Тема родины в творчестве а. блока

Поэзия серебряного века: характеристика, направления, представители

Тема Родины в творчестве Блока

В стихах раннего творчества Блок пишет о красивой мощной Росси, а после первых событий, которые привели к революции автор долго переживал их и все свои мысли и чувства оставил в творчестве.

Когда прошла волна революционных событий и страна вновь обрела былую мощь. Автор знал, что это еще не все страдания на пути его любимой и родной страны. Поэтому когда пришла вторая волна данных событий, автор был шокирован тем, как ведет себя каждый житель страны.

Блок всегда хотел, чтобы его родина была могущественной, свободной и процветающей страной. Но когда в ходе бунтарств и восстаний народа, было много событий, которые привели к убийствам хаосу. Блок все равно был на стороне России, он истинный патриот, любит свою страну такой какая она есть без прикрас.

Но все же в своих стихотворениях всю грязь и последствия революций автор не обнажает, а показывает все в белом цвете. Благодаря чему многие почитатели его творчества осуждают его за это. Хотя многие при этом благодарят его за это освещение в более выгодном свете для всей страны и участников данного конфликта.

Блок всегда верил в светлое и престижное будущее своей страны, поэтому все стихотворения пронизаны верой во все хорошее и доброе. Поэтому он признан самыми строгими критиками лучшим поэтом светлого и доброго стихотворения за всю историю России.

Блок первым их русских поэтов отошел от стандартного образа изображения родины в роли матери. Он изображает Русь матушку в образе юной красивой девушки. И любовь к родине он выражает в стихах через признание и восхищение красотой этой юной красавицы.

Но не всегда он восхваляет свою страну в произведениях, он пишет о ее силе и слабостях. Во многих стихах он пишет точные слабые стороны своей отчизны, это плохие дороги, нищета, ветхие жилища людей.

И тут же не дает читателю осуждать ее, мягко переходит на ее сильные стороны и напоминает о могуществе, свободе и величии на широких просторах своей страны. Также поэт часто пишет произведения, в которых говориться о других темах, но не забывает внести немного слов и упоминаний о своей отчизне.

Автор много произведений, таких как битва, на Куликовом поле, осенняя воля. Эти произведения он целиком и полностью посвятил родине, в которых точно и правдиво, описал все свои мысли и чувства. А также степень значимости данных событий на будущее и настоящее страны в целом.

Читая произведения автора, невольно стаешь поклонником его родины и самой России в целом, даже если не являешься ее гражданином.

Благодаря искусно описанным просторам и рекам, деревенским сюжетом и бескрайним просторам страны. Читателю хочется оказаться там на этом луге или в лесу и многие под влиянием творчества Блока посетили России, чтобы увидеть родину их любимого поэта.

Футуризм

Одновременно с акмеизмом возникло другое литературное направление — футуризм. Оно было самым шумным, скандальным, эпатажным из модернистских направлений русской литературы. Выступления футуристов запоминались театральностью, яркими абсурдными костюмами (например, желтая женская кофта В. Маяковского), а также потасовками.

Наметилось четыре объединения футуристов: первое — эгофутуристы (И. Северянин, К. Романов); второе — кубофутуристы (В. Хлебников, В. Маяковский, Д. и Н. Бурлюки, А. Крученых); третье — «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Р. Ивнев); четвертое — группа «Центрифуга» (Б. Пастернак, К. Бобров).

Несмотря на все различия между отдельными группами, футуристов объединяло единое отношение к культуре. Они воспринимали культурное наследие как изжившее себя и провозглашали лозунги: «Сбросим Пушкина с парохода современности», «во имя нашего завтра сожжем Рафаэля». Футуристы отказывались от прошлого во имя будущего. Будущее для них связывалось с урбанизацией, технократией. Искусство будущего они представляли только в синтезе с политикой, поэтому революции в искусстве они приравнивали к революции в политике. На уровне поэтики использование культурного наследия выражалось в апелляции к фольклорному сознанию и в таком своеобразном явлении, как заумь, которая выглядела как воспроизведение заклинаний. Например, у А. Крученых мы читаем:

Дыр бул щил

убещур

скум

вы со бу

р л эз.

Заумь В. Хлебникова представляла собой своеобразную переплавку привычных слов в поисках их первоначального единства.

Крылышкуя золотописьмом тончайших жил,

кузнечик в кузов пуза уложил

миллионы всяких трав и вер.

Пинь-пинь-пинь-тарарахнул зинзивер.

О лебедиво! О озари!

«Кузнечик»

Эгофутуристы — наиболее раннее из футуристических объединений. Поэты этой группы находились под влиянием символизма: подчеркнутая музыкальность стиха, устремленность к возвышенному. Лирика И. Северянина была своеобразной пародией на символизм:

Ананасы в шампанском!

Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, искристо, остро!

Весь я в чем-то норвежском,

Весь я в чем-то испанском,

Вдохновляюсь порывно —

И берусь за перо.

Самым многочисленным, самым ярким было объединение кубофутуристов. Многие из его представителей были не только поэтами, но и художниками (А. Крученых, В. Маяковский, Д. Бурлюк). Именно из среды кубофутуристов избирались Председатели Земного Шара (первый — В. Хлебников, второй — Н. Петников, третий — Л. Вышеславский).

После Октябрьской революции 1917 г. кубофутуристы стали называть себя комфутами — коммунистическими футуристами. Они претендовали на то, чтобы быть официальным искусством революции, но не получили поддержки советской власти.

В 1919 г. В. Шершеневич совместно с С. Есениным, С. Мариенгофом, Р. Ивневым создали группу имажинистов (1919—1923), которые главным принципом своего творчества провозгласили создание образов.

В. Маяковский отошел от футуристического движения и создал свою группу ЛЕФ — Левый Фронт искусства, которая стремилась выработать концепцию нового пролетарского искусства — искусства будущего.

Футуризм был своеобразным переходом между искусством модернизма и авангардом. Если модернисты, стремясь к новизне, не разрывают с традициями прошлого, то в авангарде происходит кардинальный разрыв между прошлым и будущим искусством. Если модернизм исходит из представления о мире как о хаосе, который преодолевается гармонией художественного произведения, то в авангарде реакция на хаос мира — хаос текста (творчество А. Крученых).

Символизм, акмеизм и футуризм — это главные направления в поэзии Серебряного века, были поэты, которые периодически придерживались диаметрально противоположных мнений, переходили (С. Городецкий, А. Тиняков). Кроме того, были поэты, которые никогда не принадлежали ни к одному направлению и всегда держались в стороне от литературных школ (М. Волошин, М. Кузьмин, М. Цветаева, В. Ходасевич).

После революции 1917 г. многие направления, течения были признаны неактуальными для нужд нового советского общества. Лишь с 80-х гг. XX в. наследие Серебряного века стало доступно любителям поэзии без цензурных сокращений.

Рассуждение

О своей любви к Родине выражались в своём творчестве большинство русских поэтов и писателей. Не остался в стороне от этой темы и известный русский поэт и писатель Александр Александрович Блок. Естественным образом получается, что у каждого автора эта тема звучит по своему, так и в творчестве Блока она приобретает свое неповторимое звучание. Это объясняется тем, что поэту довелось жить в непростое время, на рубеже XIX и XX веков. Как и всем его современникам, Блоку пришлось стать свидетелем великих перемен в жизни своей страны.

Ожидание больших изменений наложило особый отпечаток на отношение поэта к любви своей страны, выражаясь в противоречивости и обостренности. В первых своих стихах тему своей Родины, Блок не отделяет как самостоятельную. Но всё же основные события своей жизни отражаются в сочетании с пейзажем России, её самобытностью. Тема России находит своё отражение во всём творчестве поэта, беря начало с самых ранних произведений. В одних стихах он изображает свою страну в представлении древней Руси со своею загадочностью, в других Россия предстаёт как современная страна, идущая путём перемен в экономике и обществе. Именно развитие промышленного сектора должно сделать Россию великой страной, так считал поэт.

Мечтая о будущем своей страны, Блок не забывал и историю России. Событиям, произошедшим в Куликовской битве, поэт посвятил целый цикл своих стихов «На поле Куликовом». Те слова, с которыми он обращается к своей стране в этом произведении, говорят о том, что он видит в ней живой образ. В этих стихах перед нами предстаёт описание страшных событий, когда наша страна находилась в крови и огне, но выдержала с гордостью это испытание.

В творчестве Блока можно увидеть произведения, наполненные мистическим смыслом. В них встречаются предания и суеверия, колдуны и ведьмы. Таким содержанием наполнено стихотворение «Русь». О другом видении нашей страны говорит стихотворение «Россия». Здесь нет места мистике, все наполнено реальностью. Поэт рассказывает о том, что Россия не поменялась, осталась, как и прежде со своими лесами и полями.

Творчество Блока пришлось в том числе и на годы революции и в связи с этим оно не могло обойти стороной того момента, который относится к будущему страны. Так о каком будущем для своей страны мечтал поэт? Блок видел будущее России в развитие промышленности, строительстве заводов и фабрик. Он мечтал о великом будущем нашей страны и русского народа.

`

Эгофутуризм

Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Эгофутуризм был явлением кратковременным. Бо?льшая часть внимания критики и публики была перенесена на Игоря Северянина, который достаточно рано отстранился от коллективной политики эгофутуристов, а после революции полностью изменил стиль своей поэзии. Большинство эгофутуристов либо быстро изживали стиль и переходили в другие жанры, либо вскорости совершенно оставляли литературу. Помимо Северянина, к этому течению в разное время примыкали Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев и другие.

Что такое Серебряный век

В отечественной литературе был Золотой век (он называется так несмотря на то, что по продолжительности занимал значительно меньше времени). Этот период проходил в первой трети XIX века, и к нему относились такие известные авторы, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. М. Достоевский, Н. В. Гоголь. Большая часть классических произведений русской литературы было написано как раз в этот период. Поэтическое направление называлось Золотым веком русской поэзии, а его авторов – поэтами пушкинской поры.

Чуть меньше, чем через 100 лет, начался новый значимый период для русской литературы. Он получил название Серебряного века и продолжался с 1890-ых годов и до Гражданской войны (1917 год). Некоторые литераторы полагают, что Серебряный век русской поэзии завершился в 1930-ых годах.

Как мы уже писали выше, в историческом развитии России на рубеже XIX-XX веков произошел перелом. Поэты Серебряного века в своих произведениях писали о том, как люди реагируют на происходящие изменения, чего ожидают и чего боятся. Вместе со свержением монархии жизнь россиян сильно изменилась, и эти изменения и развивающийся революционный кризис находили отражение в творчестве.

История

Вопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. Если в определении начала «серебряного века» исследователи достаточно единодушны — это явление рубежа 80-х — 90-х годов XIX века, то конец этого периода — вызывает споры. Он может быть отнесён и к 1917, и 1921 году. Одни исследователи настаивают на первом варианте, полагая, что после 1917 года с началом Гражданской войны «серебряный век» прекратил своё существование, хотя в 1920-е годы ещё живы были те, кто создал это явление своим творчеством. Другие полагают, что русский серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва, и временны?е рамки этого периода составляют около тридцати лет.

Вариант 2

Раскрыть образ Родины работа не легкая. Многие поэты в русской литературы пытались преподнести читателю свой образ отчизны.  Для знаменитого поэта Блока, данная тема всегда стояла на первом месте. Однажды, когда поэт выступал перед аудиторией, кто-то из зала попросил прочитать стихотворение о России.  Блок долго не думая ответил, что его работы все про Россию.

В стихах стал просматриваться образ Родины постепенно. Стихотворения Блока нельзя отнести к конкретному случаю, где только и говорится о любви к Родине. Поэт умел мастерски ввести образ Родины в каждое свое стихотворение. Блок сопоставляет свою любимую страну со свободой, силой, уверенностью.

Более развернуто и ярко данная тема была выражена в цикле «Родина», который был написан Блоком и является одной из лучших его работ. Главная тема, которая освещается в этом цикле, это история России и дальнейшая е судьба. Также поет, написал произведение «На поле Куликовом». Автор вспоминает об этом сражении. Он считает, что это событие очень символичное и стоит о нём помнить.

По ходу творческой жизни поэта, тема Родины полностью овладела им. Поэт очень глубоко проникся данной темой. В его работах видно, что образ Родины передан не так как у многих поэтов. Образ не заключается в простом описании чего-то абстрактного. Родина Блока не имеет границ и времени. Она проникает везде, и поэт доносит это до читателя. Исходя из этого, можно понять, почему образы Родины Блока настолько многогранны и уникальные.

Очень нестандартно Родина предстает перед читателем в стихотворении «Русь». В этой работе автора, страна представлена чудесной и с множеством загадок и тайн. В такой стране живут колдуны и ворожеи. Автор показывает нашу Родину во всей её красе, описывая замечательные пейзажи.

Много поэтов русских, показывают Родину для читателя в образе матери. Но, Блок не идет по такому пути, он единственный, кто показал Родину в образе красивой молодой девушки, в которую он безумно влюблен. Эта женщина имеет безграничную силу, и пленить ее никому не удастся. Родина в образе женщины, показана полной сил и энтузиазма для новых открытий и этапов жизни. Предавая Родине сильные черты, автор не забывает и про романтику. Кроме этого, Блок упоминает о нищете, бездорожье, а также о невзрачных деревянных избах. Но вопреки этому, поэт верит в светлое будущее своей любимой страны, которая всегда будет сильной и свободной.

Футуризм

Футуристы (от латинского слова  futurum — «будущее») не пытались сбежать от мира в «башню из слоновой кости»: они мечтали этот мир изменить. Представители этого направления прославились наиболее эпатажными заявлениями и выходками. Так,  в 1912 году они издали манифест под названием «Пощёчина общественному вкусу», в котором утверждали: «Прошлое тесно. <…> Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности». Далее они перечислили писателей и поэтов, которым, по их мнению, «нужна лишь дача на реке»: в этот список вошёл символист А. А. Блок, а также — ни много ни мало — Максим Горький. В манифесте утверждались следующие права поэтов:

  1. На увеличение словаря в его объёме произвольными и производными словами (Слово-новшество).
  2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
  3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.
  4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.

Футуристы призывали к свершению Мировой революции и зачастую пропагандировали свои идеи, шокируя общественность. Они наносили на лица грим, а В. В. Маяковский однажды явился на публике в женской жёлтой кофте. Впрочем, все эти выходки были всего лишь средствами для достижения цели: найти как можно больше единомышленников и пригласить их в свой «лагерь».

Оставаясь верными принципам, отражённым в манифесте, футуристы ломали нормы русского литературного языка. Маяковский, как многим известно, выработал свой способ графического написания стихов — «лесенкой»:

Сливеют

        губы

             с холода,

но губы

        шепчут в лад:

«Через четыре

              года

здесь

      будет

            город-сад!»

В. Хлебников же сконцентрировался на придумывании новых слов. В «Словаре неологизмов Велимира Хлебникова», изданном уже в 1995 году, набралось аж 560 страниц. Стихотворение, приведённое ниже, — один из самых знаменитых экспериментов поэта-новатора:

КУЗНЕЧИК

Крылышкуя золотописьмом

Тончайших жил,

Кузнечик в кузов пуза уложил

Прибрежных много трав и вер.

«Пинь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер.

О, лебедиво!

О, озари!

Образ Родины у Блока – короткие сочинения

Вариант 1

Для А. А. Блока характерно обращение к теме Родины. Его интересовали такие проблемы, как судьба Родины, исторические события, с которыми ей пришлось столкнуться.

А. А. Блок демонстрирует свою «странную» любовь к Родине, показывает свои искренние чувства к «нищей России», которую он любит, несмотря ни на что.

Стоит отметить, что сначала лирика А. А.  Блока была наполнена мотивами мечты и ирреальности. Когда Россия сталкивается с Первой мировой войной, революцией и Гражданской войной, лирика приобретает более реалистичный характер.

Итогом размышлений А. А. Блока о Родине стал цикл стихов «Родина», который датируется 1907 – 1916 гг.

Вариант 2

Тема Родины – одна из важных тем творчества А. А. Блока. Ее образ многогранен и необычен. В первую очередь это касается женского начала этого образа.

Родина Блока не только мать, но и возлюбленная, невеста, жена. Она то страстная женщина, наделенная разбойной красой, то обманутая, обездоленная нищенка.

Поэт любит Родину в любом обличии. Блок говорил о том, что нужно почувствовать сострадание к родной земле, которое и является началом любви.

Родина – защита и опора для человека, в то же время она тоже нуждается в защите.

Вариант 3

Тема родины занимает большое место в творчестве А. А. Блока. По признанию поэта, этой теме он посвятил свою жизнь. В его произведениях создается образ страны с непростой, особенной и великой судьбой. Чтобы понять путь России, Блок обращается к прошлому своей страны.

В цикле «На поле Куликовом» он сопоставляет прошлое и будущее своей родины.

Он приветствовал Октябрьскую революцию. События, последовавшие за ней, разочаровали поэта и вызвали нервное расстройство и болезнь сердца. Только одно осталось неизменным: он по-прежнему любил родину.

Рассуждение

В творчестве каждого русского поэта затронута тема Родины, но каждый её представляет по-разному, используя призму лишь собственных впечатлений. У кого-то Родина представлена в образе любимой девушки или матери, у кого-то- простым человеком с простыми проблемами. У великого же русского поэта Александра Блока образ Родины был по-своему уникален, и с каждым стихотворением – более многогранным.

Тема Родины в творчестве Блока возродилась после двух революций и пережитых изменений судьбы России с её многострадальным народом. После всего этого Родина – самая важная тема в его творчестве, которым по сей день не перестают восхищаться читатели.

Поэт настолько проникся дальнейшей судьбой Родины, что его образы сильно отличались от других. У каждого произведения Блока — разные «лица» Родины, что в полной мере передаёт оценку поэта родной земли в определённых жизненных ситуациях.

В произведении «Русь» автор представил Россию сказочной, таинственной страной, полной чудес и мифических созданий (колдуны, черти). Главный герой данного стихотворения представляет себе Русь непознанной первобытной вселенной, таинственной и загадочной. Русь представлена читателям величием истории, красотой и мощью природы. Именно это всё и пленит душу главного персонажа стихотворения, оставляя беззащитным перед её захватывающим очарованием: «и сам не понял, не измерил, кому я песни посвятил»…

Стихотворение «Россия» описывает Родину энергичной женщиной с «разбойничьей красой», дикой и вольной. Тем не менее,  Александр Блок добавил романтичности этому неподвластному образу при совершении возможного и невозможного за «мгновенный взор из-под платка»

В этом стихотворении поэт изобразил Русь не только прекрасной, но и обездоленной, нищей с «осторожной песнью ямщика», с серостью изб и дорог. Даже не смотря на это всё, каждая строчка словно пропитана состраданием поэта к судьбе родной земли

Великая любовь Александра Александровича Блока к Родине настолько сильна и твёрдо убеждена в её величественное будущее, что способна преодолеть все препятствия и трудности на пути к этому.

Патриотические чувства к Родине даны не каждому, и формируются годами. Все поэты на протяжении всего своего творческого пути пытались наполнить смыслом образ России в своих творениях, и Александр Блок уделил данной теме большую часть своего творчества.

Серебряный век поэзии

Конец XIX и начало ХХ века в России принято называть «Серебряным веком русской литературы». Почему Серебряным, спросите вы? Потому что «Золотым веком» называют другую эпоху — время, когда творили А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь. Первоначально этот термин, придуманный критиком М. А. Антоновичем, относился лишь к первой половине XIX века, но затем «захватил» и И. С. Тургенева, и Ф. М. Достоевского, и А. А. Фета с Ф. И. Тютчевым.

Правда, в те времена поэты и писатели в большинстве своём не становились основоположниками литературных направлений, не составляли манифесты. Да, раннюю поэзию Пушкина и Лермонтова можно отнести к романтизму, но он появился на Западе ещё до того, как будущие гении взялись за перо; затем восторжествовал реализм, а некоторые критики, такие как Ф. В. Булгарин, презрительно называли созданные в русле этого направления работы «натуралистическими», указывая, что писатели, по их мнению, слишком увлеклись бытописанием «грязных» сцен из бытовой жизни. А вот поэты Серебряного века формировали направления более чем осознанно — и у каждого из них была своя идеология и художественные принципы.

Сочинение Родина Блока

Тема Родины является неотъемлемой частью произведения любого поэта как прошлых, так и нынешних дней. Каждый из них по своему преподносит читателю свою любовь к отчизне. Для Блока слово Родина – это смысл всей его жизни, свою любовь к стране он описывал во многих произведениях, отводя отчизне особое место.

Блок не сразу начал писать произведения на эту тему, он прошел большой путь к становлению, осознанию насколько сильно он любит и чтит родную землю.

В начале своего поэтического пути Александр Блок в небольших отрывках упоминал пейзажи природы страны. Кроме этого, поэта волновала и другая, не менее важная тема – дореволюционный период. В это время происходят тяжелые события для народа – ложь, предательство, лицемерие. Люди перестали любить, дружить и быть друг с другом искренними. Но, несмотря на всю это, Блог с усилием и рвением пишет о своих искренних и светлых чувствах к Родине.

Наиболее сильное и серьезное произведение, посвященное теме Родины, носит название «Осенняя воля». Несмотря на глубокое одиночество главного героя, его спасает только сила любви и преданности к своей стране. Красота и природа родного края помогает яму справиться с трудностями, хотя о самом пейзаже написано совсем немного.

Но самый расцвет его творчества пришелся на послереволюционный период. Именно в эти моменты Блоком написаны самые яркие строки его произведений. Каждый стих, написанный поэтом, пропитан болью и тревогой за свою Родину. Несмотря ни на что, Блок надеялся на то, что у России только светлое будущее. Все менялось в стране с течением времени, не менялась только сила сердечной любви, которую поэт гордо нес на протяжении всего своего жизненного пути.

Александр Блок, описывая Родину, называл ее своей любимой, подругой, женой. Именно она, чтобы не случилось, никогда не предаст, поддержит и всегда будет рядом. Родина для Блока – это часть его души, чистота мыслей и девственная красота. Глазами поэта Россия – необыкновенная природа, широчайшие просторы, туманные дали, бесконечные дороги…

В своих лирических произведениях Блок по-разному описывает Родину. То он говорит о ней как о молодой и красивой женщине, то представляет ее сильной и волевой подругой. В некоторых стихотворениях поэт представляет Россию волшебной страной, скрывающей множество тайн и загадок.

Но чаще всего Блок называет свою Родину матерью, ждущую от своих детей каких-либо действий и решений. Поэт стремился тем самым показать, что Россия сильная, волевая страна, способная преодолеть любые трудности. Жизнь внутри нее не стоит на месте, происходит постоянное движение и развитие, она прекрасна и сильна.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: