Записки из Мертвого дома Ф.М. Достоевского: идейное содержание, анализ, образная характеристика
Хотя произведение относится к раннему творчеству великого писателя, когда он еще оттачивал свое прозаическое мастерство, в повести уже чувствуются попытки психологического анализа состояния человека, находящегося в критических условиях жизни. Достоевский не просто воссоздает реалии тюремной действительности, автор методом аналитического отображения исследует впечатления людей от нахождения в остроге, их физическое и психологическое состояние, влияние каторги на индивидуальную оценку и самообладание героев.
Анализ произведения
Интересен жанр произведения. В академической критике жанр его определяют как повесть в двух частях. Однако сам автор назвал его записками, то есть жанром, близким к мемуарно-эпистолярному. Воспоминания автора – это не размышления о своей судьбе или событиях из собственной жизни. «Записки из Мертвого дома» – это документальное воссоздание картин тюремной действительности, которые стали результатом осмысления увиденного и услышанного за четыре года, проведенных Ф.М. Достоевским на каторге в Омске.
«Записки из Мертвого дома» Достоевского представляют собой повествование в повествовании. Во введении речь ведется от лица безымянного автора, который повествует о неком человеке – дворянине Александре Петровиче Горянчикове.
Из слов автора читателю становится известным, что Горянчиков – человек лет 35-ти доживает свой век в небольшом сибирском городке К. За убийство собственной жены, Александр был приговорен к 10 годам каторжных работ, после которых живет на поселении в Сибири.
Однажды повествователь, проезжая мимо дома Александра, увидел свет и понял, что бывший заключенный что-то пишет. Несколько позже рассказчик узнал о его смерти, а хозяйка квартиры отдала ему бумаги покойного, среди которых была тетрадка с описанием тюремных воспоминаний. Свое творение Горянчиков назвал «Сцены из Мертвого дома». Дальнейшие элементы композиции произведения представляют 10 глав, раскрывающие реалии лагерной жизни, повествование в которых ведется от лица Александра Петровича.
Читательский дневник по русской народной сказке «Сивка-Бурка»
Название произведения: «Сивка-Бурка»
Главные герои: Иван, Сивка-бурка.
Второстепенные герои: братья Ивана, царь, царевна.
Характеристика главных героев:
Иван — младший брат.
Получил награду от коня за своё отношение.
Ловкий и находчивый.
Сивка — добрый конь, могучий, верный, всё может.
Характеристика второстепенных героев:
Старшие братья — ленивые и наивные.
Считали себя умнее и лучше младшего брата.
Царь — властный, справедливый.
Царевна — придирчивая, но верная.
Краткое содержание сказки «Сивка-Бурка»
Иванушку, младшего брата, старшие не принимали всерьёз.
Но именно он поймал великолепного коня, который топтал пшеницу.
Сивка стал служить Ивану, а братья всё ещё считали его дураком.
Когда царь объявил о скорой свадьбе, братья поехали в город.
Иван превратился в молодца и прискакал к терему на Сивке.
Он чуть-чуть не допрыгнул до царевны, но отхлестал братьев.
На второй раз Иван ещё ближе подобрался к царевне.
А на третий поцеловал её и сорвал перстень.
Царь устроил пир, на который пригласили всех.
Царевна лично обходила гостей и искала того, кто её поцеловал.
Она заметила перевязанную кисть у Ивана и потребовала показать пальцы.
Иван показал перстень, и царевна вышла за него замуж.
Основная мысль сказки «Сивка-Бурка»
Главная мысль сказки в том, что успех приходит к ответственным и сообразительным людям.
Основная идея сказки в том, что животных нужно любить, чтобы они помогали человеку.
Чему учит сказка
Сказка учит нас не быть хвастливыми, а уметь молчать о своих достижениях.
Учит не хвалиться и не считать себя лучше других.
Учит быть старательными и обязательными, никогда не лениться.
Краткий отзыв по сказке «Сивка-бурка»
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что люди часто недооценивают других и от этого возникает путаница и недопонимание.
Братья считали Ивана дураком, но тот был себе на уме.
Он честно трудился, не отлынивал, не спал, когда надо было сторожить.
И за это получил награду — стал зятем царю.
Это очень интересная сказка, которую я отношу к жанру волшебных.
В ней есть сказочное существо и волшебные превращения.
Мне очень понравился Иван своей хитростью и умению притворяться.
Он много лет делал вид, что дурак, но на самом деле просто не хотел лишней ответственности.
Многие мои знакомые поступают точно также и сейчас.
Но никто из них никогда не станет царевичем или царевной.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что не важно, что о тебе думают другие. Важно то, кем ты являешься на самом деле. Важно то, кем ты являешься на самом деле
И помнить о том, что неожиданность — половина успеха
Важно то, кем ты являешься на самом деле. И помнить о том, что неожиданность — половина успеха. И помнить о том, что неожиданность — половина успеха
И помнить о том, что неожиданность — половина успеха.
Видели, откуда приехал, а не видели, куда уехал.
Иван сидит за трубой и говорит:
— Да не я ли это был?
Братья на него рассердились:
Кривцов
Надзиратель майор Кривцов был бездарным и необразованным человеком, поднявшимся из низов. Сам он, будучи человеком жестоким, пренебрегал дисциплиной и вел себя как заблагорассудится, издевался над заключенными, пользовался немыслимыми фигурами речи, избивал арестантов. Достоевский имел возможность наблюдать множество таких военных чинов.
Федор Михайлович сумел воочию убедиться на каторге, что мелкие люди, которые претерпевали лишения, которые с младых ногтей подвергались унижениям и оскорблениям, — когда они поднимаются по служебной лестнице и получают власть над людьми, ими овладевает какое-то опьянение и их поведение начинает отличаться экзотическими выходками. Словом, перед нами осуществленная мечта Голядкина из «Двойника».
Это воодушевленное опьянение хорошо видно и по сценам порки. «Подневольные, обязанные палачи» были более жестоки, чем «добровольные».
Не в силах терпеть измывательства Кривцова, арестанты заявляют «претензию». Один из зачинщиков — человек по фамилии Куликов.
Специфика образной системы произведения
Система персонажей произведения достаточно разнообразна. Однако «системой» в истинном значении этого термина ее назвать нельзя. Персонажи появляются и исчезают вне сюжетной структуры и логики повествования. Герои произведения – это все те, кто окружает заключенного Горянчикова: соседи по бараку, другие заключенные, работники лазарета, надзиратели, военные, жители города. Понемногу рассказчик знакомит читателя с некоторыми заключенными или персоналом лагеря, как бы невзначай повествуя о них. Существуют доказательства реального существования некоторых персонажей, чьи имена были несколько изменены Достоевским.
Главным героем художественно-документального произведения является Александр Петрович Горянчиков, от чьего лица ведется повествование. Его глазами читатель видит картины лагерной жизни. Через призму его отношения воспринимаются персонажи окружающих каторжников, а по окончании его срока заключения обрывается повесть. Из повествования мы больше узнаем о других, нежели об Александре Петровиче. Ведь по сути, что читатель знает о нем? Горянчиков был осужден за убийство жены из ревности и приговорен к каторге на 10 лет. В начале повести герою 35 лет. Спустя три месяца он умирает
Достоевский не акцентирует максимальное внимание на образе Александра Петровича, так как в повести есть два более глубоких и важных образа, которые сложно назвать героями
В основе произведения образ российского лагеря для каторжников. Автор подробно описывает быт и околицы лагеря, его устав и распорядок жизни в нем. Рассказчик размышляет о том, как и почему люди оказываются там. Кто-то преднамеренно совершает преступление с целью уйти от мирской жизни. Многие из заключенных – настоящие преступники: воры, аферисты, убийцы. А кто-то совершает преступление, защищая свое достоинство или честь своих близких, например, дочери или сестры. Есть среди заключенных и неугодные современной автору власти элементы, то есть политические заключенные. Александру Петровичу непонятно, как можно их объединить все их вместе и наказывать практически одинаково.
Достоевский дает имя образу лагеря устами Горянчикова – Мертвый дом. Этот аллегорический образ раскрывает отношение автора к одному из главных образов. Мертвый дом – то место, где люди не живут, а существуют в ожидании жизни. Где-то глубоко в душе, пряча от насмешек других заключенных, лелеют надежду о свободной полноценной жизни. А некоторые лишены даже ее.
Главным образом произведения, без сомнения, является русский народ, во всем своем разнообразии. Автор показывает различные слои русских по национальности людей, а также поляков, украинцев, татар, чеченцев, которых в Мертвом доме объединила одна судьба.
Главная идея повести
Места лишения свободы, особенно на отечественном грунте, представляют собой особый мир, закрытый и неведомый другим людям. Живя обычной мирской жизнью, мало кто задумывается о том, каково это место содержания преступников, заключение которых сопровождается нечеловеческими физическими нагрузками. Пожалуй, лишь тот, кто побывал в Мертвом доме, имеет представление об этом месте. Достоевский с 1954 по 1954 года находился в каторжном заключении. Писатель поставил перед собой цель – показать все особенности Мертвого дома глазами заключенного, что и стало основной идеей документальной повести.
Сначала Достоевского ужасала мысль о том, среди какого контингента он находится. Но склонность к психологическому анализу личности привела его к наблюдениям за людьми, их состоянием, реакциями, поступками. В первом письме по выходу из острога Федор Михайлович писал брату, что четыре года, проведенные среди реальных преступников и невинно осужденных людей, он не потерял даром. Пусть он не узнал России, зато русский народ он узнал хорошо. Настолько хорошо, как его, быть может, не узнал никто. Еще одной идеей произведения является отражение состояния заключенного.
Находясь в Омске, писатель узнал сотни историй о различных преступлениях, их мотивациях, состоянии психики преступника до и после преступления. Неслучайно, что преступление становится одним из основных мотивов зрелого творчества Достоевского. Исследование природы преступления и оценка справедливости наказания за него – одни из основных идей произведения, которые позже более глубоко воплотились в гениальных романах великого русского прозаика.
3.8
5
(
28
голосов
)
Описание иллюстрации сивка-бурка описать героев…
Связанные персонажи: Конёк-Горбунок, Сивка-Бурка. Иллюстрации на Викискладе. Иван-дурак (Иванушка-дурачок) один из популярнейших героев русских (а также. Описание. Иван-дурак единственный из братьев, кто говорит в сказке. Иван- дурак. Описание картины Виктора Васнецова «Сивка бурка». Эта картина эпизод из сказки, но в ней художник оставил все свое видение о. Описание картины Виктора Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке». Один из главных героев русской народной сказки. Имя Иванушка уменьшительно ласкательная форма самого распространенного в старину русского мужского имени Иван (см. русские. волшебных сказок; чаще всего фигурирует в сказках Сивка Бурка. Подробнее Купить за 30 грн (только Украина). ИВАН-ДУРАК герой сказки П.П.Ершова «Конек-Горбунок» (1834). Как и полагается в русской сказке, тот, кого зовут И.-д., вовсе и не дурак, а ловкий. Сказку про Ивана и его чудесного коня помнят конечно же все. Но не все. Возможно, сказка намекает именно на это — Сивка-бурка воплощает в себе. Описание картины Васнецова Сивка Бурка – любовь и волшебство художника. Это – всего лишь эпизод из старой сказки, но русский художник. царевна и Иван-дурак являются героями великой сказочной картины Сивка Бурка. Сивка-бурка. Русская народная сказка. Выехал Иван из города, слез с коня, влез к нему в левое ухо, в правое вылез и стал опять прежним. И если в начале сказки он может выступать как Иван-дурак, Емеля-дурак, то в конце обязательно. В других сказках героям помогают и Сивка-Бурка, и Серый волк, и Елена. О них говорят: Ни в сказке сказать, ни пером описать. Почему покойный отец подарил Ивану Сивку-Бурку? Потому что тот верой и. прадеду и отцу Ивана. Кстати, в одном из вариантов сказки каждый. Встречается и такое описание Сивки-Бурки — одна шерстинка. Иван Дурак, Иванушка Дурачок — персонажи русских сказок. могилы даёт И. Д. «Сивку бурку, вещую каурку», копьё, палицу боевую, меч-кладенец;. напоминает ведущие характеристики юродивых, явления, получившего особое. Русская народная сказка «Сивка-бурка» в пересказе М.А. Булатова. И текст. что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать!.. Иван-Царевич — любимый герой русских сказок. спасает и оно ему верно служит: Сивка-Бурка или другой волшебный конь. Каждый такой сюжет от сказки к сказке почти не меняется, меняются только описания. Сивка-бурка бежит, земля дрожит, горы-долы хвостом застилает, пни- колоды промеж ног пускает. Приезжает Иван на царский двор, а там народу. Иван Царевич читает сказку «Сивка бурка Вещая Каурка» 1 часть, 26 сентября 2015. Вспомним сказочного Ивана. Из сказки Петра Ершова понимаешь, что дури у владельца. Такой же «дурак» и в сказке «Сивка-Бурка». Сивка-Бурка — это одна из самых известных русских волшебных сказок. История о. По преданию, именно такого Сивку-Бурку и получил Иван-дурак. Читая сказку «Сивка Бурка», вы вместе со своим чадом без труда найдёте. Всё выполнил Иван, как велела царевна с конём по имени Сивка Бурка: « поцеловал. Обзор «Сказки для детей», «Сказки на ночь». Краткое содержание книги «Русские народные волшебные сказки». Емелю дома с невестками и пообещав купить ему красные сапоги, шубу и кафтан. Иван же зовёт сивку-бурку, в одно ухо коня залезает, в другое вылезает и. Любимым героем русской народной сказки является Иван-дурак. Он ничего не рассказывает братьям о Сивке-бурке, о поцелуе царевны, уж они. Описание реальных путешествий русских людей в другие страны очень сильно. Сивка-бурка, вещий каурка, конька-горбунка очень сильно напоминает. На мой взгляд, прототипы героев сказки Конек-Горбунок следует искать также. а позднее и заимствуется в мультфильме Иван-царевич и Серый волк .+
Оцени ответ
Тюремный опыт Достоевского
Записки убийцы Горянчикова полностью отражают тюремный опыт Достоевского. В остроге содержалось около ста пятидесяти человек — за исключением нескольких дворян, все остальные были выходцами из простонародья. Для молодого и интеллигентного Достоевского острожная жизнь была, естественно, тяжелым испытанием. Для человека с тонкой нервной системой невозможность остаться одному и принудительная совместная жизнь — уже трудная ноша. И Достоевскому, по его складу характера, требовалось побыть одному, чтобы перевести дыхание.
Кроме того, по отношению к таким, как Достоевский — лишенным дворянского чина людям, выходцы из простонародья испытывали глубокую злобу и презрение. Он писал о том, что на прежних дворян все смотрели взором тяжелым и враждебным. «Ненависть к дворянам превосходит у них все пределы». И в этом враждебном окружении идеи филантропа Достоевского с его проповедью всеобщего братства оказывались неуместны.
Федор Михайлович попытался приспособиться к этой недружелюбной среде. Достоевский сам вызывался на уборку снега, толочь и обжигать алебастр. Он вращал точильный круг токарного станка, что требовало немалых сил, с энтузиазмом таскал кирпичи. Один кирпич весил пять килограммов. Вначале Достоевский поднимал только восемь штук, а потом таскал по двенадцать и даже по пятнадцать. Достоевский писал, что это его радовало — ведь для того, чтобы выжить в этой тяжелейшей жизни, физическая сила требовалась не меньше духовной.
В столичном Петербурге молодой писатель Достоевский вел жизнь беспорядочную, в которой перемешались день и ночь. Его нервы вконец расстроились, он страдал от дурных предчувствий, видений и страха смерти — все это Федор Михайлович использовал в своей писательской работе. Когда он сидел в одиночной камере и подвергался допросам, он боялся, что сойдет с ума. Но однажды его состояние, как это ни странно, вдруг выправилось.
Проходивший по огромной заснеженной равнине санный путь из Петербурга до места ссылки занял двадцать дней. После приезда в Омск Достоевский, проникшийся чувством мощи природы, вставал рано утром, днем работал, ночью спал — таков был навязанный ему силой «правильный» распорядок дня. Достоевский и сам стремился закалиться, и его молодое тело заметно поздоровело. Смена места благотворно подействовала на него в терапевтическом отношении.
При чтении «Записок из мертвого дома» хорошо чувствуешь, что острожная жизнь в Омске не была для Достоевского временем, о котором хочется навсегда позабыть, вытравить его из памяти.
Находясь в заключении, Достоевский не утерял интереса к людям. Ему все время хотелось написать о встреченных им на каторге людях. Наверное, именно поэтому его не сломало насильственное проживание с теми простонародными типами, которые смотрели на него со злобой. Разительный контраст составляет его друг Дуров, который в том же самом остроге превратился в развалину. В остроге содержались действительно самые разные люди. Именно там Достоевский по-настоящему почувствовал, что это такое — «народ». Давайте теперь остановимся на персонажах «Записок из мертвого дома».
Композиция и композиционные приемы
Композиция представляет собой совокупность элементов и изобразительных приемов художественного литературного произведения, а также его структуру. Благодаря композиции удается достичь целостности романа в соответствии с авторским замыслом.
К элементам композиции следует отнести части и главы, прологи и эпилоги, любовные письма женщины и мужчины, песни, монологи и другие элементы. В качестве примера можно привести роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», в котором Татьяна пишет письмо к Онегину и наоборот.
При создании романа автор исходит из своих принципов и стилей, то есть он самостоятельно осуществляет выбор элементов композиции, а также определяет их взаимодействие и последовательность.
Соответственно, для достижения этой цели используются особые композиционные приемы в романе, к которым можно отнести следующие:
- повтор – повторяющиеся детали, образы. слова. фразы становятся пеймтотивом текста.
- усиление – используется, когда требуется усилить впечатление путём подбора однородных образов или деталей.
- противопоставление построено на антитезе контрастных образов.
- монтаж, при котором два образа, расположенные в тексте рядом, рождают некоторый новый, третий смысл, появляющийся от их соседства.
- обратная композиция, при которой действия начинаются с конца событий, а последующие эпизоды в дальнейшем объяснят причины произошедшего, таким образом, восстановив ход событий романа. Этот прием использовал Николай Гаврилович Чернышевский в своем романе «Что делать?»;
- кольцевая композиция. Суть состоит в использовании повтора строф, когда последняя строфа повторяет первую, или же в применении художественных описаний. Также при этом приеме автор использует описание событий, которые происходят в начале и конце романа в одном и том же месте с одинаковыми персонажами;
- прием ретроспекции, при котором в произведении происходит возвращение действий в прошлое в тот момент, когда происходило зарождение причин происходящего в настоящий момент повествования. Прием ретроспекции использует в своем романе «Отцы и дети» Тургенев в момент рассказа о Павле Петровиче Кирсанове;
- прием «рассказ в рассказе», который является составной частью ретроспекции. Этот метод используется, например, в произведении Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», в котором приводится исповедь одного из героев и письмо Пульхерии Александровны. Также это встречается в произведении «Ася» Ивана Сергеевича Тургенева и «Крыжовник» Антона Павловича Чехова;
- зеркальная композиция, основой которой является использование симметрии образов, эпизодов и различных слов. Этот прием часто встречается у Владимира Владимировича Маяковского в стихотворении «Из улицы в улицу», у Марины Ивановны Цветаевой, а также в поэме Александра Блока «Двенадцать»;
- прием так называемого композиционного «разрыва», при котором действия литературного произведения обрываются в конце главы на самом интересном месте, при этом новая глава повествует читателю уже о других событиях. Этот прием встречается у Федора Михайловича Достоевского в его произведении «Преступление и наказание», а также у Михаила Афанасьевича Булгакова в романе «Мастер и Маргарита», а также «Белая гвардия». В настоящее время композиционный «разрыв» является излюбленным методом авторов различного рода авантюрных и детективных произведений, где роль интриги бывает достаточно значительной.
Таким образом, композиция является одним из методов реализации авторской идеи, поскольку она служит выражением формы литературного произведения. Именно через композицию происходит выражение сути и содержания романа.
Однако необходимо отметить тот факт, что его своеобразие состоит в отсутствии достаточно жестко определенной композиционной структуры, а также различного рода жанровых ограничений.
История об Иване и волшебном коне
Сказка об Иване и его чудесном коне известна не только в России, но и в Европе, Америке и даже в азиатском фольклоре. Это произведение – продукт народного творчества, многие века передаваемый из уст в уста. На бумаге сказка была впервые записана еще в XVIII веке. Благодаря собирателю народного фольклора А. Н. Афанасьеву «Сивка-бурка», опубликованная в одном из восьми сборников русских сказок писателя, вышедших с 1855 по 1863 годы, стала широко известна
Автор считал, что народные сказки важно не только выслушать и записать, но и «тщательно сличить» и «выбрать из множества вариантов» наиболее совершенные как «поэтическими образами», так и «чистотой нравственных мотивов»
Поэтому многие сказки, которые мы слышим с малых лет, дошли до нас в переработанном варианте. «Сивка-бурка» (краткое содержание произведения будет представлено ниже) также имеет несколько вариантов литературной обработки. Наиболее известны версии В. В. Латышева, М. А. Булатова, А. Н. Толстого. У последнего в архиве было 26 вариантов этого произведения. Как говорил писатель, основой послужило произведение из сборника Ончукова, также позаимствовал он кое-что у Зеленина и Афанасьева. Во всех версиях сказочной истории события приходят к общему знаменателю – вещая каурка помогает Ивану достичь цели. Чтобы не повторяться, основную часть сказки изложим отдельно. А сейчас рассмотрим два наиболее известных варианта развития событий.
Кривцов
Надзиратель майор Кривцов был бездарным и необразованным человеком, поднявшимся из низов. Сам он, будучи человеком жестоким, пренебрегал дисциплиной и вел себя как заблагорассудится, издевался над заключенными, пользовался немыслимыми фигурами речи, избивал арестантов. Достоевский имел возможность наблюдать множество таких военных чинов.
Федор Михайлович сумел воочию убедиться на каторге, что мелкие люди, которые претерпевали лишения, которые с младых ногтей подвергались унижениям и оскорблениям, — когда они поднимаются по служебной лестнице и получают власть над людьми, ими овладевает какое-то опьянение и их поведение начинает отличаться экзотическими выходками. Словом, перед нами осуществленная мечта Голядкина из «Двойника».
Это воодушевленное опьянение хорошо видно и по сценам порки. «Подневольные, обязанные палачи» были более жестоки, чем «добровольные».
Не в силах терпеть измывательства Кривцова, арестанты заявляют «претензию». Один из зачинщиков — человек по фамилии Куликов.