18.05.2020 10 класс Литература
МАЛЕНЬКАЯ ТРИЛОГИЯ. ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ. РАССКАЗЫ «ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ», «КРЫЖОВНИК», «О ЛЮБВИ».
В 1989 г. в седьмой книжке «Русская мысль» появился «Человек в футляре», а в № 8 этого же журнала были напечатаны следующие выпуски серии: «Крыжовник», «О любви», явившиеся своеобразным продолжением первого рассказа
Работа над содержанием «маленькой трилогии» Чехова.
Действительно, рассказы, связанные общим сюжетом, идеей, героями, в литературе называют «маленькой трилогией».
Интересно высказывание Салтыкова-Щедрина, которое полностью можно отнести к «маленькой трилогии» Чехова: «Я обратился к семье, к собственности, к государству и дал понять, что в наличности ничего этого уже нет».
Изучите материал на с.352-355 («Маленькая трилогия»)
Итак, первое произведение «Человек в футляре».
«ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ»
Первый рассказ «маленькой трилогии».
Ответьте на вопросы:
3) Почему трусливый и ничтожный Беликов держал в течение 15 лет в страхе не только гимназию, но и весь город?
4) Беликов решил жениться. Изменился ли Беликов в этот момент? Почему он медлил сделать предложение Вареньке?
5) Что потрясло Беликова и о чем он предупреждает брата Вареньки? Как тот воспринимает предупреждение?
6) Отчего Беликов умирает? (Впервые получил отпор).
7) Как вы понимаете слово «беликовщина»? Исчезла ли «беликовщина» со смертью учителя?
«КРЫЖОВНИК»
Это следующий рассказ «маленькой трилогии».
Ответьте на вопросы:
1) О чем мечтает всю жизнь чиновник Чимша-Гималайский?
2) Осуществилась ли эта мечта?
3) Изменился ли герой? Можно ли назвать его «человеком в футляре»?
«О ЛЮБВИ»
Последний из рассказов «маленькой трилогии».
Ответьте на вопросы:
1) Как живет, о чем мечтает главный герой Алехин?
2) Почему он нерешителен, робок, боится всего? Почему не сложилась его любовь?
3) Что общего в образах Беликова, Николая Ивановича, Алехина?
Итоги:
Вывод. В мире беликовых, чимша-гималайских, алехиных «нет простора для живых человеческих стремлений».
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Кто такие футлярные люди?»
Футлярность в рассказе «о любви»
В рассказе речь идет о двух влюбленных – Анне и Алехине. Ввиду общественных канонов они отказываются от борьбы за свои чувства. Не один год пара скрывала свою любовь от окружающего мира. Герои обманывали себя, стараясь продолжать вести привычную, футлярную жизнь. Они загнали любовь в дальний уголок души, заставляя себя мучиться.
Анну останавливало наличие семьи, чувство признательности по отношению к супругу. В семье давно не было любви, но царило уважение. Внешне Анна с супругом выглядели идеальной парой, муж был уверен в счастье жены. Недостаток смелости признаться в своих чувствах заставляет женщину продолжать играть роль, терзая собственную душу.
Герои боятся трудностей, осуждения, проблем. Они отдают предпочтение обыденной жизни, потому что так проще. При этом персонажи отказываются от настоящего счастья. Это яркий пример того, как страх общественного мнения может загнать человека в ловушку.
Сочинение: «маленькая трилогия» чехова («человек в футляре», «крыжовник», «о любви»)
Один из современников Чехова заметил, что по рассказам писателя можно восстановить жизнь России конца XIX века до мельчайших подробностей. Восемь тысяч персонажей — представителей разных слоев общества, разных возрастов, характеров, взглядов — дают нам представление о ней.
Есть среди них правдоискатели, люди с обостренным чувством долга и чести, враги духовного рабства, а есть и такие, чьи духовные уродства и ограниченный, мещанский взгляд на жизнь делают несчастными не только их, но и окружающих. Таковы, например, герои рассказов Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» — «маленькой трилогии», как называют ее литературоведы, какой и замыслил ее автор.
Первый по времени, по определяющей идее, да и по форме (рассказ в рассказе) — «Человек в футляре». Уже в самом названии автор приоткрывает завесу: рассказ пойдет об узкой, ограниченной, «футлярной жизни», о мещанстве в худшем смысле этого слова.
Личностная характеристика
Примеры «футлярных» людей, встречающихся в жизни, отражаются в Беликове. Он — некая смесь социопата, параноика и интроверта. Всего живого он боится. Его таков: «Как бы чего не вышло»
Он ко всему, что его окружает, относится с осторожностью и страхом. Беликов не способен мыслить свободно, так как каждая его идея находится в «футляре»
И ладно, если бы таким он был в обществе. Но ведь даже дома он ведёт себя аналогично! Одевается в длинный халат и колпак, ставни на окнах плотно запирает, защёлкивая задвижки. Кровать у него с пологом, и когда Беликов в неё ложится — то укрывается одеялом с головой.
Естественно, он соблюдает все посты, и не заводит слуг женского пола — опасаясь, что другие его будут подозревать в отношениях с ними. Беликов — самый настоящий отшельник. Который, в прямом смысле слова, боится жить.
Что было странного во время похорон беликова?
Что было странного во время похорон Беликова? во время похорон была пасмурная, дождливая погода, и все мы были в калошах и с зонтами. … Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!
Интересные материалы:
Откуда пошёл российский триколор?Откуда пошла поговорка чуть Кондратий не хватил?Откуда пошла традиция печь блины на Масленицу?Откуда пошли названия дней недели в русском языке?Откуда пошли названия дней недели?Откуда пошли названия штатов сша?Откуда пошло гадание на кофейной гуще?Откуда пошло название Большая Медведица?Откуда пошло название дамасская сталь?Откуда пошло название города Измаил?
Кто такие “футлярные люди”? 👍
Человеку нужно не три аршина земли…
А весь земной шар.
А. Чехов. Крыжовник
В 90-е годы XIX века в жизни страны происходят важные перемены, связанные со сменой глухой реакции подъемом и общественным оживлением. Более серьезной становится и тематика произведений А. П. Чехова, который пытается в своих рассказах решить проблему равнодушия, “футлярности” человеческих сердец и душ. Усложняя характеры своих персонажей, Чехов стремится теперь не только продемонстрировать омертвляющее воздействие среды, но и те внутренние механизмы, которые управляют человеком, определяя всю его судьбу.
“Футляру” человеческой души, разным формам “улиточного” существования посвящены рассказы А. П. Чехова “Человек в футляре” и “Крыжовник”.
Запуганным жизнью человеком, постоянно опасающимся “как бы чего не вышло”, предстает перед нами Беликов из рассказа “Человек в футляре”. Учитель Бур – кин так рассказывает о своем товарище по работе: “У этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе…
Беликов боялся думать, чувствовать “не так”, поэтому во всем воздвигал вокруг себя невидимые стены, способные защитить его от неожиданностей.
Очень странно, но этого самого Беликова, опасающегося всего на свете, боялись не только гимназия, но и весь город
Никто не возмущался, не строил жизнь так, как хочется – все осторожно, молча и терпеливо ждали, чем все это закончится. Учитель Буркин тоже верил, что со смертью Беликова наступит освобождение от его тихого опасливого тиранства
Однако, хотя Беликов умер, люди не изменились, поскольку их “футляры” остались на прежнем месте: “…жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая… Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!”
А ведь, действительно, “футлярность”, равнодушие могут быть не так сильно выражены в человеке, как в Беликове, но тем не менее значительно влиять на его жизнь. Тот же Буркин, рассказавший историю о Беликове, кажется, понимает весь глубокий смысл своего рассказа, но когда Иван Иванович, взволнованный историей, начинает говорить о лжи, лености, пустоте и праздности, лицемерии, бесцельности окружающей жизни, Буркин прерывает его: “Ну, уж это вы из другой оперы… Давайте спать”.
Тема “футлярности”, но в другой форме, раскрывается и в рассказе “Крыжовник” – истории, которую поведал товарищам Иван Иванович о своем брате – чиновнике Чимше-Гималайском. Воспитанный в деревне, на природе, этот чиновник в зрелом возрасте тосковал на своей должности в казенной палате. Всю жизнь он мечтал купить усадьбу, где мог бы развести свой крыжовник. И, ущемляя себя во всем, бесконечно экономя, он таки осуществил свою мечту.
Став помещиком, барином, этот “бедняга-чиновник”, сын солдата невиданно переменился, превратившись постепенно в тупого, самодовольного обывателя, равнодушного ко всем общественным и духовным интересам
Бестолково и невежественно творил он теперь “добрые дела… не просто, а с важностью”, по-барски размышлял о преждевременности образования для народа, о пользе и незаменимости телесных наказаний. И при этом Чимша-Гималайский был уверен: “Я знаю народ и умею с ним обращаться”
С болезненной иронией воспринимает Иван Иванович “счастье” своего брата, который заперся “на всю жизнь в собственную усадьбу” и по-детски радуется только одному – зеленому, кислому, твердому крыжовнику. Разоблачая эту особую форму “футлярности”, Иван Иванович рассуждает, что “счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча”. Но после прослушивания этой истории мы в который раз сталкиваемся с фрагментом “футляра”: после призывов Ивана Ивановича не успокаиваться, не усыплять себя его собеседники молчат, поскольку их не удовлетворил рассказ.
Им “хотелось почему-то говорить про изящность людей, про женщин”. А об Алехине – хозяине дома – сказано еще конкретнее: “Умно ли, справедливо ли было то, что только что говорил Иван Иванович, он не вникал…”
Обличая замкнутость, равнодушие, эгоизм в этих рассказах, А. П. Чехов утверждает, что задача человека – не ограничение жизненного пространства закостенелым, неразвивающимся внутренним миром, а движение вперед и активная борьба с общественным злом.
Сочинение образы футлярных людей чехова
Чехов один из лучших писателей, особенно когда дело касается символизма и различных аллегорий и сравнений. В своих произведения он явно даёт понять свою точку зрения, ставя себя на места своих героев, дабы увидеть ситуацию с их точки зрения, благодаря чему мы можем хорошо “прочитать” его точку зрения.
Прочитывая его произведения невольно задаёшься вопросом: “А что он имел ввиду вот здесь?” в этом и прелесть его произведений, они заставляют думать, мыслить, обдумывая каждое написанное слово, что не может не радовать.
Как человек Чехов был ярым либералом, не терпевшем консервативности в людях, и чуждый их образу жизни. Он буквально презирал их за это, попросту не понимая, как можно так жить, избегая всего нового.
Людьми в футляре он называл всех тех, кто отторгал всё новое, стараясь жить в удобном для них мире, пропуская через свою призму затворника все события, новости, и новые вещи. Сторонясь этих вещей, как считает Чехов, они сторонятся прогресса, и будут выброшены на его обочину как устаревшее оборудование.
Показывая таких персонажей в своих произведениях автор старается показать нам как не стоит жить, и как жить нужно. Рассматривая жизненные ситуации с точки зрения своих героев он передаёт всё их удивление данному образу жизни.
Как было описано выше, Чехов потрясающий автор, благодаря которому можно развить образное мышление и совершенствоваться как личность. Что же до его мнения насчёт футлярных людей, оно было описано выше и я считаю его верным, и что именно так хотел автор передать его будущим поколениям читателей.
Благодаря данным произведениям мы учимся не быть “Футлярными людьми”, которые мыслят узконаправленно и закрыто, изолируясь от всего окружающего. Чехов старался привить любовь к либерализму и ко всему что с ним связано. Показывая нам всю ничтожность существования “Футлярных людей” он мотивирует нас на самостоятельность, собственность в принятии решений, и отчуждённость от чужих мнений.
Анализ рассказа. что писать в сочинении?
Тема рассказа «Человек в футляре» — страх перед жизнью, несовместимый со свободой и счастьем.
Настоящая жизнь всегда сопряжена с непредсказуемостью, новизной, определённым риском — всем тем, чего так боится учитель Беликов. Он всё время выбирает безопасность и одиночество, но они не спасают его от тревоги. В итоге Беликов проживает ничтожную жизнь, не воспользовавшись единственным шансом изменить свою судьбу, женившись на Вареньке.
Вопрос, который автор ставит перед читателем, даже не в том, хорош или плох учитель Беликов. Вряд ли хоть кто-то из читателей всерьёз хотел бы быть похожим на «человека в футляре». Не зря выражение «человек в футляре» в русском языке стало крылатым, и произносят его всегда с осуждением.
Но Чехов рассказывает не просто о трагикомической судьбе провинциального учителя. Он предлагает задуматься о «футляре», который общество и каждый из нас создают себе сами.
С точки зрения психологии
В литературе человеком в футляре был Беликов – главный герой одноименной повести Чехова. А в реальной жизни таким эпитетом обычно называют людей с астеническим психотипом личности. Психологи обозначают таких людей как слишком восприимчивых. Они отлично понимают и чувствуют переживания окружающих, поэтому легко заводят новые знакомства и завоевывают доверие. Вот только представителям этого психотипа не всегда просто живется. Их основная эмоция – тревожность.
Такие люди переживают обо всех аспектах жизнедеятельности, остро реагируя на любые изменения. Если утром что-то пошло не так, то и весь день пройдет насмарку, а то и вся неделя. Если хоть что-то выходит за рамки обыденности, это уже веская причина испытывать панику. Естественно, каждый человек склонен к тревоге, но обычно такие ощущения связаны с конкретными событиями.
Особенность художественных приемов Чехова
Особенность художественных приемов Чехова состоит в том, что в своих произведениях он умел невероятным образом связать в одно целое смешное и грустное.
Именно благодаря этому писатель невероятно тонко подчеркивал человеческие пороки, и с присущей ему простотой высмеивал их – прежде всего, для того, чтобы люди смогли посмотреть на себя и свое порой смехотворное поведение со стороны.
Трагические ситуации зачастую у Чехова скрываются под откровенно комическими картинами жизни и веселыми шутками.
Мастерство Чехова состоит в том, что он сначала заставляет читателей смеяться над своими персонажами и их нелепым поведением, а затем – осознавать весь трагизм сложившейся ситуации и возможно, узнавать в этих персонажах самих себя.
Сочинение по рассказу 3
Главный герой произведения – учитель греческого языка. Замкнутый человек, который всегда ведёт себя независимо и отстраненно. Окружающим людям тяжело с ним общаться, ведь Беликов совсем не выходит на контакт. Он закрыт ото всего. Герой боится новых знакомств, чувств и эмоций. Ему проще придумать свод правил и запретов, а потом покорно следовать за ними.
Закрытость героя отражается на всём. Он ходит с высокоподнятым воротником, постоянно с зонтом. Причем его не интересует, идёт дождь или нет. Беликов пытается всячески отгородиться от внешнего мира и создать маленький мирок со своими правилами, куда он больше никого не пустит. Все вещи героя хранятся в футлярах.
Беликов не понятен обществу. Он всегда отстранён и закрыт. Самые активные и общительные люди неоднократно пытались вывести его на разговор, но всё безуспешно. Герой упорно стоял на своём. Отвечал односложно. Беликов умудрялся отсутствовать, даже находясь в кругу коллег. Он всегда находился где-то в своих мыслях, не поддерживал бесед, мечтал поскорее покинуть гостей.
Герой не способен построить добрые и доверительные отношения. В его футляре нет места для других людей. У Беликова нет друзей. Однажды он решил выйти за пределы своих границ и стал общаться с Варенькой. Примечательно, что девушка имела полностью противоположный характер.
Беликов – трус, малодушный и робкий человек. Он весь город затравил своими порядками и правильностью. Его боялись даже начальники, которые получали сообщения от Беликова. Он докладывал им о любой провинности. Весь город тошнило от его правильности. Разумеется, герой боялся женитьбы. Отношения Беликова и Вареньки кончились очень глупо.
Беликов увидел, как его пассия катается на велосипеде. Герой не выдержал такого поведения и пошёл жаловаться к брату девушки. Тот в ответ спустил его с лестницы. Возлюбленная Беликова стала свидетелем этой картины и посмеялась над ним. После этого они расстались.
Своей закрытостью и правильностью герой вызывал отвращение. Люди не могли спокойно общаться с ним. Беликов вызывал у них напряжение и желание отстраниться, как можно дальше.
Жизнь Беликова кончилась очень печально. Герой скончался. В гробу он выглядел так, будто это лучшее место для него. Город вздохнул с облегчением.
Последствия
Естественно, такой образ жизни, который ведёт Беликов, не может ни на чём не отразиться. Кто такие футлярные люди? Это самые настоящие отшельники, которые считают, что они живут вполне себе нормально, в отличие от остальных. Это проявляется и в чеховском герое.
В один момент он встречает Вареньку — девушку, являющуюся сестрой нового учителя географии и истории. Она проявляет неожиданный интерес к Беликову. Которого общество начинает склонять к женитьбе на ней. Он соглашается, несмотря на то, что мысли о браке его угнетают и тревожат.
Кто такие футлярные люди? Те, кому не понять других в силу своей отрешенности. Варенька любит кататься на велосипеде с братом. И Беликов уверен, что это вполне обычное увлечение не является нормальным! Потому что негоже кататься на велосипеде тому, кто учит истории молодёжь.
А женщина на этом транспортном средстве и вовсе выглядит неприлично. Беликов не постеснялся выложить свои мысли брату Вареньки, который того терпеть не может. И пригрозил доложить о его увлечении директору гимназии. В ответ брат Вареньки спустил Беликова с лестницы. Что в итоге?
Визуальный образ
Тот, кто знаком с знает, как богат мир его произведений на человеческие типы. Кто только не встречается в его рассказах! И совестливые личности, не удовлетворённые общественными законами и собой, и недалёкие обыватели, и благородные мечтатели, и чиновники-приспособленцы. И образы «футлярных» людей тоже встречаются. В частности — в упомянутом выше рассказе.
В — учитель гимназии по фамилии Беликов. Преподающий греческий язык — уже давно переставший быть кому-либо нужным. Он очень странный. Даже если на улице солнце — он одевает галоши, тёплое ватное пальто с высоким воротником и берёт зонтик. Обязательный «аксессуар» — тёмные очки.
Но это только образ. Казалось бы, описание говорит лишь о том, что человек аккуратный и предусмотрительный, может, ещё немного педантичный. Но недаром говорят, что во внешнем проявлении отражается внутреннее состояние человека. И это действительно так.
Роль пейзажа
В письмах А.П.Чехова литераторам-современникам, часто цитируемых и широко известных, даются в качестве советов и как общие замечания следующие положения его собственной концепции пейзажа: — «мелкие частности», сгруппированные должным образом, должны давать картину (П, 1, 242); — следует «употреблять сравнения явлении ее (природы) с человеческими действиями», избегая при этом стилевой однотипности (П, УШ, 11); — «описания природы тогда лишь уместны и не портят дела, когда они помогают Вам сообщить читателю то или другое настроение…» (П, У1.47); — красочность и выразительность в описании природы достигается такими простыми фразами, как «зашло солнце», «стало темно», «пошел дождь» и т.д. (П, УШ, 12).
Но только детальное изучение описаний природы,- их стилевых особенностей, места в композиции произведения и их этико-философской функции, — позволит проникнуть в чеховскую концепцию пейзажа; поскольку выше приведенные положения даже в совокупности своей не раскрывают ее истинной сущности.
О художественной функции пейзажа у Чехова писалось достаточно немного. Известны работы А.Дермана, который отметил, что «пейзаж углубляет значение изображаемых автором событий и явлений.» МЛ. Семанова выделяла гоголевскую традицию лирического отступления. А.П. Чудаков увидел отличие Чехова от Тургенева и Гончарова в том, что у него пейзаж дан посредством реального наблюдателя, положение которого точно определено. Традиционно сравнение пейзажа Чехова с пейзажной лирикой Фета и Тютчева: существуют философские, эстетические и моральные связи между человеком и природой. Природа либо гармонически сочетается, либо контрастно противостоит состоянию души человека. У Чехова, как и у Фета, детали обретают особую выразительность.
Когда мы говорим о чеховском пейзаже, мы имеем ввиду не только развернутую картину природы, но и деталь, состоящую из одной лишь фразы, например, шел снег».
М.Громов выявляет общую закономерность в повествовании Чехова: «Движения души человеческой пробуждают далекое эхо в природе, и чем живее душа, чем сильнее порыв к воле, тем звонче отзывается это симфоническое эхо»!.
Человек у Чехова — явление не социальное, но он и не часть природы. Человек у Чехова живет в мире собственной души. Именно состояние души определяет данного персонажа: либо он «человек в футляре», пытающийся отгородиться от всего внешнего, прежде всего от тех явлений природного мира, которые имеют положительное эстетическое значение: вода, гроза, ветер, солнечный свет, небо в различное время суток, облака, радуга и т.д. Так, Беликов даже в очень хорошую погоду «выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате … Лицо .. он все время прятал в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой» (С, X, 43). Мавра выходит из дому только ночью. Буркин сидит во время разговора с Иваном Иванычем в сарае.
Если человек воспринимает окружающий его пейзаж только как фон, место действия, не сочувствует и не сопереживает изменениям, происходящим вокруг него в природе: он также остается глух и слеп к страданию и боли близких, не осознает неразумности своего «успокоенного» и «добропорядочного» существования. Это категория довольных жизнью, «счастливых и сытых» людей, пробудить совесть которых должен был бы человек с молоточком.
Природа выступает как герои в сопоставлениях, прямых либо контрастных, с психологическими, социальными особеностями человеческой жизни вообще и жизни данной личности в частности. Чехов использует своего рода обратный параллелизм, необходимый ему как средство обобщения человеческих характеров и выявления сущности представлении персонажей об идеале и смысле жизни.
Часто пейзажная зарисовка — только символ, только образ из мира природы. Реакции на него персонажей — их самораскрытие и саморазоблачение, возможно даже не осознаваемое ими; саморазоблачения не комментируются автором, но из контекста произведения, из общей философской концепции становится очевидна роль природы как этического критерия и судьи персонажей.
Таким образом лишь герои с красивой душой, обладающие знанием высшего человеческого предназначения, заповеданного Богом, гармоничны с природой. Они видят в ней, вслед за автором, критерий Истины, Красоты и Добра; осознают, что в природе заключено данное триединство, которое в социальной сфере должно соответствовать обретенному смыслу жизни, свободе и милосердию.
Проблематика “Маленькой трилогии” А. П. Чехова
Творчество А. П. Чехова занимает особое место в литературном наследии русского народа. Очень сложно определить самую главную проблему, которую ставил писатель перед собой. И все же хочется вспомнить слова Максим Горького: “Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней.
Никто до него не умел так беспощадно, правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины”. Думаю, большинство своих произведений А. П. Чехов посвятил изображению людей, которые ведут “футлярную жизнь”.
Он вздыхает, ноет и всегда боится “как бы чего не вышло”. Беликова привлекает только то, что было в прошлом: “Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь”. Работая в учительском коллективе, Беликов понимает, что следует поддерживать отношения с коллегами, поэтому приходит в гости к ним, тихо садится в углу и молчит. При этом он уверен, что выполнил долг настоящего товарища. Но однажды в городе появляется новый учитель Михаил Саввич Коваленко с сестрой Варенькой. Девушка неожиданно для всех проявляет к Беликову понимание и, в некоторой степени, интерес. Окружающие немедля приняли решение женить героя рассказа.
Все убеждают его в том, что брак – это серьезный шаг. Но Беликова снова одолевает тревога, которая заставляет его еще глубже уйти в свой футляр. Однажды главный герой видит Вареньку и Михаила Савича, катающихся на велосипедах, что приводит его в негодование. В ответ Коваленко говорит, что не любит фискалов и спускает Беликова с лестницы.
Через месяц после этого случая главный герой умирает: “Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что, наконец, его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет”. На мой взгляд, данное произведение весьма комично и во многом карикатурно, но проблема футлярной жизни актуальна и в наши дни. Другим примером подобного существования является жизнь врача Николая Ивановича Чилимша – Гималайского, который всегда мечтал иметь свое имение и вырастить свой крыжовник. Следуя этой цели, он отказывает и себе, и близким ему людям во всем, пытается найти выгоду даже в женитьбе. Наконец, главный герой покупает имение и сажает двадцать кустов крыжовника.
Он становится настоящим барином
На мой взгляд, особое внимание следует уделить тому моменту, когда кухарка подает к столу полную тарелку крыжовника. Рассказчик с удивлением рассматривает Ивана Николаевича, который пробует ягоды, собранные в первый раз с тех пор, как были посажены кусты: “Он не мог говорить от волнения, потом положил в рот одну ягоду, поглядел на меня с торжеством ребенка, который наконец получил свою любимую игрушку и сказал: – как вкусно!” Таким образом, следует говорить о духовной ограниченности героя, для которого счастьем на протяжении всей жизни являлся крыжовник, выращенный в собственном имении
В рассказе “О любви” Павел Константинович Лехин влюблен в Анну Алексеевну, которая к этому времени уже замужем. Главный герой часто приходит к ней в гости и пытается “понять тайну молодой, красивой, умной женщины, которая выходит замуж за неинтересного человека, почти старика”. Очень долгое время Лехин скрывает свои чувства, но догадывается, что Анна Алексеевна также влюблена в него. Однако страх перед действительностью заставляет этих людей скрывать свои чувства.
Думаю, подобное поведение становится также своеобразным проявлением футлярной жизни. Люди в рассказах Чехова не могут быть искренними даже с самими собой и вынуждены подчиняться внегласным законам общества.
Герои произведения и их краткая характеристика
В «Крыжовнике» читатель встречается с теми же персонажами, что и в рассказе «Человек в футляре».
Главные герои
Иван Иваныч Чимша-Гималайский — рассказчик, он повествует о жизни брата Николая, выражает мысли автора.
Герой, в отличие от брата, «пошел по ученой части», выучился на ветеринарного врача. У Ивана Иваныча чуткая совесть, его беспокоят серьезные вопросы: смысл жизни, предназначение человека, есть ли у него право на счастье. Уход от проблем мира в усадьбы или иные «футляры» он называет своего рода монашеством, только без подвига, а в сущности — эгоизмом и ленью.
Иван Иваныч тяжело переживает о жизни брата, цель которой была ничтожной, о его превращении в самодовольного барина. Герой убежден, что человек не имеет права быть довольным и счастливым, когда много несчастных. Однажды счастливца обязательно настигнет беда, и никто не поможет ему, потому что его не тревожило чужое горе.
Ивана Иваныча тяготит вид счастливых семей, собравшихся за чаем, потому что он помнит о тихих людских страданиях. Он умоляет своего приятеля нести в этот мир добро, пока у того есть молодость и силы. Счастья как такового нет, считает герой, и не в нем смысл жизни. Есть что-то более великое, для чего живет человек.
Николай Иваныч Чимша-Гималайский — младший брат Ивана Иваныча. С юности служил в казенной палате. У него узкий кругозор, одержим мещанской мечтой об усадьбе с деревенскими радостями, для которой копил деньги и жил очень скудно. По своей природе Николай был кротким и добрым, но в стремлении к приобретению усадьбы, человек менялся. Так, он женился по расчету, использовал женщину в своих целях и походя погубил ее.
Когда мечта бедного чиновника сбылась, жизнь его стала совсем иной — сытой. От сытости и довольства этот недалекий человек возомнил о себе много. Он пускался в рассуждения на общие темы, чувствовал себя властителем над мужиками, забыл о своем происхождении и все время подчеркивал сословную принадлежность к дворянству.
В сущности, этот человек глубоко несчастен, хотя и не понимает этого. В погоне за «крыжовником» он остался без семьи, у него нет детей, друзей, ни с кем у него нет теплых, душевных отношений. Николай достиг своей цели, но он никого не любит, очерствел душой, не способен думать о ближнем, настоящая жизнь проходит мимо него.
Образ Николая Иваныча — еще один тип «футлярной» жизни, то есть замкнутости в своем ограниченном мирке и эгоистическом самодовольстве.
Второстепенные герои
Буркин — учитель гимназии, приятель Ивана Ивановича. Рассказ о мелком чиновнике, задавшемся целью приобрести усадьбу, не впечатлил его. В обстановке гостиной с портретами в золотых рамах и коврами Буркин не был расположен к восприятию идей Ивана Иваныча, не мог разделить его переживания по поводу эгоистичных счастливцев, не замечающих чужих бед.
Алёхин Павел Константинович — помещик 40 лет. Он поднимает хозяйство своего имения и работает вровень с крестьянами. Алехин гостеприимен, но, вставший до зари и уставший от хозяйственных забот, он не имеет сил и желания вникать, справедливо ли, умно ли то, что говорит Иван Иваныч.
Буркин и Алёхин — хорошие люди, но у каждого из них свой «футляр».
Пелагея — горничная в доме Алёхина, молодая женщина с броской красотой. Пелагея умело поддерживает чистоту и порядок, делает все быстро, тихо. Автор отмечает ее деликатность.