Русский футуризм как направление в литературе

Футуризм в литературе

Раннее творчество

Если говорить кратко, Маяковского считают одним из основателей футуристического направления в русской литературе. Он активно участвовал в работе по подготовке революции, за что был отправлен в Бутырскую тюрьму. За время заключения он написал целую тетрадь стихов. Исходя из воспоминаний Маяковского, это были произведения в стиле пролетарской поэзии, которые имели небольшой оттенок символизма.

Футуризм Маяковского привлекает своим бунтарским анархистским задором, а также стремлением к ускорению жизненного темпа и формальному новаторству. С 1912 года стихотворения Маяковского начали печатать в футуристических сборниках. Он был ярким представителем этого течения.

Футурист Маяковский и другие литераторы сильно критиковали символистов. Но все же их произведения были частично похожи. Отличительной чертой работ символистов стал ярко выраженный урбанизм. Эти поэты в своём творчестве опирались на традиции литературы, изображая современное устройство государства как «страшный мир».

Такое веяние повлияло и на футуристов. В их интерпретации капиталистические города ещё ужаснее. Произведения Владимира Владимировича в ранний период творчества описывают город-гиперболу. Стих «Утро» это отчётливо передаёт.

«Центрифуга»

(С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак).

Объединение создано в январе 1914г.

Основные особенности творчества представителей «Центрифуги:

  • Перемещение при построении лирического произведения центра внимания со слова как такового на интонационно-ритмические и синтаксические структуры.
  • Органичное соединение футуристического экспериментаторства и традиций.

“Центрифуга” как поэтическая группа они просуществовали до конца 1917-го, а книги под маркой “Центрифуги” продолжали выходить до 1922 года, то есть дольше всех остальных групп футуристов.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Футуризм: что представляет собой этот жанр и почему он увлекателен

Футуризм интересен тем, что он предлагает оригинальный и провокационный взгляд на мир. Художники и писатели этого жанра часто нарушают устоявшиеся границы и предлагают новые концепции и идеи. Им интересна скорость, динамика, энергия и смелость. Они стремятся выйти за рамки привычного и представить мир в новом свете.

Футуризм также привлекателен своей прогрессивностью и передовым подходом. Художники этого жанра исследуют новые материалы, формы и техники для создания своих произведений и воплощения своих идей. Они не боятся экспериментировать и рисковать, чтобы достичь новых высот и открыть новые возможности.

Футуризм также предлагает уникальный взгляд на будущее. Художники этого жанра предсказывают технологический прогресс, социальные изменения и научные открытия. Они представляют миры, полные автоматизации, роботов, космических путешествий и многого другого. Футуризм позволяет нам увидеть потенциал и возможности будущего и мечтать о том, что может нас ожидать.

В итоге, футуризм — это жанр, который захватывает нас своими инновационными идеями, свежестью и контрастами. Он позволяет нам взглянуть на мир по-новому и рассмотреть возможные изменения в нашей жизни. Футуризм вдохновляет нас думать о будущем, чтобы создать идеальное общество и перейти границы возможного.

Футуризм за пределами литературы

Футуризм, возглавляемый Владимиром Маяковским, был не только литературным направлением, но и политическим движением, которое расширило своё влияние за пределы литературы.

Футуристы стремились изменить существующий порядок вещей и перевернуть устоившиеся нормы и ценности. Они поддерживали революционные идеи и активно участвовали в политической жизни страны. Некоторые из них стали участниками Большевистской партии и оказали значительное влияние на формирование культурной политики послереволюционной России.

Футуристы не только писали стихи и прозу, они также занимались изобразительным искусством. Они создавали картины, скульптуры и архитектурные проекты, которые отражали их концепцию будущего. Основными характеристиками футуристического искусства были динамизм, энергия и эффект движения. Футуристы использовали геометрические фигуры, абстрактные формы и яркие цвета, чтобы вызвать ощущение динамики и стремления к передвижению вперед.

Одним из главных направлений внелитературного футуризма была футуристическая музыка. Футуристы разрабатывали новые музыкальные инструменты, создавали экспериментальные композиции и проводили концерты, на которых исполняли свои произведения. Футуристская музыка была полна дерзости, порыва и новаторства.

Еще одним направлением внелитературного футуризма было футуристическое кино. Футуристы создавали кинематографические работы, которые отличались своей экспериментальностью и новаторством. Они использовали различные техники съемки, монтажа и спецэффектов для передачи своих идей и впечатлений. Футуристическое кино было объединено вокруг идеи передачи динамики и энергии.

Таким образом, футуризм воплотился не только в литературе, но и в других сферах искусства. Футуристы стремились изменить мир и создать новое будущее, и они использовали все доступные им средства для достижения своих целей.

История возникновения

Жанр под названием футуризм в искусстве зародился в самом начале XX века. Молодые авторы стремились передать в различных произведениях свой взгляд на то, как будет выглядеть мир в будущем. Разнообразные жанры из прошлого отошли на второй план.

Основоположники — Филиппо Маринетти, а позднее Джакомо Балла, Боччони, Руссоло, Умберто Боччони, Карло Карра, Джино Северини и Франческо Балилла Прателла буквально перевернули устои в искусстве, ворвались в него с новыми идеями и мнениями.

Первое произведение нового жанра носит название Красный сахар – манифест появился на свет в 1909 году. Маринетти первым определил отличительные черты футуризма как нового жанра, способного повлиять на все направления в искусстве. В тексте было описание культа отказа от прошлого в пользу будущего.

Ориентиры – молодые творцы, поэты, художники, литераторы, архитекторы, зажатые в установленные рамки и не способные в полной мере раскрыть свой талант.

Новизна, смелость и попадание в общую «струю» бунтарских мыслей позволило уже через 3 года (к 1912) провести первую выставку. Для этого свою площадку предоставил один из музеев в Париже. Так итальянское новаторство постепенно перешло в Европу.

Поэтика русского футуризма

Для футуристов практически не имело значения содержание их работ, все ставки были сделаны на форму повествования, и чем она необычнее, тем лучше. Все свои идеи они пытались донести до читателей посредством диалога, именно поэтому большинство футуристских стихотворений сделаны в виде разговора, или же обращения к кому-либо. Все они писались с целью шокировать, эпатировать слушателей, в декламационном стиле (выразительное чтение, удобный ритм) для большего удобства публичных выступлений. Лирический герой был практически не важен, ему не уделялось достаточно внимания, куда интереснее была стремительно меняющаяся реальность вокруг него.

«Ассоциация эгофутуристов»

(И. Северянин, И. Игнатьев и другие). «Эгофутуризм» в переводе с латыни «Я – будущее»). Он просуществовал очень мало: с 1911 до начала 1914 г.

В отличие от кубофутуризма, который вырос из творческого содружества единомышленников, эгофутуризм был индивидуальным изобретением поэта Игоря Севереняна . Совместно с К.Олимповым он в 1911 году в Петербурге создаёт кружок «Ego», с которого и начался эгофутуризм.

Сам И. Северянин так отмечал особенности своего направления:

  • Душа – единственная истина.
  • Самоутверждение личности
  • Поиски нового без отвергания старого.
  • Осмысленные неологизмы.
  • Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы.
  • Борьба со «стереотипами» и «заставками».
  • Разнообразие метров».

1912 год. В Петербурге была создана «Академия эгопоэзии», к И. Северянину присоединились Г. Иванов, К. Олимпов и Грааль-Арельский (С. Петров).

Позже присоединился И. Иванов, котрый создал «Интуитивную ассоциацию эгофутуристов», в неё воли П. Широков, В. Гнедов и Д. Крючков. Их программный манифест «Грамата» (именно такое написание слова) характеризовал эгофутуризм как «непрестанное устремление каждого Эгоиста к достижению возможностей Будущего в Настоящем посредством развития эгоизма».

Понятие и истоки футуризма

Умберто Боччони. Улица входит в дом. 1911 год

Футуризм возник в начале XX века как одно из течений модернизма. Предпосылками возникновения футуризма стали серьезные социально-экономические перемены в обществе в Европе, в том числе Италии, являющейся родиной данного направления. Основателем и идеологом школы футуризма стал Ф.Т. Маринетти.

Ф.Т. Маринетти – личность спорная и неоднозначная. Он был известным в Италии писателем, поэтом, основатель футуризма. Помимо этого он является одним из первых идеологов фашизма и сотрудничал с Муссолини. Ф.Т. Маринетти основал такие футуристические журналы как «Lacerba», «Poesia» и издательство «Poesia». Он же является автором первого манифеста футуризма. Ф.Т. Маринетти посетил Россию по приглашению русских футуристов в 1914 году.

В России футуризм получил широкое распространение благодаря тому, что в нашу страну он проник в эпоху перемен. Поэты и писатели подхватили футуризм и в большинстве своем поддержали Октябрьскую революцию. Футуризм привлекал тем, что в нем человек перестал быть мерой всех вещей. В произведениях воспевался прогресс, энергия электричества, волн и даже энергия войны.

Футуризм в России отличался от европейского. Он получил название русский футуризм.

  • К числу основных черт футуризма в литературе относится следующее:
  • Протест против сложившихся норм стихосложения;
  • Эксперименты с языком прозы и стихосложением;
  • Бунтарская направленность произведений;
  • Создание «заумного языка».

Из истории футуризма в России.

Футуризм в литературе возник в начале 20 века в Италии, а затем в России.
В 1909 году в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». Основные элементы, по мнению автора, — «смелость, дерзость, бунт».

В России манифестом футуристов стала «Пощечина общественному вкусу», авторы — В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников. 1912 год.
В отличие от итальянского футуризма, авторы российского манифеста отвергли идеи анархизма и даже фашизма, которые были свойственны Ф. Маринетти

Они в основу положили вопросы эстетики, провозгласив революцию формы, ее независимость от содержания («важно не что, а как») и абсолютную свободу поэтического слова.
Уже в 1915-1916-е годы футуризм стал исчезать как направление.

Существующие футуристические группировки

Первым русским футуристом считается поэт-футурист Игорь Северянин, в 1911 году издавший сборник под названием «Прологом». “Egophutism”.

Игорь Северянин (16 мая 1887 г., Санкт-Петербург, Россия — 20 декабря 1941 г., Таллин, Эстония)

Самым влиятельным футуристическим кружком и одновременно создателем русского футуризма является литературно-художественное объединение “Гилея”, в состав которого входили Велимир Хлебников, Алексей Кружков, Елена Гуро, Василий Каменского, Владимир Маяковский и другие. “Gilea” была создана именно в 1912 году, когда она выпустила манифест “Пощёчина общественному вкусу”, в котором призывала отказаться от привязанностей к творениям прошлого.

А в своей основе футуризм состоял из нескольких групп:

  1. Эгофутуристы из Петербурга – Игорь Северянин, Иван Игнатьев, Александр Гитович и другие.
  2. Кубофутуризм, к которым принадлежали члены «Гилеи» — Велимир Хлебников, Владимир Маяков, Давид Бурлюк и другие;
  3. Московский поэтический союз «Мезонин поэзии», созданный эгофутуристами, в который входили Вадим Шершеневич, Рюрика Ивнева и другие;
  4. Футуристическая группа «Центрифуг» состояла из Сергея Боброва, Николая Асеева и Бориса Пастернака.

В этих четырех группах были очень странные и напряженные отношения друг с другом. По мнению участников группы «Бубновый валет», они были соперниками по поводу того, кто из них является истинным представителем футуризма. Однако иногда они вступали в конфликт, но всегда мирно и без конфликтов.

Кроме четырех крупнейших было также несколько других объединений футуристов, в том числе «41 градус», «Творец», «Лирень», «Безкровное убийство».

По мнению футуристов, в манифесте «Пощечина общественному вкусу» они призывали «сбросить Пушкина (или любого другого классика) с парохода современности».

Серебряный век: какие течения пришли на смену реализму?

Несколько литературных и художественных группировок, постоянно враждовавших друг с другом и оспаривающих звание истинных футуристов, не могли составить единый фронт нового искусства. Не было в России и общепризнанного вождя: ни Хлебников, ни Маяковский, ни Ларионов, ни Бурлюк не могли считаться создателями и вдохновителями русского футуризма.

Теория «свободного творчества», которую формулировали в своих статьях и лекциях Владимир Марков и Николай Кульбин, отдавала все преимущества не концепционной целостности эстетики, а проявлениям творческой энергии, не связанным никакими нормативами стиля или программы.


Томмазо Маринетти. (wikipedia.org)

В формировании футуристической эстетики в России важным фактором стала деятельность Николая Кульбина. Он — «одна из самых фантастических фигур той знаменательной эпохи», как вспоминал о нем композитор Лев Лурье, — не только организационно и пропагандистски поддерживал формирующуюся группу молодых художников и поэтов, но и разработал ряд существенных для футуристической эстетики теоретических положений: значение диссонансных структур в художественном произведении, связь искусства с жизнью, роль тех элементов в искусстве, которые обращены к бессознательному уровню восприятия, исследование психологии творческого процесса, «психологии изображения», проблема совместного творчества художника и зрителя.

Характерные черты русского футуризма

Это:

  • обращенность к будущему
  • чувство грядущего переворота жизни
  • приветствие краху старой жизни
  • отрицание старой культуры и провозглашение новой
  • отрицание преемственности литературного потока
  • прославление нового человечества
  • урбанистические темы и приемы поэзии
  • антиэстетизм
  • эпатаж буржуазного мира в поэзии и в жизни
  • изобретение новых форм
  • интерес к живописи, введение новой графики и звукописи
  • речетворчество, создание «зауми»

Феномен футуризма был необычен и поэтому часто воспринимался эпохой «нового варварства». Н.Бердяев считал, что с этим направлением наступил кризис гуманизма в искусства,

Однако В.Брюсов говорил о том, что

Стремление поэтов к словотворчеству, создание зауми порождало особое внимание к возможностям языка. Это интересно: Русскоговорящий гид в Мадриде. Это интересно: Русскоговорящий гид в Мадриде

Это интересно: Русскоговорящий гид в Мадриде

Как Маяковский относился к работе в рекламе?

«При нэпе надо пользоваться для популяризации всеми оружиями, пользуемыми врагами, в том числе и рекламой. Ни одно, даже верное дело не движется без рекламы. Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи. Надо звать, надо рекламировать, чтоб калеки немедленно исцелялись и бежали покупать, торговать, смотреть!.. Думайте о рекламе!»МоссельпромКарамель «Красная Москва» (Текст для конфетных оберток)Печенье «Красный авиатор» (Текст для упаковки)Резинотрест «За «Нигде кроме» я получил три рубля. Это в Америке за такие строчки платят сотни и тысячи долларов. У нас все должны честно получать за свой труд». «К работе над советской рекламой Володя относился очень серьёзно, и поэтому был постоянным посетителем различных ярмарок и толкучек, где прилежно записывал уличные «крики». В его стихотворных рекламах периодически звучит голос уличного торговца и «зазывалы»:«Ну и публика!
Пожалела рублика…»
«Пролетарка, пролетарий,
заходите в планетарий!»»

Школы футуризма в русской литературе

В России футуризм был представлен несколькими школами, каждая из которых считала себя главенствующей. В каждую школу входили знаменитые литераторы своего времени.

Школы русского футуризма

Эгофутуризм сложился вокруг известного в начале XX века писателя Игоря Северянина. Особенностью произведений эгофутуристов являлось культивирование широкого использования иностранных слов и возведение себялюбия до непостижимых высот. К числу самых известных эгофутуристов относят: Иван Игнатьев, Игорь Северянин, Георгий Иванов, Константин Олимпов, Стефан Петров, Павел Широков, Павел Кокорин.

Эгофутуристы позиционируют себя как новое прогрессивное течение с большими перспективами. Активно печатаются листовки и издаются манифесты. В 1912 году Игорь Северянин отдаляется от школы эгофутуристов в свете его растущей популярности в среде символистов.Пропагандой в литературных кругах начинает заниматься молодой и перспективный поэт Иван Игнатьев. Однако в 1914 году поэт покончил собой. Игнатьев перерезал себе горло бритвой вечером 21 января. Школа эгофутуризма исчерпала себя уже к 1920 году. Многие представители перешли к имаджинистам.

Кубофутуризм появился в 1910 году в литературной группе «Гилея». Участники называли себя также «кубофутуристы» или «будетляне». Первым совместным выступлением кубофутуристов в печати стал поэтический сборник «Садок судей», фактически определивший создание группы «Гилея».

Кубофутуризм отличается провокационными высказываниями, спорными рифмами и смелой для того времени риторикой. В круг кубофутуристов входили братья Бурлюковы, В. Хлебников, В. Маяковский, В. Каменский, Е. Гуро, А. Крученых и Б. Лившиц.

Несомненно, самым известным представителем кубофутуризма является Владимир Маяковский. Его стихи знает каждый. Они взрывные резкие и жизненные.

Владимир Маяковский 1920год

Талантливый поэт творил с революцией в сердце. Поэт искренне верил в советского человека, в его силу. Его стихи хорошо были восприняты не только читателями, но и властью.

Мезонин поэзии – это еще одна популярная в начале XX века школа футуризма. Мезонин поэзии относился к умеренной группе футуристов. Идейным вдохновителем группы, а также самым энергичным ее участником являлся Вадим Шершеневич. Мезонин поэзии просуществовал до 1913 года и потом распался. Причиной распада данной группы стало отсутствие четкой идейной платформы. Расплывчатость тезисов, на которые опиралась данная школа футуризма, привела к осознанию бессмысленности её существования участниками.

«Центрифуга» – это школа футуризма, идейной вдохновителем которой был Борис Пастернак. Эта литературная группа, возникшая в 1913 году в Москве «Центрифуга» была самым длительным по времени футуристическом объединением. В ней нашли приют футуристы из распавшегося «Мезонина поэзии» и оставшиеся члены школы эгофутуристов, которые пришли в Центрифугу после смерти Ивана Игнатьева. Особенностью данной школы являлся глубокий слог и ритм поэзии. Теоретическую базу «Центрифуги» составляло то, что при создании лирического произведения центром внимания становилось не само слово, а интонационно-ритмические и синтаксические структуры.

Зачем Маяковский писал стихи «лесенкой»?

«Про это»В этой теме,
                   и личной
                               и мелкой,
перепетой не раз
                   и не пять,
я кружил поэтической белкой
и хочу кружиться опять.
Эта тема
                сейчас
                         и молитвой у Будды
и у негра вострит на хозяев нож.
Если Марс,
                и на нем хоть один сердцелюдый,
то и он
             сейчас
                         скрипит
                                    про то ж.«по личным мотивам об общем быте».  «Я не знаю ни ямбов, ни хореев, никогда не различал их и различать не буду. Не потому, что это трудное дело, а потому, что мне в моей поэтической работе никогда с этими штуками не приходилось иметь дело. А если отрывки таковых метров и встречались, то это просто записанное по слуху, так как эти надоевшие мотивы чересчур часто встречаются – вроде: «Вниз по матушке по Волге». Я много раз брался за это изучение, понимал эту механику, а потом забывал опять. Эти вещи, занимающие в поэтических учебниках 90%, в практической работе моей не встречаются и в трёх».основной силой, основной энергией стиха». «Сделав стих, предназначенный для печати, надо учесть, как будет восприниматься напечатанное, именно как напечатанное

Надо принять во внимание среднесть читателя, надо всяческим образом приблизить читательское восприятие именно к той форме, которую хотел дать поэтической строке её делатель. Наш обычная пунктуация с точками, с запятыми, вопросительными и восклицательными знаками чересчур бедна и маловыразительна по сравнению с оттенками эмоций, которые сейчас усложнённый человек вкладывает в поэтическое произведение

Размер и ритм вещи значительнее пунктуации, и они подчиняют себе пунктуацию, когда она берётся по старому шаблону».

Футуризм в творчестве Маяковского

В каждом стихотворении поэт старался нарушить блок, рамки, ограничения, установленные стандартными правилами поэзии. Основные проявления футуристических взглядов в работах автора:

  • Идейное, тематическое содержание, осуждение капиталистических принципов. Маяковский осуждает церковные взгляды конформистов, общепринятые нормы морали, господствующий класс;
  • Желание экспериментировать. Использование оригинальных неологизмов, размеров, выражений помогает кардинально отличить творение футуриста от ранее написанных произведений;
  • Противостояние классическому жанру. Традиционные правила, постулаты вызывают пренебрежительное отношение у Владимира Владимировича. Он смеется над старой школой в своих стихотворениях;
  • Революционные идеи. Писатель хотел создать переворот, бунт в мире литературы. Его мир постоянно меняется, динамично движется вперед;
  • Литературные творения – изобретения человека. Творец противопоставляет природный мир и технический прогресс, естественность и эстетику крупных городов.

Поэты представители футуризма

Течение футуризма просуществовало не так долго, поэтому количество ярких последователей у него ограниченное. Представители собирались в группы с аналогичными взглядами. Европейские представители футуризма в литературе:

  • Филиппо Маринетти, итальянский поэт и писатель;
  • Луиджи Руссоло, итальянский художник и поэт;
  • Фернанду Песоа, португальский поэт и прозаик.

К колоритным русским представителям футуризма относят:

  • Велимира Хлебникова;
  • Владимира Маяковского;
  • Василия Каменского;
  • Игоря Северянина;
  • Алексея Кручёных;
  • Бенедикта Лившица;
  • Елену Гуро;
  • Вадима Шершеневича.

Произведения в данном стиле

Среди литературных произведений в стиле футуризма можно привести следующие:

  • сборник «Флейта-позвоночник» В. Маяковского;
  • «Фрагменты из воспоминаний футуриста» Д. Бурлюка;
  • «Председатель земного шара» В. Хлебникова;
  • «Я — гений» И. Северянина;
  • «Лирика» Б. Пастернака;
  • «Лошадь как лошадь» В. Шершеневича;
  • «О теории прозы» В. Шкловского.

Примеры стихотворений

Использование причудливых словосочетаний, отсутствие предлогов мы найдём в следующем примере.

Отсутствие гармонии, антиэстетизм, ирония, нарушение баланса — всё это прослеживается в приведённой части стихотворения Владимира Маяковского «Нате!».

Футуризм в русской литературе

Русский футуризм зародился в России как восстание против символизма (подобно итальянскому). Русские футуристы разделились на два направления: кубофутуризм и эгофутуризм.

Кубофутуризм призывал расширять язык произвольными и производными словами. Основными представителями кубофутуризма были поэты Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников.

Одной из самых известных футуристических литературных групп была «Центрифуга». Она существовала в Москве на протяжении нескольких лет (1914–1922 гг.), её членов считали больше кубофутуристами (Б. Л. Пастернак, С. П. Бобров и др.).

Эгофутуризм уделял внимание городским образам, экспериментам в рифмах, эксцентричным и новым словам. Эгофутуристов больше интересовало интенсивное исследование своего «я»

Эти поэты использовали менее строгий метод экспериментирования (типографически).

Среди поэтов эгофутуристов есть такие имена, как: Василиск Гнедов, Игорь Северянин, Константин Олимпов.

Футуристы — поэты Серебряного века

Владимир Маяковский (1893–1930);

Велимир Хлебников (1885–1922);

Игорь Северянин (1887–1941);

Давид Давидович Бурлюк (1882–1967);

Сергей Михайлович Третьяков (1892–1937);

Бенедикт Константинович Лившиц (1887–1938);

Константин Аристархович Большаков (1895–1938); и др.

Маяковский и революция

Для Маяковского революция в искусстве и в обществе неразделимы. Он считал, что стихи, как революционное восстание, могут изменить мир. К революции у него было почти религиозное отношение, с ней он связывал создание нового мира. Как Блок, он верил в гибель «страшного мира», а тот возродился, только в еще более уродливом виде. Не произошло главной революции — в человеческом сознании, эстетической, культурной. Маяковский написал поэму о Ленине, которого изобразил как человека простого, бескорыстного, не претендующего на исключительность. Он возвеличивал не личность вождя, а дело революции, которому тот служил. Хотя многие Маяковского считали поэтом власти, о Сталине писать у него не было замыслов. Он был человеком огромной веры, которая после революции была разрушена.

Футуризм — новое слово в поэзии Серебряного века

Будущий поэт родился 19 июля 1893 года в селе Багдати, Грузия, в семье лесничего Владимира. У Маяковского было две сестры, а два его брата умерли ещё в детском возрасте.

Юный Владимир свободно владел грузинским языком. Первое образование он получил в гимназии города Кутаиси, куда поступил в 1902 году. Любовь к искусству с ранних лет была присуща Маяковскому: юноша решил учиться на художника.

В 1906 году Владимир Владимирович переехал в Москву вместе с матерью, начал учиться в гимназии № 5. Из-за невозможности оплатить обучение он был исключен из гимназии.

Первая русская революция Маяковского не оставила в стороне. Будущий поэт вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию. В подполье у Маяковского была кличка «товарищ Константин». Именно под этим прозвищем Маяковский распространял революционную прессу в молодёжных кругах. За подпольную деятельность Маяковскому приходилось платить свободой.

Во время одного из арестов в тюрьме было написано первое стихотворение Маяковского (1909). В 1911 году поэт поступил в Московское училище живописи. Уже тогда Владимир Владимирович любил выделяться творческими экспериментами, используя необычные цвета в своих художественных работах.


Володя Маяковский. 1900 год. (wikipedia.org)

В начале 1910-х в Российской империи происходит творческий кризис символистов. 1890-е можно назвать началом русского Серебряного века: поэты-символисты перенесли мистические мотивы французских лириков в свои тексты. Однако вскоре на смену символизму пришли акмеизм и футуризм — принципиально новые стили, отвергнувшие идеалы Александра Блока, Дмитрия Мережковского и Андрея Белого.

Маяковский, любивший творческие эксперименты, настоящий бунтарь по характеру, вступил в ряды поэтов-футуристов, поставивших на первое место в своём творчестве форму произведений и непризнание старых литературных авторитетов. Владимир Владимирович оставил свою подпись под манифестом футуристов «Пощёчина общественному вкусу», в котором нашли отражения революционные идеи начинающих поэтов: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности…».

Первое стихотворение Маяковского — «Ночь» — было опубликовано в 1912 году. В следующем году писатель написал трагедию «Владимир Маяковский», которую поставил сам и сыграл в ней главную роль.

Маяковский в своей поэзии решил бросить вызов старым порядкам. Также он придумал «лесенку» — необычное ритмическое построение стихотворения, выделявшее стихи Маяковского от произведений, написанных стандартными поэтическими размерами. Вот, к примеру, написанное змейкой стихотворение «Нате!», в котором отражено настроение лирического героя Маяковского:

«А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется — и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я — бесценных слов транжир и мот…».

Придуманная Маяковским и ставшая его визитной карточкой стихотворная «лесенка» вызывала негодование среди его коллег. Ведь редакции платили в то время не за количество символов в произведении, а за количество строк.

В 1915 году была окончена знаменитая поэма Маяковского «Облако в штанах». Изначально она называлась «Тринадцатый апостол», но такое название не пропустила в печать цензура. Дальнейшая поэзия Маяковского, кроме антивоенных тематик, содержит также сатирические мотивы.

Впрочем, сводить творчество Маяковского только к теме противостояния общественным нравам не стоит. Самой большой любовью в жизни поэта и его музой была Лиля Юрьевна Брик. С ней и её мужем, Осипом, Маяковский дружил, а затем переехал жить в их квартиру. Именно замужней женщине Маяковский посвятил любовное стихотворение «Лиличка! (Вместо письма)», в котором поэт-бунтарь показал читателям себя с другой стороны:

«И в пролет не брошусь,

и не выпью яда,

и курок не смогу над виском нажать.

Надо мною,

кроме твоего взгляда,

не властно лезвие ни одного ножа…».

Помимо написания стихотворений, в творчестве Маяковского особое место занимали сценарии к фильмам. Он снялся в трёх своих фильмах, сыграв главные роли в этих картинах.


Владимир Маяковский, студент. (wikipedia.org)

Приближался революционный 1917 год, сыгравший огромную роль в судьбе Маяковского.

«Ассоциация эгофутуристов»

(И. Северянин, И. Игнатьев и другие). «Эгофутуризм» в переводе с латыни «Я – будущее»). Он просуществовал очень мало: с 1911 до начала 1914 г.

В отличие от кубофутуризма, который вырос из творческого содружества единомышленников, эгофутуризм был индивидуальным изобретением поэта Игоря Севереняна.Совместно с К.Олимповым он в 1911 году в Петербурге создаёт кружок «Ego», с которого и начался эгофутуризм.

Сам И. Северянин так отмечал особенности своего направления:

  • Душа – единственная истина.
  • Самоутверждение личности
  • Поиски нового без отвергания старого.
  • Осмысленные неологизмы.
  • Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы.
  • Борьба со «стереотипами» и «заставками».
  • Разнообразие метров».

1912 год. В Петербурге была создана «Академия эгопоэзии», к И. Северянину присоединились Г. Иванов, К. Олимпов и Грааль-Арельский (С. Петров).

Позже присоединился И. Иванов, котрый создал «Интуитивную ассоциацию эгофутуристов», в неё воли П. Широков, В. Гнедов и Д. Крючков. Их программный манифест «Грамата» (именно такое написание слова) характеризовал эгофутуризм как «непрестанное устремление каждого Эгоиста к достижению возможностей Будущего в Настоящем посредством развития эгоизма».

Футуризм в России

История искусства относит русский футуризм к 1910-м годам ХХ века. Современники испытывали подъем недовольства, бунт созревал во всех слоях общества. Вполне естественно, что отношение к футуризму сложилось положительное. Первый футурист в России – Давид Бурлюк.

Последователи нового течения создали сразу несколько литературных организаций. В них возникли собственные кодексы, уставы и взгляды. Несмотря на то, что итальянский стиль удерживал популярность, расцвет в России был быстрым, но оставил множество ярких впечатлений в виде произведений искусства разных жанров и направлений.

Первые футуристы быстро добились славы. Во многом известности помогла скандальность творений. Конец жанра настал на удивление быстро – кризис стал прослеживаться уже в 1914 году.

Несмотря на это свой след в истории мастера жанра оставили. Полностью футуризм в России исчез в конце 1917 года (в период после победы большевиков). Последние работы, созданные в стране, появились под маркой «ЛЕФ» (1920 год).

Многие отечественные представители футуризма вынуждены были уехать и жить в других государствах.  Известный советский представитель течения футуризма – Пастернак. Он оставил в русской литературе яркие произведения, заслуживающие внимания. Для текстов и слов этот стиль носил название имажинизм.

Значение футуризма — достижения и представители

В поэзии русского футуризма возникали

  • новые корнесловия,
  • соединения слов,
  • появлялись новые суффиксы,
  • был преобразован синтаксис,
  • вводились новые приемы подчинения слов,
  • новые обороты речи,
  • менялся строй предложения.

Культ урбанизации, поэзия нового грядущего города требовала особой эстетизации объекта поэзии, особой «красоты, красоты иного рода, чем красота символистов или акмеистов. Русские футуристы приняли «машинную цивилизацию» и воспевали ее.

В своих экспериментах они не ограничивались словом – экспериментом была и графика — одни слова печатались крупнее, другие мельче или вкось и вкривь, иногда даже вверх ногами. По сути именно футуристы заложили основы использования графики в современном искусстве. То, что сейчас привычно и обыденно, у них казалось необыкновенным, спорным, вызывало либо яростное неприятие, либо, наоборот, восторг.

Основоположник «зауми» — В.Хлебников

«Будетлянин» Хлебников создал много филологических парадоксов, он сумел, действительно,

Имя В.Хлебникова надолго было вычеркнуто из истории литературы, однако несомненно его влияние как на современников (В.Маяковский), так и на потомков (А.Айги). О.Мандельштам считал, что из наследия Хлебникова

Творчество раннего В.Маяковского

Его ранние стихи – это и

  • «пощечина общественному вкусу»,
  • и эстетизм/ антиэстетизм города,
  • ненависть к буржуа,
  • трагизм мироощущения не только лирического героя, но и окружающего его мира.

Стихотворение «А вы могли бы?» дает ясное представление о том, что может поэт. В отличие от других поэтов, в отличие от мещан, поэт Маяковский может увидеть в обыденном

Как уже говорилось, практические все футуристы работали со словом, занимались словотворчеством.

Наша презентация

https://youtube.com/watch?v=myIPqyBuiKA

Поэзия И.Северянина

И.Северянин знают как поэта, который создал неповторимые неологизмы и словесные диковинки.

Значение футуризма

Северянин писал «хабанеры», «прелюды», «вирелэ» и другие изысканных поэтических форм, он соединял стихи в «гирлянды триолетов», квадрата квадратов и др. Ему нельзя было не отказать в необыкновенной виртуозности. Есть точка зрения, что поэзия Северянина весьма проста и даже примитивна. Однако это лишь на первый, поверхностный взгляд. Ведь главным в его поэзии была неподражаемая авторская ирония.

Он воспевает мир и иронизирует над тем, что сам же и воспевает. Это ирония усмешки, а не осмеяния, ирония, которая принимает неизбежное. Ирония и составляет тот северянинский примитив, он мог быть сложнее, конкретнее, мог быть игрой, поэтическим жонглированием. Именно этим И.Северянин и покорял публику. «Экстазная» слава поэта в канун первой мировой войны была огромной.

Русский футуризм, наряду с символизмом и акмеизмом, — чрезвычайно важное, плодотворное для развития русской поэзии направление в культуре Серебряного века России. Многие находки, многие открытия представителей этого направления стали основой поэзии последующих поколений. Запись опубликована в рубрике Русская литература

Добавьте в закладки постоянную ссылку

Запись опубликована в рубрике Русская литература. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: