Слайд 4Введение: Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что произведения М.А. Шолохова
были написаны в советскую эпоху. За последние десятилетия изменилось отношение и к самой эпохе, и к произведениям, написанным в это время. Но именно М.А. Шолохов, на мой взгляд, в своих произведениях сумел так отразить серьезные проблемы своего времени, что они не утратили своей актуальности и в наши дни. Цель работы: исследовать произведения М.А. Шолохова, в которых выражено отношение писателя к войне.Объект исследования: творчество Михаила Александровича Шолохова.Предмет исследования: «Донские рассказы», «Тихий Дон», «Они сражались за Родину», «Наука ненависти», «Судьба человека» М.А. Шолохова.Методы исследования: анализ и синтез произведений М.А. Шолохова, изучение литературоведческой литературы, критических статей, интернет ресурсов.Гипотеза: тема человека на войне в произведениях Шолохова – это «поклон народу-герою, который ни на кого не нападал, но всегда умел с достоинством отстоять созданное им, отстоять свою свободу и честь, свое право строить себе будущее по собственному выбору». Произведения М. Шолохова о войне — свидетельство любви и сострадания писателя, его гуманного отношения к людям, как следование традициям классической литературы 19-го века.
Завязка
Вместо Петро (именно так зовут сына престарелых родителей) в станицу (она, естественно, находится на Дону) возвращается его однополчанин Прохор. Он сообщает деду и его старухе, что их сына больше нет. Погиб на войне, как и многие. Этот момент, когда родители узнают о смерти сына, можно считать завязкой произведения. К ней же относится и появление в станице, во дворе у деда, трех «продотрядников» в сопровождении председателя. Дед Гаврила не знал, что по стране железными ступнями «шагает» продразверстка. Ее основной смысл такой: государство отчуждает у населения продукты питания, а потом, согласно своему усмотрению и установленным нормам, выдает их обратно. Как нетрудно понять, это — антикризисная мера. Продразверстка практиковалась советской властью несколько раз, дед Гаврила стал жертвой одной из первых подобных процедур. У него отбирали только хлеб.
Но ребята, посланные новой властью, не успели забрать все то, что смогли бы унести. Неожиданно прямо рядом с гумном их расстрелял неизвестный на лошади, а потом он так же внезапно скрылся. Дед в это время направлялся к дому и просто остолбенел от такого развития событий.
Чуть погодя, когда он пришел в себя, герой пошел осмотреть поверженных приспешников Советской власти. И удивительное дело, но один из них даже после тяжелых ранений дышал.
Царь-рыба
Начинает описывать обычный поход на рыбалку своего героя Виктор Астафьев. «Царь-рыба» — произведение экологической направленности, поэтому автор не упускает случая отметить, что Игнатьич занимается браконьерством. Вот почему персонаж находится в постоянном напряжении, боится появления рыбнадзора. Любая проходящая мимо лодка становится причиной для паники.
Игнатьич проверяет заранее поставленные самоловы. В них обнаруживается много рыбы, среди которой рыбак замечает очень большую. Это оказался осетр, который настолько устал вырываться из сети, что теперь просто тянет ко дну. Игнатьич присмотрелся поближе, и что-то в облике рыбы показалось ему первобытным. Ужас охватывает рыбака, он пытается подбодрить себя шутками и всаживает в добычу новые крючки.
Продолжает развитие действий новеллы «Царь-рыба» Астафьев. Содержание по главам повествует о том, что Игнатьича начинают одолевать сомнения. Внутреннее чутье подсказывает ему — один ты с рыбой не справишься, надо звать брата. Но мысль о том, что придется делить добычу, тут же отгоняет другие доводы.
Жадность овладевает Игнатьичем. Он думает о том, что и сам ничуть не лучше остальных хапуг. Но тут же начинает себя подбадривать, жадность воспринимается как азарт. Тут ему в голову приходит мысль о том, что в сети его попалась царь-рыба. Такое счастье выпадает только раз в жизни, поэтому упустить ее нельзя. Хотя дед когда-то говорил, что если попадется царь-рыба, ее нужно отпустить. Но Игнатьич не может допустить и мысли об этом.
Рыбак пытается затащить рыбу в лодку, но падает вместе с ней за борт и запутывается в сетях. Чудом ему удается выплыть и ухватиться за лодку. Игнатьич начинает молиться о спасении, кается в том, что отважился поймать царь-рыбу.
Рыбак и его добыча жались друг к другу, опутанные сетью, и слабели. Игнатьич начинает думать о том, что их судьбы с царь-рыбой сплелись, и впереди их ждет неизбежная смерть.
Нерест князя лосося
Царь-рыба относится к анадромным рыбам, то есть рыбам, которые живут в соленой воде, но для размножения они переплывают в пресные реки. Во время таких миграций рыбам приходится подниматься вверх по течению до 4 тысяч метров, на этом пути им необходимо преодолевать речные пороги.
Американцы называют чавычу королевским лососем, а японцы — «князем лососей».
У короля лосося нерест происходит раньше, чем у других лососевых видов. Уже в мае, с первым появлением в Корякском нагорье и на островах Хоккайдо ласточек, начинается размножение у чавычи. Пик брачного периода наблюдается в летние месяцы.
Крепкие и сильные чавычи идут на нерест сплошной стаей, их тела сливаются в единый розово-серебристый поток. Во время долгого похода рыба сильно ослабевает, поэтому становится простой добычей для хищников и браконьеров. Во время нереста чавычи, медведи держатся поблизости рек, чтобы подкрепить свой организм полезным и вкусным мясом, а также их питательной икрой.
От других лососей чавыча отличается большим числом жаберных лучей и менее интенсивным брачным окрасом.
Для нереста князь лосось выбирает места с большой глубиной (до 1,5 мера) и сильным течением. Самки делают хвостом в гальке ямки и откладывают в них более 10 тысяч икринок. У чавычи довольно крупная икра, ее достигает 10 миллиметров. Самцы оплодотворяют икру молоками, после чего самки закапывают ямки, чтобы икру не съели хищники.
Восковая персона: Что больше всего беспокоит умирающего Петра I?
На уроке мы познакомились с произведением Тынянова и петровской эпохой. Восковая персона Петра 1 возвращает нас во времена, когда самодержец и его блестящая пора подходит к концу. Автор показал часы, когда государь был при смерти. И вот предлагаем вам ознакомиться с кратким содержанием главы, которая поможет понять, что именно беспокоило умирающего Петра Первого.
Восковая персона краткое содержание, глава 1
Наше краткое изложение повести начинается известием о том, что только недавно государь пировал, а сейчас извивается от боли. Он умирал и беспокоился о том, что много начатых трудов еще не закончено. Переживал сильно, ведь не на кого было оставить правление государством, вокруг одни недруги, предатели и воры. Сестра его хитра, бывшая жена — глупа, Меньшиков — вор.
А в это время граф у себя дома ожидал вызова к царю. Ждал со страхом, ведь его должны были призвать к ответу. Очень уж любил он взятки, земли, деньги, поэтому и обирал казну как мог. Ночами же подсчитывал наворованное. Теперь же ждал судной расправы, страшился каторги, планировал побег, поэтому и перевел деньги на счет в европейском банке. И пришел тут к Меньшикову Растрелли, который запланировал создать посмертную маску Петра из воска. Узнав о том, что царю жить недолго, Меньшиков успокоился, при этом дал добро на то, чтобы Растрелли занялся запланированной копией.
Что беспокоит умирающего Петра?
И вот Александра Данилыча призвали к правителю. И тут мы видим царя в бреду. Ему снятся разные сны, которые он не записывает в кабинетный журнал, так как очень своих снов боится. Петр осознает, осталось ему совсем немного, рассматривая помещение он понимает, что больше не посмотрит на море. От этого слезы катятся по лицу. Он прощался с жизнью и жалел о том, что не казнил Данилыча и Екатерину, возвращался мысленно к замкам, каналам, улочкам. Он прощался со своим огромным кораблем — государством, понимая, что болезнь его не отпускает. А потом увидел таракана, которого захотел убить, так как очень их страшился. Но потерял сознание. Когда очнулся, то увидел сенаторов, что дежурили у его кровати.
В это время в другой комнате расположился Алексей Мякинин. Человек, которому было поручено собрать все сведения о Катерине, Данилыче и их деятельности. Попросил о данной услуге Петр Первый, сказав, чтобы тот рапортовал ему ежедневно. Документы были разложены перед Алексеем. Он хорошо поработал, так как узнал о суммах, что перечислил Данилыч. Откопал интересную информацию и о Екатерине. Вот только в этот день никто его не звал, все забыли. Он слышал лишь топот в соседней комнате, где находился царь.
Алексей, учуяв что-то неладное, уничтожил все бумаги, что касались Катерины. Порвав их, он сунул в сапог, цифры же записал. Вдруг чего, он смог бы все восстановить. И тут к нему зашла ее величество. Она указала Мякинину на дверь, бумаги же не дала забрать. А там в папку было пришито очень много дел, об Апраксине, о людях из Сената, о взятках и тайниках, купцах, много информации было и о Меньшикове.
Утром в Сенате подписали приказ об освобождении каторжников, которые должны были молиться за здоровье правителя. Меньшиков приказывает удвоить караулы, уже все стали говорить о скорой смерти царя. Правда о плохом здоровье многим из кабака было известно еще раньше. Знали все и о том, что собираются сделать царскую копию, поэтому по стране скупается воск и крепкий дуб. В разговорах многие считали, что после смерти государя возглавит страну Меньшиков.
Петро умер, да здравствует Петро
Старики трепетно ухаживали за своим врагом-другом на протяжении трех месяцев. Когда он пришел в сознание, то рассказал свою историю: звали его Николаем, он был сиротой. Работал всю жизнь (не слишком долгую) на уральском чугунолитейном заводе. Коля был убежденным коммунистом. Старики расчувствовались и сказали: «Раз никого у тебя нет, оставайся, парень, с нами, только звать тебя будут теперь Петро. Сын у нас был Петро, а теперь ты будешь вместо него». Николай легко сделал старикам такую милость, но пообещал только, что он с ними до осени поживет, а там видно будет.
Когда Коля-Петро оправился от физических и моральных потрясений, стал помогать деду по хозяйству. Старики были счастливы: они потеряли сына, но в «чужой крови» обрели еще одного.
Анализ 3
Шолохову удалось за всю свою жизнь написать очень много разных интересных произведений. А вот одним из популярных и знаменитых является «Семейный человек». События происходят во время Гражданской войны. Сколько же боли она принесла в каждый дом и каждому человеку. В мире нет такого человека, у которого война бы не отняла кого-то из родных или близких людей.
Все происходит на реке Дом, именно там старый паромщик перевозит людей с одного края на другой. Много людей он повидал на своем веку и со многими разговаривал на разные темы. Кроме этого многие даже делились с ним тайнами и секретами, которые он никому не рассказывал и держал в себе. И вот на этот раз ему пришлось перевозить одного солдата, который давно служил в армии, но спустя некоторое время был демобилизован и отправлен домой.
Микшара рано нашел свою любовь, и немного повстречавшись, они решили узаконить свои отношения. Спустя некоторое время у них родился первый ребенок, которому они были очень рады. Через год родился еще ребенок. Всего у него родилось девять детей. Вот только последнего ребенка мать уже не видела, потому что умерла от горячки. Теперь мужчине нужно сделать все для того чтобы вырастить всех этих детей, ведь полагаться приходится только на себя. Поэтому ему приходится работать не только целыми днями, но и ночами. Два старших сына пытались во всем помогать отцу. А когда на мир обрушилась война, то два старших брата пошли на войну.
А вот отец остался рядом с остальными детьми. Вот только долго он дома не пробыл, а все, потому что за ним пришли красные и заставили идти на войну. Он пытался объяснить всем, что не может пойти сейчас с ними, ведь дети его останутся одни и ему даже не с кем их оставить, но никто ничего не хотел слушать. И вот однажды к нему пригнали нескольких красноармейцев для того чтобы он с ними разобрался, а может быть, даже и расстрелять. Но когда он начал рассматривать лица этих ребят, то в одном из них он признал своего сына. И тогда он решил, что нужно спасаться самому, а сын найдет, как убежать. Он ударил своего сына по голове и пустился бежать. А за то, что он отпустил мужчину, ему прямо в сердце воткнули большой штык и отец услышал только хрип. Теперь где бы он не находился, везде ему казался и слышался тот самый хрип, который издавал его сын умирая и смотря как далеко убегает его отец.
Спустя некоторое время отца повысили, и теперь он должен был всех подозреваемых доставить в штаб и допросить. Много человек наш главный герой доставил в штаб. И вот ему опять пришлось отправляться в этот штаб вместе с подозреваемыми, но сначала их очень сильно избили. Среди этих ребят оказался еще один сын мужчины. Он был уверен в том, что его просто проверяют и если он его отпустит, то мужчину накажут. И он решил доставить его в штаб, а дальше будет что будет. Вот только сын все понял и решил поговорить и уговорить отца отпустить его. Тогда он предложил ему бежать, а когда сын повернулся к нему спиной, выстрелил в спину. Оказывается, у парня осталась жена и двое маленьких ребенка.
Анализ рассказа М.А.Шолохова «Чужая кровь»
Рассказ М.А. Шолохова «Чужая кровь» открывается поэтичной картиной зимней донской степи. Уже в этом небольшом описании читатель угадывает ключевой эпитет — «степь непаханая». Герой рассказа дед Гаврила стар, болен и все время думает о сыне, пропавшем в войну без вести.
По старинным казачьим обычаям снарядил Гаврила сына на фронт, на прощание отдал ему седло и дедовскую уздечку с серебряным набором — дорогую семейную реликвию, из поколения в поколение передававшуюся от отца к сыну — своеобразный оберег. Да еще взял с собой Петро горсть родной земли.
С пропажей сына пришло в упадок у Гаврилы все хозяйство: «Рушились сараи, ломала скотина базы, гнили стропила раскрытого бурей катуха. В конюшне, в пустых станках, по- своему захозяйствовали мыши, под навесом ржавела косилка».
С болью пишет М.А. Шолохов о трагедии деда Гаврилы, которого новая власть заставила снять полученные при царе кресты и медали, хотя он заслужил эти знаки военной доблести, честно и достойно выполнил свой долг перед родиной. А в старости. оказалось, что нет у него ни моральных, ни материальных опор. Лишь сама земля заставляла деда пахать и сеять.
Символом горя и запустения в рассказе становится образ тишины, расплетавшейся по хате «незримой кружевной паутиной».
Мучаясь и плача по ночам, Гаврила и его жена заставляют себя верить в то, что сын вернется. Шьют ему папаху и полушубок, берегут от моли мундир. Но проходит время, и надежды на то, что Петро вернется, остается все меньше и меньше. Символом быстротечного хода времени, как и во многих других произведениях М.А. Шолохова, в рассказе «Чужая кровь» становится течение Дона. Автор при этом использует характерный для устного народного творчества прием параллелизма: «Текли дни и недели, текла вода в Дону, под осень прозрачно-зеленая, всегда торопливая».
Вскоре возвращается в родные края Прохор Лиховидов, служивший с Петром в одном полку. От него и узнают убитые горем старики подробности о гибели единственного сына.
Во время продразверстки забирают у Гаврилы пшеницу. Прямо во дворе у него происходит стычка, в ходе которой кубанские казаки нападают на продотрядников и убивают председателя. Так в мирную жизнь хуторян входят реалии братоубийственной борьбы. Глядя на мертвые тела, Гаврила понимает, что кого-то из этих продотрядников тоже не дождутся домой старики. Внезапно обнаруживается, что один из красноармейцев еще жив. Осознав это, Гаврила забывает про личное горе, про убитого красными сына и спасает парня. Выхаживая больного, дед мучается: в душе его происходит борьба ненависти с жалостью. Постепенно Гаврила и его жена привязываются к спасенному Николаю, который напоминает им погибшего Петра. Отдают ему сшитую для сына одежду. Выясняется, что у парня тоже никого нет: отец умер, а мать его бросила в детстве. Постепенно старики привязываются к спасенному красноармейцу все больше и больше. Он даже начинает заслонять образ погибшего сына. Вдруг Николаю приходит письмо с далекого Урала: его зовут на родной завод. Старик понимает, что парень не будет вместо Петра пахать донскую землю. Тяжело переживает Гаврила прощание с приемным сыном, когда тот решает уехать. «Солнышко ясное смеркнется без тебя у нас», — говорит он ему на прощанье. Так, едва обретя утраченного сына, старики вновь теряют его.
Солнце — один из ключевых символов в творчестве М.А. Шолохова. Для Гаврилы и его жены отъезд Николая означает одинокую старость, жизнь без цели и без радости.
Рассказ «Чужая кровь», несомненно, помогает постичь суть и последствия гражданской войны. Однако социально- исторический аспект нельзя отделить в нем от общефилософского содержания. Для М.А
Шолохова важно показать тему преемственности поколений как основу всего человеческого бытия. Человек может быть счастлив, лишь осознавая, что вся его жизнь оставит на земле определенный след, все лучшее, что создано им, будет наследовано потомками
Потребность в продолжении рода — одна из важнейших потребностей человеческой жизни. И еще одна связанная с этим понятием тема важна в рассказе — тема бескорыстной родительской любви, неиссякаемого источника доброты на свете.
uchitel-slovesnosti.ru
Вариант 2
В данном произведении автор показывает во что может превратиться обычный человек, попав в неестественную ситуацию Гражданской войны, где ожесточение сторон заставляет людей переступать через то, что раньше было для них свято.
Главный герой рассказа Мишикара был отцом девятерых детей. Шолохов ничем не показывает что-либо необычное в этом человеке до начала противостояния белых и красных. Это хороший семьянин, желающий жить своей жизнью и остаться в стороне от наступающей в стране смуты. Когда двое из его сыновей – Иван и Данила прониклись идеями красных и решили воевать на их стороне, то отец лишь отказался последовать за ними, но и препятствовать не стал.
Однако вскоре Мишикара был мобилизован в Белую армию и, таким образом, стал сражаться на другой стороне. Из рассказа видно, что идеи его абсолютно не интересовали, на войну он пошел потому, что заставили. Это обстоятельство говорит не только об отсутствии каких-либо убеждений, но и о слабости характера.
Дальнейшее повествование строится на расправе над пленными. Следует отметить, что писатель принимал участие в Гражданской войне в казачьих областях и своими глазами видел зверства, творимые обеими сторонами.
Когда Данила попадает в плен к отряду, в котором служит его отец, то того заставляют принять участие в расправе над красным. Мишикара сначала, как нормальный человек, пытается отказаться, но ему грозят, что, в результате отказа, от участия в казни он станет следующей жертвой. Отец ударил своего сына штыком, в числе прочих. Это послужило началом его моральной деградации.
После того, как был захвачен в плен и его второй сын Иван, Мишикаре было поручено конвоировать того, причем в одиночку. Иван просил отца отпустить его, причем упал при этом на колени. После этого, отец, пообещав, что отпустит и выстрелит лишь для вида, хорошо прицелился и сознательно убил и второго сына. Причиной послужили не идеологические разногласия или слепая ярость, порожденная борьбой, Мишикара просто боялся, что это проверка и предпочел спасти себя от возможного наказания, ценой жизни сына. Причиной опять послужила трусость, помноженная на уже совершенный им поступок в отношении Данилы. Теперь этот человек стал способен на все смута пробудила в нем, то что в других обстоятельствах никогда бы не проявилось.
Рассказ учит тому до чего человека, слабого духом, могут довести экстремальные обстоятельства, подобные произошедшим в ходе Гражданской войны.
Слайд 16Судьба человека.Ужасы войны, то бесчеловечное, что несет она с собой —
смерть, страдания, разрушения, — не становятся самоцелью в творчестве М.А. Шолохова, а подчиняются раскрытию духовной мощи советского народа, несокрушимости его идейно-нравственных основ. Трагические судьбы Соколова, его приемного сына Вани, свидетельствуют о горечи страшных утрат, подчеркивают, говоря словами Шолохова, что «ценою неслыханных жертв и народных страданий мы вышли победителями… в последней, величайшей из войн»..В замечательном произведении автор показал несгибаемую волю, мужество, героизм и вместе с тем большое щедрое сердце простого русского человека, который в годину тягчайших испытаний, выпавших на долю его Родины, и непоправимых личных утрат смог подняться над своей исполненной глубочайшего драматизма личной судьбой, сумел жизнью и во имя жизни одолеть смерть. В этом пафос рассказа, его главная мысль.
Вариант 1: Кратко
В начале романа мы знакомимся с семейными ценностями и правилами казаков. Они жили по законам патриархального общества и православным традициям. Главным в доме был старейший мужчина в семье, который еще сохранял способность работать. Например, у Мелеховых все решал Пантелей Прокофьевич, а у Коршуновых — не дед Гришака, а Мирон Григорьевич, потому что дедушка уже не имел способности трудиться и руководить семьей. Для мужчины в этой среде важнее всего сила, и только сила скрепляла воедино семью, а потому старики и дети были наименее правоспособными и защищенными. Так, дед Гришака был лишен надлежащего ухода и даже уважения. Наталья была единственной, кто кормил и обстирывал деда, и делала это из милости. Даже во взрослом возрасте дети все еще были зависимы от родителей: вопросы брака решались хозяином дома, как и все остальные. Так, Григорий был вынужден жениться на Наталье под давлением отца. Такие правила сложно назвать нравственными и честными, зато они давали людям возможность жить слаженно и сообща. Только крепкая семья с единым лидером могла обработать землю в срок и вырастить урожай, который позволял выжить в суровых условиях. Только практичные решения по поводу брака могли гарантировать людям рост благосостояния, необходимого для рождения и воспитания следующих поколений. Только авторитарный подход мог держать в узде таких невесток, как Дарья, наказывать таких мужчин, как отец Аксиньи. Поэтому семейные устои казаков были логичными для того времени.
Трагическая судьба Романа (Никиты Михайловского)
Когда Никиту пригласили на съемки картины, ему действительно было 16 лет. Он родился в семье режиссера и фотомодели. Но его родители разошлись, когда ему едва исполнилось 3 года. Мама вышла замуж второй раз, и отчимом Никиты стал знаменитый петербуржский режиссер В. Сергеев.
Роль Ромы стала для Никиты пропускным билетом в мир советского кино. Молодому человеку пророчили прекрасное будущее, но казалось, актерская слава сильно тяготила Михайловского. Никита играл вместе с А. Баталовым, Н. Карачинцевым, В. Глаголевой, Н. Ожелите и другими известными артистами. Однако на пике популярности актер вдруг перестал сниматься и, в прямом смысле, ушел в подполье.
Суть: о чем?
В произведении рассказывается о молодом человеке – Борисе – умственное развитие которого остановилось на уровне двухлетнего ребенка. Ему 27, он достаточно красив, добр и в целом безобиден для окружающих. В палату заведения для душевнобольных он попадает из-за драки с родителями: обидевшись на отказ купить цветы, он таким способом выплескивает на них свою злость.
Несмотря на этот инцидент, он до самого конца ожидает появления матери, которая сможет забрать его домой. Каждый день он зовет ее, желая увидеть снова.
Вскоре в больнице оказывается другой пациент, которого рассказчик довольно грубо называет «гориллой» за схожий с животным внешний вид и интеллект. Этот человек находит особое удовольствие в унижении окружающих. Так, однажды он обманом заставляет Борю съесть сигарету. Об этом узнают остальные обитатели лечебницы. «Пацана» выписывают за нарушение режима. От наказания он не уходит – наиболее смелые и крепкие ребята решают преподать ему урок.
После этого в заведении вновь воцаряется покой.
Основный моральный конфликт. Раскрытие главной проблематики произведения
Несмотря на то что мы обсуждаем лишь краткое содержание, «Чужая кровь» Шолохова даже в сокращенном варианте побуждает читателя к осмыслению морального содержания произведения.
Именно в этом месте рассказа, где выясняется, что у одного из расстрелянных ребят все еще несмело бьется сердце, когда старик ощупывает его грудь, М.А. Шолохов и задает читателю почти христианский вопрос: «Что выбрать: добро или зло, ненависть или любовь?» Да, «красные» убили сына Гаврилы, но причина ли это для того, чтобы не спасать мальчика, упавшего на снег? Виноват ли в этом белокурый парень, застрявший между жизнью и смертью? Каждый, наверное, ответит на этот вопрос по-своему, но дед выбрал добро и любовь к ближнему, поэтому взвалил себе на спину юного ангела гражданской войны и принес в дом, чем, конечно, очень напугал свою бабку. Здесь напряжение и интрига произведения достигают апогея, это чувствуется даже тогда, когда читается краткое содержание. «Чужая кровь» (ее полная версия) захватывает еще больше.
Вариант 2
Шолохов – это автор, который всегда в своих произведениях затрагивал проблемы нравственности, человеческой души, человеческой личности, и всех тех аспектов нашей жизни, которые так или иначе имели место быть в нашей бытовой жизни. Также он затрагивал множество тем, одной из которых являлась семья, и эта тема нашла своё отражение в произведении “Семейный человек”.
Семья – это самое близкое, что есть у любого человека в мире, независимо от отношений с ней. Однако чтобы в твоей семье было всё хорошо, ты должен обладать хорошими личностными качествами, дабы не предать или же не бросить тех людей, которые тебе доверяют. Однако далеко не всегда это происходит именно так. В произведении автор нас знакомит с довольно простым человеком, который воспитывает девятерых детей. Все они живут себе, не задумываясь о надвигающейся угрозе, а ведь стоило бы, так как скоро начнётся война между красными и белыми. Отец семейства волнуется насчёт начала смуты, однако его беспокоит не то, что его семья может пострадать. Его беспокоит только сохранность его собственной персоны, что и говорит о нём как о слабохарактерном человеке, что впоследствии и видно из произведения, в котором он ещё не раз предаст свою семью.
Образом и действиями данного персонажа автор раскрывает перед нами главную проблематику произведения – трусость перед возможной ответственностью. В произведении главный герой, побоявшись возможного исхода своего путешествия, решает предать всё то, что было ему дорого. Попросту побоявшись смерти он решает бросить все моральные устои и бросить на пыльную полку свои убеждения. Для него больше нет ничего дороже своей сохранности, даже сохранность его детей. Именно этим автор и принижает поведения данного персонажа, ведь у человека не может быть ничего дороже его семьи, его детей, но, однако, главный герой данного произведения заботится только о своей шкуре.
В заключении автор показывает, до чего доводит трусость и человеческая отчуждённость от всего происходящего. Главный герой уже практически полностью морально дестабилизировав своё состояние, делает последний выстрел, как для своего сына, так и для своей нравственной составляющей, полностью разрушая её. Это и является показателем проблемы нравственности в произведении, которую так яростно и с живостью выражал Шолохов в своём произведении “Семейный человек” как бы иронизируя самим названием произведения.
Слайд 14Они сражались за Родину.М.Шолохов, раскрывая замысел своего романа «Они сражались за
Родину», говорил: «Меня интересует участь простых людей в минувшей войне. Солдат наш показал себя в дни Отечественной войны героем. О русском солдате, о его доблести, о его суворовских качествах известно миру. Но эта война показала нашего солдата в совершенно ином свете. Я и хочу раскрыть в романе новые качества советского воина, которые так возвысили его в эту войну…» И.Араличев. В гостях у Михаила Шолохова. — «Вымпел», 1947, № 23, с. 24.. В незаконченном романе «Они сражались за Родину» война осмысливалась М.Шолоховым не только как героический ратный подвиг народа, но и как величайшее испытание всех нравственных качеств советского человека. Впечатляющее раскрытие глубины и чистоты патриотического чувства народа сочеталось в них с проникновенным лиризмом в изображении судеб отдельных людей в годину общенародных бед и испытаний.М.Шолохов в своих произведениях об Отечественной войне остается верен единой демократической линии своего творчества: в центре их простые люди, рядовые великой войны, труженики — шахтер Петр Лопахин, комбайнер Иван Звягинцев, агроном МТС Николай Стрельцов, шофер Андрей Соколов… Солдаты в романе М. Шолохова не только сражаются. Они напряженно размышляют над судьбой государства, говорят о целях войны, думают о боевом товариществе, вспоминают мирное прошлое, свои семьи, детей, любимых… Трагическое напряжение боя вдруг сменяют комические сцены и эпизоды. Эта глубина, эта полнота жизни — весьма примечательное качество романа М.Шолохова. Она позволяет писателю постигнуть истинную меру жизнестойкости народа, открыть истоки героического.
Популярные сегодня темы
Это небольшое произведение состоит из пяти строф с разным количеством строк в каждой. Баллада является переводом стихотворения Шиллера.
Андрей Платонов, замечательный писатель, который может так явно и глубоко раскрыть тему доброты человеческой души. Все его произведения пронизаны искренними и дружелюбными чувствами
Русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов много и искренне писал о своём народе, о проблемах людей того времени. В его творчестве большую роль играют размышления о прошлом и настоящем России и ее жителей
Тема войны в произведениях любого автора русской литературы – это отражение исторических событий, судеб, характеров людей, которые стали не по своей воли ее участниками.
Многодетный отец Мишикара остается после смерти супруги один с детьми. В мирную жизнь жителей вихрем вносится Гражданская война. Мужчина становится в ряды армии. На протяжении рассказа судьба относится к нему жестоко не раз. Среди пленных на вражеской стороне оказываются его сыновья. Под угрозой смерти Мишкара убивает обоих сыновей, считая, что оставшиеся на воле сиротами остальные дети нуждаются в отце.
В произведении автор предлагает рассмотреть простого крестьянина, который в начале рассказа является трудолюбивым мужчиной, любящим отцом девятерых детей. Оказавшись в военных условиях, он попадает под ее магическое влияние. Образ героя, его мировосприятие резко меняется с наступлением военных будней.
Поведение героя становится безумием. Он идет на поводу идеологии развернувшейся кампании. В его психике происходят непоправимые изменения. Практически без сожаления убивает детей. Спасая себя от смерти.
Но главная мысль автора заключена в том, что война угнетает внутренний мир человека. На поверхность всплывают слабые стороны характера, хотя ранее он казался добросовестным человеком, способным на сострадание. Страх умереть, одиночество, трусость, предательство – то, из чего составлен образ отца в конце произведения.
Последние звуки, хрип умирающего сына Мишкары преследуют его всегда. Это становится ему наказанием за то, что он не выразил мужественный протест против войны, проявил слабый характер, тем самым подтолкнул на распад всю семью.
Война разрушила в сознании героев правильное понимание жизни. Отец идет на убийство детей – это и есть последствия бесчеловечной войны, которая разрушила все нормы человеческих взаимоотношений. Автор раскрыл всю душевную боль участников военных действий (например, дочери Натальи). Но душа главного героя все же находится под презрением писателя, так как убийцу детей не может ничто оправдать, потому что на нем грех, а в душе нет места раскаянию.
«Приключения Чиполлино» (1951)
Дети подружились. Но их весёлый смех услышал синьор Помидор и запретил Вишенке дружить с бедняками.
«Приключения Чиполлино» в других видах искусства
В 1961 г. был снят советский полнометражный рисованный мультипликационный фильм «Чиполлино». Музыка к мультфильму, написанная Карэном Хачатуряном, спустя 12-13 лет послужила основой для одноимённого балета.
В 1974 г. по мотивам сказки Джанни Родари была снята на киностудии «Мосфильм» эксцентрическая музыкальная комедия режиссёра Тамары Лисициан. В главных ролях были заняты известные актёры В. Басов, Рина Зелёная, Г. Вицин и др. Тамара Лисициан, проработавшая некоторое время в Италии, была лично знакома с Джанни Родари.
- https://blmb.ru/priklyucheniya-chipollino-kratkoe-soderzhanie/
- http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/5-6-predlzhenij/rodari-priklyucheniya-chipollino
- https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/priklyucheniya-chipollino.html
- https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/2-klass/1786-priklyucheniya-chipollino.html
- http://ency.info/slovesnost/avtorskie-skazki/655-dzhanni-rodari-priklyucheniya-chipollino
Слайд 13Они сражались за Родину.Художник дал нам внутренне все пережить: состояние изнурительного
марша, молитву под бомбами, безумие боя, боль на операционном столе, мгновение перед смертью…Шолохов в этой сложности вовсе не хочет растворить то острое, священное чувство ненависти к врагу, на котором тогда объединялось все подлинно человеческое: «Все, что было в жизни дорого и мила сердцу, все осталось там, под властью немцев… И снова, в который уже раз за время войны, Лопахин ощутил вдруг тот удушающий приступ немой ненависти к врагу, когда даже ругательное слово не в силах вырваться из мгновенно пересыхающего горла…»
Описывая наши временные поражения, Шолохов тем не менее писал не психологию отступающей армии, но состояние будущих победителей, испытуемых в данный момент военной бедой, горькими неудачами. По всему их поведению, образу мышления, душевному настрою достаточно отчетливо можно представить, как любой из этих бойцов будет вести себя и в Сталинграде, и по дороге на Берлин, и в самом логове…