История создания
В 1880-е годы, как только Чехов приступил к врачебной практике, его мировоззрение претерпело некоторые изменения, что, разумеется, отразилось на творчестве писателя. В центре внимания Антона Павловича оказались:
- социально-психологические аспекты личности;
- мотивы поступков.
Пытаясь проникнуть в самые потайные закоулки души, он исследовал факторы, влияющие на внутренний мир человека. Чехова интересовало, какую роль в развитии личности играет любовь, и способно ли это прекрасное чувство вмешаться в ход судьбы. Писатель подвергает беспощадной критике пороки, выставляя на всеобщее обсуждение глубинные переживания героев.
Весной 1898 года, после возвращения из Франции, где автор проходил курс лечения, Чехов обосновался в Мелихово. Именно там были написаны первые строки рассказа. Судя по записям в черновиках писателя, в центре сюжета произведения изначально была семья Филимоновых (в окончательной редакции фигурируют Туркины), но позднее автор поменял свое решение, и главным действующим лицом стал доктор Старцев.
«Тарас Бульба»
Где же еще встречается проблема чести? Аргументы можно подобрать и в знаменитом произведении Николая Васильевича Гоголя.
У главного героя есть два сына, которые полностью противоположны по своим нравственным качествам. Остап был честным и отважным. Он не боялся взять вину на себя, например, оборванный сад. Ему не свойственно предательство, умер Остап в ужасных муках, но остался героем.
Другое дело – Андрий. Он по своей натуре легок и романтичен. Всегда думает о себе в первую очередь. Он без зазрения совести сможет обмануть или предать. Самое большое предательство Андрия – переход на сторону врага из-за любви. Он предал всех своих близких людей, умер он с позором от рук своего отца, который не смог пережить и простить сыну его поступок.
Чем же поучительно произведение? Очень легко поддаться своим чувствам, но не стоит забывать о тех людях, которым ты дорог. Предательство на войне – это самый ужасный поступок, а человеку, совершившему его, нет прощения и пощады.
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине Айвазовского Девятый вал
Айвазовский любил море. Причём, он писал картины не с натуры, а в мастерской, по памяти. Но от этого они не становятся хуже. Они так точно передают все детали, что похожи на фотографию.
- Сочинение Катя Локтева в романе Отцы и дети Тургенева
Екатерина Сергеевна Локтева является младшей сестрой Анны Сергеевны Одинцовой. Катя – одна из самых ярких второстепенных героев романа.
- Русская литература второй половины 19 века (XIX века)
Литература является главной основополагающей в жизни человека. То, что она открывает для любого индивидуума, то, чем она наполнена просто немыслимо, ибо знания и культурный опыт прямиком воздействует на читателелей
Мой родной город – Москва. Здесь я родилась, живу и учусь. С уверенностью могу заявить, что лучше города вы ни за что не отыщете на всей планете Земля.
Главной тематикой произведения А. П. Чехова «Ионыч» является особенности взаимодействия человеческого индивидуума и среды его обитания, а также сила влияния общественных норм на отдельно взятую личность.
Такая тема довольно часто встречалась в русской литературе, она поднимается в «Герои нашего времени» Лермонтова , «Обломове» Гончарова , «Горе от ума» Грибоедова.
Однако, в отличие от своих предшественников, А. П. Чехов видит эту тематику несколько под другим углом зрения, и разрабатывает собственный вариант выхода из сложившегося кризиса отношений между социумом и человеком.
Тёмное прошлое Старцева
У рассказов Чехова есть множество достоинств, и одно из них — возможность «достроить» обстоятельства жизни персонажа, о которых писатель напрямую не говорит. Таким образом он даёт читателю стать как бы «соавтором» произведения и поразмышлять о том, что делает человека таким, какой он есть. В рассказе «Ионыч» нет сведений, как проходили детство и юность Дмитрия Старцева, но мы можем попробовать их воссоздать — пусть это и будут только предположения.
Читатель знакомится со Старцевым, когда тот был «только что назначен сельским врачом и поселился в Дялиже, в девяти вёрстах от С.», города, где жили Туркины. Очевидно, главный герой к этому моменту едва окончил медицинский институт (или училище). Не менее очевидно, что молодой Старцев — хороший врач: возможно, ему не хватает опыта, но это человек старательный, увлечённый своим делом, ответственный. Такой вывод можно сделать из того, что после первого посещения Туркиных у Старцева «в больнице было очень много работы, и он никак не мог выбрать свободного часа. Прошло больше года таким образом в трудах и одиночестве». Более того, уже вернувшись из консерватории, Котик напоминает главному герою: «Вы так любили говорить о своей больнице». И ещё деталь: познакомившись с Туркиным, Старцев говорил с ним «о погоде, о театре, о холере», а холера в те годы была настоящим бичом: она вызывала эпидемии, у больных возникало множество осложнений, а иногда заражение приводило к летальному исходу. Чтобы работать с такими пациентами, нужно быть по-настоящему самоотверженным человеком.
А теперь отвлечёмся и вспомним знакомых студентов-медиков: что они говорят о своей профессии? Если у вас в окружении таковых нет, объясним, что учёба в меде — занятие ужасно трудоёмкое. Бессонные ночи — не «разовое» неудобство перед экзаменом, а будничное явление. Кроме того, студенты меда регулярно присутствуют на операциях и вскрытиях (после этого особо впечатлительные забирают документы из института). И ещё нюанс: совмещать сверхнасыщенную учёбу с работой практически невозможно. Хорошо, если есть стипендия или отчисления от родителей, — а если нет?
С большой долей вероятности Старцев был несчастным студентом, вечно уставшим и голодным, ведь у него, судя по всему, не было богатых родственников. Не случайно, собираясь делать Котику предложение руки и сердца, главный герой думает: «А приданого они дадут, должно быть, немало». Мысль на первый взгляд кощунственная, но, если за плечами у Старцева несколько лет лишений, его вряд ли можно за неё осуждать.
«Открутим» время ещё назад и попробуем ответить на вопрос: в какой же семье вырос этот целеустремлённый, старательный будущий специалист? Здесь вариантов уже больше. Вполне возможно, что его родители были заботливыми людьми, но видели сына представителем другой профессии — и разорвали отношения с отпрыском, когда он настоял на том, чтобы стать доктором. (Профессия врача в конце XIX в. не пользовалась большим престижем — вспомните хотя бы Базарова и его отца.) Возможно и другое: отношения Старцева с родителями всегда были натянутыми, и он поступил в медицинский институт, чтобы наконец-то вырваться из дому. И наконец, третий вариант: отец и мать главного героя рано умерли, причём — не оставив наследства. Все три версии объясняют, почему, став врачом, Ионыч не поддерживает отношения ни с кем из родственников, а ещё дают понять, что Старцев — человек, переживший душевную драму и именно поэтому не умеющий строить доверительные отношения с людьми. Ведь во время учёбы он, судя по всему, так и не обзавёлся друзьями. (А может, он был слишком занят, пытаясь совмещать учёбу с работой? Впрочем, одно другому не мешает.)
Что же придало Старцеву силы, чтобы наперекор обстоятельствам стать врачом? Скорее всего — пламенная вера в то, что он должен сделать мир лучше, и любовь к людям. Вот только чем больше Старцев отдавал себя учёбе и работе, тем больше он забывал, что такое нормальные человеческие отношения. Благими намерениями вымощена дорога в ад… Если посмотреть на жизнь главного героя с такого ракурса, ему хочется только посочувствовать.
Композиция
Композиция рассказа Чехова состоит из пяти частей
. В первой части происходит знакомство с семьей Туркиных, с главным героем доктором Старцевым. Доктор приезжает в городок молодым, энергичным человеком, его приглашают в дом Туркиных. В герое пока еще присутствует амбициозность, он понимает, насколько мало развита духовность этого семейства, и не стремится продолжать завязавшееся знакомство.
Старцев увлечен своей работой, он постоянно занят, и вторая встреча с семьей Туркиных происходит по прошествии года с небольшим, во второй части произведения. Хозяйка дома стала часто приглашать молодого доктора, жалуясь на мигрень, и он стал регулярно навещать их, отдавая предпочтение разговорам с Екатериной Ивановной.
Молодая девушка начитана, и Старцеву интересно с ней общаться. После глупой затеи Котика со свиданием на кладбище, Старцев решил сделать ей предложение, с мыслью о богатом приданном. Когда же девушка отказала ему, он пожалел о том, сколько лишних хлопот доставило ему это предложение.
В третьей части рассказа описывается, насколько обрюзг и располнел телом, но обнищал душой, доктор Старцев. Он уже перестал интересоваться чем бы то ни было, найдя удовольствие в ежевечернем подсчитывании своих денег, которых стало уже много, а хотелось еще больше. Так началось его духовное обнищание, он стал все больше походить на обычных обывателей городка. И в следующей части произведения, Старцев все больше и больше занимается своим обогащением, радуясь тому, что он не женат. Еще пару раз он встречался с Екатериной Ивановной, но ему становилось стыдно, что когда – то, он делал ей предложение.
В финале рассказа доктор Старцев уже давно превратился в Ионыча, это уже не тот, молодой и амбициозный врач, приехавший в город искать свое медицинское призвание, а старая, обрюзгшая, бездуховная личность, можно сказать «мертвая душа», ищущая счастье в богатстве, и обедневшая морально.
Особенности языка сказа Левша 6 класс
Язык рассказа «Левша» достаточно своеобразный. Можно сказать, что манера изложения мыслей в полной мере отражает народный колорит. Это обусловлено жанровыми особенностями. Кстати, вполне возможно, что писатель намеренно приблизил свое творение к устному народному творчеству под названием «сказ». Тем не менее, Лесков уходит в фольклор не полностью, а сохраняет свой индивидуальный стиль.
Манера повествования такая, что читатель верит, что рассказчик сам присутствовал при всех описываемых событиях. А эмоциональность рассказа помогает сопереживать основному персонажу. Но вместе с этим человек, читающий книгу, может несколько предвзято относиться к другим персонажам. Ведь он словно переносится в давнюю эпоху.
Несмотря на манеру сказа, в речи проскакивают слова, свойственные эпохе императора Александра I. Удивительно, что царь иногда докупает в речи просторечные выражения – сложно сказать, сделано ли это намеренно, либо же допущена оплошность. Кстати, самих по себе просторечий в рассказе достаточно. Очевидно, Лесков стремился, чтобы его воспринимали близким к народу. «Проскальзывает» и его отношение к властям.
Достаточно забавна стилизация под слова из иностранных языков. Но даже русские слова автор изображает как-то необычно и чудно. Есть речевые алогизмы, с помощью которых Лесков выражает иронию. Но она скорее грустна, чем весела.
Имеются неологизмы и придуманные самим автором слова (вроде «мелкоскопа»). Причем, они расположены по тексту в достаточно большом, для такого объема, количестве.
Можно сказать, что изюминка языка Левши в том, что автор достаточно интересно сочетает интересные неологизмы с просторечиями, «сдабривает» их только что придуманными словами и немного коверкает словарные. Таким образом, читателю показывается весьма достоверный образ народного умельца, который обладает смекалкой, но не имел возможности годами обучаться в «университетах».
В этом и прелесть. Вполне очевидно, что такую речь в то время можно было услышать в каждой деревне либо провинциальном городке. Основными чертами можно назвать национальный колорит, самобытность, некую харизму, которая подкупает. Поразительно, что лексика достаточно проста – но элементарных оборотов хватает для того, чтобы перенести читателя в другой мир и заставить его достоверно прочувствовать всю историю от начала и до конца.
Жанр, композиция
Жанр рассматриваемого произведения — рассказ, оформленный в характерных чертах такого направления как реализм. XIX век славился его рассветом, отчего неудивительно, что в написанных строках проскальзывает нечто повсеместное, способное случиться с каждым человеком, какой бы образ жизни он не пытался вести.
Рассказ состоит из пяти связных и дополняющих друг друга частей, в процессе литературного содержания которых раскрывался и видоизменялся основной посыл рассказа. Можно сказать, что произведение представляет собой текстовую лестницу из сюжетных послесловий, описывающих биографические сводки главного героя — Ионыча.
-
В первой сюжетной составляющей главный герой только начинает работать в роли земского врача — он приятен, мил и не испорчен общественными мнениями, сторонними ценностями, взглядами и нравственными представлениями.
-
Во второй и третьей сюжетных составляющих итоги разворачиваются спустя несколько месяцев после внезапного подъема по карьерной службе. Несмотря на тот факт, что главный герой всеми усилиями пытается повышать квалификацию, через текстовые строки можно заметить его отчужденность и незаинтересованность в дальнейших профессиональных перспективах.
-
В четвертой сюжетной составляющей происходит тонкое душевное объединение главного героя и местных жителей, которые утратили какие-либо нравственные и моральные ценность. В образе Ионыча четко видны новые изменения.
-
В пятой сюжетной составляющей, финальной, происходит его окончательное перевоплощение в совершенного другого человека — у него отсутствуют силы, желание и интерес двигаться дальше, достигать поставленные цели и стремиться исключительно к лучшему.
2 вариант
В своих рассказах и других произведениях Чехов часто поднимает тему бесцельности или своеобразной обреченности человеческого существования. Он передает эти мотивы через образы интеллигентов, которые не могут противостоять трудностям этого мира или просто проводят свою повседневность в праздности и бездеятельности.
Таких образов огромное количество и в пьесах («Вишневый сад», «Дядя Ваня» и другие) где герои часто прямым текстом обращаются к себе и другим с призывами раскаяться и поразмыслить над своим пустым бытием, и в рассказах, где герои как бы иллюстрируют собой возможность для человека не прийти ни к чему.
Тут тоже масса примеров, когда герои в итоги приходят в точку разочарования или полного цинизма по отношению к миру. Стоит вспомнить рассказ «О любви» и множество других, где герои в итоге понимают нелепость и пустоту своих действий и потребность проявлять активность или следовать более настойчивому пути.
«Ионыч» дополняет ряд таких рассказов и само название указывает на ту самую итоговую точку, к которой придет главный герой. По отчеству, одним только отчеством часто называют сторожа или подобного человека, но главный герой этого рассказа – интеллигент, доктор, который приезжает в земство для того чтобы служить людям. Изначально он совсем не Ионыч, а Дмитрий Старцев – молодой и красивый доктор, который полон надежд и энтузиазма.
Мне кажется, описание сути этого рассказа возможно сделать через образ жира. Жира, которым постепенно заплывает Старцев, становясь все менее восприимчивым и к миру, и к собственным чувствам (ведь сердце его тоже «жиреет» со временем), «жира», которым является светское общество, где иногда предстоит существовать Старцеву. Поначалу его даже тошнит от обыденности и пустоты общества, он отвергает эти наплывы бездушного жира, которые стремятся его поглотить.
Тем не менее, в итоге он поддается и подчиняется этому обществу. Во многом из-за отсутствия надежд. Ведь даже Туркины, которым следовало бы являть собой «луч света», на самом деле оказываются банальными и, наверное, даже безнравственными людьми и Старцев погружается во мрак, из молодого доктора он становится жирным и бесчувственным Ионычем.
Кодекс врача
Клятвой Гиппократа руководствовались врачи со времен древности. Ее античный текст включал обязательства бесплатно учить медицине всех желающих, не делать абортов и не вступать с пациентами в сексуальные связи.
А вот вариант клятвы, принятый в дореволюционной России:
«Принимая с глубокой признательностью даруемые мне наукой права врача и постигая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня сим званием, я даю обещание в течение всей своей жизни не помрачать чести сословия, в которое ныне вступаю. Помогая страждущим, обещаю свято хранить вверяемые мне семейные тайны и не употреблять во зло оказанного доверия. Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности, однако же, если бы этого потребовала польза больного, говорить правду без лицемерия
В важных случаях обещаю прибегать к советам врачей, более меня сведущих и опытных; когда же сам буду призван на совещание, обязуюсь по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям»
Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности, однако же, если бы этого потребовала польза больного, говорить правду без лицемерия. В важных случаях обещаю прибегать к советам врачей, более меня сведущих и опытных; когда же сам буду призван на совещание, обязуюсь по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям».
Нынешняя «Клятва российского врача», основанная на Женевской декларации 1949 года, призывает врачей честно исполнять свой долг, оказывать помощь независимо от пола, расы, национальности, политических убеждений, доброжелательно относиться к коллегам и своим учителям. Запрет в клятве только один — на эвтаназию, хотя в ряде стран позволена и она.
Главные герои и их характеристика
Рассказ не отличается большой полифонией образов. Главные герои произведения: доктор Старцев и семья Туркиных.
О Дмитрии Ионовиче нам известно, что он «дьячковский сын». А значит из небогатой, но интеллигентной семьи. Выбор профессии у таких детей редко бывает добровольным. Но Старцев не идет по стопам отца. Он хочет лечить людей, помогать им.
Дмитрий Ионович – маленький человек. Но не такой, как гоголевский Башмачкин или чеховский Червяков. Старцев – человек с амбициями, которые в конце сводятся к жажде наживы. Даже в юности, влюбленный герой думает не только об избраннице, но и о приданом.
Внешность героя заурядная. Он не обладает наружной красотой. Но и неприятного о его внешности не сказано ничего. Только полнеет со временем.
Этапы из жизни Ионыча раскроет таблица.
Этапы жизни, возраст героя | Описание |
После получения медицинского образования. Около 25-ти лет. | Полон надежд, энергии. Мечтает о любви, женитьбе. Беден. Много ходит пешком. Своих лошадей не имеет. Любит свою работу. Хочет помогать людям. Но в душе героя уже есть зачатки опустошения, умирания. |
Через год. Повторное посещение семьи Туркиных. | Испытывает любовь. Восхищается Котиком. Страдает, что чувства безответны. Едет на кладбище в надежде на свидание, хотя понимает, что это безрассудство. Предпринимает попытку объясниться в чувствах, сделать предложение. Получает отказ. |
Спустя 4 года, когда Котик вернулась из консерватории. Доктору около 30 лет. | Немного пополнел. Приобрел практику в городе. Обзавелся тройкой с бубенцами. Холоден к Екатерине, но еще теплится живой огонек в душе, который вскоре гаснет. |
32 — 34 года | Обыватели раздражают разговорами, глупостью, ограниченностью мышления. Поэтому он играет в винт, молча закусывает и выпивает. Толстеет герой и кучер. |
Спустя несколько лет. Возраст 36 — 40 лет. | Событий нет. Имеет большую практику в городе, но не отказывается от земской. Продолжает толстеть. Испортился голос, так как горло заплыло жиром. Все сводится к быстрому приему больных, накоплению денег и покупке недвижимости. |
Список героев продолжает Екатерина Ивановна Туркина. Это юная барышня. Дмитрия она поражает контрастом внешности: детским выражением лица и сформировавшейся женской фигурой. Героиня — обычная девушка для своего города. Как все барышни, много читает, играет на рояле, мечтает о поступлении в консерваторию.
Она привыкла, что ее шумные, сложные фортепианные пассажи хвалят родители и гости. Поэтому возомнила себя талантливой пианисткой с большим будущим. Котик не приняла предложение Дмитрия. Она была уверена, что станет артисткой. И не хотела связывать себя узами брака. Но спустя четыре года мечты рассыпались. Героиня жалеет о поспешном решении.
Семья Туркиных знаменита в своем городе. Они считаются самыми интеллигентными, талантливыми, гостеприимными. Даже живут рядом с губернатором.
Глава дома – Иван Петрович сыпет плоскими шутками, остротами. И даже изобрел собственный язык, практикуясь в остроумии. Но анекдоты всегда одни и те же. В театральных сценках он всегда играет старых генералов, смешно кашляет.
Вера Иосифовна – супруга Иван Петровича, мать Котика. Дама пишет повести, романы. Литературные экзерсисы героини совершенно бездарны. А также не имеют ничего общего с действительностью, что напрягает молодого гостя.
Таким образом, в семействе у каждого свой «талант». Гости в восторге, ведь иных развлечений в городе нет. Тем более, что их ждет вкусный ужин.
Тема
Чтобы определить тему рассказа «Ионыч», необходимо раскрыть суть названия рассказа. Сначала создаётся впечатление, что речь пойдёт о семействе Туркиных. Позже приходит понимание того, что главный герой – Дмитрий Ионыч Старцев. На протяжении повествования показана деградация доктора Старцева, и в этом заключается смысл названия – автор показывает, как уважаемый человек, хороший врач, постепенно погряз в пошлости и превратился в стяжателя. Это даёт право остальным жителям относится к нему фамильярно, с некоторым пренебрежением, ставить его в один ряд с собой, серыми и безликими обывателями.
Именно процесс деградации личности является главной темой произведения. Старцев, молодой и энергичный врач, любящий свою профессию, когда-то стремившийся к высоким идеалам, медленно, но верно превращался в рядового жителя города. Единственным стремлением доктора стало обогащение. Хорошая медицинская практика приносила ему стабильный доход. Все свои средства доктор Старцев вкладывает в недвижимость, покупает вещи, соответствующие его положению и финансовому состоянию. Деградация проявилась не только в изменении его убеждений, но и во внешности, привычках, поведении.
Герой стал грубым и раздражительным, растолстел, у него появилась одышка. У доктора пропал интерес к общественной жизни, не осталось никаких чувств, кроме жажды обогащения. Любовь, зарождение которой показано в рассказе, заканчивается крахом и разочарованием. И Старцев даже испытывает облегчение от того, что отношения не сложились.
Проблематика – Проблема состояния общества в целом, его нравственности. Это необразованность граждан, их бескультурье и духовная нищета. Жизнь в городке проходит скучно и уныло, по одному заведенному распорядку. Жители проводят своё время однообразно, каждый из них живёт в собственном маленьком мирке, не ставя перед собой никаких глобальных целей и стремлений.
Проблема влияния общества на личность. На Старцева уклад жизни и взгляды жителей города С. оказали большое влияние: он отказался от медицины как от призвания, превратив её лишь в средство обогащения. Можно сделать однозначный вывод: уподобившись обывательскому обществу, Старцев уничтожил себя как личность, смешался с толпой таких же беспринципных и бездуховных типов. В какой мере окружение влияет на личность и может ли человек ему противостоять? Этот важный вопрос ставит автор в своём рассказе.
Чехов Ионыч: описание, история создания
Образ земского врача — один из любимых у Антона Павловича Чехова. Изначально, при написании набросков к сюжету будущего произведения, этого персонажа не было. Автор задумывал небольшое повествование о семье Филимоновых. Первоначальной идеей было описать типичную жизнь представителей мелкопоместного дворянства, их праздное времяпровождение, духовную нищету.
Впоследствии автор изменил фамилию Филимоновых на Туркиных, чье семейство в итоге представлено как самое прогрессивное, талантливое и интеллигентное во всем городе. Мать семейства пишет романы о выдуманной жизни, которой нет места в реальности. Дочь Екатерина музицирует, воображая себя в будущем известной артисткой. Отец семейства на ходу сочиняет каламбуры.
О том, насколько развиты остальные городские обыватели, которые в восторге от семейства Туркиных, несложно догадаться по их разговорам, ведущимся за столом. Юный доктор Старцев впервые появляется в черновиках будущего рассказа Чехова в 1897 году. Именно тогда начинает прорисовываться образ главного героя и смещение сюжетной линии в его сторону, а именно описание постепенной деградации под воздействием общества.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Через год Чехов полностью отредактировал свое сочинение, которое и было опубликовано в 1898 году. В окончательном варианте сюжет строится вокруг жизни земского доктора в типичном уездном городе и его поэтапной трансформации личности.