Тема
Основная тема
сказки «Дикий помещик» заключается в социальном неравенстве, огромной пропасти между двумя существовавшими в России классами: помещиками и крепостными крестьянами. Порабощение простого народа, сложные отношения между эксплуататорами и эксплуатируемыми —главная проблематика данного произведения.
В сказочно-аллегорической форме Салтыков-Щедрин хотел донести до читателей простую идею
— именно мужик является солью земли, и без него помещик является лишь пустым местом. Мало кто из помещиков задумывается над этим, а потому отношение к мужику презрительное, требовательное и зачастую откровенно жестокое. Но только благодаря мужику помещик получает возможность пользоваться всеми благами, которые он имеет в достатке.
В своем произведении Михаил Евграфович делает вывод, согласно которому именно народ является поильцем и кормильцем не только своего хозяина-помещика, но и всего государства. Истинным оплотом державы служит не класс беспомощных и ленивых землевладельцев, а исключительно простой русский народ.
Именно эта мысль не дает писателю покоя: он искренне сетует на то, что крестьяне уж слишком терпеливы, темны и забиты, и не осознают в полной мере всей своей силы. Он критикует безответственность и терпение русского народа, который ничего не предпринимает для улучшения своего положения.
Авторская характеристика Ляпкина-Тяпкина
Комедия «Ревизор» неоднократно переписывалась и дополнялась Гоголем, который хотел максимально точно донести до читателя свой замысел. По этой причине автор дополнил пьесу особым разделом — «Замечания для господ актёров», в котором кратко и ёмко дал собственную оценку каждому из персонажей.
Из данного раздела становится понятно, что Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин — типичный провинциальный невежда, «прочитавший пять или шесть книг»,
и потому, по ироничному замечанию автора, считающий себя вольнодумцем.
Судья — «охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему даёт вес».
Н. В. Гоголь сделал специальную отметку, что актёр, изображающий Ляпкина-Тяпкина, «должен всегда сохранять в лице своём значительную мину».
Особое внимание писатель уделил особенностям речи героя, который «говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом — как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют»
Смысл названия рассказа Чистый понедельник — Бунина
Понять идею написания произведения часто помогает его название. Почему Иван Бунин для своего рассказа выбрал «Чистый понедельник»? Что означает этот день?
Произведение «Чистый понедельник» знакомит читателей с христианской культурой. Окончание Масленицы. Начало Великого поста. Отказ от праздности, разгульного образа жизни, дурных мыслей. «Чистый» означает очищение. Но не только физическое, но и духовное.
Но не только исключительно сакральный смысл кроется в заглавии рассказа. Название произведения означает начало новой жизни, нового ее этапа. Героиня уходит от праздности, повседневности, суеты в Марфо-Мариинскую обитель. Точка отсчета, после которой ее прежней жизни придёт конец.
Но напоследок героиня решается совершить последние прегрешения: она с радостью идёт на увеселительное мероприятие, позволяет себе много выпить, покурить, и даже впустить к себе на ночь возлюбленного. Поступки, после которых героиня полностью посвятит свою жизнь служению церкви.
Чистый понедельник — граница, разделяющая жизнь героини на две противоположные половины. В первой — мирское рутинное существование, наполненное причудами, забавами, шумными мероприятиями. Во второй — духовная жизнь, к которой героиня долго и упорно шла. Это была ее цель, заветная мечта.
Девушка уверена, современная жизнь не может дать ей счастья, удовлетворения, радости. Она хочет очиститься от всего, что связывало ее с мирским существованием. Героиня уверена, в монастыре ее ждёт спокойствие, красота, духовность, умиротворённость. Все то, что ей жизненно необходимо. Все то, что непременно сделает ее счастливой. Все то, к чему она так долго стремилась. Она решилась. Она готова все изменить.
Название произведения «Чистый понедельник» очень символично. Настроиться и решиться круто поменять свою жизнь — отчаянный поступок. Резкий перелом в судьбе прекрасной девушки. Какое будущее ее ждёт? Переход от походов в рестораны, от развлечений и от праздности к затворническому образу жизни. Героиня сделала свой выбор. Разочаровавшись в повседневной жизни, которая наполнена лицемерием, фальшью, обманом, несправедливостью, она отправляется в долгий путь познания себя, своего внутреннего мира.
Противоположные поступки, парадоксальные сочетания, странное поведение персонажей. Герои иногда сами не могут разобраться в себе. Тогда они идут за помощью в монастырь. Путь к очищению, к раскрытию своего я, к познанию своей духовной красоты страдающих женщин — именно то, что показал Иван Бунин в названии «Чистый понедельник».
Популярные сегодня пересказы
- Краткое содержание сказки Четыре художника Скребицкого Данная сказка полностью раскрывает тему природной красоты. А начинается она с того, как спорят времена года между собой. Зима, весна, осень и лето пытаются выяснить, кто из них является лучшим художником. Судьей же в их споре оказалось Солнце.
- Москва-река — краткое содержание Пришвин Рассказчик живет в небольшом подмосковном городке Звенигороде, название которого, как говорят, произошло от старинного сторожевого колокола, в который звонили в случае любой опасности.
- Краткое содержание рассказа Недреманное око Салтыков-Щедрин Действия произведения разворачиваются вокруг прокурора Куролесыча Проказникова. Особенность главного героя в том, что одно его око — дреманное: им он ничего не видит, а другое — недреманное
- Девочка, с которой ничего не случится — краткое содержание рассказа Булычева Главными героями произведения являются отец и дочь. Девочку зовут Алиса, ее отец профессор по фамилии Селезнев. Он работает в очень необычном зоопарке, здесь находятся самые разные животные, собранные с разных планет.
Главные герои и их характеристика
Важной деталью новеллы можно отметить, что повествование ведется от первого лица, но у главных героев отсутствуют имена. Почему нет имен у героев «Чистого понедельника»? Это следствие типизации образов. Автор изобразил типичных представителей своей среды, но лишь женщины вышла из рамок, навязанных ей происхождением
Однако автор захотел выдержать тон таинственности до конца, поэтому не назвал ее
Автор изобразил типичных представителей своей среды, но лишь женщины вышла из рамок, навязанных ей происхождением. Однако автор захотел выдержать тон таинственности до конца, поэтому не назвал ее.
Главная героиня | противоречивая натура: ее характеризуют таинственность, стремление к уединению, вопросительный взгляд. Девушка ходит на курсы, но не понимает, зачем ей учеба. Героиня образованная, утонченная и умная, но отстранённая от всего, что окружает ее. При этом, стоить отметить, что она умеет получать удовольствие от жизни: читает книги, любит красивые вещи, вкусную еду. Её влечет роскошная и веселая жизнь, но она чувствует свое призвание в чем-то другом и не может найти себя. В первый день Великого поста, герою открывается другая жизнь девушки. Оказывается, она посещает церкви, соборы, разбирается в религиозных обрядах, может процитировать житийную литературу. Только в единении с Богом она почувствовала себя цельной натурой, только в монастыре она смогла найти ответы на серьезные нравственные вопросы. |
Главный герой | Говоря о главное герое, стоит отметить, что он красивый, молодой и богатый дворянин, который искренне влюблен в девушку, всячески пытается ей угодить: выполняет просьбы, капризы, дарит цветы, конфеты, книги. С одной стороны, она отвечает ему взаимностью, но с другой, не соглашается вступить в брак и не заводит разговоров о дальнейшей жизни и совместном будущем. Герой страдает от такой неопределенности, пытается понять ее, отношения становятся смыслом его жизни. После расставания с любимой он мучается и страдает, не может найти покоя, много пьет, посещает кабаки. Однажды он встречает её среди монахинь и уходит, так и не заговорив. |
Образы героев в рассказе «Чистый понедельник» противопоставлены друг другу, несмотря на внешнее сходство. Этот контраст говорит о непостижимости природы любви, которая соединяет двух совершенно разным существ. Им не суждено понять друг друга.
Зачем мы любим?
«Любовь представляет собой активное проникновение в другого человека, проникновение, в котором мое желание познания удовлетворяется благодаря единению». Э. Фромм «Искусство любви».
Человек — существо социальное, он не может жить вне общества. Но для того, чтобы избавиться от одиночества, недостаточно иметь широкий круг общения, у индивида есть потребность в близости с другим человеком, с которым возникнет межличностное единение.
В процессе любви индивид познает свой объект любви и себя через отношения с партнёром. Влюблённый открывает в себе качества, ранее не проявляющиеся. Он обнаруживает в себе желание созидать, помогать ближнему. Новое чувство может мотивировать индивида на ранее недосягаемые цели. Благодаря своему партнёру он наблюдает за собой как в зеркале.
Многие люди думают, что не могут полюбить, потому что не встретили «того самого человека», но на самом деле очень многое зависит от самой способности человека любить.
От чего зависит, влюбляемся мы или нет? Это зависит напрямую от личности влюблённого и от того насколько объекту любви удастся пробудить эти чувственные струны, чтобы зазвучала музыка любви. Так сколько раз за жизнь можно полюбить? Можно много, а можно и ни разу.
Сжатый анализ
Михаил Евграфович работал над созданием «Премудрого пискаря» с декабря 1882 г. по январь 1883 г. Поводом для написания сатирического произведения послужила общественно-политическая обстановка в стране. Прослойка интеллигенции, настроенная либерально, предпочитала избегать активных действий, чтобы не нажить проблем. «Цвет общества» отсиживался в «укромных уголках»: люди опасались за свою жизнь.
Как говорил сам Салтыков-Щедрин, «Премудрый пискарь» — сатирическая сказка. Сюжет можно воспринимать как буквально, так и в переносном смысле. Жизнь многих людей проходит так же уныло и безрадостно, как протекают дни главного героя произведения — мудрого пискаря (в XIX веке правописание слова было именно таким).
Вариант 2
В центре внимания рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет» события, в каждом из которых имеет место чувство, благодаря которому между людьми выстраиваются взаимоотношения. Это любовь, она проявляется в произведении по-разному. Автор с мельчайшими подробностями представляет разные варианты ее проявления. Но в любом случае любовь сопровождается душевными переживаниями, которые выражаются или через бурю эмоций, или представляют собой страсти на этапе угасания, или скрытые.
Веру Шеину – хозяйку дома — автор наделил чувством, которое в отношении мужа давно преобразилось. Оно стало со временем похоже на дружескую привязанность с долей уважения к супругу. Смирившись с подобным положением, она лишь терпеливо ухаживала за ним.
Одновременно женщина получала письма от местного чиновника Желткова с признанием в любви. Эти побуждения Вера считала несерьезными. Тайные желания обожателя вызывали у нее недоумение. О ее внешнем безразличии к поклоннику свидетельствовали долгие годы молчания и бездействия, когда она холодно читала и уничтожала его послания.
Безответная любовь – чувство, которое суждено было испытать главному герою произведения. В душе мужчины таилась непередаваемая нежность к Вере, безумная страсть, преданность, которую он доказал в конце своего жизненного пути.
Желтков оказался тем редким типом людей, которые способны любить искренне, бескорыстно, не требуя ничего взамен, находясь в готовности жертвовать ради любимой собой в любой момент. Его невероятное чувство осталось без ответа. Это не огорчало его, так как главное для главного героя было любить, наслаждаясь предметом своего обожания.
Однако для самого чиновника любовь стала разрушительной силой. Это связано с тем, что она оказалась предметом огласки. Он поставил себе в вину нарушение спокойствия возлюбленной.
После известия о гибели Желткова Вера посетила его дом и услышала произведение Бетховена. Только тогда женщина осознала, что теперь она самая несчастная на земле, так как позволила себе упустить шанс быть по-настоящему любимой и счастливой, не воспринимая серьезно отношение чиновника к себе.
Таким образом, в произведении противопоставляются образы, с одной стороны, черствые, заинтересованные материально, человеку, для которого любовь приводит к отказу от любых ценностей в жизни, принимая возможность быть счастливым, любящим, оставаясь в стороне. Финал показал, что Желтков был предан своему чувству несмотря ни на что, не требуя взамен ничего для себя. При этом вину он приписал себе, чтобы на любимую женщину не упала тень подозрения.
Любовь Желткова к Вере стала уроком для героини. Она научилась видеть истинные чувства, поняла, что испытывал чиновник к ней. Главное – трагедия показала, что настоящая любовь способна изменить человека в лучшую сторону. Вера проявила жалость и попросила прощение. Это стало показателем того, что любовь влюбленного мужчины не была одинокой, бессильной, наоборот, она обладала такой мощью, которую ощутило все окружение в доме Веры.
Салтыков-щедрин “недреманное око”(сказка). сделать анализ, буду .
Ответы
с первых же строк нам показывают основного персонажа – прокурора. главная его черта состоит в том, что одно око, которое недрёманное, видит то, чего и видеть-то не надо, а второе око, дрёманное, не видит вообще ничего. прокурор, мечтающий стать сенатором, свято был уверен, что этого надо обоими глазами не видеть и обоими ушами не слышать. вроде как, в сенате только такие и сидят. вот и несёт прокурор свою службу усердно, недрёманным оком, подмечая всех возмутителей и обличителей, которые на настоящих проходимцев и казнокрадов указывают, а дрёманным не замечания тех самых проходимцев и казнокрадов, что удобно устроились со стороны того глаза, который ничего не видит. да только вот не прошло для нашего героя даром такое убеждение.
хотел жениться на знатной дочке, да та со стороны дрёманного ока пропала, а появилась другая, нищенка, что раньше торговала крадеными носками. но даже и это не заставило главного героя изменить свои убеждения. через какое-то время наш герой, чувствуя, как хорошо он потрудился на благо общества, пошёл требовать должность в сенате. а вот беда приключилась – и сенат найти не может. потому как сенат-то со стороны дрёманного ока спрятался. вот и спрашивает главный герой, половину жизни проработавший в городе прокурором, где тут сенат? а городовой ему и объяснил, что таковые, как он, в сенате не требуются, поэтому может ступать он туда, откуда пришёл. и только под конец до главного героя всё-таки начало доходить, что два нормальных глаза – дороже.
по разным версиям данное произведение высмеивает как избирательное применение законов государственным аппаратом в целом, так и системное применение законов на неугодную оппозицию – в частности.
війна поклала свій слід на кожній людині. війна ні над ким не зжалілася.
на теперішній час ще є декілька дітей-війни. але через декілька років не залишиться для наших нащадків згадки про ті сумні часи. де загибли багато людей. де люди довіряли своє життя невідомим людям.
у цих двох творах головні герої виживають, але їхні сім”ї загинули. вони живуть і надалі, але з великим горем на серці. яке дуже важко забути. адже там загинули їхні сім”ї. в одному творі його сім”я загинула через авіостанцію. тому що їхній будинок був близько біля автостанції. в другому творі після війни він зайшов у рідну школу, яку не впізнав. але коли він зайшов у клас, то він побачив надпис на дожці: “подорожній, коли ти прийдеш у “. це написав він на уроці. він не закінчений. тому що там не , а спарта. це дві різні сім”ї, де загинула вся сім”я крім того хто пішов на війну. це дві різні долі, яких опалила війна!
эта книга предшествовала “властелину колец”.хоббит бильбо вместе с волшебником гендальфом и войском гномов отправляется в опасное приключение: отвоевать у кровожадного дракона все сокровища короля торина.и вот они в пути: экспедиция едва не погибла в плену у троллей,подвергалась многочисленным нападениям гоблинов..в одной из этих атак бильбо теряется и находит маленькое колечко (которое и послужило следующим событиям,изложенным во “властелине колец”),и машинально кладёт в карман.на маленьком пещерном островке он встречает мерзкое существо-горлума,который поставил ему условие: если бильбо угадае загадки горлума,то он покажет ему дорогу из пещеры,если нет-съест.хоббит угадывает,но противный субьект обманывает,не найдя своего кольца,которое и нашёл бильбо,пытается поймать его,но хоббит уходит,нечаянно надев кольцо на палец и став невидимкой! а приключения всё сыплются на головы воинов: их едва не огромные пауки,берут в плен лесные ,они находят логово дракона,бильбо похищает золотую чашу,но дракон, обнаружив пропажу, выжигает многие города.тогда отважный лучник с мудрого дрозда и хоббита убивает чудовище.вскоре бильбо возвращается домой с богатствами и злосчастным кольцом всевластья..
книга учит силе духа, ближним,храбрости и смекалке.
генрік ібсен – драматург 19 сторіччя. наскільки апм”ятаю, він автор “лялькового будинку”, у цьому творі вперше розкрилися поняття проблем особистості, а не і поняття віри, світу, і теми оточуючого світу.
основною ідеєю ворчості ібсена є призначення людини і шляхи виконання цього призначення з огляду на мораль та інших людей.
ібсенізм – течія своєрідного погляду (ібсенівського)на оточуючий світ виражена у творах.
Особенности психологии любящего мужчины
Психология поведения любящего мужчины отличается некоторыми особенностями:
Спокойно относится к женщинам. Это может навеять мысли о том, что он не романтичен. Но на самом деле мужчина не считает, что слова – главное выражение любви
Для него действия намного важнее.
Для парней важно: хорошо ли девушка к нему относится, ко всему окружающему, насколько она сексуальна, нежна, проявляет ли она страсть. Мужчина, любящий женщину, хочет как можно больше проводить с ней времени
Мужчина, любящий женщину, хочет как можно больше проводить с ней времени.
По своей натуре представители сильного пола — «самцы», добытчики. Им необходимо добиваться свою возлюбленную
Легкодоступные девушки их мало привлекают, они, может, и захотят с ними отношений, но не на долгий срок.
Мужчин привлекают загадочные дамы, в которых скрыта некая тайна, и ее не так просто узнать.
Неотъемлемое качество для парней – мягкость женщины. Им не нравится, когда девушка постоянно ругается, кричит, провоцирует на ссоры. Их отталкивает это.
На самом деле, чувство любви доступно для всех, но каждый выражает его по-своему. Особенно, если сравнивать сильный и слабый пол. Но, учитывая особенности характера, можно с легкостью прийти к согласию и уберечь отношения от конфликтов.
Русский язык, 10 класс
О чем произведение Сказка «Дурак» Салтыкова-Щедрина. Сказка «Дурак» входит в сказочный цикл выдающегося русского писателя Салтыкова-Щедрина.Главным героем в рассказе “Дурак” предстает молодой человек по имени Иван. Автор рассказа представляет своего персонажа в особенном образе, который в народе называют просто – дурак. Иван является своеобразным крестьянским праведником, который не способен понять и принять уже сложившиеся общественные устои и стереотипное мышление направленное на собственную выгоду. Он все делает, как сам того желает, в обход общественного мнения и каких-либо сторонних убеждений. Поступки Ивана окружающими не принимаются. Так он ворует булку, чтобы накормить друга, не умея плавать бросается в воду, чтобы спасти тонущего ребенка, вынимает из кастрюли петуха, который не хотел, чтобы его сварили, спасает бедного козлика от издевательств соседских ребят и многое другое. Отправив Ивана на обучение родители имели надежду на его вразумление. Но учеба дававшаяся в самом её начале хорошо благодаря памяти, позже перестала быть доступной из-за нехватки мыслей и логического мышления. После возвращения домой Иван продолжает совершать свои поступки полные добродетели. Он спасает вещи жителей города во время пожара, оказывает помощь и поддержку больным, нуждающимся людям и друзьям. Родители пытаясь устроить хоть как-то жизнь сына, познакомили его с одинокой вдовой. Но Иван не способен проявлять особую любовь по отношению к женщине и оставаясь верным своему равнодушию к противоположному полу он вынужден остаться один. Случайно встреченный незнакомец открывает родителям Ивана все подробности связанные с его поведением. У Ивана полностью отсутствуют враждебность, подлость, зависть и ненависть. Также незнакомец пытается предостеречь родителей насчёт будущего их сына, которое, возможно, постигнет несчастье. В какой-то день Иван внезапно пропадает и вернувшись через много лет предстает в измученном образе. Что хотел сказать, какова суть В сказке «Дурак». …представлена свободная от всех нравственных пороков привилегированного общества личность гуманиста — правда, не в образе революционера, а в опрощенном, соответственно народной сказке, образе прирожденного крестьянского «праведника», который «не понимал» и потому не признавал никаких требований официального морального кодекса. В Иване-дураке воплотился положительно прекрасный человек, чистый, светлый. Именно поэтому он и заслужил прозвище дурака. Идея произведения в том, что человеческие качества важнее общественного положения. Автор в образе Иванушки – дурачка пытается показать одинокого борца выступающего против общественного мнения и вступающего в конфликт за свою правду. Показан достойный пример того, как по-настоящему сложно бывает бороться в одиночку с массовым злом.
Развитие событий
Молодой дворянин частенько упрекал даму сердца в равнодушии и не взаимности, он порой не чувствовал от нее любви и теплоты. Но девушка не соглашалась с его мнением, она твердила, что в ее жизни есть всего два дорогих человека: он и отец. Она убеждала жениха, что он у нее первый и последний мужчина.
Она не сопротивлялась его ласкам, но в последнее время стала отстраняться, уходить в другую комнату, где быстро одевала верхнюю одежду, чтобы поскорее покинуть квартиру. Молодой человек неоднократно заводил беседы о браке, но возлюбленная отвечала, что не годится в жены, она будет совсем никудышной супругой.
Рассказчику оставалось лишь надеяться, что вскоре она поменяет решение, хотя нынешняя обстановка его не устраивала категорично. Подобные отношения казались мужчине невыносимыми.
До конца Масленицы рассказчик был бесконечно счастлив. Он, как мог, развлекал свою пассию:
- возил по ресторанам;
- приглашал в театры;
- одаривал комплиментами.
В Прощеное воскресенье по ее просьбе повез с экскурсией в Новодевичий монастырь. Всю дорогу она восторженно рассказывала о том, как посещала Рогожское кладбище, где был захоронен архиепископ.
Молодого человека удивляло, откуда она так много знает о церкви, православных традициях. Она же с упреком отвечала, что утром, когда он «не тащит ее в ресторан», она гуляет по кремлевским соборам.
Вечером того же дня они собрались на блины в трактир к Егорову. Юная особа много говорила о монастырях, в которых была, о летописях, которые читала.
Жанр и смысл названия
Жанр «Чистый понедельник» — новелла. Этому стилю присущ внезапный поворот сюжетной линии, это заставляет переосмыслить всю суть повествования. В этом произведении — это неожиданный уход главной героини в монастырь.
Все литературное творчество писателя пронизано символизмом. Невзирая на то, что «Темные аллеи» множество критиков принимают как дань традиционной русской прозе, в произведении можно увидеть новые элементы модернизма:
- нестандартная структура: фабула отличается от сюжетной линии;
- контраст: любовь меняется мучением и счастьем;
- мотив незаконченности (прерванная лунная соната, расставание героев после первой ночи);
- символизм в тексте можно увидеть в подсказках: к примеру, роль музыки. Незаконченная лунная соната — символ предстоящих перемен в душе героини. Траурное описание девушки подготавливает к печальному окончанию.
Чистым понедельником называется первый день Великого Поста, который наступает после прощеного воскресения и Масленицы. Религиозный замысел названия сведен к тому, что после падения (близких отношений с мужчиной) девушка искупает свой грех, начинает новую жизнь в монастыре.
Суть: о чем сказка?
Иван родился в нормальной семье, но сам сильно выделялся и не походил на отца и мать. С детства он вел себя странно: помогал нуждающимся, защищал обездоленных, не мог научиться полезным качествам — лицемерию и хитрости. Например, однажды он отнял петуха у повара и отпустил на волю, потому что петух — свой собственный. Родители не знали, что делать с ним: сын вел себя не плохо, а не так, как и все, но выходило не лучше. Поведение Ивана для семьи — сплошное разорение и позор.
Иван с таким складом ума не мог устроиться на учебу и на работу. Решили дурака женить. Но он заявил богатой и знатной невесте, что любить можно только всех вместе, а не кого-то и по наущению. Ушла и невеста, не вытерпела холодности. И Иван так и продолжил водить домой нищих и спасать людей из пожаров.
Вскоре Иван и вовсе пропал надолго. А вернулся домой худой, изможденный, молчаливый. Так и закрепилось за ним до старости прозвище «Дурак».
Подробности найдете в кратком содержании сказки «Дурак».
Чему учит сказка «Премудрый пескарь»
Автор иносказательным языком пытается заставить читателя переосмыслить важнейшую философскую тему – о смысле жизни.
Именно то, на что человек растратит свою жизнь, и станет в итоге основным критерием его мудрости.
С помощью гротескного образа пескаря Салтыков–Щедрин пытается донести эту мысль до читателя, предостеречь молодое поколение от неверного выбора своей стези, а более старшему предлагает задуматься о достойном финале жизненного пути.
На примере пескаря автор показывает, как малодушие и трусость могут заставить совсем неглупого, подающего надежды человека вести «растительную» жизнь, и в итоге расточить ее впустую.
История не нова. Евангельская притча о человеке, закопавшем свой талант в землю, как раз об этом. В ней дается самый первый и главный нравственный урок на эту тему. В дальнейшем в литературе неоднократно поднималась проблема маленького человека «твари дрожащей», и его места в обществе.
Но при всем этом изрядная часть поколения современников Салтыкова–Щедрина знакомая с литературным наследием предков, образованная, и в меру либеральная, не сделала нужных выводов, поэтому во множестве своем являла собой именно таких пескарей, не имеющих ни гражданской позиции, ни социальной ответственности, ни стремления к позитивному преобразованию общества, окопавшись в своем мирке и дрожа от страха перед власть имущими.
Любопытно, что само общество тоже считает подобных особей балластом не интересным, глупым и бессмысленным. О пескаре обитатели водоема высказывались крайне нелицеприятно, несмотря на то, что он жил, никому не мешая, никого не обижая и не наживая врагов.
Конец жизни главного героя очень показателен – он не умер, не был съеден. Он исчез. Автор выбрал такой финал, чтобы еще раз подчеркнуть эфемерность существования пескаря.
Основная мораль сказки в следующем: если при жизни человек не стремился делать добро и быть нужным, то и смерти его никто не заметит, потому что существование его не имело смысла.
Во всяком случае, перед смертью главный герой сожалеет именно об этом, задавая себе вопросы – кому он сделал доброе дело, кто сможет его с теплом вспомнить? И не находит утешительного ответа.