Краткое содержание басни “Ворона и Лисица”
Басня Крылова “Ворона и Лисица” начинается словами автора о вреде лицемерия. Он напоминает, что несмотря на то, что эта истина стара, льстецы все равно находят способ обмануть доверчивых ротозеев.
Затем начинается повествование. Ворона по счастливой случайности где-то заполучила небольшой кусок сыра. Довольная, она уселась на ветку ели и собиралась полакомиться, но в это время мимо пробегала Лисица. Почуяв запах сыра, она решила во что бы то ни стало заполучить его.
Плутовка стала льстить птице и восторгаться ее шеей, глазками, перышками, клювом. Лисица заметила, что наверняка к такой необыкновенной красоте прилагается не менее прекрасный голос, и ласково попросила ее спеть. Ворона, не обладая выдающимся вокальным талантом, поддалась льстивым уговорам и раскрыла клюв. Сыр выпал, а рыжая лгунья скрылась вместе с ним.
Пословица и пример из кинематографа
Прославленной трилогии «Назад в будущее» Роберта Земекиса стукнул почти 31 год. Но фильм все еще не теряет своей актуальности, потому что, во-первых, человечество все еще хочет путешествовать во времени, а во-вторых, фильм показывает несколько архетипичных ситуаций:
- Противостояние хороших и плохих парней, добра и зла.
- Американскую мечту и ее хрупкость.
- Пренебрежительное отношение людей к гению.
Чтобы глубже понять значение фразеологизма «не лыком шит», рассмотрим, как жители города относились к Эмметту Брауну — гениальному изобретателю. Для обывателей, далеких от науки, Док — сумасшедший, который гонится за журавлем в небе, вместо того чтобы жить как все.
Таким образом, можно видеть, что с «простой» точки зрения большой ученый — ординарный душевнобольной, и все в фильме говорят Марти Макфлаю: «Этот Док еще втравит тебя в неприятности». Так оно, в общем, и вышло, но зато какой получился фильм! А еще совершенно точно можно сказать: Эмметт Браун полностью подходит для того, чтобы проиллюстрировать значение фразеологизма «не лыком шит». Вот уж кто не так-то прост, как кажется, хотя и слегка эксцентричен.
В прекрасный летний день, Бросая по долине тень, Листы на дереве с зефирами шептали, Хвалились густотой, зеленостью своей И вот как о себе зефирам толковали: «Не правда ли, что мы краса долины всей? Что нами дерево так пышно и кудряво, Раскидисто и величаво? Что б было в нем без нас? Ну, право, Хвалить себя мы можем без греха! Не мы ль от зноя пастуха И странника в тени прохладной укрываем? Не мы ль красивостью своей Плясать сюда пастушек привлекаем? У нас же раннею и позднею зарей Насвистывает соловей. Да вы, зефиры, сами Почти не расстаетесь с нами». «Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,- Им голос отвечал из-под земли смиренно. «Кто смеет говорить столь нагло и надменно! Вы кто такие там, Что дерзко так считаться с нами стали?» — Листы, по дереву шумя, залепетали. «Мы те,- Им снизу отвечали,- Которые, здесь роясь в темноте, Питаем вас. Ужель не узнаете? Мы корни дерева, на коем вы цветете. Красуйтесь в добрый час! Да только помните ту разницу меж нас: Что с новою весной лист новый народится, А если корень иссушится,- Не станет дерева, ни вас».
Герои
Корни и листы
Прекрасным летним днем роскошные листья некоторого дерева хвастались собственной густотой и красотой. Хвалились тем, что предоставляли тень для отдыхающих пастухов и привлекали под свой покров певцов и танцоров. Из земли послышалось, что спасибо необходимо бы было сказать и нам. Листья поинтересовались, кто посмел возражать им. В ответ они услышали, что это заявили корни дерева, на котором росли листья. Корни сказали, что питают их, что листья появляются каждую весну новые. А если корней не будет, то не станет ни дерева, ни самих листьев.
Анализ басни «Осел и соловей»
Осел увидел Соловья И говорит ему: “Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище. Хотел бы очень я Сам посудить, твое услышав пенье, Велико ль подлинно твое уменье?” Тут Соловей являть свое искусство стал: Защелкал, засвистал На тысячу ладов, тянул, переливался; То нежно он ослабевал И томной вдалеке свирелью отдавался, То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался. Внимало все тогда Любимцу и певцу Авроры: Затихли ветерки, замолкли птичек хоры, И прилегли стада. Чуть-чуть дыша, пастух им любовался И только иногда, Внимая Соловью, пастушке улыбался. Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом: “Изрядно,- говорит,- сказать неложно, Тебя без скуки слушать можно; А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом; Еще б ты боле навострился, Когда бы у него немножко поучился”. Услыша суд такой, мой бедный Соловей Вспорхнул и – полетел за тридевять полей. Избави, бог, и нас от этаких судей.
Краткое содержание
Осел узнал, что соловей был большим мастером петь. Он попросил соловья продемонстрировать собственное мастерство. Соловей начал красиво петь. Его пением заслушались все. Осел хоть и похвалил певца, но дал совет для улучшения собственного таланта взять уроки у петуха во дворе.
Мораль басни, чтобы бог избавил нас от таких судей, как осел.
История создания
В 1811 г. в «Чтении в Беседе любителей русского слова» была опубликована басня И. А. Крылова «Осел и соловей». Об истории ее написания В. Кеневич рассказал следующий случай. Крылова пригласил к себе «какой-то вельможа» (вероятно, граф Разумовский, либо князь А. Н. Голицын) с просьбой прочитать свои басни. Баснописец сделал это с большим артистизмом, надеясь на похвальный отзыв. Вельможа сдержанно поблагодарил Крылова, спросив при этом: «… почему вы не переводите так, как Ив. Ив. Дмитриев?». Вернувшись домой, раздосадованный поэт описал эту сцену в новой басне.
Иллюстрация художника М. Гужавина
Смысл названия
Образ Соловья символизирует самого автора, а Осла — пригласившего его вельможу. В более широком смысле в названии заложено противостояние поэзии и не способного оценить истинный талант высшего общества.
Основная тема
Основная тема произведения — насмешка над мнимыми ценителями поэзии.
Крылова не следует упрекать в выглядящем самонадеянно сравнении своего творчества с чудесным пением Соловья. Поэт по достоинству оценивал свои басни, вошедшие в золотой фонд русской литературы.
Не менее точным является и сравнение неблагодарного вельможи с Ослом. Не придав особого значения творчеству приглашенного им самим автора, он упоминает И. И. Дмитриева. Этот поэт вместе с Карамзиным стоял у истоков русской поэзии, оставил очень богатое литературное наследство, включающее стихотворения, сказки, басни и другие произведения. Однако вельможу больше привлекает творчество Дмитриева в качестве переводчика. Именно отсутствием переводов он попрекает Крылова.
Крылов сравнивает переводы с кукареканьем. Они обладают определенной ценностью, но все же не могут считаться проявлением истинного таланта.
Проблематика
В незатейливой на первый взгляд басне заложена очень серьезная проблема, ставшая актуальной в России еще с правления Петра I: преклонение высшего общества перед европейским искусством в ущерб национальному.
В России уже давно появились свои талантливые поэты (Соловьи), но их судьи (Ослы) до сих пор отдают предпочтение античным и западным произведениям. Они считают, что лучший вид деятельности для национальных творцов — перевод классических образцов поэзии.
Композиция басни последовательная: основная часть и финальный нравоучительный вывод автора.
Чему учит автор
Огорченный от посещения вельможи Крылов страстно желает, чтобы в среде высшего общества появились люди, способные по достоинству оценить национальную поэзию. Избавление от невежественных судей — необходимое условие для развития всей русской литературы и искусства.
Ирина Зарицкая | .8k | Оценить:
Крылатые выражения и пословицы из басен Крылова. Читать
1. А Васька слушает да ест. /«Кот и повар»/ 2. А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь. /«Квартет»/ 3. А где пастух дурак, там и собаки дуры. /«Волк и Волчонок»/ 4. А дуги гнут с терпеньем и не вдруг. /«Трудолюбивый медведь»/ 5. А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом. /«Осёл и Соловей»/ 6. А ларчик просто открывался. /«Ларчик»/ 7. А он – дивит Свой только муравейник. /«Муравей»/ 8. А он украдкою кивает на Петра. /«Зеркало и Обезьяна»/ 9. Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, А сапоги тачать пирожник. /«Щука и Кот»/ 10. Берись за то, к чему ты сроден Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец. /«Скворец»/ 11. Ведь я не здешнего прихода. /«Прихожанин»/ 12. Великий зверь на малые дела. /«Воспитание Льва»/ 13. Ворона каркнула во всё воронье горло. /«Ворона и Лисица»/ 14. Вперёд чужой беде не смейся, Голубок! /«Чиж и Голубь»/ 15. Да только воз и ныне там. /«Лебедь, Щука и Рак»/ 16. Если голова пуста, То голове ума не придадут места. /«Парнас»/ 17. Запели молодые: кто в лес, кто по дрова. /«Музыканты»/ 18. За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку. /«Кукушка и Петух»/ 19. Избави Бог и нас от этих судей! /«Осёл и Соловей»/ 20. И из гостей домой Пришла свинья – свиньёй. /«Свинья»/ 21. И сделалась моя Матрёна Ни пава, ни ворона. /«Ворона»/ 22. И Щуку бросили — в реку! /«Щука»/ 23. Как белка в колесе. /«Белка»/ 24. Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом. /«Стрекоза и Муравей»/ 25. Как счастье многие находят Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят. /«Две собаки»/ 26. Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт. /«Лебедь, Щука и Рак»/ 27. Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет. /«Лев и Барс»/ 28. Полают да отстанут. /«Прохожие и собаки»/ 29. Попался, как ворона в суп! /«Ворона и Курица»/ 30. Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела./ «Стрекоза и муравей»/ 31. Прощай, хозяйские горшки! /«Обоз»/ 32. Рыльце у тебя в пуху. /«Лисица и Сурок»/ 33. С разбором выбирай друзей. /«Роща и Огонь»/ 34. Сильнее кошки зверя нет! /«Мышь и Крыса»/ 35. Слона – то я и не приметил. /«Любопытный»/ 36. Скупой теряет всё, желая всё достать. /«Скупой и Курица»/ 37. Спой, светик, не стыдись! /«Ворона и Лисица»/ 38. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. /«Волк и Ягнёнок»/ 39. Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши! /«Стрекоза и Муравей»/ 40. Ты сер, а я, приятель, сед. /«Волк на псарне»/ 41. Коль выгонят в окно, так я влечу в другое. /«Муха и Пчела»/ 42. Крестьянин ахнуть не успел, Как на него медведь насел. /«Крестьянин и Работник»/ 43. Кто посмирней, так тот и виноват. /«Мор зверей»/ 44. Кто про свои дела кричит всем без умолку, В том, верно, мало толку. /«Две бочки»/ 45. Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. /«Лебедь, Щука и Рак»/ 46. Мартышка к старости слаба глазами стала. /«Мартышка и очки»/ 47. Молчи! Всё знаю я сама; Да эта крыса мне кума. /«Совет мышей»/ 48. Мы, верно, уж поладим, Коль рядом сядем. /«Квартет»/ 49. Навозну кучу разрывая, Петух нашёл жемчужное зерно. /«Петух и Жемчужное зерно»/ 50. Наделала Синица славы, А моря не зажгла. /«Синица»/ 51. Не презирай совета ничьего, Но прежде рассмотри его. /«Орёл и Крот»/ 52. Не плюй в колодец – пригодится Воды напиться. /«Лев и Мышь»/ 53. Но умысел другой тут был. /«Музыканты»/ 54. Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись. /«Лебедь, Щука и Рак»/ 55. Одни поддельные цветы Дождя боятся. /«Цветы»/ 56. Они немножечко дерут: Зато уж в рот хмельного не берут. /«Музыканты»/ 57. Он порча, он чума, он язва здешних мест! /«Кот и Повар»/ 58. Орлам случается и ниже кур спускаться; Но курам никогда до облак не подняться! /«Орёл и Куры»/ 59. Осёл мой глупостью в пословицу вошёл, И на Осле уж возят воду. /«Осёл»/ 60. Отколе, умная, бредёшь ты, голова? /«Лисица и Осёл»/ 61. От радости в зобу дыханье спёрло. /«Ворона и Лисица»/ 62. Охотно мы дарим, Что нам не надобно самим. /«Волк и Лисица»/ 63. По мне уж лучше пей, Да дело разумей. /«Музыканты»/ 64. У сильного всегда бессильный виноват. /«Волк и Ягнёнок»/ 65. Услужливый дурак опаснее врага. /«Пустынник и Медведь»/ 66. Хоть видит око, да зуб неймёт. /«Лисица и Виноград»/ 67. Хоть ты и в новой коже, Да сердце у тебя всё то же. /«Крестьянин и Змея»/ 68. Худые песни Соловью В гостях у Кошки. /«Кошка и Соловей»/ 69. Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? /«Зеркало и обезьяна»/ 70. Чтоб там речей не тратить по-пустому, Где нужно власть употребить. /«Кот и Повар»/ 71. Что от ворон она отстала, А к павам не пристала. /«Ворона»/ 72. Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. /«Воронёнок»/ 73. Я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки. /«Слон и Моська»/ Читать все басни Крылова. Список произведений
Кошка и Соловей
Поймала кошка Соловья,В бедняжку когти запустилаИ, ласково его сжимая, говорила:«Соловушка, душа моя!Я слышу, что тебя везде за песни славятИ с лучшими певцами рядом ставят.Мне говорит лиса-кума,Что голос у тебя так звонок и чудесен,Что от твоих прелестных песенВсе пастухи, пастушки — без ума.Хотела б очень я, сама,Тебя послушать.Не трепещися так; не будь, мой друг, упрям;Не бойся: не хочу совсем тебя я кушать.Лишь спой мне что-нибудь: тебе я волю дамИ отпущу гулять по рощам и лесам.В любви я к музыке тебе не уступаюИ часто, про себя мурлыча, засыпаю».Меж тем мой бедный СоловейЕдва-едва дышал в когтях у ней.«Ну, что же?» продолжает Кошка:«Пропой, дружок, хотя немножко».Но наш певец не пел, а только-что пищал.«Так этим-то леса ты восхищал!»С насмешкою она спросила:«Где ж эта чистота и сила,О коих все без-умолку твердят?Мне скучен писк такой и от моих котят.Нет, вижу, что в пенье ты вовсе не искусен:Всё без начала, без конца,Посмотрим, на зубах каков-то будешь вкусен!»И съела бедного певца —До крошки.Сказать ли на ушко, яснее, мысль мою?Худые песни СоловьюВ когтях у Кошки.
Демьянова уха
«Соседушка, мой свет!Пожалуйста, покушай». —«Соседушка, я сыт по горло». — «Нужды нет,Еще тарелочку; послушай:Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» —«Я три тарелки съел». — «И полно, что за счеты:Лишь стало бы охоты, —А то во здравье: ешь до дна!Что за уха! Да как жирна;Как будто янтарем подернулась она.Потешь же, миленький дружочек!Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!»Так потчевал сосед Демьян соседа ФокуИ не давал ему ни отдыху, ни сроку;А с Фоки уж давно катился градом пот.Однако же еще тарелку он берет,Сбирается с последней силойИ — очищает всю.«Вот друга я люблю! —Вскричал Демьян. — Зато уж чванных не терплю.Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!»Тут бедный Фока мой,Как ни любил уху, но от беды такой,Схватя в охапкуКушак и шапку,Скорей без памяти домой —И с той поры к Демьяну ни ногой.________________Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь:Но если помолчать во время не умеешь30 И ближнего ушей ты не жалеешь:То ведай, что твои и проза и стихиТошнее будут всем Демьяновой ухи.
Конспект урока литературного чтения «И.А. Крылов «Чиж и Голубь»» в 3 классе. УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: познакомить с басней И.А. Крылова «Чиж и Голубь»; учить читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; развивать творческие способности, навыки беглого чтения.
Планируемые результаты: предметные: прогнозировать содержание произведения, знать специфические особенности жанра басни, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, которые дает басня; личностные: проявлять интерес к произведениям И.А. Крылова.
Оборудование: портрет И.А. Крылова, картина с изображением памятника И.А. Крылову, его книги, аудиозапись басни «Чиж и Голубь», карточки с текстом речевой разминки и заданиями.
Предварительная подготовка: учащиеся заранее готовят сообщения о чиже и голубе.
Ход урока
|. Организационный момент
II. Речевая разминка
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
— Прочитайте медленно. Откуда эти строчки? (Из басни «Ворона и Лисица».)
— Прочитайте с ускорением (замедляя темп; скороговоркой; выразительно).
— Какие еще басни помните?
III. Проверка домашнего задания
(Чтение басни наизусть.)
IV. Сообщение темы и постановка целей урока
— Что вы узнали об Иване Андреевиче из прошлого урока? (Дети вспоминают.)
— Рассмотрите памятник И.А. Крылову. Что вы видите? (Высказывания учеников.)
(Рассказ учителя о памятнике И.А. Крылову. См. материал для учителя.)
V. Физкультминутка
VI. Работа по теме урока
— Прочитайте на с. 49 учебника название басни.
— Как вы думаете, о чем пойдет в ней речь?
— Прежде чем читать ее, вспомним, что знаем об этих птицах. (Рассказывают заранее подготовленные учащиеся.)
Чиж — один из видов певчих птиц. Длина тела составляет около 12 см, масса 12—14 г. Общая окраска зеленовато-желтого или оливково-зеленого цвета. Клюв серый. Летом живет парами; к осени собирается в стаи. Зимой откочевывает на небольшие расстояния, особенно по долинам Рек с зарослями лиственных деревьев. Осенний пролет чижа начинается в конце сентября, но часть чижей не улетает на зиму не только в Средней, но даже в Северной России, если встречает незамерзающие ручьи или речки. Питается насекомыми и семенами хвойных и лиственных Деревьев; осенью любимую пищу чижа составляют семена березы и ольхи.
Голубь — широко распространенная птица семейства голубиных, родиной которой считаются Южная Европа, Юго-Западная Азия и Северная Африка. Еще в глубокой древности эти птицы были приручены человеком, в результате были выведены так называемые домашние голуби. Живут везде, способны возвращаться к своему гнезду, как бы далеко от него ни оказались. Приручен дикий голубь более 5 тыс. лет назад. По количеству пород, разводимых в различных странах мира, голуби превосходят любую домашнюю птицу — их свыше 800. Разыскивая свой корм на земле, голуби бегают много и усердно, они ловки и выносливы. Питаются эти птицы разнообразной растительной пищей: семенами, ягодами, зелеными побегами и т. п.
(Чтение басни учителем или прослушивание аудиозаписи.)
— Оправдались ли наши предположения, о чем будет басня?
— Понравилась вам басня? Чем?
— Все ли было понятно в ней?
Анализ и мораль басни Крылова «Лебедь, рак и щука»
1001student.ru > Литература > Сочинения > Анализ и мораль басни Крылова «Лебедь, рак и щука»
Иван Крылов известен всем как публицист и баснописец. Он не только создавал свои произведения, но и занимался переводами. Каждое его сочинение содержит в себе аллегорические истории про реальных людей. Кроме этого, в них обязательно присутствует мораль
Анализ басни «Лебедь, рак и щука» показывает читателям, как важно действовать сообща
Главная мысль
Год создания произведения — 1814, но только в 1816 году его опубликовали в сборнике «Новые басни Крылова». Чтобы донести мысль своим читателям, поэт использовал необычные образы и описывал конкретные ситуации, с которыми иногда сталкивался сам.
В произведении 3 главных персонажа: Лебедь, Рак и Щука. Мораль басни основывается на том, что они абсолютно разные по характеристикам и среде обитания. Но несмотря на это писатель объединил их за важным делом. Они работают неслаженно, поэтому не могут достигнуть своей цели. Каждый из героев на протяжении всего повествования остается верен своим пристрастиям и принципам.
Лебедь — птица высокого полета, все ее мысли только о небе. Он не может делать что-либо на земле, его всегда тянет ввысь. Щука привыкла обитать в воде, поэтому в любой ситуации тянет в воду. Рак умеет только пятиться назад. Именно потому, что образы абсолютно разные, возникают разногласия, и у них не выходит сдвинуть телегу с места.
Очень часто в жизни люди работают коллективно, создают совместные проекты, но остаются в узком кругу своей стихии и боятся перешагнуть через него.
Те, кто хорошо знал Ивана Крылова, считали, что он свои образы сравнил с членами общественного совета. Видимо, было очень заметно, что их работа была не слаженной и дела не продвигались.
Писатель вырос в простой семье среди обычного народа. Он не понаслышке знал, что такое трудности. Автор имел такую особенность, как умение различать суть конкретной проблемы.
О некоторых из них он просто не мог говорить вслух и именно поэтому создавал необычные образы и высмеивал человеческие пороки.
Как ни странно, темы, которые использовал Крылов, актуальны по сей день, а фразы, используемые в баснях, вошли в разговорную речь.
Суть басни, что в любой работе требуется согласованность и слаженность действий. Когда что-то выполняется командой, нужно, чтобы все участники следовали определенным методам и правилам, даже если это нарушает их жизненные идеалы. Чтобы достигнуть цели, иногда нужно переступить через свои принципы ради общего блага.
Действия героев
Сказка начинается с того, что 3 персонажа решаются на общее дело: хотят сдвинуть воз. Но не договорились, как именно они это будут делать. Если делать разбор текста по плану, становится ясно, что каждый из них считает свои действия правильными:
- Лебедь отлично летает, и несмотря на это, он не может стать извозчиком.
- Щука хорошо плавает, но не может тащить ничего по земле.
- Рак постоянно пятится назад, и именно это мешает ему.
Прочитав басню полностью, можно сделать вывод, что каждый должен заниматься своими делами, которые у них лучше получаются.
Писатель умело использует описание образов и создает аллегорические ситуации. Он всегда для передачи своих мыслей использует животных, птиц, рыб и даже растения. Благодаря им, он простыми словами объясняет, как не нужно поступать и почему. Басня «Лебедь, рак и щука» учит быть ответственным и ни в коем случае не вмешиваться в дела других.
Анализ тематики и проблематики
Подробный разбор небольшого по объему произведения следует проводить по плану:
- Тема и основная мысль.
- Образы главных героев.
- Используемые художественные изобразительно-выразительные средства.
Какова тема басни, становится понятно сразу после прочтения. Три героя пытаются переместить воз. Но, поскольку каждый из них тянет телегу на себя, результата достичь им не удается. Проблематика, мораль произведения также достаточно очевидны
Чтобы выполнить какое-то действие, важно думать не только о себе, а стараться действовать сообща.
Следующий пункт плана — характеристика действующих лиц. Это краткое описание героев. Их три. Крылов не дает подробностей, персонажи только называются. Их поведение соответствует реальным действиям животных в природе: птица стремится к полету, рак пятится, рыба жаждет плавать в воде.
Изобразительно-выразительные средства, которые использует автор, немногочисленны, но каждое из них настолько емкое, что позволяет создать особое звучание. Вот какие примеры можно привести:
- Фразеологические обороты («лезть из кожи вон»).
- Однородные подлежащие создают ощущение постепенности описываемого.
- Инверсия («кто виноват из них» — нарушение порядка слов, прямой порядок звучал бы «кто из них виноват»).
- Антонимы (виноват — прав).
- Элементы разговорной речи («вон», «ходу»).
Наконец, используется ирония — «воз и ныне там», а сам текст построен на аллегории. При работе над сочинением эти примеры можно выписать, чтобы в дальнейшем использовать для иллюстрации и подтверждения своих выводов.
Рисунок лебедь рак и щука, поэтапно карандашом
Лебедь.
- Для начала нарисуйте детали, символизирующие форму птицы. Начните с круга для головы и яйцевидной фигуры для тела. Соедините плавной линией.
- Прорисуйте клюв птицы он заканчивается на линии лба.
- Нарисуйте нижнюю часть клюва. Большой заметный нос.
- Изобразите глазки и мордочку лебедя. Проведите вдоль клюва горизонтальную линию, разделяющую части клюва, нарисуйте ноздри.
- Нарисуйте шею, которая утолщается постепенно от головы к туловищу. Шея должна получиться толще у основания.
- Прорисуйте туловище. Перья лебедя в данном варианте взъерошены, посему изобразите их сборками, что позволит визуально отделить крыло.
- Нарисовав крыло, приступайте постепенно к хвосту. Закончите иллюстрацию пунктирными хаотичными линиями, сделав акцент на перьях.
Рак.
- Начните рисунок сделав набросок формы головы, двух клешней и изогнутой линии хвоста. Одна из клешней должна быть слегка больше.
- Вначале изобразите хвост, затем линиями выделите голову, а так же небольшой соединяющий хвост и туловище сегмент. Нарисуйте утолщённую форму клешней и лап.
- Изобразите маленькие передние лапы, глаза, и 4 лапы с каждой стороны.
- Прорисуйте боковые лапки. Они складываются из сегментов. Соединения изображаются кругами. Далее изобразите передние лапы, начальные контуры усов. После этого приступайте к изображению хвоста.
- Нарисуйте сложенные на спине усы рака. Детализируйте клешни, ориентируясь на образец.
Щука.
- В центре прорисуйте овал, поделите надвое горизонтальной линией.
- В середине овала нанесите тонкой линией контур формы щуки стреловидной формы. В левой части будет находиться голова удлинённой формы. С правой стороны оставьте место для хвостика и плавника.
- Сотрите овал с первого шага и горизонтальную линию.
- По нижнему и верхнему контуру прорисуйте разной формы плавники, дорисуйте хвост и плавник на нем.
- Нарисуйте жабры, глаз и рот щуки. Определите контур рисунка, сотрите лишнее.
- Детализируйте плавники, придав объем щуке.
Вспоминаем крылатые выражения из басен Крылова
Иван Андреевич Крылов был обласкан вниманием публики и властей еще при жизни. К моменту его смерти в 1844 году в России книги баснописца вышли уже в количестве 77 000 экземпляров. Он получил награды и щедрую пенсию от царя, его юбилей в 1838 году превратился в большой национальный праздник под покровительством императора
Он получил награды и щедрую пенсию от царя, его юбилей в 1838 году превратился в большой национальный праздник под покровительством императора.
Писателя называли русским Лафонтеном. Доля истины в этом, конечно, была: из 200 созданных им басен немало написано по мотивам творений Эзопа и Лафонтена. Но в основе многих произведений лежит оригинальный сюжет. Для читателей XIX века эти стихотворные притчи были интересны не только сатирой и хорошим русским языком, но и тем, что высмеивали события и людей (в том числе высокопоставленных особ), современниками которых являлись читатели. Это было чем-то похоже на пародии, которые сегодня создают юмористы.
Но творения русского Лафонтена затрагивают проблемы, характерные и для нашего времени: взяточничество, бюрократия, лень, спесь, жадность и многие другие пороки процветают и сегодня. Но даже если читателю кажется, что он не знает или не любит этого писателя — он заблуждается, потому что крылатые выражения из басен Крылова давно стали частью активного словаря практически любого русскоговорящего человека.
Сердясь на ребенка, не желающего выполнять наши требования, мы горько восклицаем: «А Васька слушает да ест!» Найдя простое решение проблемы, казавшейся сложной, усмехаемся: «А ларчик просто открывался!» Замечая, что какое-то дело не двигается с мертвой точки, вздыхаем: «А воз и ныне там». Рассказывая приятелям о бешеном темпе современной жизни, посетуем: «Кручусь как белка в колесе». Позабавит нас порой какая-нибудь парочка чиновников, расшаркивающихся друг перед другом, и мы язвительно комментируем: «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку».
Порой мы не очень точно цитируем крылатые выражения из басен Крылова, а используем их частично, либо слегка видоизменяем. Тех, кто не может договориться между собой, сравниваем с Лебедем, Раком и Щукой из одноименной басни. Не к месту оказываемую кем-либо помощь назовем «медвежьей услугой». Заметим суетливость, излишнюю разговорчивость человека при упоминании щекотливой темы и мысленно «прозреем»: «А рыльце-то у него в пушку!» Замечая после длительных поисков крупный предмет, лежавший на видном месте, рассмеемся: «Слона-то я и не заметил!» А котенку, который тщетно пытается поймать золотую рыбку, плавающую в аквариуме, назидательно скажем: «Что, Рыжик, око видит, а зуб неймет?»
Порой мы не знаем, кому принадлежат известные фразы и образы. Нам кажется, что такие нарицательные герои и выражения существовали всегда. Однако своим происхождением они обязаны этому полному, ленивому и небрежному человеку, который только к своему творчеству относился серьезно и вдумчиво, бесконечно оттачивая каждый маленький шедевр.
Крылатые выражения из басен Крылова за прошедшие 200 лет стали неотъемлемой частью русского языка.
Кстати, литературным критикам и простым читателям всегда казалось, что Иван Андреевич – сугубо отечественное явление, которое невозможно без ущерба для содержания перенести на зарубежную почву. Между тем в Британии это по-прежнему самый переводимый русский поэт XIX столетия. Как англичане переводят крылатые выражения из басен Крылова, фактически ставшие идиомами — это тема для отдельного исследования.
Так что в один из долгих зимних вечеров можно бы и перечитать томик произведений русского Лафонтена — без предубеждения, а с благодарностью.
Definition
⇨ of Wikipedia
Advertizing ▼
Wikipedia
Лебедь, Щука и Рак
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: ,
В Викитеке есть полный текст басни «Лебедь, щука и рак»
«Ле́бедь, щу́ка и рак» — басня Ивана Андреевича Крылова, написанная в году и опубликованная в сборнике «Новые басни» (, ч. 4). Сюжет содержит намек на события того времени: недовольство русского общества действиями политических союзников императора Александра (война Шестой коалиции против Наполеона); по другой версии, современники связывали сюжет басни с разногласиями между членами Государственного Совета.
Характеристика
Басня состоит из двух частей, отделённых друг от друга графически, — из короткого назидания в начале
и иллюстрирующего мораль басни сюжета. Басня написана басенным вольным ямбом, количество стоп колеблется от 4 («Везти | с покла | жей воз | взялись») до 6 («Кто ви | новат | из них, | кто прав | — судить | не нам»). В первых шести стихах и двух последних рифмовка парная («согласья нет» — «не пойдёт», «мука» — «щука»), в стихах 7—9 — опоясывающая.
Герои произведения, как и в большинстве басен, животные. Образ действия животных, в отличие от человека, однообразен, подчинён инстинктам и определённым законам. Щука может только плавать, лебедь — летать, а рак — пятиться назад. Мораль басни строится на основе этой заложенной природой в животных модели поведения.
Однако, по наблюдению Л. С. Выготского, изложенному в труде «Психология искусства» (), описание действий персонажей расходится с заявленной в начале басни моралью. В главе «Анализ басни» Выготский, приведя мнение А. Е. Измайлова о том, что если бы поклажа была легка, то лебедь мог поднять на воздух воз, щуку и рака, подчеркивал это противоречие, составляющее, по его мнению, «психологическую основу всякой поэтической басни»:
И тем не менее, это противоречие заявленной морали и «противоположной струны» якобы существующего согласия — кажущееся. Движения компаньонов по общей работе, подверженное действию инстинктов, как это подчеркнуто на примере животных с противоположными инстинктами, и является основным противоречием слов, заявленных намерений в противоположность намерениям истинным, пусть и не осознаваемым самими персонажами. Очевидно, бессознательные намерения людей, недоговорившихся об общем деле, а возможно и не прочувствовавших свои истинные намерения до конца и послужила основной вдохновляющей идеей для Крылова.
Культурное влияние
Басня неоднократно издавалась с иллюстрациями, выполненными в разных техниках, таких известных художников, как Г. А. Ечеистов (—), А. М. Лаптев (—), Е. М. Рачёв (—), и многих других.
Уже при жизни автора басня стала весьма популярна, по сей день постоянно переиздаётся, переведена на другие языки. Аллюзия на «Лебедя, Рака и Щуку» часто встречается в выступлениях политиков , заголовках статей СМИ , пародиях, карикатурах . Фраза «воз и ныне там» устойчиво вошла крылатой фразой в русский язык как символ разобщённости.
- Примечания // Русская басня XVIII—XIX веков / Составление, подготовка текста и примечания В. П. Степанова и Н. Л. Степанова. — Второе издание. — Ленингард: Советский писатель, 1977. — С. 583. — 656 с. — (Библиотека поэта. Большая серия). — 48000 экз.
- Примечания // Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология по истории русского стиха / Составитель, автор статей и примечаний В. Е. Холшевников. — Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1983. — С. 163. — 448 с. — 200000 экз..