Семья и детство
Полное имя — Frederic Franciszek (фр. Francois) Chopin, Фредерик Францишек (фр. Франсуа) Шопен. Дата рождения — 1 марта 1810 года. Родился на территории Варшавского герцогства, подвассального Французской империи, в смешанной семье. Отец пианиста — Николя Шопен, француз по национальности, он обосновался в Польше еще в юности. В 1802 году стал жить и работать гувернером в имении графа Скарбека — деревне Желязова Воля.
Там же он и познакомился в 1806 году с дальней графской родственницей Теклой Юстиной Кшижановской, на которой впоследствии женился. Юстина была хорошо образованной женщиной, владела французским языком, прекрасно пела и играла на рояле.
Николя также не был обделен музыкальными талантами, любил музицировать на скрипке или флейте. В браке у них родились сын и три дочери. Старшая, Людвика, стала для Фредерика близким другом и самым первым учителем игры на пианино.
Когда родился сын, семья решила переехать в Варшаву. Николя Шопену помогают занять место учителя французского и немецкого языков в Варшавском лицее его бывшие ученики, сыновья графа Скарбека. Образованность и чуткость родителей повлияли на быстрое развитие одаренных детей. Фредерик рос очень чувствительным ребенком, мог заплакать под впечатлением от музыкальной темы или часами подбирать запавшую в душу мелодию
Самое важное в кратком содержании биографии Шопена то, что именно мать привила ребенку любовь к народным мелодиям.
Начальное образование
В 1816—1822 гг. к обучению игре на фортепиано маленького Фредерика имел отношение популярный польский пианист чешского происхождения Войцех Живный.
Его преподавание базировалось на музыке венских классиков и И. С. Баха, фуги и прелюдии которого навсегда остались одними из самых любимых произведений польского композитора.
Большое впечатление на будущего пианиста произвело и итальянское бельканто.
Главной причиной, почему Живный позже отказался от занятий с мальчиком было то, что технические и музыкальные навыки Фредерика стали соответствовать взрослому пианисту. С 1822 года юный виртуоз стал учиться в частном порядке у польского композитора Юзефа Эльснера. Именно он первым назвал Шопена музыкальным гением. Общее образование Фредерик получал в Варшавском лицее. К этому времени он уже свободно говорил на немецком и французском языке, интересовался историей своей родины, любил читать художественную литературу.
Формирование таланта
Самобытный стиль Шопена начал формироваться под влиянием сочинений Моцарта, итальянской оперы и национально-окрашенных пьес Михаила Огинского и Марии Шимановской. Его первый сочинительский опыт состоялся в 1817 году, в семилетнем возрасте им были написаны два полонеза.
В 1819 году в аристократических салонах Варшавы произошел дебют Шопена как исполнителя. Вхождению в высшее общество талантливого мальчика способствовал князь Антон Радзивилл, позже он помогал с оплатой обучения и путешествиями в Дрезден и Прагу.
Биография Шопена кратко рассказывает, что талант Фредерика не ограничивался одной музыкой. Он неплохо рисовал, особенно карикатуры, и обладал ярко выраженным артистизмом. Любовь к народной музыке у ребенка проявлялась, где бы он ее ни услышал.
https://youtube.com/watch?v=l4N9939mHfo
Вклад Шопена в искусство: история и влияние
Фредерик Шопен, выдающийся польский композитор и пианист 19 века, сделал значительный вклад в развитие искусства и музыкальной культуры.
Шопен является одним из основателей романтизма в музыке. Его композиции отличаются эмоциональной глубиной, изысканностью и фантазией. Шопен использовал пианино, чтобы передать широкий спектр эмоций и настроений, что открыло новые горизонты для инструментальной музыки.
Шопен стал создателем новых жанров и форм музыкального произведения. Он разработал такие жанры, как польский танец и польские краковяки, которые стали неотъемлемой частью пианистического репертуара. Он также привнес новые элементы в такие жанры, как прелюдия и этюд, расширив возможности их выражения.
Шопен оказал огромное влияние на музыкальных композиторов своего и следующих поколений. Многие его идей и техник взяли на вооружение такие композиторы, как Лист, Дебюсси, Рахманинов и Мессиан. Он стал источником вдохновения для многих музыкантов и продолжает быть важным фигурантом в мировой музыкальной истории.
Шопен является не только мастером пианино и композитором, но и символом свободы и национализма. В его музыке прослеживаются отголоски его родины, Польши, и гимнового движения, что делает его творчество уникальным и незабываемым.
Вклад Шопена в искусство остается неоценимым. Его композиции продолжают вдохновлять и трогать сердца слушателей, а его новаторские идеи и техники оказывают глубокое влияние на развитие музыкального искусства. Шопен оставил нам наследие, которое будет жить и влиять на музыкальную культуру еще долгие годы.
Жизнь и творчество композитора
- Начиная с 1829 года, молодой Шопен начинает свою концертную деятельность в качестве пианиста. Он дает первые выступления в Вене, Кракове и Варшаве. Концерты имеют большой успех, и он решает отправиться в турне по Европе.
- 5 ноября 1830 года композитор и музыкант уезжает из родной страны, как станет позже ясно, уже навсегда. Уже, будучи в Германии, он узнает, что в Польше подавлено восстание, сторонником которого он был. Он вынужден остаться в чуждой ему стране.
- В 1831 году Шопен приезжает в Париж. По пути из Штутгарта в столицу Франции он пишет серию этюдов, в которых отразились его переживания. Один из них – «Революционный этюд», знаменитый до сих пор.
- В 1832 году Фредерик дает свой первый концерт в Париже, увенчавшийся грандиозным успехом. Впоследствии концерты Шопен дает нечасто, но намного активнее выступает в частных салонах или на вечерах в домах аристократов. Молодой композитор приобретает множество новых друзей и поклонников. Одним из них стал знаменитый пианист Фридрих Калькбреннер. Шопен неплохо общался и ладил с множеством известных музыкантов и композиторов, среди которых были Шуман, Лист, Беллини, Мендельсон и Берлиоз. Спустя некоторое время Шопен начинает давать уроки игры на фортепиано. Это отличало его от известных пианистов и композиторов. Он вложил очень много сил и времени в свою педагогическую деятельность.
- В 1833 году Шопен выступает на совместном концерте с братьями Герц и Ференцем Листом. Современники и биографы до сих пор спорят об их соперничестве с Листом, однако единого мнения нет, ведь композиторы очень часто выступали совместно. После этого концерта Лист ушел в тень. По словам друзей, он совершенствовал свою манеру и технику игры на фортепиано, чтобы соответствовать уровню, заданному Шопеном. Тем не менее, большинство историков склоняются к тому, что композиторы были хорошими друзьями.
- В 1836 году Лист и Шопен играли на совместном концерте, исполняя произведения друг друга, а окончили его совместной игрой произведения Фредерика «Блестящий вальс».
- С 1837 года начинаются первые признаки болезни композитора – он страдал от заболевания легких. Многие ученые предполагают, что это мог быть туберкулёз.
- С середины 1830-х годов любовные страдания и сложная личная жизнь сильно подкашивают здоровье еще молодого человека, однако и дают ему большой толчок в его деятельности как композитора. Он пишет в этот период многие свои известные произведения. Пребывая на острове Майорка вместе с возлюбленной Жорж Санд, он пишет 24 прелюдии.
- 1846 год в жизни Шопена ознаменован последней прижизненной публикацией его произведения. Им стала Соната для виолончели и фортепиано Соль Минор. Он написал ее для своего друга Огюста Франкомма, бывшего виолончелистом.
- В 1847 году оканчивается его десятилетний роман, который композитор переживает крайне тяжело. Шопен впадает в глубокую депрессию.
- Для смены обстановки и расширения круга общения в апреле 1848 года Фредерик отплывает в Лондон. Там он дает концерты и преподает игру на фортепиано.
- 16 ноября 1848 года Шопен дает свой последний концерт в Лондоне и возвращается назад в Париж. Влажный климат, нервная жизнь и популярность сильно подрывают здоровье композитора, но по возвращении во Францию он дает еще несколько концертов в столице. После этого он окончательно слег в постель.
- 17 октября 1849 года еще молодой композитор скончался. Все время его болезни рядом с ним находилась любимая сестра Людвика. На похороны Шопена пришло огромное количество друзей, коллег и поклонников. По его завещанию тело было похоронено на кладбище Пер-Лашез рядом с любимым итальянским композитором Беллини, а сердце отвезли в Польшу и замуровали в одну из колонн церкви Святого Креста. На саму могилу композитора по его просьбе высыпали горсть польской земли. Свою любовь к родине он не оставлял на протяжении всей жизни.
Композитор Фредерик Шопен
Французский этап
Осенью 1831 года Фредерик Шопен добрался до Парижа. Польская революция как бы разграничила два периода его жизни: безоблачная юность на родине и зрелая жизнь за границей.
На первых порах молодой человек обзавелся связями и познакомился со знаменитыми композиторами Россини, Керубини и пианистом Калькбреннером, владеющим виртуозной техникой исполнения. Известное сведение о начале парижского периода жизни композитора заключается в том, что Шопену в то время приходилось довольствоваться выступлениями в домах своих покровителей и высокопоставленных лиц.
Успех в Париже
Калькбреннер помогал с организацией первых концертов Шопена в Париже и даже предлагал свои уроки. К счастью, Фредерика отговорили от них, ведь одухотворенность и поэтичность — самые притягательные составляющие его исполнительского искусства, в отличие от механической техники Калькбреннера.
Вскоре пианист получил возможность исполнять свои произведения на сценах Лейпцига, Вены и Парижа. Лиричность исполнения и романтизм ноктюрнов, мазурок, этюдов, вариаций собственного сочинения принесли ему огромный успех и вызвали восхищение у слушателей. Но издатели публиковали музыкальные произведения Фредерика Шопена бесплатно, и ему приходилось по многу часов в день давать частные уроки, чтобы обеспечить себя всем необходимым для жизни. В итоге Шопен-педагог стал основоположником уникальной методики обучения игре на фортепиано.
https://youtube.com/watch?v=bioeUPBfuvw
Друзья и личная жизнь
Постепенно у Фредерика появляется много приятелей и друзей. Это не только композиторы Берлиоз, Шуберт, Лист, но и поэт Гейне и художник Эжен Делакруа, автор одного из многих портретов Шопена. Особенно теплые и дружественные отношения связывали его с Адамом Мицкевичем, которому тоже пришлось жить вдали от родины. Его стихотворения, положенные на музыку Шопеном, нередко возвращались в Польшу и становились народными песнями. Под влиянием творчества польского поэта были написаны сочинения в жанре баллады.
Отношения с друзьями могли хотя бы частично заменить музыканту семью, которой у него так никогда и не получилось. Родители его возлюбленной Марии Водзиньской ему отказали. Их не устраивал тот факт, что хоть Шопен и стал всемирно известным пианистом, на жизнь ему приходилось зарабатывать своим трудом. Расставание Фредерик воспринял очень остро, что выразилось в написании знаменитой второй сонаты, медленная часть которой называется «Траурный марш».
Десятилетние отношения польского пианиста с французской писательницей Жорж Санд многие свидетели их совместной жизни называли трудными и изматывающими. Друг и последователь композитора, венгерский композитор Ференц Лист, в своей книге «Ф. Шопен» прямо обвинил Жорж Санд в том, что она стала причиной безвременной кончины Фредерика.
Последние годы
С годами концертная деятельность Шопена практически прекратилась. Все свое время он посвящал написанию этюдов, ноктюрнов, сонат, мазурок и полонезов, прелюдий, скерцо, сонат. Можно сказать, что он дал вторую жизнь жанру этюда, превратив его из чисто механического упражнения в лирические или драматические произведения.
Здоровье композитора стало быстро ухудшаться, особенно после смерти отца и разрыва с Жорж Санд. Свой последний концерт он играл на благотворительном балу в пользу польских эмигрантов в Лондоне. Умер Фредерик Шопен 17 октября в Париже на руках у своей сестры Людвики. Сердце, перед тем как похоронить тело, было перевезено в Варшаву и хранится в костеле св. Христа, как и было завещано Фредериком Шопеном. Похоронные мероприятия были очень торжественными. Известные музыканты исполнили «Реквием» Моцарта и «Траурный марш» Шопена. В могилу высыпали горсть земли из кубка, привезенного композитором с родины.
Факты о произведениях Шопена
В период между 1835 и 1839 годами Шопен написал набор из 24 прелюдий, по одной в каждой из мажорных и минорных тональностей. Он смоделировал свои прелюдии на уже известном гениальном произведении «Хорошо темперированный клавир Баха». Это произведение, опубликованное в 1722 году, содержало одни из самых популярных прелюдий Баха. Шопен, будучи ярым поклонником Баха, сделал стиль Баха и взял прелюдии за образец.
Шопен считал прелюдию абстрактной формой музыки. Насколько ему известно, его издатели дали названия некоторым из его прелюдий в процессе публикации. По этим названиям можно догадаться о предыстории каждой композиции. Например, прелюдия Шопена «Капля дождя» была связана с темой дождя после того, как издатели Шопена получили намек на его пребывание на Майорке. Это произведение было написано в 1838–1839 годах, когда Шопен провел со своей тогдашней партнершей Жорж Санд в Вальдемосса на острове Майорка в Испании. Намек на непрекращающийся дождь на Майорке во время их совместной жизни был написан Жорж Санд в одном из ее мемуаров, который впоследствии был использован издателями Шопена.
Шопен был пианистом-виртуозом, как и его кумир Джон Филд. Интерес Шопена к расширению фортепианной техники проявляется в его 25 этюдах (этюдах), которые он начал писать в подростковом возрасте. В этих произведениях Шопену удалось успешно сочетать технологические достижения с высокой выразительностью и музыкальностью.
Музыка Шопена и по сей день остается вызовом и радостью для пианистов!
Джакомо Пуччини
Джакомо Пуччини можно назвать последним великим итальянским оперным композитором, продолжателем традиций Россини и Верди. Большую часть жизни он провел в Торре дель Лаго, неподалеку от родной Лукки. Здесь он написал свои лучшие оперы. Но жизнь композитора была весьма непростой.
В 1909 году разразился скандал: жена Пуччини, Эльвира, обвинила служанку в связи со своим мужем. Служанка покончила с собой, и ее семья подала на Эльвиру в суд. В 1921 году Пуччини переехал в Виареджо, поскольку в Лукке слишком активно стала развиваться промышленность. После смерти тело композитора перенесли в Торре дель Лаго. На вилле композитора была построена часовня, где похоронен он сам и члены его семьи.
Учеба в Варшаве и Париже
Фредерик Шопен начал свое музыкальное образование в Варшаве, где он родился. В 1826 году в возрасте 16 лет, он поступил в Варшавскую музыкальную школу, где изучал фортепиано, композицию и импровизацию. По мере своего развития Шопен стал известен своими музыкальными талантами и стал одним из наиболее известных молодых композиторов своего времени.
Однако, чтобы дальше развиваться в своей карьере, Шопен решил отправиться в Париж, который был культурной столицей того времени. В 1830 году, в возрасте 20 лет, он переехал во Францию и принял французское гражданство.
В Париже Шопен продолжил свое образование, посещая концерты и знакомясь с ведущими музыкантами своего времени. Он также получил привилегию изучать музыку в Консерватории Парижа под руководством реномированных композиторов и пианистов.
- В Париже Шопен был окружен благоприятной музыкальной атмосферой, которая вдохновляла его для создания его уникального стиля.
- Здесь он также принимал участие в музыкальных конкурсах и выступал перед публикой.
- Шопен успешно завоевал признание в Париже и был признан одним из самых талантливых пианистов своего времени.
Он стал не только резидентом Парижской концертной платформы, но и преподавал фортепиано своим ученикам. Шопен оставался в Париже до конца своих дней и продолжал активно выступать и писать музыку, делая большой вклад в развитие классической музыки.
Расцвет творчества
Тридцатые годы XIX столетия становятся периодом расцвета творчества композитора. Под впечатлением от поэзии польского литератора Адама Мицкевича Фридерик Шопен создаёт четыре баллады, посвященные родной Польше и переживаниям о её судьбе.
Мелодизм этих произведений наполнен элементами польских фольклорных песен, танцев и речитативными репликами. Это своеобразные лирико-трагические картины из жизни народа Польши, преломленные через призму переживаний автора. Помимо баллад в это время появляется 4 скерцо, вальсы, мазурки, полонезы и ноктюрны.
Если вальс в творчестве Шопена становится наиболее автобиографичным жанром, тесно связанным с событиями его личной жизни, то мазурки и полонезы по праву можно назвать копилкой национальных образов. Мазурки представлены в творчестве Шопена не только знаменитыми лирическими произведениями, но также и аристократичными или, наоборот, народными танцами.
Композитор, в соответствии с концепцией романтизма, которая апеллирует прежде всего к национальному самосознанию народа, использует для создания своих музыкальных композиций характерные для польской народной музыки звучания и интонации. Это и знаменитый бурдон, имитирующий звуки фольклорных инструментов, это и острая синкопа, которая искусно сочетается с присущим польской музыке пунктирным ритмом.
По-новому открывает Фредерик Шопен и жанр ноктюрна. Если до него название ноктюрна прежде всего соответствовало переводу «ночная песнь», то в творчестве польского композитора этот жанр превращается в лирико-драматическую зарисовку. И если первые опусы его ноктюрнов звучат как лирическое описание природы, то последние произведения все больше углубляются в сферу трагических переживаний.
Одной из вершин творчества зрелого мастера считается его цикл, состоящий из 24 прелюдий. Написан он был в переломные для Фредерика годы первой влюбленности и разрыва отношений с возлюбленной. На выбор жанра повлияло увлечение Шопеном в это время творчеством И. С. Баха.
Изучая бессмертный цикл прелюдий и фуг немецкого мастера, молодой польский композитор задумал написать похожее сочинение. Но у романтика подобные произведения получили личностную окраску звучания. Прелюдии Шопена — это прежде всего небольшие, но глубокие зарисовки внутренних переживаний человека. Написаны они в манере популярного в те годы музыкального дневника.
Биография[править]
Детство и юностьправить
Запись о крещении Шопена
Фредерик Франц Шопен — родился в 22 февраля 1810 в Желязовой Воле, что под Варшавой. Его отец, Николай Шопен, французский эмигрант с 1787 года, служил гувернером и школьным учителем французского языка; мать, Фекла Юстина Кржижановская, воспитывалась в дворянской семье и была управителем графини Людвики Скарбек. Родители Шопена поженились в 1806 году и после рождения сына семья переехала в Варшаву.
Существует версия, что среди предков Шопена были франкисты.
Уже ребенком Фредерик проявил яркие музыкальные способности; в возрасте семи лет он начал учиться играть на фортепиано, и в том же году был издан составленный им маленький полонез соль минор. Первые профессиональные уроки игры на фортепиано получил от виолончелиста Войцеха Живного, продолжавшиеся с 1816 до 1822 год. Вскоре Шопен стал любимцем аристократических салонов Варшавы.
Дальнейшим развитием Шопена занимался Вильгельм Вюрфель (род. Одна тысяча семьсот девяносто один в Богемии). Этот известный пианист и профессор Варшавской консерватории давал Шопену ценные (хотя нерегулярные) уроки органной музыки и, возможно, фортепиано. С +1823 к 1826 Года Шопена учился в Варшавском лицее, где его отец был профессором. Осенью тысяча восемьсот двадцать шесть юный музыкант начал изучать музыкальную теорию, фигурный бас и композицию с Йозефом Эльснером в Варшавской консерватории. В 1831 году он уехал из Польши в Вену, а затем поселился в Париже, где провел значительную часть жизни.
Карьера в Парижеправить
Шопен впервые посетил Вену на начале 1829, где давал концерт на фортепиано и получил первые похвальные рецензии. В следующем году он вернулся в Варшаву, где 17 марта во Национальном Театре дал премьеру своего Концерта для фортепиано фа минор. 1831 года Шопен покидает Польшу и поселяется в Париже. Там начинает работать над своими первыми скерцо и балладами, также начинает первый тетрадь этюдов. Тогда же у Шопена проявляется заболевания туберкулезом, с которым композитор бороться всю жизнь.
Начало и середина 1830-х в Париже были плодотворным временем композитора. Он завершил свои самые известные работы и регулярно давал концерты, которые должны бешеные отзывы. К 1838 году Шопен стал известным человеком в Париже. Среди его ближайших друзей был оперный композитор Винченцо Беллини и художник Эжен Делакруа. Его друзьями были также композиторы Гектор Берлиоз, Франц Лист и Роберт Шуман, и хотя Шопен иногда критиковал их музыку, все же посвятил им некоторые свои композиции.
Шопен и Жорж Сандправить
Фредерик Шопен в 1849 году
В 1836 году Шопен отправился в Чехию, чтобы увидеться с родителями. Находясь в Мариенбаде, он увлекся юной полькой Марией Водзиньською. Однако их помолвка была вскоре разорвана. Осенью того же года в Париже он познакомился с выдающейся женщиной — баронессой Дюдеван, которая имела в то время широкую литературную известность под псевдонимом Жорж Санд. Шопену было тогда 28 лет, мадам Санд — 34. Их союз длился восемь лет, причем большую часть этого времени они провели в семейном поместье писательницы в Ноане.
Зимой 1838—1839 годов, которая была прожита с Жорж Санд на Майорке, здоровье композитора значительно ухудшилось. Сочетание плохой погоды с беспорядком в домашнем хозяйстве, пожалуй, губительным образом подействовало на его уже затронутые туберкулезом легкие. В 1847 году отношения Шопена с Жорж Санд окончательно испортились в результате вмешательства музыканта в отношения его подруги со своими детьми от первого брака. Это обстоятельство вместе с прогрессирующей болезнью наполняла Шопена черной меланхолией. Последний раз он выступил в Париже 16 февраля 1848 года. Через восемь дней разразилась революция, повалила короля Луи Филиппа. Друзья композитора отвезли его в Англии, где, уже очень больной, он играл у королевы Виктории и дал несколько концертов — последний из них состоялся 16 ноября 1848 года.
Жизнь и творчество Фредерика Шопена
Шопен начал учиться музыке в раннем детстве и был замечен своими учителями как выдающийся талант. В 7 лет он дал свой первый концерт, а в 8 лет опубликовал свою первую композицию. В 1830 году Шопен переехал в Париж, где его талант был полностью раскрыт. Он был признан великим музыкантом и получил приглашение выступать на лучших концертных площадках Европы.
Творчество Шопена в основном связано с фортепианным жанром. Его произведения отличаются изысканностью, глубоким эмоциональным содержанием и техническим совершенством. Шопен создал множество полиритмических и полифонических композиций, которые стали классикой мировой музыки.
Особенностью творчества Шопена является его использование национальных мотивов и романтических тем. Его музыка полна глубоких чувств, мелодий и драматизма, отображая внутренний мир композитора и его переживания. Романтическая лиричность Шопена делает его музыку узнаваемой и привлекательной для слушателей.
Уже во время своей жизни Шопен завоевал популярность и признание как композитор и пианист. Он восхищал публику своим виртуозным исполнением и гениальными композициями. Увлеченностью его музыкой были такие великие композиторы как Шуберт, Лист, Берлиоз, Мендельсон и др.
Фредерик Шопен умер в возрасте 39 лет от туберкулеза, но его музыка осталась жить и стала наследием мировой классической музыки. Великолепные полифонические структуры и уникальные мелодии Шопена до сих пор поражают слушателей своей красотой и глубиной. Он оставил после себя богатое наследие и продолжает быть вдохновением для музыкантов и поклонников классической музыки.
Смерть
Здоровье Шопена, которое ухудшалось с каждым годом, окончательно было подорвано разрывом со своей возлюбленной Жорж Санд в 1847 году. После этого события, сломленный морально и физически, пианист начинает свое последнее турне по Великобритании, в которое он отправился вместе со своей ученицей Джейн Стирлинг. Вернувшись в Париж, он еще какое-то время давал концерты, но вскоре слег и уже больше не вставал.
Близкими людьми, которые были рядом с композитором все последние дни, стали его любимая младшая сестра Людвика и французские друзья. Фредерик Шопен умер в середине октября 1849 года. Причиной его смерти стал осложненный туберкулез легких.
По завещанию композитора его сердце было вынуто из груди и отвезено на родину, а тело захоронено в могиле на французском кладбище Пер-Лашез. Кубок с сердцем композитора и сегодня замурован в одном из католических храмов польский столицы.
Поляки настолько любят Шопена и гордятся им, что по праву считают его творчество национальным достоянием. В честь композитора открыто множество музеев, в каждом городе стоят памятники великому музыканту. Посмертную маску Фредерика и слепок с его рук можно увидеть в музее Шопена в Желязовой Воле.
В память о композиторе названо много музыкальных учебных заведений, в том числе и Варшавская консерватория. Имя Шопена с 2001 года носит польский аэропорт, который находится на территории Варшавы. Интересно то, что один из терминалов называется «Этюды» в память о бессмертном творении композитора.
Имя польского гения настолько популярно среди знатоков музыки и простых слушателей, что некоторые современные музыкальные группы пользуются этим и создают лирические композиции, стилистически напоминающие произведения Шопена, и приписывают им его авторство. Так в свободном доступе можно найти музыкальные пьесы под названием «Осенний вальс», «Вальс дождя», «Сад Эдема», настоящими авторами которых являются группа «Secret Garden» и композиторы Поль де Сенневиль и Оливер Тусен.
Вальс a-moll (op.34 №2)
Все три вальса ор. 34 названы «Большими блестящими», однако a-moll’ный резко выделяется на фоне двух других . Шопен особенно любил этот вальс – истинно польский, с ритмическими отзвуками куявяка и мазура. Он называл его «Меланхолическим вальсом». Его особый психологический настрой лучше всего определяется словом, которое сам Шопен смог найти лишь в своем родном языке – źal (жаль). Лист, стараясь объяснить это слово в своей шопеновской монографии, связывает его со всей судьбой польской культуры, с неутешной скорбью по невозвратимой утрате. Конечно, в музыке этого вальса нет трагизма a-moll’ной прелюдии; скорее, в ней чувствуется ностальгическая печаль, горечь разлуки с родным домом, романтическое томление по несбыточному идеалу.
Вальс начинается элегической темой, выразительность которой явно связана с народными истоками: «волыночный» бас, плагальные обороты, песенная простота мелодического рисунка. Тема звучит в «виолончельном» регистре в «обращенной» фактуре (мелодия под аккомпанементом). Мерное «покачивание» ритма придает ей сходство с колыбельной. Поскольку явные признаки вальса здесь отсутствуют, логично трактовать начальную тему как вступление.
Далее следует череда новых лирических тем, вносящих в музыку вальса мягкие, порой едва уловимые эмоциональные контрасты. В первой из них восхищает ритмически свободное орнаментальное варьирование мелодии (во втором проведении). Очень выразителен и переход 4-ой по счету темы из одноименного мажора в основную тональность (гармоническая вариация). Печальный колорит здесь подчеркнут неаполитанской субдоминантой. Композитор проводит всю серию тем дважды, после чего возвращается к первой, вступительной теме. Выполняя на этот раз роль завершения, она разворачивается более масштабно (в трехчастной форме вместо периода повторного строения).
Схема вальса:
вст. |
a |
b |
c |
c1 |
a |
b |
c |
c1 |
закл. |
16 т. |
20 т. |
16 т. |
16 т. |
16 т. |
20 т. |
16 т. |
16 т. |
16 т. |
|
8+8 |
8+12 |
8+8 |
8+8 |
8+8 |
8+12 |
8+8 |
8+8 |
8+8 |
|
a-moll |
a-moll |
C-dur |
A-dur |
a-moll |
a-moll |
C-dur |
A-dur |
a-moll |
a-moll |
Творчество в юности
В доме семьи Шопенов часто бывали известные представители прогрессивной части польской интеллигенции — писатели, художники, ученые. Это повлияло на быстрое духовное развитие юноши и трезвое восприятие им новых культурных явлений. С 1826 г. по 1629 г. он продолжал свое музыкальное образование в классе Эльснера варшавской Главной школы музыки.
В это время Фредерик сочинил несколько произведений, основные из них:
- несколько пьес;
- первая соната;
- вариации для фортепиано с оркестром на тему оперы «Дон Жуан» Моцарта.
После окончания Главной школы музыки Шопен и несколько его товарищей решились отправиться в Вену. Благодаря сопроводительным письмам Эльснера компания получила доступ в артистические круги города, а молодой пианист виртуозной игрой пробудил к себе сильный интерес. Новые венские друзья уговорили Фредерика дать концерт, который и состоялся в Императорском оперном театре 11 августа 1829 года.
Публика очень хорошо восприняла выступление молодого музыканта, особенно сильные овации получила композиция на польскую народную тему «Хмель». С еще большим успехом прошел и второй концерт в Вене, а музыкальные критики отметили, что приемы и манера игры Шопена значительно отличаются от общепринятых. Они направлены на желание творить музыку гораздо больше, чем на желание понравиться. В конце сентября вдохновленный успехом Фредерик вернулся на родину.
Примерно в это же время юноша познакомился с учащейся Варшавской консерватории Констанцией Гладковской. Юная певица стала его первой любовью, а новые прекрасные чувства вылились в написание одной из лучших песен с названием «Желание».
Добровольное изгнание
После посещения Вены стало понятно, что ничего уже не держит Шопена в Варшаве и ему пора отправляться в большое концертное турне. Пианист долго не мог решиться на этот шаг, терзаемый печальными предчувствиями умереть вдали от родины. С месяца на месяц откладывал он свой отъезд. Между тем политическая обстановка в Польше все накалялась.
11 октября Фредерик играл на прощальном выступлении, исполнив новый «Концерт ми-минор» и «Фантазию на польские темы», но только через три недели отправился во Францию.
Друзья, зная о нежелании Шопена покидать родную страну, подарили ему кубок с родной землей, а педагог Эльснер со своими учениками проводил его специально написанным хоровым произведением. Предчувствия оказались пророческими, покинув Польшу в двадцатилетнем возрасте, композитор прожил всю оставшуюся жизнь и умер вдали от нее.
Сначала Фредерик Шопен отправился в Вену, надеясь на повторный успех, но дать отдельный концерт так и не удалось. Влиятельные музыканты или боялись конкуренции, или оставались равнодушными к судьбе молодого человека.
Расставшись с иллюзиями, он принял предложение об участии в публичном совместном концерте в апреле 1831 года, после полугодичного проживания в Вене. Здесь он узнал о восстании в Польше против русского самодержавия.
Молодой композитор решил отправиться в Париж, но поляку не так легко было попасть во Францию. Только в июле 1831 года ему удалось получить паспорт до Лондона через Париж. На территории Германии, в Штутгарте, он получил информацию о подавлении восстания, и вернуться на родину стало невозможно. Под впечатлением таких драматических известий Шопен написал:
- цикл этюдов, наибольшую известность из которых получил Революционный;
- печальную прелюдию ля минор;
- мятежную прелюдию ре минор.
Это событие погрузило преданного поляка в отчаяние. Свою тревогу, гнев и скорбь он выразил в музыкальных произведениях.
Иоганнес Брамс
Один из самых влиятельных композиторов эпохи романтизма, Иоганнес Брамс, родился 7 мая 1833 года в Гамбурге. Его отец был профессиональным музыкантом. Карьера его в Гамбурге складывалась весьма успешно. Мать Брамса была на семнадцать лет старше мужа. Сына она родила, когда ей было 44 года.
Брамс с самого раннего возраста демонстрировал удивительные музыкальные способности. Первоначально его обучал отец, но уроки фортепиано он брал у Отто Фридриха Виллибальда Косселдя, а затем у Эдуарда Марксена и Карла Марии фон Боклета. Финансовое положение семьи было нестабильным. Брамс довольно рано начал вносить свой вклад в семейный бюджет — он играл на пианино в портовых тавернах и борделях. Музыкальная репутация Брамса росла. В возрасте 19 лет он совершил первое концертное турне, в ходе которого познакомился со скрипачом Йозефом Иоахимом и композитором Францем Листом. Впрочем, отношения Брамса с Листом несколько испортились, когда Брамс уснул во время исполнения сонаты си минор Листа!
Брамс за чаем
Иоахим дал молодому Брамсу рекомендательное письмо к жившему в Дюссельдорфе Роберту Шуману. Шуман восторженно писал о появлении нового великолепного таланта в «Новой музыкальной газете». Брамс поселился в семье Шуманов. Он очень сблизился с женой композитора Кларой и его детьми. В 1854 году Шумана поместили в психиатрическую лечебницу. После его смерти Брамс принял на себя заботу о его семье, хотя характер его отношений с Кларой Шуман неясен. В 1859 году он какое-то время ухаживал за Агатой фон Зибольд, но так и не женился.
Хотя Брамс с юности пробовал себя в композиции, ранние свои сочинения уничтожил. Серьезную композиторскую карьеру он начал в конце 50-х годов XIX века. В 1862 году Брамс впервые посетил Вену, а год спустя постоянно поселился в этом городе. В 1865 году умерла мать композитора, и это событие послужило толчком для написания первого крупного произведения — «Немецкого реквиема». Реквием был впервые исполнен в 1868 году в Бремене.
Успех этого исполнения укрепил репутацию Брамса. Двадцать лет его сочинения пользовались огромной популярностью. Брамс написал четыре симфонии и множество камерных произведений. В 1890 году он решил отойти от сочинительства, но все же создал еще несколько трудов, в том числе четыре опуса специально для знаменитого кларнетиста Рихарда Мюльфельда: трио для кларнета и струнных, квинтет для кларнета и струнных и две сонаты для кларнета. Брамс умер в Вене 3 апреля 1897 года.
Интерьер дома Брамса, Вена