Семья, дом, любовь в произведениях а.п. чехова

Сравнительная характеристика “толстого” и “тонкого” в рассказе “толстый и тонкий” чехова

Композиция и содержание (краткое)

Толстый и тонкий, бывшие одноклассники по гимназии, случайно встретились на вокзале. Упоминание о Николаевской железной дороге в первом предложении (это сжатая экспозиция) подсказывает, что герои рассказа — чиновники. Подробного их описания А. Чехов не дает, но точные сразу же вносят ясность в происходящее. Например, упоминание о том, что от толстого пахло «хересом и флер-д’оранжем» — это признак состоятельности, а от тонкого — «ветчиной и кофейной гущей», помогает определить, на какой ступени социальной лестницы находился каждый из героев. К тому же последний был обвешан коробками и чемоданами — вероятно, не имел лишних средств или жалел денег на носильщика.

Первым заметил бывшего приятеля толстый. Его радостный возглас, обращенный к Порфирию, становится завязкой действия. Они не виделись с самого детства, и вполне естественно, что между ними завязывается разговор. Короткий, но достаточный для того, чтобы читатель смог составить полное представление о жизненной позиции каждого из приятелей.

Кульминацией становится момент, когда тонкий узнает, каких высот в жизни достиг его товарищ. Миша тут же превращается в «ваше превосходительство», а сам Порфирий без нужды становится угодливым и лебезящим человечком, что дальше покажет анализ.

Рассказ «Злоумышленник»

Проблема невежественности «маленького человека»

Рассказ «Злоумышленник» появился в 1885 г. в «Петербургской газете». В нем повествуется, как железнодорожным сторожем с поличным был пойман деревенский мужик Денис Григорьев, откручивающий гайку на железнодорожном полотне. Все действие представляет собой допрос преступника судебным следователем.

Следователь и мужичонка – представители разных социальных слоев одного общества, которые настолько далеки друг от друга, что не могут прийти к взаимопониманию. Следователь – типичный чиновник, убежденный, что каждый должен знать «уложение о наказаниях», которое он зачитывает крестьянину, говоря: «Ты не мог не знать, к чему ведет это отвинчивание…» Следователь не желает задержанному зла, он лишь формальный исполнитель закона. Но в понимании мужика следователь совершил беззаконие, потому что осудил невинного человека.

Герой своей вины не понимает, считает, что к нему несправедливо придираются. Многие в деревне занимались подобным промыслом, используя тяжелые гайки в качестве грузил для рыбалки

Невежественному мужику не понятно, что маленькая гайка является неприметной, но важной деталью, скрепляя рельсы со шпалами, ее отсутствие может привести к повреждению железной дороги. Денису кажутся странными доводы судебного следователя, он не считает свои действия преступными

Однако незнание законов не освобождает от ответственности: Денис арестован, его, возможно, ожидает ссылка на каторжные работы. На самом деле злодей всего лишь наивный, безобидный, добродушный, но невежественный и темный человек. Через смешную ситуацию в рассказе «Злоумышленник» показана разрушительная сила, скрывающаяся в непросвещенном народе, и недальновидность власти, не понимающей проблем простого человека.

Чехов поднял вопрос о том, кто виноват в подобных преступлениях: забитый и неграмотный мужик или общество, в котором жажда легкой наживы превыше здравого смысла. Бедность толкала мужиков на воровство гаек, они не понимали, что мелкое воровство могло привести к крушению поезда и человеческим жертвам. Образованные господа, покупавшие сплетенные мужиками невода с десятком гаек, не интересовались происхождением «грузил», хотя прекрасно понимали, откуда они берутся. Халатность стала масштабной проблемой общества, причиной многих бедствий.

В названии рассказа есть указание на человека со злым умыслом. Чувствуется горькая авторская ирония: злоумышленником назван человек, совершивший без дурных мыслей проступок, не задумываясь о последствиях. Но в происшествии виновато множество людей, знавших о свинчивании гаек. Злоумышленник представляет собой собирательный образ всех людей, разгильдяйство и безответственность которых могут привести к непоправимым и катастрофическим последствиям.

«Толстый и тонкий» характеристика героев

Характеристика Тонкого и Толстого с рассказа Чехова «Толстый  тонкий» с цитатами наведена в этой статье.

В рассказе «Толстый и тонкий» Чехов на примере друзей детства высмеивает такие человеческие пороки, как чиннопоклонство и лицемерие.

Два друга когда-то учились вместе, и вот, спустя несколько десятилетий, они случайно встречаются на железнодорожном вокзале.

Обратите внимание

Начало их разговора было радостным: друзья за много лет впервые увиделись! Оба искренне интересовались жизнью друг друга, «тонкий» познакомил товарища со своей женой и сыном.

Они даже вспомнили несколько случаев из школьной жизни… Но стоило «тонкому» узнать о чинах и общественном положении «толстого» — откровенность сразу куда-то улетучилась, улыбка сменилась лицемерным выражением лица, в его речи появились ноты поклонения и даже некоторого подхалимства.

«Толстый и тонкий» характеристика Толстого

Толстый — человек, имеющий высокое положение в обществе, хороший доход, сытый и преуспевающий, привыкший к поклонению и подобострастию. Достаток позволяет воплотить ему свои желания.

Внешность Толстого: плотный, упитанный, статный, видный, полный, жирный

Портрет толстого глазами тонкого:
«Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь!»

«губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни»;
«пахло … хересом и флердоранжем»

«Толстый и тонкий» характеристика Тонкого

Тонкий — человек, занимающий незначительное положение в обществе, знающий нужду, но умеющий приспосабливаться к людям, чинам, обстоятельствам.

Речь тонкого сбивчива и выдает его нервное напряжение, внутреннюю обеспокоенность. Он поражен внешним видом толстого, в его неумеренных восклицаниях можно услышать зависть и восхищение, а также претензию на фамильярность.

Он спешит похвастаться родовитостью жены и успехами сына. Претенциозность тонкого сказалась и в выборе себе жены, и в имени сына. Некоторая искусственность, его речи подчеркивается повторами, полным молчанием жены и настороженностью сына.

Внешность Тонкого: худощавый, худой, тощий, хилый, хлипкий, невзрачный

«навьючен чемоданами, узлами и картонками»;
«пахло ветчиной и кофейной гущей»
«худенькая женщина с длинным подбородком — его жена»;

«высокий гимназист с прищуренным глазом -его сын»

«Тонкий» относится к тем людям, которые в других прежде всего ценят чины, награды, звания, а не человеческие качества. Самое обидное, что это распространяется не только на знакомых, но и на друзей.

Характеристика Тонкого

Тонкий – натура скромная и застенчивая. В его поведении отмечается особая тонкость и беспорочность. Он отличается чувствительностью и нежностью, что делает его привлекательным в глазах других персонажей.

Героиня, которая привлекла внимание Тонкого, является центром его внимания. Взаимоотношение между ними проходит через ряд испытаний, которые раскрывают характер и способности героев

Искренность и отсутствие подозрений в настоящих чувствах являются отличительной чертой характера Тонкого.

Тонкий весьма философски настроен и всегда стремится понять и проанализировать то, что происходит вокруг него. Его эмоциональная сфера поражает своей внутренней гармонией и глубиной.

Внешность героя

Толстый герой представлен как мужчина с крупными размерами тела, имеющий полные формы и упитанную фигуру. Его плотность и масса символизируют его неуклонность и уверенность в себе. Данный персонаж выделяется своим монументальным внешним видом, который создает крепкое впечатление на окружающих.

Однако, внешность толстого героя не всегда отображает его истинную сущность. Зачастую, его габариты и внешняя мощь выступают в роли щита, скрывающего его уязвимости и эмоциональную слабость. Перед своими собственными проблемами, толстый герой склонен прибегать к потребностям еды, чтобы смягчить свои душевные муки.

На противоположном полюсе находится тонкий герой, чья фигура отличается худощавостью и нежностью. Его внешность отражает его мягкий и утонченный характер. Он стремится выглядеть хорошо, придавая большое значение своей внешности.

Внешность тонкого героя позволяет ему привлекать внимание окружающих, а его изящное и деликатное поведение делает его очаровательным и уязвимым. Однако, иногда его стремление к совершенству может привести к комплексам неполноценности, создавая конфликты в его внутреннем мире

Психологические особенности

Сущность толстого и тонкого в классическом произведении Льва Толстого выражена через характеристику героев и героинь, их описание и конфликты. Толстый герой, такой как Пьер Безухов, обладает душой, находится в поиске смысла жизни и призвания. Он часто сталкивается с внутренними сомнениями и противоречиями, что делает его психологически интересным и глубоким персонажем.

Тонкий герой, например, Анна Каренина, обладает скорее разумом, чем душой. Ее психологическая характеристика отличается от Пьера Безухова. Анна Каренина представлена как женщина, которая рационально принимает решения, основываясь на общественных нормах и ожиданиях. Она часто борется с внешними препятствиями и сталкивается с внешними конфликтами.

Таким образом, сравнение толстого и тонкого героев в романе позволяет показать различия в их психологическом состоянии и преобладании различных личностных черт. Толстый герой склонен к анализу и обдумыванию, страдает от внутреннего душевного напряжения и нерешенности. В то время как тонкий герой, наоборот, ставит в приоритет внешний мир и социальные взаимодействия, что часто приводит к конфликтам и проблемам в отношениях с окружающими.

Значение творчества Чехова-юмориста

Уже в ранних рассказах Чехова поднимались нравственные и социальные проблемы. Причем писатель не был моралистом, многие критики отмечали в рассказах Чехова отказ от трех «п»: пояснений, поучений и правильных ответов. В рассказах-сценках отсутствуют авторские рассуждения, просто предельно кратко и реалистично описаны «кусочки жизни». Чехов писал, что автор должен быть не судьей своих персонажей, а беспристрастным свидетелем. Персонажи, созданные Чеховым в своих юморесках, стали нарицательными образами, пополнили золотой фонд художественной литературы.

Словарь

Гильдия – имущественный разряд купеческого сословия, определяемый по объему объявленного капитала купца.

Коллежский асессор – в Табеле о рангах чин 8 класса, позволявший служить секретарем, регистратором или советником.

Тайный советник – чин 3 класса, чиновники этого высокого чина получали высшие государственные должности (министр, сенатор, руководитель крупного департамента).

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Дворник в рассказе Белый пудель Куприна характеристика и образ

    Образ дворника в рассказе А. И. Куприна «Белый пудель» можно отнести к второстепенным героям. Помимо этого, он является отрицательным персонажем. Однако выполняет настолько важную роль, являясь человеком подневольным, совершая по приказу подлый шаг

Мне нравится наблюдать за актерами во время спектакля. Мне нравится, что актеры передают эмоции, и начинаешь больше переживаешь за героев, сочувствуешь им или радуешься за них. В кинотеатре таких ощущений не удается испытать.

Анализ рассказа Булгакова Морфий

Рассказ под названием «Морфий» написан Михаилом Афанасьевичем Булгаковым. Анализ данного творения представлен в этой статье.

Сочинение по картине Шишкина Сосновый лес

Картина Ивана Ивановича Шишкина была написана художником в 1889 году. В данный момент, картина хранится в музее-заповеднике имени В. Д. Поленова. Художник создал целый цикл картин

Саврасов А.К.

Алексей Саврасов родился 12 мая 1830 г. Его родители были простыми московскими меланинами. В четырнадцать лет он начинает посещать московское «Училище живописи и ваяния», спустя два года будет вынужден его покинуть из-за болезни

Мастерство юмористического рассказа присуще А.П. Чехову. Оно раскрывается в его творчестве через детали, символы и образы, остающиеся на слуху у нескольких поколений благодарных читателей. Мораль, заложенная в этих лаконичных прозаических произведениях, до сих пор является надежным ориентиром для нравственного выбора свободно мыслящего человека.

Действие начинается с встречи двух приятелей на вокзале. Один из них толстый – Михаил (тайный советник), другой тонкий — Порфирий. Уже в начале Чехов противопоставляет двух героев.

Тонкий сразу же начинает расписывать, какой он прекрасный, какая у него жена Луиза, какой сын Нафанаил. Толстый восторженно смотрит на друга, в то время как Порфирий, узнав, что Михаил — тайный советник, вдруг побледнел и окаменел. Сюжет рассказа «Толстый и тонкий» наполовину состоит из демонстрации перемены в обращении героя-неудачника к товарищу детства. Автор очень детально описывает, как меняется персонаж и его семья: «Сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились… Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира…». Ведь сын сначала тоже оценивал друга отца, стоит ли с тем здороваться, и в итоге спрятался за спину Порфирия. Тот же стал сразу любезничать перед старым другом, обращаться к нему «на вы», называть «ваше превосходительство», а сам все больше съеживался. Михаил пытался объяснить, что между друзьями не может быть чинопочитания, но все было тщетно. И от всего этого «благоговения, сладости и почтительной кислоты, тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку».

Толстый и тонкий во время диалога

Порфирий, увидев друга детства, был просто ошеломлен. Бывшие приятели обнялись и трижды «облобызались» — автор намеренно использует здесь возвышенную лексику, чтобы придать всей сцене насмешливый характер.

Тонкий был чрезвычайно говорлив и начал хвастливо рассказывать о своей жизни. Он представил жену и сына, при этом Нафанаил сначала подумал и только потом снял шляпу. Рассказал, что за годы службы в канцелярии дошел до коллежского асессора. А еще делает и продает сигары — дополнительная прибыль к жалованию. Однако его радость и восторг от встречи исчезли в тот же миг, когда он узнал, что его друг — «небось уже статский?» — дослужился до тайного советника. Тонкий сначала побледнел и словно окаменел, после чего изобразил на лице широчайшую улыбку, вероятно, лучше всего подходившую для беседы с важным лицом. Он сразу как будто уменьшился, стараясь не привлекать к себе лишнего внимания. То же самое произошло с его семьей и многочисленными узлами и картонками: они все вдруг съежились и сморщились. Чинопочитание, в любой ситуации и перед каждым, кто был хоть чуточку значительнее, стало для мелкого чиновника нормой жизни — к такому итогу подводит поведение Порфирия и его анализ.

Толстый и тонкий расстались совсем не так, как встретились. Тайный советник, немногословный и уверенный в себе, но выказывающий радушие, хотел было что-то возразить, а затем просто отвернулся, подав на прощание руку. Его стошнило от такой перемены в товарище.

А все семейство застыло в «приятном ошеломлении».

Психологические характеристики Толстого и Тонкого в рассказе Чехова «Толстый и Тонкий»

Толстый и Тонкий — два абсолютно разных по характерам человека. Толстый — общительный и эмоциональный, громко и энергично выражает свои мысли. Тонкий же — замкнутый и молчаливый, бережно скрывает свои эмоции.

Толстый как будто вечно бросает вызов окружающей действительности и старается доказать свою правоту. Он не готов к компромиссам, не желает признавать свои ошибки и умеет внушать свои мысли окружающим. Тонкий же не ищет проблем, активно избегая конфликтов и споров. Он старается никого не обижать, но и не стремится показать свои качества.

При этом, Тонкий не робеет в обществе. Он довольно уверен в своих силах и не страдает из-за низкой самооценки, как Толстый. Он умеет быть сдержанным, но и не проявляет явных чувств.

Социальные отношения Толстого и Тонкого различны. Толстый не умеет выстраивать связи с коллегами и строить на этом свою карьеру. В то время как Тонкий умеет находить общий язык с окружающими и успевает использовать их связи в своих интересах. Тонкий меньше зависит от мнения других и не боится действовать по своим убеждениям.

Юмористическая ситуация в рассказе «Толстый и тонкий»

Разоблачение лицемерия и чинопочитания

Рассказ, опубликованный в 1883 г. в журнале «Осколки, в 1886 г. был напечатан с изменениями, которые определили окончательный вариант произведения. В рассказе «Толстый и тонкий» отражена тема взаимоотношений крупных и мелких чиновников царской России второй половины XIX в.

На одном из вокзалов Николаевской железной дороги случайно повстречались два господина, которые были когда-то одноклассниками и дружили в детстве. Со времени их последней встречи прошло много лет и оба искренне обрадовались друг другу. Тонкий господин, представив жену Луизу и сына гимназиста, стал рассказывать другу детства, которого называл Мишей, как сложилась его жизнь. Он состоял на службе в чине коллежского асессора, из-за скудного жалования подрабатывал тем, что делал для продажи из дерева портсигары. Жена же давала уроки музыки. Толстый господин поделился, что дослужился до тайного советника. Услышав о высоком статусе гимназического приятеля, тонкий побледнел, стал называть его «вашим превосходительством» и обращаться к нему на «вы».

Эта внезапная перемена в поведении друга смутила толстого господина, и он попросил не церемониться. Но тонкий становился все более почтительным. Толстый господин, чувствуя неловкость от подобного лицемерия, отвернулся, протянув на прощание руку другу. Но тот, благоговейно стесняясь, пожал не всю ладонь, а только три пальца, при этом нервно хихикая и кланяясь всем туловищем.

Чехов дал детальные психологические характеристики толстого и тонкого чиновников. Толстый господин, дослужившийся до высокого чина и имевший награды, производил впечатление обеспеченного человека: изыскано одет, пообедал в ресторане. Он великодушен, не высокомерен, ценит искреннее общение. Толстый господин полагал, что в дружеских отношениях не должно быть чинопочитания.

Но тонкий господин, узнав, что друг детства стал тайным советником, позабыл о прежних отношениях, стал проявлять излишнюю почтительность. Такое низкопоклонство вызвало у толстого отвращение, но несмотря на его возражения, тонкий изобразил такое благоговейное выражение лица, что его чуть не стошнило, он был уже не рад встрече и захотел уйти.

Тонкий господин по имени Порфирий – мелкий чиновник с небольшим жалованием.  Это забитый и трусливый человек, относящийся к людям с высоким положением с рабским почитанием. Чинопочитание не дает возможности мелкому чиновнику быть естественным и открытым даже с другом детства, лишило чувства самоуважения. Высокопоставленный чин друга является непреодолимой преградой для искреннего общения, незримой пропастью между людьми

Тонкий не решается даже на рукопожатие с тайным советником, стеснительно пожимает только три пальца важного господина. Чтить высокие чины тонкий господин приучил жену и сына, которые единодушны с ним в порыве почтительности

Чехов в рассказе «Толстый и тонкий» по-новому взглянул на проблему «маленького человека», которому по классической традиции в литературе принято было сочувствовать. Тонкий «маленький человек» зачастую сам готов унижаться перед сильными мира сего, превращая себя добровольно в ничтожного раба. Человеческие качества оказываются незначительными для таких людей, они стираются перед высоким рангом, престижной должностью, весомым положением в обществе.

Второстепенные персонажи

Сочинение Футлярные люди в рассказах Чехова

Футлярные люди… Почему же автор называет их именно так? На самом деле, всё очень просто. Футляр или пенал представляет собой нечто закрытое от внешнего мира. Внутри этого футляра можно оборудовать очень комфортные условия. Нормальный человек, вдумываясь в это, чувствует себя дискомфортно. Ему кажется, что его зажали и не хватает воздуха, чтобы дышать. Это абсолютно нормальная реакция.

Человек в нормальном состоянии хочет познавать всё, что происходит вокруг него. Он не может стоять на месте, имеет желание развиваться и двигаться вперед. Футлярные люди не являются глупыми, зачастую они очень умны и начитаны. От других людей их отличает то, что они не имеют желание близко взаимодействовать с окружающими людьми. Зачастую это вызвано болезненными переживаниями, негативным опытом, неправильным воспитанием. Они никогда не могут чувствовать себя комфортно в социуме. Поэтому постоянно замкнуты в себе и молчаливы. Они не имеют желания делится своим мнением и переживаниями, возможно, потому что раньше их чувства и мысли высмеивали, причем делали это публично. Теперь они создали свой мирок, где комфортно и спокойно. Туда никто чужой не может проникнуть, а если попытается, пожалеет об этом.  

Примеры таких людей можно найти в ряде произведений Антона Павловича, в таких, как: Ионыч, Человек в футляре, Смерть чиновника. Футлярные люди все принимают близко к сердцу, от этого им очень тяжело жить.

Лучше всего образ футлярного человека помогает понять произведение под названием Человек в футляре. Главный герой – это Беликов, представитель футлярных людей, он преподает греческий язык. Герой всегда одевался в темную одежду, часы и очки всегда лежали в своих футлярах. У героя не было никаких вещей или аксессуаров ярких, или светлых тонов.

Беликов всегда находится в своем мирке. Он никого не пускает туда, постоянно избегает всех, даже с друзьями у него очень своеобразные отношения. Герой ходит в гости к друзьям только для того, чтобы поддерживать дружеские отношения. Он не хотел участвовать в дискуссиях, всегда молча наблюдал за происходящим.

Буркин дает объяснение поведению героя. Его поведение вполне понятно, желание избегать людей вызвано психотравмирующим опытом в прошлом. Уходя в свой мирок, герой успокаивает, чувствует себя в безопасности. Ради этого успокаивающего чувства он готов годами ни с кем не общаться. Футлярные люди только в одиночестве могут чувствовать себя комфортно, присутствие других людей вызывает у них сильнейший стресс и напряжение.

Основная проблема таких людей в том, что они, пережив однажды травмирующих опыт, не смогли восстановиться. Их поведение является защитной реакцией, его можно сравнить с панцирем. Нужно понимать, что такая жизнь противоестественна и стараться выйти из этого состояния.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Лиза Болконская в романе Война и мир Толстого характеристика и образ

    Образ Лизы Болконской – один из многочисленных образов представительниц прекрасного пола романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

  • Образ рассказчика в повести Выстрел Пушкина сочинение

    Повествование произведения осуществляется рассказчиком — подполковником, военным офицером, который свидетельствует события, описываемых в повести.

  • Мцыри – любимый идеал Лермонтова сочинение

    Мысли о написании произведения о судьбе монаха, желающего обрести свободу, Лермонтов вынашивал много лет. Мцыри вобрал в себя человеческие качества, которые больше всего ценил Лермонтов

  • Сочинение на тему Чиновничество в комедии Ревизор Гоголя

    С творчеством Николая Васильевича Гоголя у многих связаны детские воспоминания об ужасном слепом Вие и страшно красивой паночке. В школе, познакомившись с другими произведениями писателя, мы осознаем, насколько индивидуальны

  • Сочинение Что такое Отчаяние

    Мир материален. Ежедневно у человека возникают потребности, которые ему нужно удовлетворить. Если человек не может получить желаемое, наступает состояние крайней безнадёжности. Негативные эмоции овладевают им.

А.П. Чехов “Толстый и тонкий”. Краткий анализ произведения

   Герои
   – 2 друга-однокашника: Порфирий и Михаил.

   Проблематика рассказа
   – зависимость людей от занимаемого социального статуса и связанных с ним стереотипов мышления;

   – отречение от собственного достоинства.

   Анализ
   Автор высмеивает людей, пресмыкающихся перед должностью. Главный объект осмеяния – маленький чиновник, раболепствующий, когда никто его к этому не вынуждает. Трагизм заключается в потере такими людьми своего «я», утрате чувства личности.

  Развитие действия включает и первую искреннюю радость узнавания, и общие воспоминания о детстве, и расспросы о жизни. Кульминацией произведения является момент, когда «тонкий» узнает, что «толстый» имеет чин тайного советника. В развязке резко меняется поведение «тонкого» и его семьи.

«Тонкий» начинает подобострастничать перед «Толстым»: обращение на «ты» сменяется «вашим превосходительством», в речи Порфирия появляется высокий стиль («милостивое внимание»). Особый приём писателя – незаконченные предложения – словно позволяет услышать, как прерывается дыхание «тонкого» от почтительности

«Толстого» ситуация раздражает, и он спешит расстаться с семейством «тонкого».
  В повествовании отсутствует описание внешности героев, однако с помощью выразительных штрихов Чехов создал яркие образы, показав место каждого персонажа в жизни.

Автор подчёркивает социальное различие приятелей детства с помощью запахов: от «толстого», пообедавшего в ресторане вокзала, пахло «хересом и флер-д’оранжем», от «тонкого» — «ветчиной и кофейной гущей».
   Во второй части рассказа внутренний конфликт усиливается.

Писатель раскрывает его через противопоставление мимики героев – «толстый» «поморщился», в то время как «тонкий побледнел, окаменел», «съёжился, сгорбился, сузился». У «толстого» остаётся прежнее обращение к Порфирию на «ты», а у «тонкого» появляется «вы» – «Что вы-с…».

   Введение второстепенных персонажей жены и сына «тонкого» помогает автору в полной мере раскрыть особенности характера Порфирия.
  На протяжении рассказа меняется речь героев: в начале повествования автор вкладывает в уста героев разговорную лексику («голубчик», «батюшки»), которая сменяется во второй части на официально-деловое обращение.

  Как врач, как писатель, как человек, Чехов вскрывает в своём произведении духовные болезни общества, призывая «по капле выдавливать из себя раба».

Ликвидация безграмотности плюс…

Литература – это новости, которые не устаревают

(Эзра Паунд)

Главные герои

  1. Толстый (Михаил) — успешный и благополучный. Он радуется встрече, интересуется жизнью друга, разочаровывается в том, что товарищ оказался раболепствующим лицемером. Его должность – тайный советник (довольно высокий чин в царской России). Чехов дает ироническое описание своему персонажу: «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни». Беззаботная жизнь героя тоже не укрылась от читателя: кто же будет выпивать в течение рабочего дня, если на работе какие-то важные дела? Значит, чиновник живет праздно и вольготно, не ведая забот, поэтому в нем сохранились радушие и приветливость. Он рад случаю продемонстрировать свои либеральные взгляды на публику и охотно признает старого товарища ровней, хоть и осознает, что это не так. Кроме того, Михаил идет по жизни в одиночестве, его семьи мы не видим. Значит, его судьба складывается размеренно и комфортно, никто не обременяет его хлопотами. Характеристика Толстого заложена в его портрете, особенность которого подметил еще Гоголь: полные чиновники умеют устраиваться, пользоваться должностью ради личного обогащения, а тощие – нет.
  2. Тонкий (Порфирий) – приниженный, раболепствующий и загруженный. Он сгибается под тяжестью своей ноши, расспрашивает друга рассеянно и поверхностно, льстит и унижается перед ним, когда узнает, что товарищ — тайный советник. Его должность – мелкий чиновник, возможно, переписчик бумаг. Автор охарактеризовал его так: «Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками». Перед мысленным взором предстал портрет замученного, суетливого человека, на которого жизнь давит со всех сторон, как баулы и узлы. Нелегкая доля Порфирия, тяготы и заботы о семье с учетом низкого жалования показаны через чемоданы и сумки, которыми он навьючен, как осел. Герой изначально не свободен, его тяготят семейные дела и обязанности, может, поэтому он занимает менее высокий пост. Его раболепство – издержки профессии. Без него он лишится даже того скромного положения, которое занимает. Писатель подчеркивает типичность своего персонажа, подразумевая, что все неупитанные на вид чиновники не могут устроить свою жизнь иначе: они прогибаются под начальство и не разгибаются уже никогда, так и оставаясь на низших ступенях карьерной лестницы.

Отношение Чехова к героям произведения нейтральное. Он рассказывает историю и выносит ее на суд читателей, однако не выносит ей моральные приговоры. Он беспристрастен в своей лаконичной манере изложения.

Важнейшей стилистической фигурой в книге является антитеза, которая заявлена Чеховым уже в названии. Герои рассказа «Толстый и тонкий» символизируют социальное неравенство, которое прокладывают между собой сами люди. На протяжении всего произведения антитеза сохраняется: от богатого пахнет «хересом и флер-д’оранжем», в то время как от бедного – «ветчиной и кофейной гущей». Когда Толстый восторгается, его товарищ бледнеет. Михаил обращается к другу «на ты», а Порфирий, узнав чин, начинает обращаться к нему «на вы». Характеристика героев основана на сравнении. Если один робеет перед чином, то другой уже научился надуваться от самодовольства. Если у одного в жизни суета и мельтешение, то у другого – комфорт и праздность.

Меняется не только отношение, но и речь. И Тонкий, и Толстый используют разговорную лексику: «Голубчик мой», «Милый мой», «Батюшки», «душонок». Когда же Порфирий узнает должность своего друга, то переходит на официальное и почтительное обращение: «ваше превосходительство», «вы-с», «приятно-с».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: