Всеобщая история

Гуманизм романа франсуа рабле 'гаргантюа и пантагрюэль'

Глава I. О генеалогии и древности рода Гаргантюа

Желающих установить генеалогию Гаргантюа и древность его рода я отсылаю к великой Пантагрюэльской хронике. Она более обстоятельно расскажет вам о том, как появились на свете первые великаны и как по прямой линии произошел от них Гаргантюа, отец Пантагрюэля. И вы уж на меня не пеняйте за то, что сейчас я не буду на этом останавливаться, хотя история эта сама по себе такова, что чем чаще о ней вспоминать, тем больше бы она пришлась вашим милостям по вкусу, и в доказательство я сошлюсь на Филеба и Горгия Платона, а также на Флакка, который утверждает, что чем чаще повторять иные речи (а мои речи, разумеется, именно таковы), тем они приятнее.

Дай Бог, чтоб каждому была столь же доподлинно известна его родословная от Ноева ковчега и до наших дней! Я полагаю, что многие из нынешних императоров, королей, герцогов, князей и пап произошли от каких-нибудь мелких торговцев реликвиями или же корзинщиков и, наоборот, немало жалких и убогих побирушек из богаделен являются прямыми потомками великих королей и императоров, – достаточно вспомнить, как поразительно быстро сменили ассириян – мидяне,
мидян – персы,
персов – македоняне,
македонян – римляне,
римлян – греки,
греков – французы.

Что касается меня, то я, уж верно, происхожу от какого-нибудь богатого короля или владетельного князя, жившего в незапамятные времена, ибо не родился еще на свет такой человек, который сильнее меня желал бы стать королем и разбогатеть, – для того чтобы пировать, ничего не делать, ни о чем не заботиться и щедрой рукой одарять своих приятелей и всех порядочных и просвещенных людей. Однако ж я себя утешаю, что в ином мире я непременно буду королем, да еще столь великим, что сейчас и помыслить о том не смею. Придумайте же и вы себе такое или даже еще лучшее утешение в несчастье и пейте на здоровье, коли есть охота.

Возвращаясь к нашим баранам, я должен сказать, что по великой милости Божьей родословная Гаргантюа с древнейших времен дошла до нас в более полном виде, чем какая-либо еще, не считая родословной Мессии, но о ней я говорить не намерен, ибо это меня не касается, тем более что этому противятся черти (то есть, я хотел сказать, клеветники и лицемеры). Сия родословная была найдена Жаном Одо на его собственном лугу близ Голо, пониже Олив, в той стороне, где Нарсе, при следующих обстоятельствах. Землекопы, которым он велел выгрести ил из канав, обнаружили, что их заступы упираются в огромный бронзовый склеп длины невероятной, ибо конца его так и не нашли, – склеп уходил куда-то далеко за вьеннские шлюзы. В том самом месте, над которым был изображен кубок, а вокруг кубка этрусскими буквами написано: Hic bibitur, склеп решились вскрыть и обнаружили девять фляг в таком порядке, в каком гасконцы расставляют кегли, а под средней флягой оказалась громадная, громоздкая, грязная, грузная, красивая, малюсенькая, заплесневелая книжица, пахнувшая сильнее, но, увы, не слаще роз.

Вот эта книжица и заключала в себе вышеупомянутую родословную, всю целиком написанную курсивным письмом, но не на пергаменте, не на вощеной табличке, а на коре вяза, столь, однако, обветшавшей, что на ней почти ничего нельзя было разобрать.

Аз многогрешный был туда зван и, прибегнув к помощи очков, применив тот способ чтения стершихся букв, коему нас научил Аристотель, разобрал их все, в чем вы и удостоверитесь, как скоро начнете пантагрюэльствовать, то есть потягивать из бутылочки, потягивать да почитывать о престрашных деяниях Пантагрюэля.

В конце книги был обнаружен небольшой трактат под названием Целительные безделки. Начало этой истории погрызли крысы, тараканы и, чтобы сказать – не соврать, другие вредные твари. Остальное я из уважения к древности найденного творения при сем прилагаю.

Гаргантюа и Пантагрюэль
2 стр. →
Страницы: 1                                        →Всего 265 страниц

«Онлайн-Читать.РФ», 2017-2023Обратная связь

Главная идея

Хоть книга и велика по объему, словно ее герой, она несет вполне себе конкретный посыл. Рабле видел, как люди страдают от засилья религиозного суеверия, воспринимая не умелые проповеди, как слово Божие, хотя именно в них теряется смысл любого религиозного культа. Народ же прозябал в невежестве и фанатизме, поэтому родители не хотели лечить и учить детей, считая любое вмешательство в ум и тело своего ребенка бесовским промыслом. Поэтому главная идея романа Рабле — показать приобщение к национальной французской культуре, ее истокам, а не рабское повиновение жутковатой демагогии католицизма. Он хотел, чтобы человек полагался на свой здравый смысл, а не на абстрактные и неверно истолкованные учения схоластиков. Теоретики были оторваны от жизни, сами на хлеб не зарабатывали, поэтому не могли учить народ, исходя из его надобностей.

Образ Тальберга

Сергей Иванович Тальберг – отрицательный герой романа М.А. Булгакова «Белая гвардия». Родственники и друзья писателя, прочитав произведение сразу заметили сходство между Тальбергом и Леонидом Карумом – супругом сестры Михаила Афанасьевича Варвары. Карум тоже узнал себя в литературном герое. Между родственниками вспыхнул серьезный конфликт. Тем не менее, Булгаков продолжал навещать сестру и зятя в Киеве. Карум служил при всех властях, которые в его время очень часто менялись в Украине. Он пытался подстроиться под всех, чтобы устремиться вверх по карьерной лестнице.

Сергей Тальберг из романа «Белая гвардия» – армейский капитан, который учился в университете и академии. Об этом свидетельствуют значки на его форме. Тальберг имеет немецкие корни, прибалт. Во время переворотов капитан выступал против украинской центральной раде, участвовал в гетманском перевороте, служил в министерстве Скоропадского. С последним Тальберг сбежал в Германию, бросив супругу.

На момент происходящих в романе событий Тальбергу 31 год. Внешности героя автор уделяет немного внимания. Несколько раз он делает акцент на «двухслойных глазах» героя. Видимо, так он намекает на двуличие капитана. Тальберг хороший актер. Он умеет благосклонно улыбаться даже тем, кого видеть не рад.

В 1917 г. герой женился на Елене Турбиной. Нельзя сказать, что жену Сергей Иванович не любит. Но карьера и собственная безопасность для этого человека выше любви. В начале романа наблюдаем за тем, как Елена с волнением ждет мужа, зная, что тот мог попасть в руки петлюровцев. Сергей пришел, но не для того, чтобы остаться, а чтоб сообщить новость: он покидает Киев. Тальберг обещает супруге, что скоро вернется. Братьям женщины капитан не решается рассказать то же самое. Он знает: Турбины этого не одобрят. Этот эпизод показывает героя как человека трусливого, самовлюбленного. Даже в таких ситуациях его не покидает гордость за самого себя.

Покидает Елену Тальберг легко, без сожаления. Лишь пару раз мужчина задумывается над тем, чем он жертвует ради карьеры, тогда в нем пробуждаются искренние чувства, хоть и не надолго. Елена любит супруга, но понимает, что тот ради карьеры способен погубить и своих родных, и друзей.

Сергея Тальберга ненавидит Алексей Турбин. Он видит, как страдает сестра. Кроме того, Алексей не может принять того, что зять легко переступает через совесть, а законы чести для него чужды. Кроме того, Турбин не не одобряет службу зятя в министерстве гетьмана. Алексей Васильевич считает родственника мерзавцем, себя же корит за то, что не ударил его, не выгнал. Можно предположить, что отношение Турбина-старшего к зятю отображает отношения самого М.А. Булгакова к Леониду Каруму.

М.А. Булгаков противопоставляет Тальберга людям, которые живут по законам совести, раскрывая, таким образом, проблемы чести, предательства.

Анализ первой книги

  1. Воспитание Гаргантюа.
    Противопоставление средневекового и ренессансного воспитания. Но даже в такой серьезной теме автор использует пародийную игру (к примеру, преувеличение старательности, которую проявляют воспитатели-гуманисты).
  2. Война с Пикрохолом
    . Противопоставление Пикрохола и Гаргантюа – сравнение средневекового и гуманистического правителя.
  3. Телемская обитель.
    Это, во-первых, противопоставление средневекового монастыря и утопии нового мира. Брат Жан – это порождение монастырских стен и одновременно их насмешливое отрицание. Девиз обители – “Делай, что хочешь” – издевательский перевертыш монастырского устава. Люди там жутко образованные: знают 5-6 языков, могут сочинять на них стихи, но как они используют свои знания? Какая польза миру от их учености? Монахи не помогают мирянам стать лучше, они просто спасаются бегством от проблем, поощряя свой эгоизм, надеясь вымолить легкую долю в раю. Автор высмеивает эту позицию.

Очень краткий пересказ

Исторический контекст

В Киеве стоят немецкие оккупационные войска – наследие закончившейся Первой мировой войны. У власти консервативные прогерманские держаные силы во главе с гетманом Скоропадским. На территории Украины идет борьба между гетманской властью и социалистической директорией. Пока Киев является относительно спокойным местом, куда от большевистской власти из России бегут самые разные люди. Но вскоре власть должна поменяться. К городу приближаются войска Петлюры – украинского националиста, выступающего за независимость страны. Немцы собираются покидать город. Основные события книги связаны со взятием Киева войсками Петлюры.

Члены семейства Турбиных собираются на кухне. Елена ждет возвращения своего мужа. Этажом ниже проживает владелец дома Василий Лисович, или Василиса, который панически боится быть обворованным.

В гости к Турбиным заходят Мышлаевский, Карась и Щербинский. Обсуждают ситуацию в городе и стране. Вскоре является Тальберг и сообщает жене, что вынужден покинуть её из-за политической обстановки. С уходом немцев ему опасно здесь оставаться. Обещает возвратиться с войсками Деникина.

По предложению Карася Мышлаевский и А. Турбин поступают на службу к полковнику Малышеву, однако последний вскоре распускает войска. Официальной власти в городе нет. Гетман Суржевский и главнокомандующий Белоруков бежали из города.

В город входит отряд Петлюры. Полк под командованием Най-Турса обороняет Политехническое шоссе и вынужден отступать. Подмоги ждать неоткуда.

Ефрейтор Николка Турбин командует небольшим отрядом. На пути им встречаются бегущие воины Най-Турса. Полковник гибнет на глазах младшего Турбина.

Не зная о расформировании дивизиона, Алексей отправляется в гимназию. В пункте приёма добровольцев встречает Малышева. Тот говорит ему, что Петлюра в городе, велит снять погоны и возвращаться домой. Алексей оказывается в центре Киева, попадается на глаза петлюровцам и получает ранение. Его спасает девушка по имени Юлия. У Алексея возникает симпатия к ней.

Николай не застает дома брата. Сестра и служанка плачут, думая, что его убили. К Турбиным из Житомира приезжает родственник Тальберга Лариосик, переживший измену жены. Одновременно с ним домой возвращается раненый Алексей Турбин. Чтобы скрыть ранение, семья решила говорить всем, будто у него тиф. Позже выяснится, что он действительно болен тифом.

Семья ожидает, что к ним придут с обыском. Соседа Василису под видом обыска грабят бандиты.

Алексей находится при смерти. Елена молится о спасении брата, и через пару месяцев он идет на поправку. Николай разыскивает родственников полковника Най-Турса и сообщает о его смерти. Молодой человек проникается симпатией к его сестре Ирине.

Елена получает письмо из Варшавы. Польская знакомая сообщает ей, что её теперь уже бывший муж Сергей Тальберг женился на другой.

Власть Петлюры продлилась недолго. Уже в феврале он уходит из города. Ему на смену придут большевики.

Наиболее известные произведения

  1. «Животные», также известная как «Странная парочка» (1532) — эта произведение представляет собой рассказы о животных, в которых Рабле использовал животных персонажей для выражения своих социальных и политических взглядов.
  2. «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1532-1564) — это пенталогия, состоящая из пяти книг, в которых описывается жизнь двух гигантских героев, Гаргантюа и его сына Пантагрюэля. Это произведение является сатирой на современное общество и включает в себя множество комических ситуаций и аллегорий.
  3. «Простак» (1533) — это сатирическая повесть, в которой главный герой, Простак, с помощью простых способов и интуитивного разума демонстрирует превосходство перед образованными людьми.
  4. «Одалиски» (1534) — это эротическая стихотворная работа, в которой автор описывает красоту и прелести женского тела.
  5. «Театрал» (1548) — это комедийная пьеса, в которой главный герой играет роль театрального режиссера и создает спектакль, в котором высмеивает различные общественные явления и проблемы.

Эти произведения Франсуа Рабле прославили его как одного из величайших французских писателей всех времен. Они оказали значительное влияние на литературу и вдохновили множество писателей после него.

Гаргантюа и Пантагрюэль

Первая книга «Гаргантюа» рассказывает о жизни и приключениях Гаргантюа с его рождения до момента, когда он становится отцом Пантагрюэля. Вторая книга «Пантагрюэль» описывает путешествия и приключения Пантагрюэля и его друзей. Третья и четвертая книги «Пантагрюэль и маленькие книги» и «Гаргантюа и Пантагрюэль» рассказывают о гигантских сражениях и политических интригах.

Главной особенностью цикла является смешение различных жанров, таких как рассказы, диалоги, газетные заметки и даже точная научная работа. Рабле использовал свой произведение для критики известных институтов и общественных норм того времени, таких как церковь, правительство и образование. Он также поставил под сомнение авторитет великих классических произведений и дал предпочтение свободной фантазии и вымыслу.

Роман о Розалине

Вторая часть знаменитого романа Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» называется «Роман о Розалине». Это одна из четырех частей цикла и изначально была издана отдельной книгой.

Роман о Розалине рассказывает историю прекрасной женщины Розалины, которая является сестрой главного героя романа, Пантагрюэля. История Розалины начинается в городе Лантерна, где она выросла. Она была невероятно красивой женщиной, имела прекрасные манеры и была одной из самых богатых и влиятельных особ в своей местности.

Как и в предыдущих частях романа, Рабле использует сатирический подход и иронический стиль, чтобы изображать общество и его недостатки. В «Романе о Розалине» он критикует жадность, гордыню и развращенность элитного слоя общества, показывая, как эти недостатки в прямом и переносном смысле превращают людей в животных, теряющих человеческие качества.

В романе описывается множество комических ситуаций, а главный герой, Розалина, часто выступает в роли морального арбитра, осуждающего грехи окружающих. Она становится символом идеальной женщины, которая противостоит порокам своего времени и стремится к высшим идеалам.

Основная тема «Романа о Розалине» — это противопоставление нравственности и порока, идеала и действительности. Рабле даёт свои острые оценки социальным явлениям и явно выражает своё осуждение некоторых отрицательных черт представителей верхних слоёв общества.

В «Романе о Розалине» Рабле использует разнообразные жанровые приемы, такие как парадоксальные ситуации, фантастические и сказочные элементы сюжета, что делает его произведение многогранным и удивительным.

«Роман о Розалине» является ярким примером творчества Франсуа Рабле и продолжает развивать его главную идею — сатирическое и критическое отношение к существующему обществу и его нравам.

2 вариант

В данной великолепной поэме Николая Гоголя показаны основные моменты, касающиеся крестьянской жизни, олицетворенной как совокупность моментов, устранив которые, можно будет сделать Россию великой и прекрасной страной, полной новых устремлений и целей. Жизнь простых людей является одной из самых значимых частей данного произведения, так как при помощи нее автор раскрывает все детали и особенности жизни того времени

Поэтому так важно понимать всю глубину раскрываемой темы, которая выражается в отношении автора к народу, жизнь которого в будущем он видит перспективной и осмысленной

Ироничное настроение автора к деталям произведения и простым людям, которые в нем изображены, показывает то, что автор способен к глубокому анализу основных пороков и деталей в характерах своих персонажей. Так, например, будучи слугами Чичикова, Петруша с Селифаном, обладают множеством таких ироничных качеств. Например, процесс чтения доставляет Петруше удовольствия несмотря на то, что смысл он улавливает не всегда. А Селифан читает книги своим единственным, но преданным слушателям – лошадям. Также, автор показывает, что крестьяне, которые принадлежат к определенному помещику, выражают его черты характера, и наделены его особенностями. Например, крестьяне помещика Манилова обладают такими пороками, как жадность, скверность характера, желание в любом удобном случае идти на обман и жульничество.

Гоголь не хотел видеть обычных людей такими, какими он их показал в произведении, однако он не мог этого не сделать, ведь реальность его времени была таковой. И хотя, на их плечи был возложен тяжкий труд и служба помещикам, будущее развитие своей страны он видел именно в крестьянских изменениях. Причем эти изменения должны были быть глобальными и протекать на территории всей страны. Автор видел в них трудолюбивых, талантливых и терпеливых людей, которые не всегда могли реализовывать свои возможности. Он показывал то, что крестьяне трудились каждый день не покладая рук для того, чтобы прокормить себя и свою семью, в отличие от помещиков, которые пользовались готовыми благами и зачастую бездушно относились к простому народу. Писатель наделял крестьян разнообразными качествами, например, в одном и том же человеке могли сочетаться щедрость, трудолюбие, талант, но при этом он мог быть пьющим и не всегда ответственным. Таким образом, произведение получилось невероятно реалистичным и философским.

Жизнь великого французского писателя

В своем произведении «Гаргантюа и Пантагрюэль», Рабле изображает двух гигантов, которые путешествуют и встречаются с различными персонажами, олицетворяющими различные аспекты человеческого общества. В этом произведении Рабле использовал сатиру и иронию, чтобы критиковать общественные порядки и ошибки своего времени.

Однако, несмотря на свой литературный успех, жизнь Франсуа Рабле была не такой мрачной, как его произведения. Он любил веселиться, проводить время с друзьями и держать общество. Хотя он был известен своей социальной активностью и частым участием в пьянках, Рабле также был известен своим интеллектом и образованием.

К сожалению, в связи с политическими событиями и религиозными конфликтами того времени, Рабле был вынужден прекратить свою литературную деятельность и даже спрятаться, чтобы избежать преследования. В конечном итоге, он вернулся к писательской деятельности, и его произведения получили признание уже после его смерти.

Сегодня работы Франсуа Рабле остаются одними из важнейших произведений французской литературы. Он оказал значительное влияние на развитие европейской прозы и считается одним из основателей жанра романа. Его произведения до сих пор актуальны и интересны, а его литературное наследие продолжает вдохновлять писателей и читателей по всему миру.

Ранние годы и образование

Франсуа Рабле родился в 1494 году в Ла-Дежарете, маленьком городе в центральной Франции. О его ранних годах и детстве известно мало, так как мало документов сохранилось до наших дней.

Он получил образование в коллежах в Анже и Париже. В Анже он изучал латинский язык и получил базовое образование. В Париже он продолжил учиться и получил степень магистра искусств.

Во время учебы в Париже Рабле был замечен за свою остроумность и талант в письме. Он был известен своими сатирическими письмами и речами, которые пользовались популярностью среди студентов и преподавателей. В этот период он также начал развивать свои навыки в искусстве рассказа и написал несколько рассказов и эссе.

Образование и жизненный опыт, полученные Рабле во время его учебы, оказали влияние на его будущую литературную карьеру. Он стал известен своими сатирическими произведениями, в которых он осмеивал общественные пороки и представлял обычных людей в реалистичном свете.

Карьера государственного служащего

Франсуа Рабле начал свою карьеру в государственной службе в начале 16 века. В то время он принял на себя ряд небольших должностей, которые позволяли ему получать достаточно дохода для жизни. Он был призван работать в судебной системе и занимался делами, связанными с правом.

В 1532 году Рабле был назначен секретарем кардинала в небольшом городке Луы. Это была его первая важная должность в государственной службе. В этой должности он занимался организацией и управлением административными задачами и документами.

Однако карьера Рабле в государственной службе была довольно короткой. В 1545 году он был уволен из своей должности после конфликта с локальными властями. После этого он решил полностью посвятить себя литературе и писательской работе.

Несмотря на то, что Рабле не добился больших успехов в государственной службе, его годы работы в этой сфере оказали большое влияние на его творчество. В его произведениях он часто изображал коррупцию и низменность чиновников, а также критиковал судебную систему и систему управления в целом. Эти аспекты стали одной из важных тем его произведений и принесли ему известность и признание.

Поздние годы и смерть

В последние годы своей жизни Франсуа Рабле продолжал писать и выпускать новые произведения. Однако, из-за неприязни и критики со стороны католической церкви, его работы не всегда пользовались успехом. Более того, цензура в то время была очень сильной, и некоторые произведения писателя были запрещены к публикации.

В 1552 году Рабле переехал в Париж и начал заниматься медициной. Однако, в связи с его прогрессивными идеями, он стал попадать в конфликты с местными властями. Вскоре писателю стало трудно найти работу и он оказался в финансовых трудностях.

В 1563 году Франсуа Рабле скончался в Париже от неизвестной болезни. Его точная дата смерти остается неизвестной, но предполагается, что он умер в возрасте около 61 года.

Дата рождения: середина 1490-х годов
Место рождения: Сен-Мишель-де-Монтань, Франция
Дата смерти: 1563 (предполагаемо)
Место смерти: Париж, Франция

О чем «Гаргантюа и Пантагрюэль»?

История двух великанов, а точнее сына (Пантагрюэль) и отца (Гаргантюа — короля государства Утопия), переносит нас из существующего мира в некий новый мир. В 16 веке мир открытий и приключений манит умы людей. Где этот новый мир у Рабле? — во рту Пантагрюэля: вот такое комичное приключение.

Подобную зарисовку о новом мире во рту монстра можно встретить у Лукиана в «Правдивой истории» (подробнее), но Рабле все-таки создал абсолютно новый мир во рту великана. Когда Алькофрибас Назье (анаграмма имени писателя), попадая в новый мир, показывает всю силу восхищения и удивления свойственную ренессансу, автор тут же «хоронит» этот мотив под массивом шуток, лишая весь эпизод какой бы-то ни было значительности. Однако идея далекой страны усиливает тему утопии. Именно этот нюанс кардинально меняет тон и значение всего произведения.

Прим. Всего было написано 5 книг (1533-1564 гг.), причем авторство последней вызывает споры по сей день.

«Гаргантюа и Пантагрюэль» — первая утопия

История и язык поражают своей насыщенностью, чрезмерностью и полифонией всего. Это утопия не только интеллектуальная, но и утопия реальности. Читатель все глубже и больше погружается в описываемую реальность настолько, что вязнет в ее толще только для того, чтобы осознать: нового мира нет. «Все как у нас» — говорит Рабле (Tout comme chez nous).

Автор использует все приемы настолько мощно, что они ужасают и переполняют читателями соответствующим ощущениями. Сатира и насмешка во всем: от истории, имен, обстановки, быта и совсем личных деталей повседневности до разбора всех «значимых» сфер жизни (церковь, образование, государство и т.д.). Тема великанов усиливает гротеск и комичность происходящего.

Рабле берет популярные приемы средневекового христианского театра, превращая все в буффонаду. Тем не менее, он тонко смешивает стили, переходя от высокого стиля — к низкому. Также меняются и представленные сюжеты, планы, ракурсы — все, чтобы сначала подарить надежду на новое, а затем сузить горизонт происходящего до точки.

Э. Ауэрбах отмечает, что среди всего этого буйства Рабле активно демонстрирует свою эрудированность, вставляя многочисленные аллюзии на бесчисленный счет современных событий и людей. Комичное и гротескное на таком фоне создает особо ощутимы эффект контраста. Все в «Гаргантюа и Пантагрюэле» работает на контраст, чтобы подсветить нелепость и пороки.

Что получается? За всем этим хаосом, какофонией обнажаются две простые идеи. Во-первых, нового мира — нет. Человек — везде человек, ведомый инстинктами. Во-вторых, натуральная, то есть соответствующая естественности, жизнь не так плоха, как кажется. Рабле был убежденным сторонником достижения «правильной» жизни за счет жизни по законам природы. Правда, речь идет не о совсем уж животных инстинктах, а о природе с точки зрения гуманизма.

Ранние годы

Франсуа Рабле появился на свет в 1494 году в небольшом французском городке Шинон неподалёку от провинции Турень. Точных сведений о семье писателя и его ранних годах жизни нет, известно лишь, что его отец был адвокатом или мелким предпринимателем, а мать погибла, когда мальчик был ещё совсем мал.

В 1510 году Франсуа Рабле стал послушником в монастыре францисканцев в Фонтене-ле-Конт. Там он изучал право, филологию, историю, естественные науки, латынь и древнегреческий язык. Уже в те годы своим острым умом и блестящими ораторскими способностями Рабле заслужил уважение среди сверстников.

В 1521 году Франсуа принял обет. Он продолжал заниматься самообразованием, но его пытливый ум уже не удовлетворяла местная библиотека. Спустя несколько лет Рабле добился разрешения Папы Климента VII перейти в бенедиктинский монастырь в Мальезе, где цензура была не столь сильна, и он мог продолжить своё обучение.

Тематика

  1. Тема нравственного выбора. Центральной темой является положение белогвардейцев, которые вынуждены выбирать — участвовать ли им в бессмысленных сражениях за власть сбежавшего гетмана или всё-таки спасать свои жизни. Союзники не являются на помощь, и город захватывают петлюровцы, а, в конечном итоге, большевики — реальная сила, угрожающая старому жизненному укладу и политическому строю.
  2. Политическая нестабильность. События разворачиваются уже после событий Октябрьской революции и расстрела Николая II, когда большевики захватили власть в Петербурге и продолжали укреплять свои позиции. Петлюровцы, захватившие Киев (в романе — Город), слабы перед большевиками, равно как и белогвардейцы. «Белая гвардия» — это трагический роман о том, как погибает интеллигенция и всё, что с ней связано.
  3. В романе присутствуют библейские мотивы, и, чтобы усилить их звучание, автор вводит образ помешанного на христианской религии больного, который приходит лечиться к доктору Алексею Турбину. Начинается роман с отсчёта от Рождества Христова, а перед самым финалом упоминаются строки из Апокалипсиса св. Иоанна Богослова. То есть — судьба Города, захваченного петлюровцами и большевиками, в романе сравнивается с Апокалипсисом.

Литературная деятельность

В свободное от врачевания время Рабле писал сатирические памфлеты и в 1532 году решил опубликовать свою первую книгу под названием «Пантагрюэль». В дальнейшем эта книга стала частью романа «Гаргантюа и Пантагрюэль», состоящая из пяти частей. Благодаря сатирическому роману, повествующему о добродушных великанах-обжорах, Рабле приобрёл мировую известность. Произведение было осуждено властями, но публика с большим восторгом приняла его. Лишь при содействии многочисленных влиятельных покровителей Рабле роман удалось опубликовать.

При изучении краткой биографии Франсуа Рабле стоит отметить, что он был не только блестящим сатириком, способным в свойственной ему тонкой и изящной манере высмеять пороки общества. Рабле стал автором около 20 литературных работ, среди которых были трактаты по медицине, публикации о влиянии личности врача на больного, труды, посвящённые античной архитектуре и культуре.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: