Краткое содержание — Буало — Поэтическое искусство. Русский язык и литература
В своём стихотворном произведении французский поэт Буало легко и остроумно описывает основные принципы поэзии. Каждая из частей стихотворения, которые поэтом были названы песнями, затрагивает свою науку.
В первой части поэмы изложены основные требования к настоящим поэтам. Они должны обладать врождённым талантом, уметь творить в правильном жанре, а в произведениях обязательно необходим разумный смысл. Не нужно отходить от описания основного сюжета, вставляя в произведения лишние эффекты и растянутые описания. Мысли поэтов при написании должны быть упорядочены, ограниченны одной темой и мерой. Автор приводит пример неподобающего способа написания произведений, называя их барочной литературой. Такие работы обычно огромные, а написание хаотичное, скачущее между разными темами. Для Буало правильным примером написания поэзии является творчество Горация.
Вторая песня стихотворной поэмы описывает жанры, которые предпочитает автор. На первом месте для него остается ода. Произведения в этом жанре рассказывают о древних подвигах и важных мирских событиях. Они имеют большое значение для общественности. Также автор выделяет жанр сонеты, потому что он имеет чёткие границы и точную форму. Неприемлемыми для Буало являются лирические жанры за их фальшивые чувства и банальные, выдуманные выражения эмоций.
Следующая часть произведения продолжает описывать проблемы литературных жанров. Автор раскрывает правильность написания произведения в жанре трагедии. Чтобы читатель проникся горем героя, понял его чувства и страдания, их не должно быть слишком много. События должны быть правдоподобны и не преувеличены, завязка плавной и размеренной, а решение легким и смелым. Комедийные работы не должны пестрить бездумными шутками. В любом произведении должен быть разумный смысл и живая интрига.
Последняя часть говорит о том, что надо уметь слушать критику и исправлять свои ошибки. При написании произведений нужно учитывать интересы читателя. Зритель не всегда ищет только развлечения, иногда ему нужна пища для ума. В поэтических работах нужно сохранять душу, тогда признание придет быстрее. Не нужно никогда завидовать чужому успеху. Настоящий поэт не умеет завидовать. В творчество не нужно зарываться с головой, человек должен чувствовать то, что описывает в своих произведениях. Чтобы уметь написать по-настоящему значимые стихотворения, поэт должен хорошо подумать и правильно ковать свой талант.
-
Звездою учахуся краткое содержание
-
Кабинет ритмики в школе предметная среда
-
Губернские очерки краткое содержание
-
Выплата к школе ярославль
- Акты на оборудование в школе
Буало и «спор о древних и новых»
В старости Буало вмешался в очень важный для того времени спор о сравнительном достоинстве древних и новых авторов. Сущность спора заключалась в том, что одни доказывали превосходство новых французских поэтов над древними греческими и римскими, так как они сумели соединить красоту античной формы с разнообразием и высокой нравственностью содержания. Другие же были убеждены, что никогда франц. писатели не превзойдут своих великих учителей. Буало вначале долго воздерживался сказать своё веское слово, но наконец выпустил в свет комментарии к сочинениям Лонгина, в котором является горячим поклонником древних классиков. Однако, защита его не имела ожидаемого результата и франц. общество продолжало предпочитать самого Буало Горацию.
ЛитЛайф
Склонность буржуазии к компромиссу, ее покорность мощи и авторитету абсолютной монархии особенно ясно обнаружились в конце 40-х — начал 50-х годов XVII века, в период Фронды В этом сложном по своему составу антиабсолютистском движении возникшем сначала в среде оппозиционной феодальной знати, но получившем широкий отклик среди крестьянских масс, верхушка городской буржуазии составлявшая парижский парламент, изменила интересам народа, сложила оружие и покорилась королевской власти В свою очередь и сама абсолютная монархия, в лице Людовика XIV (годы правления 1643–1715), намеренно стремилась вовлечь в орбиту природного влияния верхушку чиновничьей буржуазии и буржуазной интеллигенции, противопоставив ее, с одной стороны, остаткам оппозиционной феодальной знати, с другой — широким народным массам.
Эта буржуазная прослойка при дворе должна была явиться рассадником и проводником придворной идеологии, культуры, эстетических вкусов среди более широких кругов городской буржуазии (подобно тому как в области экономической жизни аналогичную функцию выполнял министр Людовика XIV Кольбер, первый в истории Франции буржуа на посту министра).
Но если вначале своего правления, в 1660—1670-е годы, Людовик XIV разыгрывал по преимуществу роль щедрого мецената, стремящегося окружить свой двор выдающимися писателями и художниками, то в 1680-е годы его вмешательство в идеологическую жизнь принимает сугубо деспотический и реакционный характер, отражающий общий поворот французского абсолютизма в сторону реакции. Начинаются религиозные преследования кальвинистов и близкой к ним католической секты янсенистов В 1685 году отменяется Нантский эдикт, обеспечивавший равноправие протестантов с католиками, начинается насильственное обращение в католицизм, конфискация имущества непокорных, преследование малейших проблесков оппозиционной мысли. Возрастает влияние иезуитов, реакционных церковников.
Творчество Буало в своей последовательной эволюции отразило эти сложные процессы совершавшиеся в общественной и идеологической жизни его времени.
Популярные сегодня пересказы
- Юнкера — краткое содержание рассказа Куприна Главный герой произведения кадет по фамилии Александров. Он возвращается с каникул, он в последний раз появляется на территории учебного заведения. Здесь со своими сокурсниками парень проучился семь лет.
- Краткое содержание романа Лицом к лицу Айтматова В данной повести рассказ ведется о случае дезертирства, который приобрел в дальнейшем философский характер. Герой произведения Исмаил хотел всеми возможными способами не дать себе умереть
- Краткое содержание рассказа Утята и ребята Пришвина Весной, когда реки разливаются, а утки вьют гнезда и откладывают яйца, одна семья уток ушла от озера подальше и там свили свой дом и вывели утят. Когда утята стали подросли и стали крепкими, мама повела их к озеру
- Спящая царевна — краткое содержание сказки Жуковского Сказка Спящая царевна Василия Жуковского, написанная в 1831 году, основана на классическом европейском сюжете о спящей красавице.
Популярные сегодня пересказы
- Одиссея капитана Блада — краткое содержание романа Сабатини Рафаэль Сабатини написал в 1922 году свой роман, о приключениях капитана Блада. И сразу понравилась читателю, настолько, что пришлось писать продолжение. И вместо одного романа было написано два
- Поэтическое искусство — краткое содержание поэмы Буало «Поэтическое искусство» Буало можно назвать своеобразным трактатом и напутствием для молодых поэтов. Оно освещает теоретические основы поэтической науки. Причем, приятен тот факт, что автор
- Агамемнон — краткое содержание трагедии Эсхила Эсхил начинает с Агамемнона первую часть своей трагедии Ористейа. Речь идет о возвращении правителя Аргоса с Троянской войны, которая стала грандиозным событием того времени. Люди ждут своего царя и ждет его супруга Клитемнестра
- Краткое содержание рассказа Четвёртый блиндаж Гайдар Аркадий Гайдар не зря считается детским писателем. Все его произведения связаны с подростками. Так и в рассказе «четвертый блиндаж фигурируют подростки-соседи шести-семи лет, по дачному поселку.
Никола Буало
Буало Никола (1636/1711) — французский поэт, критик. Основным вкладом в
литературный процесс стал поэтический трактат Буало «Поэтическое искусство»,
закрепивший за ним звание теоретика классицизма.
Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д,
Феникс, 2009, с. 39.
Буало Никола, также Буало-Депрео (Париж, 1636 — там же, 1711). Сын судейского
чиновника парижского парламента изучает теологию, затем право. Избрав
поэтическую стезю, публикует язвительные «Сатиры» (1666—1668), а позднее более
сдержанные «Послания»; его первые суждения о литературе и ее представителях
определенны. С 1674 г. получает королевскую пенсию, в том же году публикует
«Поэтическое искусство», где в четырех песнях излагает принципы классической
эстетики в области литературы. «Теоретик литературы» впоследствии становится
историографом короля (1677), а потом академиком (1684). Однако его темперамент
полемиста не угасает: в 1687 г. он ожесточенно противостоит Шарлю Перро и
посредством эпиграмм, од и сатир поддерживает сторону античных авторов в
знаменитом споре о древних и новых.
Бассине Ж.-Ф. Франция Людовика XIV. Великое время великих людей
(1643-1715). Жан-Франсуа Бассине. – М., 2016, с. 221-222.
Буало (Boileau), Буало-Депрео, Никола (1 ноября 1636, Париж — 13 марта 1711,
Париж) — французский поэт, крупнейший теоретик
классицизма. Учился на
юридическом факультете Парижского университета. В 1677 году назначен придворным
историографом Людовика XIV. С 1684
года член французской Академии наук. Испытал
сильное воздействие рационализма Декарта. Основные положения эстетики
классицизма изложены Буало в стихотворном трактате «Поэтическое искусство»
(L’art poetique, 1674, рус. пер. 1957). Трактат состоит из четырех частей (или
песней). В первой излагаются общие принципы; вторая посвящена лирическим жанрам
(идиллия, элегия, ода, сонет, эпиграмма); в третьей анализируются трагедия, эпос
и комедия; четвертая затрагивает этические проблемы художественного творчества.
Основополагающее правило эстетики Буало — требование следовать разуму
«Смысл» —
самое важное в художественном произведении, саму красоту Буало ставил в
зависимость от разума: прекрасное — это разумное. Композиция должна быть
тщательно продуманной, используемые слова — ясными и точными. Другое важное
правило эстетики Буало — требование «подражать природе»; речь идет о
человеческой природе, основные проявления которой, выражающиеся в различных
характерах, необходимо глубоко изучать
Буало призывал следовать античному
искусству, ставя его выше современного. Драматическое произведение, по его
мнению, должно отвечать правилу трех единств (действия, места, времени).
Подлинный поэт должен выступать в роли наставника мудрости, быть добродетельным,
чуждым наживе, зависти, порочным помыслам. Влияние эстетических воззрений Буало
испытали сторонники классицизма не только во Франции, но и за ее пределами
(например, И. К. Готшед в Германии, А. Поп в Англии, А. Д. Кантемир, А. П.
Сумароков, В. К. Тредиаковский в России)
Другое важное
правило эстетики Буало — требование «подражать природе»; речь идет о
человеческой природе, основные проявления которой, выражающиеся в различных
характерах, необходимо глубоко изучать. Буало призывал следовать античному
искусству, ставя его выше современного
Драматическое произведение, по его
мнению, должно отвечать правилу трех единств (действия, места, времени).
Подлинный поэт должен выступать в роли наставника мудрости, быть добродетельным,
чуждым наживе, зависти, порочным помыслам. Влияние эстетических воззрений Буало
испытали сторонники классицизма не только во Франции, но и за ее пределами
(например, И. К. Готшед в Германии, А. Поп в Англии, А. Д. Кантемир, А. П.
Сумароков, В. К. Тредиаковский в России).
А. А. Кротов
Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН.
Научно-ред. совет: В.С. Степин,
А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т.
I, А — Д, с. 317.
Далее читайте:
Философы, любители мудрости (биографический
справочник ХРОНОСа).
Исторические лица Франции (биографический
указатель).
Литература:
Lanson G. Boileau. P., 1892;
Mornet D. Nicolas Boileau. P., 1941;
Bray R. Boileau. L’homme et l’oeuvre. P., 1942;
Clarac P. Boileau. P., 1967.
Голубая стрекоза — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Голубая стрекоза», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Сделать
Михаил Михайлович Пришвин
Голубая стрекоза
В ту первую мировую войну 1914 года я поехал военным корреспондентом на фронт в костюме санитара и скоро попал в сражение на западе в Августовских лесах. Я записывал своим кратким способом все мои впечатления, но, признаюсь, ни на одну минуту не оставляло меня чувство личной ненужности и невозможности словом своим догнать то страшное, что вокруг меня совершалось.
Я шел по дороге навстречу войне и поигрывал со смертью: то падал снаряд, взрывая глубокую воронку, то пуля пчелкой жужжала, я же все шел, с любопытством разглядывая стайки куропаток, летающих от батареи к батарее.
– Вы с ума сошли, – сказал мне строгий голос из-под земли.
Я глянул и увидел голову Максима Максимыча: бронзовое лицо его с седыми усами было строго и почти торжественно. В то же время старый капитан сумел выразить мне и сочувствие и покровительство. Через минуту я хлебал у него в блиндаже щи. Вскоре, когда дело разгорелось, он крикнул мне:
– Да как же вам, писатель вы такой-рассякой, не стыдно в такие минуты заниматься своими пустяками?
– Что же мне делать? – спросил я, очень обрадованный его решительным тоном.
– Бегите немедленно, поднимайте вон тех людей, велите из школы скамейки тащить, подбирать и укладывать раненых.
Я поднимал людей, тащил скамейки, укладывал раненых, забыл в себе литератора, и вдруг почувствовал, наконец, себя настоящим человеком, и мне было так радостно, что я здесь, на войне, не только писатель.
В это время один умирающий шептал мне:
– Вот бы водицы.
Я по первому слову раненого побежал за водой.
Но он не пил и повторял мне:
– Водицы, водицы, ручья.
С изумлением поглядел я на него, и вдруг все понял: это был почти мальчик с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, отражавшими трепет души.
Мы с санитаром взяли носилки и отнесли его на берег ручья. Санитар удалился, я остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья.
В косых лучах вечернего солнца особенным зеленым светом, как бы исходящим изнутри растений, светились минаретки хвощей, листки телореза, водяных лилий, над заводью кружилась голубая стрекоза. А совсем близко от нас, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою обычную прекрасную песенку. Раненый слушал, закрыв глаза, его бескровные губы судорожно двигались, выражая сильную борьбу. И вот борьба закончилась милой детской улыбкой, и открылись глаза.
– Спасибо, – прошептал он.
Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он еще раз улыбнулся, еще раз сказал спасибо и снова закрыл глаза.
Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал:
– А что, она еще летает?
Голубая стрекоза еще кружилась.
– Летает, – ответил я, – и еще как!
Он опять улыбнулся и впал в забытье.
Между тем мало-помалу смерклось, и я тоже мыслями своими улетел далеко, и забылся. Как вдруг слышу, он спрашивает:
– Все еще летает?
– Летает, – сказал я, не глядя, не думая.
– Почему же я не вижу? – спросил он, с трудом открывая глаза.
Я испугался. Мне случилось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил еще вполне разумно. Не так ли и тут: глаза его умерли раньше. Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел.
Больной понял, что я его обманул, огорчился моим невниманием и молча закрыл глаза. Мне стало больно, и вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы. Мы не могли заметить ее на фоне темнеющего леса, но вода – эти глаза земли остаются светлыми, когда и стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме
Мы не могли заметить ее на фоне темнеющего леса, но вода – эти глаза земли остаются светлыми, когда и стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме
Мне стало больно, и вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы. Мы не могли заметить ее на фоне темнеющего леса, но вода – эти глаза земли остаются светлыми, когда и стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме.
– Летает, летает! – воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза.
И я ему показал отражение. И он улыбнулся.
Я не буду описывать, как мы спасли этого раненого, – по-видимому, его спасли доктора. Но я крепко верю: им, докторам, помогла песнь ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза и в темноте летала над заводью.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Сделать
Сейчас читают
За потрёпанной книгой, в кресле сидел мальчик. Отец нервно хрустел пальцами и ругал его. Мальчика звали Женька, но все называли его Джонни. Рассерженному отцу мальчик пытался доказать свою невиновность.
Рассказ Шукшина о людях, которые сами себя обозначают сельскими жителями. Точней, так пишет Шурка, не слушая диктовку бабки Маланьи её сыну Павлу. Мальчик пишет дяде, что ему очень хочется посмотреть Москву
Произведение повествует об одной семье, в которой у отца было трое сыновей.
Эта комедия Островского раскрывает все сложности быта мещанской жизни 19 века. Этот драматург способен показать изнутри все тонкости проживания в маленьком городке, где правит самодурство и абсолютная власть таких персонажей как Тарас Тарасович Хлыпов
Произведение посвящено изложению теоретических принципов поэтической науки, представленных французским поэтом в виде легких, остроумных стихотворений, собранных в единую поэму-трактат.
Поэма состоит из четырех частей, названных поэтом песнями.
Первая песня поэмы содержит основные требования для истинного поэта, заключающиеся в наличии таланта, правильного жанрового выбора, разумного содержания написанного стихотворения. Автор считает недопустимым увлечение внешним эффектом и растянутым описанием, которые уводят читателя от основного сюжета повествования. Для поэта главными принципами должны стать лаконичность в форме самоограничения, разумной меры и дисциплины мысли. В качестве примера неправильного отношения к написанию поэтического произведения автор указывает громоздкие, преувеличенные творения поэтов, пишущих в стиле барочной литературы. Сове понимание принципов поэзии автор основывает на произведениях Горация.
Во второй песне поэмы автор характеризует различные лирические жанры поэзии (идиллию, эклогу, элегию), рассматривая фальшивость их чувств, надуманность выражений и банальность штампов пасторальных жанров
Поэт особое внимание уделяет жанру оды, утверждая ее высокую общественную значимость, выражающуюся в изображении воинских подвигов, событий государственного уровня. Кроме того, поэта привлекают сонеты, поскольку в их написании используется строгая, четко регламентированная форма
Третья песнь произведения посвящена рассмотрению принципиальных проблем поэзии с точки зрения эстетического восприятия в виде подражания природе, раскрывающегося в преображении жизненных материалов с целью проявления сочувствия к трагедии героя, осознания его душевных страданий с помощью психоаналитического анализа. Утверждения автора основываются на творениях Аристотеля, который мастерски выделял назначение поэтических трагедий.
Финальная песня поэмы рассматривает проблематику правдоподобия в стихотворных произведениях, граничащую с художественным вымыслом. Поэт придерживается взглядов о применении законов разума при описании фактических событий, которым должны быть подчинены чувственность и проявление фантазии поэтов. При этом все поэтические произведения, по мнению автора, должны нести легкое непошлое изящество, доступное для восприятия и свободное от вычурных выражений.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Биография и творчество
Les Satires
Никола Буало родился в семье секретаря парижского парламента. Получил основательное классическое образование, изучал сначала правоведение и богословие, но потом посвятил себя изящной словесности. На этом поприще он рано приобрёл известность благодаря своим «Сатирам» ().
В 1677 году Людовик XIV назначил его своим придворным историографом, вместе с Расином, сохранив своё расположение к Буало, несмотря на смелость его сатир.
Лучшими сатирами Буало считаются восьмая («Sur l’homme») и девятая («À mon esprit»). Кроме того, он написал множество посланий, од и эпиграмм.
Умер в Париже 13 марта 1711 года.
«Поэтическое искусство»
Самое знаменитое сочинение Буало — поэма-трактат в четырёх песнях «Поэтическое искусство» (фр. «L’art poétique») — представляет собой подведение итогов эстетики классицизма. Буало исходит из убеждения, что в поэзии, как и в других сферах жизни, выше всего должен быть поставлен bon sens, разум или здравый смысл, которому должны подчиниться фантазия и чувство. Как по форме, так и по содержанию поэзия должна быть общепонятна, но лёгкость и доступность не должны переходить в пошлость и вульгарность, стиль должен быть изящен, высок, но в то же время прост и свободен от вычурности и трескучих выражений.
Влияние Буало
Как критик Буало пользовался недосягаемым авторитетом и оказал огромное влияние на всю поэзию XVIII века, пока на смену ей не явился романтизм. Он с успехом низвергал раздутые знаменитости того времени, осмеивал их жеманство, сентиментальность и вычурность, проповедовал подражание древним, указывая на лучшие образцы тогдашней французской поэзии (на Расина и Мольера), и в своем «Art poétique» создал кодекс изящного вкуса, который долгое время считался обязательным во французской литературе («Законодатель Парнаса»).
Таким же бесспорным авторитетом Буало являлся и в русской литературе XVIII века. Российские представители псевдоклассицизма не только слепо следовали правилам литературного кодекса Буало, но и подражали его произведениям (так, сатира Кантемира «К уму моему» есть вольный перевод «À mon esprit» Буало).
«Налой»
Начало первой песни «Поэтического искусства». Издание 1674 г.
Своей комической поэмой «Налой» («Le Lutrin») Буало хотел показать, в чём должен заключаться истинный комизм и выразить протест против полной грубых фарсов комической литературы того времени, угождавшей невежественному вкусу значительной части читателей; но заключая в себе некоторые забавные эпизоды, поэма лишена живой струи истинного юмора и отличается скучными длиннотами.