Идти как на́ стог в дождь
Сравнение с идущим на стог во время дождя указывает на то, что человек сознательно выбирает неподходящее время и место для своих действий, что делает их бессмысленными и трудными в исполнении. Продолжение действий в таких обстоятельствах может быть связано с наивностью, неумением приспособиться или же неосознанным упорством в своих заблуждениях.
Фраза «Идти как на́ стог в дождь» также может быть употреблена в переносном смысле, чтобы описать ситуацию, когда человек осознает негативные последствия своих действий, но все равно продолжает их без всякого смысла и выгоды.
Фраза | Значение |
---|---|
Идти как на́ стог в дождь | Бесполезно продолжать делать что-то, несмотря на явные негативные последствия или препятствия. |
Илье-муромцу в Дубе
Илья Муромец — легендарный герой русской эпической поэмы. Согласно легенде, Илья лежал в своем деревянном Дубе и никак не мог выбраться. Народные предания рассказывают о том, как Илья долго и упорно боролся с преградой, и наконец смог выбраться из дуба и продолжить свои подвиги.
Выражение «Илье-муромцу в Дубе» используется в речи для обозначения ситуации, когда человек оказывается в трудной ситуации, в тупике или с затруднением выполняет задачу.
Такое сравнение говорит о сложности ситуации, но также подчеркивает силу и настойчивость человека, который способен преодолеть любые трудности и достичь поставленной цели.
Слон и Моська
П¾ ÃÂûøÃÂðü áûþýð òþôøûø,ÃÂðú òøôýþ, ýðÿþúð÷ âÂÂÃÂ÷òõÃÂÃÂýþ, ÃÂÃÂþ áûþýàò ôøúþòøýúààýðÃÂ,âðú ÷ð áûþýþü ÃÂþûÿà÷õòðú ÃÂþôøûø.ÃÂÃÂúþûõ ýø òþ÷ÃÂüøÃÂÃÂ, ýðòÃÂÃÂÃÂõÃÂàÃÂþÃÂÃÂúð øü.ãòøôõòÃÂø áûþýð, ýàýð ýõóþ üõÃÂðÃÂÃÂÃÂÃÂ,àûðÃÂÃÂÃÂ, ø òø÷öðÃÂÃÂ, ø ÃÂòðÃÂÃÂÃÂÃÂ,ÃÂÃÂ, ÃÂðú ø ûõ÷õàò ôÃÂðúààýøü.ëáþÃÂõôúð, ÿõÃÂõÃÂÃÂðýàÃÂÃÂðüøÃÂÃÂÃÂÃÂ, âÂÂÃÂù ÃÂðòúð óþòþÃÂøÃÂ, â ÃÂõñõ ûààáûþýþü òþ÷øÃÂÃÂÃÂÃÂ?áüþÃÂÃÂø, ÃÂö ÃÂàÃÂÃÂøÿøÃÂÃÂ, ð þý ÃÂõñõ øôÃÂàòÿõÃÂÃÂôàûðàÃÂòþõóþ ÃÂþòÃÂõü ýõ ÿÃÂøüõÃÂðõÃÂû. âÂÂëÃÂÃÂ, ÃÂÃÂ! â õù ÃÂþÃÂÃÂúð þÃÂòõÃÂðõÃÂ, âÂÂÃÂþàÃÂþ-ÃÂþ üýõ ø ôÃÂÃÂàÿÃÂøôðÃÂÃÂ,çÃÂþ ÃÂ, ÃÂþòÃÂõü ñõ÷ ôÃÂðúø,ÃÂþóàÿþÿðÃÂÃÂàò ñþûÃÂÃÂøõ ÷ðñøÃÂúø.ÃÂÃÂÃÂúðù öõ óþòþÃÂÃÂàÃÂþñðúø:ëÃÂù, ÃÂþÃÂÃÂúð! ÷ýðÃÂÃÂ, þýð ÃÂøûÃÂýð,çÃÂþ ûðõàýð áûþýð!û
Из басни «Зеркало и обезьяна» (мартышка)
Полный текст басни:
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой, Тихохонько Медведя толк ногой: «Смотри-ка, — говорит, — кум милый мой! Что это там за рожа? Какие у нее ужимки и прыжки! Я удавилась бы с тоски, Когда бы на нее хоть чуть была похожа. А ведь, признайся, есть Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть: Я даже их могу по пальцам перечесть». «Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» — Ей Мишка отвечал. Но Мишенькин совет лишь попусту пропал. Таких примеров много в мире: Не любит узнавать никто себя в сатире. Я даже видел то вчера: Что Климыч на руку нечист, все это знают; Про взятки Климычу читают, А он украдкою кивает на Петра.
Можно сказать, что мораль этой басни заключается в том, что…
А крылатое выражение здесь будет считаться…
Ведь Крылов любит высмеивать глупцов и невежд. В истории с зеркалом, пример невежды — Обезьяна. Она не видит и не хочет видеть своих недостатков. Тем не менее, в своих подружках находит массу изъянов. Так и в жизни. Никто не хочет признавать, что у него есть проблемы, такие, которые он замечает в других людях.
Басни как пьесы
Многие слова и выражения Ивана Андреевича Крылова стали крылатыми неслучайно. Писатель сочинял свои басни в такой манере, которая больше всего способствовала запоминанию фраз, использованию их потом в речи. Да и сам жанр благоприятствовал этому.
Жанр басни предполагает речь афористичную, наполненную житейской мудростью. Словарь жанра должен включать только простые слова, а мудрость должна быть очевидной. Разновидностью стиля может быть басня, высмеивающая порок. В таком случае используются слова меткие, хлесткие.
В обоих случаях слова быстро запоминаются, и смысл басни бывает легко восстановить по одному-двум крылатым словам. Когда случается дать оценку характерной жизненной ситуации, вспоминается подходящий афоризм из басен-притч. А с помощью словечка из басни-комедии бывает полезно посмеяться над каким-либо собственным недостатком.
Оба типа произведений присутствуют у Крылова. Но его манера отличается особенностью: его басни можно назвать пьесами, так как они очень похожи на маленькие сценические постановки. В них преобладают диалоги, тогда как слова автора лишь кратко комментируют происходящее. Как на сцене или на экране: действия и слова героев и голос за кадром.
Благодаря такой манере, образы героев становятся наглядными, произносимые ими слова и краткие замечания автора откладываются в памяти. А действие в целом приобретает завершенность и лаконичность.
Вариант 1
1. “Волк в овечьей шкуре” – это выражение описывает человека, который скрывает свои истинные намерения и действия под маской доброты и благоразумия. Это выражение встречается в басне “Волк и овцы”, где волк, притворяясь овцой, убивает их.
2
“Лиса и виноград” – это пословица, которая описывает ситуацию, когда человек не может достичь желаемого и начинает оправдываться тем, что это не так важно. Эта пословица встречается в басне “Лиса и виноград”, где лиса не может достать виноград и говорит, что он ей и не нужен
3. “Козел отпущения” – это выражение описывает человека, который получает прощение за свои ошибки и проступки. Это выражение встречается в басне “Козел и скрипка”, где козел, играя на скрипке, разбивает ее и получает отпущение за свою глупость.
4. “Ворона и лиса” – это басня, которая описывает ситуацию, когда человек попадает в ловушку, потому что доверяет неправильным людям. В этой басне лиса обманывает ворону, чтобы та открыла клюв и уронила сыр.
5. “Заяц и черепаха” – это басня, которая описывает ситуацию, когда человек, который работает медленно и методично, может достичь большего, чем тот, кто работает быстро и неорганизованно. В этой басне заяц проигрывает черепахе в гонке, потому что не уделяет достаточно внимания своей работе.
Не радуйся дорогому подарку
Фраза «Не радуйся дорогому подарку» используется для того, чтобы предостеречь человека от наивного доверия и неосмотрительного принятия щедрости. Она напоминает о том, что за кажущейся добротой и щедростью может скрываться скрытые мотивы или эгоистические интересы. Вместо того, чтобы слепо доверять и безоглядно радоваться, стоит смотреть подозрительно на излишнюю щедрость и искать скрытые подвохи.
Фраза «Не радуйся дорогому подарку» служит напоминанием о необходимости осторожности и разумности при оценке предложенных материальных благ. Она подчеркивает значение бдительности и осмысленности, помогая избежать разочарования и неприятностей, которые могут возникнуть из-за пренебрежения этим предостережением
Крылатые выражения из басен Крылова: происхождение и значение
Происхождение крылатых выражений часто связано с персонажами и сюжетами басен. В басне «Волк на псарне» мы встречаем выражение «катись, колобок, по накатанной». Оно обозначает безрассудство и беспечность человека, который повторяет уже совершенные ошибки. Название басни «Кошка и овечка» привело к появлению выражения «беречь как зеницу ока», которое означает ценить и сохранять что-то очень дорогое и ценное.
Значения крылатых выражений из басен Крылова вплотную связаны с их происхождением. Каждая фраза несет в себе определенный смысл, основанный на сюжете и поведении персонажей. Например, выражение «рос пузырь в поле» из басни «Стрекоза и Муравей» означает незаметное возникновение и быстрое исчезновение чего-то непрочного и невыгодного.
Крылатые выражения из басен Крылова являются насущными и актуальными в нашей жизни. Благодаря своей остроте, точности и яркости они стали неотъемлемой частью русского языка и обогатили его культурное наследие.
Журавль и Цуки-няньки
В этой басне автор изображает журавля, который позорит своего друга-цаплю. Журавль не только смеется над незадачливой цаплей, но и показывает свою безразличие к ее проблемам. Поведение журавля вызывает удивление и осуждение у других птиц, которые не понимают, как можно так поступить с другом. Басня на примере журавля и цапли-няньки демонстрирует, что эгоизм и невнимательность к проблемам других людей только разрушают дружеские отношения и вызывают отвращение окружающих.
История о журавле и цапле-няньке имеет моральный посыл, который заключается в том, что невнимательность и безразличие к проблемам других людей могут быть пагубными для дружеских отношений и порождают негативные эмоции у окружающих.
Все это упоминается в басне Крылова «Журавль и Цуки-няньки», чтобы создать образ журавля как эгоистичного и неразумного существа и продемонстрировать читателю, как не надо вести себя в обществе.
Слон и моська
Пытаясь определить скрытую мораль в басне «Слон и Моська», мнения читателей делятся на два лагеря.
- Одни смотрят на басню прямо, другие – ищут скрытый смысл. Первые предполагают, что мораль выражена в последних словах: “Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона!”.
- Другие же полагают, что основной мыслью является та, что хоть шумом вокруг себя и можно создать любое мнение окружающих, но проницательные люди всё же поймут, чего стоит весь этот шум.
Получается, что каждый видит ту мораль, которую ему удобно увидеть в силу своего восприятия. Особенно не нравится вторая мораль Моськам, которым важнее не быть кем-то, а слыть.
Крылатое высказывание:
Ответ
«Квартет»
Мораль (выражена в словах Соловья):
«…А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь».
Аллегорический смысл этой басни в том, что никакие внешние изменения не помогут человеку, если у него нет способностей, таланта и умения.
«Лебедь, Щука и Рак»
Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука.
Аллегорический смысл: общее дело можно сделать, только объединив совместные усилия.
«Две бочки»
Кто про свои дела кричит всем без умолку, В том, верно, мало толку; Кто делов истинно, — тих часто на словах. Великий человек лишь громок на делах, И думает свою он крепко думу Без шуму.
Аллегорический смысл басни в том, чтобы показать различие между трудолюбивым человеком, который молча делает свое дело, и пустым, бесполезным человеком, который громко шумит о своих якобы делах.
Вопросы для викторины
1. Из каких басен слова?
а) «…Так поди же, попляши!» б) Избави бог и нас от этаких судей. в) «…Слона-то я и не приметил». г) «…Сильнее кошки зверя нет!»
2. Из каких басен мораль?
а) Случается нередко нам И труд и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться, За дело просто взяться. б) Примолвить к речи здесь годится, Но ничьего не трогая лица, Что делом, не сведя конца, Не надобно хвалиться. в) Свет полон дружбою такою. Про нынешних друзей льзя молвить, не греша, Что в дружбе все они едва ль не одиноки: Послушать — кажется, одна у них душа, — А только кинь им кость, так что твои собаки! г) Невежи судят точно так: В чем толку нс поймут, то все у них пустяк.
3. Из каких басен эти герои?
а) Слон, овцы, волки. б) Крестьянин, Дерево, Змея. в) Мужик, гуси, прохожий. г) Собака, Лев, Волк, Лиса.
Источник
Волки и овцы
Овечкам от Волков совсем житья не стало,И до того, что, наконец,Правительство зверей благие меры взялоВступиться в спасенье Овец,—И учрежден Совет на сей конец.Большая часть в нем, правда, были Волки;Но не о всех Волках ведь злые толки.Видали и таких Волков, и многократ.—Примеры эти не забыты,—Которые ходили близко стадСмирнехонько — когда бывали сыты.Так почему ж Волкам в Совете и не быть?Хоть надобно Овец оборонить,Но и Волков не вовсе ж притеснить.Вот заседание в глухом лесу открыли;Судили, думали, рядилиИ, наконец, придумали закон.Вот вам от слова в слово он:«Как скоро Волк у стада забуянит,И обижать он Овцу станет,То Волка тут властна Овца,Не разбираючи лица,Схватить за шиворот и в суд тотчас представить,В соседний лес иль в бор».В законе нечего прибавить, ни убавить.Да только я видал: до этих пор, —Хоть говорят, Волкам и не спускают,—Что будь Овца ответчик иль истец,А только Волки все-таки ОвецВ леса таскают.
Анализ басни Две Бочки, герои басни
Басни Крылова всегда славились тем, что в них есть скрытый смысл. Это можно сказать и о басне «Две бочки», которая была написана в начале 19 столетия и сразу завоевала признание публики. Сюжет произведения рассказывает о бочках, у каждой из них были свои «заботы». Одна бочка послушна и тиха по характеру. Она едет туда, куда ей надо. Никакого внимания бочка ни привлекает, да ей этого и не надо, она просто делает, что надо.
Другая бочка, в отличие от описанной выше, совершенно пуста
Но она привлекает постоянно внимание, показывает, какая же она значимая, хотя на самом деле в ней нету ничего
Крылов вкладывает сюда такой смысл: делай своё дело спокойно, не рассказывай об этом всем, иначе будешь отвлекаться от своей работы. Да и очень невежливо всех занимать своими рассказами, как трудишься. Лучше действительно заняться трудом вместо рассказов о нём.
У бочки совершенно нет никакой скромности, потому то все убегают от неё, только заслышав, что она едет. Она действительно всем вокруг надоедает.
«Слово – серебро, а молчание – золото» — эта пословица как нельзя лучше отражает ситуацию, показанную в басне Крылова. Зато о второй бочке баснописец говорит в морали произведения, он указывает на то, что действительно важные дела делаются в молчании, а не в бесконечной болтовне.
Настоящие краснобаи всегда много врут о своих успехах, но вот на деле они ничего собой не представляют, нельзя забывать это. «Две бочки» является значимым произведением, которое создано в первую очередь для воспитательных целей, но и в литературном смысле басня очень велика.
В басне рассказывается о двух бочках, одна пустая другая с вином. Притом первая шумит, хот и пустая. А вторая полная но едет тихо.
Читательский дневник по басне Ивана Крылова «Квартет»
Название произведения: «Квартет»
Число страниц: 1.
Жанр произведения: басня.
Главные герои: звери — осел, козел, медведь, мартышка, соловей.
Характеристика главных героев:
Мартышка, Осел, Козел и Мишка — дружелюбные и любознательные.
Хотели сыграть квартет, но ничего не понимали в музыке.
Соловей — справедливый, рассудительный и честный.
Сказал зверям правду.
Краткое содержание басни «Квартет» для читательского дневника
Решили как-то четверо друзей Осел, Козел, Мартышка и Медведь стать музыкантами.
Нашли они инструменты и затеяли сыграть квартет, хотя таланта к музыке не имели.
Взяли они инструменты, ноты и стали играть.
Но что-то у них ничего не получалось.
Сидели они на лугу, а Мартышка тут и предложила, что если они поменяются местами, то сразу дело пойдет по-другому.
Пересели друзья на новые места, взяли свои баса, скрипки и альты, а толку — ноль.
Снова ничего не ладится у них.
Тут Осел решил предложить усесться всем зверям рядышком друг с дружкой.
Сели ребята рядом, да музыка снова не ладится.
Стали музыканты спорить, что и как им делать, где сидеть и как играть.
Подняли звери такой шум, что на их крики прилетел Соловей.
Звери решили обратиться к Соловью.
Предложили они, чтоб он им указал, как правильно сесть, ведь все у них есть для игры — и инструменты, и ноты.
А Соловей посмотрел на музыкантов, да ответил им, что как их не усаживай, а если слуха и голоса нет, то ничего толкового не получится.
План пересказа произведения «Квартет» Ивана Крылова
1. Что затеяли главные герои басни?
2. Предложение Мартышки.
3. Вторая попытка сыграть музыку.
4. Что придумал Осел?
6. Обращение героев к Соловью.
7. Ответ Соловья лесным музыкантам.
Шумный, нелепый, неумелый.
Играли, дерли, грохотали.
Менялись местами, да ничего не помогло.
Умный, звонкий, справедливый.
Прилетел, помог, рассудил.
Указал, что играть — надо уметь.
Главная мысль басни «Квартет»
Мораль басни Ивана Крылова такова:
«А Вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь».
Иными словами, автор хотел донести до нас, что не стоит браться за любое дело, неважно простое оно или сложное, если не умеешь его вообще делать. Ведь толку от этого никакого не будет — сначала ведь надо научиться что-то делать правильно. Ведь толку от этого никакого не будет — сначала ведь надо научиться что-то делать правильно
Ведь толку от этого никакого не будет — сначала ведь надо научиться что-то делать правильно.
Чему учит произведение «Квартет» Ивана Крылова
Басня Крылова учит нас тому, что необходимо заниматься своим делом, тем, к которому есть талант и способности.
За все и сразу берутся только люди, которые слишком самоуверенны в себе.
При этом, делают они это очень плохо.
Писатель по-доброму высмеивает главных героев басни и указывает нам на то, что как бы ты не сидел или стоял, если ты не способен что-то сделать, то лучше не берись.
Ничего хорошего из этого не получится, а другие просто посмеются над тобой.
Краткий отзыв по басне «Квартет» для читательского дневника
Басня Ивана Крылова «Квартет» — одно из моих любимых произведений.
Я люблю его иногда перечитывать.
Это уникальное произведение.
Писатель не побоялся высмеять людей, которые берутся за все попало и думают, что они делают это хорошо.
В его басне таких людей отобразили животные.
Своим любимым персонажем «Квартета» могу назвать Соловья.
Для меня этот герой кажется настоящим смельчаком.
Он мог просто посмеяться над музыкантами и полететь дальше.
Но он им сказал всю правду, пусть и горькую.
Я считаю, что многим из нас не хватает такой смелости говорить правду в лицо, которой обладал Соловей.
Из этой басни я понял, что любому делу следует учиться, даже самому невзрачному.
Музыканты из рассказа думали, что если они пересядут на другое место, то все у них получиться.
Но только лишь учение приводит к успеху.
Отрывок из басни, поразивший меня больше всего:
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
Им отвечает Соловей:
«А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».
Какие пословицы подходят к басне «Квартет»:
Крылатыми выражениями стали строки из самой басни:
«А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»
«От перемены мест слагаемых, сумма не меняется».
«Как медведь на ухо наступил».
«Без труда — не выловишь и рыбку из пруда».
«Не учась, и лаптя не сплетешь».
Анализ, мораль басни Крылова «Кот и Повар»
Басня И. А. Крылова «Кот и повар» была хорошо известна к моменту опубликования в 1813 году. Она явилась ответом поэта на предшествующие наполеоновскому вторжению в Россию военные события 1812 года, а также полководческую немощь Барклая-де-Толли в начальном периоде отечественной войны. Автор осуждает терпимое отношение правительств европейских стран к бесчинствам Наполеона, в то время как согласованные действия коалиции могли с ними легко покончить.
Язык басни «Кот и повар», как и всего, что создал Крылов, ярок и сочен. Большое количество глаголов подчеркивает преобладание в тексте действия, это впечатление усиливается рядом однородных сказуемых – «побежал, правил, оставил». При этом эпитеты – «набожные правила», «честный кот», «уксусный бочонок», «жадный волк» – носят вспомогательный характер, и их немного, как и метафор – «стыдно стен», «порча, чума, язва мест», «слов теченье», «петь нравоученье», «пример смиренства». Оборот «уксусный бочонок» обозначает бочку, содержащую уксус.
Иван Андреевич также использует омонимическую рифму «правил – правил» (в значении «справлял»), характерные для него устаревшие и просторечные обороты: слово «тризна» в контексте басни – «поминки», «стеречи» – «стеречь», «смиренство» – «смирение», «теперя», «кажут» – «представляют», «употребить» (силу) – «применить», авторские комментарии, которые помещает в скобки.
Басня включает множество иронических нот: в приложении к повару – «грамотей», «ритор» (в контексте басни – «мастер красноречия»), в приложении к коту – «курчонка убирает», «трудится над курчонком».
Среди других средств художественной выразительности: многочисленные примеры инверсии – «набожных был правил», «по куме тризну правил», «повару иному», «слов теченье», «его он пел» – которые смещают акцент на слово в конце фразы; антитезы – «побежал в кабак – набожных был правил», «речей не тратить – власть употребить»; олицетворение – «дав волю теченью»; сравнение – «пускать не надо, как волка»; фразеологизм – «зарубить на стенке»; риторические вопросы – «Но что же он … видит?», «Не стыдно ль …тебе?», «Но что ж?»
Многочисленные риторические восклицания – «Ах ты, обжора! ах, злодей!», «Как!», «Ахти, какой позор!», «Кот Васька плут! Кот Васька вор!», «… он язва здешних мест!» – иллюстрируют пустословие повара, весь пар у которого, говоря фигурально, уходит в свисток.
Анафоры «Ах, обжора! Ах, злодей», «он порча, он чума, он язва», «Кот Васька плут! Кот Васька вор!» одновременно являются примерами мастерски введенной градации и позволяют максимально точно охарактеризовать персонаж, создать о нем у читателя негативное представление.
Используя иносказание – «повару иному» – на самом деле великий баснописец дает универсальный совет. Нельзя реальные дела заменять пустыми словами.
Мораль басни – в необходимости достойного наказания, поскольку увещевания, разглагольствования о моральных устоях эффективны не всегда – порой рассуждения должны перерасти в активные действия. Просьбы и бесплодные уговоры дискредитируют того, кто не в состоянии ни на что решиться и применить реальную силу. Кроме того, нерешительные действия или отсутствие таковых поощряет воров и наглецов. Басня также осуждает недальновидность, глупость повара, доверившего вороватому коту съестное, пьянство и невежество, которое проявляется в том, что он идет почтить память умершей в кабак.
При правильном истолковании басня поможет детям научиться находить тонкую грань между необходимостью действовать силой убеждения и применением грубой силы.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Басни Крылова ✑
Басни
История возникновения крылатых выражений
Крылов создавал свои басни на основе древних фольклорных сказок и легенд. Он хотел показать преимущества нравственности и разума перед чистым инстинктом, олицетворяемым животными героями. Во время работы над баснями, Крылов создал множество ярких и выразительных образов, которые стали основой для многих крылатых выражений.
Крылатые выражения, возникшие на основе басен Крылова, отражают нравственные, этические и философские взгляды автора. Однако, они также имеют универсальное значение, что делает их понятными для каждого человека, независимо от возраста или образования.
Известные крылатые выражения из басен Крылова, такие как «Волк в овечьей шкуре», «Лиса и виноград», «Слава богу, что вышел не богомолов» и другие, широко используются в повседневной речи. Они стали частью нашего культурного наследия.
Крылатые выражения из басен Крылова не только украшают нашу речь, но и помогают передать сложные смыслы и идеи. Они стали излюбленным материалом для афоризмов, заголовков статей, выступлений и даже применяются в рекламе.
Таким образом, история возникновения крылатых выражений из басен Ивана Андреевича Крылова тесно связана с его работой над баснями. Он создал яркие и запоминающиеся образы, которые стали неотъемлемой частью русской литературной и языковой культуры.
Волк и Кот
Волк из лесу в деревню забежал,Не в гости, но живот спасая;За шкуру он свою дрожал:Охотники за ним гнались и гончих стая.Он рад бы в первые тут шмыгнуть ворота,Да то лишь горе,Что все ворота на запоре.Вот видит Волк мой на забореКотаИ молит: «Васенька, мой друг! скажи скорее,Кто здесь из мужичков добрее,Чтобы укрыть меня от злых моих врагов?Ты слышишь лай собак и страшный звук рогов!Всё это ведь за мной». — «Проси скорей Степана;Мужик предобрый он», Кот-Васька говорит.«То так; да у него я ободрал барана».—«Ну, попытайся ж у Демьяна».—«Боюсь, что на меня и он сердит:Я у него унес козленка».—«Беги ж, вон там живет Трофим».—«К Трофиму? Нет, боюсь и встретиться я с ним:Он на меня с весны грозится за ягненка!» —«Ну, плохо ж! — Но авось тебя укроет Клим!» —«Ох, Вася, у него зарезал я теленка!» —«Что вижу, кум! Ты всем в деревне насолил»,Сказал тут Васька Волку:«Какую ж ты себе защиту здесь сулил?Нет, в наших мужичках не столько мало толку,Чтоб на свою беду тебя спасли они.И правы, — сам себя вини:Что ты посеял — то и жни».
Почему басни Крылова актуальны сегодня?
Популярные басни Крылова, такие как «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Слон и Моська», изучают еще в начальной школе. Они легки в восприятии и помогают детям усвоить важные жизненные уроки. Быть трудолюбивым, добрым, отзывчивым, ответственным, вежливым – именно этому учат первые басни Крылова. Взрослым эти произведения будут также полезны, ведь никогда не поздно пересмотреть свои жизненные ценности.
В чем же актуальность басен Крылова? В том, что автор в небольших историях, главными героями которых являются животные, растения или вымышленные персонажи, высмеивает все возможные человеческие пороки. А они, к сожалению, вечны. Вечна жадность, злость, невежество, глупость, высокомерие, самолюбование. Об этом можно было говорить и в XIX веке, и в XI, и в начале времен. Да и сегодня басни Крылова не теряют своей актуальности.
КвартетСтрекоза и муравейЧитать все басни Крылова
Крылатое выражение «Лиса и Журавль»
Крылатое выражение «Лиса и Журавль» происходит из басни Ивана Андреевича Крылова под названием «Журавль и Лисица». В этой басне Лисица притворяется больной и убеждает Журавля достать из ее горла кость, чтобы съесть птицу. Журавль, не подозревая об умысле Лисицы, вводится в опасность и оказывается в ее лапах.
Крылатое выражение «Лиса и Журавль» используется для описания ситуации, когда одна сторона использует хитрость и обман для достижения своих целей, причем другая сторона оказывается жертвой и попадает в ловушку. Также это выражение может использоваться для обозначения опасности, когда кажущаяся помощь или доброта несут скрытые намерения.
Фраза | Значение |
«Лиса и Журавль» | Ситуация, когда одна сторона использует хитрость и обман, чтобы достичь своих целей, а другая попадает в ловушку или становится жертвой |