Краткое содержание
История подростка Алеши Пешкова начинается с его неинтересной и однообразной работы помощником в магазине обуви. Мальчику помогал его бабушка, которая после смерти родителей, была признана опекуном. Алексей был трудолюбивым подростком, который, помимо работы в магазине, был полностью занят домашними делами: чистил одежду, помогал повару.
Спустя некоторое время бабушка Алеши умирает, и мальчик остается со своим старшим братом Александром и сварливой сестрой бабушки Матреной. Она командовала подростком, пугала его и угрожала. Играть Алексею было не с кем, поэтому единственным «другом», несмотря на плохое отношение, был только его брат Сашка.
Вскоре мальчик начал бродить по городу и наблюдать за тем, как работают проститутки. Он бродил, скитался и пытался взяться за любую уличную работу, в итоге его заметили и посоветовали устроиться посудником на пароход. Мальчику эта работа не принесла много денег и радости, подросток только снова увидел, насколько люди могут жестокие, грубые и мелочные.
После неудачного завершения работы на пароходе из-за вороватого официанта Алексею ничего не оставалось, как вернуться к сестре бабушки. Там он знакомится с женой одного портного, которая хоть и кажется всеми сумасшедшей, но дает мальчику много интересных книг. Алеша погружается в различные истории, изучает зарубежную литературу, однако родственники не поддерживают это увлечение, ведь произведения кажутся им не подходящими для возраста Пешкова.
Вскоре Алексей устает от такой жизни с родственниками, которым он не нужен, и он снова сбегает и попадает на корабль, где учится играть в карты. После этого мальчику подворачивается удача, и он получает работу в иконописной мастерской. Там он находит особое место среди мастеровых — рассказывает им о своей жизни на пароходе, бывших приключениях и истории из книг. Большой интерес неграмотные работники проявили к рассказу о Демоне, герое поэмы Лермонтов. Мальчик стал в мастерской кем-то вроде рассказчика и чтеца, который развлекал людей, работавших в скуке.
Алексей еще долго пытается найти свое место, меняет работу, старается заработать денег, но в итоге только натыкается на обман. Однако это не лишает его веры в себя и даже в людей, поэтому в итоге он решает поступать в Казанский университет. Образ Алексея Пешкова в этой истории учит читателя, что каким бы ни был путь, не следует терять веру в людей, а нужно только стремиться к лучшему.
Краткий пересказ повести дает представление о ее героях и сюжете. Однако для более подробного исследования представленной темы следует читать полный текст, который доступен онлайн. В произведении двадцать глав. Повествование ведется от первого лица, представляя своего рода дневник главного героя, что упрощает читательское восприятие и позволяет полностью окунуться в атмосферу произведения.
Темы и проблематика
Максим Горький раскрывает несколько ключевых тем и поднимает проблемы, актуальные во все времена. Это и есть вечные ценности, по поводу которых спорят философы на протяжении многих веков. Глубина рассказа — главный критерий, позволяющий отнести его к классическим произведениям. Темы, раскрытые в произведении «Макар Чудра»:
- Смысл жизни. Повествование заставляет задуматься о вещах, которые по-настоящему важны. На примере цыган рассказчик доносит до слушателя свою точку зрения, а последний проникается этими убеждениями настолько, что в конце ему представляется, как сама природа воспевает свободу.
- Любовь. По мнению автора, это прекрасное чувство стоит того, чтобы за него умереть. Когда любовь и свободолюбие вступают в противоречие, наступает конфликт, и разрешить его может только смерть.
- Природа. В «Макаре…» она показана разной. Перепаханное поле символизирует рабство, а бескрайняя степь — свободу. Непокорённая природа завораживает красотой, а когда человек пытается подчинить её своей воле, он понемногу теряет силы и умирает.
- Свобода. Высшие ценности для кочевых народов — независимость от материальных благ и возможность беспрепятственно перемещаться по миру, постигая мудрость и наслаждаясь разнообразием пейзажей.
М. Горький предлагает читателю поразмыслить над двумя проблемами. Первая — противостояние рабства и свободы, вторая — невозможность любить. Молодые люди оказались перед неразрешимым выбором. В ситуации, когда гордость и любовь начинают борьбу, ни одно чувство не может победить. И Лойко, и Радда это понимали. Можно сказать, что они сознательно выбрали смерть.
https://youtube.com/watch?v=x19hfo6e3_Q
XII—XV
Поздней осенью Алёша «поступил учеником в мастерскую иконописи», но вскоре хозяйка, вечно пьяненькая старушка, отправила его работать «мальчиком» в лавку, где продавались иконы. Мальчик должен был заманивать в лавку покупателей — старообрядцев из Заволжья. Часто старики и старухи приносили на продажу старинные иконы и книги. Приказчик вместе с начётчиком Петром Васильевичем безбожно обманывали их, покупая ценные вещи за гроши.
Пётр Васильевич, знаток старопечатных книг и икон, был умным человеком, знал «все тайны купцов, чиновников, попов, мещан». Часто в лавке собирались другие начётчики и вели длинные споры и беседы на религиозные темы.
Вечерами Алёша сидел в иконописной мастерской — большом подвальном помещении. Иконы писали по конвейеру: один мастер делал фон, другой — лица, третий строгал доски, ещё один грунтовал их. Такое ремесло было скучным и никого не увлекало. Алёша полюбил живущих и работающих там людей и подружился с учеником Пашкой Одинцовым, который был года на два старше.
По утрам Алёша готовил самовар, прибирал мастерскую, бегал в лавку, смешивал краски. По вечерам мальчик рассказывал мастерам о своей жизни на пароходах или вычитанные в книгах истории. Вскоре они с Пашкой начали устраивать целые спектакли, чем веселили и развлекали иконописцев, спасая их от тоскливой, замкнутой жизни. Постепенно Алёша занял в мастерской место рассказчика и чтеца.
В мастерской Алёше исполнилось тринадцать лет. Молодой приказчик из магазина невзлюбил мальчика. Он должен был жениться на племяннице бездетной хозяйки-вдовы и уже чувствовал себя владельцем мастерской.
Приказчик придирался к Алёше, подбивал его на кражи, и мальчик почти собрался убежать в Астрахань, а оттуда — в Персию, но однажды весной встретил своего бывшего хозяина, бабушкиного племянника. Он рассказал, что в этом году у него много подрядов, позвал Алёшу в помощники и пообещал, что слугой он больше не будет.
К бабушке Алёша вернуться не мог — у неё на шее сидел безработный внук и сбежавшая от жестокого мужа внучка, а дед тихо сходил с ума. Мальчик принял предложение хозяина. В иконописной мастерской он прослужил три года.
V—VI
Поле Пасхи Алёша сбежал. Возвращаться к бабушке в Кунавино ему было стыдно, и мальчик устроился мойщиком посуды на пароход «Добрый», возивший по Волге баржи с арестантами. Пассажиры на пароходе — «тихие бездельники» — пачкали множество посуды, и Алёша мыл её с шести утра до полуночи.
На пароходной кухне командовал повар Смурый, толстый и огромный как медведь. Алёша быстро понял, что Смурый — человек добрый, хоть и пьяница. Остальная кухонная обслуга мальчику не нравилась. Когда они начинали грязно говорить о женщинах, Смурый уводил Алёшу в свою каюту и заставлял вслух читать непонятные книги без начала и конца. Он считал, что весь ум — в книгах, и чтобы понять их, надо прочесть не один раз.
Вскоре Смурый и Алёша начали брать хорошие книги у жены капитана и пристрастились к чтению. Повар заставлял мальчика читать, а его работу поручал старшему посуднику Максиму, за что буфетная прислуга невзлюбила Алёшу и всячески ему пакостила.
Однажды на пароход сели «краснорожая баба с девицей», пьяненькие и доступные. Ночью враги Алёши потащили его в каюту к этим бабам — «женить», но Смурый отбил мальчика. Утром капитан застал в каюте у баб Максима и ссадил всех троих на берег. Виноват в «озорстве» был горбатый официант Сергей, помешанный на женщинах, и Алёша жалел доброго и серьёзного Максима.
На место Максима взял тощего солдатика, неумелого и беспомощного, над которым начала жестоко издеваться не только пароходная прислуга, но и пассажиры и чуть не довели несчастного до самоубийства. Алёша не понимал, откуда в людях столько жестокости.
Как-то ночью в машинном отделении что-то лопнуло, палубу заволокло паром, пассажиры решили, что пароход тонет, и началась паника. Алёша впервые наблюдал, как разумные прежде люди превращаются в обезумевшее от страха стадо. И кроме этого, было много такого, что не позволяло мальчику понять, злые люди или добрые.
Вскоре обнаружилось, что Сергей крадёт и продаёт столовые приборы. Алёшу заподозрили в сговоре с ним и уволили.
Челкаш
Рассказ «Челкаш» относится к ранним произведениям Алексея Пешкова. Впервые он был опубликован в журнале «Русское богатство» в 1895 году, а написал его Максим Горький годом ранее.
Центральной фигурой в рассказе является босяк Гришка Челкаш, который зарабатывает себе на пропитание незаконными способами.
Перед очередным грязным делом главный герой узнает, что его напарник попал в больницу. Случай сводит Челкаша с молодым человеком по имени Гавриил, которому он предлагает быстро подзаработать легких денег. Парень дает свое согласие.
После проделанной работы Гавриил раскрывает себя совершенно с другой стороны и уже не кажется добрым и наивным юношей.
Художественные особенности рассказа М. Горького «Макар Чудра»
«Макар Чудра» относится к ранним романтическим рассказам Горького. Все произведение носит печать этого «романтического». Во-первых, этот рассказ является переложением старинной легенды. Писатель обращается к народному творчеству, берет из него необходимый материал и вводит в свое произведение. Во-вторых, герои Горького – сильные, гордые, благородные, смелые, самоотверженные, жаждущие подвига, вольнолюбивые цыгане. Мне кажется, неслучайно именно цыган писатель сделал главными героями своего произведения. Ведь это одни из самых романтических персонажей. Они всегда в дороге, преодолевают бескрайние просторы. Цыгане всегда готовы защищать свою свободу, эти люди никому не подвластны, кроме самих себя. У цыган свой мир, свои традиции. Можно сказать в полной уверенности, что это исключительные люди и исключительные герои. Очень необычен у цыган и внешний вид: яркие костюмы, множество блестящих украшений. А как красив этот народ! Макар Чудра так говорит о Радде: «О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно было бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает». Еще одна особенность рассказа – это картины яркой, южной, просто сказочной природы. Эта природа вводит нас, как мне кажется, в необычный мир цыган: «С моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задушевную мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов». Степь и море символизируют в рассказе безграничную свободу, простор, где нет ни границ, ни преград. Здесь человек сам себе хозяин. Но и степь, и море сулят много трудностей, они обманчивы в своем спокойствии. С ними может справиться только необыкновенный и сильный человек. Именно такие люди и «населяют» рассказ Горького. Надо сказать, что композиция этого произведения также необычна. Она представляет собой рассказ в рассказе. Старый цыган Макар Чудра выступает здесь в роли «второго» рассказчика. Сначала он просто говорит о жизни, размышляет, делится своими впечатлениями с «первым» рассказчиком – автором. Затем Чудра рассказывает ему легенду о Радде и Лойко. Повествование в рассказе ведется в форме диалога. Чудра постоянно обращается к своему спутнику, но мы не слышим ответов собеседника цыгана. Рассказчик здесь – просто слушатель: «Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал себе, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся – лег и умирай – вот и все!» Но именно благодаря «слушателю» мы «видим» природу в рассказе, его глазами смотрим на цыгана и через его сознание воспринимаем все сказанное и рассказанное Чудрой. Интересен и конфликт рассказа. Это не противопоставление героя и общества или противопоставление «хорошего» героя и «плохого». В то же время, это и не внутренний конфликт героев. И Чудра, и Лойко, и Радда гармонично вписались в свой цыганский мир. Они полностью принимают его философию и мировоззрение. Эти герои не желают мести, они не тщеславны, им не нужны деньги и они не завистливы. Лойко «любит коней и ничего больше, и то недолго – поездит да и продает, а деньги, кто хочет, тот и возьми». И Радда кошель с деньгами бросает в грязь. В этом рассказе конфликт возникает между двумя романтическими, сильными героями. В этом его особенность. Каждый из этих героев больше всего на свете ценит свободу. Лойко так говорит об этом: «Я свободный человек и буду жить так, как хочу!» И Радда вторит ему: «А еще я люблю волю». И хотя герои полюбили друг друга, но они не могут уступить друг другу, им кажется, что при этом они потеряют свою свободу. Радда говорит Лойко: «Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня». Эти герои не могут жить друг без друга, но не могут и жить без свободы. Отсюда, из этой ситуации, есть только один выход – смерть одного или двух героев. Так и происходит – Лойко убивает Радду и сам гибнет от руки ее отца. Еще одной особенностью рассказа «Макар Чудра» является его афористичный язык. Лаконично и емко говорит Макар Чудра: «Ходи и смотри, насмотрелся, лег и умирай – вот и все», «…разве ты сам не жизнь?», «…всякий сам учится», «так нужно жить: иди, иди — и все тут», «Долго не стой на одном месте. Ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить ее…» Макар Чудра много прожил, много всего видел. Вся жизнь его теперь выражается в таких вот «жизненных» афоризмах, в которых виден опыт, мудрость прожитой жизни. Таким образом, рассказ Горького «Макар Чудра» — яркий романтический рассказ. Он повествует об исключительных героях в исключительных обстоятельствах. Это произведение призывает к яркой, смелой, насыщенной жизни, полной страстей и отваги сердца.
Другие женщины в романе
Центральные женские образы – Аксинья и Наталья, но помимо них писатель показывает и других женщин. Ильинична – мать Григория, показана верной и примерной женой. У неё была тяжелая жизнь, от постоянного труда она состарились не по годам, многого она натерпелась и от супруга, который часто срывался на жене. Ильинична, как и Наталья, хорошая хозяйка и жена. Она трепетно относится к невестке и сильно переживает измену сына. Когда же Наталья умирает, Ильинична очень тяжело переносит эту потерю, возможно чувствуя некую схожесть с ней.
Дарья, супруга брата Григория, в романе показана распутной и хитрой особой. Она — противоположность Натальи и Аксиньи. Дарья – эгоистка, после смерти мужа, она ведёт праздную жизнь, меняя мужчин, что в итоге приведёт её к болезни и смерти.
Дуняша Мелехова в романе появляется ещё подростком и становится красивой девушкой. Она умна и самодостаточна. Она полюбила и приняла своего избранника – М. Кошевого, невзирая на все его совершенные преступления. Когда любишь человека, то принимаешь его любого – это показано в образе Дуняши.
Женские образы в романе «Тихий Дон» несут огромную смысловую нагрузку. Они дополняют всю картину происходящего, именно через таких разных женщин и их судьбы, Шолохов показывает читателям настоящую жизнь с разных ракурсов.
I
Дед Василий устроил Алёшу «мальчиком» в нижегородский обувной магазин, где уже работал его двоюродный брат Саша Яковлев. Алёша должен был открывать двери перед покупателями и выполнять разные мелкие поручения. Жили мальчики в домике при магазине, где хозяйничала кухарка, «женщина больная и сердитая», которая заставляла Алёшу помогать по хозяйству — чистить обувь, приносить воду, ставить самовар.
Саша пользовался своим старшинством и должностью помощника приказчика, всячески помыкая и командуя Алёшей, хотя тот был выше и сильнее. Привыкшему к воле мальчику было тягостно весь день находиться в магазине. Ему были неприятны хозяин, тихий человек со светлыми, словно слепыми глазами, и старший приказчик, кругленький и какой-то скользкий.
Много раз Алёша видел, как хозяин и приказчик обхаживали покупательницу, а потом «говорили о ней грязно и бесстыдно». Кроме того, Саша и приказчик обкрадывали хозяина, пряча обувь в печной трубе. Алёша помнил обещание хозяина посадить его в тюрьму за воровство, и это очень пугало его.
Саша не любил кухарку, странную бабу, любившую смотреть на драки, считал её ведьмой и постоянно пытался заставить Алёшу устроить ей какую-нибудь пакость. Однажды утром кухарка умерла прямо на глазах мальчиков. Это так напугало Сашу, что он приблизил к себе Алёшу, показал ему свой сундучок, набитый собранными на улице пуговицами, булавками и прочей мелочью, и тайник под корнем дерева, где была устроена маленькая часовня. Посреди часовни стоял гробик с воробьём, которого Саша сам убил.
Сашины «сокровища» вызвали у Алёши «тягостное удивление». «Часовню» мальчик разорил, когда Саша сравнил её с его землянкой, в которой он когда-то прожил всё лето, прячась от отчима. После этого Саша начал делать брату гадости — мазал ему лицо сажей, когда тот спал, и подкладывал иголки в обувь, которую он чистил.
Алёша решил сбежать «от всей этой нудной, дурацкой жизни», но вечером накануне побега ошпарил себе руки кипящими щами и попал в больницу, откуда его забрала домой, в слободу Кунавино, бабушка Акулина.
Слайд 32 Они прожили с Закревской 16 лет вплоть до смерти
писателя в 1936 году. Общих детей у них не было. После смерти Горького 45-летняя Мария Закревская уехала в Англию, где поселилась в доме своего старого знакомого Герберта Уэллса. Уэллс много раз предлагал ей замужество, однако Мария Игнатьевна не соглашалась, всякий раз отвечая, что это не подобает ее возрасту.
Закревская скончалась в 1974 году в возрасте 83 лет.Мария Федоровна Андреева умерла в Москве в 1953 году, когда ей было 85 лет. А первая, законная супруга Горького Екатерина Волжина скончалась в возрасте 88 лет, дожив до 1965 года.
МАРИЯ Игнатьевна Будберг, в девичестве Закревская, по первому браку графиня … как бы там ни было, на протяжении 16 лет она оставалась гражданской женой Горького.
Мария Федоровна Андреева (1868-1953) – актриса, политическая и общественная деятельница.
Вариант 2
“В людях” – это произведение Максима Горького, которое описывает жизнь простых людей в России начала XX века. Роман состоит из нескольких частей, каждая из которых рассказывает о жизни разных героев. Главный герой романа – Алексей Пешков, который сам прошел через все трудности, о которых пишет в своих произведениях.
В произведении Горького много героев, каждый из которых имеет свою историю и свои проблемы. Но все они объединены одним – желанием выжить в трудных условиях. Герои романа борются за свои права, за свою свободу, за свою жизнь. Они не сдаются и не теряют надежды, даже когда все кажется безнадежным.
Одной из главных тем произведения является борьба за свободу. Герои романа не хотят жить в рабстве и борются за свою независимость. Они готовы идти на все, чтобы добиться своей цели. Но не всегда борьба заканчивается победой. Иногда герои проигрывают, но даже в этом случае они не сдаются и продолжают бороться.
Еще одной важной темой произведения является бедность. Герои романа живут в очень трудных условиях, они не имеют денег на еду и жилье
Но даже в таких условиях они не теряют надежды и продолжают бороться за свою жизнь. Горький показывает, что бедность не должна быть причиной для отчаяния, а должна стать стимулом для борьбы.
В произведении Горького много ярких образов. Каждый герой имеет свою индивидуальность и свои особенности. Но все они объединены одним – желанием жить. Герои романа не сдаются и не теряют надежды, даже когда все кажется безнадежным. Они готовы идти на все, чтобы добиться своей цели.
“В людях” – это произведение, которое заставляет задуматься о жизни и о том, как важно бороться за свои права и свою свободу. Горький показывает, что даже в самых трудных условиях можно найти силы и продолжать жить
Это книга, которая должна быть прочитана каждым, кто хочет понять, что такое настоящая жизнь.
В произведении Горького много философских мыслей. Автор показывает, что жизнь – это борьба, и что только тот, кто борется, может выжить. Герои романа не сдаются и не теряют надежды, даже когда все кажется безнадежным. Они готовы идти на все, чтобы добиться своей цели.
“В людях” – это произведение, которое заставляет задуматься о жизни и о том, как важно бороться за свои права и свою свободу. Горький показывает, что даже в самых трудных условиях можно найти силы и продолжать жить
Это книга, которая должна быть прочитана каждым, кто хочет понять, что такое настоящая жизнь.
Несправедливость современного общества
Произведение Горького ярко выявляет несправедливость, которая присутствует в современном обществе. Автор показывает, что многие люди страдают и испытывают бедность, злобу и угнетение из-за неравенства возможностей и социальных условий.
В романе «Жизнь Клима Самгина» Горький подробно описывает жизнь своего героя, который, несмотря на трудолюбие и ум, не может преодолеть систему и выйти на более высокую ступень в обществе. Он оказывается в постоянной зависимости от тех, кто имеет деньги и власть, что в свою очередь приводит к несправедливым и нечестным условиям для других людей.
Горький поднимает вопрос о дискриминации и эксплуатации работников, которая часто остается безнаказанной. Он показывает, что нищие и бедные люди зачастую вынуждены работать за грошовую плату и жить в неприличных условиях, в то время как богатые и влиятельные люди ставят свои интересы выше интересов общества.
Горький через примеры своих персонажей демонстрирует, что справедливость и равноправие доступны только для небольшого круга привилегированных людей, в то время как остальным приходится бороться за свое существование и права. Он призывает к обращению внимания на эти проблемы и борьбе с несправедливостью в обществе.
Денис
Денис — один из главных героев повести Максима Горького «В людях». Он является сыном богатого купца, но несмотря на это, он не чувствует себя счастливым. Денис мечтает о свободе и независимости, но его отец настаивает на том, чтобы сын следовал его стопам и занимался бизнесом.
Однако, Денис не желает жить таким образом и решает уйти из дома. Он отправляется в путешествие, где знакомится с разными людьми и попадает в различные ситуации. В ходе своих приключений, Денис начинает задумываться о своей жизни и о том, что ему на самом деле нужно для счастья.
Главный герой повести Максима Горького «В людях» — это не просто история о приключениях и поиске себя, это история о том, как важно быть свободным и не бояться идти против общественных норм и ожиданий. Денис — это символ свободы и независимости, который вдохновляет нас на поиск своего пути в жизни
Воспоминания о детстве зрелого человека
В 1913 году, будучи зрелым человеком (а ему уже исполнилось сорок пять лет), писатель захотел вспомнить о том, как проходило его детство. Максима Горького, к тому времени автора трех романов, пяти повестей, доброго десятка пьес и нескольких хороших рассказов, читатель любил. Отношения с властями у него были сложными. В 1902 году он — почетный член Императорской академии наук, но вскоре его лишили этого звания за подстрекательство к беспорядкам. В 1905 году литератор вступает в РСДРП, что, по всей видимости, окончательно формирует его классовый подход к оценке собственных персонажей.
В конце первого десятилетия была начата автобиографическая трилогия, которую сочинил Максим Горький. «Детство» — повесть первая. Ее начальные строки сразу настраивают на то, что написана она не для публики, жаждущей развлечений. Начинается она с тяжкой сцены отцовских похорон, которую мальчик запомнил во всех подробностях, вплоть до глаз, закрытых пятикопеечными монетами. Несмотря на жесткость и некоторую отстраненность ребячьего восприятия, описание по-настоящему талантливо, картина яркая и выразительная.
Мнение об отличной книге «В людях» Горького
Горький совершенно мастерски передает на страницах своего произведения портреты главных героев, их мечты, страдания и трагическую судьбу. Реалистическое изображение русской провинции и ее жителей позволяет читателю окунуться в то время, полное надежд и трудностей, радостей и горестей.
Книга проникнута мощными социальными противоречиями и является зеркалом общества того времени. Главная идея «В людях» заключается в том, что именно люди могут изменить свою судьбу и бороться за свое будущее, несмотря на все преграды и сложности.
Произведение привлекает своей живописной языковой подачей, умелым использованием языковых средств. Отличительная черта стиля Горького – его чистота и простота, которые удивительно сочетаются с глубиной изображаемых чувств и мыслей.
Мы рекомендуем всем прочитать «В людях», чтобы увидеть, какими сложными и прекрасными бывают люди, какими трудностями они прошли и проходят, и как их судьба зависит только от них самих.
Слезинка ребёнка
Главный герой повести «Детство» смог выдержать все испытания и не «сломаться», очевидно, потому, что первые — и самые важные — годы его жизни были тихими и спокойными. Отец мальчика, Максим Савватеич, был — судя по всему — очень хорошим человеком. И хотя мы не видим его в качестве действующего лица (на первых страницах повести он предстаёт уже умершим), мы можем «достроить» его характер из разговоров, которые ведут родственники Алёши. Так, до переезда в дом Василия Васильевича мальчик даже не знал, что детей могут бить в «воспитательных» целях. Когда ему говорят, что двоюродного брата собираются выпороть, он долго раздумывает, что означает это слово:
- Дед усмехнулся, весело приподняв рыжие брови. <…> И снова спросил меня:
- — Тебя отец сёк?
- Не понимая, о чём он говорит, я промолчал, а мать сказала:
- — Нет. Максим не бил его, да и мне запретил.
- — Это почему же?
- — Говорил, битьём не выучишь.
- — Дурак он был во всем, Максим этот, покойник, прости господи! — сердито и чётко проговорил дед. — А я вот в субботу Сашку за напёрсток пороть буду.
- — Как это пороть? — спросил я. <…>
- Притаившись, я соображал: пороть — значит расшивать платья, <…> а сечь и бить — одно и то же, видимо. Бьют лошадей, собак, кошек <…>, — это я видел. Но я никогда не видал, чтоб так били маленьких, и хотя здесь дядья щёлкали своих то по лбу, то по затылку, — дети относились к этому равнодушно, только почёсывая ушибленное место…
В наше время то, что бить детей нельзя, — истина сама собой разумеющаяся. Но в повести «Детство» дело происходит во второй половине XIX века, и в то время педагогическая мысль Максима Савветеича — «битьём не выучишь» — была, мягко говоря, необычной. То есть отец Алёши не только сам дошёл до того, что любой человек — даже самый маленький — достоин уважения, но и не побоялся пойти против общественного мнения, что делает ему честь.
Также Максим Савватеич проявил себя как хороший муж. Познакомившись с Варварой, он не побоялся связать себя с ней узами брака, несмотря на то что родные девушки были против их союза, а её отец — тот самый Василий Васильевич — отказался дать приданое. То есть Алёшин отец, выбрав спутницу жизни, не испугался ни ссоры со старшим поколением, ни материальных трудностей. Более того, товарищем он тоже был отличным, — недаром даже случайные люди вспоминают о нём с теплотой. «Большого сердца был муж, дружок мой, Максим Савватеич», — говорит работник ткацкой мастерской Григорий Иванович; «Господне дитя», — поддакивает Акулина Ивановна, Алёшина бабушка, и эти слова звучат абсолютно искренне.
Итак, ничто не предвещало беды, более того — Максим Савватеич с Варварой ждали появления второго малыша… Однако отец семейства заболел холерой и умер, а Алёшин брат, появившийся на свет незадолго до похорон, тоже отправился в мир иной. Убитая горем и не знающая, как жить дальше, Варвара вернулась в дом отца — Василия Васильевича. Увы, в XIX веке женщине жилось намного тяжелее, чем сейчас; шансы обеспечить себя и сына у молодой вдовы были практически нулевые. Поэтому-то ей и пришлось вернуться туда, где жили её отец, мама и двое братьев с их семьями — в страшный дом, откуда она с таким трудом вырвалась…
Но даже в этом страшном доме у Алёши — помимо матери, которая утонула в своём горе, — нашёлся ещё один близкий человек. Им оказалась бабушка Акулина Ивановна, о которой даже через сорок лет герой вспоминает с теплом и благодарностью:
Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, <…> и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым. <…> Вся она с — тёмная, но светилась изнутри — через глаза — неугасимым, весёлым и тёплым светом…
Но какие испытания прошли Василий Васильевич и Акулина Ивановна?
Социальная проблематика в повести
Одной из главных тем, затронутых в повести Максима Горького «В людях», является социальная проблематика. Автор описывает жизнь простых людей, их бедность, трудности и несправедливость, с которыми они сталкиваются каждый день. Главные герои повести — Алексей и Наташа — являются представителями рабочего класса, которые борются за свои права и достойную жизнь.
Одним из ярких примеров социальной проблематики в повести является описание условий жизни рабочих на фабрике. Автор описывает тяжелый труд, низкие зарплаты и отсутствие социальной защиты. Рабочие вынуждены работать по 12-14 часов в день, не имея возможности отдохнуть и насладиться жизнью.
Кроме того, в повести затрагивается проблема социального неравенства. Герои сталкиваются с несправедливостью со стороны богатых и влиятельных людей, которые используют свои деньги и власть, чтобы получить то, что им нужно. Например, в повести описывается судебный процесс, в котором богатый человек пытается доказать свою невиновность, несмотря на явные доказательства виновности.
Таким образом, социальная проблематика является одной из ключевых тем в повести Максима Горького «В людях». Автор описывает жизнь простых людей, их борьбу за свои права и достойную жизнь, а также несправедливость и социальное неравенство, с которыми они сталкиваются каждый день.
Любовный треугольник
Наталья и Аксинья – это две разные женщины, любящие Григория. Жена и любовница. В свою первую встречу, когда Аксинья просит оставить Григория, она презрительно относится к ней. Наталья же, в силу своего характера, не может ответить. А при встрече спустя пять лет, Наталья уже становится сильнее, она защищает своих детей и семью. Соперницы дают право выбора Григорию.
11 стр., 5426 слов
Трагедия Григория Мелехова в романе М. Шолохова «Тихий Дон»
… из ключевыми, обнаруживающими источник мучений, первопричину трагедии Григория Мелехова». После семи лет … та, что осенью пахал от с Натальей. Григорий нарочно направил жеребца через пахоту, и … романа происходит неназойливое выделение персонажа из яркой казачьей среды. Иногда это всего лишь один эпитет. Так Аксинья … дрожь горячих еще лапок. Григорий с внезапным чувством острой жалости глядел на …
Обе женщины погибают. Но какие же разные чувства при этом испытывает Григорий. Узнав о смерти Натальи, Григорий очень переживает. Он вспоминает самые светлые моменты их жизни, понимает настолько чистой и возвышенной была любовь его жены. Именно такой она навсегда и останется в его сердце, несмотря на измену, Григорий все же любил и жену. Больше всего ему причиняет страдание то, что жена смогла простить его измену, в этом показана эмпатия и самоотверженность Натальи, сила чувств к мужу.
Гибель Аксиньи вызывает различные чувства у Григория, она умирает прямо у него на руках. Когда он узнал, что она подтолкнула жену на смерть, то был очень зол на неё, но гибель Аксиньи для Григория – это огромные душевные страдания. Он остаётся одинок, несмотря на сына. Ведь именно две его любимые женщины давали ему силу, желание жить. Шолохов раскрывает женщину, как источник и вдохновение жизни. Со смертью жены и любовницы, Григорий лишился этого.
Итоги творчества
В начале ХХ века были выпущены многотомные собрания сочинений М.Горького: 22 тома в 1923-24 годах в Берлине (значительная часть редактирована автором). Собрание произведений из 30 томов в 1949-55 годах (включая художественные сочинения, письма и критические статьи).
В эпоху серебряного века (на границе XIX–XX веков) Максим Горький был весьма значимой фигурой советской литературы. Художественное мастерство писателя в отображении характера человека, формирующегося в процессе революционного сопротивления, оплодотворило творческое созидание многих авангардных мастеров слова. Творчество Горького послужило ярким примером для писателей всего земного шара.