Краткое содержание рассказа. Красный цветок. Всеволод Гаршин :: Красный цветок краткий пересказ
Самый знаменитый рассказ Гаршина. Не являясь строго автобиографическим, он тем не менее впитал личный опыт писателя, страдавшего маниакально-депрессивным психозом и перенесшего острую форму болезни в 1880 г.
В губернскую психиатрическую больницу привозят нового пациента. Он буен, и врачу не удается снять остроту приступа. Он непрерывно ходит из угла в угол комнаты, почти не спит и, несмотря на усиленное питание, прописанное врачом, неудержимо худеет. Он сознает, что он в сумасшедшем доме.
И теперь, в больнице, ему кажется, что каким-то образом он стоит в центре гигантского предприятия, направленного на уничтожение зла на земле, и что другие выдающиеся люди всех времен, собравшиеся здесь, призваны ему в этом помочь.
Меж тем наступает лето, больные проводят целые дни в саду, возделывая грядки овощей и ухаживая за цветником.
Недалеко от крыльца больной обнаруживает три кустика мака необыкновенно яркого алого цвета. Герою вдруг представляется, что в этих-то цветках и воплотилось все мировое зло, что они так красны оттого, что впитали в себя невинно пролитую кровь человечества, и что его предназначение на земле — уничтожить цветок и вместе с ним все зло мира…
Он срывает один цветок, быстро прячет на своей груди, и весь вечер умоляет других не подходить к нему.
Утром фельдшер застает его чуть живым, так измучила героя борьба с ядовитыми выделениями красного цветка…
Через три дня он срывает второй цветок, несмотря на протесты сторожа, и снова прячет на груди, чувствуя при этом, как из цветка «длинными, похожими на змей ползучими потоками извивается зло».
Эта борьба еще более обессиливает больного. Врач, видя критическое состояние пациента, тяжесть которого усугубляется непрекращающейся ходьбой, велит надеть на него смирительную рубаху и привязать к постели.
Тогда он решает обмануть бдительность своих сторожей. Сделав вид, что успокоился, он дожидается ночи и тут проявляет чудеса ловкости и сообразительности. Он освобождается от смирительной рубахи и пут, отчаянным усилием сгибает железный прут оконной решетки, карабкается по каменной ограде. С оборванными ногтями и окровавленными руками он наконец добирается до последнего цветка.
Утром его находят мертвым. Лицо спокойно, светло и исполнено горделивого счастья. В окоченевшей руке красный цветок, который борец со злом и уносит с собой в могилу. Пересказала А. Н. Латынина
Сюжет: утиная охота краткое содержание
Действие происходит в провинциальном городе. Виктора Александровича Зилова будит телефонный звонок. С трудом просыпаясь, он берет трубку, но там молчание.
Он медленно встает, трогая себя за челюсть, открывает окно, на улице идет дождь. Зилов пьет пиво и с бутылкой в руках начинает физзарядку. Снова телефонный звонок и снова молчание.
Гаршин и Репин
Личное знакомство с Репиным состоялось в 1882 году. Переехав в Санкт-Петербург, Илья Ефимович познакомился с группой молодых писателей, среди которых были Мережковский, Фофанов, Бибиков, Минский и другие. В будущем, некоторые из них встанут у истоков грандиозного явления русской культуры – Серебряного века. Этой группе принадлежал и Гаршин.
В Гаршине Репина привлекло нечто невиданное в других – редчайшая скромность, трогательность и яркая фотогеничность
Художник сразу обратил внимание на глаза Всеволода Михайловича – светло-карие, с длинными ресницами. Он был потрясён их стыдливостью и на всю жизнь запомнил гаршинский взгляд. Лишь однажды, в 1905 году, он встретил похожие глаза
Глаза другого гения русской литературы, Леонида Николаевича Андреева. Репин писал в воспоминаниях, что они были удивительно похожи, Гаршин и Андреев, и взглядом, и чрезвычайной красотой, и деликатнейшим характером. Только внешне Андреев был несколько выше ростом и крупнее
Лишь однажды, в 1905 году, он встретил похожие глаза. Глаза другого гения русской литературы, Леонида Николаевича Андреева. Репин писал в воспоминаниях, что они были удивительно похожи, Гаршин и Андреев, и взглядом, и чрезвычайной красотой, и деликатнейшим характером. Только внешне Андреев был несколько выше ростом и крупнее.
Гаршину Репин тоже очень понравился. Привлекал, конечно, талант, но Гаршин оценил и личные качества Ильи Ефимовича – простоту и мягкость в общении, при этом сильный характер и острый ум. Репин написал самый известный портрет Гаршина. По нему, собственно, мы и можем почувствовать глубочайшую грусть Всеволода Михайловича. Образ томящегося от несовершенства мира человека так западает в душу, что кажутся нелепыми наши насущные трудности и проблемы. Взгляд Гаршина, одновременно вопрошающий и истошный, трогательный и смиренный, обязательно находит свой отклик в душе неравнодушного человека.
Илья Репин «Портрет Гаршина» 1884
В картинах Репина «Не ждали» и «Иоанн Грозный и его сын Иван» лицо Гаршина стало прообразом вернувшегося народовольца и сына Иоанна Грозного. Гаршин с удовольствием согласился позировать другу. Он высоко ценил именно эти две картины и считал, что они не имеют аналогов в русской живописи по силе воздействия на зрителя.
Илья Репин «Не ждали» 1888Илья Репин «Иоанн Грозный и его сын Иван» 1885
Смысл названия
История создания
Первая публикация состоялась в журнале “Юность” в 1969 году. Борис Васильев хотел написать повесть о подвиге семи нестроевых солдат на узловой станции в Кировской области в 1942 году. Они ценой своей жизни остановили неприятеля. Но автор понял, что в этом сюжете нет ничего нового.
И он решил, что в подчинении у старшины будут девушки-зенитчицы, а не мужчины, ведь женщинам на войне приходилось сложнее. В 60-ые годы тема “женщина и война” была новой в нашей литературе. Повествование заиграло другими красками. Очень ответственно писатель подошёл к созданию образов зенитчиц: они совершенно уникальны и абсолютно правдоподобны.
Секрет прост: сам автор прошёл войну, и свои впечатления перенёс в художественный мир. В какой-то момент писатель обнаружил, что он видит войну совершенно не так, как её описывают другие художники слова, и понял, что обязан поделиться своим особым видением военной жизни. Именно поэтому критика встретила повесть положительно, правдоподобие образов и событий завораживает. Васильева назвали “певцом чрезвычайного века”, что очень точно отражает особенности его творчества.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «А зори здесь тихие»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «А зори здесь тихие»
для самых компанейских —
Главные герои «А зори здесь тихие»
Особенность литературного творчества писателя
Произведения В. М. Гаршина поражали читателей обнаженностью чувств, которые писатель так мастерски описывал в своих рассказах, очерках. Ни у кого не оставалось сомнения в том, что герой того или иного произведения и его автор — это одно и то же лицо.
Эта мысль укреплялась в сознании читателей еще и потому, что список произведений Гаршина стал пополняться сочинениями, которые имели форму дневниковых записей. В них повествование велось от первого лица, предельно обнажались чувства героя, его самые сокровенные душевные тайны и переживания. Все это, несомненно, указывало на тонкие душевные качества самого автора. Доказательство всему сказанному можно найти в таких произведениях, как «Трус», «Происшествие», «Художники», и многих других рассказах.
Пережитые события, сложность характера, особенности душевной организации привели к тому, что у В. М. Гаршина развилось заболевание, которое необходимо было лечить. Для этого он неоднократно помещался в психиатрические больницы, где удавалось добиться лишь относительного выздоровления. В связи с этими событиями литературная деятельность писателя на некоторое время была приостановлена. В тяжелый период жизни Гаршина продолжали поддерживать друзья и близкие люди.
Как определить размер стихотворения
Метод 1. Скандирование
Допустим, требуется определить размер этого текста:
Самый простой способ определить стихотворный размер этого отрывка — проскандировать его как детскую считалку или кричалку на стадионе. Нужно абстрагироваться от расположения ударений в каждом слове и постараться поймать общий ритм стиха. Ударные слоги можно выстукивать рукой по столу или притопывать в такт.
как-се-рдцу-вы-ска-зать-се-бядру-го-му-как-по-нять-те-бя
Выстукивая ритм, нетрудно заметить, что акценты приходятся на каждый второй слог. Следовательно, перед нами двусложный размер. А поскольку нечётные слоги безударные, это ямб.
