«дни турбиных» — краткое содержание пьесы м.а. булгакова

Слайд 20Первый эпиграф Христианский контекст углубляет содержание романа. То, что совершается в

«год по рождестве Христовом 1918» в «Белой гвардии», имеет отношение не только к России. Это и русский «буран», и «буран» в мировом масштабе.

В романе Булгаков заявил себя приверженцем традиций Пушкина и Толстого, недаром первый эпиграф взят из «Капитанской дочки» — мудрой пушкинской повести, показавшей родную историю ы буранный её час.
«Буран» — это мужицкая революция. «Кровавый вихрь, пронёсшийся над Городом, — это неизбежное народное возмездие за долгое равнодушие сытых к мужицкой боли и беде» (В. Лакшин)
Для Турбиных, как и для всего русского дворянства, «всё исчезнет». В романе развивается пушкинская тема «заблудившихся» во времени Турбиных.

Проблема творческих связей М.А. Булгакова и А.П. Чехова

В одном из рассекреченных документов ОПТУ есть такие слова: «Алексей Толстой говорит пишущему эти строки, что «Дни Турбиных» можно поставить на одну доску с «Вишневым садом». Эта выдержка из «сводок» учреждения политического сыска, как отмечал автор их публикаций В. Лосев, отличалась от газетных статей «большей информативностью и более глубокой аргументацией»1. Булгаков воспринимался современниками как продолжатель чеховской драматургической традиции. Об этом свидетельствует множество публикаций.

В критике 20-х годов мысль о родстве постановки во МХАТе «Дней Турбиных» с предыдущими чеховскими работами театра повторялась в разных формах: вспоминалась «офицерская» пьеса «Три сестры», утверждалось, что автор «замыкает «Турбиных» в строгие рамки пьесы, написанной в чеховской манере», что «Интимные сцены «Турбиных» сделаны по чеховскому штампу», что прямая связь идет «от Трофимова и Ани к вдохновенным юнкерам из «Дней Турбиных?»2 и т. п.

Остается только сожалеть, что атмосферу МХАТовских постановок — и чеховских, и бултаковских — невозможно воссоздать в наше время. И не только потому, что современные исследователи лишены «зрительского опыта» современников Булгакова, а скорее в связи с тем, что в их работах акцент делается не на сходстве, а на различии художественных систем Булгакова и Чехова.

Так, в известной книге А. Смелянского «Михаил Булгаков в Художественном театре» отмечается, что «спектакль вслед за пьесой в решающих моментах был полемичен по отношению к приемам чеховского письма и некоторым основополагающим чеховским мотивам».

А. Смелянский не отрицает присутствия чеховского «гена» в «организме» пьесы Булгакова. Традиция Чехова, по мнению исследователя, проявляется лишь в общем понимании человеческой жизни как драмы и вытекающем отсюда чувстве сострадания к человеку, в стихии юмора, которая в пьесе является всепроникающей, во внимании к подробностям, к деталям быта, в особом принципе построения характера, исключающем деление персонажей на ангелов, героев и шутов. А. Смелянский полагает, что чеховский «ген» (если продолжить его употребление биологических терминов) является не доминантным, а рецессивным, то есть оказывающим слабое влияние на художественный «организм» пьесы.

А. Смелянский ищет и находит плоскости, в которых «мироощущение Булгакова прямо противоположно чеховскому».2 Герои Булгакова и обитатели чеховской театральной вселенной наделены разным «чувством жизни». В мире Чехова торжествует трагическая повседневность, которая гасит импульсы человеческих желаний, парализует волю персонажей: «Мечтая о решающих поступках, они их все-таки ке совершают»3. У героев Булгакова «изначально противоположный жизненный импульс»4. Для них спокойное, размеренное течение будней превращается в желанную норму бытия. Хаос революции и гражданской войны врывается в их жизнь, неся в себе смертоносную, разрушительную силу. Люди должны активно противостоять ей, чтобы сохранить себя. Таким образом, моменты отталкивания Булгакова от чеховской традиции для исследователя имеют первостепенное значение.

Тенденция пренебрежения чеховским влиянием в драматургии Булгакова продолжает существовать и проявляет себя в том, что не традиция, а новаторство интересует булгаковедов.

По мнению В. Гудковой, сам поиск родственных связей булгаковской и чеховской драматургии является малопродуктивным. Принципиальным является не сходство, а различие героев Чехова и Булгакова, которое определяет принципиальная разница «писательского отношения к миру».1

Опорной в концепции В. Гудковой оказалась мысль Б. Зингермана о том, что чеховские герои «отказываются вкладывать себя во время, которое кончается»; у персонажей же Булгакова, напротив, вызывает протест время, которое начинается.2 Люди в художественных мирах Булгакова и Чехова по-разному относятся к прошлому. Для героев Чехова прошлое — это время ошибок, неудач, несбывшихся надежд; герои Булгакова в безвозвратно уходящем видят ту модель жизни, ломка которой наносит их душам неисцелимые раны.

Однако даже такая концепция на уровне характерологии вызывает сомнения в своей обоснованности. Мы наблюдаем здесь односторонний подход к решению проблемы родства героев Чехова и Булгакова. В них есть общие, родовые черты. Но поскольку они живут и действуют на разных отрезках истории, время накладывает на них свой отпечаток; здесь мы сталкиваемся не с принципиально разными типами людей, а с разными модификациями одного и того же типа.

Слайд 34Образ дома Дом для Турбиных – место, где можно укрыться от

жизненных бурь, где тебя любят и ждут. В нём создана обстановка доверия и любви, простоты в общении и взаимного уважения.
Образ дома создаётся на противопоставлении остальному внешнему миру (внешний мир – буря, буран, метель, а дом – воплощение прочности, надёжности жизни).
Вещи в доме не материальные ценности, а особые знаки привычного бытия, надежды, защищённости: книги, синий сервиз, абажур.

«Никогда, никогда не сдёргивайте абажур с лампы! Абажур священен. Никогда не убегайте крысиной побежкой на неизвестность от опасности. У абажура дремлите, читайте – пусть воет вьюга, — ждите, пока к вам придут».

Оголтелая критика

В критике «Дней Турбиных», имевшей политически-обличительный характер, почти отсутствовала оценка пьесы как литературного произведения. Рецензенты, признавая успех спектакля, заслугу его целиком относили за счет актерской игры. Принципиальная эстетическая глухота борцов с «булгаковщиной» выразилась, в частности, в том, что, сравнивая «Дни Турбиных» с «Любовью Яровой» Тренева, критики твердо и уверенно настаивали на превосходстве последней из двух пьес.

Но, как ни низок был теоретический уровень всей этой критической кампании, она помогает понять идейный смысл «Дней Турбиных» в те годы, когда была написана и поставлена пьеса. А также и оценить то впечатление, которое она вызывала.

В период постановки и первых столкновений с Реперткомом театр больше всего боялся придирок к эпическим, массовым сценам. Театр опасался, что критики усмотрят в них изображение революции в целом под видом петлюровщины. Петлюровскую сцену режиссура не прочь была совсем опустить. В дальнейшем, в гастрольных спектаклях «Дней Турбиных», театр иногда и вовсе снимал эту сцену.

Стараясь приглушить звучание массовых сцен, театр уделял основное внимание сценам в турбинском доме. Но и это не спасало спектакль от его гонителей

Главным объектом критики оказывались именно «кремовые шторы». Пьеса объявлялась сделанной «по чеховскому штампу». Обвинение в «чеховской манере» стало едва ли не важнейшим упреком мхатовским «Дням Турбиных».

И в этом случае критики проявили характерную для них эстетическую глухоту. В научной литературе последних лет уже отмечалось, что драматургия Булгакова не столько следует драматургии Чехова, сколько противостоит ей. Круг чеховских героев действительно был замкнут. Окружающий мир был прежде всего миром рутины, в котором герои не могли и не хотели действовать. Больше всего героев Чехова угнетала пустота, неподвижность жизни.

Популярные сегодня темы

Легко ли быть добрым в наше время, скорее да, чем нет. Понятно, что добро, которое ты совершаешь, будет возвращаться в десяти кратном размере, но и есть большой минус, когда ты добрый человек

Муму – собака беспородная. Она является дворняжкой, но при этом достаточно сообразительная и умная, что доказывает ее поведение.

Александр Сергеевич Пушкин, родился в самом конце 18 века, а точнее 6 июня 1799 года и является одним из ярчайших представителей Российской литературной классики. Будучи поэтом и писателем он внес неоценимый вклад

Жанровая направленность произведения представляет собой историческую повесть, основной темой которой является рассмотрение вопросов свободолюбия, справедливости, чести в отношении своего народа.

Это настоящая сказочная иллюстрация! И тут столько героев… Просто чувствуется, что пир-то на весь мир. Тут палаты, точно, царские! Терем какой-то с красивыми арками, потолками и окнами

Гражданская война стала творческим кормильцем для многих авторов периода становления Советской власти. Писатели описывали трагизм тех событий, анализировали роль войны в историческом контексте, описывали судьбы обычных людей в горниле беспощадного кровавого противостояния.

Как известно, свой жизненный путь Булгаков начал на Украине. Жил и развивался в дружной интеллигентской семье. Становится понятным, почему автор развернул повествование именно на украинской земле. Он прекрасно знал и мог живописно описать местные просторы и типажи людей.

Главные герои – Турбины. Место действия – Киев. Год – 1918. Автором скрупулезно описывается атмосфера в семье. Их уютный и налаженный мир нарушен социальной катастрофой. Город еще не взят под контроль большевиками, поскольку он оккупирован немецкой армией. В столице Украины создается дружественное немцам военное общество Скоропадского. На город наступает Петлюра. Жители в страхе. Что же их ждет? В итоге петлюровские войска занимают город, немцы и отряды Скоропадского уходят прочь. Боевые действия ярко обнажают людские характеры – кто-то в страхе бежит, кто-то борется с внешней угрозой до последней капли крови. Смена власти, атмосфера безысходности и страха перед будущим царит в городе. Кто-то принимает условия игры и всецело предается духу мародерства и жестокости на развалинах старого социального строя. Но многие, например Турбины, пытаются сохранить лицо и жить согласно чести и достоинству.

Дом Турбиных стал прибежищем для многих людей, потрепанных войной.

Сам автор не встает на чью-либо сторону и просто показывает великую трагедию родной страны во всем многообразии на примере города и отдельно взятой семьи

Портрет семьи Турбиных в романе

Портрет Андрея Турбина, старшего брата, немного противоречив. Он является одним из главных представителей русской интеллигенции начала XX века. Андрей — человек раздвоенный, борющийся между своими идеалами и реальностью жизни. Он альтруист и романтик, поэт и философ. В своих действиях и мыслях он стремится к совершенству, к созданию идеального общества. Однако, он также страдает от утраты веры в свои идеалы и разочарования в людях.

Сестра Андрея, Елена, отличается от него своим широким кругозором и неконформистскими взглядами. Она представляет собой яркий образ сильной и независимой женщины, которая готова бороться за свою свободу и достоинство. Елена не боится выступать против общественных норм и стереотипов, она смело погружается в мир искусства и музыки, стремится к честности и справедливости во всем.

Вместе Андрей и Елена Турбины символизируют две противоположности в русской истории. Они олицетворяют различные миры и идеи, которые борятся друг с другом. При этом, они оба остаются героями, которые никогда не сдаются и всегда стоят на защите своих идеалов и принципов.

Портрет семьи Турбиных в романе «Дни Турбиных» является одним из ключевых элементов, отражающих основные идеи и темы произведения. Это семья, которая выступает против общественных ограничений и конформизма, стремится к идеалам и борется за свободу и справедливость.

Слайд 12Атмосфера в доме Турбиных В доме Турбиных – уютно, тепло, забота

друг о друге, высокая культура и духовность. Атмосфера дома Турбиных напоминает ту, которая царила в семье Булгаковых. После смерти мужа (отца писателя) Варвара Михайловна воспитывала семерых детей и заботилась об их образовании.

В доме Булгаковых господствовали интеллектуальные интересы: все увлекались литературой, поэзией, театром, много читали. Сестра писателя Надежда Афанасьевна вспоминала: «Мы все очень дружны… Семья воспитала в нас чувство дружбы и долга, научила работать, научила сочувствию, научила ценить человека».
Мать Турбиных, Анна Владимировна, умирая, завещала детям:
«Дружно… живите».

Человеческая душа в поиске смысла

Главный герой романа, Сергей Турбин, предстает перед нами как личность, ищущая смысл своего существования. Он переживает различные эмоции и противоречия, и его внутренний мир отражает столкновения между идеалами чистоты и самопожертвования с одной стороны, и реальностью жизни с другой. Вечный поиск идеала и желание подвига становятся его двигателем, но они противоречат сухой и жесткой реальности и массовым общественным мнением.

Опыт Сергея Турбина поднимает важный вопрос о значимости жизни каждого отдельного индивида и его попытке найти себя. Хотя герой и переживает кризис смысла и часто сталкивается с трудностями, он никогда не отказывается от своих идеалов и продолжает искать смысл жизни в своих делах и отношениях с другими людьми.

В «Дни Турбиных» важным аспектом является также внутренний конфликт между личными стремлениями и общественными требованиями. Персонажи борются с несовпадением своего идеала и роли, которую от них ожидают общество и их близкие. Стремление сохранить свою индивидуальность и не сглаживать ее под общественные шаблоны является важным моментом в процессе поиска смысла жизни.

Итак, произведение «Дни Турбиных» предлагает читателю глубокое погружение во внутренний мир героев, которые находятся в постоянном поиске смысла и своего пути в жизни

Автором искусственно созданы ситуации, которые выявляют важность отыскания собственных истинных ценностей в мире, где казалось бы, все заранее определено и прописано

Обыск у Михаила Булгакова

Однако и весной 1926 года, когда шла наиболее интенсивная работа над спектаклем (Булгаков участвовал не только как автор, но фактически и как режиссер), жизнь писателя отнюдь не была безмятежной: 7 мая у него был обыск.  В результате повесть «Собачье сердце» и дневник Булгакова забрали. 24 июня состоялась первая генеральная репетиция пьесы.

Два представителя Главреперткома (Блюм и Орлинский) высказались против постановки, признав ее «сплошной апологией белогвардейцев». Но 25 июня на заседании Главреперткома И.Я. Судаков от имени театра дал обязательство внести ряд поправок в пьесу.

Слайд 16Особенности концовки Св. Владимир над ДнепромВенера – звезда любви, Марс –

звезда войны. Венера беззащитна перед Марсом. В финале романа он становится «пятиконечным», как звезда на шинели у часового на посту у бронепоезда «Пролетарий». Как бы подчиняясь ему, «играет» в небе «красноватая Венера». Игра звёзд на небе предсказывает победу красных. Недаром часовой, когда ему совсем невмоготу от холода,

поднимает голубые глаза к небу и видит: всё небо усеяно пятиконечными Марсами.
«Всё пройдёт, — утверждается в финале «Белой гвардии» — страдания, муки, голод и мор… Меч исчезнет, а вот звёзды останутся…».
Роман, начинавшийся с библейской интонации, завершается обращением к мудрым библейским текстам.

Основная идея пьесы «Дни Турбиных»

Булгаков ощущал ностальгию по благоустроенному быту, «обжитой квартире» с умилявшими до слез Лариосика «кремовыми занавесками». Для того, чтобы оценить уют дома Турбиных, нужно было все время ощущать то, что окружало этот дом. Именно «страшный год», «зимняя ночь» и ставшее обычным убийство «человечков» превращают турбинский дом в «гавань с кремовыми шторами», которую воспевал Лариосик.

Два полюса пьесы — «трудное и страшное время» и квартира с абажуром — необходимы для «Дней Турбиных». И нарушение соотношения между ними грозило нарушить гармонию пьесы. А между тем реперткомовские цензоры и критики отвергали и то и другое. Они не могли только решить, какой из двух элементов пьесы заслуживает большего осуждения. То ли сторона «интимная, бытовая», то ли сцены «у гетмана и петлюровцев, в гимназии».

Окружающему хаосу противопоставлялось упорное стремление сохранить нормальный быт, «бронзовую лампу под абажуром», «белизну скатерти». Достанется ли «пирог» на этой скатерти всем или только немногим? Этот вопрос в обстановке всеобщей разрухи казался Булгакову второстепенным, праздным, выдуманным демагогами, подобными Швондеру из «Собачьего сердца». В 20-х годах главной темой, привлекавшей Булгакова, была тема «порядка», восстановления нормального быта.

В 30-х годах «порядок» был восстановлен. Появились и стражи его — милиционеры в фуражках с красными или синими околышами

И именно в эти годы тема распределения жизненных благ заняла важное место в мыслях Булгакова. Роскошный ресторан при Доме Грибоедова, противостоящий «общей кухне», торгсин, куда нет хода «бедному человеку», не запасшемуся валютой, — все это уже не казалось ему столь привлекательным

К толстовской мечте о «землетрясении», разрушающем «пирог», Булгаков так и не пришел — но пожар в торгсине и Доме Грибоедова он все-таки устроил. Однако темы эти появились в творчестве писателя уже позже, лет через десять после «Дней Турбиных».

Критика

Современные критики считают «Дни Турбиных» вершиной театрального успеха Булгакова, но её сценическая судьба была сложна . Впервые оставленна во МХАТе, пьеса пользовалась большим зрительским успехом, но получила разгромные рецензии в тогдашней советской прессе. В статье журнала «Новый зритель» от 2 февраля 1927 г. Булгаков отчеркнул следующее :

В апреле 1929 года «Дни Турбиных» были сняты с репертуара. Автора обвиняли в мещанском и буржуазном настроении, пропаганде белого движения. Но покровителем Булгакова оказался сам Сталин , который посмотрел спектакль около двадцати раз . По его указанию спектакль был восстановлен и вошёл в классический репертуар театра. Любовь Сталина к пьесе некоторыми воспринималась как свидетельство перемены взглядов, изменение отношения к традициям русской армии (с личным отношением Сталина связывали также введение в РККА знаков различия , погон и прочих атрибутов Российской императорской армии). Однако сам Сталин в письме к драматургу В. Билль-Белоцерковскому указывал, что пьеса нравится ему наоборот, из-за того, что в ней показано поражение белых : «Что касается собственно пьесы „Дни Турбиных“, то она не так уж плоха, ибо она дает больше пользы, чем вреда. Не забудьте, что основное впечатление, остающееся у зрителя от этой пьесы, есть впечатление, благоприятное для большевиков: „если даже такие люди, как Турбины, вынуждены сложить оружие и покориться воле народа, признав свое дело окончательно проигранным, — значит, большевики непобедимы, с ними, большевиками, ничего не поделаешь“, „Дни Турбиных“ есть демонстрация всесокрушающей силы большевизма.» Для Михаила Булгакова, перебивавшегося случайными заработками, постановка в МХАТе была едва ли не единственной возможностью содержать семью.

Значение пьесы «Дни Турбиных» для МХАТа

Со всеми этими переделками «Дни Турбиных» были допущены для представления в Московском Художественном театре. Ни одному другому театру страны постановка разрешена не была. 5 октября 1926 года началась долгая, хотя и далеко не легкая жизнь «Дней Турбиных» на сцене МХАТа. Всего по 1941 год спектакль шел 987 раз. В 1929 году постановка была запрещена и возобновлена лишь в начале 1932 года.

«Дни Турбиных», постановка МХАТ, 1926г.

Сценическая и литературная судьба «Дней Турбиных» парадоксальна. Успех спектакля был ошеломляющим. Он имел немалое значение и для судьбы самого МХАТа: театр, с трудом налаживавший нормальную жизнь после гражданской войны и отчасти утративший то колоссальное влияние, которое он имел до революции, вновь обретал широкого зрителя— а в годы нэпа и хозрасчета это связано было и с материальными условиями существования. 

Спектакль был прекрасно принят большинством публики. Однако критика в прессе началась в буквальном смысле слова оголтелая и беспощадная. Михаил Булгаков сам подсчитал, сколько было хороших и плохих отзывов. Почти 300 отрицательных против 3 положительных.

Литературное направление и жанр

Роман «Белая гвардия» написан в традициях реалистической литературы 19 в. Булгаков использует традиционный приём и через историю семьи описывает историю целого народа и страны. Благодаря этому роман приобретает черты эпопеи.

Произведение начинается как семейный роман, но постепенно все события получают философское осмысление.

Роман «Белая гвардия» исторический. Автор не ставит перед собой задачу объективно описать политическую ситуацию в Украине в 1918-1919 гг. События изображены тенденциозно, это связано с определённой творческой задачей. Цель Булгакова – показать субъективное восприятие исторического процесса (не революции, но гражданской войны) определённым, близким ему кругом людей. Этот процесс воспринимается как катастрофа, потому что в гражданской войне нет победителей.

Булгаков балансирует на грани трагедийности и фарса, он ироничен и акцентирует внимание на провалах и недостатках, упуская из виду не только положительное (если оно было), но и нейтральное в жизни человека в связи с новыми порядками

Заключение

Несмотря на типично конъюнктурный характер произведения М.А.Булгакова, отраженный в восхвалении нового строя, в пьесе есть общечеловеческие моменты, общечеловеческие принципы. Судьбы офицеров белого движения, русской интеллигенции, которые выбирают свой дальнейший путь, — это не что иное, как осознание человеком своей собственной свободы. Свободы выбора!

Герои пьесы «Дни Турбиных» имеет право выбирать: эмигрировать или оставаться в стране; мыслить по-новому или продолжать быть ретроградом. Для кого-то новый строй и новое мышление – это начало новой жизни, для кого-то – это финал существования и крах! Но пока человек имеет возможность выбора – он свободен!

И это главная мысль М.А.Булгакова, которую невозможно скрыть под слоем идеологического налета, связанного с восхвалением большевизма и принципов нового общественного порядка, устоявшегося в России после революционных событий 1917 года.

  • Михаил Афанасьевич Булгаков — краткая биография

  • Ершалаимские главы в романе «Мастер и Маргарита»

  • «Мастер и Маргарита» — особенности жанра и структуры романа

  • Сатирический образ советской Москвы 30-х годов в романе «Мастер и Маргарита»

  • Вечные ценности в образах Мастера и Маргариты

  • Проделки Воланда и компании в Москве

  • «Белая гвардия», анализ романа Булгакова

  • «Мастер и Маргарита», анализ романа Булгакова

  • «Бег», анализ пьесы Булгакова

  • «Собачье сердце», анализ повести Булгакова

  • «Роковые яйца», анализ повести Булгакова

  • «Бег», краткое содержание по действиям пьесы Булгакова

  • «Белая гвардия», краткое содержание по главам романа Булгакова

  • «Мастер и Маргарита», краткое содержание по главам романа Булгакова

  • «Кабала святош», анализ пьесы Булгакова

По писателю: Булгаков Михаил Афанасьевич

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: