Рецензия о пьесе гроза островского

«гроза»: смысл, анализ и проблематика пьесы островского

Краткое содержание Грозы Островского

Действие пьесы происходит в вымышленном провинциальном городке – Калинове, расположенном на берегу Волги. События разворачиваются на протяжении небольшого отрезка времени.

В центре сюжета семья Кабановых:

  • Марфа Игнатьевна (Кабаниха) – глава семьи, вдова с властным, деспотичным характером, держит под пятой всю семью;
  • Тихон – сын Кабанихи, безвольный, инфантильный, полностью подчиняется матери;
  • Катерина – жена Тихона, несчастная молодая женщина, страдающая от тирании свекрови;
  • Варвара – дочь Кабанихи, своевольная, хитрая девушка, не боится перечить матери.

Кроме них в пьесе немало и других персонажей, играющих существенную роль в понимании истинного смысла «Грозы». Среди них:

  • Дикой – богатый купец, отличается скупостью и грубостью;
  • Борис – племянник Дикого, приехал к дяде ради получения наследства;
  • Кудряш – возлюбленный Варвары;
  • Кулигин – местный житель.

На городской площади беседуют о природе Кулигин с Кудряшом. Их беседу прерывает появление Дикого с Борисом, вынужденным терпеть нападки дяди ради получения наследства. После ухода Дикого Борис признается Кулигину, что ко всем своим несчастьям умудрился влюбиться в замужнюю женщину.

На площади появляется семейство Кабановых. Купчиха отчитывает сына за неправильное обращение с женой, считая его слишком мягким. Тихон вяло оправдывается.

Катерина, оставшись наедине с Варварой, признается в любви к человеку, не являющегося ее мужем.

Измена

Тихон уезжает по делам на несколько дней. После отъезда мужа Катерина по настоянию Варвары выдает ей имя возлюбленного. Это Борис.

Варвара, решив устроить встречу влюбленных, ворует у матери ключ от калитки. Катерина колеблется, она не хочет изменять мужу. Но соблазн увидеть возлюбленного пересиливает угрызения совести и она оставляет ключ.

Борис, прогуливаясь с Кулигиным, натыкается на Варвару, целующуюся с Кудряшом. Девушка сообщает Борису место его свидания с Катериной. Вечером Борис приходит к заднему двору, куда к нему выходит Катерина.

Молодая женщина напугана, пытается прогнать возлюбленного, но чувства перевешивают страх. После обоюдных признаний в любви, влюбленные договариваются встречаться каждую ночь, пока Тихон в отъезде.

Признание

Прошло 10 дней. На берегу Волги прогуливаются жители города, но начавшийся дождь вынуждает всех спрятаться внутри древней постройки. Погода резко портиться, приближается гроза.

Под укрытие приходит и семейство Кабановых. Катерина сильно дрожит, ее страх усиливается после того как раздаются разговоры о том, что из-за грозы может кто-нибудь погибнуть. Девушка не выдерживает и прилюдно признается в своем грехе.

Гибель Катерины

Сбежала с возлюбленным Варвара. Катерину заперли, но ей удалось покинуть дом. Растерянная женщина отправилась на поиски любимого. Она предлагает Борису сбежать из города. Но тому не хочется терять наследство. Дикой в наказание отправляет племянника на Север. Борис подчиняется воле дяде.

Оставшись одна, Катерина бежит к реке. Тихон с матерью и Кулигиным ищет жену. В это время кто-то сообщает о самоубийстве женщины, бросившейся со скалы в воду.

Увидев бездыханное тело Катерины, Тихон обвиняет во всем мать. Кабанов садится возле тела жены, сожалея, что она ушла, а он остался жить и мучиться

Проблема власти

В городе Калинове власть находится не в руках соответствующих органов, а у тех, у кого есть деньги. Доказательством этого служит диалог купца Дикого и городничего. Городничий говорит купцу о том, что на последнего поступают жалобы. На это Савл Прокофьевич отвечает грубо. Дикой не скрывает, что обсчитывает простых мужиков, он говорит об обмане как о нормальном явлении: если купцы друг у друга воруют, то и у обычных жителей воровать можно. В Калинове номинальная власть не решает абсолютно ничего, и это в корне неверно. Ведь получается, что без денег в таком городе просто невозможно прожить. Дикой мнит себя чуть ли не батюшкой-царём, решая кому давать деньги в долг, а кому нет. «Так что знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю» — так отвечает Дикой Кулигину.

Проблема любви

В «Грозе» проблема любви реализуется в парах Катерина — Тихон и Катерина — Борис. Девушка вынуждена жить со своим мужем, хоть никаких чувств кроме жалости она к нему не испытывает. Катя бросается из крайности в крайность: она думает между вариантом остаться с мужем и научиться его любить или уйти от Тихона. Чувства к Борису у Кати вспыхивают мгновенно. Эта страсть толкает девушку на решительный шаг: Катя идёт наперекор общественному мнению и христианской морали. Её чувства оказались взаимны, но для Бориса эта любовь значила гораздо меньше. Катя полагал, что Борис так же, как она, не способен жить в застывшем городе и лгать ради выгоды. Катерина часто сравнивала себя с птицей, ей хотелось улететь, вырваться из той метафорической клетки, а в Борисе Катя увидела тот воздух, ту свободу, которой ей так не хватало. К сожалению, девушка ошиблась в Борисе. Молодой человек оказался таким же, как и жители Калинова. Он хотел наладить отношения с Диким ради получения денег, говорил с Варварой о том, что чувства к Кате лучше сохранять втайне как можно дольше.

2 вариант

Пьеса А. Н. Островского «Гроза» — вершина его творчества и вполне оправданно признанное одним из самых выдающихся в российской драматургии произведение, с чем я не могу не согласиться. Да, на первый взгляд произведение его в наши дни уже неактуально, но прочитав и проанализировав я убедилась в обратном. «Гроза» — огромный социальный конфликт, чьё разрешение всё ещё требуется, это борьба прошлого с настоящим и это действительно то произведение, что врезается в память и трогает до глубины души и оставляет горький осадок. Его актуальность никогда себя не исчерпает. «Гроза» — разве есть более подходящее название такому ошеломляющему творению? Символ неизбежного конца, непредотвратимой трагедии.

Сюжет не то, чтобы слишком оригинален, но так раскрыть эту тему мало кому удавалось, так, умелым пером Островского повседневная драма обворачивается трагедией, до сих пор заставляющей задуматься. Вот, что мне в ней нравится – она действительно наталкивает на размышления читателей любого поколения, она сложна, но тем не менее, доступна, ведь её злободневный сюжет знаком каждому. Она тяжела, но необходима для прочтения. Так о чём она? Ведь не только же об острых социальных конфликтах того века? Смею предположить, что философия «Грозы» куда более широка, автор повествует нам прежде всего о свободе, инокомыслии, любви и всепоглощающей верности идеалам, раскрывая всё это в одном персонаже – лучике света в тёмном царстве Кабановых – Катерине.

Она, пожалуй, единственный непонятный персонаж среди множества столь знакомых и довольно клишированных антагонистов. Она гораздо более сложна и многогранна, её внутренний мир полон противоречий: она вроде бы покорна, по-доброму наивна и очень набожна, но, с другой стороны, истерична, непоследовательна и грешна. Но возникает вопрос: разве не имеет она права быть таковой? Разве не имеют её грехи основательных оправданий? Даже тот факт, что личность Катерины вызывает столько вопросов говорит о том, что из всех персонажей она наиболее естественна и натуральна, Катерина – живой человек, что не может не вызывать симпатию. Что касается других персонажей, все они ярки потому лишь, что не поддаются тщательному авторскому анализу. Кабаниха – консервативная злодейка, Кабанов – трусливый и безвольный «маленький человек» – и всё тут. Но гораздо позже осознаёшь их значимость и натуральность, в какой-то момент становится ясно, что Кабаниха не просто деспот, а ещё и женщина сильная и вызывающая уважение, а её сын – просто слабый, но любящий человек. Образы всех троих невероятно тронули меня и помогли понять идею, заложенную автором.

Таким образом, заключаю, что знаменитая Островская пьеса занимает в моем сердце особое место, её мораль понятна мне и, что самое главное, актуальна, этот особенный мир «Грозы» запомнится надолго и еще не раз я буду вспоминать его на своём жизненном пути.

Следующая цитата

Она странная, сумасбродная с точки эрения окружающих; но это потому, что она никак не может принять в себя их воззрений и наклонностей. Она берет от них материалы, потому что иначе взять их неоткуда; но не берет выводов, а ищет их сама и часто приходит вовсе не к тому, на чем успокоиваются они.

Развитие страсти представлено недостаточно: мы не видим, как началась и усилилась любовь Катерины к Борису и чем именно была она мотивирована; поэтому и самая борьба страсти и долга обозначается для нас не вполне ясно и сильно.

Она странная, сумасбродная с точки эрения окружающих; но это потому, что она никак не может принять в себя их воззрений и наклонностей.

Женщина, которая хочет идти до конца в своем восстании против угнетения и произвола старших в русской семье, должна быть исполнена героического самоотвержения, должна на все решиться и ко всему быть готова.

Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новою жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели.

Сама героиня изображается весьма неудачно: как видно, сам автор не совсем определенно понимал этот характер, потому что, не выставляя Катерину лицемеркою, заставляет ее, однако же, произносить чувствительные монологи, а на деле показывает ее нам как женщину бесстыжую, увлекаемую одною чувственностью.

Предметом драмы непременно должно быть событие, где мы видим борьбу страсти и долга, – с несчастными последствиями победы страсти или с счастливыми, когда побеждает долг. В развитии драмы должно быть соблюдаемо строгое единство и последовательность; развязка должна естественно и необходимо вытекать из завязки; каждая сцена должна непременно способствовать движению действия и подвигать его к развязке; поэтому в пьесе не должно быть ни одного лица, которое прямо и необходимо не участвовало бы в развитии драмы, не должно быть ни одного разговора, не относящегося к сущности пьесы. Характеры действующих лиц должны быть ярко обозначены, и в обнаружении их должна быть необходима постепенность, сообразно с развитием действия. Язык должен быть сообразен с положением каждого лица, но не удаляться от чистоты литературной и не переходить в вульгарность.

К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы.

Все действие идет вяло и медленно, потому что загромождено сценами и лицами, совершенно ненужными.

Но когда она поймет, что ей нужно, и захочет чего-нибудь достигнуть, то добьется своего во что бы то ни стало: тут-то и проявится вполне сила ее характера, не растраченная в мелочных выходках.

  • Мурманск цитаты и афоризмы

      

  • Цитаты олега тинькова про бизнес

      

  • Неизвестно откуда автор заимствовал эти цитаты

      

  • Быстрее пули цитаты из фильма

      

  • Цитата про отмывание денег

Анализ пьесы «Гроза»

Тихону не терпится вырваться из-под власти Кабанихи. Персонаж просто морально устал от своей властной маменьки. Для Тихона под «грозой» подразумевается материнский контроль, ее постоянная опека, собственные страхи героя пьесы. Страх возмездия свойственен практически всем персонажам. Исключение — Кулигин. Механик-самоучка пытался даже сконструировать громоотвод, который помог бы ему справиться с грозой. Кулигин не считал природное явление чем-то опасным для себя.

Начало гроза ознаменовалось лишением общества покоя. Все на интуитивном уровне понимали, что назревает конфликт. Разногласия так и не удалось разрешить. И именно гроза стала своеобразным толчком, который способствовал выведению противоречий на новый уровень. Для Катерины гроза стала знаком свыше. У молодой женщины больше не было сил, чтобы противостоять лицемерию и самодурству. Она не хотела больше быть связанной с «темным царством». Катерина была доведена до отчаяния. Жить в грехе запретной любви героиня пьесы тоже не могла. Можно сказать, что гроза является символом сильных чувств, которые испытывала Катерина к Борису. Эта тайная связь никому из персонажей не принесла счастья.

Проблема любви

В «Грозе» проблема любви реализуется в парах Катерина — Тихон и Катерина — Борис. Девушка вынуждена жить со своим мужем, хоть никаких чувств кроме жалости она к нему не испытывает. Катя бросается из крайности в крайность: она думает между вариантом остаться с мужем и научиться его любить или уйти от Тихона. Чувства к Борису у Кати вспыхивают мгновенно. Эта страсть толкает девушку на решительный шаг: Катя идёт наперекор общественному мнению и христианской морали. Её чувства оказались взаимны, но для Бориса эта любовь значила гораздо меньше. Катя полагал, что Борис так же, как она, не способен жить в застывшем городе и лгать ради выгоды. Катерина часто сравнивала себя с птицей, ей хотелось улететь, вырваться из той метафорической клетки, а в Борисе Катя увидела тот воздух, ту свободу, которой ей так не хватало. К сожалению, девушка ошиблась в Борисе. Молодой человек оказался таким же, как и жители Калинова. Он хотел наладить отношения с Диким ради получения денег, говорил с Варварой о том, что чувства к Кате лучше сохранять втайне как можно дольше.

Вариант 2

Пьеса “Гроза” Островского – это одно из самых известных произведений русской драматургии. Она была написана в 1860 году и с тех пор не перестает удивлять и вдохновлять зрителей. Главным героем пьесы является Кабанова, жена богатого купца, которая страдает от тирании свекра и мужа. Она ищет выход из своего положения, но все ее попытки оказываются тщетными.

Одним из главных тем пьесы является трагическая судьба женщины в русском обществе. Кабанова – это символ женской беды и страдания, которые она не может преодолеть. Она пытается найти выход из своего положения, но ее попытки оказываются тщетными. Она не может изменить свою жизнь и остается в плену своих обстоятельств.

Еще одной важной темой пьесы является противостояние между духовным и материальным миром. Кабанова и ее семья живут в мире богатства и роскоши, но они не находят счастья в этом мире

Они ищут духовного благополучия, но не могут его найти. В конце концов, они погружаются во тьму и отчаяние.

Пьеса “Гроза” Островского – это произведение, которое отражает русскую действительность XIX века. Она показывает жизнь богатых купцов и их семей, которые живут в роскоши и изобилии, но не находят счастья в этом мире. Они страдают от тирании своих родственников и не могут изменить свою жизнь.

Главный герой пьесы – Борис Григорьевич – является символом русской интеллигенции. Он ищет выход из своего положения, но не может найти его. Он страдает от своих противоречивых чувств и не может принять решение. В конце концов, он погружается во тьму и отчаяние.

Пьеса “Гроза” Островского – это произведение, которое отражает русскую душу и ее противоречия. Она показывает, как люди страдают от своих внутренних конфликтов и не могут найти выход из своего положения. Она показывает, как люди ищут счастья и духовного благополучия, но не могут его найти.

Пьеса “Гроза” Островского – это произведение, которое стоит прочитать и посмотреть всем, кто интересуется русской культурой и историей. Она показывает, как жизнь в России XIX века была сложной и противоречивой. Она показывает, как люди страдали от тирании и несправедливости, но не могли изменить свою жизнь.

Пьеса “Гроза” Островского – это произведение, которое оставляет глубокий след в душе зрителя. Она показывает, как люди страдают от своих внутренних конфликтов и не могут найти выход из своего положения. Она показывает, как люди ищут счастья и духовного благополучия, но не могут его найти.

Пьеса “Гроза” Островского – это произведение, которое показывает, как жизнь в России XIX века была сложной и противоречивой. Она показывает, как люди страдали от тирании и несправедливости, но не могли изменить свою жизнь. Она показывает, как люди ищут счастья и духовного благополучия, но не могут его найти.

Пьеса “Гроза” Островского – это произведение, которое стоит прочитать и посмотреть всем, кто интересуется русской культурой и историей. Она показывает, как люди страдают от своих внутренних конфликтов и не могут найти выход из своего положения. Она показывает, как люди ищут счастья и духовного благополучия, но не могут его найти. Она показывает, как жизнь в России XIX века была сложной и противоречивой.

Проблема отцов и детей

Здесь речь идёт не о непонимании, а о тотальном контроле, о патриархальных порядках. В пьесе показана жизнь семьи Кабановых. В то время мнение старшего мужчины в семье было неоспоримым, а жёны и дочери были практически лишены прав. Во главе семьи стоит Марфа Игнатьевна, вдова. Она взяла на себя мужские функции. Это властная и расчётливая женщина. Кабаниха считает, что заботится о своих детях, приказывая им поступать так, как хочет она. Такое поведение привело к вполне логичным последствиям. Её сын, Тихон, слабый и бесхарактерный человек. Мать, кажется, таким и хотела его видеть, ведь в таком случае человеком легче управлять. Тихон боится сказать что-либо, выразить своё мнение; в одной из сцен он признаётся, что своей точки зрения у него и вовсе нет. Тихон не может защитить от истерик и жестокости матери ни себя, ни свою жену. Дочь Кабанихи, Варвара, наоборот, сумела приспособиться к такому образу жизни. Она легко врёт матери, девушка даже сменила замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно ходить на свидания с Кудряшом. Тихон не способен ни на какой бунт, Варвара же в финале пьесы сбегает из родительского дома с возлюбленным.

Варвара и Борис

Варвара воплотила в себе совершенно иные черты губительного мира. Она не хочет мириться с неволей и терпеть гнет самодуров. Девушка изворачивается, хитрит, врет. Варвара настолько привыкает к этому, что ложь становится ее второй натурой. Она уже не может без нее жить. Стратегия ее проста: можно делать все, но так, чтобы об этом никто не узнал.

Но хитрить и выкручиваться у девушки прекрасно получалось до определенного момента. Когда ее стали запирать на замок, она убежала из дому. В этот момент снова начинают рушиться устои и идеалы Кабанихи. Ее дочь сбежала из дома и опозорила семью. Она ушла из-под опеки матери и перестала подчиняться ее воле. Если задуматься, почему Варвара жертва темного царства в пьесе, то ответ будет всего один — она из чистой и скромной девушки превратилась в лгунью, готовую на все, лишь бы не терпеть придирки матери.

Но самым жалким в пьесе выступает племянник Дикого — Борис Григорьевич. Этот человек культурен и добр, он радикально отличается от всей купеческой среды. Но он слаб душой, не может защитить ни себя, ни любимую женщину. Мужчина способен только лить слезы и сетовать на судьбу. Относиться к жизни по-другому он не способен.

Наибольшее презрение Борис вызывает в последней сцене свидания с Катериной. Он боится бежать с любимой, как Кудряш. Страшится разговаривать с нею, чтобы его никто не заметил и не подслушал.

Вариант 1

Пьеса “Гроза” Островского – это одно из самых известных произведений русской драматургии. Она была написана в 1860 году и с тех пор не перестает удивлять и вдохновлять зрителей. Главным героем пьесы является Кабанова, жена богатого купца, которая страдает от тирании свекра и мужа. Она ищет выход из своего положения, но все ее попытки оказываются тщетными.

Одним из главных тем пьесы является трагическая судьба женщины в русском обществе. Кабанова – это символ женской беды и страдания, которые она не может преодолеть. Она пытается найти выход из своего положения, но ее попытки оказываются тщетными. Она не может изменить свою жизнь и остается в плену своих обстоятельств.

Еще одной важной темой пьесы является противостояние между духовным и материальным миром. Кабанова и ее семья живут в мире богатства и роскоши, но они не находят счастья в этом мире

Они ищут духовного благополучия, но не могут его найти. В конце концов, они погружаются во тьму и отчаяние.

Пьеса “Гроза” Островского – это шедевр русской драматургии, который не перестает удивлять и вдохновлять зрителей. Она показывает трагическую судьбу женщины в русском обществе и противостояние между духовным и материальным миром. Это произведение, которое стоит прочитать и посмотреть всем, кто интересуется русской культурой и историей.

Драма Катерины

В лице молодой Кабановой автор показывает традиционный образ непорочной и сильной духом русской женщины, в душе которой разыгрывается самая настоящая гроза. Катерина, которая по натуре своей является мечтательной, чистой и неспособной на притворство, не может жить и нормально функционировать в обществе обитателей города, ежедневно подвергаясь окружающей ее лжи и нападкам свекрови.

В душе героини постепенно зарождается настоящий протест против устоев местного «темного царства» — словно облака чернеют перед грозой. Катерина воспитывалась в атмосфере любви и заботы — такие выводы можно сделать из ее упоминании о родительском доме:

  • «точно птичка на воле»;
  • «маменька в ней души не чаяла»;
  • «работать не принуждали»;
  • «вышивала, ходила в церковь, гуляла».

Ей тяжело смириться с гнетущей обстановкой и несправедливостью в доме супруга. Такой образ жизни тяготит Катерину и делает ее несчастной. Чему свидетельствуют следующие ее выражения:

  • «Я у вас завяла совсем… Такая ли я была!..»;
  • «Да здесь все как будто из-под неволи»;
  • «Никогда не быть мне свободной».

В душе девушки неизбежно разразилась ее собственная гроза, начинающаяся с тревоги и смятения, которые вызывает запретная любовь к Борису, и заканчивающаяся чувством непростительного греха перед людьми, что приводит к покаянию. Внутренний конфликт толкает главную героиню на самоубийство.

Проблема самореализации

При разговоре о проблематике «Грозы» нельзя не упомянуть и этот аспект. Проблема реализована в образе Кулигина. Этот изобретатель-самоучка мечтает о том, чтобы сделать что-то полезное для всех жителей города. В его планы входит собрать перпету-мобиле, построить громоотвод, получать электричество. Но всему этому тёмному, полуязыческому миру не нужен ни свет, ни просвещение. Дикой смеётся над планами Кулигина найти честный заработок, открыто издевается над ним. Борис после разговора с Кулигиным понимает, что изобретатель так никогда и не изобретёт ни одной вещи. Возможно, это понимает и сам Кулигин. Его можно было бы назвать наивным, но ведь он знает, какие нравы царят в Калинове, что происходит за закрытыми дверями, что представляют собой те, в чьих руках сосредоточена власть. Кулигин научился жить в этом мире, не потеряв себя. Но он не способен так остро ощущать конфликт между реальностью и мечтами, как это делала Катерина.

История создания

Пьеса «Гроза» была написана Островским в 1859 году, а в 1860 — впервые опубликована. Она имела необычайный успех на публике и вызвала широкую общественную дискуссию.

Примечание 1

Александр Николаевич Островский (1823—1886) — известный во всем мире драматург. Оказал сильнейшее влияние на развитие русского национального театра. Написал около 50 пьес, многие из которых неоднократно ставились на сцене и экранизировались.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Долгое время считалось, что «Гроза» была написана на основе реальных событий. 10 ноября 1859 года мещанка из Костромы Александра Клыкова была найдена утопленной в Волге. История ее жизни очень походила на судьбу Катерины. Она также была набожной православной, мучилась от деспотизма свекрови и тайно от мужа любила другого человека. Поскольку «Гроза» была напечатана в 1860 году, то многие критики связали историю несчастной Клыковой с сюжетом только что вышедшей пьесы.

Позднейшие исследования доказали, что Александра Клыкова не могла быть прототипом Катерины. «Гроза» была начата драматургом в июле 1859 года и окончена к 9 октября 1859. Некоторое время пьеса проходила цензуру и была опубликована в журнале «Библиотека для чтения» в первом номере за 1860 год. Почти буквальное совпадение событий пьесы с реальной историей из жизни доказывает, что автор сумел угадать характерные социальные явления и процессы, которые происходили в то время в российском обществе.

На написание пьесы Островского вдохновили следующие события:

  1. Литературная экспедиция по Волге 1856—1857 гг. Александр Николаевич совершил длительную поездку по Волге, в ходе которой внимательно наблюдал за нравами и бытом жителей Поволжья. Свои впечатления он тщательно записывал в дневник и использовал эти материалы в своей дальнейшей литературной работе.
  2. История любви самого Островского. Драматург был влюблен в замужнюю женщину — актрису Любовь Павловну Косицкую (1827—1868). История их любви развивалась драматически, поскольку и она была не свободна, и он находился в отношениях. Именно Косицкая стала прототипом Катерины, о чем свидетельствуют комментарии в рукописях автора.

Примечание 2

Впервые «Гроза» была поставлена на сцене Малого театра в Москве. Премьера состоялась 16 ноября 1859 года. Роль Катерины исполнила та самая Косицкая, в которую был влюблен автор пьесы.

Гроза как социальное явление

Чувства в душе главной героини перерастают в стихию во всем калиновском обществе. На фоне этого явления разворачивается все действие пьесы. Причиной духоты в воздухе является не только летний зной. Людей душит злоба и власть тех, кто имеет деньги. Раскаты грома предвещают назревающий конфликт.

Порядки в городе устанавливают ограниченные, завистливые и жадные люди, которые являются «цветом» общества. Среди ярких представителей «темного царства» особенно выделяются:

  • Помещик Дикой — грубиян и самодур, чувствующий свое превосходство над людьми. Он пользуется покорностью народа и всевластием денег.
  • Купчиха Кабаниха — приверженица старых порядков. Она отрицает все новое и живое, основой брака и прочных семейных отношений считает страх.
  • Странница Феклуша — сплетница, поддерживающая и поощряющая невежество горожан.

Властью и авторитетом они угнетают жителей города. Ими были установлены свои порядки. Жизнь в Калинове подчиняется следующим законам:

  • властью обладают те, у кого есть деньги;
  • человек может подвергаться унижениям и оскорблениям;
  • запрещены любые проявления живых человеческих чувств;
  • для того чтобы не подвергаться гонению со стороны власти, следует врать и приспосабливаться;
  • процветают ханжество, самодурство и консерватизм.

Таким образом, это природное явление носит характер социального и вызвано оно накалившейся взрывоопасной обстановкой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: