Комментарии
«Евроромантики» и «реалисты» глобальной экзотерической культуры -2
Агафонов
вчера в 15:15
«Евроромантики» и «реалисты» экзотерической глобальной культуры
Агафонов
15 декабря в 21:57
Заветы Ломоносова
Емеля
7 декабря в 08:46
КОБ как запретный плод
Агафонов
6 декабря в 22:38
Культура чувств в настоящем времени предана забвению. Подавление чувств, и главного — чувства меры
Агафонов
3 декабря в 13:19
Развитие концепций
Агафонов
2 декабря в 12:20
О взаимоотношениях мужчины и женщины
Алексей Михайлович
29 ноября в 22:38
Практика – критерий истины
Агафонов
23 ноября в 23:19
Вид человек разумный в России, ещё только на пути к разуму
АМ
23 ноября в 23:08
Мычание русофобов
Агафонов
23 ноября в 23:00
Всё пойдёт по Пушкинской матрице
АМ
22 ноября в 21:51
«Всё идёт» по Апухтину
Агафонов
17 ноября в 11:23
Полёт валькирий с севера на юг
Агафонов
16 ноября в 22:40
Размышления по поводу материала «Что за перевалом СВО»
Mstislav
16 ноября в 17:56
Вселенская Вечность и «текущий момент» как фаза циклов в Развитии Расы-Руси-России
Mstislav
16 ноября в 17:50
Окончание «Размышлений по поводу материала «Что за перевалом СВО»»
Mstislav
16 ноября в 17:47
Развитие справедливости
Mstislav
16 ноября в 17:45
ВДНХ: казаться а не быть…
Валерий
13 ноября в 10:06
Основы цивилизационного управления. Царская информация
Агафонов
11 ноября в 13:57
Версия от Николая Выхина. СЛОВО О ПУТИНЕ
Агафонов
6 ноября в 14:55
Финанцизм – диктатура, которая становится реальностью
Агафонов
1 ноября в 21:42
Звезда Надежды и Любви
Влад
30 октября в 07:00
Голландия. Элемент глобальной сети
Агафонов
26 октября в 22:16
Е-катехизис: теория и практика
Агафонов
25 октября в 11:42
Тематика, проблематика, идея. Особенности их выражения
Вечная тема – любовь, дружба, человек и труд, взаимоотношения.
В отличие от сказки братьев Гримм, сказка Пушкина о самой главной ценности для поэта — она прославляет человеческую верность и любовь. Мотив поисков своей возлюбленной королевичем Елисеем – пушкинское “добавление” к народному сюжету. Теме любви и верности посвящена и начальная картина смерти родной матери царевны (“восхищенья не снесла”). С этой же темой связаны взаимоотношения царевны и богатырей, их сватовство, отсутствующие в сказке “Белоснежка”. Темой преданности и любви продиктовано включение в сказку образа верного пса Соколко, погибающего ради своей хозяйки. Идея – главная мысль, цель произведения. Идея – нельзя всем доверять, хорошо трудиться, быть честным, смелым…
Сказка о золотом петушке |
Персонажи сказки
Действующих лиц в сказке не очень много. Для читательского дневника их можно оформить в таблицу или сделать список персонажей «Мёртвой царевны» с характеристикой и небольшим описанием:
- Царица — она же злая мачеха, отправившая юную принцессу на верную смерть в лес.
- Царевна — дочь царя и падчерица царицы. Очень красивая девушка с добрым характером.
- Елисей — царевич, жених принцессы. Отважный молодой человек.
- Семь богатырей — братья, ведущее отшельнический образ жизни в лесном тереме.
- Чернавка — служанка злой царицы. Девушка с добрым сердцем, но трусливым характером.
- Соколко — верный пёс, который пытался спасти царевну от отравления.
- Волшебное зеркало — приданое злой царицы, которое всегда говорило правду.
- Солнце, Месяц, Ветер — одушевлённые силы природы, которые указали путь Елисею к хрустальному гробу.
В сказке также присутствуют персонажи, которые влияют на сюжет только косвенно. Например, царь. В тексте про него почти не упоминается, только то, что он женился на злой царице и горевал по потерянной дочери.
Ключ к пониманию сказки
В своем развитии сказка имеет ключ к началу (или по-другому корень), четкое жанровое развитие и конец. Ключ к пониманию сказки может быть заложен автором в любом месте повествования. А.С. Пушкин заложил этот ключ в самом начале, вспомните:
Пушкин в развитии всех злоключений героев видит грех, который положил Царь, женившись на другой. Чем вылился этот брак для дочки Царя? В конечном итоге в ненависти и зависти мачехи (Царицы). Любила ли Царица Царевну, не являющуюся ей родной дочкой? Конечно же, нет, т. к. убить собственного ребенка – это очень серьезная нравственная черта ниже которой опускаться даже в литературной форме не допустимо, т. к. в той или иной форме Автор изображает в сказке какие-то устоявшиеся представления народа о грехе и нравственных понятиях. Другими словами, если Пушкин изобразил желание Царицы погубить собственную дочь, к примеру, то это бы указывало скорее не на греховное состояние персонажа, а на его патологическое состояние, а цель у автора другая.
В развитии сюжета мы видим развитие греха, когда непомерная зависть и неудовлетворенное тщеславие переросли в замысел убийства, т. е. в смертный грех. Сочетавшись с этой мыслью, по сути, Царица уже совершила этот грех, который в итоге вырос в смертельное отчаяние Царицы («тоска взяла и Царица умерла»), что повлекло ее смерть. Здесь, Автор скорее указывает не только на телесную смерть, но и на духовную. Концовка сказки могла иметь и другой сюжет, который изображал возрождение Царицы, если бы та, увидев Царевну, покаялась и омыла слезами ее ноги. Но Пушкин показывает развитие греха до конца, результатом чего стало безмерное отчаяние, а это грех самоубийц.
Царевна и её мачеха
Прочитав сказку Пушкина о мёртвой царевне, можно выделить двух главных героев, определяющих композиционную целостность произведения. Этими сказочными персонажами является молодая царевна, олицетворяющая добро, и её мачеха — антагонист, стоящий на стороне зла.
О новой жене царя сказано, что она была самой красивой женщиной в мире. Скорее всего, именно это качество послужило главным критерием выбора монарха. Однако психологический портрет царицы не столь впечатляет. В нём преобладают следующие черты:
- своенравие;
- гордость;
- ревность.
В сказке нет описания отношений мачехи с падчерицей или царём, лишь с чернавкой. Больше всего она любит разговаривать с волшебным зеркальцем, упиваясь своей красотой и превосходством: в этом заключается её смысл жизни. Неудивительно, что известие о перещеголявшей её молодой царевне приводит мачеху в неописуемый гнев.
Требуется принимать решительные меры, иначе жизнь царицы будет разрушена. Единственным выходом становится убийство юной девушки. Проявив коварство, злая мачеха всё-таки добивается поставленной цели и радуется. Отрицательный характер персонажа проявляется во всей красе. Но торжество зла длится недолго. Чудесным образом царевна воскресает из мёртвых и встречается со своей убийцей. Мачеха не может вынести столь сильного потрясения и умирает от тоски.
Читатель не имеет представления о детстве царевны. Она росла тихомолком и вдруг расцвела. Сразу же после этого девушка становится жертвой своей завистливой мачехи. Тут читатель проникается к бедной девушке хорошими чувствами. Чернавка любит свою жертву и не может причинить ей зла. Дальнейшее описание поступков героини раскрывает всё больше положительных качеств.
https://youtube.com/watch?v=lE5ORGVkuy8
Казалось бы, ей ничего не угрожает. Но коварная мачеха нашла хитрый способ устранить конкурентку. Она играет на добрых чувствах и отравляет девушку. Такой поворот событий накаляет страсти и усиливает эффект от последующего хеппи-энда.
Использование традиционных элементов народной сказки в сказке Пушкина
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» напечатана в «Библиотеке для чтения» (1834г., Т.2). Окончена, согласно помете в автографе, 4 ноября 1833г. В сюжете использованы мотивы сказок, рассказанных в Михайловском Ариной Родионовной и записанных поэтом в рабочей тетради той поры, но выстроен сюжет на основе одной из гриммовских сказок («Белоснежка»), только семь карликов, у которых нашла приют героиня, замечены семью богатырями.
Со сказками Гриммов Пушкин познакомился, очевидно, по французскому их переводу начала 1830 гг., который сохранился в составе его библиотеки. Сопоставляя сказки, можно сказать, что сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях имеет схожие черты с народной.
В русских народных сказках используются традиционные элементы: зачин, концовка, повторы, сказочные формулы, постоянные эпитеты, чудесные предметы, число «три», «семь» «9», положительные и отрицательные герои, победа добра над злом в финале.
В ходе исследовательской работы было установлено, что А.С. Пушкин писал «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» в народном духе, поэтому сходство с народными сказками заложено было изначально. Поэт выбрал традиционный для народных сказок сюжет: злая мачеха хочет погубит падчерицу, но наказана за свою жестокость. Главная идея лежит в фольклорном русле: противостояние добра и зла и победа добра и справедливости. Теперь рассмотрим на примере текста сказки:
1. В этой сказке нет зачина, но есть концовка:
«…Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил…»
Посмотрим заключительные строки русской народной сказки «Королевич и его дядька» «… Свадьба королевича была веселая. И я там был, мед-вино пил, по усам текло, а в рот не попало» или в сказке «Три царства – медное, серебряное и золотое» заканчивается …Я там был, пиво пил; пиво – то по усу текло, да в рот не попало.
«инда очи разболелись глядючи», «издалеча», «не кручинься, бог с тобой», «что-де», «выдь ко мне», «аль товар не по купцам», «светлая светлица», «на полати взобралась», «как тягаться ей со мною», «дурь – то успокою», «весть царевну в глушь лесную». «свадьбу тотчас учинили».
3. Во многих народных сказках нет имен у сказочных героев. На протяжении всей сказки мы узнаем только «и царица …», «царевна молодая», «чернавка, сенная девушка», братья, царь и одно имя – королевич Елисей.
4 Сопоставляя с другими сказками, можно сказать, что эта сказка волшебная, так как есть: а) волшебство (зеркальце): «…Свойство зеркальце имело: говорить оно умело…»; б) Оживание царевны «…Дева вдруг ожила…»; в)олицетворения: «…Братец мой, — отвечает месяц ясный,- не видал я девы красной…»
5. Проведенное мною исследование показывает, что в русских сказках чаще всего встречаются числа 3, 9 и 7. А. С. Пушкин тоже использует числа: «…девять месяцев проходит, с поля глаз она не сводит…»; «…семь торговых городов…», «…входят семь богатырей, семь румяных усачей»; «…ждали три дня, но она…».
6. Молодая царевна имеет такие же качества как и героини в народных сказках : « нраву кроткого такого», красавица, мила. Она трудолюбива
«…А хозяюшкой она
В терему меж тем одна
Приберет и приготовит,
Им она не прикословит… Или
…Все порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку… Или
…Пряла, сидя под окном…»
7. Герои, преодолевая преграды, обращаются к силам природы. Королевич Елисей обращается три раза: к солнцу, к месяцу, к ветру. Также и в «Слове о полку Игореве» Ярославна просит помощи у сил природы.
«…Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половчан
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан…?»
Елисей просит помощи у сил природы, обращаясь к «красну солнцу», «месяцу ясному» и «ветру буйному». Королевич сначала хвалит их, проявляя уважение к силе и могуществу сил природы, а потом уже спрашивает о невесте молодой и просит о помощи:
«…Свет наш солнышко! Ты ходишь Аль откажешь мне в ответе?
Круглый год по небу, сводишь Не видало ль где на свете
Зиму с теплою весной, Ты царевны молодой?
Всех нас видишь под собой. Я жених ей…»
8.Как и в народных сказках мачеха хочет избавиться от падчерицы, она полна зависти.
«…Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить…»
9.Каждая сказка заканчивается благополучно. Добро побеждает, а зло наказывается.
«…Злая мачеха, вскочив, «…Свадьбу тотчас учинили,
Об пол зеркальце разбив, И с невестою своей
В двери прямо побежала Обвенчался Елисей…»
И царевну повстречала.
Тут ее тоска взяла,
И царевна умерла…»
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
Особенности речевой организации произведения
А) Речь повествователя:
В сказке мы видим организующую роль повествования: носитель речи (сам автор или рассказчик) сообщает о событиях и их подробностях как о чём-то прошедшем и вспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда — к рассуждениям («Но как быть?», «Черт ли сладит с бабой гневной?», «Спорить нечего»…). Повествовательная речь непринуждённо взаимодействует с диалогами и монологами персонажей. В целом повествование доминирует в произведении, скрепляя воедино всё в нём изображённое.
Б) Речь персонажей:
В сказке диалоги часто сводятся к повторяемым формулам, обусловленным, как уже говорилось, поэтикой и историей возникновения сказки. Слова царевны, обращённые к Чернавке, совсем не похожи на сказочные: “В чём, скажи, виновна я? Отпусти меня, девица, а как буду я царица, я пожалую тебя”. Вообще, речь персонажей в сказках Пушкина — одно из средств создания образа: “Ах ты мерзкое стекло, это врёшь ты мне назло! Как тягаться ей со мною! Я в ней дурь-то успокою” — с одной стороны, и “для меня вы все равны, все удалы, все умны, всех я вас люблю сердечно” — с другой.
Колобок |
В) Лексический состав:
Много нейтральной лексики, лексика художественного стиля, повествование, архаизмы (царица, инда очи, молодица, перстами, теремов, сенной девушке, подворье, в горнице, с лежанкой, полати…), антонимы (с белой зори до ночи, день и ночь, )
Фразеология
Г) Особенности синтаксиса:
Реалистическая манера отражается и в языке — точном, скупом, четком: в преобладании слов с конкретным, вещным значением, в простоте и ясности синтаксиса, в почти полном устранении метафорического элемента.
В сказках Пушкина сплавлены различные элементы разговорного, устно-поэтического и литературного языка. Стремясь донести в условно-сказочных формах реальные картины жизни царского двора, дворянства, купечества, духовенства, крестьянства, Пушкин использует немало слов старинного письменно-книжного языка: торговый город, сенная девушка, рогатка. Выразительно передают торжественность зачастую печальных сказочных событий славянизмы: «Не восстала ото сна». Оказал влияние на сказки и современный Пушкину литературный язык. Отсюда перешли в них такие слова и выражения: «братья в горести душевной». Эти слова и выражения усиливают в сказках Пушкина лирическую тональность повествования.
Но книжная лексика и фразеология не нарушают основной особенности языка пушкинских сказок — народности звучания. Литературные элементы речи получают народную окраску, потому что находятся в окружении многочисленных словесных форм, взятых поэтом из народного быта и устно-поэтического творчества. Тут и фольклорные эпитеты с их яркой образностью и многообразием живописных красок («алы губки», «белы ручки», позолоченный рожок…). Тут и народно-песенные обращения, тавтологии и сравнения.
Волк и семеро козлят |
Много в сказках Пушкина разговорных и устно-поэтических оборотов речи, а также пословиц, поговорок и близких к ним авторских речений: «всем взяла», «не к добру», «не сойти живой мне с места», «я там был, мед-пиво пил — и усы лишь обмочил» и др.
Д) Средства выразительности:
Сравнения: год прошел как сон пустой.Метафоры: под святыми стол дубовый.Эпитеты: белешенька земля, тяжелешенько вздохнула, мерзкое стекло, мать брюхатая, красная девица, позолоченный рожок, во тьме глубокой, плод румяный, с молодецкого разбоя, горько плачет, темной ночки.Юмор: я там был, мед-пиво пил — и усы лишь обмочил.Риторические вопросы, обращения, восклицания: Но как быть? Черт ли сладит с бабой гневной?Инверсии: черной зависти полна, тужит бедный царь по ней.Градация: Как царица отпрыгнет, Да как ручку замахнет, Да по зеркальцу как хлопнет,Каблучком-то как притопнет!..; Обойди всё царство наше, Хоть весь мир!
⇒ Анализ сказки |
3 вариант
В одной царской семье рождается дочь, но ее мать при родах умирает, а опечаленный царь через некоторое время женится второй раз.
Новая царица, несмотря на редкую красоту, отличается эгоизмом, гордыней, завистливостью и жестокостью. Ее единственным развлечением являются беседы с волшебным зеркальцем, которое всегда подтверждает ее исключительную красоту.
Годы идут и постепенно взрослеет молодая царевна, которая к своему совершеннолетию становится восхитительной красавицей, к которой сватается королевич Елисей.
Однажды царица в очередной раз обращается к зеркальцу и узнает, что она является не единственной красавицей, поскольку появляется конкуренция в виде ее падчерицы. Тогда мачеха отдает приказ служанке заманить царевну в лес и оставить нам связанную на съедение волкам. Однако добрая служанка не выполняет приказ царицы и оставляет девушку свободной в лесной глуши.
Царевна набредает на терем, в которой проживают семь богатырей. Юноши принимают девушку в свою семью в качестве сестры.
В это время королевич Елисей предпринимает попытки поиска пропавшей возлюбленной. Он призывает на помощь силы природы в лице солнца и месяца, однако они не могут ему помочь.
Царица же вновь берет в руки зеркало, но узнает, что царевна не погибла. Мачеха переодевается в старуху и отправляется в терем, где живет девушка. Там она обманом вручает царевне отравленное яблоко, откусив которое девушка умирает. Расстроенные богатыри изготавливают для царевны хрустальный гроб, в который помещают тело девушки.
Отчаявшийся Елисей обращается в последней надежде к ветру, который находит месторасположение царевны, но сообщает юноше о смерти возлюбленной. Королевич решает проститься с любимой. Подойдя к гробу, он не сдерживается и целует девушку и в этот момент царевна оживает.
Счастливые влюбленные возвращаются в царский дворец, при этом злая мачеха, увидев живую царевну, от гнева умирает.
5 класс
Сказка о мертвой царевне краткий пересказ
Царица в отсутствии Царя рожает ему дочь. После возвращения Царя, его супруга, Царица, умирает. Царь решает жениться еще раз, спустя год после смерти Царицы на красивой, но злой, завистливой и своенравной женщине. Новая Царица постоянно смотрела в зеркальце и спрашивала его, правда ли, что она самая красивая во всем свете?
Время шло и маленькая Царевна подросла, ей выбрали жениха, которого звали – Елисей. А в это время, злая Царица смотрелась в зеркало и спрашивала, по прежнему ли она самая красивая. Но, зеркало стало отвечать, что самой красивой теперь стала Царевна. Разозлилась тогда мачеха и приказала отправить ее в лес, чтобы ее там съели волки. Приказание исполняла Чернавка, но она решила пожалеть девушку и отпустила ее, но Царице ничего не сказала.
Бродила Царевна по лесу и набрела на терем, в тереме том проживали богатыри, которых было семь. Богатыри приняли ее с дорогой душой, назвали сестрой. И стала Царевна помогать богатырям по хозяйству. Узнает мачеха, что жива Царевна и задумала отравить ее, сама переоделась в старуху и пошла к терему, где жила Царица и Богатыри. Царевна мачеху не узнала и когда та угостила ее яблоком, которое было отравлено, Царевна заснула вечным сном. Богатыри положили ее в гроб из хрусталя, закрепили его на 6-ти столбах и попрощались с красавицей.
Елисей стал искать свою любимую по всему белому свету, но найти никак не мог. Указал Царевичу дорогу ветер, так Елисей и пришел к хрустальному гробу. В конце сказки случается чудо, Елисей ударяется о гроб головой и разбивает его, в этот момент Царевна оживает. Поехали они вместе домой, а мачеха не выдерживает и с досады умирает. После этого сыграли они свадьбу.
Пушкин Сказка о мертвой царевне главная мысль
Сказка нам показывает, что добро всегда победит зло, несправедливость, а любовь преодолеет все трудности. Пороки человека не красят и могут погубить.
Чему учит Сказка о мертвой царевне
Верности и настойчивости, тому, что злу не победить добро. Главное в каждом человеке, это его душевная красота а не внешняя.
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях отзыв
Сказка очень понравилась, у нее мелодичный слог, приятно и интересно читать. Понравились положительные герои – Богатыри, Царевна с Царевичем. А злым и завистливым, таким, как мачеха, нет места среди хороших людей.
Иллюстрации к сказке
Семь богатырей
P.S. Надеемся, что вам пригодилась наша статья, а заполнение читательского дневника будет оценено по достоинству.
сказка о царе салтане — ПОВАР ТКАЧ
сказка о царе салтане
Луи Зелликофф
Три девицы, поздно ночью,
Сидела и вертелась при свечах.
«Если бы наш царь женился на мне,»
сказал старший из троих,
«Я бы варил и испек-
О, какие царские пиры я бы устроил.»
Сказал второй из троих:
«Если бы наш царь женился на мне,
Я соткала бы золотую ткань
Прекрасна и чудна на вид.»
Но младший из троих
Пробормотал: «Если бы он женился на мне —
Я бы отдал нашего царя и наследника
Красивый, храбрый,
При этих словах дверь их покоев
Тихо скрипнула – и вот, перед
На глазах этих трех девиц
Стоял их царь, к их удивлению.
Он слушал у их ворот
Куда повела его судьба,
И слова, услышанные последними
Заставили его сердце биться чаще любовью.
«Здравствуй, девица прекрасная,» сказал он-
«Моей царицей ты будешь,
И, пока не кончился следующий сентябрь,
Смотри, родишь мне сына.
Что до вас, прекрасные сестры две,
Покинь свой дом без промедления
Покинь свой дом и следуй за мной
И моя будущая невеста
Королевский ткач, ТЕБЯ я сделаю,
ТЕБЯ как королевского повара я возьму.»
читать дальше (вы действительно должны)
из
сказка о царе салтане
Однажды ночью три девушки тусуются, болтают о самом горячем парне в городе – царе.
Старшая говорит: «Если бы он женился на мне, я бы готовила ему самые вкусные блюда».
«Если бы он женился на мне, я бы соткала ему самые лучшие одежды», — говорит средняя сестра.
«Если он женится на мне, я дам ему сына и наследника», говорит младший. (Она еще не определилась с профессией, поэтому, думаю, предлагает то, что может).
Глядь, Царь Салтан, как лиана, стоит прямо за окном и подслушивает.
«Малыши?!» он говорит. «Я в деле! Хватай своих сестер, и мы все будем жить во дворце долго и счастливо».
Но не знают, потому что русские сказки. Старшие сестры завидуют, потому что, пока они работают изо всех сил, их младшая сестра получает всю славу. Итак, этот королевский повар и ткачиха, а также их мать, хитрая обманщица, замышляют изгнать молодую королеву из королевства, заперев ее и ее нового сына в бочке, столкнув ее в море.
В этот момент все становится действительно странным; море сжалилось над изгнанниками и смывает их на волшебный остров, и сын очень быстро растет, выпрыгивая из бочки полностью взрослым за считанные дни.
Однажды, отправляясь на охоту, чтобы прокормить себя и свою мать, он сбивает коршуна (разновидность ястреба), который нападал на лебедя.
Немедленно лебедь представляет прекрасный город принцу, которым он правит, коронуя его принцем Гвидоном. Гвидон устраивает грандиозные и чудесные пиры и интриги, пытаясь произвести впечатление на купцов, когда они путешествуют, надеясь, что слухи об этом великом новом городе и принце дойдут до короля.
Чтобы узнать, как его отец реагирует на великие истории, принц Гвидон волшебным образом следует за торговцами, превращаясь в комара и других летающих и жалящих существ. И пока царь Салтан заинтригован и заинтересован в посещении своего таинственного соседа, его постоянно отговаривают его советники, царская кухарка и ткачиха, а также их мать, хитрая обманщица. В ярости принц по очереди жалит и калечит своих теток и бабушку.
Б) Жизненные обстоятельства:
Пушкин ехал в Болдино женихом. Решение жениться было продикто-вано многими соображениями: любовь к Н.Гончаровой, но ещё усталость от холостой беспорядочной жизни, потребность в спокойствии, так же стремление к независимому и достойному существованию. Однако женитьбе мешали денежные трудности. Он поехал в Болдино, чтобы заложить деревню и через месяц верну-ться в Москву. Пушкин приехал в Болдино в подавленном состоянии, так как перед отъездом поругался с будущей тещёй и в раздражении написал невесте письмо, в котором возвращал своё слово. Теперь он не знал — жених он или нет. Эпидемия холеры в Москве, которая не позволяла ему ехать из Болдино. Сочетание счастливого покоя и смертельной опасности характерная особенность болдинской осени Пушкина. Если попытаться одной фразой определить общую тему пушкинских произведений болдинской осени, то это будет «человек и стихия».