Характеристика и образ лойко зобара в рассказе горького макар чудра сочинение

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году была написана поэма «Цыганы»?</h3>

    • <label>1822 г.</label>
    • <label>1823 г.</label>
    • <label>1824 г.</label>
    • <label>1825 г.</label>

(новая вкладка)

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Пушкин
  4. Алеко в поэме Цыганы

Алеко – главный герой в поэме Пушкина Цыганы. Как ни странно, но сам Алеко цыганом не является и не становится таковым, хотя и перенимает повадки этого народа.

После того как цыгане приютили Алеко, он начинает зарабатывать по деревням развлечениями с медведем – типично цыганский заработок. Помимо этого он страстно любит Земфиру, девушку которая его привела в табор и с которой он завязал свои отношения. По сути, он получает свой новый дом, но в действительности остается человеком цивилизации.

Этот герой гордый и ревнивый. Он свободолюбив, но не признает ни чьей другой свободы. Собственно, он не признавал этого и когда проживал в городе, мы можем только домыслить, но, вероятно, он скрывается от властей после совершенного преступления, к которому привела его пылкость.

Если бы Алеко полностью стал цыганом, то внял бы словам старого цыгана, который рассказывал о любви женщин своего народа (они свободны выбирать и даже от старого цыгана тоже ушла супруга, полюбив другого) и понял бы Земфиру. Если он ищет свободы для себя, то следовало бы принять и возможность свободы для других, в частности возможность свободы выбора Земфирой своего возлюбленного. Земфира – молодая девушка, которая, хотя и является частью молодой семьи, не станет обманывать себя и собственные чувства, если она полюбила молодого цыгана, то отправляется вслед за своим чувством и начинает новые отношения.

Алеко представляет собой гордого европейца, который относится ко всему довольно высокомерно. Тем не менее, он – достойный человек, ведь крепко любит свою избранницу и не собирается отступать от собственного выбора. Отсутствие взаимности со стороны молодой цыганки приводит Алеко к совершению нелицеприятного поступка, который оборачивается его изгнанием.

Художественные особенности и стиль произведения.

Пьеса Гончарова «Горе от ума» является самым выдающимся произведением. Кроме этого произведение является актуальным и интересным еще и благодаря его изложению и стилю. Раньше в его стиле никому не удавалось писать, и язык был неинтересным и искусственным, но только Грибоедову удалось рассказать прямым и простым языком. Здесь находится огромное количество разных остроумных языков. Многие высказывания постепенно превратились в пословицы, которыми пользуются все. Еще в этой пьесе используется необычная и непривычная художественная форма. А все, потому что здесь присутствуют новаторские и традиционные элементы. Автору пришлось сочетаться с классицизмом и со всеми его правилами и законами. И ни в коем случае не нужно забывать про время, место и действие.

Кроме этого для того чтобы описать каждого из героев он использует индивидуальный стиль. Есть герои, у которых имеются недостатки, но здесь они высмеиваются в положительной форме.

Также здесь имеются и выражения, которыми пользуются только в Москве.

В произведении сочетаются сразу два конфликта, которые никто не может разрушить и решить их никак нельзя. Кроме этого здесь существует любовный треугольник, который также является не решаемым. А также у многих героев имеется фамилия, которая говорит сама за себя. Вот только невозможно распознать характер каждого героя и это раскрывается только во время прочтения произведения. А как известно профессиональным писателям, для того чтобы сделать произведение высоким нужно создать типичных героев и типичные ситуации для них.

Кроме этого автор не очень равнодушно и неоднозначно относится к одному из своих героев, им является Чацкий. Оказывается, он не является положительным и идеальным героем. Это обычный человек, у которого имеются положительные и отрицательные стороны. Больше всего на свете ему нравится находиться в одиночестве. Но бывают и моменты, когда он бросается в самое пекло и ему хочется сражаться со всем миром. Фамусов разговаривает на старинном языке и порой многие люди его просто не понимают. Чацкому больше всего на свете нравится добавлять практически к каждому своему слову частичку с.

Любовь, смерть, свобода

Это была трагическая история о невозможности соединения двух любящих сердец, ставящих выше всего личную свободу. Радда и Лойко привыкли ко всеобщему вниманию, выделяющему их из окружения. Такое отношение предопределяло особый статус, который герои принимали как должное.

Судьбе было суждено свести две противоречивые и страстные натуры. Каждый постарался занять первенствующее положение, ожидая, что другой поступится принципами свободы и независимости. Ослепленные гордыней, они даже не пытались найти приемлемый для обеих сторон вариант отношений, поэтому предпочли взаимным уступкам смерть.

Гордая красавица

В таборе, с которым кочевал рассказчик, была прекрасная молодая цыганка Радда, посушившая много «сердец молодецких». Это была дочь солдата Данилы, воевавшего с Кошичем за свободу Венгрии. Кроме исключительной красоты Радда выделялась:

  • независимостью;
  • высокомерием;
  • быстротой на острое словцо;
  • желанием первенствовать всегда и во всем.

Кочевую свободу она ставила гораздо выше материальных благ, поэтому безоговорочно отвергала потуги богатых «господарей» заполучить ее расположение. Один из безумно влюбившихся в нее «магнатов» был готов пожертвовать ради женитьбы на красавице половину своего состояния, но получил отказ. Радда образно сравнила себя с орлицей, а неудачливого жениха — с вороном, и спросила, что бы из этого стало.

Даже полюбив Лойко, упрямая цыганка всячески подтрунивает над ним и унижает на глазах всего табора. Она согласна выйти замуж за Зобара, но только в случае, если он откажется от своей вольной жизни и будет принадлежать ей одной «и душой, и телом».

Другое условие Радды включало совершение предложения по обряду, принятому «в старину у черногорцев», когда жених на глазах у всех низко кланялся невесте и целовал ее правую руку. Это должно было указывать на право первенства в будущей семье.

Молодая цыганка понимала дикость выходки, которая не имела прецедента «у цыган никогда» и, зная горячий нрав Лойко, могла предполагать последствия. Предположение подтверждается ее предсмертной фразой: «Я знала, что ты так сделаешь». Однако гордость возобладала над всеми остальными чувствами и самим разумом.

Конокрад и сердцеед

Образ Лойко Зобара рассказчик описывает с особым ударением на его независимость от людей и обстоятельств. Удалой цыган любил только хороших коней и «ничего больше». Если ему нравилась какая-то лошадь, то хоть стереги ее «полк солдат», Лойко будет гарцевать на ней.

Не было у него ничего «заветного». Кони у Зобара не задерживались. Наскучив, продавались без сожаления, а деньги раздавались — «кто хочет, тот и возьми». Ничего не жалел и был чрезвычайно щедр Лойко, так что, если бы кто попросил у него сердце, так и его вырвал бы и отдал.

Все таборы знали Зобара, но ни к одному из них он не принадлежал. Покорил и разбил он много женских сердец, но ни одна красавица не нашла места в его душе.

В окрестных деревнях было много людей, ищущих смерти молодого цыгана и за украденных коней, и за девичий стыд, но только ничего не могли поделать они с тем, кто не имел в сердце страха. Он бы и чертям дал «по пинку в рыло», приди они к Лойко с претензиями.

Нашла коса на камень

Встреча двух людей, главной жизненной ценностью которых была вольная воля, не предвещала ничего доброго. Если Радда в первый момент была настроена миролюбиво и даже похвалила игру героя на скрипке, то Лойко решил использовать это, чтобы перехватить инициативу, образно описав материалы, пошедшие на изготовление скрипки, — грудь и сердце прекрасной девушки.

С этой минуты и до момента убийства, по словам Макара Чудры, главные герои непрестанно пикировались, словно доказывая свой приоритет. Первым не выдержал Лойко. Он попросил у Данилы руки дочери, а потом обратился с предложением к Радде.

Молодой цыган ставил только одно условие будущей жене — не перечить его воле. Но та дерзко подсекла его ременным кнутом и сбила с ног. Обескураженный Лойко уходит, волоча «нога за ногу». Его находит Радда и ставит свои жесткие условия.

На другой день Зобар, «страшно похудевший за ночь», приходит в табор и на глазах у всех убивает возлюбленную, не в силах ни вырвать любовь к девушке из сердца, ни изменить идее свободы. Потом он сам спокойно принимает смерть от отца Радды и отправляется «догонять» ту, что так безумно любил.

. И заставлял плясать на раскаленном железе!

«Красные поляны» сделали свое дело: во-первых, Григоре «заболел» кино, а во-вторых, его заметили режиссеры. За три года он сыграл в 8 картинах, в том числе и у Лотяну — в «Лаутарах». А потом режиссер вновь позвал его на съемки — он начинал работу над фильмом «Табор уходит в небо». Чтобы достоверно сыграть Лойко Зобара, Григоре пришлось по приказу режиссера прожить несколько недель в настоящем цыганском таборе, где каждый день начинался с песен и веселых плясок, а заканчивался водкой, драками и кровью. И во время съемок режиссер не жалел ни его, ни Светлану Тому: во время знаменитого танца двух влюбленных под их босыми ногами находился раскаленный лист железа, который не попадал в кадр. Так Лотяну добивался неподдельной страсти и отчаяния во взглядах героев.

Особенности языка комедии Грибоедова Горе от ума

Пьеса «Горе от ума» смогла подчеркнуть выдающийся талант русского классического драматурга Александра Сергеевича Грибоедова. Ее литературная значимость выражается именно в особенности языка комедии, в стихах и высказываниях.

Еще задолго до выхода в свет пьесы Грибоедова, этот язык, язык русской комедии, был явно наполнен искусственностью, с большим вхождением галлицизмов. Явным примером этого является комедия Фонвизина «Недоросль», в которой автор каждый раз подчеркивает свой фирменный стиль.

В отличие от Фонвизина, Александр Сергеевич Грибоедов представляет иной, более простой язык комедии, полный четко выраженного остроумия для каждого из входящих в пьесу персонажей, отдельных личностей, которые автор пытался раскрыть в своей комедии.

Удивительно что именно меткость Грибоедова и его выразительность комедийного языка стали, пожалуй, настоящим достоянием литературного языка, многие великие высказывания автора, стихи и фразы обрели новую жизнь вне пьесы, стали жизненными пословицами и цитатами на долгие времена. Подобным стилем живого разговорного языка комедии владел лишь один писатель после Грибоедова – всем известный великий Александр Сергеевич Пушкин.

Грибоедов смог заменить обыденную книжность комедии потоком живой разговорной речи, что было сделать достаточного трудно, и что являлось настоящей, огромной проблемой для писателей былой декабристкой эпохи.

Каждый персонаж пьесы обладал особым мастерством высказывания и этот стиль был индивидуальным. К примеру, Скалозуб был кроток на фразы, его речь являлась отрывочной, с большим вхождением слов из военной тематики. Молчалин, подобно Скалозубу, был молчалив, его немногословная речь насыщена жеманными оборотами. Большая московская барыня Хлестовая имела, на удивление, выдержанную речь, по которой можно явно понять примитивную культуру. Явным отличием от других персонажей является Лиза, речь которой автор наполнил живым языком комедии, просторечием.

Фамусовская Москва, описанная Александром Сергеевичем, где переплетаются люди разных веков, целых поколений, разговаривает с фирменным московским наречием, но при этом, читателю довольно сложно отличить речь горничной от роскошной барыни. А все потому что московское наречие обладает реалиями, является простым, однообразным, даже можно сказать повседневным и материальным.

Проблематика

История создания

Анализ рассказа Песчаная учительница Платонова

Рассказ А.П.Платонова «Песчаная учительница» был создан в 1926 году. Впервые это произведение было напечатано в сборнике «Епифанские шлюзы» и в газете «Литературные среды» в 1927 г.

Основной мыслью рассказа «Песчаная учительница» является проблема выбора, вставшего перед героиней. Чтобы достичь какой-то поставленной цели, необходимо обладать не только решимостью, но и мудростью смириться с жизненными обстоятельствами.

Главным персонажем рассказа «Песчаная учительница» является двадцатилетняя Мария Нарышкина. В возрасте 16 лет отец увез ее в областную столицу на педагогические курсы. Спустя 4 года Марию Никифоровну в должности учителя направили в село Хошутово, где и происходит действие произведения.

Главной бедой тамошнего села являлись песчаные бури. Тамошние крестьяне были настолько бедны, что детям было нечего одеть, и они голодали. Ребята часто пропускали школу. Беднякам не хватало еды, дети худели, стремительно теряв интерес к учебе, а потом умирали.

Когда из класса умерло двое детей, учительница поняла, что надо что-то менять. Она пришла к выводу, что здешним крестьянам не нужна другая наука, кроме той, которая помогла бы победить злосчастные пески и превратить пустыню в живую землю.

Мария Никифоровна поехала в округ попросить в помощь учителя песчаной науки, но поняла, что никто не поможет кроме нее самой. Учительница смогла убедить крестьян в необходимости посадки кустарников, способных задерживать пески. По прошествии 2 лет зеленые кустарники зеленели вокруг орошаемых огородов. Из прутьев растений крестьяне плели различные изделия, помогающие выручить дополнительные деньги. Однако на третий год случилась беда. Раз в 15 лет проходили через здешние места кочевники с тысячей лошадей. Вскоре здесь ничего не осталось, ни воды, ни зеленых насаждений. Но Мария Никифоровна научила местных жителей побеждать пески. Они снова посадят зеленые насаждения после ухода кочевников.

Спустя время Марию Нарышкину перевели в село Сафуту, чтобы и осевших кочевников, проживающих там обучить борьбе с песками. Перед тем как уехать, учительница встает перед выбором – отдать свою молодость борьбе с песками в отдаленной местности или отказаться и пытаться устроить свою личную жизнь. Ведь она молода, а у нее ни мужа, ни детей. Но Мария Никифоровна едет, отказавшись тем самым от личной жизни ради общественного блага.

Экранизации

Джонни Уитакер в роли Тома Сойера

Роланд Демонжо в роли Тома Сойера

Федор Стуков в роли Тома Сойера

Говорухин собрал на съемочной площадке актеров с именем. Персонажей американской книги сыграли Екатерина Васильева (тетя Полли Сойер), Ролан Быков (Мефф Поттер). Роль возлюбленной Тома – Бэкки – исполнила дочь Андрея МироноваМария Миронова. Съемочную группу помотало по свету: география создания фильма включила Украину, Кавказ, Абхазию, а в образе реки Миссисипи убедительно предстал Днепр.

Владислав Галкин в роли Гекльберри Финна

Луис Хофманн в роли Тома Сойера

Продюсер Борис Шенфельдер говорил в интервью:

Задуманное получилось воплотить вполне удачно.

Джоэл Кортни в роли Тома Сойера

Популярные сегодня темы

Н.В. Гоголь — это не только великий писатель и драматург, но и литературный новатор. Под его пером появились оригинальные произведения, отличающиеся от всего, что было до.

Ярчайшим образом человека, сжигаемого любовной страстью, которая станет причиной его предательства и страшного конца, предстаёт перед читателем образ главного героя повести Гоголя

Одним из основных персонажей произведения является Лойко Зобар, представитель цыганского племени. Писатель представляет Лойко в образе молодого, красивого цыгана с ясными светящимися глазами

Мы живём в социуме, то есть в обществе, а поэтому этот социум оказывает на нас влияние. Мы зависим от мнения других людей, от общественного мнения. Что это такое?

Том учится в школе, где учитель часто наказывает его за его проказы. По воскресеньям он ходит в воскресную школу, что он воспринимает как сущее наказание.

Том очень энергичный. Он редко о чем-либо задумывается, живет эмоциями. Очень впечатлительный. Большой фантазер. Склонен к театральности. Обожает приключения. Из-за тяги к ним Том иногда попадает в очень опасные ситуации.

Том любит прихвастнуть, пустить пыль в глаза, стремится выглядеть в глазах окружающих героем. Его идеал – это благородный разбойник Робин Гуд. Том мечтает быть таким.

С друзьями Том играет в пиратов, разбойников и индейцев. В поисках романтических приключений он частенько убегает из дома.

Ничто не оставляет его равнодушным, ему есть дело до всего: до жука, до клеща, до дохлой кошки, до алебастровых шариков и т.д. – всего не перечислить.

Том влюбчив. Девочку, в которую он очень сильно влюблен, зовут Бекки Тэчер.

Самое лучшее, что есть в Томе – это его смелость, решительность и великодушие.

Гекльбери Финн – беспризорник, ровесник Тома и близкий его приятель. Все взрослые в городе шарахаются от него и запрещают своим детям водиться с ним, а все дети его обожают. Он не ходит ни в школу, ни в воскресную школу.

У Гекльбери есть отец, но он пьет, бродяжничает и не занимается сыном. Гекльбери живет на улице, ночует то на ступеньках чьих-то домов, либо, как Диоген, в бочках; он ходит в лохмотьях, курит и делает все, что ему заблагорассудится. И такая жизнь ему по душе, жить по-другому он не хочет.

Бекки Тэчер – дочь судьи, девочка из благополучной семьи, в которую влюблен Том. Она очень хорошенькая, она тихоня, старается хорошо учиться, в общем, — образец женственности.

Индеец Джо – преступник, убийца. Он убивает молодого врача – доктора Робинсона. Способен на любую подлость. После того как Том открывает суду, что доктора Робинсона убил именно он, а не тот, на кого индеец Джо пытается свалить вину, индеец Джо становится смертельным врагом Тома и Гекльбери. Погибает в пещере.

Всего Марк Твен написал о Томе Сойере 4 произведения. Пятое осталось незаконченным. Сложнее всего ему далась первая книга – начав в 1872 году, писатель завершил повесть к 1875 году. В романе описаны реальные сцены с детства автора, когда в мир безмятежных мечтаний ворвались взрослые проблемы. Марк Твен рассказывал, что сам, как и герои произведения мечтал отыскать клад, стать морским путешественником и на плоту уплыть далеко.

2 вариант

Ранний Максим Горький описал молодого цыгана по своему стилю и обычаю. В романтическом рассказе образ Лойко описывается Макаром Чудрой. Дерзкий и удалой Зобар является противоположностью окружающих людей.

Главный герой произведения страстно любил лошадей, а также часто их крал. У него не было ни единой мечты, он просто по любому случаю умыкал понравившегося скакуна. Парень старался получить все, чего душа пожелает. Но при этом, никогда не платил. Хоть цыган и был вором, он никогда не отличался такими негативными качествами как алчность и жадность. Напротив, он был отличным собеседником, а также надежным, добрым и щедрым человеком.

У Лойко Зобара был один замечательный талант – умение производить пронзительные мелодии на скрипке. Своей игрой он завораживал всякого на своем жизненном пути. А когда тот начинал петь, замирала душа и лились слезы радости.

Могучий и бесстрашный Макар (как и сам Горький) явно восхищается главным героем, которому, кажется, все по плечу. Его жизнь была свободной и независимой, пока не случилась беда. Молодой парень влюбился в гордую и прекрасную цыганку, по имени Радда. Девушка пленила его с первого взгляда.

Зобар всеми силами пытался понравиться дочери Данилы-солдата и влюбить в себя

Он исполнял перед ней замечательные песни, чтобы хоть как-то привлечь ее внимание. Но та реагировала на них лишь насмешками и всячески издевалась

Цыгане из табора, наблюдая за этим, не вмешивались в отношения молодых людей. Они лишь поговаривали, что ничем хорошим это не кончится.

Позже красавица все же призналась во взаимной любви. Хотя не желает променивать волю на замужество. В конечном итоге девушка находит выход: она предлагает любимому пройти испытание. Он должен уклониться перед ней при всем народе, а также поцеловать ее руку. Если Лойко согласится выполнить ее просьбу, то она выйдет за него.

Тогда цыгану предстоит сделать серьезнейший выбор: сломиться и быть со своей возлюбленной, или же отказаться от девушки своей мечты и остаться «вольной птицей». Через всю свою боль и отчаяние, Зобар убивает ножом дерзкую цыганку, тем самым подчеркивая, что свобода для него важнее.

В этом и заключалось испытание. Парень доказал, что он, так же как и Радда, имеет невероятную гордость и решительный характер. Поэтому она погибает, даря ему последнюю улыбку. А скоро, от того же ножа, умирает и Лойко, которого заколол Данило-солдат, отомстив за единственную дочь.

Конфликт

Главный конфликт произведения – свобода и рабство. Рассказ пронизан столкновением двух принципиально разных мировоззрений: людей кочевого образа жизни и оседлого. Именно этот конфликт становится стимулом к воспоминанию легенды о Лойке Зобаре. Одни ценят свободу, и внутреннюю, и внешнюю, что выражается в отказе от владения материальными богатствами и независимости от кого-либо. Невозможность подчиниться объясняется гордостью и чувством собственного достоинства. Любое преклонение такому человеку видится рабством, с которым вольная душа никогда не согласится.

Такое отношение к жизни привело к гибели двух молодых людей, продолжающих вызывает восхищение и после смерти. Радда призналась, что любит Лойку, но всё же свободу – больше него. Страстно любящий цыган не мог примириться с таким откровением: он не мог лишиться воли ради того, кто не может пойти на ту же жертву.

Выбрал самую красивую и самую неприступную женщину

Девушки были от него без ума — еще бы, такой красавец, с огненным взглядом и невероятным магнетизмом! Но ему не нужны были многочисленные поклонницы. У него появилась «дама сердца», для завоевания которой он приложил все силы. Григоре Григориу выбрал самую красивую, самую гордую и самую неприступную, — совсем как его герой Лойко Зобар. На одной сцене с ним играла Екатерина Ботнарюк. Кто только не ухаживал за красавицей актрисой! Среди воздыхателей был даже Петр Лучинский, который впоследствии станет президентом Молдовы. Девушка никому не отвечала взаимностью

Единственным, кому удалось привлечь внимание Екатерины, стал Григоре. 24-летняя актриса вскоре влюбилась в 19-летнего провинциала, решившего стать звездой

Сыграли свадьбу, родились двое сыновей — сначала Октавиан, потом Траян. Молодому актеру казалось, что быть еще счастливее, чем он, невозможно.

История создания

Рассказ «Макар Чудра», анализ которого вы можете прочитать в этой статье, был написан Алексеем Пешковым в 1892 году, когда он находился в Тифлисе. В то время писатель как раз активно общался с членами революционного движения, в первую очередь, с Александром Калюжным.

Калюжный всегда внимательно слушал рассказы юноши о его странствиях, каждый раз предлагал ему записывать их, чтобы потом можно было оформить в рассказ или повесть. Калюжный стал одним из первых, кому Пешков показал рукопись рассказа «Макар Чудра». Революционер воспользовался своими знакомствами среди журналистов и пристроил произведение в журнал «Кавказ». Решающую роль в этом сыграл публицист Цветницкий.

Спустя много лет, в 1925 году, Горький с теплотой вспоминал о своем литературном дебюте в письме Калюжному. Он отмечал, что многим ему обязан, что получил толчок, благодаря которому вот уже 30 лет верно и преданно служить отечественному искусству.

Рассказ «Макар Чудра» начинается с описания романтической ночи у моря. На берегу горит костер, возле огня сидит старый цыган, которого зовут Макар Чудра. Именно он и рассказывает писателю увлекательную историю о вольном цыганском народе. При этом Макар всячески призывает окружающих беречься от любви. По его словам, полюбив раз, человек навсегда теряет волю. В подтверждение своих слов он рассказывает быль, которая и легла в основу этого рассказа.

В рассказе «Макар Чудра» главный герой — молодой цыган по имени Лойко Зобар. Его знали во многих европейских странах, в которых он прослыл знатным конокрадом. В Чехии, Венгрии и Словении многие мечтали отомстить ему за уведенных лошадей и даже убить. Кони же были его главной страстью в жизни, деньги он зарабатывал легко, не ценил их, мог сразу отдать любому нуждающемуся.

События начали развиваться вокруг табора, который остановился в Буковине. Там была прекрасная девушка Радда, разбившая уже не одно сердце. Красоту ее нельзя было описать словами, многие молодые люди мечтали о ней, а один богач даже бросал пачки денег к ее ногам, упрашивая выйти за него. Все было тщетно. Радда всегда твердила только одно. Орлице не место в гнезде воронья.

Главные герои и их характеристика

Первым в этом рассказе перед нами предстаёт образ Макара Чудры. Чувствуется авторское восхищение этим мужчиной: писатель неоднократно апеллирует к тому, что герою уже 58 лет, но он по-прежнему сохраняет своё могучее телосложение. Его беседа с молодым человеком напоминает философский диалог самодовольного мудреца с учеником. Главный тезис Макара Чудры – ты сам себе жизнь. Лучше быть свободным от предубеждений, а не прислушиваться к мнимым наставлениям. Эталоном такой вольной и независимой личности для него является Лойко Зобар.

Этот молодой цыган был невероятно добрым и талантливым, его гордость не перерастала в гордыню: это была искренняя радость свободе, возможности наслаждаться просторами этого мира. Его преступление не было вызвано опасением, что скажут другие цыгане. Нет, это не такой персонаж. Любовь вытеснила страсть к воле, но Радда не испытывала того же чувства к Лойке, чтобы заполнить собою место былой жизни в его сердце. Молодой человек не смог пережить это горе, другого исхода быть не могло: путь унижений – не для гордого цыгана, тоска по возлюбленной – не для горячего сердца.

История создания

Образ старого цыгана

Рамочная композиция, которую использует Горький, позволяет усилить реализм произведения. В общее повествование, ведущееся от лица Макара Чудры, вплетаются его же воспоминания о событиях десятилетней давности, превратившиеся в легенду о трагической любви красавицы Радды и удалого цыгана Лойко Зобара. Эти трое и являются главными действующими лицами романтической истории. Происшествие, свидетелем которого стал рассказчик, должно, по его мнению, свидетельствовать об опасности любой сильной привязанности и предметной зависимости:

  • к другому человеку;
  • месту;
  • религиозным и социальным догматам.

Описание портретного образа рассказчика проникнуто природной силой и свободой. Его жизнь и состояние души можно определить одной цитатой: «слева — безграничная степь, справа — бесконечное море».

Вся жизнь Макара Чудры прошла в странствиях. Он повидал столько, что если изложить на бумаге, рукопись не уместилась бы в «тысячу торб». Главное жизненное кредо старого цыгана: «иди — и все тут». Любая остановка приводит к мысли «Зачем живу?», на которую он сам не находит ответа, а уже существующие его не удовлетворяют. Он считает, что любой человек:

  • независим от других и самодостаточен;
  • «знает, что ему нужно», а потому не нуждается в учении;
  • должен перестать быть рабом и познать вольную жизнь.

Макар поучает слушателя воздерживаться от любви к женщине, парализующей свободу воли и забирающей «всю душу». В подтверждение своих слов он поведал собеседнику «одну быль». Запомнив ее, можно всегда оставаться «свободной птицей».

Раскрытие проблем , Горький поднимает следующие проблематики в произведении:

  1. Эгоизм. Зобар и Радда очень сильно любили себя, чтобы допустить проявления этого чувства к другому человеку. Потому им было трудно сойтись, не ранив друг о друга.
  2. Жестокость. Автор рассказывает читателю о свободном человеке, поступки которого вряд ли гуманны. Эгоистичная девушка, которая заставила Лойко унизиться перед табором, молодой человек также жесток, поскольку убил красивую Радду, жесткость проявляется и в Данило, зарезавшего Зобара ножом в спину. Как считает писатель, это неотъемлемая часть жизни отдельных этносов.
  3. Гордыня. Оба главных героя не обрели счастья, проиграв сражение со своей гордостью. Любовь для них являлась сражением, и никто не хотел проиграть, это и привело их к такому грустному концу.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: