Чехов «толстый и тонкий» — анализ рассказа

Анализ рассказа чехова «толстый и тонкий»

Введение

Проза Антона Павловича Чехова явилась новаторским явлением в русской литературе второй половины XIX века. Он превратил жанр короткого юмористического рассказа в высокое искусство. Современники Чехова упрекали его в том, что его произведения не содержат сюжетных поворотов. Действительно, фабула его рассказов очень проста.

Однако, это не означает, что его произведения примитивны. Чехов владел искусством краткого повествования, мастерски подбирал точные детали для описания персонажей, использовал художественную недосказанность, оставляя пространство для воображения читателя.

Один из ярких примеров чеховского гения — рассказ «Толстый и тонкий» (1883), который впоследствии вошел в сборник «Пестрые рассказы».

Место действия рассказа

В рассказе «Толстый и тонкий» Антона Чехова место действия имеет важное значение для анализа и понимания темы и идеи произведения. Рассказ разворачивается в маленьком городке, где живут два брата — Толстый и Тонкий

Этот городок становится символом узколобой и мещанской жизни. В нем кажется, что все знают о всех и каждый считает своим долгом навязывать свое мнение и вмешиваться в чужие дела.

Идея рассказа заключается в осуждении мелочности и поверхностности мнений людей, их суеты и малодушия. В маленьком городке все важные события сводятся к сплетням и слухам, вместо того чтобы думать о серьезных проблемах и находить пути их решения.

Тема рассказа — конфликт между двумя братьями, каждый из которых представляет свое мировоззрение. Толстый является типичным представителем узкомыслящего и довольного собой человека, который судит о других по внешним признакам, не задумываясь о их душевных качествах. Тонкий же — это интеллигентный и эрудированный человек, который осуждает толстого брата за его поверхностность и ненависть к всему новому и непонятному.

Проблема, которую поднимает автор, заключается в необходимости преодолеть стереотипы и узость сознания, чтобы развиваться и открыть для себя новые возможности жизни. Анализ места действия рассказа позволяет больше узнать о жизни общества и его проблемах, а также о влиянии окружающей среды на человека и его взгляды.

Смысл фрагмента

Действие сна разворачивается снежной зимой, что метафорично подводит читателя к взрослению Татьяны. Получается, что ее любовь к Евгению проводит черту между детством и юностью девушки. Поток, через который ей помогает перебраться медведь – это ее зов о помощи. И действительно, Татьяне очень нужна помощь. В очень сложной и запутанной ситуации с искушенным холодным светским львом Евгением ей, чистой деревенской девушке, некому помочь. Взъерошенный медведь – помощник и проводник, символизирующий сильное и не вполне осознаваемое Татьяной влечение, любовь к Онегину. Ни жива, ни мертва, Татьяна не в силах сопротивляться медведю – автор показывает, что она своим чувствам не может противиться:

Главная мысль фрагмента «Сон Татьяны» заключается в том, что Татьяна пытается от медведя бежать – ей страшно и стыдно, что ее любовь к Онегину сильнее ее воли и рассудка. Медведь несет Татьяну – и куда! – в логово, где Онегин возглавляет шабаш чудищ. Медведь здесь – метафора чувств и влечения к Евгению. Татьяна изо всех сил сдерживала себя, стеснялась и стыдилась, но все же написала письмо Онегину. И теперь она в его власти, во власти медведя, то есть своих чувств. Шабаш чудищ здесь символизирует свадьбу Татьяны и Евгения:

Онегин правит бал – ведь он жених! Татьяне снится свадьба с ним. Онегин развлекает себя этой странной компанией – ему и правда очень скучно в деревне, вот он и развлекается как может. Дразнит Ленского и всех соседей. А когда звери кричат: «Моё, моё! », указывая на Татьяну – здесь видно ее подсознательное желание быть присвоенной Онегиным. Чтобы он сказал – она моя! Именно это мы и происходит во сне. И в жизни, только уже слишком поздно для героев. ..

А во сне Онегин положил Татьяну на лавку, что символизирует их союз, их свадьбу. Татьяна согласилась отдаться Онегину или на волю судьбы – что в XIX веке для девушки было одним и тем же. И тут входит Ольга с Ленским и мешают им: «Свет блеснул, Онегин руку замахнул». Убит Ленский, Татьяна в ужасе проснулась – а сон оказался пророческим. Смерть Ленского помешала героям, перечеркнула их будущее. Такова основная идея главы «Сон Татьяны».

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Толстый и тонкий.

Год написания – 1883 год.

История создания – рассказ написан в конце 19 века “на злобу дня”, затрагивает самые острые проблемы общества. Сюжет взят писателем из ситуации или истории близкого окружения, переосмыслен и художественно переработан.

Тема – угодничество, чинопочитание, рабское мышление и мировоззрение.

Композиция – у Чехова “Толстый и тонкий” имеет классическую композицию с небольшой особенностью: завязка и развитие событий более объёмны, кульминация и развязка – лаконичные, динамичные и особенно выразительные.

Жанр – рассказ.

Анализ рассказа Толстый и тонкий Чехова 6 класс

История создания. Это сатирическое произведение было написано А. П. Чеховым в 1883 году, и является работой его юных лет. Первый раз рассказ был опубликован в юмористическом журнале «Осколки». Изначально содержание произведения основывалось на реальном анекдотическом казусе, где разногласие между «тонким» и «толстым» возникает нечаянно из-за ошибки первого. Однако в 1886 году содержание рассказа подлежит редакции, в результате чего идея произведения совершенно кардинально изменилась. «Тонкий» отныне извивался перед «толстым» не по причине подчиненности по должности, а по обыкновению и выработанной реакции. Именно при помощи таких внесенных перемен произведение стало максимально обобщенным и высмеивающим положение одного из героев.

Главная тема рассказа – это встреча двух давних товарищей на станции вокзала. По их описанию становится понятно «толстый» — состоятельный человек, а «тонкий» представлен как уставший пассажир, который нес все свои возможные коробки и узлы, так как финансов нанять носака не сохранилось. У приятелей завязывается разговор, и автор представляет их имена: «толстый» — Михаил и «тонкий» — Порфирий. Порфирий, похваляется собой и семьей, бросается в воспоминания, рассказывает о себе и жизни со школьных времен. Михаил был на самом деле захвачен рассказом Порфирия и обо всем его расспрашивал. Тонкий ведет себя непосредственно, раскрепощенно, но стоило ему узнать о должности Михаила – тайный советник и имеет две звезды, то вся раскрепощенность в момент исчезает. Он скукоживается и берется обращаться к товарищу «ваше превосходительство». Михаилу такое поведение ненавистно, он пытается возразить «тонкому», но тот лишь ехидно хихикает и толстому остается лишь уйти от неприятного бывшего друга.

Композиция. Рассказ отличается максимально краткой экспозицией, она выражена одной фразой. В ней автором используется антитеза-один герой толстый, второй-тонкий, так автор уже противопоставляет героев. Завязкой является неожиданная встреча двух давних товарищей. Развитие действия – настоящий восторг приятелей от встречи друг с другом и совместные воспоминания о школьных днях. Кульминация произведения заключается в мгновении, когда «тонкий» выясняет о чине «толстого». И развязка – это неожиданно сменившееся поведение Порфирия, его подобострастничество и смена стиля общения.

Главные герои рассказа Михаил – «толстый» и Порфирий – «тонкий».

Жанр – рассказ, направление критический реализм. В нем четко выражены личные черты литературного стиля Антона Павловича: краткость, скорое развитие фабулы, обращение к подробностям, верность слова.

Основная мысль рассказа – вызвать отвращение к потоканию и выслуживанию как самому низшему видению, показать насколько человек может зависеть от занимаемого положения в обществе. Трагичность охватывает утрату «тонкими» людьми своего внутреннего я, потерю чувства собственного достоинства. Самоуважение – вот основа личности.

Лингвистический анализ рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

Рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий» написан в 1883 году, году начала правления Александра III после либеральных реформ Александра II.

3 стр., 1328 слов

Анализ Толстый и тонкий рассказ Чехова 6 класс

… героев, усилить эмоциональную окраску происходящих событий по мере развития действий и во время кульминации (Порфирий «хихикает», «окаменел», чемоданы «съёжились и поморщились»). В рассказе «Толстый и тонкий» А. П. Чехов … быть ему холопом или свободным человеком. Вариант 2 Рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий» датирован 1883 годом и относится к числу первых произведений автора, созданных им в …

Иешуа и Понтий Пилат в романе Булгакова Мастер и Маргарита сочинение

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» является поистине философским. За затягивающим течением размеренного повествования о человеческих судьбах скрывается множество поистине «вечных» вопросов о том, что такое хорошо и что такое плохо, в чём истинное предназначение каждого человека, зачем и для чего мы живём. А герои ершалаимских глав произведения, Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат, являются одними из наиболее впечатляющих и удивительных героев романа.

Понтий Пилат, прокуратор Иудеи, за свою жизнь привык командовать и управлять, выносить приговоры и принимать самые разнообразные решения, пусть даже и жестокие, и бесчеловечные. Он постоянно чувствует себя одиноким, ведь у него есть лишь один верный друг — его пёс. Однако встреча с Иешуа перевернула жизнь прокуратора, заставив усомниться практически во всём.

Иешуа Га-Ноцри, прототипом которого является Иисус Христос, предстал перед Понтием Пилатом в качестве преступника. Говорили, что он подговаривал людей к восстанию, однако на самом деле Иешуа просто разговаривал с ними. После нескольких минут общения с Га-Ноцри прокуратор осознал, что перед ним стоит необыкновенный человек. Необычайно умный, тонкий и глубокий, Иешуа замечал то, чего не замечали другие, чего не замечал и сам Понтий Пилат. Возникало ощущение, что в душе Иешуа царила гармония, о которой Пилату можно было только мечтать в перерывах между мучительной головной болью, терзающей его уже много лет. Однако прокуратор Иудеи испугался. Испугался необычного человека, испугался осуждения со стороны своего народа, банально испугался поступить не так, как ожидают другие люди — и приговорил невиновного Иешуа к казни.

После данного решения, которое с течением времени оказалось поистине судьбоносным, изменилось всё. Умирая, Иешуа сказал, что трусость — это самый страшный порок, и Понтий Пилат полностью осознал и прочувствовал это. На протяжении очень долгого промежутка времени он страдал и терзался тяжёлыми мыслями, но осознав свой грех и раскаявшись, Пилат обрёл покой и вновь встретился с Иешуа, на этот раз — в другом мире и без дальнейшего расставания.

На мой взгляд, в романе «Мастер и Маргарита» Булгаков стремиться открыть глаза читателям на то, каким бы был мир, если бы в нём не существовало ни зла, ни добра. Без зла в лице плохого поступка Понтия Пилата он бы никогда не узнал, что есть истинное добро, которое открыл ему Иешуа, а также никогда бы не познал, к какой жизни нужно стремиться и как нужно поступать, чтобы в душе была гармония. Безусловно, человек склонен совершать ошибки, это абсолютно естественно, однако не извлекать из них уроки — настоящее преступление. За искренним раскаянием должно следовать такое же искреннее прощение, и я полагаю, что именно эту жизненную философию Михаил Афанасьевич Булгаков стремился открыть своим читателям на примере двух столь непохожих героев произведения — Иешуа Га-Ноцри, странника, и Понтия Пилата, прокуратора Иудеи.

Идея рассказа

В рассказе «Толстый и тонкий» А.П. Чехова основной идеей является проблема толстого и тонкого взаимодействия человека с окружающим миром. Чехов, поднимая эту проблему, показывает, как современное общество, основанное на внешности и стереотипах, оказывает влияние на отношения между людьми.

Главный герой рассказа — Толстый, является персонажем, который не способен настолько приспособиться к жизни, чтобы соответствовать общепринятым стандартам внешней привлекательности. Его проблема в том, что его реальная жизнь и внешний облик не соответствуют ожиданиям окружающих.

Тонкий, напротив, прекрасно осознает свою внешность и умело использует ее в своих целях. Он выглядит привлекательно и успешно общается с людьми, что дает ему преимущество в обществе.

Чехов, через противопоставление Толстого и Тонкого, показывает, что внешность является важным фактором во взаимодействии между людьми. Эта проблема актуальна не только для героев рассказа, но и для всех нас в реальной жизни.

Анализ стилистических особенностей

Анализ рассказа Чехова Толстый и тонкий №2

Особое место в произведениях Антона Павловича Чехова занимает образ человека, наделённого такими качествами, как излишнее чинопочитание, трусость и услужливость перед состоятельным человеком. Тема неравенства людей разных социальных статусов развивается в рассказе «Толстый и тонкий», где проявление подобных пороков человечества приводит к потере собственного достоинства и уважения к себе.

Ограниченное количество героев в произведении подчёркивает своеобразие данного жанра. Сюжет рассказа прост. Встреча бывших товарищей по гимназии спустя много лет на территории вокзала железной дороги, соединяющей Москву и Санкт – Петербург, приводит в восторг обоих. Однако социальное неравенство мужчин приводит к смущению одного и вызывает чувство отвращения у другого.

Для рассказа характерно скудное использование деталей в создании портретов героев, но даже такая краткость А. П. Чехова не мешает передать полное представление о них: внешнем облике, темпераменте, манерах поведения и социальном положении в обществе.

Выражая искреннюю радость от встречи с другом, худощавый с виду Порфирий (тонкий), служивший коллежским асессором, радушно приветствует Мишу (толстый). Он охотно представляет свою семью – жену и сына, которые имеют с Порфирием внешнее сходство. Не скрывая, рассказывает о низком достатке, о нехватке средств к существованию. Об этом свидетельствуют сумки и узлы, которые вынужден нести самостоятельно, а также запах недорогого обеда.

Совершенно противоположной фигурой представлен образ Михаила. А. Чехов изображает его как солидного человека полной комплекции, имеющего достаток гораздо выше, чем у давнего друга. Об этом говорит его чин, дорогой аромат духов и выход из ресторана, в отличие от Порфирия, который показался из вагона.

Для дальнейшего повествования рассказа автор продолжает применять один из ярких художественных приёмов – антитезу, ещё больше усиливая противопоставление героев, подчёркивая разницу между ними. Недлительный диалог бывших приятелей в определённый момент становится кульминацией. Не имея понятия об истинном должностном положении Михаила, Порфирий говорит уверенным тоном, однако, узнав о достижении по службе, он запинается, внешне будто становится ниже ростом. На первый план выступают испуг и заискивание, он забывает о простых человеческих качествах.

Поведение тонкого резко меняется, речь наполняется фразами из разговорной лексики («милостивое внимание»), которая плавно переходит в официально — деловую. Многократное использование автором глаголов в описании поз, мимики помогло передать внутреннее состояние героев, усилить эмоциональную окраску происходящих событий по мере развития действий и во время кульминации (Порфирий «хихикает», «окаменел», чемоданы «съёжились и поморщились»)

В рассказе «Толстый и тонкий» А. П. Чехов беспощадно высмеивает унизительное положение людей, которые по своей вине теряют человеческий облик. Отличаясь по какому — либо признаку от окружающих, они начинают чувствовать ущемление своих прав в финансовых вопросах, превращаясь в зависимых от вышестоящих, преклоняясь и выслуживаясь перед ними. Автор призывает пересмотреть подобные проявления в жизни в сторону самоуважения, подчёркивая равенство всех людей.

5, 6, 7 класс

Вариант 2

«Толстый и тонкий»: сюжет

Рассказ «Толстый и тонкий» был впервые опубликован в 1883 году в юмористическом литературно-художественном еженедельнике «Осколки».

Действие разворачивается на вокзале Николаевской железной дороги, где встречаются два гимназических приятеля — один толстый, другой тонкий. Они радостно встречаются после долгой разлуки. Особенно разговорчив тонкий, который вспоминает забавные случаи из их юности и представляет свою семью — жену Луизу и сына Нафанаила. Он рассказывает о своих достижениях, о своей службе в коллегии, о наградах, о музыкальных уроках, которые проводит его жена. Он также интересуется успехами своего старого друга.

Однако, когда тонкий узнает, что толстый стал тайным советником, он мгновенно меняет свое поведение. Он переходит с «ты» на «вы» и начинает выражать заискивающие комплименты. Толстому это не нравится, но он все равно протягивает руку тонкому, который пожимает всего три пальца. Толстый уходит, оставляя коллежского асессора с его женой и сыном на вокзале. Их лица выражают благоговение и приятное ошеломление.

3 стр., 1091 слов

Чехов и его произведения «Палата №6», «Ионыч»

… незнакомым с биографией Чехова читателям станет понятно, что писатель создавший такие произведения, как «Палата № 6», «Случай из практики», … не я, а время». Чехов восстает против насильственного взгляда на жизнь, удобного для тех, … но и души человеческой, исследовал ее тонкие стороны и пытался поделиться своими наблюдениями … что с ним происходит — и тем глубже трясина обывательщины, в которую он …

XIX

Зимой работы на ярмарке не было, и Алёша возвращался к домашним обязанностям, а по вечерам снова читал хозяевам вслух. Хозяин стал тихим и задумчивым. Однажды он признался Алёше, что влюбился в женщину, мужа которой осудили за фальшиво­мо­нетчество. Чтобы отправиться за ним в Сибирь, нужны были деньги, женщина зарабатывала, продавая себя, и вскоре уехала на поселение вслед за любимым мужем.

Алёша прослужил десятником три лета. Ему надоело постоянное воровство, обман, жизнь казалась «бессвязной, нелепой» и глупой. Поговорить Алёша мог только с Осипом, но так и не смог понять «что же он любит, что ненавистно ему» и вскоре начал чувствовать враждебность к хитрому и равнодушному старичку.

Пятнадца­тилетний Алёша чувствовал себя старым и уставшим от пережитого. В нём словно жило два человека: один мечтал о тихой, уединённой жизни, другой всегда был готов к бою.

Однажды Алёша встретил своего дядю Якова. Тот разорился, всё прогулял и некоторое время служил помощником смотрителя при арестантах. Его лишили места из-за того, что он отпускал некоторых арестантов «погулять». Теперь он жил у сына, солиста церковного хора, и исполнял при нём обязанности лакея.

Дядя тоже был переполнен безразличием и его речи ещё больше запутали Алёшу. В тот же день он принял решение и осенью уехал в Казань, надеясь пристроиться там учиться.

I

Дед Василий устроил Алёшу «мальчиком» в нижегородский обувной магазин, где уже работал его двоюродный брат Саша Яковлев. Алёша должен был открывать двери перед покупателями и выполнять разные мелкие поручения. Жили мальчики в домике при магазине, где хозяйничала кухарка, «женщина больная и сердитая», которая заставляла Алёшу помогать по хозяйству — чистить обувь, приносить воду, ставить самовар.

Саша пользовался своим старшинством и должностью помощника приказчика, всячески помыкая и командуя Алёшей, хотя тот был выше и сильнее. Привыкшему к воле мальчику было тягостно весь день находиться в магазине. Ему были неприятны хозяин, тихий человек со светлыми, словно слепыми глазами, и старший приказчик, кругленький и какой-то скользкий.

Много раз Алёша видел, как хозяин и приказчик обхаживали покупательницу, а потом «говорили о ней грязно и бесстыдно». Кроме того, Саша и приказчик обкрадывали хозяина, пряча обувь в печной трубе. Алёша помнил обещание хозяина посадить его в тюрьму за воровство, и это очень пугало его.

Саша не любил кухарку, странную бабу, любившую смотреть на драки, считал её ведьмой и постоянно пытался заставить Алёшу устроить ей какую-нибудь пакость. Однажды утром кухарка умерла прямо на глазах мальчиков. Это так напугало Сашу, что он приблизил к себе Алёшу, показал ему свой сундучок, набитый собранными на улице пуговицами, булавками и прочей мелочью, и тайник под корнем дерева, где была устроена маленькая часовня. Посреди часовни стоял гробик с воробьём, которого Саша сам убил.

Сашины «сокровища» вызвали у Алёши «тягостное удивление». «Часовню» мальчик разорил, когда Саша сравнил её с его землянкой, в которой он когда-то прожил всё лето, прячась от отчима. После этого Саша начал делать брату гадости — мазал ему лицо сажей, когда тот спал, и подкладывал иголки в обувь, которую он чистил.

Алёша решил сбежать «от всей этой нудной, дурацкой жизни», но вечером накануне побега ошпарил себе руки кипящими щами и попал в больницу, откуда его забрала домой, в слободу Кунавино, бабушка Акулина.

Сочинение по произведению

Это забавный рассказ – юморной и психологичный. Тут показано, как тонкий Порфирий не может справиться с собой – действует по шаблону, хотя это и раздражает толстого Михаила.

Тонкий и толстый – школьные приятели, которые встретились случайно на вокзале. Радость встречи, счастливые воспоминания, интерес к тому, как сложилась жизнь друг друга… Немного и похвастаться хочется – как без этого, например, на встречах выпускников? Поводом для хвастовства служит семья, карьера. Сначала Порфирий вполне в своей тарелке, как говорится

Но после оказывается, что его приятель дослужился до важной должности – выше, чем он сам. И тут у тонкого включается стиль поведения с начальством

И это очень глупо! Ведь они не на работе, тем более они, я так понимаю, не в одной ведь конторе. Кроме того, Миша дает понять, что ему не нравится такое видеть-слышать от старого приятеля. Может, ему на службе такого неискреннего отношения хватает. Но приятель просто не может остановиться… Конечно, это его глупость… Он действует по стандарту, не смотрит на реальную ситуацию. Если уж думать о выгоде, а не о дружбе, то можно было б по-приятельски что-то попросить, а тут он сразу показывает себя не просто подчиненным, а таким неискренним и жадным, который только и ищет какой-то выгоды.

Понятно, что Чехов сделал рассказ с юмором, а для этого преувеличил саму ситуацию, поведение героев. Но ведь он правильно заметил, что в жизни и такое бывает. Например, приходишь ты в парикмахерскую, а к тебе так с презрением отнеслись, чуть не выгнали, а узнали, как твои родители, так сразу тон меняется, начинают ненатурально смеяться, чай предлагать, а в глазах у них страх и злость. А тебе противно, так как они не из-за тебя уважение проявили, из-за твоих родителей. И то не уважение, а страх. Ещё после им приветы передают. Противно, когда так. Или, когда отношение к человеку меняется, когда в интернете посмотрят, сколько стоят его ботинки. Но опять, это ведь не искреннее хорошее отношение, а покупное, искусственное. Кто лучше себя покажет или больше заплатит, тот мне и «друг».

В общем, актуальный рассказ, хотя и смешной. Тут высмеивается вечная проблема искренности.

Выводы

Обломов – сборный персонаж, изображающий человека, полностью живущего прошлым, не желающего и не умеющего подстраиваться под новые обстоятельства. Как отзывался о романе Гончарова Добролюбов – автор рано «похоронил» «обломовщину», более того, она остается тенденциозным проявлением общества даже в наше время, представляя людей ищущих, пытающихся познать свое место в мире, но апатичных, быстро разочаровывающихся в собственной жизни и уходящих в мир иллюзий. Трагизм Обломова – это трагизм нереализованного человеческого потенциала, постепенное и полное отмирание думающей, но инертной личности.

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/goncharov/v-chem-sostoit-tragediya-zhizni-oblomovahttp://www.kritika24.ru/page.php?id=60699http://obrazovaka.ru/sochinenie/oblomov/v-chem-sostoit-tragediya-zhizni-oblomova.html

голоса

Рейтинг статьи

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: