Сочинение на тему: всегда ли любовь делает человека счастливым? в пьесе гроза, островский

Какие события повлияли на написание пьесы гроза. а.н. островский "гроза": описание, герои, анализ произведения

Согласны ли вы с суждением критиков о неравенстве масштаба личности Катерины и её избранника Бориса?

Катерина, главная героиня, в своих действиях сочетала чувство любви с желанием свободы, и поэтому она совершила грех, за что сильно пожалела. Она осознала, что если она не боялась греха ради своего возлюбленного, то почему она должна бояться суда людей? Она была отлична от других людей и поэтому решила публично признаться в своих поступках.

Борис, ее возлюбленный, был подчинен дяде, жестокому и деспотичному человеку, и он не стал спорить с ним. Он даже не смог помочь ей, отвечая только пустыми оправданиями. Он не смог взять ее с собой и даже пожелал ей смерти, чтобы она больше не мучилась. Такое поведение не говорит о силе, ответственности и свободе. Поэтому я считаю, что Борис не достоин быть избранником Катерины, он не заслужил ее искренней любви. Он слабый, трусливый и малодушный герой, как и все жители «темного царства».

Проблема власти

В городе Калинове власть находится не в руках соответствующих органов, а у тех, у кого есть деньги. Доказательством этого служит диалог купца Дикого и городничего. Городничий говорит купцу о том, что на последнего поступают жалобы. На это Савл Прокофьевич отвечает грубо. Дикой не скрывает, что обсчитывает простых мужиков, он говорит об обмане как о нормальном явлении: если купцы друг у друга воруют, то и у обычных жителей воровать можно. В Калинове номинальная власть не решает абсолютно ничего, и это в корне неверно. Ведь получается, что без денег в таком городе просто невозможно прожить. Дикой мнит себя чуть ли не батюшкой-царём, решая кому давать деньги в долг, а кому нет. «Так что знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю» — так отвечает Дикой Кулигину.

Проследите, как раскрывается в пьесе образ грозы

В произведении гроза является важным образом, который появляется уже в первом действии и сопровождает героев на протяжении всей пьесы. В небе сверкают молнии, гремит гром, а сильный дождь льется. Это природное явление становится символом и отражением внутреннего состояния героев.

Гроза то стихает, то снова набирает силу, создавая атмосферу неопределенности и напряжения. Даже когда небо выглядит спокойным, действующие лица с тревогой и ожиданием смотрят на небо, будто ожидая чего-то необычного. Все персонажи испытывают страх перед грозой, кроме Кулигина — изобретателя-самоучки. Он живет в гармонии с собственной совестью и, поэтому, не ожидает наказания со стороны небес.

Таким образом, образ грозы в произведении является символическим и метафорическим элементом, отражающим внутренние состояния и конфликты героев. Он создает атмосферу напряжения и неопределенности, что помогает передать эмоциональную глубину и сложность происходящего в пьесе.

А ещё в драме Островского образ грозы связан с мотивом смерти. В четвёртом действии, которое является кульминацией произведения, сила стихии достигает своего пика. Сначала было тихо, как перед грозой, и горожане гуляли по набережной, наслаждаясь окружающей природой. Однако, с наступлением плохой погоды, многие укрылись в галерее, где на стенах можно было увидеть остатки от рисунка ада.

Таким образом, в образ грозы добавляется отрицательная символика. Однако, этот образ грозы в пьесе нельзя воспринимать исключительно отрицательно. Катерина, безусловно, испытывает страх перед буйством погоды. Раскаты грома становятся всё громче, а страх погрязнуть во лжи становится всё сильнее.

Таким образом, образ грозы в пьесе Островского связан с мотивом смерти и является символом не только природных стихий, но и внутренних переживаний героев. Он создает атмосферу напряжения, подчеркивая сложность ситуации и эмоциональное состояние персонажей.

Проблема власти

В городе Калинове власть находится не в руках соответствующих органов, а у тех, у кого есть деньги. Доказательством этого служит диалог купца Дикого и городничего. Городничий говорит купцу о том, что на последнего поступают жалобы. На это Савл Прокофьевич отвечает грубо. Дикой не скрывает, что обсчитывает простых мужиков, он говорит об обмане как о нормальном явлении: если купцы друг у друга воруют, то и у обычных жителей воровать можно. В Калинове номинальная власть не решает абсолютно ничего, и это в корне неверно. Ведь получается, что без денег в таком городе просто невозможно прожить. Дикой мнит себя чуть ли не батюшкой-царём, решая кому давать деньги в долг, а кому нет. «Так что знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю» — так отвечает Дикой Кулигину.

Конфликт

В «Грозе» можно выделить несколько конфликтов:

  1. Во-первых, это противоборство между самодурами (Дикой, Кабаниха) и жертвами (Катерина, Тихон, Борис и др.). Это конфликт между двумя мировоззрениями – старым и новым, отживающим и свободолюбивым характерами. Этот конфликт освещен .
  2. С другой стороны, действие существует благодаря конфликту психологическому, то есть внутреннему – в душе Катерины.
  3. Социальный конфликт дал начало всем предыдущим: Островский начинает свое произведение с брака обедневшей дворянки и купца. Данная тенденция широко распространилась во времена автора. Правящее аристократическое сословие начало терять власть, беднея и разоряясь из-за праздности, расточительности и коммерческой безграмотности. Зато купцы набирали обороты за счет беспринципности, напористости, деловой хватки и кумовства. Тогда одни решили поправить дела за счет других: дворяне выдавали утонченных и образованных дочерей за грубых, невежественных, но богатых сыновей из купеческой гильдии. Из-за этого несоответствия брак Катерины и Тихона изначально обречен на провал.

Проблема отцов и детей

Здесь речь идёт не о непонимании, а о тотальном контроле, о патриархальных порядках. В пьесе показана жизнь семьи Кабановых. В то время мнение старшего мужчины в семье было неоспоримым, а жёны и дочери были практически лишены прав. Во главе семьи стоит Марфа Игнатьевна, вдова. Она взяла на себя мужские функции. Это властная и расчётливая женщина. Кабаниха считает, что заботится о своих детях, приказывая им поступать так, как хочет она. Такое поведение привело к вполне логичным последствиям. Её сын, Тихон, слабый и бесхарактерный человек. Мать, кажется, таким и хотела его видеть, ведь в таком случае человеком легче управлять. Тихон боится сказать что-либо, выразить своё мнение; в одной из сцен он признаётся, что своей точки зрения у него и вовсе нет. Тихон не может защитить от истерик и жестокости матери ни себя, ни свою жену. Дочь Кабанихи, Варвара, наоборот, сумела приспособиться к такому образу жизни. Она легко врёт матери, девушка даже сменила замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно ходить на свидания с Кудряшом. Тихон не способен ни на какой бунт, Варвара же в финале пьесы сбегает из родительского дома с возлюбленным.

Вариант 7

Пьеса «Гроза» Александра Островского – это произведение, которое затрагивает важные вопросы морали и нравственности. В ней раскрываются глубокие конфликты персонажей и общества, исследуется тема тирании и беззакония, а также стремление сохранить видимость добропорядочности. В данном сочинении мы рассмотрим нравственные итоги, вытекающие из событий и характеров этой пьесы, и попытаемся применить их к современной действительности.

Пьеса «Гроза» является нравственным зеркалом, отражающим множество важных уроков. Одним из главных нравственных итогов является осуждение тирании и беззакония в обществе. Персонажи Савёла Прокофьевича Дикого и Марфы Игнатьевны Кабановой предстают перед нами как образцы тех, кто использует свою власть и богатство для угнетения других людей. Их жестокость и жажду власти не оправдывают никакие обстоятельства, их поступки недопустимы с моральной точки зрения.

Примером этой тирании может служить ограбление племянника Диким, что описано в пьесе. Этот эпизод показывает, что даже родственные связи не являются преградой для нравственного падения, если доминирует жажда богатства и власти.

Сопротивление молодежи тирании – еще один важный нравственный итог пьесы. Персонажи молодежи, такие как Варвара, Тихон и Кудряш, пытаются противостоять гнетущему миру и борются за свою свободу и справедливость. Это показывает, что даже в самых сложных обстоятельствах можно сохранить нравственное самоуважение и бороться за собственные убеждения.

Внутренний конфликт Катерины также представляет собой важный нравственный урок. Её искренность и непреклонность перед обманом и лицемерием показывают, что даже в мире, где мораль подвергается испытаниям, чистосердечность и правда остаются ценными.

Нравственные итоги, вытекающие из пьесы «Гроза», актуальны и в современном мире. Мы можем видеть примеры тирании и беспредела в различных сферах жизни: в политике, бизнесе, обществе. Тем не менее, пьеса учит нас, что даже в таких условиях мы должны оставаться верными своим моральным убеждениям и противостоять беззаконию.

Сопротивление молодежи тирании – это важное напоминание о том, что молодое поколение имеет силу изменить мир к лучшему, если оно верит в справедливость и борется за неё. И, наконец, внутренний конфликт Катерины напоминает нам о важности честности и искренности в отношениях между людьми

И, наконец, внутренний конфликт Катерины напоминает нам о важности честности и искренности в отношениях между людьми. Пьеса «Гроза» Александра Островского обогащает наше понимание нравственных ценностей и позволяет применить их к современной жизни

Она учит нас бороться с тиранией и беззаконием, сохранять искренность и честность в отношениях с окружающими, и верить в то, что справедливость всегда победит. Нравственные итоги пьесы «Гроза» поднимают важные вопросы морали и нравственности, которые остаются актуальными и в современном мире. Необходимо помнить о них и стремиться к более справедливому и нравственному обществу, где каждый человек будет уважать других и придерживаться высоких моральных принципов

Пьеса «Гроза» Александра Островского обогащает наше понимание нравственных ценностей и позволяет применить их к современной жизни. Она учит нас бороться с тиранией и беззаконием, сохранять искренность и честность в отношениях с окружающими, и верить в то, что справедливость всегда победит. Нравственные итоги пьесы «Гроза» поднимают важные вопросы морали и нравственности, которые остаются актуальными и в современном мире. Необходимо помнить о них и стремиться к более справедливому и нравственному обществу, где каждый человек будет уважать других и придерживаться высоких моральных принципов.

Мне нравится391Не нравится227

Проблема самореализации

При разговоре о проблематике «Грозы» нельзя не упомянуть и этот аспект. Проблема реализована в образе Кулигина. Этот изобретатель-самоучка мечтает о том, чтобы сделать что-то полезное для всех жителей города. В его планы входит собрать перпету-мобиле, построить громоотвод, получать электричество. Но всему этому тёмному, полуязыческому миру не нужен ни свет, ни просвещение. Дикой смеётся над планами Кулигина найти честный заработок, открыто издевается над ним. Борис после разговора с Кулигиным понимает, что изобретатель так никогда и не изобретёт ни одной вещи. Возможно, это понимает и сам Кулигин. Его можно было бы назвать наивным, но ведь он знает, какие нравы царят в Калинове, что происходит за закрытыми дверями, что представляют собой те, в чьих руках сосредоточена власть. Кулигин научился жить в этом мире, не потеряв себя. Но он не способен так остро ощущать конфликт между реальностью и мечтами, как это делала Катерина.

Катерина и Борис в пьесе «Гроза» Островского: история отношений, любовь героев

Главная героиня пьесы, молодая женщина Катерина Кабанова живет с нелюбимым мужем Тихоном и злой свекровью Кабанихой. Катерина глубоко несчастлива в семье мужа:

Однажды в город приезжает молодой человек по имени Борис. Он влюбляется в замужнюю красавицу Катерину, которая отвечает ему взаимностью. Но молодые люди не могут нигде встретиться наедине, так как Катерина замужем:

Некоторое время Борис и Катерина видятся только на бульваре и в церкви. Другой возможности встретиться у них нет:

Однажды муж Катерины, Тихон, уезжает по делам из города. Катерина и Борис наконец видятся ночью на тайном свидании. 10 дней влюбленные тайно встречаются каждую ночь:

Внезапно Тихон, муж Катерины, возвращается в город, и тайные встречи влюбленных прекращаются. Катерина страшно тоскует по Борису. Не в силах скрывать правду, она рассказывает мужу и свекрови о своей измене:

После этого признания Тихон по приказу матери избивает Катерину, а Кабаниха еще больше тиранит ее. В итоге жизнь Катерины в доме Кабановых превращается в кошмар:

После этого скандала дядька Дикой отсылает Бориса в Сибирь на 3 года по делам. Борис не спорит с дядькой, потому что надеется получить от него наследство:

Когда Катерина просит Бориса взять ее с собой в Сибирь, тот отказывается, потому что боится дядьку Дикого:

Прощаясь с Катериной, Борис рыдает от жалости к ней, но на самом деле ничего не делает, чтобы спасти ее:

Борис является последней надеждой Катерины на радость в жизни, но и он предательски покидает несчастную:

Это была краткая история отношений Катерины и Бориса в пьесе «Гроза» Островского: описание истории любви героев в цитатах.

Катерина, которой пришлось рано выйти замуж за Тихона, не чувствует любви. Хотя она и пытается доказать самой себе, что любит мужа, это не так. Вдобавок Катерина не чувствует со стороны Тихона по отношению к себе любви. Это становится причиной того, что Катерина, которая всю свою жизнь мечтала об искренней и чистой любви, находясь в браке, влюбляется в другого человека.

Впервые читатель узнает о том, что героиня влюблена в Бориса, когда Катерина разговаривает с Варварой, которой удалось по поведению Катерины определить предмет ее воздыхания.

Влюбленные встречаются в тайне от всех, об их встречах знают лишь Варвара и Кудряш. Бориса это вполне устраивает, потому что он по-настоящему боится, что когда-нибудь об их незаконной связи станет известно. Уже здесь автор демонстрирует мнимую любовь Бориса, ведь если бы он по-настоящему любил Катерину, то не стал бы бояться осуждения окружающих людей.

Когда Борис узнает от Варвары, что Тихон вернулся домой и что Катерина стала вести себя очень странно, Борис боится того, что Катерина раскроет всем правду. Автор показывает, что Борис не задумывается о чувствах Катерины, а думает лишь о собственном благополучии.

А.Н. Островский демонстрирует, что Борис не любил Катерину по-настоящему. Он мог сбежать вместе с ней, ведь Катерина предлагала ему это перед своим самоубийством. Подсознательно понимая, что Катерина может сделать с собой что-то ужасное, Борис не остается с ней, не берет ее с собой, а прощается и уходит.

Все это демонстрирует, что Катерина полюбила человека, который этого не заслуживал.

Кого можно считать носителем человеческого достоинства?

Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза» — самая важная в этом произведении. Следует отметить, что в пьесе очень мало персонажей, о которых можно было бы говорить: «Это достойный человек». Большинство действующих лиц — либо безусловно отрицательные герои, либо невыразительные, нейтральные. Дикой и Кабаниха — истуканы, лишенные элементарных человеческих чувств; Борис и Тихон — бесхребетные, способные лишь подчиняться существа; Кудряш и Варвара — бесшабашные, тянущиеся к минутным удовольствиям люди, неспособные к серьезным переживаниям и размышлениям. Лишь Кулигин, чудаковатый изобретатель, и главная героиня Катерина выбиваются из данного ряда. Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза» кратко может быть описана как противостояние этих двух героев обществу.

Вариант 2

Пьеса «Гроза» Александра Островского — это произведение, которое берет на себя задачу раскрывать тему нравственных итогов в жизни главных персонажей и, в конечном счете, в жизни человечества в целом. Это произведение исследует различные аспекты морали, добродетели и порока, представленные через сюжетные моменты и характеры, такие как Савёл Прокофьевич Дикий, Марфа Игнатьевна Кабанова и Катерина.

Сюжетные моменты, описывающие тиранию и беззаконие в городке, ярко демонстрируют негативные нравственные последствия амбиций и жажды власти. Савёл Прокофьевич Дикий и Марфа Игнатьевна Кабанова управляют своими семьями и окружающими с жестокостью, подавляя волю других людей и держа их в постоянном страхе. Это приводит к распаду семейных ценностей, моральной деградации и трагическим последствиям.

Примером нравственного разложения является ограбление племянника Диким, где Савёл Прокофьевич Дикий жертвует собственной совестью и человечностью ради собственной корысти. Этот момент показывает, что жажда богатства и власти может привести к падению нравственных ценностей и невероятной жестокости.

Стремление сохранить видимость добропорядочности, которое привносят в повседневную жизнь Кабанова и Дикий, также оказывается разрушительным. Они прячут свои недостатки и нравственные пороки за маской благополучия и моральной непорочности, но внутри их семей царит хаос и жестокость. Это напоминает, что настоящая нравственность нельзя скрыть от себя, и поддерживать фасад может привести к еще большей деградации.

Сопротивление молодежи тирании, проявленное Варварой, Тихоном и Кудряшем, подчеркивает важность нравственной силы и веры в справедливость. Они не могут просто молча подчиняться гнетущему миру, и их борьба за свободу и честность становится символом надежды на лучшее будущее

Характеры персонажей в пьесе также являются ключевыми в определении нравственных итогов. Катерина, искренняя и честная девушка, сталкивается с внутренним конфликтом, вызванным изменой мужа

Её неспособность простить себя за измену и внутренний моральный конфликт приводят к трагическому самоубийству, подчеркивая важность честности и искренности в отношениях

Марфа Игнатьевна Кабанова, с другой стороны, становится символом бесчувственности и бездушия, что проявляется в её отношениях с семьей и детьми. Её стремление к власти и контролю, даже над собственными детьми, демонстрирует, как амбиции могут разрушить нравственность.

Савёл Прокофьевич Дикий, как высокопоставленный управленец, владеет тиранией как внутри семьи, так и в отношении окружающих. Его действия и поступки, включая ограбление племянника, являются живыми примерами того, как жажда власти и богатства может погубить нравственность человека.

Пьеса «Гроза» Островского глубоко исследует нравственные аспекты человеческой жизни, раскрывая тему разрушительных последствий тирании, коррупции и лжи. Она учит нас, что настоящая нравственность и честность несомненно важны, даже в самых тяжелых обстоятельствах. Рассмотренные сюжетные моменты и характеры персонажей являются примерами того, как наши действия и решения влияют на нашу нравственность и могут привести к различным итогам в нашей жизни и жизни общества в целом.

Мне нравится1.3 k.Не нравится611

Проблема самореализации

При разговоре о проблематике «Грозы» нельзя не упомянуть и этот аспект. Проблема реализована в образе Кулигина. Этот изобретатель-самоучка мечтает о том, чтобы сделать что-то полезное для всех жителей города. В его планы входит собрать перпету-мобиле, построить громоотвод, получать электричество. Но всему этому тёмному, полуязыческому миру не нужен ни свет, ни просвещение. Дикой смеётся над планами Кулигина найти честный заработок, открыто издевается над ним. Борис после разговора с Кулигиным понимает, что изобретатель так никогда и не изобретёт ни одной вещи. Возможно, это понимает и сам Кулигин. Его можно было бы назвать наивным, но ведь он знает, какие нравы царят в Калинове, что происходит за закрытыми дверями, что представляют собой те, в чьих руках сосредоточена власть. Кулигин научился жить в этом мире, не потеряв себя. Но он не способен так остро ощущать конфликт между реальностью и мечтами, как это делала Катерина.

Можно ли считать Бориса достойным избранником Катерины?

Александр Николаевич Островский ярко изображал в своих произведениях нравы и обычаи, характерные для периода его творчества, недаром почти все его пьесы стали золотым фондом классики. А галерея образов, созданных Островским, имеет почти нарицательное значение, настолько это колоритные и показательные персонажи, наделенные незабываемыми чертами.

Драма «Гроза» была создана Александром Николаевичем Островским в 1859 году. Действие происходит в вымышленном городе Калинове, где царят определенные порядки, близкие к домостроевским. Героям, держащим в руках власть и вершащим судьбы, противопоставляются другие, которые либо приспосабливаются, либо пытаются бороться. Наиболее ярким персонажем, пытавшимся противостоять тирании, является Катерина Кабанова.

Катерина – молодая красивая женщина, которая волей судьбы оказалась женой безвольного, пьющего человека – Тихона, сына одной из главных представителей тирании города Калинова – Марфы Игнатьевны Кабановой (Кабанихи).

Характер Катерины открытый, доверчивый, добрый и мечтательный. В то же время, она импульсивна и очень искренна, не умеет скрывать свои чувства: «…Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю».

В родительском доме героиня росла в любви и уюте, взаимопонимании. Каково же ей было жить под пятой у властной и недалекой свекрови? Безусловно, очень трудно, практически невыносимо. От мужа поддержки не было: затравленный матерью, он ушел в себя, спасаясь пьянством. В поисках опоры, ища спасение в любви, Катерина начинает встречаться с Борисом – племянником еще одного местного тирана, купца Дикого. Но увы, и Борис оказался не в силах противостоять силе местных обычаев. Он предпочитал скрывать свои отношения с Катериной, в то время как ей эта ситуация была тяжела и невыносима: «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу». Под влиянием чувств и в страхе перед разразившейся грозой, Катерина не выдерживает, раскрывает правду мужу. Последствия предсказуемы, тираны в негодовании, Бориса отсылают (и он послушно едет).

Оставшись наедине с ненавистным бытом Калинова, Катерина не выдерживает, совершает роковой шаг с обрыва.

Катерина имеет открытый добрый нрав, искренний и честный характер. Казалось бы, героиня может поладить с каждым человеком, найти общий язык. Свекровь постоянно оскорбляет Катерину, унижает ее достоинство. Кабанихе не нравится свет, идущий от Катерины; купчихе по душе «тёмное царство». «Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня…от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны» — говорит Катерина о жизни в доме Кабанихи.

2 стр., 549 слов

Трагическая судьба Катерины в пьесе Гроза, Островский

… религиозности, а ради светлого ощущения радости на душе. Сама Катерина с детства любит мечтать, видит сны, в которых свободно летает, одним словом … знала, как и когда. Полюбив этого отличного от остальных жителей Калинова человека, она смело отдается своему чувству и признается во … всем мужу. Эта героиня не умела и не хотела ничего скрывать. Она точно знала, что ради любви пожертвует всем, что …

Неудивительно, что и лирическая линия пьесы связана с Катериной. Устав от давления свекрови, бесхарактерности Тихона и тяжелой, удушающей атмосферы городка, Катерина ищет любви. И молодой мечтательной женщине кажется, что она эту любовь встретила. Избранником Катерины становится Борис – племянник еще одного из главных представителей тирании и косного образа мышления Дикого. Борис отличается от местных жителей. Он вырос и получил образование в Москве, одевается модно, «не по-русски». Трудно сказать, действительно ли Катерина полюбила, или она тянулась к кому-то, отличавшегося от жителей Калинова, как к глотку чистого воздуха. Борис отвечал взаимностью; Катерина тоже была иная, не такая, как провинциальные жители Калинова. «Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится…».

Темы

Основная тема произведения – быт и нравы Калинова (ей мы посвятили отдельное ). Автор описывает захолустную провинцию, чтобы показать людям, что не нужно цепляться за пережитки прошлого, надо понимать настоящее и думать о будущем. А обитатели приволжского городка застыли вне времени, их жизнь однообразна, фальшива и пуста. Ее портят и тормозят в развитии суеверия, консервативность, а также нежелание самодуров меняться к лучшему. Такая Россия так и будет прозябать в нищете и невежестве.
Также важными темами здесь являются любовь и семья, так как по ходу повествования поднимаются проблемы воспитания и конфликт поколений

Влияние семьи на определенных героев очень важно (Катерина – отражение воспитания ее родителей, а Тихон вырос таким бесхарактерным из-за тирании матери).
Тема греха и покаяния. Героиня оступилась, но вовремя осознала свою ошибку, решив исправиться и покаяться в содеянном

С точки зрения христианской философии, это высоконравственное решение, которое возвышает и оправдывает Катерину. Если вас заинтересовала эта тема, прочитайте наше о ней.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: