них не было, ни ножа, голыми руками они ловили в лесах зверей и чувствовали себя хозяевами тех мест.
Был у них обычай с незапамятных времен — собирали они кровь убитых животных и делали из него особое питье, которое придавало им силу и бодрость. Но пить это самое питье можно было только взрослым, а детям своим, Шульгену и Уралу, родители строго–настрого запрещали прикасаться к ракушкам, в которых оно хранилось.
Дети росли быстро. Когда Шульгену исполнилось двенадцать лет, он решил оседлать льва и отправиться на охоту, как его отец.
Урал, которому в ту пору было десять лет, решил поохотиться с соколом, как охотился его отец.
Но Янбирде не дал им своего благословения и сказал так:
«Дети мои! Я вас люблю, как люблю свои глаза, которыми смотрю на белый свет. Но разрешить вам охотиться не могу — у вас еще не выпали молочные зубы, вы еще не окрепли телом и душой, не пришло пока ваше время. Не торопите своего детства и слушайте меня. А я вам говорю — чтобы привыкнуть к верховой езде — садитесь на оленя. Чтобы научиться охотиться с соколом — пускайте его на стайку скворцов. Есть захочется — ешьте, пить захочется — пейте, но только воду из родника. Пить то, что мы с матерью пьем, вам запрещено».
Однажды Янбирде и Янбике ушли на охоту и долго не возвращались. Мальчики играли на полянке, а когда проголодались, Шульген вдруг сказал своему младшему брату:
— Давай попробуем то, что пьют наши родители.
— Нельзя, — ответил ему Урал. — Отец не разрешает.
Тогда Шульген стал дразнить своего брата:
— Да ты не бойся, они не узнают, мы по чуть–чуть попробуем. Питье–то сладкое, наверно. Отец и мать не ходили бы на охоту, не ловили бы зверей, если бы им не хотелось это пить.
— Нет, — отвечал ему Урал. — Пока не стану егетом, пока не узнаю обычаев взрослых людей, не погублю ни одного зверя, пить это питье не буду.
— Да ты просто трус, — закричал тогда Шульген и стал громко смеяться над братом.
— Нет, — сказал ему Урал. — Львы и тигры очень храбрые звери, но и они плачут, когда к ним приходит Смерть. Вдруг, если попьешь из ракушек, она здесь появится?
— А ты не бойся, — сказал непослушный Шульген и отпил немного из ракушек. Так он нарушил запрет отца.
Читательский дневник по эпосу «Урал-батыр»
Сюжет
В затерянном краю живет старик Янбирде («давший жизнь») с женой Янбикэ, старшим непослушным сыном Шульгеном и добрым младшим Уралом. Урал мечтает истребить Смерть, хочет счастья народу, а Шульген славы и власти себе. Урал убивает злого падишаха Катилу, берет в жены его дочь. Спасает от гибели змея Заркума, но свергает его злого отца-падишаха. Оба брата приходят к Хумай, лебедушке и дочке падишаха Самрау, но ее любовь, крылатый конь, меч и путь к роднику с водой бессмертия достаются батыру Уралу.
Шульген из зависти к брату вместе со злодеями Азракой, Заркумом и дивами воюет с ним. Злодеев убивают, а Шульгена прощают. Из родника люди не пьют: пусть бессмертны будут, как и раньше, души, и добрые дела. Шульген с дивами селится в озере и губит людей. Урал выпивает озеро, и гибнет от попавших внутрь дивов. Он завещает народу жить в радости, мире, взаимовыручке, уважая храбрость, старость и молодость. Жена Хумай хоронит его в горах Уральских. Сыновья батыра Идель, Яик, Нугуш и сын Шульгена Хакмар извлекают для людей воду из гор, их имена получают четыре реки. Память о героях жива в народе.
Отзыв
Башкирский эпос о том, что важнее всего добро и счастье народа, страны. Слова умирающего батыра подходят и современным людям: радоваться жизни, трудиться и сражаться за свою страну, народ, все делать сообща, быть за добро и мир. Бессмертие – в доброте. Эпос учит любить Родину, семью, учит мужеству, бескорыстию, великодушию, справедливости, жизни по совести, добру, дружбе, миру, единству, труду, благодарности.
Священные символы эпоса
Башкирский эпос «Улан-батыр» (так ошибочно называют «Урал-батыр» школьники) поднимает вопрос о том, что такое жизни и смерть, и какой они несут смысл. Ответ на него дается устами седого старца. Ему пришлось объяснять богатырю о том, что истинное бессмертие заключается не в физическом существовании тела, а в его нравственном самосовершенствовании. Герой выбрал путь служения людям и готов бороться со злом путем благодеяний, миротворчества.
Условной точкой отчета событий в эпосе является время, когда был создан мир. Пространство в нем делится на три мира. Верхний — космос — символизирует идеальную организацию общества. Средний — мир людей, а в нижнем обитают демонические силы.
Погибая, батыр дал людям наказ о том, как жить, чтобы не прервался человеческий род и легче решались проблемы. Он предупредил, что добро должно всегда противостоять злу. Процветание возможно там, где существует доброта, дружба и взаимопомощь. В жизни людей не должно быть места страху, ненависти и невежеству. Наказ Урала дает понимание, как жить дальше, и надежду, что род человеческий не прервется.
На уроках географии в 6 классе школьники узнают, что граница между европейским и Азиатским континентом пролегает по Уральскому хребту. Увековеченное на карте мира, имя героя старинного эпоса известно всем жителям планеты
Величественные горные вершины — безмолвный памятник отважному воину, подарившему своей земле великую историю, богатые недра и невероятно красивую природу
Предыдущая
Краткое содержание«Мороз Иванович» — краткое содержание сказки В.И. Одоевского
Следующая
участок
На основе Тюркский и Иранский Народная песня предания, стихотворение повествует о подвигах Урал-батыра. Урал родился у пожилой пары Янбике и Янбиркэ. (из Персидский слово جان jan, означающее «душа»), а Yanbirðe означает «данная душа», а Yanbike означает «женщина души»[нужна цитата
]. Урал с детства проявляет все черты легендарного героя: непоколебимое мужество, честность, добросердечие, сопереживание и огромную физическую силу. В отличие от своего хитрого и коварного брата Шульган (видеть Сулган-таш), Урал — яростный враг зла и олицетворяющей его Смерти. Повзрослев, Урал отправляется на поиски Смерти, желая найти и уничтожить Его. По пути он встречается с разными людьми и легендарными существами, и его часто откладывают долгие приключения; во всех случаях его действия служат для спасения жизней или подавления зла. Верхом на крылатом жеребцеАкбутхат (или жеАкбуз Ат ;Бело-серая лошадь ), он спасает молодых мужчин и женщин, подготовленных к жертвам тираническим шахом Катилом, от неминуемой смерти, укрощает дикого быка, уничтожает огромное количестворазработчики , выходит замуж за легендарного Humai (от персидского همای Humay), горничная-лебедь, и, наконец, поражает вождяразработчик (от персидского دیو div) Азрака, чье мертвое тело, как говорят, сформировало Гора Яман-тау в Южный Урал. Урал-батыр гибнет в последней схватке сразработчики , так как он вынужден выпить целое озеро, в котором они от него спрятались, но он оставляет своих сыновей, чтобы продолжить свою инициативу.Аҡбуҙатҡа һәйкәл.jpg
Как была поймана белая лебедь
И вот однажды случилась великая охота. Дичь словно сама лезла в силки – все охотничьи мешки были переполнены.
Когда охотники наконец вернулись домой, стали они разбирать добычу. Тогда попалась им среди прочей живности птица-лебедь со сломанным крылом. Опутал ей ноги старик Йанбирде, замахнулся острым ножом, чтобы голову отсечь, и тут заплакала птица кровавыми слезами, заговорила:
– Не убивайте меня, не безродная я сирота, вашего, людского племени дочь!
Удивились таким речам Йанбирде, его жена Йанбике и дети их Урал и Шульген. А птица-лебедь продолжала:
– Когда отец мой пару себе искал, никого не нашел на всей земле. Обратил он взор на небо и взял себе в жены Солнце и Луну, приворожил к себе обеих. Он – Падишах всех птиц, имя его Самрау, вот кто мой отец! Он все равно придет ко мне на помощь и освободит меня! Прошу вас, не лишайте меня жизни!
А если не послушаетесь меня, если разорвете меня на части, все равно не стану для вас пищей! Мать моя, Кояш-Солнце еще в младенчестве омыла меня в водах Живого Родника, так что Смерти я не подвластна. Так говорю вам я, Хумай! Отпустите меня, и я укажу вам путь к Живому Роднику!
Растерялись Йанбирде и Йанбике, не знали они, что делать, как поступить. Стали спрашивать совета у своих детей. Шульген не поверил птице, сказал, что ее надо съесть, а вот Урал заступился, думая отпустить ее на волю. Такой между ними вышел спор.
Наконец Урал сказал Хумай (этим именем назвалась лебедь):
– Не горюй, я верну тебя твоим родителям.
Осторожно отнес ее в сторону, положил раненую птицу на землю. Лебедь взмахнула здоровым крылом, и выпали из него три пера. Она обмазала их сочившейся кровью, бросила на землю и тогда, откуда ни возьмись, появились три птицы
Подхватили они лебедь легкими крыльями и унесли в высокое небо
Она обмазала их сочившейся кровью, бросила на землю и тогда, откуда ни возьмись, появились три птицы. Подхватили они лебедь легкими крыльями и унесли в высокое небо
Лебедь взмахнула здоровым крылом, и выпали из него три пера. Она обмазала их сочившейся кровью, бросила на землю и тогда, откуда ни возьмись, появились три птицы. Подхватили они лебедь легкими крыльями и унесли в высокое небо.
Понял тогда Йанбирде, что кончилось для его детей беззаботное время, что пора им отправляться в путь, за птицей-лебедью – искать дорогу к Живому Роднику.
Наказал Йанбирде своим детям слушаться друг друга, во всем помогать, а если Смерть им по дороге попадется – отрубить ей голову и привезти домой.
Сели сыновья на могучих львов и отправились в далекий путь. Долго смотрели вослед сыновьям Йанбирде и Йанбике, и не знали они, когда увидят своих сыновей, и придется ли когда встретиться с ними.
Популярные сегодня пересказы
Главный герой рассказа – пятилетний мальчик Никита. Его отец ушёл на фронт воевать и не вернулся. Мать ходила в поле на работы на весь день, и Никита оставался один. Мать наказывала мальчику вести себя хорошо
Виктор Петрович Астафьев подарил миру советской литературы большее количество замечательных рассказов. Одним из таких произведений является «Весенний остров». Краткое содержание данного творения представлено в этой статье.
Однажды два друга шли по лесу. К их большому удивлению, они увидели огромного медведя, который приближается к ним. Первый товарищ сразу бросился убегать. Второму везение не улыбнулось.
Главный герой произведения – фельдшер Курятин, принимающий больных ввиду отсутствия более квалифицированного доктора. К нему приходит дьячок с просьбой удалить зуб – дескать, совсем боль замучила
Волшебный конь богатыря
Верным другом и спутником Урала стал его конь Акбузат. На мини-картинках его изображают белоснежным, с крыльями. По легенде он дал согласие, чтобы пуститься в приключения с батыром, при этом человеку пришлось доказывать свое право быть его всадником. Если богатырь уставал, Акбузат выносил его из битвы. Когда же он набирался сил, скакун вновь мчался в бой.
По легенде конь был ослепительной красоты. Он не тонул в воде и не горел в огне. Башкиры считают, что все кони, живущие на земле, являются потомками Акбузата. Лошади помнят наказ своего предка о том, что нужно быть преданным людям. Судьба коня сложилась непросто. Шульген сумел его выкрасть и спрятал его на дне озера, где скрывался.
Периодически герои эпоса и Урал-батыр перемещались на летающих львах. Исследователи считают, что во времена, когда разворачивались события, пещерные львы могли обитать в Европе, на Урале и в Сибири. Они были крупнее современных хищников и могли совершать высокие прыжки. Возможно, поэтому древние считали их летающими.
После гибели Урала людей охватило великое горе. Чтобы увековечить память о народном герое, его похоронили на самой высокой точке. Подходя поклониться Уралу, люди приносили с собой по горстке земли. Со временем возникла большая гора, которая все росла и росла. Тело героя стало золотом и самоцветами, а кровь превратилась в нефть — масло Земли. Горы были названы в его честь — Уральскими.
Урал-батыр. Подвиги «башкирского Геракла»
В башкирской мифологии есть герой-первопредок Урал-батыр или Урал. Подобно Гераклу он путешествует по свету и совершает подвиги во имя добра. При этом, Урал не является богом хотя и обладает мифическими способностями. Так, в своем последнем бою он выпивает целое озеро вместе со своими врагами, но в следствии этого погибает и сам.
Из тела Урал-батыра созданы Уральские горы, а нефть добываемая в этих краях образовалась из пролитой крови Урала. Да и луну создал Урал-батыр уничтожив лишнее Солнце.
Семья у героя тоже была необычная. Брат — главный злодей и враг Урала. Супруга — девушка-лебедь Хумай.
Потомки Урала — дети Идель, Нугуш, Яик и племянник Хакмар (сын брата и главного врага Шульгена, который узнав о предательстве отца попросил Урала стать ему отцом), также стали героями трудившимиса на благо башкирского народа. Их именами теперь называются главные реки Южного Урала: Агидель, Нугуш, Яик, Сакмара.
Волшебный конь Урала — Акбузат, если в огонь попадет – не сгорит, в воду войдет – не утонет, ударом копыта он горы сокрушает и моря рассекает. Он на небе родился, а когда скачет по земле, буря поднимается такая, что камни и скалы обрушиваются, вода в реках вспенивается.
Сюжет эпоса «Урал батыр»
Сюжетной основой данного эпоса является описание героической борьбы Урал батыра за благополучие других людей. Противники главного героя это захватчики с других земель, которым помогают злые потусторонние силы. Персонажи сказания это простые жители земли, которые отстаивают свое право на счастье.
В сюжет введены и мифические существа — небесный царь Самрау и духи природы. Каждая часть эпоса описывает жизнь одного из трех героев, которые являются детьми и внуками старика Янбирде. Первая часть эпоса повествует о самом старике и его жене Янбике.
По злой воле судьбы, они вынуждены жить на безлюдных территориях. Пожилая семейная пара занимается охотой на диких зверей, так как это единственный выход раздобыть себе пищу. На склоне лет женщины, небесный царь дарит ей двух сыновей Урала и Шульгена.
Старик Янбирде рассказал своим детям о существовании злой силы Улем, которая уничтожает все живое на земле. В момент разговора к людям подплыл лебедь, который сказал, что есть на планете бессмертный родник жизни Яншишмы. Ребята, впечатленные рассказами отца и лебедя, решают найти животворящий родник, и тем самым, уничтожить Улем.
Однако, во время их путешествия, Шульген переходит на сторону зла и всячески препятствует своему родному брату, Урал батыру, осуществить свою миссию. На помощь Шульгену приходят злые мифические существа, которые нападают на Урал батыра, однако мужественному юноше удается победить их.
Согласно башкирским преданиям, из тел убитых врагов, Урал батыр создал горы (Уральские горы). В конце второй части Урал батыр умирает, но оставляет после себя достойных наследников своих детей, которые подобно отцу становятся такими, же мужественными и отважными.
Третья часть эпоса это легенда о заселении башкирского народа уральской земли. Дети Урал батыря смогли продолжить дело отца и отыскали источник благоденствия, что позволило им счастливо жить на благодатных землях у подножья гор, воздвигнутых их родителем.
Подвиги Урала
Краткое содержание «Урал-батыр» дополнит знакомство с героическими приключениями отважного богатыря. Свои подвиги он совершал день за днем, победив кровожадного падишаха Катилу, царя змеев Какхату. Удалось богатырю отыскать и живую воду, сразиться с предводителем дивов Арзакой
Наконец, он сошелся в бою с родным братом. И все это для того, чтобы на земле не было смерти
Удалось богатырю отыскать и живую воду, сразиться с предводителем дивов Арзакой. Наконец, он сошелся в бою с родным братом. И все это для того, чтобы на земле не было смерти.
Когда богатырь снес голову Арзаку Алмазным мечом, див упал так, что весь мир содрогнулся. Его огромное страшное тело рассекло водный простор и из недр земли поднялась большая гора, названная Ямантау. Это южная вершина в Башкирии. В переводе ее название означает Злая гора. Местные жители считают, что в округе Ямантау происходят странные события. Считается, что восхождение на вершину приносит беду.
Однажды коварный и злой царь Катила направил на богатыря исполинского быка. В бою бык пыхтел, наступал и старался победить. Однако Урал оказался сильнее и вогнал его по колени в землю. Победив, герой оставил противника в живых. Однако животное вышло из боя с кривыми рогами, треснувшими наполовину копытами и отсутствующим передним зубом. С тех пор все быки мира стали выглядеть также.
Последний и самый героический подвиг Урал совершил возле пещеры Шультан-Таш. В ней находятся 2 подземных озера: со стоячей водой (считается мертвым) и голубое, живое. Их питает подземная река, которая носит название по имени брата богатыря. Почему источнику дано такое название? Когда Урал сразился с Шульгеном, злодей попытался избежать смерти и нырнул в бездонное озеро, расположенное неподалеку. Урал решил выпить водоем, наполненный демонами и змеями, до дна. Однако не справился с задачей, поскольку глотал злых дивов, разорвавших изнутри его благородное сердце.
С собой у Урала была живая вода, которая могла бы его исцелить. Однако он принял решение умереть и отдал каждую каплю бесценной влаги природе, сказав, что только она достойна вечной жизни. Так он защитил родную землю, но пал в схватке с врагами простого народа. Жизнь и дело богатыря продолжили его потомки, которые старались улучшить жизнь людей. В поисках источников счастья батыры шли в далекие путешествия, рассекая горы Алмазными мечами. Там, где они проходили, разливались полноводные реки. На берегах четырех из них поселились предки башкир.
История изучения
Эпос передавался устно из поколения в поколение поэтами-сказителями — сэсэнами. В 1910 году Мухаметша Абдрахманович Бурангулов записал эпос от двух сэсэнов-кураистов: Габита Аргынбаева (≈1850—1921) из аула Идрис и Хамита Альмухаметова (1861—1923) из аула Малый Иткул Иткульской волости Оренбургской губернии. По легенде, после записи этого эпоса Мухаметша Бурангулов подарил сказителю коня, а сам вернулся домой пешком.
Известны другие версии эпоса: прозаичный вариант
был записан в 1956 году у Исмагила Рахматуллина в ауле Имангул Учалинского района исследователем А. И. Харисовым и издана им в том же году; версия, условно обозначаемая какэтиологический миф , была записана в 1984 году у Шамсии Сафаргалиной в ауле Габбасово Зианчуринского района Башкортостана.
В 1968 году эпос «Урал-батыр» был издан с сокращениями на башкирском языке в журнале «Агидель» в 1968 году В 1972 году впервые состоялась полная публикация на башкирском языке — в первом томе свода «Башкирское народное творчество».
В 1975 году в сокращённом виде опубликован в первом томе сборника «Героический эпос народов СССР» в серии «Библиотека всемирной литературы»(пер. А. Х. Хакимов, И. С. Кычаков, А. С. Мирбадалева), а также — в серии «Эпос народов СССР» (пер. А. Х. Хакимов, Н. В. Кидайш-Покровская, А. С. Мирбадалева). В 1977 году был опубликован полный академический текст эпоса на русском и башкирском языках.
Впервые о глубокой самобытности эпоса «Урал-батыр» было заявлено в трудах А. А. Петросян. Она первая из исследователей обнаружила сюжетное сходство башкирского эпоса с шумерско-аккадским эпосом о Гильгамеше, но в то же время пришла к выводу о существовании глубоких различий идейно-художественных концепций данных произведений: «Главный мотив эпоса „Урал-батыр“ — человек сильнее всех сущих, добро неистребимо. Вавилонский эпос опирается на другую идею — все от воли богов»
. Философ Д. Ж. Валеев видит ценность эпоса«как источника по изучению истории общественного сознания и общественной мысли башкир» .
Существует несколько переводов эпоса на русский язык — как подстрочных, так и поэтических. Переводы на русский язык делали несколько писателей и поэтов. Прозаическое переложение эпоса выполнил писатель А. Г. Хусаинов, поэтический перевод на русский язык выполнен поэтом Г. Г. Шафиковым.
В 2003 году «Урал-Батыр» был переведён на английский язык (пер. С. Г. Шафиков). В Уфе вышло подарочное издание эпоса на трёх языках (башкирский оригинал, русский перевод Г. Г. Шафикова и английский перевод С. Г. Шафикова). В 2006 году был издан «Урал-Батыр» на немецком языке в переводе доктора филологии из Германии Алии Тайсиной. Эпос «Урал-Батыр» также был переведён на другие языки мира (абхазский, иврит, турецкий, чувашский и другие).
В 2007 году впервые был опубликован оригинал текста «Урал-Батыра». Все предыдущие публикации эпоса содержали искажения. Причины некритичной публикаций эпоса кроются в советской практике искажения памятников народного творчества, в преследованиях башкирских учёных (Мухаметша Бурангулов был дважды репрессирован). Постановления ЦК партии по Башкирской парторганизации запрещали целый ряд фольклорных памятников. Однако, невзирая на репрессии, эпос «Урал-Батыр» чудом уцелел.
Оригинал в виде машинописной копии на латинском шрифте (стихи с прозаическими вставками) с несколькими рукописными поправками (вероятно, самого М. Бурангулова) хранится в Научном архиве Уфимского научного центра РАН. Подлинник (рукописная запись) не сохранился.
В настоящее время выпущено множество исследований об «Урал-батыре». Продолжается углубленное изучение эпоса на стыке археологии, этнографии, лингвофольклористики.
В Башкортостане многое делается для популяризации эпоса. В Башкирском академическом театре драмы имени М. Гафури поставлен спектакль «Урал-батыр», создан научно-популярный фильм «В поисках Акбузата», разработан туристический проект «Золотое кольцо Башкортостана: дорогами эпоса „Урал-батыр“». Ежегодно проводится конкурс на лучших чтецов эпоса.
Эпос «Урал-батыр» является одним из «Семи чудес Башкортостана», включен в Список нематериального культурного наследия ТЮРКСОЙ, является кандидатом на включение в Список ЮНЕСКО «Шедевры устного и нематериального наследия человечества».
https://youtube.com/watch?v=CMHa3Coov68
Как Йанбирде обнаружил, что из раковины кто-то пил
Долго рассказывал Йанбирде, наконец, в горле у него пересохло, и он решил утолить жажду. Пошел он в укромное место, принес оттуда морскую раковину, в которой хранил свое питье. Открыл Йанбирде раковину и вдруг увидел, что она неполная. Тогда осмотрел он ту раковину повнимательней и обнаружил на ней следы детских пальцев. Понял Йанбирде, что кто-то из его сыновей, а может быть, и оба, нарушил запрет. Страшно рассердился Йанбирде.
– Кто пил из этой раковины? – грозным голосом спросил он у сыновей.
Сыновья молчали.
– Кто посмел? – спросил он еще более страшным голосом. Тут сердце Шульгена не выдержало, и он срывающимся голосом крикнул:
– Никто! Никто не пил, атай!
Этого Йанбирде стерпеть уже никак не мог. Схватил он палку и стал бить сыновей, приговаривая:
– Не только пили, но еще и врете!
Мальчики вскрикивали под ударами, закрывались руками, но палка безжалостно хлестала их по рукам, по ногам, по спинам. Наконец Шульген не выдержал и закричал:
– Это я, я пил!
Но это не принесло ему облегчения. Теперь отец бил его одного, бил страшным, яростным боем.
Тут Урал подскочил к отцу, схватил его за руку и закричал:
– Одумайся, отец! Остановись! Посмотри на палку в твоей руке – ведь она когда-то была молодым деревцем, что росло в лесу, на ветру колыхалось, трепетало листвой. Птицы пели на ней, вили гнезда. Словно младенец, что сосет грудь матери, это деревце сосало влагу из земли и была прекрасным существом!
А когда его от родного корня отделили, когда лишили его веток и листьев, стало оно безжалостным, что твой каменный молот, словно щука, что ловит рыб, собака, с которой ходят на охоту, как сокол, что пускают на птиц. Разве не стало оно бездушным орудьем в твоих руках?
Много лет ты прожил на земле, но так и не понял, что такое Смерть, сердцем ее не почувствовал. Если еще раз ударишь свое дитя, не значит ли это, что ты в своем собственном дому, на собственных детях хочешь показать, как приходит смерть от сильного к слабому, от отца к детям его? Если сегодня брата убьешь, завтра – меня, останешься совсем один. А когда придет старость, сгорбишься, высохнешь ты, не сможешь ходить на охоту, и лев твой, и собака, и сокол и пиявка – все станут голодать, кровью нальются их глаза. И тогда лев, разъярившись, порвет свою привязь и набросится на тебя и разорвет на куски. Что станет с тобой тогда? Не придется ли тебе встретить Смерть в своем собственном жилище?
Услышал эти слова Йанбирде и бросил свою палку. Уже ничего нельзя было поправить – старший сын нарушил запрет отца. Грузно опустился Йанбирде на камень, задумался.
– Наверное, Улем-Смерть пришла сюда незримо и искушает меня убить сына, – сказал он наконец. – Что же такое эта Смерть? Надо созвать всех зверей и птиц, расспросить их. Не может быть, чтобы никто не видел ее. Тогда и решим, что дальше делать.
Популярные сегодня пересказы
- Гёте Гете — это писатель из Германии. Его творения производят большое впечатление. Его шедевры имеют философию и бессмертие. Как бы это странно не звучало. Этот человек был добрым, разбирался
- Любовь во время чумы — краткое содержание романа Маркеса Произведение рассказывает о любви двух немолодых людей. События разворачиваются в XX веке в Колумбии. Герой произведения Флорентино Ариса, должен отнести письмо одному успешному фермеру
- Рейнеке-лис — краткое содержание поэмы Гёте В праздник Троицы Нобель-король собрал вокруг себя всех придворных. Ко двору не явился лишь Рейнеке-лис. Почти всех животных когда-либо обижал и обижает вредный и хитрый лис.
- Краткое содержание сказки Кот и лодыри Маршака Складывали вещи лентяи, чтобы пойти в школу сидеть на уроках. В итоге они пошли кататься на каток. Причём сзади у них были ранцы (в которых лежали школьные учебники), а в руках, под мышки, они положили коньки
Как Йанбирде наставлял сыновей
Дети Йанбирде и Йанбике росли очень быстро.
Когда Шульгену исполнилось двенадцать лет, он захотел оседлать льва и отправиться на охоту. Урал, которому в ту пору было десять лет, вслед за братом решил натравить на дичь их верного сокола.
Но Йанбирде не дал им на это своего благословения. Он сказал им так:
– Дети мои! Вы дороги мне, словно очи, которыми я смотрю на белый свет. Но разрешить вам охотиться не могу – у вас еще не выпали молочные зубы, вы еще не окрепли телом и душой, не пришло пока ваше время сесть верхом на льва, в руки взять сукмар, сокола с криком выпустить на дичь.
Не торопите своего детства и слушайте меня.
А я вам говорю – чтобы привыкнуть к верховой езде, садитесь на оленя. Чтобы научиться охотиться с соколом, пускайте его на стайку скворцов. Есть захочется – ешьте, пить захочется – пейте, но только воду из родника. Пить то, что мы с матерью пьем, вам запрещено.
Кивнули мальчики, усмирили юный пыл, принялись за свои новые занятия.
Сейчас читают
Произведение является рыцарской поэмой итальянского литератора, включающей в себя сорок шесть песен, написанных с использованием октав.
Друзья Павлик, Петька и Люся Синицина живут в одном дворе и часто гуляют вместе. Однажды во двор вышел погулять незнакомый мальчик. Его звали Коля Лыков и он недавно переехал со своими родителями в этот двор
Роман повествует судьбу Фрэнка Каупервуда. Желая получить больше богатства и сделать карьеру, не умея своевременно остановиться, он запутывается в финансовых и любовных делах.
В произведении три героя, которым присуща своя история. Вельчанинов Алексей – сорокалетний ловелас, прожигающий наследство. Трусоцкий Павел – чиновник с заурядной внешностью
В самом начале рассказа перед нами предстает могила главного персонажа. Что же случилось с героиней произведения? А дело было в следующем: пятнадцатилетняя гимназистка Оля Мещерская, веселая и беспечная девушка