Метод 2. «Ваня»
Этот метод придумал стиховед А. А. Илюшин. Определить классические размеры стихов можно, соотнося его с разными формами имени Иван:
Ваня — хорей:Буря мглою небо кроет… (А. С. Пушкин)Ваня-Ваня-Ваня-Ваня
Иван — ямб:И буду век ему верна… (А. С. Пушкин)Иван-Иван-Иван-Иван
Ванечка — дактиль:Ранними летними росами… (А. А. Блок)Ванечка-Ванечка-Ванечка
Ванюша — амфибрахий:Однажды в студёную зимнюю пору… (Н. А. Некрасов)Ванюша-Ванюша-Ванюша-Ванюша
Иоанн — анапест:Я тебе принесу два кармана стрижей с маяка… (Н. Подвальный)Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн
Метод 3. Графический
Этот метод требует больше всего времени, зато он самый наглядный и точный.
Для наиболее точного определения стихотворного размера рекомендуется брать отрывки не менее 6–8 строк.
Допустим, нужно определить размер следующих стихотворных строк:
Распечатаем или перепишем текст на бумагу, после чего карандашом разделим его на слоги, расставим ударения и нарисуем схему:
Я| ве|рну|лся| в мой| го|род|, зна|ко|мый| до| слёз|,—U—UU—UU—UU—
До| про|жи|лок|, до| де|тских| при|пу|хлых| же|лёз|.UU—UU—UU—UU—
Ты| ве|рну|лся| сю|да|, — так| гло|тай| же| ско|рей|—U—UU—UU—UU—
Ры|бий| жир| ле|ни|нгра|дских| ре|чных| фо|на|рей|.—U—UU—UU—UU—
Внимательно посмотрим на схему. В большинстве случаев ударные слоги разделяются двумя безударными. Значит, перед нами трёхсложный размер. Попробуем разделить его на стопы по три слога:
—U—|UU—|UU—|UU—| UU—|UU—|UU—|UU—|—U—|UU—|UU—|UU—|—U—|UU—|UU—|UU—|
Большинство ударений в стопах падает на третий слог. Следовательно, это анапест.
Краткая биография писателя. Детские впечатления
Он родился в Украине, в Екатеринославской губернии, в имении с милым названием Приятная Долина. Отец будущего писателя был офицером, участником Мама отличалась прогрессивными взглядами, владела несколькими языками, много читала и, несомненно, сумела внушить сыну нигилистические настроения, свойственные шестидесятникам 19-го века. Женщина дерзко порвала с семьей, страстно увлекшись революционером Завадским, который жил в семье на правах воспитателя старших детей. Безусловно, событие это «ножом» пронзило маленькое сердце пятилетнего Всеволода. Отчасти из-за этого не лишена мрачных красок биография В. М. Гаршина. Мать, конфликтовавшая с отцом за право воспитывать сына, увезла его в Петербург и определила в гимназию. Спустя десять лет Гаршин поступил в Горный институт, но не получил диплома, поскольку учеба была прервана русско-турецкой войной 1877 года.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Тема войны — одна из важнейших в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир». Это видно даже по названию произведения. Война становится не только фоном для повествования, но и одним из действующих лиц.
В ней раскрываются образы героев романа: князь Андрей стремится идти на войну, чтобы быть причастным к событиям, совершить подвиг и обрести славу, Пьер пытался разобраться в себе, хотел сблизиться с русским народом, быть на наравне с обычными солдатами. По ходу рассказа позиция Андрея Болконского меняется, теперь их с Пьером объединяет то, что ими двигали патриотические чувства и желание помочь Родине в борьбе с врагом.
Однако не только образы князя Андрея и Пьера Безухова связаны с войной. Тема семьи тесно переплетается с военной тематикой. Простые люди всячески пытались победить, поэтому делали все возможное для Родины. Примером тому является акция Наташи Ростовой, которая отдала телеги, предназначенные для перевозки вещей, раненым.
Эта акция говорит о единстве всего русского народа в годы войны. Именно это позволило победить врагов. Л. Н. Толстой ярко описывает всех своих любимых персонажей, которые не похожи друг на друга, но объединяет их одно — дух патриотизма.
Что такое стихотворный размер и зачем он нужен
Стихотворный размер — это порядок чередования ударных и безударных слогов в строке. Этот порядок создаёт особый ритм, который и отличает стихи от прозы. Чтобы убедиться в этом, обратимся к истории.
В начале XVIII века русские поэты подражали французским авторам, в стихах которых главное — это число слогов в строке. Получалось не очень складно.
В каждой строке этого отрывка — равное количество слогов (13), но текст не воспринимается как поэзия, даже несмотря на рифмы. Дело в том, что во французском языке ударение в словах всегда падает на последний слог. Из-за этого возникает строгий ритмический порядок, а одинаковая длина строк усиливает ощущение монотонности. В русском языке ударение в словах не зафиксировано, поэтому ритм не возникает сам собой, и равенство строк по длине не спасает положение.
В середине XVIII века на это обратили внимание ведущие литераторы того времени — В. К
Тредиаковский и М. В. Ломоносов. Опираясь на тексты народных песен, они разработали новую систему стихосложения. Она предполагает не только соразмерную длину строк, но и определённую расстановку ударений, которая задаёт ритм.
<<Форма демодоступа>>
Сравните:
С тех пор русская поэзия приобрела привычную нам форму.
Главные герои и их характеристика
Краткий анализ
Год написания – 1969 год.
История создания – Первоначально текст был задуман как рассказ о семи героях, отстоявших железнодорожную станцию ценой собственной жизни. Однако, переосмыслив сюжет, автор изменил подход – появились пять зенитчиц и их командир старшина Васков.
Тема – подвиг защитников Родины, женщина и война.
Композиция – В повести 14 глав. Повествование ведётся от лица автора, но взгляд на события во многом дан глазами его героя – старшины Васкова. Воспоминания, картины из прошлого (ретроспектива) – этот приём Б. Васильев использует довольно часто, так он рассказывает нам о прошлом своих героев, у каждого из которых была своя судьба до встречи на войне.
Жанр – повесть.
Анализ произведения
Итак, вы ознакомились с содержанием произведения, которое написал Распутин («Живи и помни»). Проблемы, которые поднимаются в тексте, заслуживают отдельного рассмотрения. В обычно выходят на первый план философские вопросы о чести и совести, о смысле жизни, об ответственности людей за собственные поступки. Автор рассуждает о предательстве и эгоизме, о взаимоотношении общественного и личного в человеческой душе, о жизни и смерти. В произведении «Живи и помни» (Распутин) также раскрывается.
Война — трагическое и ужасное событие, которое стало для людей проверкой. Человек в проявляет подлинные черты своей натуры. Центральный образ в произведении — образ Настены
Это важно отметить, проводя анализ. Распутин («Живи и помни») изобразил эту девушку сочетающей в своем характере черты деревенской праведницы: веру в человека, милосердие, ответственность за судьбы других, доброту
С ее светлым образом тесно связана проблема всепрощения и гуманизма.
Она нашла силы в себе помочь Андрею, пожалеть его. Это был для нее трудный шаг: девушке пришлось хитрить, лгать, жить в страхе, изворачиваться. Она почувствовала уже, что становится чужой, отдаляется от односельчан. Однако такой путь она выбрала ради мужа, так как любила его.
Война сильно изменила главных героев, в чем вы можете убедиться, самостоятельно проведя анализ. Распутин («Живи и помни») отмечает, что они осознали, что в мирской жизни их отдаленность друг от друга и ссоры были нелепостью. В трудные минуты супругов согревала надежда на новую жизнь. Настена надеется, что ее муж сможет покаяться и выйти к людям. Однако он не решается этого сделать.
Главная идея произведения — нравственная ответственность человека за свои поступки. Автор показывает на примере жизни Гуськова Андрея, как легко совершить непоправимую ошибку, проявить слабость, оступиться. Обо всем этом рассказал нам Распутин. «Живи и помни» отзывы после прочтения у многих вызывает положительные. Писателю удалось затронуть важные вопросы и мастерски раскрыть их в этой повести. Рассказ Распутина «Живи и помни» экранизирован. По нему в 2008 году был снят одноименный фильм. Режиссер —
Произведение по жанровой направленности
относится к реалистичной повести, центральной темой которой представляются авторские размышления о нравственном выборе человека, поставленного в суровые жизненные обстоятельства, а также проблематика человеческих отношений, выраженных в проявлении чувства долга, любви, ответственности, великодушия.
Основными персонажами
повести являются супруги Гуськовы, представленных писателем в качестве двух противоположных характеров: Андрей изображается слабым, трусливым и безвольным мужчиной, а его жена Настена описывается доброй, сострадающей, отзывчивой женщиной.
Характеризуя Настену в повести как длинную, тощую женщину, отличающуюся застывший болезненным взглядом, писатель изображает собирательный образ русской женщины, испытавшей моральные и физические страдания в военный период.
Композиционная структура
повести основывается на приеме антитезы и состоит из эпилога, завязки, развития повествовательного действия, кульминации и заключительной развязки. Эпилог знакомит читательскую аудиторию с главными персонажами, живущими в довоенное время в глухой сибирской деревне. Отправка Андрея на фронт составляет завязку повествования, а в виде развития сюжетной линии описываются события, связанные с тяжелым ранением Гуськова и его решением о возвращении домой, а не в места боевых действий. Кульминацией сюжета становится гибель Настены, покончившей жизнь самоубийством из-за предательства мужа, а развязкой – весть о дезертирстве Гуськова в деревне и его поиск.
Ключевой тематикой
повести писатель представляет войну, ставшую для главного героя непреодолимым испытанием в виде его нравственной ломки, послужившей причиной совершения Андреем безнравственного поступка, дезертирства, которое в свою очередь привело к смерти его супруги и еще не родившегося младенца, поскольку Настена, ставшая соучастницей преступления мужа, не выдерживает жизненных лишений, обрушившихся на нее. Будучи беременной, скрывая в лесной чаще прячущегося от людей Андрея, Настена подвергается унижениям со стороны деревенских жителей, а в дальнейшем становится изгнанной свекром из собственного дома.
Парад планет в 2022 году
По мнению некоторых толкователей, у Нострадамуса есть катрены, которые указывают на некую планетарную катастрофу в день парада планет. Вот одно из дословных пророчеств:
Из-за этого на нашей планете может произойти катастрофа, в результате которой человечество практически полностью погибнет. Впрочем, такие астрономические явления происходят регулярно — приблизительно раз в 20 лет, и к гибели всего живого они пока не приводили. Очередной парад планет будет в марте 2022 года.
Есть мнение, что магнитное поле земли может измениться, и это может привести к резкому скачку температуры, после чего начнутся необратимые изменения на всей планете:
- Испарится значительная часть воды.
- Очень сильные ураганы и смерчи.
- Проснутся спящие вулканы.
- Вулканический пепел и повышенная влажность создадут аналог «ядерной зимы».
Всё живое на планете может исчезнуть, не выдержав этих страшных событий! Но не стоит паниковать заранее: возможно, Нострадамус ошибался. И парад планет в 2022 году, о котором говорил пророк, будет обычным космическим явлением, ничем не отличающимся от происходивших раньше.
Творчество В. М. Гаршина. Антимилитаристская тема
Живейший интерес к внутреннему миру человека, окруженного немилосердной действительностью, — центральная тема в сочинениях Гаршина. искренности и сопереживания в прозе автора, несомненно, питается из источника великой русской литературы, которая со времен книги «Житие протопопа Аввакума» демонстрирует глубокий интерес к «диалектике души».
Гаршин-рассказчик впервые предстал пред читающей публикой с произведением «Четыре дня». Столько пролежал солдат с перебитыми ногами на поле боя, пока его не отыскали однополчане. Рассказ ведется от первого лица и напоминает поток сознания человека, изможденного болью, голодом, страхом и одиночеством. Он слышит стоны, но с ужасом понимает, что это стонет он сам. Вблизи него разлагается труп убитого ним противника. Взирая на эту картину, герой ужасается лицу, на котором лопнула кожа, страшно оголился оскал черепа, — лицу войны! Подобным антивоенным пафосом дышат другие рассказы: «Трус», «Денщик и офицер», «Из воспоминаний рядового Иванова».
Смысл
Последние годы
Как и многие творческие люди, Всеволод эмоционально реагировал на любые потрясения. Сильнейшую боль ему причиняла общественная несправедливость. В 1880 г. прозаик стал свидетелем смертной казни революционера Млодецкого. Эта смерть стала ударом для литератора ещё и по той причине, что он ранее пытался вступиться за юношу. В течение двух лет он лечился в психиатрической больнице после такого стресса. Но до конца избавиться от впечатлений ему так и не удалось.
После лечения у Гаршина продолжились припадки. Во время одного из них он прыгнул с лестницы в пролёт, получив множество травм. С 31 марта по 1 апреля 1888 года писатель оставался без сознания, после этого он погиб. Похоронили Всеволода Михайловича на «Литераторских мостках» — музее-некрополе, который находится в Санкт-Петербурге.
Главные герои и их характеристика
Суть
Помощь Андрею
Она приходит с готовностью на помощь супругу, готова красть и лгать для него. Приходится в замужестве принимать все: и хорошее, и плохое. Кураж и задор поселяются в душе Настены. Она помогает самоотверженно своему мужу, особенно когда понимает, что ждет ребенка. Настена на все готова: на встречи с супругом за рекой в зимовье, на долгие разговоры о безвыходности этого положения, на трудную работу дома, на неискренность в отношениях с другими сельчанами. С мужской недюжинной силой тянет свою лямку Настена. Подробнее о ее взаимоотношениях с супругом вы узнаете, прочитав расположенный в конце статьи анализ. Распутин «Живи и помни» написал не только для того, чтобы показать непростые взаимоотношения героев. О других проблемах, затрагиваемых в повести, вы также можете узнать, прочитав до конца статью.
Андрей не предатель, не убийца, а всего лишь дезертир, который сбежал из госпиталя, откуда его хотели отправить на фронт, толком не подлечив. Он уже настроился на отпуск и не может отказаться от возвращения. Осознав, что в селе его, в миру, в стране прощения ему не будет, он до последнего хочет тянуть, не думая о жене, родителях и будущем ребенке.
Композиция
Жанр и направление
Опыт войны
Студент в первый же день записался добровольцем и в одном из первых сражений бесстрашно ринулся в атаку, получив нетяжелое ранение в ногу. Гаршин получил чин офицера, но на поле боя не возвратился. Впечатлительного юношу потрясли картины войны, он не мог смириться с тем, что люди слепо и безжалостно истребляют друг друга. Не вернулся он и в институт, где начал обучаться горному делу: молодого человека властно влекла к себе литература. Некоторое время он посещал вольнослушателем лекции на филологическом факультете Петербургского университета, а потом начал писать рассказы. Антивоенные настроения и пережитый шок вылились в произведения, которые мгновенно сделали начинающего писателя знаменитым и желанным во многих редакциях того времени.
Сочинение рассуждение Что такое нравственный выбор
Нравственный выбор сопровождает каждого человека по всей его жизни. Рано или поздно приходится делать выбор между тем, как лучше поступить, какие блага на данном этапе важнее, можно ли закрыть глаза на что-то ради желанной цели.
Нравственный выбор зависит от воспитания человека, ведь именно родители учат своего ребенка тому, что такое добро и что такое зло, что такое дружба и любовь, они учат, что всегда нужно говорить правду, делиться и помогать нуждающимся. Если в детстве все кажется гораздо проще и выбор между тем сказать правду или солгать, сделать просто, то по мере взросления задача значительно усложняется, однозначное добро и зло перестают существовать, сплетаясь друг с другом, а вместе с ними и не существует единственно правильной формулы, которая позволит сделать правильный нравственный выбор, потому каждый выбирает сам для себя в соответствии со своими жизненными установками, принципами и представлениями о морали и этике.
Нравственный выбор достаточно часто влияет на то, какое человек будет занимать место в обществе, как его будут воспринимать близкие и коллеги, как сложится его судьба. Даже, казалось, маленькая диллема может перевернуть жизнь с ног на голову. Волевые и сильные люди, которые не хотят идти вразрез своим принципам, делая нравственный выбор, готовы пожертвовать всем, что у них есть и это имеет невероятное влияние на их судьбу. Так, рассказ Льва Толстого «После бала» повествует о сложном жизненном выборе, который пришлось сделать герою. Он был без ума влюблен в девушку и ради нее был готов пожертвовать всем, но однажды увидев то, как жестоко наказывают солдата-дезертира, принял решение порвать отношения с возлюбленной и оставить службу, так как она предполагала безоговорочное выполнение приказов руководства, а делать кому-то больно герой не хотел, потому выбрал другую судьбу, сделав сложный для себя нравственный выбор.
Очень важно, чтобы нравственный выбор был сделан по совести, потому что жить вопреки своим желаниям и убеждениям сложно. При этом нужно помнить и об интересах других людей, нельзя обижать своих близких и оставаться безразличным к их судьбе
Только тогда выбор будет сделан правильно и стыдно за свой поступок не будет.
Нравственный выбор многому учит человека. Сделав ошибку один раз, человек обретет бесценный опыт и уже в следующий раз будет больше думать о том, как ему правильно поступить. Также он учит ответственности, часто молодые люди легкомысленно принимают решения, ставят свои интересы выше других, но когда приходит черед отвечать за свои поступки, понимают, насколько они были неправы и что нужно было делать по-другому.