Он вам не дюма: подлинная история книги «граф монте-кристо» от подлинной истории до приукрашенного романа

Часть пятая

Глава I. Нам пишут из Янины

К Данглару пришел Морсер и просил руки его дочери для своего сына. Но тот не хотел дать согласие, ссылаясь на плохие слухи о нем.

Госпожа Вильфор пришла к Нуратье и попросила его сделать Валентину наследницей, потому что она не выходит замуж за Франца. Тот переделал завещание в пользу Валентины, при условии что его не разлучат с ним.

Валентина сообщила своему возлюбленному, что брак ее с Францем расстроился, и она скоро станет его женой.

Альбер сказал графу, что собирается драться на дуэли с редактором газеты, который опубликовал статью о том, что Морсер убил янинского пашу. Тот просил его подождать и сначала выяснить все. Альбер пошел к редактору газеты и вызвал его на дуэль. Тот ответил, что не читал эту статью. Просил подождать три недели, пока он все выяснит. Альбер согласился. По дороге обратно разрубил шпагой пачку газет, потом встретил счастливого Морреля.

Глава II. Лимонад

Слуга бежал, запыхался, и Валентина дала ему выпить лимонад, который стоял на столе деда. Слуга выпил, вскоре последовали приступы, и он умер. Доктор успел спросить умирающего слугу, кто готовил лимонад. Тот ответил, что он сам, но его позвали, он оставил его. Лимонад принесла Валентина.

Лимонад пил также дедушка, но он принял какое-то лекарство перед этим.

Глава V. Взлом

Кадрусс был застигнут врасплох. Аббат напомнил ему, как спас его от смерти. Кадрусс рассказал, как бежал с каторги вместе с Бенедетто, который сейчас зовется Андреа Кавальканти. Аббат пообещал, что никому ничего не скажет, если Кадрусс напишет признание в том, что сейчас поведал. Кадрусс написал, аббат его отпустил.

Когда вор возвращался, неизвестный напал на него и несколько раз ударил ножом в грудь.

Глава VI. Десница Господня

Аббат снял парик и дал понять, что он – Дантес. Кадрусс узнал его, раскаялся в преступлении и умер. Это был первый человек в списке мести Дантеса.

Глава X. Вызов

Альбер решил вызвать графа на дуэль. Выяснил, что он приедет сегодня в оперу. Альбер написал всем приглашение в оперу, чтобы они были свидетелями вызова на дуэль.

Глава XII.Ночь

Дантес обещал, что сын ее не умрет. Но тогда должен умереть он сам, потому что на дуэли кто-то один должен умереть. Мерседес поблагодарила его, Дантес удивился, как легко она смирилась с его скорой смертью.

Глава XIII. Дуэль

Приехали секунданты. На дуэль приехали Франц и Дебрэ по просьбе Альбера. Потом прибыл сам Альбер, очень бледный. Он пожелал перед дуэлью сказать графу, что он в праве мстить его отцу за все, что он сделал против него. Альбер прилюдно извинился перед графом, подал ему руку. Граф пожал его руку, они примирились. Дуэль не состоялась.

По дороге домой граф думал о том, как Мерседес не побоялась открыть сыну всю правду ценой своей чести и спасла его.

Глава XVI. Валентина

Приехали госпожа Данглар с дочерью, пригласили на свадьбу с Андреа. Они заметили бледность девушки.

Валентина пошла и упала с лестницы. Вызвали врача.

Глава XVII. Признание

Вернувшись, Моррель увидел, что девушка жива. Дед признался, что давал ей яд в малых дозах, приучая, поэтому организм девушки справился.

Глава XIX. Брачный договор

Во время помолвки прежде подписания брачного договора пришли полицейские, чтобы арестовать жениха. Андреа успел убежать. Так Дантес отомстил Данглару, по вине которого его арестовали в день свадьбы.

Характеристика лирики

Лирика субъективна. Обращена к внутреннему миру героя либо самого автора. Для этого рода литературы характерна эмоциональная заинтересованность, психологизм. Сюжет отходит на второй план. Важны не сами происходящие события и явления, а отношения героя к ним, то, как они влияют на него. Часто события отражают состояние внутреннего мира персонажа. В лирике совсем иное отношение ко времени, кажется, будто его и нет, а все события происходят исключительно в настоящем.

Лирические жанры

Основные жанры стихотворений, список которых можно продолжать:

  • Ода — торжественное стихотворение, имеющее цель восхвалить и возвысить
  • героя (историческую личность).
  • Элегия — стихотворное произведение с грустью в качестве доминирующего настроения, представляющее собой размышление о смысле жизни на фоне пейзажа.
  • Сатира — язвительное и обличительное произведение, к поэтическим сатирическим жанрам относят эпиграмму.
  • Эпитафия — стихотворное произведение малого объёма, написанное по случаю смерти кого-либо. Зачастую становится надписью на надгробии.
  • Мадригал — небольшое послание другу, как правило, содержащее гимн.
  • Эпиталама представляет собой свадебный гимн.
  • Послание — стих, написанный в форме письма, подразумевающий открытость.
  • Сонет — строгий стихотворный жанр, требующей чёткого соблюдения формы. Состоит из 14 строк: 2 четверостишия, и 2 трёхстишия.

Последняя просьба Антуана Аллю

Беды одна за другой посыпались на семью Лупиана. Сначала некий маркиз Корлано соблазнил его шестнадцатилетнюю дочь от первого брака. Беременная Тереза во всем призналась отцу. Лупиан немного успокоился, когда маркиз, как благородный человек, попросил руки его дочери и заверил, что признает будущего ребенка своим законным наследником. Молодые обвенчались честь по чести. Но за свадебным столом жениха почему-то не оказалось. Через несколько дней он прислал письмо из Испании, в котором объявлял, что вся эта свадьба – всего лишь карнавальная шутка. И никакой он не маркиз, а ловкий аферист, к тому же – беглый каторжник.

Не прошло и недели, как сгорел дотла ресторан Лупиана. Огонь охватил и жилые комнаты, семья едва сумела спастись. Разоренный Лупиан рассчитал всех служащих, и только официант Проспер остался помогать хозяину, не требуя никакой платы.

Вдобавок парижские воры соблазнили легкой наживой младшего сына Лупиана – Эжена. На первой краже со взломом Эжен попался с поличным, а ловкие сообщники, разумеется, улизнули. Суд приговорил его к двадцати годам каторги.

Не выдержав страшных испытаний, умерла Маргарита, «прекрасная мадам Лупиан», как ее называли. И сам Лупиан предпочел бы смерть, но судьба хранила его для последнего удара. Официант Проспер предложил без обиняков: «Я спасу тебя и детей от голода и нищеты, если Тереза станет моей любовницей». И дочь хозяина пошла в содержанки к слуге.

Зловещий карнавал завершился трагическим маскарадом. Поздно вечером на улице перед Лупианом внезапно появилась фигура незнакомца в черном домино.«Помнишь ли ты 1807 год? – спросил знакомый голос. – Ты совершил ужасное преступление, погубил жизнь невинного человека».«Да, – признался Лупиан. – Но Бог покарал меня, жестоко покарал».«Нет, не Бог, – сказал незнакомец, снимая маску, – а я, Франсуа Пико. Это я заколол Шамбара, отравил Солари, сжег твой дом, опозорил твою дочь и отправил на каторгу твоего сына. Теперь настал твой час – ты номер третий».Пронзенный кинжалом, Матье Лупиан упал замертво.Франсуа Пико возвращался в свое убежище опустошенным. Таким живым трупом он чувствовал себя в замке Фенестрель, когда простился со своей прежней жизнью. И теперь, выплеснув из сердца всю месть, он вдруг понял, что жить больше не для чего…Вдруг кто-то оглушил его ударом по голове, Франсуа Пико потерял сознание. Он очнулся связаным, в каком-то полутемном подвале. Над ним склонился… Антуан Аллю. Он давно догадался, кто приходил к нему под видом аббата. А главное, понял, что одинокий мститель сказочно богат. Аллю тайно приехал в Париж и следил за Франсуа Пико.«Вот ты и свершил свою месть, – сказал Аллю. – Скажи, стоило это десяти лет жизни?»Франсуа Пико молчал.«Ладно, это твое дело и твое право. Скажи мне, где ты спрятал свои богатства, и мы разойдемся мирно… – Аллю достал нож. – Говори – или…»Франсуа Пико улыбался. Взбешенный Аллю ударил его ножом в грудь.После этого Антуан Аллю бежал в Англию и жил там совершенно один. Через несколько лет он почувствовал приближение смерти и призвал католического священника. Прелата поразила исповедь убийцы, но еще больше – его последняя просьба. Аллю попросил священника передать его исповедь французским властям.Так эта история обманутых надежд, предательства и мести попала в архивы парижской полиции.

Фактчек

Роды литературы

Эпос, лирика, драма — три рода литературы. Промежуточный род литературы – лироэпика вобрал в себя черты эпических и лирических произведений. Чтобы разобраться в хитросплетениях определений, предлагаем вашему вниманию роды литературы в таблице с классификацией произведений русской литературы из школьной программы.

Делят произведения на роды не по форме, как можно ошибочно заключить, а по типу отношения автора к художественному целому. Грубо говоря – кто, о чем и как говорит. Изображение мира и человека в художественных произведениях разнится.

Так, эпос человека изображает объективно, для лирики свойственен субъективизм (в лирике всегда идет речь о себе, автор смотрит в себя), драма изображает человека в определенной жизненной ситуации, в действии, человека самого по себе, авторская речь играет вспомогательную роль.

Это хрестоматийное объяснение деления литературы на роды из учебников по теории литературы. Но существует и более простое – именно так репетиторы объясняют принцип деления произведений для абитуриентов, планирующих сдавать ЕГЭ по литературе:

  • Эпос – это повествование, проза.
  • Лирика – это стихи.
  • Драма – это пьесы.
  • Лироэпика – повествование в стихах либо проза с лирическими отступлениями.

Это деление на роды литературы более примитивное, зато более доступное. Объясняет подобный подход и деление на жанры: эпические жанры – жанры прозы, лирические – поэзии, драматические – виды пьесы.

Литературный род

Итак, литературный род — это группа литературных жанров, обладающих сходными литературными признаками. Роды различаются способами изображения человека: эпос объективно изображает человека; лирика субъективно; драма изображает частную человека в переломные моменты.

Проза Повествование Эпические жанры:
  • роман
  • роман-эпопея
  • повесть
  • рассказ
  • новелла
  • притча
  • очерк
Поэззия Лирические жанры:
  • лирическое стихотворение
  • элегия
  • послание
  • эпиграмма
  • эпитафия
  • ода
  • сонет
  • романс
Пьесы Драматические жанры:
  • комедия
  • трагедия
  • драма
  • трагикомедия
  • водевиль

Жестокая шутка

Жил в Париже сапожник по имени Франсуа Пико. Это был честный, работящий малый, приехавший в столицу с юга, из города Ним. Франсуа звезд с неба не хватал, но работал на совесть, и клиенты его ценили. В 1807 году ему улыбнулось счастье: красавица Маргарита Вигору согласилась выйти за него замуж. К тому же в приданое за ней родители давали сто тысяч франков! Счастливый жених сиял, как золотой луидор.

Как-то раз, во время карнавала, Франсуа Пико завернул в знакомый кабачок. Там у кабатчика Матье Лупиана часто собирались земляки-южане. Кабатчик Лупиан тоже ухаживал за Маргаритой, но получил от ворот поворот. Франсуа хотел поделиться своей радостью, а заодно слегка поддеть соперника. Ведь и Лупиан, бывало, хвастался: я, мол, хозяин приличного заведения, не чета какому-то сапожнику!

Дело было перед закрытием кабачка, за столиком сидели еще трое знакомых хозяина – Шамбар, Солари и Аллю. Они с кислыми физиономиями выслушали болтовню везучего сапожника, потому что втайне все завидовали ему. Когда Пико ушел, Лупиан как бы в шутку предложил: «А давайте напишем на него донос! Пусть понервничает перед свадьбой, чтобы жизнь медом не казалась!» Приятели охотно согласились, только один из них, Антуан Аллю, засомневался: смех смехом, а донос – дело серьезное! Но на него замахали руками: ты что, шуток не понимаешь? И накатали целую шпионскую историю о том, что под личиной сапожника Пико скрывается дворянин из Лангедока, тайный агент англичан, который плетет сети заговора с целью свержения власти Наполеона и восстановления монархии Бурбонов.

Клевета достигла цели, донос попал прямо к комиссару полиции. Тот смекнул, что раскрытие заговора сулит повышение по службе и без предварительного следствия отрапортовал по начальству. Наполеоновская госбезопасность тоже шуток не понимала. Директор тайной полиции Савари, также без всякого следствия, подмахнул приказ, и за три дня до свадьбы Франсуа Пико был арестован. Его заточили навечно в замок Фенестрель в Пьемонте.

Родственники несчастного сапожника, его невеста и ее родители безуспешно обивали пороги – полиция хранила молчание. Франсуа Пико исчез без следа.

В тюремном заключении Франсуа подружился со стариком, итальянским священником, непримиримым врагом Бонапарта. Старик был уже слаб и болен, Пико заботливо ухаживал за ним. Перед смертью священник открылся молодому другу: он был богат, владел огромным состоянием в несколько миллионов франков, и еще столько же стоили драгоценности, спрятанные в потайном месте в Милане. Все это старик завещал Франсуа. По правде говоря, Пико не надеялся когда-нибудь воспользоваться этим богатством.

Жажда власти и обман

Граф Монте Кристо стремится к власти, чтобы отомстить своим обидчикам и вернуться к своей возлюбленной Мерседес. Он использует свои богатства и влияние, чтобы устроить своего телохранителя Альбера в Отель Моррель, а затем помочь его отцу Моррелю раскрыть тайну незаконных операций в правительстве Франции. Через смекалку и хитрость граф Монте Кристо удается подстроить ситуации, спровоцировать разногласия и ввести в заблуждение своих противников, чтобы достичь своей цели. Его жажда власти и стремление к мести используют его в качестве руководителя сложного и изощренного плана.

Одновременно граф Монте Кристо сам становится жертвой обмана. Он доверяет людям, которые изначально преследуют свои корыстные интересы и предают его. Заблуждаясь в своей вере в дружбу и преданность, он сталкивается с множеством предательств и обманов. Однако граф Монте Кристо умеет использовать обман для своих целей и обрабатывать своих врагов и союзников. В романе обман оказывается неизбежной составляющей в построении власти и достижении мести.

Стремление к богатству

Главный герой романа, Эдмон Дантес, изначально является обычным молодым человеком, который живет скромной жизнью и работает на торговом судне. Однако после того, как он становится жертвой коварного заговора, его жизнь резко меняется. Он оказывается заключенным в зловещей тюрьме шато д’Иф, где проводит много лет своей жизни.

Во время своего заключения, Дантес сталкивается с загадочным сокровищем, скрытым оставшимися заключенными. Это сокровище становится символом его стремления к богатству и свободе. После своего освобождения, Эдмон Дантес превращается в Графа Монте-Кристо и начинает свою схему мести и накопления богатства.

Стремление к богатству присутствует в различных аспектах романа. Дантес использует свою новую личность, чтобы получить всевозможные богатства и добиться своих целей. Он обретает многочисленные сокровища, которые позволяют ему не только улучшить свое материальное положение, но и влиять на судьбы других людей.

Однако, стремление к богатству также имеет свою темную сторону. Граф Монте-Кристо становится одержимым материальными благами и карьерным ростом, и это начинает влиять на его персону. Он становится жестоким и безжалостным, использование своих богатств и власти для достижения личных целей.

Тема стремления к богатству в романе «Граф Монте-Кристо» позволяет раскрыть множество моральных вопросов и противоречий. Для Дантеса богатство становится не только средством для достижения мести, но и причиной для саморазрушения. Эта тема вынуждает читателей задуматься о значимости духовных ценностей и моральных принципов по сравнению с материальным достатком.

Манипуляции и интриги

Граф Монте Кристо, роман написанный Александром Дюма, полон манипуляций и интриг, которые играют ключевую роль в сюжете произведения. Главный герой, Эдмон Дантес, становится жертвой коварного заговора и ошибочно отправляется в тюрьму. В течение своего заключения он встречает Аббе Фариа, который делится с ним своими знаниями и помогает ему совершить побег. После освобождения Эдмон начинает воплощать свою мести, используя различные стратегии и манипуляции, чтобы разрушить жизни тех, кто виноват в его несправедливом заключении.

Граф Монте Кристо, обретя богатство и власть, умело использует свою новую силу и влияние, чтобы манипулировать окружающими. Он создает сложные планы, используя интриги, ложь и манипуляции, чтобы добиться своей мести. Он подстраивается под каждого своего противника, играя на их слабостях и используя их собственные интриги против них. Таким образом, граф запускает цепь событий, которые приводят к неминуемой разрухе и падению тех, кто когда-то поступил неправедно с ним.

Манипуляции и интриги, характерные для романа Граф Монте Кристо, помогают автору создать сложный и увлекательный сюжет. Читатель остается под впечатлением от искусности и хитрости главного героя и восхищается тем, как он использует интриги и манипуляции, чтобы добиться своей цели. Эта тема также задает мысли о вечном вопросе о морали и правде, показывая, что манипуляции и интриги могут быть мощным оружием, способным изменить судьбу и жизнь людей.

Эпос и его особенности

Текст эпического произведения строго сюжетен, заострён на событиях, героях и обстоятельствах. Он строится на повествовании, а не на переживании. Описываемое автором события отделены от него, как правило, большим промежутком времени, что позволяет ему быть беспристрастным и объективным. Авторская позиция может проявляться в лирических отступлениях. Однако в чисто эпических произведениях они отсутствуют.

События описываются в прошедшем времени. Повествование неспешное, неторопливое, размеренное. Мир представляется завершённым и полностью познанным. Множество развёрнутых деталей, большая обстоятельность.

Крупные эпические жанры

Романом-эпопеей может называться произведение, охватывающее длительный период в истории, описывающее множество героев, с переплетающимися сюжетными линиями. Имеет большой объём. Роман — самый популярный жанр в наши дни. Большинство книг на полках в книжных магазинах относятся к жанру романа.

Повесть относят либо к малому, либо к среднему жанру, концентрируется на одной сюжетной линии, на судьбе конкретного героя.

Малые жанры эпоса

Рассказ олицетворяет собой малые литературные жанры. Это так называемая интенсивная проза, в которой ввиду малого объёма отсутствуют подробные описания, перечисление и обилие деталей. Автор пытается донести до читателя конкретную мысль, и весь текст направлен на раскрытие этой мысли.

Для рассказов характерны следующие особенности:

  • Малый объём.
  • В центре сюжета конкретное событие.
  • Малое число героев — 1, максимум 2-3 центральных персонажа.
  • Имеет определённую тему, которой посвящён весь текст.
  • Имеет цель ответить на конкретный вопрос, остальные — второстепенные и, как правило, не раскрываются.

В настоящие дни практически не определить, где рассказ, а где новелла, хоть эти жанры и имеют совершенно разное происхождение. На заре своего появления новелла представляла собой короткое динамичное произведение с занимательным сюжетом, сопровождающееся анекдотичными ситуациями. В ней отсутствовал психологизм.

Очерк — это жанр документальной литературы, основывается на реальных фактах. Однако очень часто очерк можно назвать рассказом и наоборот. Здесь не будет большой ошибки.

В литературной сказке стилизуется сказочное повествование, в ней часто отражается настроения всего общества, звучат какие-либо политические идеи.

История создания

Как часто происходит, идея романа пришла к Дюма во время путешествия. Он плавал по Средиземному морю, стараясь подобрать хотя бы оглавление для нового произведения. В один из дней ему рассказали легенду о таинственном острове под названием «Монтекристо». Согласно ей, некогда богатый человек и исследователь спрятал здесь несметные богатства. Но людям, которые пытались их найти, ничего не попадалось.

Сначала роман печатался небольшими отрывками на страницах местной газеты. Но интерес к нему был настолько высок, что издательство выпустило книгу еще до того, как вышла последняя публикация. Ни одно произведение, что было написано автором ранее, не имело такого же фурора. Сюжет и аннотация брались за основу театральных и кукольных представлений, вдохновил других писателей, по нему ставились мюзиклы.

Возвращение и благородство

Вернувшись во Францию, уже будучи богатым и умным человеком, Дантес сначала интересуется людьми, которые ему помогали и старались восстановить правосудие, равно как врагами. Он ведет расследование, чтобы узнать о том, что случилось с его близкими после ареста. Он предстает в виде священника, который хотел бы передать алмаз от самого себя (якобы умершего) его друзьям в составе:

  • Кадрусс;
  • Мерседес;
  • Данглар;
  • Фернан.

Сначала он приходит к Кадруссу. Тот разорился, еле сводит концы с концами и держит трактир, в который почти никто не заходит. Алчность закрывает бывшему соседу глаза, и он все рассказывает о том, как Дантеса подставили. Также он повествует о том, что стало после ареста:

  • Мерседес сначала была в отчаянии, но потом вышла замуж за своего кузена.
  • Отец Эдмона потерял всякую веру в жизнь. Он погиб, но за ним всегда присматривал владелец судна «Фараон».
  • Моррель на грани разорения.
  • Данглар и Фернан богаты, имеют вход в высшее общество, счастливы.

Дантес «переодевается» в агента банкирского дома, приходит с визитом к Моррелю. Там он узнает, что его друг банкрот, тешит себя надеждами, что «Фараон» вернется вместе с грузом, ведь иначе ему не удастся рассчитаться с долгами. Эдмон спасает верного товарища, погасив за него все долги, и купив новый корабль для продолжения его дела.

Дантес наблюдает за радостью Морреля издалека, но звать его не решается. Он не хочет раскрывать себя даже верному другу. Но на этом этапе решает закончить с великодушием и благородством, перейдя к отмщению за потерянные 14 лет, гибель отца и несчастье своей любви.

Понятие реализма и история его возникновения

Для начала напомню определение реализма.

Хочу обратить ваше внимание на несколько моментов в приведенной выше формулировке

  1. Реализм – направление идейное, то есть оно имеет под собой определенную философско-мировоззренческую основу. Мир художниками-реалистами воспринимается как существующий объективно и доступный для познания. При этом действительность не является неизменной, она трансформируется под влиянием человека и, в свою очередь, заставляет меняться его самого. Другими словами, ничто в мире не является статичным, все находится в динамике, движется и преобразуется. Здесь прослеживаются идеи диалектики.
  2. Будучи не просто идейным, а художественным направлением, реализм не предполагает фотографически точного и абсолютно беспристрастного описания окружающего мира. Художник – не документалист, он отражает мир, пропуская образы действительности через призму своего мировосприятия, выказывая свое авторское отношение к изображенным им объектам и характерам, предметам и персонажам.
  3. Типизация – главная черта реализма. Речь идет об изображении типичных героев, действующих в типичных обстоятельствах.
  4. Реализм – это направление в искусстве в целом, а не только в литературе, хотя нас оно будет интересовать применительно именно к литературному творчеству.
  5. Рассматриваемое нами направление характерно не только для русской литературы, это явление имело мировой масштаб, и хронологически оно не ограничивается одним лишь 19 веком.

В Европе реализм возник в 1830-е годы. Его основателями считаются Гюстав Курбе, Жан Франсуа Милле, Гюстав Флобер, Оноре де Бальзак. Теоретиком европейского реализма считается Г. -Э. Лессинг. Литературным манифестом этого направления называют предисловие к «Человеческой комедии» О. Бальзака.

В России становление реализма происходило параллельно. У истоков его стояли баснописец И. А. Крылов и автор комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов. Однако основоположником интересующего нас направления в русской литературе считается А.С. Пушкин.

Термин «реализм» применительно к направлению в русской литературе ввел в 1849 году П. Анненков.  Употреблял его в своих работах и Д. Писарев. Встречалось это понятие и в трудах Герцена, но у него оно было синонимичным философскому понятию «материализм».

Одним из первых исследователей реализма в русской литературе был Белинский, но он называл это направление «натуральной школой», говоря о творчестве Н.В. Гоголя.

Хронологически реализм в искусстве следовал за романтизмом, во многом вступая с ним в спор.

В.И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком »

Чем же хороша эта книга?

Ответ – всем. В ней собрано все, цепляющее за живое: любовь и ненависть, печаль и радость, история и приключения, заговоры и месть. Как и любой человек, каждый герой имеет свои недостатки, у каждого своя история, которую автор мастерски передает. Дюма постоянно держит читателя в напряжении: вот, казалось бы, ты наконец понял, что будет происходить дальше — но нет, исход оказывается совсем не таким, как предполагалось.

Немного хочу поговорить о Дантесе. Казалось бы, он плохой герой: рушит жизни других людей, постоянно увлечен местью и так далее. В тоже время ему удается сохранять высокие моральные устои: острый ум сочетается с хорошими манерами, а хитрость гармонирует с удивительной сдержанностью, которая проявляется во многих его действиях.

Да, часом он манипулирует людьми, как марионетками… Но можно ли в этом упрекать парня, которого по ложному обвинению еще в молодости заточили в темницу замка Иф, где он должен был гнить всю свою жизнь? Дантес не поглощен своим богатством, он щедр, изящен, талантлив. Это воплощение силы духа человека, который пал низко и смог подняться в высь, хотя на это понадобилось долгих 20 лет.

Автор удачно показывает человеческую алчность, продажность, изворотливость и хитрость. Благодаря образу графа Монте-Кристо, Эдмон Дантес узнал истинное лицо предавших его людей, их историю жизни, слабости. Он изучал каждого из них, пытаясь найти в них что-то хорошее, найти повод для милосердия. Поэтому он приводит свой приговор в действие — разрушает их жизнь, стремление, богатство.

Как по мне, его месть не жестока. Пока они жили счастливо, копили свое богатство и добивались признания в обществе, он 14 лет мучился от голода и болезней, жил в страхе и темноте заточения.

История создания

Роман написан на основе истории из жизни. Некий сапожник по имени Пико, в результате розыгрыша, был арестован. В тюрьме умирающий итальянский священник завещал ему большое состояние. Возвратившись из заключения, несчастный принялся мстить своим обидчикам.

Путешествуя по Средиземному морю Дюма услышал легенду о сокровищах, укрытых на безлюдном острове. От названия острова – Монтекристо, произошло имя главного героя будущей книги.

Писатель начал работать над романом в 1844 году и написал его за два года. Произведение имело огромный успех и принесло автору большие гонорары. По книге ставились спектакли.

Хронотоп

Часть шестая

Глава I . Гостиница «Колокол и бутылка»

Андреа попал в комнату, но она не была пустой. Девушки подняли шум. Это были дочь Данглара с подругой. На шум пришли жандармы и арестовали его.

Глава III. Видение

Валентина узнала графа. По просьбе Морреля он уже четыре дня спасает ее от смерти, выливая яд. Он приказал ей притвориться спящей, чтобы увидеть убийцу. Послышались шаги, граф спрятался в шкафу.

Глава IV. Локуста

Странно, что отец знает, но не пытается ее спасти. Лекарство, которое давал ей дед, уже не помогает, потому что яд уже другой. Граф попросил девушку не пугаться, если она очнется в гробу, и довериться ему. Он дал ей какую-то горошину. Она выпила, граф спрятался.

Глава V. Валентина

Утром Валентину нашли мертвой, сердце ее не билось. Пришел врач. Госпожа Вильфор с ужасом увидела, что в стакане налита жидкость, хотя она все выливала. Врач определил яд по улике. Мачеха упала в обморок.

Пришел Максимилиан и узнал, что его возлюбленная умерла.

Глава VI. Маскимилиан

Тогда Нуратье показал знаками, что знает, кто убийца. Но велел всем выйти из комнаты. Только сыну велел остаться.

Через некоторое время Вильфор позвал всех, сказав, что отец назвал убийцу. Просил всех хранить молчание.

Надо было звать священника. Привели аббата Бузони.

Глава VIII. Кладбище Пер-Лашез

Граф просил его не уходить из жизни. Ему пришлось признаться, чтоэто он – Синдбад-мореход, спасший десять лет назад его отца от самоубийства, а семью от нищеты. Моррель горячо благодарил его. Граф обещал, что если через месяц ничего не улучшится, то он даст ему покончить собой.

Глава XI. Судья

Вильфор пошел к жене, сказал, что знает о том, что она отравила членов его семьи. Угрожая ей эшафотом и позором, убеждал покончить собой с помощью того же яда.

Глава XIV. Искупление

Рядом лежал ее сын. Вильфор подумал, что мальчик спит, но тоже оказался мертв. Рядом лежала записка от жены, что она не хотела оставлять сына без матери, поэтому отравила его тоже.

Граф пришел к Вильфору и нашел его отчаянно копающим землю. Тогда он понял, что прокурор сошел с ума. Граф понял, к чему привела его месть. Он пожалел своих жертв.

Глава XVI. Прошлое

По просьбе графа стражник провел его в камеру аббата. Граф раскрыл его книгу и прочел пророчество, касающееся мести графа.

Глава XX.Пятое октября

На самом деле, это была она. Граф дал ей наркотик, иммитирующий симптомы смерти. Через некоторое время она очнулась, граф забрал ее. Она узнала о смерти мачехи и брата, о помешательстве отца.

Юноша очнулся и хотел покончить собой, но Валентина его окликнула. Граф отдал остров влюбленным, а сам хотел уехать навсегда. Гайде призналась ему в любви, он снова обрел счастье.

Сюжет и тема

Начало событий, описанных в романе, приходится на конец Февраля 1815 года, за несколько дней до высадки Наполеона на французском берегу и его триумфального возвращения в Париж.

Эдмон Дантес, молодой марсельский моряк, полон жизненной энергии и планов на будущее. Его назначение капитаном корабля – вопрос решённый, и в ближайшее время состоится венчание с любимой девушкой. Но завистники оклеветали Эдмона. Его счастье разрушилась в один миг. Вместо брачного ложа и капитанского мостика он становится узником замка Иф.

Через 14 лет заточения герою удаётся бежать. Незадолго до побега, Эдмон узнаёт, что на необитаемом островке находятся сокровища. Эту тайну ему открыл, перед смертью, собрат по несчастью – такой же узник.

После побега, обретя богатство, Дантес возвращается на родину. Его отец уже умер, а мужем невесты стал один из его врагов.

В течение 9 лет Дантес готовился к мести. Представ перед высшим парижским обществом, как граф Монтне — Кристо, он приступает к отмщению. Итог таков: двое клеветников мертвы, один потерял рассудок. Но, когда осталось наказать лишь одного врага, Дантес понимает, что наказывая своих недругов, он часто вредил и невиновным людям. Осознав всю тяжесть своих поступков, мститель останавливается. Четвёртого заговорщика он отпускает, оставив ему состояние.

Проблема изучения романа

В изучении романа существует две основные проблемы, связанные с относительностью его жанрового единства:

  • Генетическая. Между историческими разновидностями романа можно установить лишь пунктирную, с трудом различимую преемственность. С учетом этого обстоятельства, а также на основании нормативно понятого жанрового содержания не раз делались попытки исключить из понятия романа «традиционный» тип романа (античный, рыцарский и вообще авантюрный). Таковы концепции Лукача («буржуазный эпос») и Бахтина («диалогизм»).
  • Типологическая. Есть тенденция рассматривать роман не исторически, а как стадиальное явление, закономерно возникающее в ходе литературной эволюции, и причислять к нему некоторые крупные повествовательные формы в «средневековых» (до-современных) Китае, Японии, Персии, Грузии и т. д

Несмотря на исключительную распространенность этого жанра, его границы до сих пор недостаточно ясны и определенны.

Наряду с произведениями, носящими это имя, мы встречаем в литературе последних столетий крупные повествовательные произведения, которые называются повестями. Некоторые писатели дают своим большим эпическим сочинениям название поэмы (достаточно напомнить Гоголя, его «Мертвые души»).

Проблема заключается следовательно в том, чтобы подойти к самим произведениям, к их отличительным особенностям и на основании их изучения определить, что же такое роман, чем он отличается от других крупных повествовательных жанров, в чем его сущность.

Другого рода ошибки встречаются у тех историков литературы, которые исходили из совершенно правильной методологической предпосылки: разрешение проблемы романа, как и всех прочих поэтических форм, возможно только в исторической перспективе.

В особом положении оказались те исследователи, которые совмещали историчность изучения с высотой теоретических предпосылок. Среди специалистов-литературоведов, представителей старого буржуазного литературоведения, таких, к сожалению, почти не оказалось.

Гораздо больше сделали для теории романа крупнейшие буржуазные философы-диалектики и прежде всего Гегель.  Но основные выводы гегелевской эстетики, помимо того, что они должны быть переставлены с «головы» на «ноги», еще недостаточны для построения теории романа.

Для разрешения проблемы романа нужно прежде всего поставить вопрос о том, как и когда, в каких социально-исторических условиях этот жанр возник, какие и чьи художественно-идеологические запросы он собой удовлетворял, каким и чьим иным поэтическим жанрам пришел он на смену.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: