Краткое содержание повести
Действие рассказа переносит читателя в Россию конца 19 – начала 20 века. Как раз тогда родились братья Красовы. Они жили в деревне Дурновка.
Как только братья выросли, их пути разошлись. Но в молодости они проводили много времени вместе, занимаясь торговлей. Вскоре Тихон и Кузьма поссорились. В результате каждый выбрал собственный жизненный путь.
Кузьма работал как наемник – где наймут, там и будет работать. Тихон же выбрать дорогу богатства – ему удалось открыть кабак. После он стал покупать еду для людей по низкой цене.
В результате Тихон смог стать состоятельным человеком. Он купил усадьбу. Однако деньги не сделали его счастливым, поскольку у него не было наследников. Дети Тихона умирали. Вскоре жена тоже умерла, а главный герой еще больше осознал, что его жизнь бессмысленна. Тихон не мог оставить свое богатство кому-либо. Его единственной радостью стал трактир. После Тихон осознал, что ему нужно помириться с Кузьмой, только так он обретет счастье.
Тихону удалось найти брата. Последний собирался покончить с собой, поскольку он все время учился, но у него ничего не получалось. К тому же, у него были проблемы с деньгами. Тихон предложил Кузьме стать управляющим в усадьбе, и последний согласился. Но и это не принесло счастья братьям. Причиной тому были слишком разные характеры – братья так и не смогли найти общий язык.
Главные герои и их характеристика
- Фауст – главный герой трагедии Гете, выдающийся ученый и врач, познавший многие таинства наук, но все равно разочаровавшийся в жизни. Он не удовлетворен теми обрывочными и неполными сведениями, которыми владеет, и ему кажется, что уже ничего не поможет ему прийти к познанию высшего смысла бытия. Отчаявшийся персонаж даже задумывался о самоубийстве. Он заключает договор с посланцем темных сил для того, чтобы найти счастье – то, ради чего действительно стоит жить. Прежде всего, им управляют жажда знаний и свобода духа, поэтому он становится непростой задачей для черта.
- «Частица силы, желавшей вечно зла, творившей лишь благое» — довольно противоречивый образ черта Мефистофеля. Средоточие злых сил, посланец ада, гений соблазна и антипод Фауста. Персонаж считает, что «достойно гибели все то, что существует», ведь он умеет манипулировать самым лучшим божественным творением через его многочисленные уязвимости, и все вроде бы указывает на то, как отрицательно читатель должен относиться к черту, но, черт возьми! Герой вызывает симпатию даже у Бога, что уж говорить о читающей публике. Гете создает не просто сатану, а остроумного, язвительного, проницательного и циничного трикстера, от которого так трудно отвести глаза.
- Из действующих лиц так же можно отдельно выделить Маргариту (Гретхен). Юная, скромная, верующая в Бога простолюдинка, возлюбленная Фауста. Земная простая девушка, заплатившая за спасение своей души собственной жизнью. Главный герой влюбляется в Маргариту, но она – не смысл его жизни.
Суть рассказа
Автор случайно встречается с главным героем Андреем Соколовым и его сыном Ванюшкой. В ходе вынужденной задержки на переправе мужчины разговорились, и случайный знакомый поведал писателю свою историю. Вот, о чем он рассказал ему.
До войны Андрей жил как все: жена, дети, хозяйство, работа. Но тут грянул гром, и герой ушел на фронт, где служил водителем. В один роковой день машина Соколова попала под обстрел, его контузило. Так он попал в плен.
Группу пленных привели в церковь на ночевку, в эту ночь произошло много происшествий: расстрел верующего, который не смог осквернить церковь (не выпускали даже «до ветру»), а с ним и несколько случайно попавших под автоматную очередь людей, помощь врача Соколову и другим раненым. Также главному герою пришлось задушить другого пленного, так как тот оказался предателем и собирался выдать комиссара. Еще во время очередного перегона в концлагерь Андрей пытался бежать, но был пойман собаками, которые лишили его последней одежды и всего искусали, что «кожа с мясом полетели клочьями».
Потом концлагерь: нечеловеческая работа, почти голодное существование, побои, унижения – вот что пришлось пережить Соколову. «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит!» — неосмотрительно произнес Андрей. И за такое предстал перед лагерфюрером Мюллером. Главного героя хотели пристрелить, но он переборол страх, храбро выпил три стопки шнапса за свою погибель, за что заслужил уважение, буханку хлеба и кусок сала.
Ближе к концу военных действий Соколова назначили шофером. И, наконец, появилась возможность для побега, да еще вместе с инженером, которого герой возил. Не успела утихнуть радость от спасения, подоспело горе: он узнал о гибели семьи (в дом попал снаряд), а ведь все это время жил лишь надеждой на встречу. В живых остался один сын. Анатолий тоже защищал Родину, с Соколовым одновременно подошли они к Берлину с разных сторон. Но прямо в день победы убили последнюю надежду. Остался Андрей совсем один.
После войны некуда идти герою, он работает в чужих местах. И встречает мальчика Ванюшку, потерявшего всю семью. Соколов представляется отцом ребенка, теперь в его жизни снова есть надежда. Подробнее основные события из книги описаны в кратком содержании для читательского дневника.
Композиция
Особенность композиции романа заключается в интересном построении сюжета: первые четыре из пяти глав посвящены петербургским ночам, в то время как последняя глава называется «Утро». Это как нельзя более точно отражает динамику развития сюжетной линии – от сна к пробуждению.
Построение носит символически характер. На фоне романтических белых ночей Петербурга читателю открываются все стадии влюбленности главного героя в Настеньку, все его мечты и душевные переживания. Но, в итоге, неизбежно наступает «утро» – момент прозрения, которое становится для Мечтателя личной драмой. Он уже обрел любовь, пусть и неразделенную, но такую сладостную. И теперь он вынужден распрощаться с ней навеки – безжалостное утро рассеивает пустые фантазии, но вместе с тем дарит надежду на светлое будущее.
Произведение наполнено различными художественными приемами и средствами. Так, Федор Михайлович искусно использует метод параллелизма: практически каждая глава начинается с детального описания природы, которое дает невольную подсказку на то, как закончится данная глава – весело или печально.
Помимо двух главных героев – Мечтателя и Настеньки, в произведении незримо присутствует третий персонаж, создающий особую атмосферу. Это – Петербург, выступающий в роли собеседника и старого приятеля рассказчика. Город чутко отзывается на внутренние переживания Мечтателя, создавая непередаваемо прекрасный антураж к его романтическому настроению и оправдывая смысл названия произведения – «Белые ночи».
Библейские темы и мотивы в мистериях Д. Г. Байрона «Каин» и «Небо и Земля»
К Библии как источнику художественного материала Байрон постоянно возвращался на протяжении всей своей творческой деятельности. Даже если оставить в стороне произведения, написанные непосредственно на библейские сюжеты или включающие в себя элементы библейской мифологии, едва ли не во всем, что выходило из-под пера поэта, можно найти скрытые или явные цитаты, реминисценции, крылатые выражения, взятые из Библии.
Вопрос о характере восприятия Байроном Библии предполагает постановку проблемы разграничения мифологического и религиозного в сознании поэта. Английский романтик с детства привык воспринимать Библию1 как собрание захватывающих и поражающих воображение историй. Байрон говорил доктору Кеннеди с гордостью: «Я уверен, что ни один человек не читает Библию с большим удовольствием, чем я. Я читаю по главе каждый день и скоро смогу бить лицемеров их собственным оружием»-.
В зрелые годы Байрон так определял характер отношений между искусством и религией: «Христианство — не лучший источник вдохновения для поэта. Поэт не может быть связан строгим следованием вере»3. Это суждение поэт высказал в разговоре с Медвнном после выхода в свет «Каина». Медвин напомнил ему о Тассо и Мильтоне. На это Байрон ответил, что тот и другой имели дело скорее с мифологией христианства, чем с его доктринами. Продолжая свою мысль, он добавил, что очень хотел бы знать настоящую веру Мильтона, поскольку «Потерянный рай» и «Возвращенный рай» не удовлетворяют его в этом отношении4. Таким образом, Байрон четко разграничивал мифологию христианства, содержащуюся в Библии, и его религиозно-догматическую сторону, притом что последняя, по мнению поэта, не имеет к искусству никакого отношения.
Выбор библейских тем в творчестве Байрона во многом обусловлен особенностями мироощущения поэта. Новый завет почти не использовался им в качестве источника материала для художественного творчества: подавляющее большинство библейских тем и мотивов Байрон заимствовал из Ветхого завета. Причина заключается в том, что именно в драматических эпизодах последнего в полной мере выявляется активная позигщя человека по отношению к миру и богу, тогда как в Новом завете «энергия человеческого действия уступает место пассивности и смирению» . Характерно, что Байрон-читатель, большой поклонник и знаток Библии, с детства предпочитал Ветхий за вет Новому; в 1821 г. он вспоминал, что чтение первого доставляло ему удовольствие, в то время как второй воспринимался с трудом («…the New Testament struck me as a task, but the other as a pleasure») [Byron, 1978, vol. 8, p. 238j.
На основе ветхозаветных мотивов построен лирический цикл Байрона «Еврейские мелодии» («Hebrew Melodies»), созданный в 1814-1815 гг. и состоящий из двадцати трех стихотворений. Большинство из них не имеет непосредственной связи с сюжетными ситуациями Библии: лишь немногие стихотворения соотнесены с конкретными эпизодами Ветхого завета («Видение Валтасара», «Поражение Сеннахериба», «Саул» и др.). Цикл проникнут настроением, соответствующим духу древнееврейской поэзии с ее извечной мудрой печалью по поводу удела человека в мире, где царит непреложный и равнодушный к смертным закон. Вместе с тем «Еврейские мелодии» представляют собой нечто большее, чем просто поэтическая стилизация. Ветхозаветные мотивы переосмыслены Байроном в соответствии с романтическим мироощущением, с его идеей сопротивления законам миропорядка, сопротивления безнадежного, но ощущаемого как насущная потребность духа. Лирический герой ряда стихотворений — неприкаянный поэт, живущий с «ощущением своего бесконечного одиночества среди мира» , ощущением, слишком хорошо знакомым самому Байрону. Чуткое и тонкое исследование поэтики и проблематики «Еврейских мелодий» можно найти в монографиях Н. Я. Дьяконовой «Лирическая поэзия Байрона» и А. М. Зверева «Звезды падучей пламень» .
Влияние Библии обнаруживается и в безысходно мрачном стихотворении «Тьма» («Darkness», 1816), навеянном тональностью книг пророков и Откровения Иоанна Богослова. Мотив конца света, разработанный Байроном, однако, не вполне соответствует эсхатологическим картинам Апокалипсиса. По замечанию М. Л. Гаспарова, «Тьма», по сути, опровергает Апокалипсис с его видением Страшного Суда и конечного поражения мирового зла: у Байрона «силы зла… безраздельно овладевают Вселенной, обращая мироздание в изначальный хаос» . В этой новой для европейского искусства интерпретации мотива М. Л. Гасиаров справедливо усматривает характерные для творчества Байрона богоборческие тенденции, которые реализуются в полной мере в мистериях.
Популярные сегодня темы
Главный герой рассказа — москвич Дмитрий Гуров. Ему около сорока лет. Он женился в молодости и не любит свою жену. Дмитрий — отец двенадцатилетней девочки и двух мальчиков-гимназистов.
Ожидание зимы для меня всегда волнительно. Почему так? Да, наверное, от того, что зима – сказанное время года, окунающее в себя целиком с головой и окутывающее весь мир в сверкающий серебряный плед.
Однажды 2 мальчика Павлик и Котька пошли на реку ловить рыбу. Но им не повезло и рыбу мальчики не поймали. По дороге домой они увидели колхозный огород. Им стало интересно, что там растет. Они пробрались тайком на огород
Источником понятия фамилии «Манилов» стало известное произведение Николая Гоголя «Мертвые души». Часто называют слово «маниловщина».
Действия происходят в стране под названием Украина. Произведение поведает нам о жизни запорожских казаков. Главными героями являются отец по имени Тарас и два его сына: Андрий и Остап.
Борьба за свободу Греции
В ноябре 1823 года Байрон согласился одолжить 4000 фунтов греческому флоту для его оснащения. В январе он присоединился к восстанию, которое возглавлял принц Александу Маврокордатос. Одетый в красную военную форму, Байрон был с энтузиазмом встречен криками, приветствиями и залпами и провозглашен «Мессией». Накануне своего дня рождения он снова обратился к поэзии, чтобы выразить свои чувства к жизни и ее принципам.
В течение следующих трех с половиной месяцев, казалось, все обстоятельства — военные, политические, климатические и любовные — складывались против него. Атака на турецкую крепость была отложена из-за нехватки солдат, его здоровье, ослабленное годами сидения на диете из-за борьбы с лишним весом, ухудшилось от постоянного напряжения и холодных зимних дождей. Несмотря на неуверенность и неудачи, он продолжал отдавать деньги и энергию Маврокордатосу и греческому восстанию.
В марте 1824 года Джон и Х. Л. Хант опубликовали последние полные разделы «Дон-Жуана». «Литературная газета» объявила их «лишенными наименьшего проблеска таланта».
История создания
Повесть «Фауст» написана летом 1856 г. и напечатана в журнале «Современник» в № 10 за 1856 г.
Лирическая тональность повести обусловлена тем, что она была написана на переломе жизни. В ней, по словам Тургенева, вся душа вспыхнула последним огнём воспоминаний, надежд, молодости.
Герой повести возвращается в старинное поместье и влюбляется в замужнюю женщину. Это автобиографические черты. «Дворянское гнездо» героя — это Спасское.
Прототипом Веры Николаевны Ельцовой могла стать Мария Николаевна Толстая, сестра Льва Толстого, чьи простые и бесхитростные отношения с мужем мог наблюдать Тургенев в имении Толстых, находящемся недалеко от Спасского. Как и Вера, Мария Толстая не любила беллетристики, особенно стихов. Однажды Тургенев, прекратив с ней горячие споры о прелести поэзии, привёз свою повесть «Фауст». Четырёхлетняя дочь Марии Варенька стала свидетельницей того, как при чтении «Евгения Онегина» Тургенев поцеловал у её матери руку, а она её отдёрнула и попросила впредь так не делать (сцена повторена в «Фаусте»).
Почему Шолохов назвал свой рассказ “Судьба человека”?
Рассказ назван так именно потому, что в нём рассказывается о судьбе человека. Такой тип повествования обычно называют “рассказом в рассказе”. Соколов, главный персонаж, делится с попутчиком о всех невзгодах своей жизни.
Кроме того, читая, мы не забываем и о беспризорном мальчике, которого подобрал на улице главный герой. И понимаем, что без него не получилось бы произведения. Это – уже вторая судьба. Второй человек. И этот маленький человечек не менее важен автору и читателю.
Рассказ можно было бы назвать “Две судьбы”, будь моя воля. Но Шолохову виднее. Судьбы этих людей перекрестились. И уже, похоже, превратились в одну.
Рассказ написанный Шолоховым под названием “Судьба человека” наполнен трагизмом, поэтому при его прочтении не возможно остаться равнодушным.
Автор повествует читателю именно о человеческой жизни, судьбе. Именно поэтому произведение и носит такое название.
Главный герой рассказа Андрей Соколов был счастливым отцом семейства, но пришедшая война меняет его жизнь, забирая у него всё, что было, забирает его семью.
Тем не менее, находясь на войне, он не теряет своего лица, остаётся человеком с большой буквы и в конце, рассказа, мы видим, как он не остаётся равнодушным, чёрствым и берёт малыша к себе.
В рассказе повествуется история одного человека, его судьба, которого не смогли сломить тяжёлые жизненные испытания.
“Судьба человека” названа автором Михаилом Шолоховым так, потому что именно о судьбе, нелёгкой и сложной рассказывается в рассказе.
Рассказ посвящён в большей степени одному человеку Андрею Соколову, несмотря на то что в нём задействовано много персонажей. Андрей Соколов – обычный человек, который как и многие жил, работал, имел семью и детей. Но война забрала у этого человека всё. Но, несмотря на это он продолжил жить, смог остаться человеком и не потерять себя, утопая в горе. Андрей заставил себя жить ради двух маленьких глаз, которые так доверчиво и с нежностью смотрели на него.
Рассказ очень тяжёлый, жизненный и прочитав его сложно остаться равнодушным к героям рассказа. Рассказ о судьбе одного человека на самом деле затрагивает судьбу многих, кто жил в те нелёгкие, военные годы, судьбу тех, кто потерял на войне всё и всех и тех, кто смог не сломаться в жизни.
Думаю такое обезличенное и общее название, призвано показать читателям что в произведении описывается не жизнь какого то отдельно взятого человека у которого какая то особенная судьба, а представить его жизненный подвиг, как нечто вполне обычное для Человека разумного (с большой буквы) Показать что таким образом должен проявлять себя каждый человек, жить так же по совести, не черстветь от ударов судьбы и помогать другим людям.
Поэтому и названо оно не Судьба Андрея Соколова, а Судьба человека – судьба любого человека, как и мы с вами. Если бы назвать первым вариантом, то для читателя это могло бы выглядеть как единичный случай, не могущий повториться, а так любой кто читает и причисляет себя к Человекам, принимает это и на себя.
Всегда сложно отвечать за писателя, почему он назвал свое произведение так или иначе, почему сделал своего героя таким, почему остановился на этом моменте. Ведь часто рассказы называются авторами исходя из каких-то личных мотивов, показывают личное отношение автора к событиям описанным в произведении. Но иногда автор словно специально дает рассказу общее название, словно подчеркивает тем самым и уникальность описываемых событий и их тривиальность, обыденность. Рассказ “судьба человека” вполне мог получить название “Судьба самого обычного человека”, ведь таких судеб, как у Андрея Соколова было в годы войны множество и каждая по своему трагична, но по своему и прекрасна. Конечно, если человек не сломался под ударами судьбы, а остался человеком и даже стал сильнее морально, как герой данного рассказа, который не видит в своей жизни что-то особенное – он поступал просто так, как велела ему совесть.
Популярные сегодня темы
Как известно, в Советском Союзе церкви не пользовались особенным почтением. Люди в существенной части отстранились от религиозных воззрений, но прежний дух все-таки имел некоторое значение
В одном болоте жила себе лягушка. Ничем она не отличалась от других. Ловила мух, жуков, пауков и бабочек, а также умела громко квакать.
Отцы и дети – роман, созданный И.С.Тургеневым в 1862 году, в котором раскрывает важную проблему конфликта между поколениями. Этот вопрос является вечным, но он особенно обостряется в моменты
Жанровая направленность произведения представляет собой мистерию, основной тематикой которой является описание жизни героя в образе романтического Фауста, который овладевает секретом бессмертия, при этом разочаровавшись в человеке, его знаниях.
Кроме того, читая, мы не забываем и о беспризорном мальчике, которого подобрал на улице главный герой. И понимаем, что без него не получилось бы произведения. Это — уже вторая судьба. Второй человек. И этот маленький человечек не менее важен автору и читателю.
Автор повествует читателю именно о человеческой жизни, судьбе. Именно поэтому произведение и носит такое название.
Главный герой рассказа Андрей Соколов был счастливым отцом семейства, но пришедшая война меняет его жизнь, забирая у него всё, что было, забирает его семью.
Тем не менее, находясь на войне, он не теряет своего лица, остаётся человеком с большой буквы и в конце, рассказа, мы видим, как он не остаётся равнодушным, чёрствым и берёт малыша к себе.
В рассказе повествуется история одного человека, его судьба, которого не смогли сломить тяжёлые жизненные испытания.
Рассказ посвящён в большей степени одному человеку Андрею Соколову, несмотря на то что в нём задействовано много персонажей. Андрей Соколов — обычный человек, который как и многие жил, работал, имел семью и детей. Но война забрала у этого человека всё. Но, несмотря на это он продолжил жить, смог остаться человеком и не потерять себя, утопая в горе. Андрей заставил себя жить ради двух маленьких глаз, которые так доверчиво и с нежностью смотрели на него.
Рассказ очень тяжёлый, жизненный и прочитав его сложно остаться равнодушным к героям рассказа. Рассказ о судьбе одного человека на самом деле затрагивает судьбу многих, кто жил в те нелёгкие, военные годы, судьбу тех, кто потерял на войне всё и всех и тех, кто смог не сломаться в жизни.
Думаю такое обезличенное и общее название, призвано показать читателям что в произведении описывается не жизнь какого то отдельно взятого человека у которого какая то особенная судьба, а представить его жизненный подвиг, как нечто вполне обычное для Человека разумного (с большой буквы) Показать что таким образом должен проявлять себя каждый человек, жить так же по совести, не черстветь от ударов судьбы и помогать другим людям.
Поэтому и названо оно не Судьба Андрея Соколова, а Судьба человека — судьба любого человека, как и мы с вами. Если бы назвать первым вариантом, то для читателя это могло бы выглядеть как единичный случай, не могущий повториться, а так любой кто читает и причисляет себя к Человекам, принимает это и на себя.
Проблемы
Итак, Фауст получает второй шанс провести свою жизнь, уже не сидя у себя в кабинете. Немыслимо, но любое желание может вмиг исполниться, героя окружают такие соблазны дьявола, перед которыми довольно трудно устоять обычному человеку. Возможно ли остаться собой, когда все подчинено твоей воле, — главная интрига такой ситуации. Проблематика произведения кроется именно в ответе на вопрос, реально ли устоять на позициях добродетели, когда все, чего ты только желаешь, сбывается? Гете ставит Фауста нам в пример, ведь персонаж не позволяет Мефистофелю полностью овладеть своим разумом, а по-прежнему ищет смысл жизни, то, ради чего мгновенье может действительно повременить. Стремившийся к истине, добрый врач не только не превращается в часть злого демона, своего искусителя, но и не теряет своих самых положительных качеств.
Проблема поиска смысла жизни так же является актуальной в произведении Гете. Именно от кажущегося отсутствия истины Фауст и задумывается о самоубийстве, ведь его труды и достижения не принесли ему удовлетворения. Однако, проходя с Мефистофелем через все, что может стать целью жизни человека, герой все-таки познает истину. И так как произведение относится к Просвещению, взгляд главного персонажа на окружающий мир совпадает с мировоззрением этой эпохи.
Если внимательно присмотреться к главному герою, то можно заметить, что трагедия поначалу не выпускает его из собственного кабинета, да и сам он не особо пытается из него выходить
В этой важной детали скрывается проблема трусости. Изучая науки, Фауст, будто боясь самой жизни, прятался от нее за книгами
Поэтому явление Мефистофеля важно не только спором между Богом и сатаной, но и для самого испытуемого. Черт выводит талантливого врача на улицу, окунает его в реальный мир, полный загадок и приключений, таким образом, персонаж перестает прятаться в страницах учебников и живет заново, по-настоящему.
Произведение так же представляет читателям отрицательный образ народа. Мефистофель еще в «Прологе на небе» говорит о том, что божье создание не ценит разум и ведет себя подобно скоту, поэтому он испытывает отвращение к людям. Господь в качестве обратного аргумента приводит Фауста, но с проблемой невежества толпы читатель все равно еще столкнется в кабачке, где собираются студенты. Мефистофель рассчитывает, что персонаж поддастся веселью, но тот, напротив, желает скорее удалиться.
Пьеса выводит в свет довольно противоречивых героев, и Валентин, брат Маргариты, так же является отличным примером. Он заступается за честь своей сестры, когда влезает в драку с ее «ухажерами», вскоре умирает от шпаги Фауста. Произведение раскрывает проблему чести и бесчестия как раз на примере Валентина и его сестры. Достойный поступок брата вызывает уважение, но тут довольно двояко: ведь умирая, он проклинает Гретхен, таким образом, предает ее всеобщему позору.