Основные характеристики
- Разнообразие литературных направлений и течений: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм, русский эмпиризм, декадентство и другие.
- Использование новых языковых и стилистических приемов, в том числе метафорического и символического образности, игры слов и звукоподражания.
- Уход от реалистической традиции и стремление к выражению внутреннего мира автора.
- Увлечение философией, мистикой и метафизикой.
- Эксперименты с формой и структурой произведений: прозаические стихотворения, смешение жанров, поток сознания.
- Интерес к эстетическим и этическим проблемам.
- Ценность момента, вечного возвращения и тленности бытия.
- Широкое использование мотивов природы, города и искусства.
- Сексуальная и эмоциональная развязанность в произведениях.
- Открытие новых жанров, таких как философский роман и автобиография.
Золотой век
Именно на почве, заложенной реформаторами XVIII века, взросла русская поэзия Золотого века. Этот этап ознаменовался установлением классических норм русского литературного языка. Главной фигурой эпохи, несомненно, является Пушкин. Его стихи ценятся за чистоту и ясность, богатство лексики и гениальную простоту. Но эта ясность и простота – результат серьёзных дебатов Пушкина и его сторонников с адептами классицизма. Стихи Пушкина подвергались жесточайшей критике. Могут ли снега лежать коврами? Допустимо ли употребление в русской речи иностранных заимствований? Отзвуки дискуссий можно увидеть на страницах пушкинских произведений – например, в «Евгении Онегине».
Так, отвергая старое, рождалась поэзия Золотого века. Эта эпоха подарила России множество великих имён: Жуковского, Лермонтова, Баратынского, Батюшкова, Давыдова, Языкова, Майкова, Тютчева, Фета. Самым значительным направлением в поэзии Золотого века стал романтизм, утверждающий самоценность духовно-творческой силы человека, изображающий буйство страстей и твердость характера, а также власть природы.
Серебряный век
Первая треть XX столетия получила название Серебряного века русской поэзии. Это был удивительный период творческой свободы и экспериментов. Начавшись с декаданса, Серебряный век открыл для России символизм, акмеизм, футуризм и множество других литературных кружков и направлений. Поэты Серебряного века стали отказываться от классического силлабо-тонического принципа, экспериментировать с формой и структурой поэзии. Вернулся в русскую поэзию давно забытый акцентный стих, появился верлибр, проводились эксперименты с другими видами стихосложения.
Назвав имена Блока, Мандельштама, Пастернака, Бунина, Гумилёва, Ахматовой, Брюсова, Хлебникова, Северянина, Хармса, Цветаевой, Маяковского и Есенина, мы перечислим лишь самых ярких звёзд этой невероятной эпохи и даже этими громкими именами данный список далеко не ограничен.
Моё любимое стихотворение серебряного века (сочинение для девушек) | Литерагуру
(334 слова) Серебряный век для русской культуры — это период расцвета отечественной поэзии. В это время появляются такие литературные течения, которые находятся на слуху и по сей день: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и другие.
В этот период становятся известны такие великие поэты и поэтессы, как Владимир Маяковский, Александр Блок, Марина Цветаева, Анна Ахматова и прочие. Тогда образовалось то необычное и легендарное сплетение различных стилей, тем, слогов и характеров, которое оставило огромный след в отечественной литературе и культуре в целом.
К примеру, Анна Ахматова — поэтесса, чьи стихи заставляют сердце буквально замирать от тоски, грусти и нежности. Ее перу принадлежит моё любимое стихотворение серебряного века «Вечером».
Это произведение о любви, которую не совсем можно назвать безответной: ведь любят оба, только по-разному. Лирическая героиня любит мужчину, а этот мужчина любит в ней друга. «Он мне сказал: «Я верный друг!»- строка, которая вносит ясность в отношения этих двух людей. Даже непонятно, что больнее — когда любимый человек тебя совсем не любит или любит, как друга?
«Так гладят кошек или птиц» — даже объятия этого человека выражают эту дружескую любовь, далеко не нежность к любимой женщине. И героиня понимает, какие чувства испытывает к ней мужчина, и это заставляет её страдать: «Звенела музыка в саду таким невыразимым горем».
Однако самое главное — то, что любовь этой женщины настоящая, она не требует взаимности, хотя это и расстраивает её. Она наслаждается каждой минутой, проведённой в компании любимого человека: «Благослови же небеса- ты первый раз одна с любимым!».
В заключение хотелось бы сказать, что серебряный век раскрыл таланты, которые подарили нам незабываемое культурное наследие. Каждое последующее поколение уважает, чтит и будет помнить тот вклад, который внесли поэты серебряного века в русскую культуру.
Анна Ахматова, в частности, помогла многим узнать, как думают женщины, что они чувствуют и чего хотят, она помогла раскрыть женскую сущность целиком и полностью. Стихи Ахматовой о любви — это совершенно отдельный сегмент, наполненный нежностью и страстью, которую так сложно порой передать словами, а поэтесса смогла и сделала это очень талантливо.
Благодаря её творчеству любовь и сегодня приобретает самый нежный и чувственный характер, а не пошлый и вульгарный.
Екатерина Пристанскова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Советский период
Конец 1920-х годов стал началом нового этапа развития русской поэзии, который был назван Советским периодом. С одной стороны, в СССР продолжали творить русские поэты Серебряного века (параллельно возникла эмигрантская ветвь русской поэзии). С другой – начала набирать силу идеологическая линия в поэзии, что сказалось не только на содержании стихов, но и на форме: от поэтов требовали чёткости и простоты, критиковался формализм, подвергали идеологической критике литературные эксперименты. Тем не менее, и в рамках этой линии появились замечательные стихи – например, вдохновлённые темой Великой Отечественной войны.
Значимым литературным событием стало появление поэтов «шестидесятников»: Рождественского, Евтушенко, Ахмадулиной, Воскресенского. Это была поэзия свободы, поэзия «оттепели», но всё-таки свобода имела рамки, о чём свидетельствует история Иосифа Бродского – нобелевского лауреата и эмигранта.
Серебряный век: новаторство и творческие достижения
Серебряный век русской литературы, также известный как «серебряный век русской поэзии», был периодом интенсивного творчества и новаторства, представленного множеством выдающихся литературных деятелей.
Одной из ключевых особенностей Серебряного века было наличие множества литературных школ и течений, каждое из которых приносило свой вклад в развитие русской литературы. Некоторые из этих школ включали » символизм «, » акмеизм «, » футуризм » и » имажинизм «.
Символизм был, пожалуй, наиболее известным и влиятельным течением Серебряного века. В рамках символизма поэты стремились выразить не только внешний мир, но и внутренний мир человека. Они использовали образы, символы и метафоры, чтобы передать свои чувства и мысли. Некоторые из известных символистических поэтов включали Александра Блока, Андрея Белого и Зинаиду Гиппиус.
Акмеизм был другим важным течением Серебряного века. Поэты-акмеисты, такие как Николай Гумилев и Анна Ахматова, ставили акцент на ясность, точность и красоту языка. Они отвергали сложные метафоры символистов и стремились к простоте и ясности выражения.
Футуризм был одним из наиболее радикальных течений Серебряного века. Футуристы, такие как Владимир Маяковский и Велимир Хлебников, выдвигали идеи отказа от традиционной поэзии в пользу новых форм и средств выражения. Они призывали к отказу от прошлых стандартов и к созданию нового языка и стиля.
Имажинизм, основанный на работе интимных чувств, также был важным течением Серебряного века. Поэты-имажинисты, включая Федора Сологуба и Валерия Брюсова, исследовали индивидуальные чувства и восприятие мира. Они использовали яркие образы и метафоры, чтобы передать свои эмоции.
Вместе эти различные литературные школы и течения Серебряного века помогли сформировать богатое литературное наследие, которое продолжает влиять на современную русскую литературу. Творческие достижения поэтов и писателей этого периода до сих пор оцениваются и изучаются в литературных кругах и университетах по всему миру.
Поэзия XVIII века
XVIII век был революционным для отечественной политики, экономики, культуры и искусства. В поэзии тоже свершилась революция.
Фольклорная поэзия Руси – это преимущественно тонический (акцентный) стих, основанный на равном числе ударных слогов в стихотворной строке. Его отличие от классического стиха заметно невооружённым взглядом. В XVI – XVII столетиях на Русь приходят силлабические «вирши», которые строятся по принципу деления стиха на ритмические единицы, равные между собой по числу слогов, а не по числу ударений, как это было в тоническом стихосложении. Самые яркие имена этого периода – Симеон Полоцкий и Карион Истомин. Этот принцип стихосложения уже намного ближе к классическому, привычному нам по стихотворениям поэтов XIX века. Но в силлабических «виршах» ещё не было упорядочено расположение ударных и безударных слогов.
Реформа Тредиаковского и Ломоносова определила дальнейший вектор развития русской поэзии. Классическим принципом стихосложения в русской литературе становится силлабо-тонический.
XVIII век ознаменовался несколькими яркими дискуссиями о пути развития отечественной поэзии. Тредиаковский, по сути, открыл для литераторов ямб и хорей. Ломоносов расширил возможности творчества, доказав возможность писать стихи на русском языке анапестом. Сумароков позволил себе атаковать классицизм Ломоносова, открыв путь для более простого, «сниженного» стиля. Ну а воплощением поэзии XVIII века стали классицистические стихи Державина.