Образ маленького человека в рассказах чехова

Сочинение: тема “толстого и тонкого” в юмористическом рассказе а.п. чехова

Тематика и проблематика рассказа

Рассматривая анализ «Толстого и тонкого» Чехова, нельзя не упомянуть об основных темах и проблемах, которые затрагивал автор в своей работе. Некоторые из них:

  1. Неравенство. Вопреки тому, что Толстый и Тонкий — представители разных социальных слоев, автор демонстрирует, что неравноправие в обществе не имеет никакого значения, если люди с душой относятся друг к другу. По мнению Чехова, пропасть возникает в результате отсутствия высокой духовности, а не разницы в достатке.
  2. Чинопочитание — автор с отвращением рассказывает о благоговении раба, которое чувствует Порфирий перед представителями высшего общества. Чехов демонстрирует, как слепое поклонение чинам способно унизить человека. Писатель утверждает, что людей нужно уважать за реальные дела.
  3. Внутреннее рабство. В своем творчестве Чехов нередко старался убедить читателей, что каждый человек появляется на свет свободным и независимым. Тонкого никто не заставлял пресмыкаться перед Толстым, но его моральная слабость и многолетняя служба сделали свое дело. Освободиться от общественных оков и стать полноценной личностью, по мнению автора — величайший подвиг.

Трансформация в поздних рассказах

Нравственное падение героя, имевшего когда-то свои убеждения и ценности, желавшего изменить мир к лучшему, глубоко потрясает читателей. Однако в самом конце рассказа Ионыч вызывает лишь презрение и отвращение, ведь невозможно сочувствовать тому, кто никого не уважает и не ценит ничего, кроме денег.

Мелкий человек сам помещает себя в подобное пространство, в которое не может влезть ни совесть, ни нравственность, ни душевность. Морально опустошённый герой у Чехова обречён на одиночество, не замечая, что непреодолимая оболочка, отделяющая его от общества, создана его собственными руками.

Чехов выводит универсальную форму такого пространства — футляр. Человек в футляре — это герой, душа которого обмелела, а жизнь прошла впустую в стороне от людей, способных любить и сочувствовать. Внешний вид Беликова тоже напоминает футляр.

  • даже в тёплую погоду учитель ходит в калошах и с зонтом;
  • постоянно носит тёплое пальто;
  • спит, укрывшись одеялом с головой;
  • носит тёмные очки;
  • любит поднимать воротник.

Несколько интересных тем

  • Кутузов в романе Война и мир

    В романе-эпопее «Война и мир» действует множество образов, прототипы которых играли важную роль в истории России. Одним из самых ярких таких образов является образ Михаила Илларионовича Кутузова

  • Девятый вал

    Иван Константинович Айвазовский — знаменитый русский художник, мастер морского пейзажа. Одной из наиболее известных его работ стала картина Девятый вал, написанная в 1950 году.

  • Голубая весна Бакшеева

    Известный пейзажист Василий Бакшеев умел создавать на холсте живописные картины, окутанные ореолом спокойствия. Его картина «Голубая весна» не стала исключением

  • Девочка с ягодами Рачкова

    Портретист Рачков Николай Ефимович написал в 1879 году замечательную картину «Девочка с ягодами». Полотно пронизано душевным теплом и нежностью. Маленькая хрупкая крестьянская девочка набрала ягод

  • Карл 12 в поэме Полтава

    А.С. Пушкин, впечатленный расправой над декабристами, написал замечательную поэму «Полтава», которая посвящена историческим событиям. В ней описываются события решающей битвы русско-шведской войны.

Главные герои

  1. Главным героем рассказа является Беликов— учитель греческого языка в гимназии. Он устанавливает определенные правила в своей жизни, и больше всего боится, что что-то пойдёт не так, как было задумано. Беликов даже в самую ясную и тёплую погоду одет в калоши и тёплое пальто с поднятым воротником, он прячет своё лицо за темными очками и шляпой, чтобы как можно лучше оградить себя от влияния окружающей среды: не только природной, но и социальной. Его пугает современная реальность и раздражает все, что происходит вокруг, именно поэтому учитель облачается в некий футляр и внешне, и внутренне.
  2. Михаил Коваленко— новый учитель истории и географии, который приезжает работать в гимназию вместе со своей сестрой. Михаил — молодой, общительный и жизнерадостный мужчина высокого роста, большой любитель посмеяться и даже похохотать от души.
  3. Его сестра Варенька— женщина 30 лет, очень жизнерадостная и счастливая, обожает веселиться, петь и плясать. Героиня проявляет интерес к Беликову, который, в свою очередь, уделяет ей время и соглашается на прогулки, чтобы порассуждать о том, что брак — это слишком серьезная вещь. Женщина все же не теряет надежды расшевелить кавалера, что выдает в ней такие качества, как настойчивость и целеустремленность.

Анализ стилистических особенностей

Характерные особенности

Для полного раскрытия темы необходимо выделить самые характерные особенности изображения маленького человека в прозе Чехова, то есть сформулировать черты, свойственные абсолютному большинству героев чеховского типа. Такая характеристика поможет при написании философского эссе или литературного сочинения по этой теме:

  1. Героев Чехова никто не угнетает и не преследует, акцент с внешнего неблагополучия смещён на обмельчание души персонажей.
  2. Маленькие люди Чехова становятся мелкими по собственной вине, поскольку они боятся жизни и перемен, стремятся сохранить всё в том виде, в котором имеют.
  3. Основная причина деградации героев в произведениях Чехова — их духовное рабство, для них уничижение и подхалимство перед вышестоящими лицами является нормальным и приемлемым поведением.
  4. Герои Чехова сами становятся угнетателями «значительных лиц»: они настаивают на своём, жалуются, пишут доносы, буквально заставляя других соблюдать установленную иерархию, играть роль «большого чиновника» и относиться к ним как к бедным и обездоленным людям.

Таким образом, тип маленького человека заметно трансформировался в творчестве Чехова. На смену достойным, но слабым героям приходят жалкие карьеристы, не страдающие от обстоятельств, но заставляющие страдать всех вокруг, не имеющие уважения ни к кому, включая себя.

Сатирический образ в раннем творчестве

В ранних рассказах Чехова тема маленького человека получает новое осмысление, хотя героями многих его юмористических произведений, как и раньше в литературе, часто выступают мелкие чиновники. Новаторский подход Чехова проявляется не в том, что автор иначе описывает положение героев, меняет их социальное положение или усиливает драматизм ситуаций. Наоборот, герои в тех же обстоятельствах, но ведут себя по-другому, руководствуются низкими и недостойными мотивами.

Казалось бы, Тонкого никто не собирается унижать, оскорблять или помыкать им. Герой сам ставит себя в приниженное положение, как только узнаёт о социальном неравенстве. Он готов пресмыкаться ради получения выгоды и из-за страха перед вышестоящими лицами. Разумеется, всё это негативно сказывается на встрече бывших приятелей.

Толстый, который был очень рад видеть своего одноклассника, сначала удивляется, потом теряется, а в конце наполняется презрением к Тонкому. Однако причиной этого становится не бедственное положение Михаила и не низкий чин, а фальшивая почтительность, в которой безошибочно угадывается мелкий чеховский человек.

Вариант 2

Проблематика рассказа

Главный объект осмеяния – маленький чиновник, раболепствующий, когда никто его к этому не вынуждает. Чехов правдиво и беспощадно рисует картину мира «тонких», мира рабской психологии. Трагизм заключается в потере такими людьми своего «я», утрате чувства личности.

10 стр., 4893 слов

Характер николеньки из рассказа толстого детство. : николенька …

… Николеньки Иртеньева является характеристикой самого Толстого, так как многие события и происшествия, описанные в повести, взяты непосредственно из воспоминаний автора. Что же хранил в своей памяти Л. Н. Толстой? “Детство … статье, посвященной трилогии и военным рассказам Толстого, Н. Г. Чернышевский и которая получит развитие в будущих его сочинениях. В повести происходит несколько больших (смерть …

Сатирический образ в раннем творчестве

В ранних рассказах Чехова тема маленького человека получает новое осмысление, хотя героями многих его юмористических произведений, как и раньше в литературе, часто выступают мелкие чиновники. Новаторский подход Чехова проявляется не в том, что автор иначе описывает положение героев, меняет их социальное положение или усиливает драматизм ситуаций. Наоборот, герои в тех же обстоятельствах, но ведут себя по-другому, руководствуются низкими и недостойными мотивами.

Акцент в произведениях отныне делается не на горестях и неустроенности жизни маленьких людей, а на их пороках: трусости, подхалимстве, приземлённости и ограниченности во взглядах. Знакомый читателю образ в произведениях Чехова существенно трансформируется, ранее вызывавший сочувствие герой становится непривлекательным «мелким» человеком, опустошенным духовно.

Пример мелкого человека можно найти, обратившись к рассказу «Толстый и Тонкий». Сюжет произведения очень прост: на вокзале встречаются для бывших одноклассника, Порфирий и Михаил. Они очень рады встрече и рассказывают друг другу о прожитых годах и пришедших жизненных успехах. Но чем больше говорит тайный советник Порфирий, тем подобострастнее и запуганнее становится лицо его бывшего приятеля.

Казалось бы, Тонкого никто не собирается унижать, оскорблять или помыкать им. Герой сам ставит себя в приниженное положение, как только узнаёт о социальном неравенстве. Он готов пресмыкаться ради получения выгоды и из-за страха перед вышестоящими лицами. Разумеется, всё это негативно сказывается на встрече бывших приятелей.

Толстый, который был очень рад видеть своего одноклассника, сначала удивляется, потом теряется, а в конце наполняется презрением к Тонкому. Однако причиной этого становится не бедственное положение Михаила и не низкий чин, а фальшивая почтительность, в которой безошибочно угадывается мелкий чеховский человек.

В рассказе А. П. Чехова «Смерть чиновника» герой предстаёт в ещё более неприглядном свете. Случайно чихнув на лысину генерала в театре, чиновник Червяков беспрестанно приносит свои извинения, буквально преследуя «значительное лицо». В результате сам генерал терпит неприятности от маленького и, казалось бы, слабого человека.

Не выдержав постоянных уничижений, он прикрикивает на Червякова. Этого оказывается достаточно, чтобы чиновник умер дома от страха, «не снимая мундира». Эта деталь позволяет выявить авторское отношение к герою: Червяков умирает не как человек, а как вещь, его смерть не вызывает сочувствия, он жалок и отвратителен автору и читателям.

Герои ранних чеховских рассказов не терпят унижений от вышестоящих лиц, но продолжают вести себя как рабы, благоговеть и унижаться «по долгу положения».

Рассказ «Злоумышленник»

Проблема невежественности «маленького человека»

Рассказ «Злоумышленник» появился в 1885 г. в «Петербургской газете». В нем повествуется, как железнодорожным сторожем с поличным был пойман деревенский мужик Денис Григорьев, откручивающий гайку на железнодорожном полотне. Все действие представляет собой допрос преступника судебным следователем.

Следователь и мужичонка – представители разных социальных слоев одного общества, которые настолько далеки друг от друга, что не могут прийти к взаимопониманию. Следователь – типичный чиновник, убежденный, что каждый должен знать «уложение о наказаниях», которое он зачитывает крестьянину, говоря: «Ты не мог не знать, к чему ведет это отвинчивание…» Следователь не желает задержанному зла, он лишь формальный исполнитель закона. Но в понимании мужика следователь совершил беззаконие, потому что осудил невинного человека.

Герой своей вины не понимает, считает, что к нему несправедливо придираются. Многие в деревне занимались подобным промыслом, используя тяжелые гайки в качестве грузил для рыбалки

Невежественному мужику не понятно, что маленькая гайка является неприметной, но важной деталью, скрепляя рельсы со шпалами, ее отсутствие может привести к повреждению железной дороги. Денису кажутся странными доводы судебного следователя, он не считает свои действия преступными

Однако незнание законов не освобождает от ответственности: Денис арестован, его, возможно, ожидает ссылка на каторжные работы. На самом деле злодей всего лишь наивный, безобидный, добродушный, но невежественный и темный человек. Через смешную ситуацию в рассказе «Злоумышленник» показана разрушительная сила, скрывающаяся в непросвещенном народе, и недальновидность власти, не понимающей проблем простого человека.

Чехов поднял вопрос о том, кто виноват в подобных преступлениях: забитый и неграмотный мужик или общество, в котором жажда легкой наживы превыше здравого смысла. Бедность толкала мужиков на воровство гаек, они не понимали, что мелкое воровство могло привести к крушению поезда и человеческим жертвам. Образованные господа, покупавшие сплетенные мужиками невода с десятком гаек, не интересовались происхождением «грузил», хотя прекрасно понимали, откуда они берутся. Халатность стала масштабной проблемой общества, причиной многих бедствий.

В названии рассказа есть указание на человека со злым умыслом. Чувствуется горькая авторская ирония: злоумышленником назван человек, совершивший без дурных мыслей проступок, не задумываясь о последствиях. Но в происшествии виновато множество людей, знавших о свинчивании гаек. Злоумышленник представляет собой собирательный образ всех людей, разгильдяйство и безответственность которых могут привести к непоправимым и катастрофическим последствиям.

А. П. Чехов «Толстый и тонкий». Анализ произведения

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Время и история создания

Рассказ написан в 1883 году, опубликован в юмористическом журнале «Ос­колки», подписан А. Чехонте.

Сюжет

На вокзале встретились два школьных товарища: один толстый, другой тон­кий.

Толстый преуспел в жизни, Тонкий выглядит скромнее, как мелкий чинов­ник, отягощенный житейскими неурядицами: он вышел из вагона, неся в руках много картонных коробок, из-за его спины выглядывают его жена и сын. Встре­ча одноклассников бурная и радостная: «они троекратно облобызались и устре­мили друг на друга глаза, полные слез».

Тонкий знакомит Толстого со своей семьей. Школьные товарищи с восторгом и смехом вспоминают годы учебы в гимназии. Разговор переходит на служеб­ные дела.

Совет

Тонкий рассказывает, что работает коллежским асессором, но полу­чает очень маленькое жалованье, ему приходится подрабатывать изготовлением портсигаров и уроками музыки.

Толстый сообщает, что дослужился до тайного советника и имеет две звезды.

Тонкий сразу же меняется в лице: «побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой». Он подобострастно улыба­ется и обращается к своему старому другу «ваше превосходительство». Друже­ский тон забыт. Тонкий уже не может не пресмыкаться. Толстого раздражает такое поведение, и он, раздосадованный, уходит.

Поэтика, композиция, идея

Жанр — рассказ.

Тема — изображение низменного чинопочитания. Писатель не дает героям конкретных имен, но данная им уже в названии характеристика (толстый и тон­кий) позволяет узнать о героях очень многое: толстый — важный человек, за­нимающий высокую должность, а тонкий является мелким чиновником. В этом приеме проявляется свойственная Чехову лаконичность.

Действие начинается внезапно: «На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий». Сразу указаны важные обстоятельства рассказа: место, ситуация, герои. По речи героев можно понять, что они были в хороших отношениях.

Обстоятельства и герои не описываются Чеховым подробно — явление рисуется во всей его целостности, писателю надо выделить главное, учитывая небольшой объем произведения. Действие в рассказе развивается очень быстро.

В результате изменения ситуа­ции внезапно приходит развязка, совпадающая с кульминацией: оказывается, что толстый «уже до тайного дослужился». Дружественная атмосфера вдруг пропадает. Чехов пишет: «Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его покривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, от лица его посыпались искры.

Сам он съежился, сгорбился, сузился…» А дружественное обращение «милый мой» быстро заменяется на «Ваше превосходительство».

Обратите внимание

Чехов тонко обрисовывает психологические детали в поведении героев: «На его лице было написано столько благоговения, сладости и почтительной кисло­ты, что тайного советника стошнило».

Картина доведена до абсурда: когда «приятели» прощались, Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем. В этих деталях — картина целого ми­ра, построенного на чинопочитании и лакействе.

Преклонение перед должностью, за которой личность человека остается ненужной, лишней, унижает достоинство человека, — это одна из самых важ­ных тем чеховского творчества.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Проблематика: чинопочитание и рабская философия

Чехова-сатирика имела огромное значение для русского общества XIX века, так как она затрагивала актуальную тему чинопочитания. Любое ущемление человеческой личности вызывало острое негодование среди писателей и общества в целом.

Начальный вариант рассказа «Толстый и тонкий» имел немного другой характер. В нем Толстый играл роль начальника Тонкого, выгоняя своего подопечного за опоздание на службу, а последний раболепствовал и заискивал перед руководством, в надежде избежать наказания.

Подобная ситуация органично вписывалась в классическую литературную концепцию «маленького человека», униженного, оскорбленного и лишенного прав, вынужденного пресмыкаться перед сильными мира.

Теперь главного героя никто не заставляет поступать рабски, он делает это по собственной воле. Более того, подобное поведение доставляет ему удовольствие.

Читательская симпатия естественным образом переходит на сторону господ, в то время как «маленький человек» больше не вызывает сочувствия, а вызывает отвращение.

Таким образом, в рассказе «Толстый и тонкий» Толстый, несмотря на свой высокий чин тайного советника (один из высших гражданских чинов, приравненных к генералам), с радостью общается со своим старым школьным другом. Его взгляд на Тонкого не изменяется, когда он узнает, что тот служит коллежским асессором (в должности, эквивалентной пехотному капитану).

Если бы Толстый был титулярным советником, Тонкий бы вел себя высокомерно; в общении с коллежским асессором он был бы более равнодушен; но блеск и недостижимая высота тайного советника заставляют Тонкого тут же опуститься на колени.

Он даже не пытается извлечь выгоду из того, что знаком с влиятельным чиновником, и один лишь рабски благоговеет.

А.П.Чехов также продолжит затрагивать тему человеческого двуличия и приспособленчества в своем рассказе «Хамелеон», написанном в 1884 году.

Продолжение анализа произведения Антона Чехова «Толстой и тонкий»

Художественная деталь в рассказах Чехова

Подобно многим его произведениям, «Толстой и тонкий» выделяется не столько сюжетом, сколько художественной деталью. Чехов мастерски использует моменты из повседневной жизни, чтобы раскрыть характеры и внутренний мир своих героев.

Наблюдая за встречей двух старых знакомых, Чехов не тратит много слов на описание внешности. Он предпочитает фокусироваться на деталях, которые несут в себе глубокий смысл. Толстый, только что пообедав, излучает удовлетворение, а его губы лоснятся, как спелые вишни, а аромат хереса и флердоранжа сопровождает его. В то время как тонкий, загруженный багажом и пропахший ветчиной, выдает свой бедствующий статус.

Характеры персонажей в деталях

Диалог между приятелями открывает перед читателем характеры героев. Толстый проявляет немногословие, дружелюбие и спокойствие, в то время как тонкий — суетливость, хвастливость, и речь его полна энергии.

Чехов снова привлекает внимание к деталям при описании метаморфозы, происходящей с тонким и его семьей. В улыбке тонкого, сжимающемся под грузом багажа, автор искусно передает изменения в его внутреннем состоянии

Жена тонкого и сын Нафанаил также подвергаются описанию, что усиливает впечатление от сцены.

Таким образом, Чехов создает необычайно живописные портреты своих персонажей, освещая их внутренний мир через характерные детали из повседневной жизни.

Чтобы подчеркнуть различные характеры персонажей, Чехов прибегает к излюбленному художественному средству – антитезе. Именно поэтому один из его героев толстый, другой тонкий. Их имена не столь важны, хотя и упоминаются в рассказе: толстого зовут Мишей (просто, без вычурностей), тонкого – Порфирий, а жена у него ни в коем случае не Маша, а Луиза Ванценбах.

Автор абстрагируется от происходящего в рассказе, он сторонний наблюдатель. А потому никакой четко прописанной морали в «Толстом и тонком» нет. Он оставляет своих героев на перроне в приятном ошеломлении и удаляется вместе с тайным советником. «В маленьких рассказах, – писал Чехов, – лучше недосказать, чем пересказать».

Вариант 2

Рассказ “Толстый и тонкий” Чехова – это история о двух братьях, которые имели совершенно разные характеры и взгляды на жизнь. Толстый брат был богатым и успешным человеком, который любил роскошь и комфорт. Тонкий брат же был бедным и неудачливым, но зато он был умным и талантливым.

Однажды Толстый брат пригласил Тонкого к себе в гости и попросил его помочь ему в бизнесе. Тонкий брат согласился, но вскоре понял, что его брат не собирается платить ему за его труды. Тонкий брат решил уйти от брата и начать свою собственную жизнь.

Тонкий брат стал работать учителем и очень скоро стал известным и уважаемым человеком. Он нашел свое призвание и стал делать то, что ему нравится. Толстый брат же продолжал жить в роскоши и богатстве, но вскоре понял, что его жизнь пуста и бессмысленна. Он попытался найти счастье в других вещах, но ничего не помогло.

Толстый брат начал задумываться о своей жизни и о том, что он делает не то, что ему нравится, а то, что ему приходится делать. Он понял, что настоящее счастье не в деньгах и роскоши, а в том, чтобы делать то, что тебе нравится и быть счастливым.

Толстый брат решил изменить свою жизнь и начать заниматься тем, что ему нравится. Он начал заниматься спортом и стал здоровее и сильнее. Он начал путешествовать и узнавать новые культуры и традиции. Он начал помогать другим людям и стал более духовным.

Таким образом, рассказ “Толстый и тонкий” Чехова показывает, что настоящее счастье не в деньгах и роскоши, а в том, чтобы делать то, что тебе нравится и быть счастливым. Каждый человек должен находить свое призвание и делать то, что ему нравится. Только тогда он будет действительно счастливым и удовлетворенным жизнью.

Рассказ “Толстый и тонкий” Чехова также показывает, что деньги и богатство не могут купить счастье. Толстый брат был богатым и успешным, но его жизнь была пустой и бессмысленной. Тонкий брат же был бедным, но он был счастлив, потому что он делал то, что ему нравится.

Рассказ “Толстый и тонкий” Чехова также показывает, что любовь и поддержка близких людей очень важны для нашей жизни. Тонкий брат был неудачливым и бедным, но его брат всегда был рядом и поддерживал его. Без этой поддержки Тонкий брат не смог бы достичь таких высот в своей жизни.

В целом, рассказ “Толстый и тонкий” Чехова – это история о том, что настоящее счастье не в деньгах и роскоши, а в том, чтобы делать то, что тебе нравится и быть счастливым. Каждый человек должен находить свое призвание и делать то, что ему нравится. Только тогда он будет действительно счастливым и удовлетворенным жизнью.

Характерные особенности

Для полного раскрытия темы необходимо выделить самые характерные особенности изображения маленького человека в прозе Чехова, то есть сформулировать черты, свойственные абсолютному большинству героев чеховского типа. Такая характеристика поможет при написании философского эссе или литературного сочинения по этой теме:

Таким образом, тип маленького человека заметно трансформировался в творчестве Чехова. На смену достойным, но слабым героям приходят жалкие карьеристы, не страдающие от обстоятельств, но заставляющие страдать всех вокруг, не имеющие уважения ни к кому, включая себя.

  • Государственный строй абсолютной монархии во франции кратко

      

  • Протекторат над грузией русская америка кратко

      

  • Ферменты генной инженерии кратко

      

  • Структура габитус практика бурдье кратко

      

  • Этногенез народов на территории россии кратко

История написания

Сквозь десятилетия до читателей доходят различные факты о создании стихотворений и других произведений автора. Так, Чехов написал «Толстый и тонкий» практически в начале своей творческой деятельности. Эта работа входит в золотой фонд отечественной литературы. Интересные аспекты:

  1. История создания произведения началась с исключительно развлекательного замысла автора. Изначально сюжетные линии рассказа носили сугубо анекдотичный характер, без какой-либо глубины. Цель писателя на тот момент — показать встречу старых знакомых, испорченную неловким поступком. Однако в будущем работа приобрела глубокий смысл, открывая читателям природу человека: в версии 1886 года Тонкий начал заискивать перед Толстым без какой-то выгоды, а в первоначальной редакции он встретил в товарище своего начальника.
  2. Чехов хотел создать рассказ с целью получения дохода. Именно поэтому автор изобразил юмористическую ситуацию, желая рассмешить публику. Работы подобного рода издательства тогда охотно брали на публикацию, щедро оплачивая труд создателя. Однако «настоящий мастер» не мог писать только на потребу дня, поэтому последующие исправления вызвали сложности при публикации. Однако Антон Павлович все же издал произведение, не покривив душой ради заработка.

Характеристика 2

На железнодорожном вокзале Николаевской дороги встречаются два бывших друга: толстый – Михаил и тонкий – Порфирий. Тонкий – второй год в должности коллежского асессора, но из-за маленького жалованья он вынужден делать портсигары на продажу. Тонкий женился и воспитывает ребенка. Жена Порфирия – лютеранка, дает уроки музыки, а сын, Нафанаил – ученик третьего класса. Толстый добился высоких чинов, он – статский тайный советник.

Оба товарища счастливы вновь встретиться. Они вспоминают свои веселые и беззаботные годы учебы в гимназии. Беседа шла отлично до тех пор, пока тонкий не узнал о статусе толстого. Порфирий услышав, что Миша выше него на три ранга, весь съежился, побледнел, улыбка с лица исчезла, казалось даже чемоданы, которые он держал в своих руках стали меньше в размере после такой новости. У жены Порфирия подбородок от услышанного стал еще длиннее. Сын же сразу застегнул все пуговицы на мундире и так вытянулся, что казалось будто он стал длиннее ростом. Все члены семьи тонкого начали обращаться к толстому на «вы», исчезла былая непринужденность в разговоре, все и забыли, что перед ними друг детства Порфирия. Мише стало не по себе от такой реакции на его чин. Он попросил не заниматься чинопочитанием. Но Порфирий, приученный к соответствующему отношению к людям высшего ранга, не мог вести себя иначе. Этому же тонкий научил и своего сына Нафанаила, и жену. Как бы ни пытался Миша наладить разговор, вернуть легкость и радость, все было тщетно. Перед ним теперь стоял трусливый, забитый человек, который с почтением верного раба относился к  людям такого положения как Миша. Тонкий потерял чувство собственного достоинства. Когда товарищи прощались, Порфирий не смог пожать руку своему другу целиком, а лишь тремя пальцами.

Проанализировав рассказ А.П. Чехова, можно сделать вывод о Порфирии. Тонкому не так важны качества человека, характер, образ мышления. Его цель – настолько заинтересовать собеседника, чтобы тот испытал к нему уважение и симпатию. Порфирий на все ради этого готов, даже поменять свое мировоззрение и уничтожить свое «я».

На данный момент проблема чинопочитания, актуальна и в наше время. Среди нашего общества также есть такие люди, для которых не важна духовная составляющая человека, а важен его статус в жизни.

Тема и основная мысль

Тема данного рассказа выглядит несколько неожиданно. В то время, как большинство писателей XIX века осуждали высокопоставленных людей, считая, что они наживаются на простом народе, Чехов вдруг показал совсем другую сторону вопроса. Он отметил, что человек без высокого чина заранее себя стыдится и намеренно подпитывает в себе раба вместо того, чтобы считать себя равным с более богатыми и знатными людьми. Получается, что Чехов не обвиняет во всем систему или тех, кому повезло больше (он намеренно подчеркивает общее прошлое и одинаковое образование у Толстого и Тонкого), а говорит о том, что в большой пропасти между людьми виноваты только сами люди. И в их же силах эту пропасть стереть, а не лелеять ее, лицемерно преклоняясь перед сильными мира сего, даже если это никому не самом деле неприятно.

Вопрос школьника по предмету Литература

ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ МИНИ СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ «КТО ВАМ БОЛЬШЕ НРАВИТСЯ,ТОЛСТЫЙ ИЛИ ТОНКИЙ И ПОЧЕМУ?»
7.Прочитайте материал на стр. 250-251 и соберите материал для работы над сочинением с опорой на статью:
Что искать?
Заготовка для написания сочинения.
Какие человеческие качества вам не нравятся и почему?

Главная мысль будущей работы

Когда эти качества раскрываются наиболее полно?

Кто будет героями вашего рассказа?

Дайте характеристику каждому герою: внешность, привычки, род занятий, отношения с людьми, речь

В чем будет конфликт (столкновение) между героями?

План рассказа

Что поможет сделать рассказ смешным ( стр. 120)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: