Краткое содержание
Странствующий рыцарь Ланцелот пришел в один город. Там он знакомится с Котом, который рассказывает о несчастье архивариуса Шарлеманя. Вот уже четыреста лет в городе правит Дракон. Раз в год он берет себе в жены местную девушку. В этот раз выбор пал на Эльзу, дочь Шарлеманя.
Ланцелот решает положить этому конец, но сначала знакомится с семьей архивариуса. Шарлемань и его дочь отговаривают странника. Попытки убедить их сопротивляться оказываются безуспешными.
Неожиданно в дом приходит Дракон. Вопреки ожиданиям Ланцелота он не чудовище, а обычный человек. После короткого разговора странник вызывает Дракона на бой. Тот разозлился и согласился.
На следующий день герой приходит на площадь. Ему дают медный таз, так как лат уже давно нет, а копье в ремонте. После этого появляется Дракон. Он приказывает Эльзе попрощаться с Ланцелотом, а потом убить его. Но девушка объясняется в любви к страннику и выбрасывает кинжал. Дракон в гневе, ведь ему придется сражаться.
Неожиданно вернулся Кот, он привлек внимание Ланцелота. Прибыли несколько погонщиков с ослами
Они вручили герою:
- меч и копье;
- ковер-самолет;
- шапку-невидимку.
Ланцелоту удалось убить Дракона, но сам он тяжело ранен. В городе власть переходит к бургомистру. Он стал называть себя президентом, а его сын стал бургомистром. Все вернулось на свои места: жители были бесправны. Новый правитель решает жениться на Эльзе, но он боится возвращения Ланцелота. По слухам, странник умер. Тогда новый правитель обрадовался и велел готовиться к свадьбе.
В момент церемонии Эльза спрашивает у людей: неужели Дракон не умер, а перевоплотился? Неожиданно появляется Ланцелот. Его вылечили друзья в горах. Перепуганный президент пытался бежать, но его задержали и отправили в тюрьму. Ланцелот рассказал, как год ходил по городу в шапке-невидимке и видел, чем живут люди.
«Дракон» Шварца. Краткое содержание
Произведение берет свое начало с того, что в горницу, где присутствует кот, заглядывает случайный прохожий рыцарь.
Разговаривая с котом, он узнает, что в доме проживает архивист с дочкой и что ее избрал змей. Он господствует в данной местности практически пятьдесят лет, и один раз в году утаскивает деву к себе в подземелье. Барышни пропадают там бесследно.
Вернувшиеся владельцы дома добродушно встречают рыцаря. Увидев девушку, он понимает, что влюбился. Потрясенный безразличием этого народа перед своей судьбой, рыцарь осмеливается на битву с чудищем. Встреча змея с Ланцелотом случается тут же, в этом доме. Рыцарь предлагает дракону сразиться. И тот соглашается.
Сынок городского бургомистра для подстраховки просит послушную Эльзу прикончить рыцаря. Он вручает ей ядовитый клинок. Однако она не способна убить Ланцелота.
В данном рассказе бургомистр играет большую роль. Он осознает, что если победа будет за рыцарем, то обыкновенное устройство жизни города существенно поменяется. А люди уже свыклись с тем, что змей есть одно существо, угрожающее их жизни.
В сражении с чудовищем побеждает рыцарь. Однако он мучительно ранен и, попрощавшись с девушкой, пропадает. Городской уклад не получает никаких изменений, на должность ужасного Дракона прибывает не менее гадкий бургомистр. Огласив себя победителем чудища, он принимает решение жениться на Эльзе. Однако его намерения разрушает возвратившийся Ланцелот. Вслед за свадьбой с девушкой у него ещё немало дел в данном городе.
Рассказ учит в первую очередь уничтожить чудовище в собственной душе.
Особенности сказки
В данном произведении описано государство, чахнущее под господством злого и бессердечного монстра, чье истинное имя не порождало никаких сомнений.
Он не смог бы владычествовать и один день, если бы не выбранный им план. Он состоял в том, что дракон набрасывается неожиданно, надеясь на людскую обособленность и на то, что он уже сумел постепенно вывихнуть их души, уничтожить их достоинство.
Гуманисты самых разных веков воевали за возвращение людей к самим себе, за подобное их самопожертвование, в результате которого они бы не колебались в том, что внутренняя закаленность всегда преимущественнее слабодушного унижения. И что добро всегда имеет тайный потенциал одолеть зло. Именно к этой же цели стремился в своих произведениях умный зоркий Шварц.
Действие четвертое
Явление 1
Посовещавшись между собой, чиновники пришли к выводу, что единственно правильным решением будет дать ревизору взятку. Однако желающих сделать это не нашлось. Все боялись попасть под закон. Чтобы быть честными друг перед другом чиновники решили входить в комнату по одному и разговор вести каждый от своего лица.
Явление 2
Хлестаков в отличном расположении духа после крепкого сна и сытного ужина выходит из комнаты. Такая жизнь ему по душе. Везде ему рады, все перед ним на цыпочках ходят. Дочка городничего недурна собой и явно давала понять, что он ей симпатичен. Если приударить за ней, то в городе можно будет подзадержаться, совмещая приятное с полезным.
Явление 3
Сунуть взятку может далеко не каждый. Было видно, что чиновникам данная идея не по душе. Очередь из них выстроилась немалая. Первым был судья Тяпкин-Ляпкин. Деньги судья судорожно сжимал в кулаке. Он заметно нервничал. От волнения кулак разжался. Деньги выпадывают на пол. Хлестаков парень не промах. Сразу просек ситуацию. Увидев выпавшие купюры, он просит у судьи дать ему деньги в долг. Ляпкин-Тяпкин был рад избавиться от денег. Якобы одолжив деньги Хлестакову, он спешит поскорее ретироваться из комнаты.
Явление 4
Почтмейстер оказался вторым в очереди. Хлестаков сразу заявил ему, что нуждается в деньгах. Сумма долга равнялась 300 рублям.
Явление 7
Бобчинский и Добчинский оказались самыми жадными на деньги. Сумма в 65 целковых напополам была вручена Хлестакову, скрипя зубами.
Явление 8
После ухода чиновников, Хлестаков принялся пересчитывать деньги. Улов удался. Он догадался, что его приняли за другого. Своим веселым приключением он решает поделиться с другом журналистом. Пусть в своей газете высмеет этот глупый народ и расскажет во всех подробностях, кто стоит у руля власти и кому доверили управлять городом.
Явление 9
Осип предлагает Хлестакову бежать, пока правда не вышла наружу. Хлестаков соглашается. Перед отъездом он просит Осипа отнести письмо на почту, адресованное Тряпичкину. За окном расшумелись купцы, решившие нанести визит ревизору. Квартальный пытался их задержать, но Хлестаков отдал распоряжение всех впустить в дом.
Явление 10
Купцы оказались щедры на подарки. Всех их привела жалоба на городничего. Они обратились с просьбой к Хлестакову замолвить при случае за них словечко в столице. Хлестаков обещает принять меры. От предложенных купцами денег не отказывается.
Явление 11
Удивили визитом слесарша и унтер-офицерша. Они тоже пожаловали с жалобой на городничего. У одной из них незаконно забрали мужа служить, а вторую высекли при народе. Толпа у ворот меньше не становилась. Осип подгонял барина быстрее уезжать отсюда. Хлестаков приказывает больше никого к нему не впускать.
Явление 12
При виде дочери городничего, Хлестаков пал на колени, открыто заявляя о том, что безумно влюблен в нее. Марья Антоновна не ожидала такого поворота, но в душе безумно счастлива.
Явление 13
Анна Андреевна увидев Хлестакова на коленях перед дочерью, вне себя от бешенства, прогоняет Марью Антоновну. Девушка в слезах убегает
Хлестаков переключает внимание на жену городничего, заверяя ее в своих чувствах по отношению к ней
Явление 14
Марья Антоновна вернувшись, видит Хлестакова, стоящего на коленях перед ее матерью. Поняв, что попал в неловкое положение, Хлестаков на ходу придумал, как выкрутиться из него. Он хватает за руку Марью и просит благословить их союз у матери девушки.
Явление 15
Городничий, прознав о цели визита купцов в его дом, убеждает Хлестакова, что они наговаривают на него. Анна Андреевна перебивая супруга, ошарашивает его известием о скорой свадьбе ревизора и Марии.
Явление 16
Осип сообщает, что лошади готовы. Пора выдвигаться в путь. Городничему Хлестаков объяснил цель своего отъезда желанием навестить дядю, пообещав вернуться через день. Поцеловав Марье ручку на прощанье и перехватив у городничего на дорожку денег в долг, Хлестаков вместе с Осипом в спешке уезжают.
Вариант 2
Пьеса “Дракон Шварца” – это произведение, написанное автором в 1980 году. Она рассказывает историю о том, как главный герой, по имени Шварц, пытается найти свое место в жизни. Шварц живет в маленьком городке, где все знают друг друга, и где нет никаких перспектив на будущее. Он мечтает о том, чтобы стать писателем, но его окружение не поддерживает его в этом.
В пьесе “Дракон Шварца” автор использует метафору дракона, чтобы описать главного героя. Дракон – это существо, которое может быть опасным и страшным, но также может быть добрым и защитником. Шварц также имеет две стороны – он может быть агрессивным и неприятным, но также может быть добрым и заботливым. Эта метафора помогает читателю лучше понять характер Шварца и его внутренние борьбы.
Одной из главных тем пьесы является тема поиска своего места в жизни. Шварц не знает, кем он хочет быть, и что он хочет делать в жизни. Он чувствует себя потерянным и одиноким, и не может найти свое место в мире. Эта тема актуальна для многих людей, особенно для тех, кто только начинает свой путь в жизни. Шварц ищет свое место в жизни, и пытается найти свое призвание.
В пьесе “Дракон Шварца” также присутствует тема отношений между людьми. Шварц не может найти общий язык с окружающими его людьми, и часто чувствует себя непонятным и одиноким. Он ищет друзей и любовь, но не может найти их. Эта тема также актуальна для многих людей, особенно для тех, кто чувствует себя изолированным от общества. Шварц ищет своих друзей и любовь, и пытается найти свое место в обществе.
В пьесе “Дракон Шварца” также присутствует тема самопознания. Шварц пытается понять себя и свои чувства, и пытается найти свое место в жизни. Он ищет ответы на свои вопросы, и пытается понять, кто он есть на самом деле. Эта тема также актуальна для многих людей, особенно для тех, кто ищет свое место в жизни.
В пьесе “Дракон Шварца” также присутствует тема смерти. Шварц часто думает о смерти, и пытается понять, что происходит после смерти. Он боится смерти, и не знает, что будет с ним после смерти. Эта тема также актуальна для многих людей, особенно для тех, кто думает о смысле жизни и смерти.
В пьесе “Дракон Шварца” также присутствует тема мечты. Шварц мечтает о том, чтобы стать писателем, и пытается достичь своей мечты. Он верит в свои силы, и не сдаётся, даже когда ему трудно. Эта тема также актуальна для многих людей, особенно для тех, кто мечтает о чем-то большем.
В пьесе “Дракон Шварца” также присутствует тема дружбы. Шварц ищет друзей, и пытается найти людей, которые будут его поддерживать. Он находит друзей, которые помогают ему в его поисках, и которые верят в него. Эта тема также актуальна для многих людей, особенно для тех, кто ищет настоящих друзей.
В пьесе “Дракон Шварца” также присутствует тема любви. Шварц ищет любовь, и пытается найти свою вторую половинку. Он влюбляется в девушку, которая помогает ему в его поисках, и которая верит в него. Эта тема также актуальна для многих людей, особенно для тех, кто ищет настоящую любовь.
В целом, пьеса “Дракон Шварца” является глубоким и эмоциональным произведением, которое затрагивает многие важные темы. Она показывает, что поиск своего места в жизни и отношений с другими людьми может быть сложным и болезненным процессом, но в конце концов, все может закончиться хорошо. Шварц находит свое место в жизни, и находит любовь и друзей, которые помогают ему в его поисках.
Изюминка фабулы
В фабуле этого произведения масса выдержанных волшебных ходов и деталей, это очередная история о борце со змеем практически является прототипом. Однако городское население, избавленное от долголетнего господства чудища, почему-то недовольно. Люди не поддерживают Ланцелота в борьбе с драконом, не рады и его победе.
Отдельные ситуации в сказке походят на сюжет Евангелия, некоторые диалоги служат явными отсылками к Священному писанию. Судьба рыцаря — это судьба праведника, прибывшего спасти народ. И ими же убитого.
Однако все же рыцарь имел несколько преданных союзников, которые рады, что наконец пришел освободитель. Благодаря дарованными ими ковру-самолету, мечу, он одерживает победу над Драконом. Однако до счастливого финала рассказа еще очень долго.
Ланцелот крупно пострадал за время сражения. Он пропадает, отправляется в горы, чтобы затянулись ранения, а место чудища захватывает бургомистр, справляющийся с подобными делами нисколько не хуже предыдущего деспота. Народ, который проклинал прежнее чудовище, даже не обнаружил, что получил другое.
И все-таки. Рыцарь идет обратно, однако прибывать в данный город дважды для него намного ужаснее, поскольку люди снова и снова совершают предательство в отношении его и самих себя.
Сюжет
По степи одиноко идёт главный герой — Ланцелот, потомок известного странствующего рыцаря Ланцелота. Внезапно его атакует огромный трёхголовый птеродактиль на огневой тяге (Никита Ивашов, привет!). Позже выясняется, что это Дракон — правитель Города, жестокий тиран, садист, явно больной на все три башки, но всё-таки интересная личность. Каждый год ему приносят в жертву лучшую девушку. На этот раз очередь Эльзы, дочери архивариуса Шарлеманя. И хотя у Эльзы есть жених Генрих, он не против её жертвы.
Тем временем Ланцелота хватают рыбаки, когда он говорит им, что убил бы тирана. Они провозят пленного героя по реке в Город, затем, завернув в рыбацкую сеть, подвешивают на какой-то контейнер (вопрос — нахрена только? Какой-то антитоталитарный символ? Отечественные кинокритики 1980-х истолковали именно так. Хотя автор правки видит в этом лишь пример отчаянности героя). Причём таких контейнеров не так уж и мало — похоже, что так обрабатывают неблагонадёжных с точки зрения режима людей. Ланцелот сбегает, использовав первую возможность, при этом падает с высоты в воду, а затем оказывается в доме Шарлеманя, и они с Эльзой влюбляются друг в друга. Узнав о беде, он вызывает Дракона на бой, но вот беда: его поддерживает лишь Эльза, а жители лишь робко говорят, что против убийства. А ещё Генрих с папашей Бургомистром, который притворяется сумасшедшим, плетут интриги, приказав Эльзе убить чужака от греха подальше, чего она не может сделать, а Дракон демонстрирует на примере своего учёного Фридрихсена покорность народа, дабы отбить у Ланцелота всё желание сражаться за этот народ, но тот, проникнувшись состраданием, не отказывается от боя, а ещё сильней убеждается в правильности решения.
Ему позволяют попрощаться с Эльзой . После прощания Эльзу уводят и изолируют, а Ланцелот идёт сражаться с Драконом, заручившись подмогой оружейников, что выдали ему меч, шапку-невидимку и воздушный шар. Итог: Дракон упал где-то вдали, но падает и шар с Ланцелотом. Тот ранен, но всё же находит силы для коронной фразы и падает без сознания. Тем временем Город охватили беспорядки, Генрих и Бургомистр ищут останки Дракона и Ланцелота и, не найдя ничего, приходят к власти в Городе. Народ уже притих, при этом Бургомистр объявляет себя победителем Дракона и становится президентом, а Генрих — бургомистром. Сподвижников Ланцелота арестовывают, в Городе вновь воцаряется тирания.
Прошёл год. Президент собирается жениться на Эльзе (Господи, что они к ней пристали? Она что, мёдом намазана? Или это жирный намёк на то, что ничего не поменялось?), а чтобы Эльза не сорвала свадьбу, её накачивают транквилизаторами и приводят, как куклу. Ланцелот, который уже поправился, возвращается в Город, освобождает своих сподвижников и срывает свадьбу. Обнаружив робость на лицах людей, он убеждается, что они не изменились, и выдаёт пламенную речь, в которой обличает людей и сравнивает со стадом. Затем, уже натурально офигев от пассивности и бесхребетности обывателей, он грубо рявкает на Эльзу: «БУДЕШЬ! МОЕЙ! ЖЕНОЙ!», на что получает содержимым стакана в лицо (водой или коньяком?), а сама Эльза уходит, рыдая. Бедная Эльза!..
Ланцелот уходит из Города, встречает толпу детей, которые бегут за воздушным змеем, похожим на того Дракона, и всё понимает. Действительно, Дракон, который выжил, теперь выглядит добрым бородачом и играет с детьми. Ланцелот подходит к нему, и тот говорит о новом бое, но тут же напоминает, что рядом дети. Ланцелот глядит на детей и соглашается на бой. Дракон говорит, что сейчас будет самое интересное, при этом зовёт детей за собой.
Второстепенные герои и их характеристика
Артамон – симпатичный пудель, живущий в лесу в домике вместе с Мальвиной и верно охраняющий свою хорошенькую хозяйку. Ради нее вступил в неравный бой, а потом Мальвина вылечила его боевые ранения.
Джузеппе – столяр, старик, любящий выпить, приятель Карло. Именно ему и попалось в самом начале говорящее полено.
Сверчок – старое насекомое, похожее на таракана и кузнечика одновременно. Обладало чрезвычайной мудростью.
Шушара– старуха крыса, злая и вредная, обитательница каморки Карло. У нее толстая голова и длинный хвост.
Тортила – черепаха, которой минуло триста лет. Живет в пруду. Голова ее похожа на змеиную. Умна, мудра, но иногда ее подводит память вследствие возраста.
Дуремар – длинный человек со сморщенным лицом, носит на поясе щипцы и крючки, продает всем и каждому выловленные в пруду пиявки. За деньги готов на любые пакости.
Хозяин трактира – не злой, но любящий выгоду человек, который не готов упустить ни малейшей возможности нажиться.
Богомол – лесной лекарь, с сухими, как травинки, руками.
Сова – доктор, держит умный вид, изрекает фразы, которые можно принять за истину. Обладает мягкими крыльями.
Жаба – третий лесной лекарь (фельдшерица), обвинили прочих лекарей в невежестве. У нее влажные лапы и большой живот.
Летучая мышь – обитательница темного чулана, сумела обмануть деревянного человечка, чтобы навредить ему – вывести к паре мошенников, коту и лисице
Губернатор Лис – толстый лис с важно поднятым носом. Надутый, чванливый, равнодушный к бедам горожан
Полицейские бульдоги – злобные собаки, которые не способны самостоятельно думать, лишь слепо исполняют приказы начальства. Ради того, чтобы их оставили на службе, готовы на все, в том числе на травлю невиновных.
Арлекин – актер театра Карабаса, веселый, неунывающий (противоположность Пьеро).
Лягушки – жительницы пруда, где Тортила хранила загадочный ключ. Бесшабашные, любопытные, добрые – принесли голодному длинноносому мальчишке поесть.
Полицейский – усатый служитель закона огромного роста. Думая, что поступает справедливо и пожалев хитрого деревянного мальчишку, забрал в участок Карло.
Куклы – актеры театра Карабаса. Полуголодные, грустные, уставшие и смертельно боящиеся кнута своего хозяина. Но друзей куклы не бросают – всегда готовы прийти на помощь.
Главные герои и их характеристика
- Буратино – деревянный мальчик, ожившая кукла, вытесан старым шарманщиком Карло из говорящего полена. Обладал непомерно длинным любопытным носом и тягой к приключениям. Добрый и смелый, но непоседливый и шаловливый.
- Папа Карло – пожилой шарманщик, забросивший свое ремесло. Очень бедный, но добродушный, альтруист, готовый отдать последнее, что у него есть, чтобы помочь своему подопечному и его маленьким друзьям.
- Пьеро – грустный актер из театра кукол Карабаса, в длинных одеждах, с набеленными щеками. Влюблен в бывшую актрису Мальвину, поэтически рассказывает ей об этом в стихах собственного сочинения. В трудных обстоятельствах проявил смелость и решительность.
- Мальвина – красивая, очень аккуратная и воспитанная девочка, с волосами голубого цвета. Очень страдала от невыносимого характера длиннобородого директора театра. Выход девочка нашла следующий: сбежала, чтобы жить в маленьком уютном домике, в окружении заботливых обитателей леса.
- Карабас Барабас – жестокий, невероятно высокого роста, с невообразимо длинной, «густой и нечесаной» бородой, с огромным ртом и выпученными глазами, хозяин театра кукол, доктор кукольных наук. Управлял своей маленькой империей при помощи плетки.
- Лиса Алиса – хитрая, беспринципная особа, выше всего ценящая деньги. Ради наживы становится чрезвычайно изобретательной и готова пойти на все, вплоть до убийства.
- Кот Базилио – спутник Алисы, столь же опасный и жадный, ради того, чтобы вызвать жалость и обмануть окружающих, притворяется слепым.
История создания
Пьеса была написана в 1942—1944 годах, когда из Ленинграда драматурга эвакуировали в Сталинабад. Там, в Ташкенте Шварц написал сказку. Это было удивительно, так как в большинстве своём творческие люди создавали в это время произведения о войне.
Но драматург скрыл в своем произведении глубокий смысл. В основу пьесы он положил миф, который встречался у разных народов мира. Главный герой уничтожает дракона во имя спасения мира. В пьесе мифическое существо имеет облик человека, который меняет головы (всего их три) и только в конце он предстает в образе летающего ящера.
Если внимательно изучить произведение, то можно увидеть множество отсылок к историческим событиям. Драматург начал писать текст, когда шла война.
Анализ произведения
Композиция пьесы имеет интересную структуру — главный герой убил злодея, казалось, настал хороший период, но снова все повторяется и возвращается к началу. Люди находятся под властью злого чудовища, но сражаться они не хотят, только надеяться, что хуже не станет.
В пьесе несколько важных героев:
- Кот в пьесе является отражением конформиста. У него простое кредо: если есть где спать и есть, то можно и помолчать. Но в итоге именно он помог главному герою.
- Ланцелот неравнодушный человек, который не может терпеть несправедливость.
- Дракон же жестокий, но не глупый. Он хорошо знает психологию людей и пользуется их слабостями.
Главная мысль пьесы — борьбу нужно начинать с себя. Пока каждый человек не уничтожит Дракона внутри, он так и будет находиться под его властью. Ланцелот убил злодея, но быстро появился новый, который ничем не отличался от предшественника.
В то же время Шварц показал важный момент: общество привыкает к определенному образу жизни, примеряется с ним и теряет способность противостоять. После свержения президента перед Ланцелотом и Эльзой предстала новая задача — нужно менять мышление людей, и это намного сложнее, чем победить злодея.
Пьеса заставляет задуматься над тем, что является источником жестокости. Эти истоки есть в каждом человеке. Только один подавляет их, а другой вскармливает. Анализ произведения «Дракон» позволяет лучше понять главных героев и смысл пьесы. Ее центральная тема не борьба с чудовищем, а с тем, что порой с согласия большинства совершаются страшные преступления.
Для лучшего понимания пьесы можно написать исследовательскую работу «Образ дракона в детской литературе». Он позволит узнать особенности произведения и сравнить ее с другими работами.
https://youtube.com/watch?v=PAaLBI4ud0s
Заключение
Данной историей Гоголь показывает, что впрок идёт лишь то богатство, что нажито честным путём, а то, что нажито нечестным путём — призрачно. На примере истории с дедом он даёт нам возможность верить в доброе и светлое. Современники писателя, среди которых Белинский, Пушкин Герцен, приняли повесть восторженными отзывами. Уже более 150 лет эта повесть вызывает у читателя улыбку, погружая его в удивительный гоголевский мир остроумия, фантастики, народной поэзии, в которой оживает сама душа народа.
«Заколдованное место» уникально умелым использованием фольклора и народных легенд. Даже введённая в повесть нечистая сила не имеет ничего общего с мистикой. Народная фантастика привлекательна для нас своей бытовой простотой, наивной и непосредственной. Поэтому все герои Гоголя насыщены яркими жизненными красками, полны задора и народного юмора.
Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место»
Повесть Николая Васильевича Гоголя «Заколдованное место» — это рассказ дьячка о случае из своей жизни. Она написана удивительно живо и интересно. С каждой строчкой чтение этой повести всё больше и больше захватывает. Даже сам дьячок, неохотно начавший рассказ, так увлёкся своим повествованием, что упрекнул слушателей в невнимательности: «Что в самом деле!.. Слушать так слушать!»
Главным героем повести является дед дьячка. Его образ — очень яркий и запоминающийся. Рассказывая нам историю, которая произошла с дедом, дьячок пытается передать нам все подробности, и от этого повествование становится более достоверным.
Нельзя не заметить то, с каким юмором ведёт дьячок свой рассказ. Он называет деда «старым хреном», смеётся над тем, как дед танцевал, как пытался найти клад, как мать вылила на него помои. Дед же, в свою очередь, называл внуков «собачьими детьми», бранил их. Но мы чувствуем, что герои по-настоящему любят и ценят друг друга.
По словам дьячка, больше всего дед любил слушать рассказы проезжающих мимо чумаков: «А деду это всё равно что голодному галушки». И мы понимаем, что и сам герой был весёлым, интересным человеком, не зря дьячок говорит: «Бывало, вздумает…»
Но лучше всего понять характер деда помогает описание поиска клада. Его речь и мысли полны необычных выражений: «Экая мерзостная рожа!», «Ну, хлопцы, будет вам теперь на бублики!».
Гоголь не случайно дал повести такое название — «Заколдованное место». Ведь в произведении сочетаются два мира: реальный и фантастический. Всё фантастическое связано с могилкой, кладом и дьявольской силой.
Реальный мир — это быт. Изображая обычную жизнь людей, Гоголь употребляет украинские слова, например «чумаки», «курень». Интересно описание уклада жизни героев, того, как дед выращивает арбузы, «прикрывает их лопухом», копает «новую грядку для поздних тыкв». Или о том, как он определяет погоду: «„Быть завтра большому ветру!“ — подумал дед». Гоголь любуется картинами этой народной жизни, созидательным трудом своих героев.
Вся повесть написана очень ярко и красочно. Иногда кажется, что сам находишься среди слушателей дьячка, ведь повествование прерывается его комментариями. Из речи рассказчика становится ясно, что сам он уже постарел. Но дьячок, как и дед, в душе остаётся таким же молодым, интересным и необычным человеком.
В конце повести дьячок рассказывает, что вместо клада дед принёс «сор, дрязг…». После этого герой стал верить только в Христа, а «…то проклятое место, где не вытанцовывалось, загородил плетнём, велел кидать всё, что ни есть непотребного…». Можно сказать, что этими строками автор подшучивает над дедом. Ведь в этой повести Гоголь говорит о том, что добро можно нажить только своим трудом. Кроме того, на примере деда он учит нас верить в светлое, чистое: «Так вот как Морочит нечистая сила человека!»