Краткое содержание повести «Вий» подробно по главам
Глава 1
Читатель знакомится с бытом и нравами киевской бурсы и семинарии. Не обходилось без традиционных драк, из-за коих у риторов оставались знаки на лице вроде распухшей губы или «фонаря» под глазом. Без воровства не обходилось – ибо бурсаки и семинаристы были бедны, как церковные мыши.
Когда же начиналось лето, учёба заканчивалась, и бурсаки с семинаристами начинали искать себе работу. Обычно это было репетиторство.
Глава 2
Три товарища-бурсака – философ-весельчак Хома Брут, ритор Тиберий по прозвищу Горобець, богослов по прозвищу Халява – свернули с наезженной дороги и отправились на поиски хутора, где можно было заниматься репетитором. Ритор был отчаянным забиякой, богослов – клептоманом, кравшим всё, что подворачивалось под руку, а Хома – философом, чей девиз звучал так: «чему быть – того не миновать».
Постепенно догорела вечерняя заря, а хутора всё не видно. И когда уже была глубокая ночь, приятели наконец-то дошли до хутора. Там была всего лишь пара хат, а когда бурсаки постучали в ворота – появилась старуха. Сумев-таки уломать её, приятели получили возможность нормально переночевать под крышей. Правда, в разных местах.
Глава 3
Хому ждал тот ещё сюрприз: старуха вошла в хлев, и так посмотрела, что несчастный философ оказался заколдован. Оседлав его, как коня, ведьма пришпорила Брута метлой. И лишь во время бега, когда остановиться было невозможно, понял Хома, что попал под хватку настоящей ведьмы. Правда, с помощью фраз-заклятий философ сумел усмирить несносную наездницу, а затем сам оседлал её. Однако неприятности лишь продолжались, и кончились в тот момент, когда невольный наездник отдубасил ведьму поленом. Настал рассвет, и старуха превратилась в молодую прекрасную девушку. Перепуганный Хома бежал со всех ног в хуторок.
Сумев нормально поесть и завалившись в трактир, молодой философ позабыл о ночном приключении, как вдруг услышал новость: дочь богатого сотника вернулась в отцовский дом, причём девушка была до полусмерти избита. Девушка при смерти, и её последнее желание – пусть её отпоёт Хома Брут, и пусть он же молится три ночи после её кончины. Сотник дал задание казакам: привести Хому.
Глава 4
По дороге Хома узнал о том, что девушка умерла. На душе философа скребли кошки, и Брут понимал, что дело плохо. И когда он увидел умершую панночку и внимательно присмотрелся – с ужасом узнал в ней ведьму. Сам сотник жалел о том, что не знает, кто именно погубил его дочь. Да только читатели догадались, что именно Хома Брут и стал тем самым убийцей.
Узнав о том, какие страшные злодейства творила роковая красавица, сколько людей погибло от её каверз, философ изрядно нервничал перед ночной службой. Когда церковь заперли, Хома зажёг свечи, и начал читать молитвы. Вскоре стряслась напасть: ведьма вылезла из гроба, и Хома очертил мелом круг, встав внутри него, и начал говорить заклятия. Не прорвавшись через круг, ведьма вернулась в гроб. И тут вдруг началась свистопляска: гроб летал по всей церкви.
Запели петухи, и наваждение закончилось. Гроб падает, крышка закрывается. Но это была только первая ночь.
Глава 5
На вторую ночь главный герой столкнулся с новой напастью: ведьма своими заклинаниями призывала нечистую силу и одновременно проклинала Хому, голос ведьмы наводил ужас. Когда всё закончилось, философ едва дышал. Когда двери церкви открылись, и казаки довели Брута до поместья сотника, Хома узнал о том, что поседел из-за проклятия ведьмы. Решил бурсак вернуться в Киев, однако суровый сотник чётко объяснил, что у парня нет выбора: либо по-хорошему отслужит третью ночь, либо будет выпорот и насильно загнан в церковь.
Попытка бегства оказалась напрасной, и в конце концов пришлось читать службу. И в этот раз в церковь ворвалась нечистая сила, а затем ведьма приказала позвать Вия. Привели чудовище, невысокого роста, который ступал по-медвежьи. Это и был Вий. И когда ему подняли веки, Хома не смог бороться с опасным искушением и посмотрел на чудовище. Увидел Вий противника и указал на него, напала нечисть, и Хома умер от страха.
Глава 6
Халява и Тиберий Горобець узнали о гибели Хомы Брута и пошли в кабак помянуть товарища. Обменялись они мнениями, и Тиберий сделал вывод, что именно страх и погубил Хому Брута.
Содержание повести[]
Три студента киевской бурсы отправились на каникулы заняться репетиторством. По дороге заплутали в темноте и попросили ночлега на отдаленном хуторе. Один из студентов, Хома Брут, по странной воле старухи-хозяйки получил место для ночлега в хлеву. Готовясь в темноте ко сну, Хома был напуган неожиданным визитом хозяйки, та вскочила на него верхом и поскакала по полям и буеракам. Измученный Хома стал читать молитвы и заметил, что чары ведьмы слабеют. Одна из молитв помогла ему освободиться. Хома сам вскочил верхом на старуху и стал погонять её, охаживая поленом. К утру чары окончательно развеялись, и старуха превратилась в прекрасную панночку, в полном изнеможении упавшую на землю.
Хома Брут, потрясённый случившимся, решил не заниматься репетиторством, а вернуться в Киев и провести каникулы в пустом общежитии бурсы. Однако через несколько дней получил приказ от ректора бурсы — отправиться к некоему богатому сотнику, чтобы читать молитвы над умирающей дочерью-красавицей. Хома, подозревая, что это связанно с его недавним приключением, пытался всячески отвертеться от поручения, но у него ничего не вышло. Люди сотника заперли его на ночь в церкви вместе с успевшей помереть дочерью сотника, и Хома приступил к молитвам. Бурсак посмотрел в лицо покойной и убедился, что это та самая панночка, которая скакала на нём.
Хома Брут всего 3 ночи читает молитвы. В первую ночь труп выбрался из гроба и стал искать Хому. Догадливый бурсак очертил вокруг себя круг мелом на полу и нечистая сила ничего не могла с ним сделать. Вторую ночь дело пошло ещё хуже: ведьма пыталась прорваться через круг, оберегавший Хому, в гробу, на котором она летала по церкви, но опять у неё ничего не вышло. Бурсак вышел из церкви наутро весь поседевший — перед тем, как улечься обратно в гроб, ведьма наложила на него заклятие.
На третью ночь в церковь набилось огромное число чудовищ. Все искали бурсака. Для того, чтобы увидеть его, привели Вия — гнома с железным лицом и веками до земли. Для того, чтобы Вий мог заглянуть в глаза Хоме, нечисти пришлось поднимать ему веки.
Хома чувствовал, что не стоит смотреть Вию в глаза, однако не выдержал, и глянул. Тотчас Вий указал на него пальцем, а нечисть накинулась. Хома Брут погиб перед последним голосом петуха, означавшего начало дня. Нечисть, кинувшись вон из церкви, застряла в окнах и дверях.
Другие два бурсака, обсуждая смерть Хомы, утверждают, что если бы он не испугался и не посмотрел в глаза Вию, то спасся бы.
2 вариант
«Вий» Николая Васильевича Гоголя-одно из самых захватывающих и загадочных его произведений, в котором романтизм тесно переплетается с реализмом. Повесть местами пронизана юмором, но в то же время пугает и держит в напряжении, а персонажи простые люди, каких тысячи, сталкиваются с великим злом в лице демонов и прочей нечисти из параллельного мира.
Хома Брут
Хома Брут — главный герой, которого автор описывает как человека веселого нрава, но ленивого и без особых требований к досугу и вообще к жизни. Очень любил лежать и курить люльку, пить горилку, танцевать и приударить за женщинами. К наукам относился безответственно, за что часто нес наказания, но и к этому относился просто и равнодушно. Все эти пороки в себе признавал и не считал себя святым, и даже дорожил такой независимостью.
Жизнелюбивый и легкомысленный ученик бурсы становится жертвой ведьмы-панночки, и после ее смерти вынужден отпевать ее три ночи в церкви. Все три ночи мстительная ведьма пытается добраться до Хомы Брута. В последнюю ей это удается, но не без помощи других страшных представителей нечистой силы.
Ведьма
Сама ведьма, дочь местного пана, молодая и удивительно красивая девушка. В первую встречу с Хомой предстала в образе старухи, и к слову, могла превращаться даже в собаку. Панночка доводила до смерти понравившихся парней, хотела убить и его, но Хоме удалось противостоять ей, после чего она обратилась в девушку и сильно заболев, умерла через несколько дней. Но ненависть и жажда мести не давали покоя ее злой душе, поэтому она во что бы то ни стало решила погубить парня.
В первую ночь чтения молитв над усопшей, Хома смог по достоинству оценить ее красоту, и даже залюбовался ее прекрасным лицом, но тут же узнал в ней злобную ведьму со сверкающими глазами. Каждую ночь она оживала и поднималась из гроба, пытаясь поймать Брута.
Вий
Еще один важный персонаж, в честь которого и названа повесть- Вий. Вием Гоголь называл «начальника над гномами». Монстр появляется лишь в последней сцене, но от него зависел исход этой истории. Автор описывает его как косолапое демоническое существо, обсыпанное землей, с лицом, обрамленным огромными железными веками до самой земли. Передвигался Вий с помощью вурдалаков, с их же помощью и смотрел, потому что не мог самостоятельно поднять веки. Взгляд чудовища способен устранить защиту Хомы Брута в виде очерченного магического круга, и увидеть его, чего не могла сделать панночка. Вий является сосредоточением ненависти и вселенского гнева, другие чувства ему неведомы.
Сотник
Сотник — богатый пан, отец панночки. Выполняя последнюю волю дочери, послал за Хомой, хоть и отнесся к этому с подозрением. Очень переживает смерть дочки и жалеет, что никогда не узнает, что стало этому причиной и не сможет отомстить. Обещает хорошо оплатить работу философа.
Богослов Халява
Богослов Халява — один из студентов бурсы, товарищ Брута. Тоже любитель выпить и покутить, имеет странную привычку что-нибудь украсть, даже самую мелочь, везде, где бы не находился. Сожалеет о преждевременной смерти друга.
Тиберий Горобец
Тиберий Горобец — третий бурсак из компании Хомы. В начале повести Тиберий-ритор, то есть на класс ниже Хомы Брута, и не имеет таких привилегий, как курение трубки и употребление горилки. Считает, что Хома погиб, потому что побоялся нечистой силы, а если бы не побоялся, остался бы жив.
Проблематика книги «Вий»
В «Вие ставится проблематика оскудения человеческой натуры. Люди мельчают, теряют честь, в мире не сыскать истины, верности и стыда. В повести уровень личности трех семинаристов уже понятен из их имен: богослова зовут Халява, ритора – Тиберий Горобец. Тиберием звали императора из Рима, при котором распяли Иисуса Христа, горобец – воробей.
Основного персонажа, философа, зовут Хома Брут. Хома – вариация имени апостольского Фомы, Брут же – предатель. Все трое, хоть и семинаристы, о высоком не задумываются. Их заботит лишь быт (что поесть, выпить, покурить).
Не заставляет философа задуматься о душе даже конкретное попадание в потусторонний мир и сильный испуг. После сумасшедшей ночи с ведьмой, скакавшей на нем верхом и после того, как он увидел русалку, Бруту целесообразнее было бы отправиться в храм, но он по привычке пошел искать еду, потом на рынке сходился с молодой, получил от нее обильный обед, дополнительное угощение и даже деньги, которые в тот же вечер пропил. На следующий день после жуткого происшествия Хома почти забывает о ведьме.
Языковые средства, отражающие идею превращения
Изображение превращения происходит в основном за счёт лексических языковых средств. Слова, используемые автором для именования панночки-ведьмы, если их выписать в порядке появления, образуют следующий ряд: старуха – ведьма – красавица – дочь сотника – панночка – умершая – покойница – мёртвая – усопшая – труп – мертвец.
В этом ряду, отражающем идею превращения, особый интерес представляют слова, связанные с понятием смерти – одним из главных понятий мифологической картины мира.
Обратимся к тексту повести. Первоначально при описании мёртвой панночки автор использует эмоционально-нейтральные слова мёртвая, умершая.
В углу, под образами, на высоком столе лежало тело умершей, на одеяле из синего бархата Лицо умершей было заслонено от него безутешным отцом Когда солнце стало садиться, мёртвую понесли в церковь
Обратившись к «Толковому словарю русского языка» С. И. Ожегова, я сравнил толкования слов мертвец, умерший, усопший и не обнаружил никаких различий в значении этих слов.
Всего один раз в повести употребляется существительное покойница:
А ну, пан Хома! Теперь и нам пора идти к покойнице,- сказал седой казак, обратившись к философу
Существительное покойница обладает смысловым оттенком покоя, сна. Видимо, не случайно далее в тексте Гоголь избегает этого слова: всё то, что дальше произойдёт с панночкой позже, имеет мало общего с покоем.
Собственно превращения начинаются в эпизоде первой ночи в церкви. «Пробуждение»умершей подготавливает резкий контраст жизни и смерти в облике мёртвой панночки. Смерть действительно обращается в некое подобие жизни:
Она приподняла голову Она встала идёт по церкви с закрытыми глазами Она идёт прямо к нему.
Кажется, что автор, не может найти наименования этому странному существу, поэтому использует местоимения.
Продолжающееся превращение показывает, что перед нами уже не просто мёртвая девушка, а бездушное тело, направляемое злой силой. Это превращение подчёркивается употреблением слова труп:
Гроб грянулся на середине церкви и остался неподвижным. Труп опять поднялся из него
Слово труп вызывает представление лишь о телесной оболочке, и может быть употреблено как по отношению к человеку, так и по отношению к животному.
Эффект превращения усиливается заменой местоимения женского рода она на существительное мужского рода труп. Если местоимение она соотносится со словами панночка, покойница, которые являются существительными женского рода, то у слова труп категория рода полностью исключена. Таким образом, употребление данного существительного знаменует собой очередную ступень превращения панночки, постепенно утрачивающей не только женственность, но и человеческий облик.
В эпизоде второй ночи, которая характеризуется ещё большим эмоциональным накалом, сохраняется смысловое напряжение между мужским и женским родом:
Труп уже стоял перед ним на самой черте и вперил на него мёртвые, позеленевшие глаза Но, покосивши слегка одним глазом, увидел Хома, что труп не там ловил его, где он стоял, и, как видно, не мог видеть его. Глухо стала ворчать она и начала выговаривать мёртвыми устами страшные слова.
В завершающей сцене третьей ночи, которая является кульминационной, напряжение достигает наивысшей точки, превращение панночки завершается. В этом эпизоде употребляется слово мертвец, а также местоимение мужского рода он:
Вдругсреди тишиныс треском лопнула железная крышка гроба, и поднялся мертвец. Ещё страшнее был он, чем в первый раз «Приведите Вия! Ступайте за Вием!»- раздались слова мертвеца.
У слова мертвец наряду со значением безжизненности появляется и смысловой оттенок враждебности, зла, мистической силы. Возможно, этот смысл закрепился под влиянием народных легенд о мертвецах, вредящих живым. В повести панночка мстит философу за свою смерть.
Итак, мотив превращения в повести «Вий» раскрывается через лексику, смысловые оттенки слов – названия умерших. Развитие сюжета опирается на лексический ряд – старуха – ведьма – красавица – дочь сотника – панночка – умершая – покойница – мёртвая – усопшая – труп – мертвец.
Главные герои и их характеристика
- Хома Брут – ученик киевской бурсы, любитель «забить» на науки. Весельчак, любитель хорошей компании. Отправился на один из хуторов Киевской губернии, чтобы заняться репетиторством. Усмирил ведьму, под личиной коей скрывалась красавица-девушка. После её смерти читал над гробом молитвы. В конце третьей ночи погиб.
- Панночка – дочь пана-сотника и заглавная злодейка повести. Ведьма, погубившая многих жителей хутора. После смерти преследует Хому, и в конце третьей ночи ведьме помогает нечисть во главе с Вием.
- Вий – один из главных противников Хомы Брута. Могущественный мифический гном-злодей, предводитель гномьей страны. Отличительная черта – опускающиеся до земли веки, кои поднимает нечисть. Если кто-нибудь посмотрит на Вия – несчастного глупца ждёт смерть.
Творческая биография Гоголя. Романтические произведения. Своеобразие стиля писателя
Николай Васильевич родился 1 апреля 1809 г. в семье малороссийских мелкопоместных дворян в селе Сорочинцы Полтавской губернии. С 10 лет обучался в Полтавском училище, после в лицее высших наук Нежина, после окончания которого в 1828 г. уезжает в Петербург.
Приехав в столицу, служил чиновником, пробовал себя в актерском ремесле, чуть более года преподавал историю в Петербургском университете, уйдя из которого отдает все силы литературе. Опубликованная ранее его первая романтическая поэма «Ганс Кюхельгартен» была не замечена, появились лишь два презрительных отзыва в газетах. Гоголь выкупил по магазинам почти весь тиражи сжег. После он отказался от подражания западноевропейским романтикам и решил писать о том, что ему близко и хорошо знакомо:истоки своего вдохновения ищет в народном эпосе Малороссии, в котором причудливо переплетались православие и языческие обряды. Гоголь начал сочинять повести от имени вымышленного автора – пасечника Рудого Панько.
Настоящим творческим дебютом стала публикация в 1831 г. сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Своеобразие повестей Гоголя удивило публику: они сочетали в себе романтизм, мистику и народный юмор. Успех молодого провинциала был оглушительным,и в 1832 г. издает второй том «Вечеров».Гоголь знакомится с Жуковским, через него с Пушкиным, которого будет считать своим учителем до конца жизни. А Пушкин настолько проникся к Гоголю, что подарил ему идеи сюжетов для «Ревизора» и «Мертвых душ», взяв слово, что это будет обязательно написано. Пьесу Гоголь напишет в 1834 г., она будет поставлена в 1836 г., работу над поэмой начнет в 1835 г., первый том которой будет издан в 1841 г.
В 1835 выходят сборники «Арабески» и «Миргород», составленные из написанных ранее статей и новых повестей. Это время стало для писателя пиком славы.
Гоголь был по характеру странствующим человеком. В 1836 г. путешествовал по Германии, Италии, Швейцарии, непродолжительное время жил в Париже. В Риме, где писал «Мертвые души» и другие произведения, он жил довольно продолжительное время. «Вечный город» Рим его прельстил, как ни странно, своей дешевизной, по сравнению с петербургской жизнью, мягким климатом и возможностью изучать искусство итальянского Возрождения.
В 30 лет избирается почетным профессором Московского университета. В 1843 г. выходит собрание сочинений в 4 томах. Весь гонорар Гоголь, не имевший никогда даже собственного жилья, отдает для создания фонда помощи одаренным студентам.
В последние годы появляются произведения, в которых отражаются христианско-православные взгляды, более всего отраженные в «Выбранных местах из переписки с друзьями» (1846 г.) Книга была не понята современниками.
Гоголю всегда казалась, что его вера недостаточно глубокая. Он подрывает свое здоровье чрезмерно строгими постами. В 1848г. совершил паломничество в Иерусалим к святым местам, после возвращения в Россию проживает, в основном,в Москве у графа Александра Толстого, разделявшего его взгляды.
Гоголь был беспощаден к себе, как к писателю,все, что считал несовершенным, сжигал. Максимализм Гоголя испепелил и его самого. 12 февраля 1852 г. сжигает свои рукописи, в том числе второй том«Мертвых душ».
21 февраля Николая Васильевича не стало. Был похоронен на погосте в Свято-Данилова монастыря. В 1931 г. монастырь был закрыт, на его территории организовали приют для беспризорников. Монастырское кладбище было уничтожено, останки писателя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.
Ревизор
Реалистический элемент в «Вие»
Реалистический элемент, выявляемый при анализе повести «Вий», выразился в описании Гоголем быта старой дореформенной киевской бурсы, в обрисовке типичных бурсаков и дворовых пана-сотника.
Бурса была своеобразной школой, в которой только «избранные», – люди с выдающимися способностями и научными интересами, приобретали образование, – большинство же ничему не научивалось, но зато выносило оттуда характеры, вполне подходящие к потребностям того жесткого, сурового времени. Учеников там жестоко драли, держали впроголодь, и ученики, в свою очередь, занимались больше всего избиением друг друга, да заботой о собственною пропитании. Развлечения там были грубы и суровы. Немудрено, что, после такого воспитания, многие шли прямо в Запорожскую Сечь, искать там «лыцарской чести» и вольной жизни вне всяких законов.
«Вий» — философское произведение о познании мира
«Вий» — одно из самых загадочных и противоречивых созданий Н. В. Гоголя. В этом произведении объединены реалистическое и фантастическое, бытовое и символическое.
«Вий» — повествование о страшной мести ведьмы убившему её бурсаку и одновременно трагический и возвышенный рассказ о судьбе философа, изображённой Гоголем в символических образах нескольких дней и ночей. В этом смысле «Вий» — философское произведение о познании мира, о жизни и смерти, о Хаосе, о власти вселенских тёмных сил над человеческой судьбой. Одиночество человека в мире, Страх, Хаос, Смерть как постоянные спутники человеческого бытия – вот основные проблемы, поставленные Гоголем в повести.
Язычники считали, что мир двуедин: прозаический, будничный, материальный и ночной, мир без времени и конца, мир бездны, пустоты, вечной смерти и вечной жизни. Именно гибельный ночной мир, со всеми чудовищами и красотами, изображается Гоголем как то высшее, что пробуждает в герое религиозные, спасительные чувства. Если в обыденном мире счастье и горе, жизнь и смерть, красота и уродство являются антонимами, то в мире ночного Хаоса они синонимы, слиты воедино.
Поруганная церковь и поминки
За все эти события петух заплакал во второй раз. Демоны расходятся во все стороны, но не все успевают спрятаться, некоторые застревают в оконных проемах. Церковь до сих пор стоит, постепенно заросшая сорняками и мхом. Это местечко по праву считается проклятым. Узнав об ужасной судьбе своего партнера, Тиберий Горобец и Халява решают помянуть Хому водкой. Они считают трусость главной причиной его смерти.
Даже современные режиссеры не упускают из виду гоголевский шедевр. Итак, уже в этом году вышла принципиально новая экранизация повести, снятая несколько лет назад, но, видимо, из-за финансовых трудностей, не вышедшая вовремя в широкий прокат. Фильм по-своему примечателен и оригинален, однако, надо признать, он имеет очень слабое отношение к гоголевскому шедевру.
Фильм снят в неопределенном смешанном жанре: триллер или психологическая детектива. Имена гоголевских героев сохранились, но сюжет полностью переписан. Поэтому, если вы действительно решили посмотреть такой фильм, лучше представить первоисточник. Это поможет в последующем сравнении, хотя кино и литература — все еще разные виды искусства.
К сожалению, Хома Брут встретил ведьму, которая оседлала его, как лошадь, и увезла верхом через поля. Освободившись, мальчик сумел сам набраться на старуху и стал бить ее бревном, пытаясь уйти от чар. Позже его заставили читать молитвы на теле дамы, но, как оказалось, это была та самая ведьма, которая хотела отомстить за его смерть. Хома должен был провести три ночи в гробу с дамой в отчаянной попытке избежать ее заклинаний. В последнюю ночь ведьма вызвала Вий, который отправил всю свою стаю уже седому мальчику, и Хома мгновенно умер от страха.
Силы добра и зла ведут непрекращающуюся борьбу за человеческие души. Неравная борьба с нечистью, в которой вступает в игру герой Хома Брут, приводит его к смерти, несмотря на то, что он отчаянно боролся с черной силой и даже сумел обмануть ведьму. Автор показывает, что даже верные героические натуры не всегда способны вырваться из плена враждебных черных сил.
Прочие герои «Вия»
Несмотря на мистицизм и сказочность повести, все герои выполнены с невероятным реализмом. Портреты дополнительных персонажей, несмотря на некоторую беглость предельно чёткие, словно написанные большими буквами, а это выдаёт руку настоящего мастера.
Другие персонажи:
- Богослов Халява — старший приятель Хомы. Молодой высокий и широкоплечий мужчина. Из-за своей склонности к клептомании он имел привычку подбирать всё, что плохо лежит. Напиваясь, богослов становился мрачным и любил прятаться от окружающих в бурьяне.
- Риторий Тиберий Горобец — младший из троицы студентов не имел права употреблять алкоголь и носить усы. Характер его ещё не развился в полную меру, однако, многочисленные шишки, украшавшие лоб юноши, свидетельствовали о некоторой воинственности. Старшие товарищи считали себя покровителями, в знак чего нередко таскали Горобца за оселедец, а также использовали как депутата.
- Панночка из «Вия» — прекрасная дочка сотника и ведьма. Служительница злых сил доставляла местным жителям немало вреда, успев свести некоторых в могилу. Односельчане боялись её, но ничего не могли поделать. Даже после смерти встаёт из гроба и совершает чёрные дела.
- Сотник — богатый вельможа и отец коварной ведьмы. Отец очень любит дочь и называет голубонькой, он переживает о скоропостижной смерти и не верит россказням о связи с нечистой силой. Исполняя последнюю волю панночки, приглашает философа для проведения отпевания.
- Явтух — слуга сотника. Старый казак должен был проследить за Хомой и помешать его побегу из усадьбы.
- Вий — один из самых страшных созданий украинской демонологии. Косолапый старик с железным телом обладает невероятно длинными веками из-за чего он обычно слеп. Когда его слуги подымают их при помощи вил или крюков, взгляд Чудовища способен убить человека или даже разрушить дом. Позвав Вия, панночка обрекла на смерть Хому.
Трактовка образа Вия весьма неоднозначна. Как и прочей нечистой силе ему приписывается слепота, что указывает на принадлежность монстра к загробному миру. Можно допустить, что это дух ветра, с которым связывали происхождение вихрей и смерчей.
Есть мнение, что, как отдельный персонаж, Вий не существовал. Он был придуман Гоголем. Писатель смешал различные народные мотивы и создал свой аутентичный образ, выдав его за героя народных поверий. На это указывает излишнее количество признаков, присущее потусторонним существам, а также упоминание гномов (являются персонажами западноевропейской мифологии).
Несколько интересных тем
-
После дождя
Архип Иванович Куинджи – один из самых ярких и известных художников девятнадцатого века. Его картины имели огромную популярность среди коллекционеров, и люди выстраивались в очереди
-
Образ Людмилы в поэме Руслан и Людмила
Все люди в детстве любят сказки. Они увлекают юного читателя в волшебный мир, где герои колоритные и увлекательные, они учат детей отличать хорошее от плохого
-
Герои романа Дубровский
Самый известный роман Пушкина «Дубровский». Стоит отметить, что каждый персонаж имеет свои положительные и отрицательные стороны, а каждый герои имеет уникальные взгляды на жизнь
-
Поступки Хлестакова
В известной сатирической комедии Николая Гоголя «Ревизор» в самом нелицеприятном свете отражаются все пороки, присущие чиновничеству того времени. Легкомысленный и беспринципный чиновник Иван
-
Будущее в представлении чеховских героев (по пьесе Вишневый сад)
Пьеса «Вишневый сад» задумана Чеховым как веселая комедия. Он писал: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс». Автор считал своих персонажей неспособными на глубокие чувства, их переживания
Главные герои
Вий – олицетворяет демона, сатану, нечистую силу. Эта фигура несет в себе всё ужасное и страшное, чего боялись люди. Много народу погибло не от самого Вия, а от того, что панически боялись его, у них просто разрывалось сердце.
Молодая панночка – служила идолищу. Односельчане заметили, что это была «девочка с чертинкой».
Хома – обычный представитель общества того времени. Был ленивым и безалаберным. Любые проблемы уходили под воздействием алкоголя и в веселой компании. Несмотря на то, что он учился в семинарии, Хома не искренне верил в то, что делал.
Его попутчики ничем от него не отличались. Такие же легкомысленные и слабые духом ребята.
Философ Хома Брут
Бурсак Хома — это главное действующее лицо «Вия», ставшее невольным борцом с нечистой силой. Юноша являет собой типичного студента, ведущего разгульный образ жизни. Он совершенно равнодушен к получению знаний и не отличается набожностью.
Весёлый и жизнерадостный молодой человек обожает шумные компании, его возлияния не обходятся без музыкантов. Любимое занятие философа — это беззаботное лежание на спине с трубкой в зубах. Нет ничего удивительного в том, что за свой легкомысленный нрав студент неоднократно подвергается наказаниям со стороны преподавателей.
Гоголь сумел создать уникальный образ борца со злом, вобравший в себя множество малороссийских черт и наполненный национальным колоритом. Даже поняв, что ему грозит смертельная опасность от мёртвой панночки, Хома продолжает веселиться и пьянствовать. Оптимизму и невозмутимому спокойствию главного героя можно только позавидовать.
Бурсак и философ в повести сталкивается с невероятными и страшными событиями, но не утрачивает флегматичности и быстро успокаивается. Даже посидевший после второй ночи, понимая, что этот день может оказаться последним, он пирует, пьёт и устраивает безумный пляс.
Подобный образ казака и философа, отличающего хладнокровием и склонностью к фатализму не редкость в творчестве Н. В. Гоголя. Скорее всего — это идеализированный собирательный портрет, сотканный из характе́рных национальных черт характера, присущих малороссам в те далёкие времена, о которых рассказывается в повести «Вий».
Основные персонажи повести
А наутро за ним пришли от воеводы с требованием, чтобы Хома читал псалтырь у гроба внезапно умершей дочери пана в течение трех ночей.
Когда парень остался в темной церкви ночью наедине с панночкой, лежащей в гробу, он очень испугался. Как оказалось, это и была та самая ведьма, желающая мести за свою смерть. Но еще больше он испугался, когда ведьма встала и стала искать его, чтобы отомстить за свою смерть.
Три ночи предстояло Хоме провести над гробом с панночкой в отчаянных попытках спастись от её заклинаний. Потом она позвала на помощь всю нечисть, и, в конце концов, с помощью Вия, демонического славянского существа, нечистые одолели юношу.
Вывод:
Хому победил его собственный страх, он боялся ведьму и нечистую силу, и хотя находился в храме, не мог найти для себя спасения. На мой взгляд, человек должен бороться со своими страхами, и тогда он станет непобедим.
Самое долгожданное событие для семинарии — вакансии, когда бурсаки (казённокоштные семинаристы) распускаются по домам. Группами они направляются из Киева по большой дороге, зарабатывая пропитание духовным песнопением по зажиточным хуторам.
Три бурсака: богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобец, — сбившись в ночи с дороги, выходят к хутору. Старуха хозяйка пускает бурсаков переночевать с условием, что положит всех в разных местах. Хома Брут уже собирается заснуть мертвецки в пустом овечьем хлеву, как вдруг входит старуха.
Со скоростью молнии успевает Хома выпрыгнуть из-под старухи, вскакивает ей на спину, подхватывает полено и начинает охаживать ведьму. Раздаются дикие вопли, старуха падает в изнеможении на землю — и вот уже перед Хомой лежит с последними стонами молодая красавица. В страхе бурсак пускается бежать во весь дух и возвращается в Киев.
Хому призывает к себе ректор и приказывает ехать в дальний хутор к богатейшему сотнику — читать отходные молитвы по его дочери, возвратившейся с прогулки избитой. Предсмертное желание панночки: отходную по ней три ночи должен читать семинарист Хома Брут.
Чтобы он не сбежал по дороге, прислана кибитка и человек шесть здоровых Козаков. Когда бурсака привозят, сотник спрашивает его, где он познакомился с его дочкой. Но Хома сам этого не знает. Когда его подводят к гробу, он узнает в панночке ту самую ведьму.
За ужином бурсак слушает рассказы Козаков о проделках панночки-ведьмы. К ночи его запирают в церкви, где стоит гроб. Хома отходит к клиросу и начинает читать молитвы. Ведьма встаёт из гроба, но натыкается на очерченный Хомой вокруг себя круг.
Она возвращается в гроб, летает в нем по церкви, но громкие молитвы и круг защищают Хому. Гроб падает, позеленевший труп встаёт из него, но слышится отдалённый крик петуха. Ведьма падает в гроб, и крышка его захлопывается.
Днём бурсак спит, пьёт горилку, слоняется по селению, а к вечеру становится все задумчивее. Его опять отводят в церковь. Он чертит спасительный круг, читает громко и поднимает голову. Труп стоит уже рядом, вперив в него мёртвые, позеленевшие глаза. Страшные слова ведьминых заклинаний ветер несёт по церкви, несметная нечистая сила ломится в двери.
Крик петуха вновь прекращает бесовское действо. Ставшего седым Хому находят утром еле живого. Он просит сотника отпустить его, но тот грозит страшным наказанием за непослушание. Хома пытается бежать, но его ловят.
Уже второй раз кричит петух, первый прослушали духи. Они бросаются прочь, но не успевают. Так и остаётся навеки стоять церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обрастает бурьяном, и никто не найдёт к ней теперь дороги.
Узнав об участи Хомы, Тиберий Горобец и Халява поминают в Киеве его душу, заключая после третьей кружки: пропал философ оттого, что побоялся.
Главная мысль:
Силы добра и зла ведут за людские души непрекращающуюся борьбу. Неравная борьба с нечистью, в которую вступает герой Хома Брут, приводит его к смерти, несмотря на то, что он отчаянно боролся с черной силой и даже сумел обмануть ведьму. Автор показывает, что даже стойкие героические натуры не всегда способны вырваться из плена враждебных чёрных сил.
Вошедшие сменить философа нашли его едва живого – за ночь Хома весь поседел. Брут попросил у сотника разрешения не идти в церковь на третью ночь, но пан ему пригрозил и распорядился продолжать.
Заключение
Заключение
Таким образом, Н.В. Гоголь спрятал мистические элементы внутри реалистической повести, показывая читателю, что в жизни обыденное и необычное сосуществуют. Он считает это нечто естественным и это является одной из особенностей его художественного мира.
Вий может быть страшной силой, которая погубила Хому за его жестокость и вызвала в его душе суеверный страх. В повести взаимодействуют реалистический и мистический элементы, которые неотделимы друг от друга в творчестве Н.В. Гоголя.
Талантливый писатель объединил народные предания и свою авторскую фантазию, создавая уникальные произведения.