Анализ пьесы максима горького «на дне»

Социально-философская драма (на дне горький)

Краткое содержание пьесы На дне

Действие пьесы происходит в течение короткого времени. Все события развиваются в ночлежке, где собрались люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации. Характеристика основных персонажей упростит понимание того, какой в пьесе На дне смысл произведения.

Главные герои:

  • Михаил Костылев – владелец ночлежки, за притворным добродушием скрывает презрительное отношение к постояльцам;
  • Василиса – молодая жена Костылева, ненавидит мужа и изменяет ему с одним из жильцов;
  • Наталья – младшая сестра Василисы, тихая, добрая девушка, жалеющая жильцов и старающаяся всем помочь;
  • Клещ и Анна – супруги, Анна тяжело болеет и это злит ее мужа, мечтающего вырваться из нищеты;
  • Василий по кличке Пепел – вор, любовник Василисы;
  • Лука – пожилой странник, всех утешает и дает советы;
  • Квашня – вдова, торгует пельменями, помогает жителям ночлежки.

Акт 1

Ранее весеннее утро. Каждый из обитателей ночлежки занят своим делом: Барон завтракает сухим хлебом, Настя читает роман о любви, Клещ занят поисками ключей. Возле стоящего в центре стола хлопочет Квашня, рассказывая о новом ухажере Медведеве. Клещ в ответ заявляет, что Квашня рано или поздно пример предложение. Между ними начинается перепалка.

Анна просит всех успокоиться. В поисках жены в ночлежку приходит Костылев, подозревающий о романе Василисы с Пеплом.

Наталья приводит нового постояльца – Луку. Пепел начинает заигрывать с девушкой. Узнав об этом, Василиса набрасывается на сестру с кулаками, а постояльцы пытаются разнять женщин.

Акт 2

К вечеру обстановка в ночлежке становится спокойнее. Одни играют в карты, другие – в шашки.

Лука, сидя возле кровати умирающей Анны, пытается ее успокоить, обещая покой и счастье после смерти.

Не оставляет старик без внимания и остальных постояльцев, раздавая каждому советы:

  • Актеру – пройти лечение в бесплатной клинике для алкоголиков;
  • Пеплу – начать новую жизнь вместе с Наташей.

Незаметно для всех умирает Анна. Лука и Василий уходят искать Клеща.

Вернувшийся из трактира Клещ сообщает, что пропил все деньги, хоронить жену не на что. Постояльцы обещают помочь ему.

Акт 3

На пустыре собралось несколько постояльцев. Между ними завязывается серьезный разговор о правде, лжи. Васька упрекает Луку в том, что тот обманывает людей, давая надежду на лучшую жизнь.

Пепел просит Наталью уйти с ним, обещая покончить с воровской жизнью. Девушка соглашается.

Появляется Костылев и после спора с Лукой требует покинуть ночлежку, что и обещает сделать старик ночью.

Василиса, слышавшая слова Пепла, избивает сестру и обдает ее ноги кипятком. Пепел в отместку ударяет Костылева, который замертво падает на пол.

У Натальи, подозревающей Пепла и Василису в сговоре, начинается истерика.

Акт 4

После того, как суматоха вокруг Наташи и Костылева улеглась, все замечают исчезновение Луки. Исчезла и Наталья, попавшая в больницу после разборок с сестрой. Настя, поссорившись с Бароном, хочет уйти от него. Возобновляется спор о правде и лжи, прерванный монологом Сатина о человеке.

С выпивкой и закуской появляются Бубнов и Медведев. Постояльцы веселятся, поют песни.

В разгар веселья вбегает Барон с криком о самоубийстве Актера, повесившегося на пустыре. Воцарившуюся тишину нарушает негромкий возглас Сатина – «испортил песню….».

Композиция

Композицию пьесы сам автор определял как “сцены”, хотя её гениальность соответствует шедевральным пьесам русских и зарубежных классиков. Линейность построения пьесы обусловлена хронологической последовательностью событий. Завязка пьесы – появление в ночлежке Луки с его непохожестью и безликостью. Далее в нескольких действиях происходит развитие событий, переходя к самому мощному накалу – диалогу о смысле существования, о правде и лжи. Это кульминация пьесы, за ней – развязка: самоубийство Актёра, потеря надежд последних обитателей ночлежки. Они не в состоянии спасти себя сами, а значит – обречены на гибель.

Популярные сочинения

Глядя на картину Маяковского, мы видим летний знойный день, где у небольшого чистого пруда, на деревянной лавочке под широким деревом, окутанным зеленой густой листвой, в парке сидит, богато одетая семья

Картина «Аисты» была написана Алексеем Ивановичем Тихим в 1960 году. Она завораживает своей реалистичностью, яркостью красок, насыщенностью сюжета. Именно картина «Аисты» принесла художнику широкую известность.

Суть нашего мира в том, что его центральное ядро – это та часть, которую мы знаем лучше всего, где мы чувствуем себя защищенными, где нет необходимости выяснять, где какие-либо ожидания уже были или будут выполнены

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/ostrovskij/temnoe-carstvo-v-pese-grozahttp://reshebnik5-11.ru/sochineniya/ostrovskij-a-n/groza/5405-temnoe-tsarstvo-v-pese-a-n-ostrovskogo-grozahttp://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/ostrovskij/temnoe-carstvo-v-pese-groza

голоса

Рейтинг статьи

Литература XVIII века в восприятии современного читателя

/ Сочинения / Радищев А. / Путешествие из Петербурга в Москву / Литература XVIII века в восприятии современного читателя.

  Скачать сочинение
Тип: Обзорная тема (по произведениям нескольких авторов)

    В современном обществе до сих пор остаётся актуальной литература 18 века. Не смотря на то, что прошло уже несколько столетий, ЧИТАТЕЛИ нашего времени продолжают ЧИТАТЬ литературу тех времён, не теряя к ней интерес, а иногда даже обращая больше внимания, чем на современную литературу.

В любом произведении можно проследить связь с тем временем, в котором оно было написано, следовательно, читая произведения 1700-х годов, человек одновременно изучает историю и быт прошлых времён. В литературе 18-го века отслеживаются изменения востребованности направлений и течений. Классицизм сменился сентиментализмом, а он к концу столетия сменился романтизмом.

Между ними достаточно много различий. Классицизм соблюдает правило трёх единств: время, места и действия; писатели, которые использовали это направление в своём творчестве, употребляли в своих произведениях множество старорусских слов, строго соблюдали литературные нормы и правила.

Важно

В произведениях пропагандировали культ долга и разума, в сфере интересов на первом месте была общественная жизнь человека, чётко разделялись положительные и отрицательные персонажи.

В сентиментализме наблюдались резкие изменения: нарушались многие литературные правила, на первый план выдвигались чувства человека, в сфере интереса главную роль играет личная жизнь и любовь, проявляется огромное влияние пейзажа. Для того чтобы рассмотреть роль литературы 18-го века в современном мире, я собираюсь основываться на данных произведениях: Н.М. Карамзин «Бедная Лиза», А.Н.

Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».     В современной литературе и литературе 18-го очень много различий. Это связано с тем, что у людей полностью поменялись интересы, мировоззрение, стиль и образ жизни, понятия о разных вещах.

Настало более цивилизованное время, отменили крепостное право, все конфликты, влияющие на людей разных стран, стараются решать цивилизованным путём, изменились экономика, образование, классификации органов власти. Это всё и многое другое сыграло значительную роль в литературе.

Совет

Конечно, изменения происходили постепенно, но если сравнивать творчество современных писателей и 1700-х годов, то любой сможет найти различия. Но не смотря на всемирный прогресс, общество продолжает помнить и ценить произведения прошлых веков, многие из которых помогают людям понять быт того времени, прочувствовать события на ровне с нашими предками, научиться чему-то у них.

В «Путешествии…» можно заметить, что автор акцентирует внимание на фольклоре, показывая этим, что народное творчество не забыто, напоминая о нём читателю: «Кто знает голоса русских народных песен, тот признается, что есть в них нечто, скорбь душевную означающее. Все почти голоса таковых песен суть тону мягкого

В них найдешь образование души нашего народа».

Современный читатель, который прочтёт это произведение, сможет вспомнить о том, с чего начиналась творчество. Повесть Карамзина «Бедная Лиза» полностью соответствует сентиментализму

Оно учит читателя любить и чувствовать, показывает разносторонность человеческой души и характера, обращает внимание на людей более низкого происхождения. В этом произведении можно найти и добро и зло в одном человеке, чего нет в классицизме

С одной стороны ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ Лизы ЛЮБИЛ её, был хорошим человеком, но с другой – у него не было чувства долга перед отечеством, из-за чего вместо того, чтобы сражаться за свою родину он проигрывал состояние в карты. Лиза также не является полностью положительным персонажем, она действительно ЛЮБИЛА свою мать и Эраста, но узнав об измене – утопилась, забыв обо всём.

    Из этого можно сделать вывод, что литература 18-го века всё ещё имеет огромное влияние на современного читателя, она прививает ему разные положительные качества, старается указать на отрицательные, учит любить, показывает человека с разных точек зрения. Благодаря произведениям того времени общество также делает выводы об истории и быте народа тех веков.

Добавил: GremlinRobin

293765 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Анализ произведений русской литературы 11 класс

  • .C. Высоцкий «Я не люблю» анализ произведения
    (877)

    Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содер­жанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начи­наются фразой «Я не люблю», а всего этот повтор звучит в тексте одиннадцать раз, завершаясь еще более резким отрица­нием «Я это никогда не полюблю».

    С чем же никогда не сможет…

  • B.C. Высоцкий «Зарыты в нашу память на века…» анализ произведения
    (851)

    Песня «Зарыты в нашу память на века…» написана B.C. Вы­соцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще живы их непосредственные участники и свидетели.
    Произведение поэта обращено не только к современникам, но и к потомкам. Главная идея в нем — стремление предупре­дить…

  • B.C. Высоцкий «Здесь лапы у елей дрожат на весу…» анализ произведения
    (715)

    Стихотворение B.C. Высоцкого «Здесь лапы у елей дрожат на весу…» яркий образец любовной лирики поэта. Оно навея­но чувствами к Марине Влади. Уже в первой строфе явствен­но звучит мотив препятствия. Его подчеркивает особое худо­жественное пространство — заколдованный дикий лес, в котором живет возлюбленная. Путеводной нитью в этот ска­зочный…

  • B.C. Высоцкий «Мерцал закат, как блеск клинка…» анализ произведения
    (774)

    Военная тема является одной из центральных в творчестве B.C. Высоцкого. Поэт помнил войну по детским воспомина­ниям, но ему часто приходили письма фронтовиков, в которых они спрашивали его, в каком полку он служил, так реалистич­но удавались Владимиру Семеновичу зарисовки из военной жизни.
    Текст песни «Мерцал закат, как блеск клинка…»…

  • B.C. Высоцкий «Песня о друге» анализ произведения
    (1283)

    «Песня о друге» — одно из наиболее ярких произведений в творчестве B.C. Высоцкого, посвященное центральной для авторской песни теме — теме дружбы как наивысшей нравст­венной категории.

    Образ дружбы воплощает в себе и альтруизм — неотъем­лемое качество человека с высокими моральными принципа­ми, и антимещанскую позицию, столь характерную для…

  • B.C. Высоцкий «Пссня о земле» анализ произведения
    (765)

    «Песня о земле» B.C. Высоцкого написана для кинофиль­ма «Сыновья уходят в бой». В ней подчеркивается жизнеут­верждающая сила родной земли. Ее неисчерпаемые богатства выражает поэтичное сравнение: «Материнство не взять у зем­ли, Не отнять, как не вычерпать моря».

    Стихотворение содержит риторические вопросы, которые привносят в него полемические ноты. Лирическому…

  • А.А. Ахматова «Вечерние часы перед столом…» анализ произведения
    (825)

    В стихотворении «Вечерние часы перед столом…» А.А. Ах­матова приоткрывает завесу над таинством творчества. Лириче­ская героиня пытается передать на бумаге свои жизненные впе­чатления, но при этом находится в таком душевном состоянии, что сама пока еще не может разобраться в своих чувствах. Образ непоправимо белой страницы свидетельствует о…

  • А.А. Ахматова «Я пришла к поэту в гости…» анализ произведения
    (674)

    Стихотворение А.А. Ахматовой «Я пришла к поэту в гос­ти…» имеет автобиографическую основу: в одно из воскресе­ний 1913 года А.А. Ахматова принесла А.А. Блоку его стихи на Офицерскую улицу, 57, расположенную неподалеку от устья Невы, чтобы он их подписал. Поэт сделал лаконичную надпись: «Ахматовой — Блок».

    Первая строфа произведения тонко…

  • А.А. Блок «Двенадцать» анализ произведения
    (553)

    Поэма «Двенадцать» написана А.А. Блоком в 1918 году и навеяна революционными событиями. Уже в зимнем пейзаже поэмы подчеркнут контраст черного и белого, мятежная сти­хия ветра передает атмосферу общественных перемен. Дву­смысленно звучит строчка в первой главе произведения: «На ногах не стоит человек». В контексте поэмы ее можно истол­ковать как…

  • А.А. Блок «На поле Куликовом» анализ произведения
    (676)

    Сюжет цикла «На поле Куликовом» имеет историческую основу — вековое противостояние Руси татаро-монгольскому нашествию. Лиро-эпический сюжет совмещает конкретно- историческую событийную канву: битвы, военные походы, картину овеянной пожарищем родной земли — и цепь пережи­ваний лирического героя, способного осмыслить весь многове­ковой…

Материалы к изучению литературы 18 века в 9 классе

Русская литература ХYIII века

М.В. Ломоносов

Г.Р. Державин

Д.И. Фонвизин

А.Н. Радищев

Н.М. Карамзин

1вариант

2 вариант

1. Дайте определение понятию классицизм

1.Дайте определение понятию сентиментализм

2. В одах и других произведениях 18 в., написанных «высоким штилем», использовались старославянские слова. Что обозначают эти старославянизмы: глас, сей, живот, пиит?

2. Назовите имена двух русских поэтов, излюбленным жанром которых была ода.

3. Узнайте произведение: а) «Одна … осталась после отца 15-ти лет…, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь…»;

б) «Науки юношей питают,

отраду старым подают,

в счастливой жизни украшают,

в несчастной случай берегут…»

3. Узнайте произведение: а) «Ты, конечно, раскольник, что пашешь по воскресеньям? … Да хоть растянись на барской работе, спасибо не скажут»;

б) «Воскресни, боже! Боже правых!

И их молению внемли:

Приди, суди, карай лукавых,

И будь един царём земли!»

4. В чём суть реформы литературного языка, проведённой Н.М. Карамзиным?

4. Кто из русских писателей создал теорию трёх «штилей»?

5. Про кого Екатерина сказала: «Бунтовщик хуже Пугачёва»?

5. Кто из писателей стал в стихах говорить о себе, о мыслях и чувствах конкретного человека, и говорить просто, языком, близким к разговорному?

6. Как называлось учебное заведение в Москве, куда поступил 19-летний Ломоносов?

6. Почему Ломоносов имел право сказать о себе, что ему «беззнатен род препятством не был»?

Напишите сочинение по литературе ХYIII века.

1. Литература ХYIII века в восприятии современного читателя.

2. Бессмертные страницы ХYIII века.

3. Каким я увидел ХYIII век на страницах … (писателя).

4. Сформулируй свою тему.

Вариант 4

Пьеса, получившая в январе 1904 г. Грибоедовскую премию, была написана специально для труппы актёров из Московского художественного театра. Горький желал создать пьесы о босяках с двумя десятками действующих лиц. Мнения о пьесе были разные , кто-то восхищался творением Горького , кто-то же критиковал пьесу. Первая постановка была осуществлена 18 декабря 1902 г. режиссёром Станиславским, который в свою очередь исполнил роль Сатина в пьесе, и Немировичем-Данченко.

Прочитав название пьесы, мы не можем сразу дать четкий ответ на вопрос : «Какое дно Горький имеет в виду?». Именно этого и хотел писатель.  Он хотел , чтоб каждый в процессе чтения проявил фантазию и догадался , о каком дне идет речь.

Суть пьесы заключается в изображении писателем дна и его обитателей. М. Горький хотел показать через действующих лиц маргиналов, людей низших слоев общества , униженных жизнью , утративших свои моральные и духовные принципы. Рассуждая  о  любви, о ценностях жизни, споря на важные темы, они не понимают всей сути своих рассуждений. Их слова – пустой звук, который никак не влияет на изменение их судьбы.

В тексте сопоставлены разные философские позиции  и мнения. Именно это помогает читателю найти свою позицию,  понять, на чьей стороне он.

Идея пьесы Горького заключается в том, что все люди равны и одинаковы. Все мы рождаемся с одинаковыми правами, все мы умираем. Разница лишь в нашем характере и воспитании. Именно от этого зависит наша реакция на определенные жизненные ситуации, восприятие нами мира и наше отношение ко всему, что нас окружает. Но в любой момент всё может измениться, в одну минуту можно потерять всё. Спустившись однажды на дно, не каждый сможет подняться обратно.  Когда человек теряет ценности, он сбивается с жизненного пути, как и герои пьесы.

Главная мысль пьесы в том, что любого человека можно сломать, каким бы сильным не был его характер. Виной всему человеческая лень, безучастность. Многие ссылаются на то, что общество должно помогать таким людям, направлять их по нужному пути

Но разве это так? Пока человек сам не поймет, что для него важно, а что нет, он никогда не изменит свою жизнь и себя

На примере Героев пьесы можно увидеть бездействие и незаинтересованность в своей судьбе. Они погрязли в своём нынешнем положении, отговариваясь, что уже поздно что-то менять , несмотря на их возраст и пол.

Обитатели ночлежки мечтали о чуде, которое внезапно бы обрушилось на них и принесло новую жизнь. Так и происходит, к ним спускается Лука, который хочет подарить им новую, светлую жизнь, помочь им своим советом, своим словом. В ожидании от него каких-либо действий, а не слов, они так и не изменили свою жизнь. Бездействие губит людей, губит их жизни.  Каждый человек — хозяин своей судьбы. Только ему решать, что будет с ним завтра. Как бы не было тяжело, сколько бы трудностей не преподносила жизнь, никогда нельзя сдаваться.

11 класс

Короткий анализ пьесы

Замысел произведения Горького заключается в том, чтобы показать, что все люди абсолютно одинаковы вне зависимости от их положения в социуме, наличия денег. Ключевое отличие заключается в воспитании и характере, из-за чего меняется отношение людей к жизни, проблемам.

Важно помнить, что кем бы ты ни был, жизнь может круто измениться в один миг. Она может сломать любого человека, сделать его жестоким, безразличным, потерявшим всякую надежду и смысл к существованию

Да, во многих проблемах человека может быть виновато общество, но это не отменяет того факта, что бедняки сами не могут подняться из-за своей лени, безучастности и порочности.

Примечание

Известный афоризм, который появился из этого произведения: «Человек — звучит гордо!».

Эти слова и выражают авторскую позицию. Через свое произведение он хочет показать, как нужно относиться к человеку, чтобы напомнить ему о своем достоинстве, чести и силе. Постоянное сожаление приносит только вред, ведь оно не помогает выйти из порочного круга, а лишь сковывает человека в бесконечной жалости к себе. В этом и есть разница между ложным и истинным гуманизмом. По-настоящему прав тот, кто готов прямо и честно высказаться, даже рискуя навлечь на себя негодование.

В пьесе поднимается ряд тем и проблем:

  • надежда;
  • судьба;
  • смысл жизни;
  • правда и ложь;
  • чувства.

История создания

Над пьесой «На дне» Максим Горький трудился два года. Автор хотел создать «босяцкую» пьесу, действующими лицами которой были бы исключительно представители социальных низов. Публика встретила пьесу неоднозначно — от бурных восторгов до полного неприятия. До сих пор не умолкают споры о художественном значении «На дне»: у пьесы есть как сторонники, так и противники.

Проблематика:

  • проблема социальных низов;
  • предназначение человека;
  • истина и ложь (в том числе жестокая истина и ложь из сострадания — Бубнов, Барон, Сатин);
  • необходимость веры (Актёр, Анна, Наташа, Настя);
  • социальная проблематика (жизнь низших слоев общества).

Смысл названия: название указывает на проблематику пьесы: в нём напрямую указывается, речь пойдёт о «дне» общества.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: драма.

Жанровые особенности: персонажи «На дне» не столько действуют, сколько рассуждают о смысле жизни. Практически каждое их высказывание афористично. Это даёт нам возможность считать «На дне» философской драмой.

Время и место действия: действие драмы происходит в ночлежке для самых бедных, самых нищих. Время — современное автору.

История создания пьесы «На дне»

Горький задумал пьесу еще за год до создания. Однажды в беседе со Станиславским писатель упомянул, что размышляет о написании пьесы, посвященной постояльцам ночлежки, опустившимся на самое дно. В период с 1900 по 1901 год автор выполнил несколько набросков. В это время Максим Горький увлекался пьесами Чехова. Он интересовался их театральными постановками и актерской игрой. Это сыграло важную роль в том, чтобы попробовать себя в новом жанре.

Название

Во время работы Горький неоднократно изменял название своего произведения. В рукописных вариантах существовали версии «Ночлежка», «Без солнца», «Дно». Итоговое название «На дне» в первый раз появилось на афишах перед премьерой в Москве.

Жанр произведения

Горький создал уникальный жанр пьесы-диспута. В основе произведения лежит конфликт. Персонажи находятся в темном подвале. При этом его динамика обеспечивается столкновением противоположных точек зрения. Произведение Горького считается социально-философской драмой.

Основная идея

Перед написанием произведения в России случился кризис. Он сопровождался прекращением работы заводов и фабрик, ростом безработицы, голодом и нищетой. Основной задачей пьесы Горький считал подъем уровня культуры всех классов населения. Постановка произведения создала в обществе значительный резонанс. Он объяснялся гениальностью писателя и актуальностью поднятых им проблем.

Сюжет драмы

В основе сюжета пьесы лежат отношения героев, которые развиваются на фоне обстановки всеобщей ненависти, царящей в ночлежке. Это считается внешней канвой произведения. Параллельно автор занимается исследованием падения человека на самое дно.

Пьеса начинается и завершается сюжетной линией отношений двух героев – вора Пепла и Василисы, жены обладателя ночлежки. Вор влюблен в Наташу – младшую сестру своей любовницы. При этом Василиса испытывает ревность и все время избивает сестру. К тому же она мечтает избавиться от мужа и пытается подтолкнуть любовника к убийству.

В результате Пепел в разгаре ссоры расправляется с Костылевым. В конце пьесы от постояльцев ночлежки звучит фраза, что Ваське придется отправляться на каторгу, тогда как Василиса выкрутится.

Персонажи

В пьесе Горького описывается жизнь одной из ночлежек Москвы. Главными персонажами произведения являются постояльцы и хозяева заведения. Также там фигурируют лица, которые имеют отношение к жизни заведения. Среди них стоит выделить полицейского, продавщицу пельменей, грузчиков.

Шулер, каторжник Сатин и странник Лука считаются источниками соперничающих мыслей

Они говорят о необходимости сострадать людям, рассуждают о лжи во спасение и важности правды как доказательства человеческого величия

Наследие Максима Горького

Алексей Максимович Пешков лелеял мечту о том, что мир будут населять «новые люди». Люди, которые безупречны в плане интеллектуального и физического развития, манер и принципов. Эти новые люди отличаются бесстрашием и жаждой свободы, им нипочем любые преграды, они могут достигнуть всего, чего захотят. И пусть их цели находятся за гранью возможного, это им по плечу.

Наполненный этими мыслями, словно вихрь, врывается Максим Горький в литературу 19 века. Он решил, что если уж и мечтать о невозможном, то почему бы не поделиться своими идеями с окружающими, вдруг среди них и найдутся те люди, которых он желал видеть вокруг. Алексей Максимович превращается в Максима Горького и в течение 44 лет берет штурмом отечественную литературу, выпуская в мир все новые и новые произведения.

За это время он успел написать 5 романов, 10 повестей, 18 рассказов и очерков, 16 пьес и выпустил 3 цикла публицистических статей. Писатель, прозаик и драматург 5 раз был номинирован на получение Нобелевской премии в области литературы. Прослыл одним из известнейших русских мыслителей и писателей. После себя он оставил богатое наследие, и одной из жемчужин его коллекции является пьеса «На дне».

Образ дна в пьесе «На дне»

Что еще можно сказать об этом творении классика русской литературы? Почему оно так цепляет даже наших современников? Может, потому, что тема, поднятая Алексеем Максимовичем, актуальна во все времена?

Пьесу, которую написал М. Горький («На дне») по праву можно назвать социально-философской. Здесь социальная жизнь и философские размышления не пересекаются, но отлично дополняют друг друга, делая пьесу полноценным, живым и реальным произведением. Образ дна в пьесе «На дне» представляет собой суровую реальность низших слоев общества. Здесь нет выдуманных фактов, а только реальная жизнь, такая, какая она есть. Судьба отверженных, тех, у кого больше нет шансов на то, чтобы подняться. Впервые в мировой драматургии была показана беспросветная участь «бывших людей». В липкой тьме затхлого подвала собрались искалеченные, изуродованные судьбой люди. Каждый день они отчаянно сражаются за свое существование. Кому-то хватает сил на то, что выжить, а кто-то отдается в объятия смерти. Единственный луч надежды в эту беспросветную тьму принес Лука, который обнадежил людей, а потом исчез. Сложно в такой ситуации не опустить руки, но слова Сатина вселяют в людей веру не в будущее, а в собственное человеческое достоинство. Образ дна в пьесе «На дне» представляет собой камеру пыток, где в роли палача выступает Его Величество разочарование. Оно беспощадно бьет уже давно покрытых грязью людей.

Образ дна в пьесе «На дне» — это что-то темное и беспросветное, но с человеком внутри. А там где есть человек, всегда будет немного надежды, ведь человек – это прекрасно.

Вариант 2

Горький написал пьесу о жизни опустившихся людей с целью показать свое понимание способа, который люди должны использовать, противостоя жесткому давлению обстоятельств.

Три героя пьесы придерживаются трех противоположных вариантов понимания «правды жизни». Это не открытый спор, где каждый доказывает другой стороне свою точку зрения, а противостояние моделей поведение.

Лука пытается помочь каждому найти какое-либо, пусть даже ложное утешение. Он не  имеет возможности существенно помогать страждущим в реальности, поэтому проповедует «ложь во спасение». Лука уверен, что главное – это дать каждому человеку надежду, которая помогает жить и противостоять обстоятельствам. Однако ход событий в пьесе показывает, что Лука так и не смог никому помочь своими утешениями. Например, тот же актер вешается, ему не помогла надежда найти клинику, в которой его излечат от алкоголизма.

По самому простому пути идет Бубнов. Он заявляет, что он противник лжи. Однако его правда, также как и грезы, которые поддерживает у людей Лука, никому не способны помочь. И разрушение и возведение «воздушных замков» одинаково бесполезны.

Третью точку зрения, которой придерживается и сам автор, выражает Сатин. Он, в отличие от Луки, изображен человеком действия. Человек, по мнению этого обитателя ночлежки, должен опираться на свою внутреннюю силу, гордость и чувство собственного достоинства. Только таким путем можно противостоять жесткому давлению обстоятельств.

Отличие Сатина от Луки в том, что он лишен жалости. Противопоставляя философию Сатина проповедям Луки, автор пьесы стремился показать свое неприятие воззрений, распространенных среди интеллигенции того времени. Это толстовское непротивление злу и служение народу малыми делами, без коренного переустройства условий его жизни. В утешении простых людей и самоутешении интеллигенции Горький видел одну из главных опасностей в деле построения нового общества.

Сатин представляет собой тип сильного человека, который способен на решительную и бескомпромиссную борьбу. Это тип революционера. Крушение попыток Луки, изображенное в пьесе, должно было показать, что реально помочь людям могут только такие люди как Сатин. Только те, кто воспримет мировоззрение, которое придерживается этот персонаж смогут разрушить старый буржуазный мир, олицетворяемый в пьесе ночлежкой и реально помочь обездоленным.

2 вариант

Вот и пришел сентябрь. Сентябрь ‒ волшебник красок. В воздухе пролетают одиночные паутины, словно говоря о том, что скоро придет то же бабье лето. Его так ждут люди, которые не успели привыкнуть к холодам. И оно придет последним всплеском тепла, даря нам последний привет от лета, что пошло, но обязательно вернется.

Не все любят первый месяц осени, особенно ее грустную мелодию. О своем вступлении в законные узды управления природой она сообщает тревожным перезвоном первого школьного звонка. Во всех классах слышаться звонкие голоса и смех детей. Тихо шуршат странички учебников и тетрадей, громко стучит мел по доске, неуверенно скрипят двери классов. А природа тоже имеет свою осеннюю рапсодию. Она состоит из прощального пения птиц, шума монотонного дождя, рева сильного ветра.

Осенние тихие дни еще такие теплые, но веяние золотой поры уже ощутимо в вечерней и ночной прохладе.

День восходит в осеннем дымке, но потихоньку туман исчезает. Поднимается солнышко и обогревает землю. Солнце уже не припекает, как летом, но дарит нежные ласковые лучи. Воздух чистый и мягкий. Однако дни становятся темными, краски теряют и изменяют цвета в природе, демонстрируя все признаки осени. Начинают золотиться березовые рощи, на бульварах и в парках устелются первыми желтыми листьями дорожки. Деревья и кустарники меняют привычный зеленый цвет наряд. Золотом облачаются и сады, парки, леса. Каждый опавший листочек ‒ часть раскрашенного ковра, покрывающего землю для защиты ее от грядущих морозов.

Ветер поднимает крохотные семена березы и липы, клена и сосны и переносит их на дальние расстояния. На своих парашютах из маленьких пушинок перекачиваются с места на место и семена одуванчика.

Птицы снуют туда-сюда, собираются в стаи и, готовясь к долгому перелету, рисуют на небесном полотне постоянно меняющиеся фигуры. А клин журавлей с прощальным криком несется вдаль, разлучаясь с родными местами до весны. Их ждет далекий путь и тяжелый, опасный полет.

Вскоре погода изменится, польют холодные дожди. Воздух затянется неприятной слякотью, под ногами будут плескаться грязные лужи. Надо ли любить нам осень за это? За дожди и холода, возможно, любить ее сложно. Но в ней есть и немало радостей: волшебные пейзажи, красивейшие фотографии багряной природы, романтическое настроение, и просто воспоминания о прекрасном.

Сюжет[]

Группа людей вынуждена сосуществовать совместно в ночлежке, в самом дешёвом варианте жилья. Все они оказались здесь не от лучшей жизни, у каждого своя трагедия, своя драма. Все они очень разные, разных возрастов и из разных слоев общества, и зачастую смотрят на жизнь с противоположных точек зрения.
Несмотря на то что они живут в замкнутом пространстве, они не образуют никакого единого сообщества. Их совместную жизнь характеризуют насилие и алкоголизм.

Герои находятся в тёмном подвале и периодически высказывают разные мнения на такие темы как устройство общества и христианский гуманизм.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: