Анализ новеллы «пышка» (ги де мопассан)

Второстепенные образы

Говоря о Пугачеве, следует понять, что этот образ у классика русской литературы, более чем реален. Здесь, в отличие от трудов многих писателей того времени, он не только бунтарь, смутьян и беспощадный бандит. Пушкин считает его мудрым и великодушным человеком, способным понять чувства других людей и отплатить за хороший поступок добром

В произведении, едва появляясь, эта сильная личность захватывает внимание окружающих. Простые люди относились к своему предводителю с любовью и преданностью

Не только главные, но и второстепенные герои повести имели своих прототипов. Например, друг отца Пети, генерал Андрей Карлович, является прообразом поручика Ивана Андреевича Рейнсдорпа. Именно к нему едет служить молодой дворянин в повести. Этот человек прослужил в Оренбурге более двадцати лет. За свой подвиг на ниве служения отечеству офицер получил орден Александра Невского. Можно только удивляться его стойкости. Какой столичный человек сможет всю жизнь прожить в глуши и не сбежать?

В целом, произведение является художественным вымыслом автора, а не мемуарами прошедших лет. Поэтому многие герои далеки по своим характеристикам от своих прототипов. Вместе с тем в произведении показаны реальные исторические события и личности.

Выбор Катерины

В девичестве героиня «Грозы» была счастлива. Она свободно гуляла, любовалась природой, видела улыбки и доброе отношение к себе и отвечала тем же. Беззаботная пора счастья прошла, когда ее выдали замуж за слабохарактерного человека, к которому у девушки не было любви. Супруг находился под влиянием мамы и нередко обижал Катерину. Свекровь, грубая Кабаниха, ела невестку поедом.

Вдруг случилось неожиданное — Катерина влюбилась в Бориса. Она это сделала от отчаяния или потому, что ее душа желала всплеска чувств, новых эмоций.

Любовь на стороне — это грех, молодая женщина призналась в нем супругу. Он был готов простить жену, но Кабанова понимала, что возвращение в семью свекрови не приведет ни к чему хорошему. Ей придется терпеть упреки и унижения еще в большей степени. От безысходности она нашла единственный выход, который видела в тот момент, — броситься в глубокие воды Волги.

Был ли у Катерины другой выход, можно проанализировать с учетом обстоятельств, в которых она оказалась. Любовь к Борису — результат прозябания в атмосфере тупости и ханжества, царящих в доме Кабанихи. Молодая женщина мечтала о яркой и полной событиями жизни, но видела только деспотизм. И все же из ее ситуации были выходы:

  1. Остаться с Борисом, уехать с ним в Сибирь, куда он направлялся по воле дядюшки. Об этом она просила его во время последнего свидания. Однако безвольный любовник не в состоянии взять такую ответственность. Он отказал Катерине, после чего ее надежды на свободу были разрушены.
  2. Получить развод. Очень тяжелый, но возможный путь. В то время юридическая волокита могла длиться долго. Нужно было пройти много унижений. Бракоразводный процесс — редкость даже у дворян (достаточно вспомнить произведение о чете Карениных). В купеческих семьях, где жила Екатерина, он был почти невозможен.
  3. Уйти в монастырь. Замужнюю женщину могли не принять, да и по складу характера Катерина не была монашкой. Кроме того, Кабаниха могла ее легко отыскать и вернуть.
  4. Убить мужа и свекровь. Однако молодая женщина не могла причинить боль людям и нарушить божественные заповеди.
  5. Продолжать искать любовь на стороне или вернуться в отчий дом. Принцип Варвары («Делай что хочешь, лишь бы было шито-крыто») чужд молодой женщине. Натура Катерины не терпит лжи и неискренности. Она могла вернуться домой, но тогда бесчестие легло бы на всю семью.

«Преступление и наказание» Федор Достоевский

«Преступление и наказание» Федор Достоевский

Роман Федора Достоевского 1866 года «Преступление и наказание» стал переворотом в литературе. Читатель погружается в переживания, мысли и размышления преступника Раскольникова, который считает сам себя замечательным человеком, имеющим право на убийство, а ростовщика социальным паразитом. При написании романа Достоевский был вдохновлен Пьером-Франсуа Ласенером — французским поэтом и преступником, для которого убить человека значило то же самое, что и «выпить стакан вина». Ласенер оправдывал свои преступления тем, что считал себя «жертвой общества» и борцом с общественной несправедливостью.

Реальные люди и их персонажи

Как любой творческий человек, Александр Сергеевич брал материал для создания своих героев из реальной жизни

И сейчас, внимательно изучив материалы, использованные для подготовки исторического произведения, можно назвать фамилии личностей, привлекших внимание автора

Прототипы героев «Капитанская дочка» у Пушкина таковы:

  • Петр Гринев и его прообразы Шванчин и Вашарине.
  • Швабрин и отражение в нем худших черт все того же Шванчина.
  • Мария Миронова и Марья Борисова.

Эти лица взяты великим поэтом, чтобы написать характеры своих главных персонажей. Ну конечно, характер самого Пугачева создавался по материалам реальных документов, пропущенных через призму художественного видения автора.

Петр Гринев

Образ главного персонажа менялся несколько раз. Автор просто корректировал замысел исторического романа. Первоначально это был офицер дворянского происхождения, добровольно перешедший на сторону бунтовщиков. Первый прототип Петра Гринева, Шванчин, так и сделал. А другой реально существовавший человек с фамилией Вашарин попал в плен к Пугачеву, но сбежал и стал активным участников подавления восстания. Стремясь создать собирательный образ, Пушкин хотел описать личность, имеющую как положительные, так и отрицательные черты характера этих людей.

Алексей Швабрин

Реальный прототип Швабрина в «Капитанской дочке» — это Шванчин. Именно его отрицательные черты автор передал этому офицеру в повести. Алексей Швабрин у него труслив, себялюбив, жаден до власти и ради своей выгоды может предать не только понравившуюся девушку, но и нарушить присягу. Для него не составляет труда оболгать и подставить любого человека, лишь бы спастись самому.

У Пушкина стараниями этого человека главного героя считают отступником от офицерской присяги. Ему грозит смертная казнь, и только усилия любимой Маши спасают Петра. Имя настоящего Михаила Шванчина вошло в приказ о смертной казни за пособничество бунтовщикам и нарушение присяги на верность государыне. Эти документы автор нашел в архиве.

Миронова Маша

Образ главной героини, на долю которой выпало немало страшных испытаний, тоже написан с реального человека. Прототип Маши Мироновой в «Капитанской дочке» — Марья Васильевна Борисова. С этой девушкой из дворянской семьи Пушкин познакомился на одном из балов. Она обладала качествами, которые очень импонировали поэту:

  • Честностью.
  • Открытостью и простотой.
  • Чувством справедливости.
  • Умением противостоять трудностям.

Именно такой он хотел видеть главную героиню, поэтому взял ее образ за основу, приступив к написанию своего произведения. За чистоту и преданность капитанскую дочку полюбили читатели. Для Пушкина она стала идеалом русской женщины.

Швабрин

Когда изменился авторский замысел, главный герой стал иметь черты только одного реального лица: Вашарина. Отрицательные черты Шванчина перешли Швабрину, который является героем-антиподом центрального персонажа. Имя Михаила Шванчина упоминалось в историческом документе «О наказании смертною казнию изменника, бунтовщика и самозванца Пугачева и его сообщников», который А. С. Пушкин анализировал лично при работе над романом.

Теперь Вашарин и Шванчин – прототипы героев «Капитанской дочки» Пушкина – воплотились в двух персонажах, а не в одном, как изначально замышлялось автором. Это помогало произведению пройти цензуру.

Маша Миронова

Образ героини, которой пришлось преодолеть различные трудности на своем жизненном пути, имеет реальный прототип: дочь дворянина Борисова Марья Васильевна. А. С. Пушкин, который познакомился с этой непримечательной девушкой на балу незадолго до начала работы над «Капитанской дочкой», наделил Машу Миронову такой же честностью, простотой, справедливостью, открытостью и умением справляться с трудностями.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Прототипы героев повести «Капитанская дочка»», рассмотрит прототипы вымышленных персонажей Гринева, Швабрина и Маши Мироновой.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Капитанская дочка»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Капитанская дочка»

для самых компанейских —

Главные герои «Капитанская дочка»

для самых занятых —

Читательский дневник «Капитанская дочка»

для самых любопытных —

Анализ «Капитанская дочка» Пушкин

для самых крутых —

Читать «Капитанская дочка» полностью

Тест по произведению

  1. /17

    Вопрос 1 из 17

Самые популярные материалы декабря для 8 класса:

Анализ «Мцыри» Лермонтова

Анализ «Ревизор» Гоголь

Характеристика Анны Андреевны

Сатирическое изображение чиновников в комедии «Ревизор»

«Ревизор» очень краткое содержание

Характеристика Хлестакова из «Ревизора»

Характеристика Земляники (Ревизор)

Мое отношение к Хлестакову

Сравнительная характеристика Швабрина и Гринева (таблица)

Характеристика Луки Лукича Хлопова

Смысл

Ги де Мопассан в своей новелле несет идею протеста против военных действий, которые оказывают негативное влияние на культуру, экономику и ни в чем не повинных людей. Говоря о несправедливости, писатель в невыгодном свете выставляет членов высшего общества, показывая их внешнюю чистоту и внутреннюю грязь. Обычные люди едва ли могут привыкнуть к миру, в котором правит аморальность, прикрытая подобной чистотой. Но самое главное, что подобные лицемеры являются законодателями мнений и хозяевами судеб, они узурпировали право пользоваться такими, как Пышка. Не их ли бездействие и равнодушие виноваты в том, что деревенская девушка вынуждена была свернуть на кривую дорожку? Может, других дорог в глухой провинции не сыщешь? Однако все пассажиры судят ее, не прекращая, хотя порок в их душах глубоко пустил свои корни. Просто этого не видно, а, значит, и вовсе нет. Главная мысль новеллы «Пышка» в том, что мораль для всех совершенно разная: для кого-то внешняя, а для кого-то идёт из самого сердца. И ценить человека надо по мерилам подлинной нравственности, а не показной.

«Кровавая жатва» Дэшил Хэмметт

«Кровавая жатва» — реалистично и жестоко.

Когда в 1929 году на свет появился роман Дэшила Хэмметта «Кровавая жатва», в жанре детективных приключений в основном работали английские писатели, романы которых в основном выглядели как описание причудливого таинственного убийства, которое происходило в основном в частных усадьбах. Эти преступления расследовали блестящие частные детективы. Хэммет же сделал жанр детективных приключений фантастики более реалистичным и более жестоким. Действие романа «Кровавая жатва» происходит в городе Персонвилл, который более известен как Пойзонвилл из-за высокого уровня преступности. В город приезжает сотрудник детективного агентства, который впоследствии узнает, что Персонвиллом фактически правят банды. Сюжет романа основан на реальных забастовках горняков в штате Монтана, которые длились с 1912 по 1920, а также линчевании лидера профсоюза Фрэнка Литтла.

«Заводной апельсин» Энтони Берджесс

«Заводной апельсин» — мрачная британская история.

«Заводной апельсин», без сомнения, является наиболее печальной книгой в этом списке. Роман британского писателя Энтони Берджесса показывает мрачную подноготную Англии, которая переполнена насилием среди подростков. Алекс, является главой банды, в которой разговаривают на англо-русском жаргоне. Алекс, вдохновленный музыкой Людвига ван Бетховена и наркотиками, растворенными в молоке, водит свою банду по ночам на бандитские вылазки, во время которых подростки занимаются избиением людей и даже убийствами. Берджесс писал свой роман, во многом основываясь на культуре «тедди-бойс» послевоенной Англии. 

Возможные варианты развития сюжета

Лучшим выходом из ситуации для молодой женщины было уехать с Борисом. Именно на это она надеется во время их последнего свидания, что он заберет ее с собой. Но молодой человек был чем-то похож на Тихона — не имел своего мнения, боялся ослушаться дядю и не был готов защитить Катерину. Поэтому он уезжает, оставляя бедную женщину.

Что можно еще написать в сочинении «Был ли иной путь у Катерины в «Грозе»? Другой вариант — это развестись с Тихоном. Но не следует забывать, что в то время получить развод было практически невозможно. Для этого нужно было пройти множество инстанций, которые бы Катерине ничего кроме унижения не принесли. Если для дворянских сословий развод был долгим и трудоемким процессом, то для купечества это практически не представлялось возможным.

Третий вариант — уйти в монастырь. Но замужнюю ее отправили бы обратно в семью Кабановых.

Четвертый, самый страшный — это избавиться от мужа и свекрови. Но такой поступок Катерина не смогла бы пойти: у нее слишком чистая, светлая душа, она очень набожная, поэтому не стала бы женщина нарушать заповеди.

В сочинении «Был ли иной путь у Катерины» можно упомянуть, что связь можно было скрыть — Варвара посоветовала ей хитрить. Но это противоречило бы принципам молодой женщины — она не смогла бы никого обманывать.

«Гроза» — одна из самых известных пьес А. Н. Островского. Популярность произведения обусловлена тем, что автору удалось создать совершенно новый женский образ в русской литературе. Катерина – главная героиня «Грозы» отличается своей внутренней силой и глубиной. Девушка стала олицетворением протеста против патриархальной системы — «лучом света в темном царстве». Но ее «света» не хватило для победы над этим душным и затхлым миром, поэтому все заканчивается самоубийством Катерины. С момента написания пьесы прошло более 150 лет, но до сих пор открытым остается вопрос о том, был ли у Катерины иной путь?

На самом деле в «Грозе» могли быть представлены различные выходы из сложившейся ситуации. Но подходили ли они Катерине? Многие из современных людей не понимают, почему героиня не воспользовалась самым простым, по их мнению, выходом – разводом. Но в обществе того времени браки были церковными, и как считалось, заключались «на небесах», поэтому разводы были очень редки и допускались, в основном, только в дворянских семьях, представители остальных сословий должны были прожить друг с другом всю жизнь до самой смерти.

Катерина могла бы попробовать развестись, но ничего кроме унижений это, скорее всего, не принесло бы. Самый счастливый исход — побег девушки с Борисом. Но ее любимый оказался не принцем, а лишь слабохарактерным эгоистом, оставившим Катерину одну разбираться со всеми проблемами. Еще одним благополучным путем для героини мог стать монастырь. Она могла бы посвятить свою жизнь служению Богу, так как была очень религиозной, но замужних женщин в монастыри не брали, поэтому ее обязательно вернули бы к Тихону.

Самый вероятный вариант развития событий – продолжение жизни Катерины с мужем. Но этот вариант был бы настолько труден для девушки, что вскоре она все равно бы свела счеты с жизнью. Слабохарактерный муж, издевательства Кабанихи и соседей, узнавших об ее неверности, постепенно довели бы девушку до «грани», кроме того, Катерина не смогла бы жить с Тихоном, помня о своей измене и о своей потерянной любви.

Итак, смерть Катерины стала, на мой взгляд, единственным выходом из ситуации. Остальные варианты были не осуществимы или все равно бы привели к гибели героини. Самоубийство девушки стало закономерностью, она не смогла бы примириться с положением дел, принять свою измену, предательство возлюбленного. Катерина приняла решение, которое не требовало компромиссов с окружающим миром и совестью и показалось ей правильным.

«Великий Гэтсби» Фрэнсис Скотт Фицджеральд

«Великий Гэтсби»

Рассмотрим пример «великого американского романа» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда о жизни Джея Гэтсби — мальчика из семьи фермеров в Северной Дакоте по имени Джеймс «Джимми» Гэтс. Джею удается пройти путь «из грязи в князи» — стать из полунищего фермера со Среднего Запада эксцентричным богачом, обитающим на Лонг-Айленде. Беззаботный плейбой с бесконечным количеством денег на самом деле является безумно влюбленным мошенником, который сделал большую часть своего состояния на бутлегерстве. Основным компаньоном Гэтсби по работе на черном рынке был нечистый на руку делец Мейер Вольфсхайм.Оказывается, у Мейера Вольфсфайма был прототип в реальной жизни — Арнольд Ротштейн, богатый игрок, который владел рядом казино, борделей, а также дорогими скаковыми лошадьми. Ротштейн был в конечном счете убит во время игры в карты в престижном отеле Park Central на Манхэттене. Роман «Великий Гэтсби», который по сути является поучительной историей о пресловутой американской мечте, был вдохновлен на написание именно жизнью Ротштейна и бурным ростом преступной деятельности, которая позволяла быстро разбогатеть, в течение эпохи 1920-х годов.

Долохов

Федор Толстой-Американец. (wikimedia.org)

У Долохова несколько прототипов. Среди них, например, генерал-лейтенант и партизан Иван Дорохов, герой нескольких крупных кампаний, в том числе и войны 1812 года. Впрочем, если говорить о характере, тот тут у Долохова больше сходств с двоюродным дядей писателя Федором Ивановичем Толстым по прозвищу «Американец». Он был известным в свое время бретером, игроком и любителем женщин. Также Долохова сравнивают с офицером А. Фигнером, который командовал партизанским отрядом, участвовал в дуэлях и ненавидел французов.
Толстой — не единственный писатель, поместивший Американца в свое произведение. Федор Иванович считается также прототипом Зарецкого — секунданта Ленского из «Евгения Онегина». Свое прозвище Толстой получил после того, как совершил путешествие в Америку, во время которого его ссадили с корабля. Есть версия, что тогда он съел собственную обезьяну, хотя Сергей Толстой писал, что это неправда.

Прототипы в романе Ф. М. Достоевского «Бесы»

Наконец, иногда ввести героя, «списанного» с известного человека, — это элегантный способ отомстить неприятелю. Не секрет, что у Достоевского не сложились отношения с Тургеневым. Поначалу писатели дружили, но потом вдрызг разругались. Поэтому Тургенев написал — и даже опубликовал! — эпиграмму, которая начиналась следующими словами:

  • Витязь горестной фигуры,
  • Достоевский, милый пыщ,
  • На носу литературы
  • Рдеешь ты, как новый прыщ.
  • 1846

Достоевский обиделся. И, работая над романом «Бесы», добавил второстепенного персонажа Кармазинова, в котором современники легко узнавали Тургенева. Этот Кармазинов выступает на литературном вечере и читает полнейшую ерунду, а слушатели зевают, страдают, но стесняются прогнать «гения» со сцены:

Началась рацея! Боже, чего тут не было! <…> Представьте себе почти два печатных листа самой жеманной и бесполезной болтовни <…>. Правда, много говорилось о любви, о любви гения к какой-то особе, но, признаюсь, это вышло несколько неловко. К небольшой толстенькой фигурке гениального писателя как-то не шло бы рассказывать, на мой взгляд, о своём первом поцелуе… И, что опять-таки обидно, эти поцелуи происходили как-то не так, как у всего человечества. Тут непременно кругом растёт дрок (непременно дрок или какая-нибудь такая трава, о которой надобно справляться в ботанике). При этом на небе непременно какой-то фиолетовый оттенок, которого, конечно, никто никогда не примечал из смертных, то есть и все видели, но не умели приметить, а «вот, дескать, я поглядел и описываю вам, дуракам, как самую обыкновенную вещь». Дерево, под которым уселась интересная пара, непременно какого-нибудь оранжевого цвета. Сидят они где-то в Германии. Вдруг они видят Помпея или Кассия накануне сражения, и обоих пронизывает холод восторга. Какая-то русалка запищала в кустах… <…>

Давно уже началось шарканье, сморканье, кашель и всё то, что бывает, когда на литературном чтении литератор <…> держит публику более двадцати минут. Но гениальный писатель ничего этого не замечал. Он продолжал сюсюкать и мямлить, знать не зная публики, так что все стали приходить в недоумение. Как вдруг в задних рядах послышался одинокий, но громкий голос:

— Господи, какой вздор!

Так что, если у вас склонность к сочинительству и в придачу заклятый враг, вы знаете, что делать.

Взгляд на окружающее

В новелле «Пышка» Мопассана описывается общество, в котором уставшие от повседневности люди находят свое утешение в обильном потреблении и роскошной жизни

Автор обращает внимание на мелочи, которые символизируют пустоту жизни героев. Например, описание богато украшенной еды на столе, которую герои не торопятся есть, так как наслаждаются просто внешним видом еды

Из повествования также видно, что люди из бедных слоев общества воспринимают свою жизнь совершенно иначе, они более практичны и заняты повседневными делами. Это отчетливо видно в описании героини новеллы, которая ведет простую жизнь и имеет другие ценности. Она не понимает своих богатых знакомых, которые наивно верят, что большое количество денег автоматически приносит счастье.

  • В то же время, Мопассан описывает прекрасную природу вокруг, которая не зависит от денег и роскоши. Герои неудачно пытаются вставить себя в эту идиллию, но природа продолжает существовать и без них.
  • Этим же символичным образом является бедный мальчик, который играет на скрипке и создает красивую музыку, которая не зависит от благосостояния его слушателей.

В целом, новелла Мопассана дает понимание, что человек не может заменить свои внутренние потребности на внешнюю роскошь, и что истинное счастье в жизни может быть найдено в простых вещах и наслаждениях, которые не зависят от статуса и достатка.

2 вариант

Истории всевозможных войн представлены  в мировой литературе множеством произведений разнообразных жанров и форм. События франко-прусской войны писатель Ги де Мопассан отразил в своей новелле «Пышка», написанной им для литературного сборника «Маданские вечера». В основу произведения была положена реальная история, свидетелем которой стал его родственник — демократ по политическим убеждениям Шарль Кордом.

Жанр

В прозе границы между жанром рассказа и новеллы весьма размыты. И то и другое представляет собой лаконичное произведение, в котором раскрывается одно конкретное событие, присутствует ограниченное количество действующих лиц,   а само происходящее описывается автором максимально просто и понятно.

Сюжет и тема

В новелле «Пышка» автор затрагивает  несколько социально значимых вопросов.

Первый из них – это взаимодействие разных слоев общества в необычных условиях (в данном случае в обстановке военного времени).  Эта тема лежит на поверхности произведения, она является преамбулой для раскрытия другого более важного вопроса морального выбора и ответственности за него. Также Ги де Мопассан не обходит в своем произведении тему патриотизма, раскрывая это понятие на бытовом уровне

Завязка сюжета заключается в том, что попутчиками в дилижансе, следующем из Руана в Дьепп, оказываются представители разных слоев французского общества. Мы видим здесь чету виноторговцев,  фабрикантов, графа и графиню, убежденного демократа новой республики, двух монахинь и женщину легкого поведения «Пышку».

Путь в Дьепп оказался для героев сложным: плохие погодные условия, поломка экипажа, уныние попутчиков по поводу исхода поездки…  В дороге Пышка угощает изголодавшихся спутников своими припасами. Она заранее собрала корзину с едой и напитками. «Благородные» господа с  благодарностью вкушаю пищу, предложенную проституткой. В прекрасном расположении духа компания прибывает в гостиницу.

Комендант гостиницы прусский офицер сразу обращает внимание на Элизабет (Пышку), он понимает, что на правах хозяина постоялого двора он может склонить женщину к близости. Вечером того же дня герой озвучивает свое предложение девушке, но та категорически отказывается

Офицер злится из-за отказа и сообщает, что постояльцы не смогут покинуть гостиницу, если женщина не согласится на его условия.

Сначала герои восприняли с одобрением отказ Пышки, обвиняя коменданта в непристойном предложении, но по мере задержки их отъезда каждый из них стал выражать ей недовольство сложившейся ситуацией и намекать на то, что девушка должна принять предложение пруссака для общего блага. Эльза вынуждена провести ночь с офицером.

Утром следующего дня все гости покидают постоялый двор. Вчерашние компаньоны выражают презрение к Пышке за ее поступок.

Композиция

Сама поездка как композиционная форма воплощения сюжета,  «намекает» читателю, что вся жизнь человека – это путь, дорога, у которой есть начало и финал.

Прототипы в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Поначалу Пушкин хотел написать произведение о М. А. Шванвиче — российском офицере, который в годы Пугачёвского восстания перешёл на сторону бунтовщиков. Но потом автор решил, что нельзя делать главным действующим лицом предателя. Поэтому в окончательной версии центральным персонажем стал благородный Пётр Гринёв.

Некоторые события для сюжетной линии Гринёва автор «позаимствовал» из биографии ещё одного военного — Ивана Башарина. Однако Башарин погиб в 1774-м году, за год до казни самого Пугачёва, а Гринёв намного пережил бунтовщика. Что же касается Шванвича, на страницах пушкинской повести он «превратился» в Швабрина. На самом деле Башарин и Шванвич никогда не встречались, из уж конечно, второй не пытался отбить у первого невесту. Сходство между героямии персонажами осталось на уровне ключевых событий, а также характеров. Гринёв-Башарин у Пушкина получился смелым, самоотверженным, исполненным собственного достоинства, а Швабрин-Шванвич — лживым и трусливым. Помните разговор Гринёва с генералом из Оренбурга?

— Дочь капитана Миронова <…> пишет ко мне письмо: она просит помощи; Швабрин принуждает её выдти за него замуж.

— Неужто? О, этот Швабрин превеликий плут, и если попадется ко мне в руки, то я велю его судить в 24 часа, и мы расстреляем его на парапете крепости! Но покаместь надобно взять терпение….

— Взять терпение! — вскричал я вне себя. — А он между тем женится на Марье Ивановне!..

— О! — возразил генерал. — Это ещё не беда: лучше ей быть покаместь женою Швабрина: он теперь может оказать ей протекцию; а когда его расстреляем, тогда, бог даст, сыщутся ей и женишки. <…>

— Скорее соглашусь умереть, — сказал я в бешенстве, — нежели уступить её Швабрину!

Однако возникает резонный вопрос: почему Башарин стал Гринёвым, Шванвич — Швабриным, а Пугачёв так и остался Пугачёвым?

Скорее всего, потому, что для российской истории эта личность уникальна. Представить «лишнего» офицера в рядах российской армии несложно, а вот «лишнего» предводителя казацкого восстания…

Расследование: архивные документы и факты

Один из ключевых архивных документов, связанных с историей «Капитанской дочки», — это дневник Александра Сергеевича Пушкина. В своих записях он упоминает о реальной личности, которая стала прототипом для главной героини романа — княгини Марьи Ивановны. Это была Мария Ивановна Ливонцева, дочь капитана Ливонцева, с которым Пушкин действительно познакомился во время своей службы в Белгородской губернии.

Кроме того, в архивах были найдены документы, подтверждающие многие исторические факты, описанные в романе. Например, современными историками было обнаружено подтверждение событий в хрониках того времени, связанных с восстанием Емельяна Пугачева, которое также описывается в «Капитанской дочке».

Кроме архивных документов, в расследовании были использованы и другие факты, подтверждающие реальность событий романа. Например, были найдены упоминания в дневниках и письмах современников Пушкина, где он сам упоминает о работе над созданием романа и использует имена реальных людей в своих заметках.

Таким образом, архивные документы и факты подтверждают, что «Капитанская дочка» основана, в основном, на реальных исторических событиях и персонажах. Однако следует помнить, что Пушкин являлся художником и мог изменять историю в соответствии со своими литературными целями, поэтому некоторые элементы романа могут быть восприняты как художественный вымысел.

Натурализм

Мопассан – признанный гений натурализма. Не только по новелле «Пышка», но и по другим его произведениям можно судить о крайне подробных описаниях персонажей и их жизни, быта. Например, то, как Мопассан описывает содержимое корзины с продуктами, принадлежащей запасливой девушке, заставляет нас представить нечто красочное, сочное, вкусное и яркое.

В «Пышке» Мопассан не уходит в романтизм, а посему достаточно придирчиво описывает героев произведения, нелестно отзываясь об отрицательных чертах каждого из них, даже самой Пышки, к которой у читателя по логике должна родиться симпатия. Более того, как уже говорилось выше, в основу новеллы легли реальные события, что является ещё одним признаком натурализма, основы которого заложил еще Флобер.

Смена настроений обусловлена обстоятельствами. Невольно выходят наружу те гадкие и противные черты характера степенных господ, которых не видно по внешнему облику. Иначе раскрывается главная героиня, являя, наоборот, нечто положительное, с чего и начинает зарождаться симпатия читателя к ней. Покидая город, все объясняли это себе желанием оказаться в спокойном месте подальше от войны: только Пышка вынуждена была скрываться, так как уже выплеснула свое негодование на вражеского солдата. Тем не менее, почтенные граждане считают, что пожертвовали чем-то, не чувствуя, что предают свою страну, поэтому так враждебно воспринимают отказ «продажной девки» угодить прусскому офицеру. Решение вынудить девушку на низкий поступок кажется сперва жестоким, но после все убеждают себя, будто бы другого выхода и не было, поэтому это решение становится таким человеческим, обычным. И в этом будничном, рутинном цинизме, в котором затвердевает душа человека, тоже проглядывает натурализм, безжалостно правдивый и жизненный.

Капитанская дочка: открываем правду о реальной истории

История, описанная в романе, происходит в середине XVIII века, в период правления императрицы Екатерины II. Главный герой, Петр Андреевич Гринев, оказывается втянутым в опасные события и сталкивается с главным антагонистом Пугачевым, который возглавил крестьянское восстание.

Несмотря на то, что история романа представляется достаточно правдоподобной, она все же является вымышленной. Пушкин не написал роман как хронику реальных событий, хотя некоторые персонажи и события могут быть вдохновлены историческими фактами.

Однако, несомненно, что «Капитанская дочка» имеет глубокий и захватывающий сюжет, который заинтересовывает читателей уже на протяжении многих поколений. Роман Пушкина позволяет нам окунуться в эпоху и побывать на странствиях главных героев, при этом размышлять над проблемами и идеалами этого времени.

Следует отметить, что несмотря на вымышленность истории, «Капитанская дочка» имеет культурное и историческое значение. Роман является неотъемлемой частью классической русской литературы и отражает некоторые аспекты реальной истории и культуры России.

Преимущества Недостатки
Оригинальный и захватывающий сюжет История вымышленная
Интересные персонажи Основано на исторических фактах, но не является точной реконструкцией событий
Отражение некоторых исторических и культурных аспектов России

Таким образом, хотя «Капитанская дочка» не является реальной историей, она все равно остается одним из самых значимых произведений русской литературы, имеющим влияние на множество поколений читателей. Этот роман оставляет глубокий след в сердцах и мыслях людей, заставляя задуматься над вечными вопросами человеческой жизни и выбора между долгом и собственными чувствами.

Ростовы

В черновиках романа фамилия семьи — сначала Толстые, потом Простые, потом Плоховы. Писатель использовал архивные документы, чтобы воссоздать быт своего рода и изобразить его в жизни семьи Ростовых. Есть совпадения в именах с родственниками Толстого по отцовской линии, как в случае со старым графом Ростовым. Под этим именем скрывается дед писателя Илья Андреевич Толстой. Этот человек, в самом деле, вел достаточно расточительный образ жизни и тратил колоссальные суммы на увеселительные мероприятия. Лев Толстой в воспоминаниях писал о нем как о щедром, но ограниченном человеке, который постоянно устраивал в имении балы и приемы.

Даже Толстой не скрывал, что Василий Денисов — это Денис Давыдов

И все-таки это не тот добродушный Илья Андреевич Ростов из «Войны и мира». Граф Толстой был казанским губернатором и известным на всю Россию мздоимцем, хотя писатель вспоминает, что дед взяток не брал, а бабушка брала втайне от мужа. Илья Толстой был снят со своего поста после того, как ревизоры обнаружили хищение почти 15 тысяч рублей из губернской казны. Причиной недостачи назвали «недостаток знаний в должности правителя губернии».

Николай Толстой. (wikimedia.org)

Николай Ростов — это отец писателя Николай Ильич Толстой. Сходств у прототипа и героя «Войны и мира» хоть отбавляй. Николай Толстой в 17 лет добровольно вступил в казачий полк, служил в гусарах и прошел через все наполеоновские войны, включая и Отечественную войну 1812-го года. Считается, что описания военных сцен с участием Николая Ростова взяты писателем из воспоминаний отца. В наследство Николаю достались огромные долги, ему пришлось устроиться воспитателем в Московское военно-сиротское отделение. Для исправления ситуации он женился на некрасивой и замкнутой княжне Марии Волконской, которая была на четыре года его старше. Брак был устроен родственниками жениха и невесты. Судя по воспоминаниям современников, брак, заключенный по расчету, оказался очень счастливым. Мария и Николай вели уединенный образ жизни. Николай много читал и собрал в имении библиотеку, занимался хозяйством и охотой. Татьяна Берс писала Софье, что Вера Ростова очень похожа на Лизу Берс, другую сестру Софьи.

Сестры Берс: Софья, Татьяна и Елизавета. (tolstoy-manuscript.ru)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: