г) Последнее десятилетие жизни.
Произведения последнего
десятилетия жизни Шуберта очень разнообразны. Он пишет симфонии, сонаты для
фортепиано, квартеты, квинтеты, трио, мессы, оперы, массу песен и много другой
музыки. Но при жизни композитора его произведения исполнялись редко, а большая
часть их так и осталась в рукописях. Не располагая ни средствами, ни
влиятельными покровителями, Шуберт почти не имел возможности издавать свои
сочинения. Песни, главное в творчестве Шуберта, считались тогда более пригодным
для домашнего музицирования, чем для открытых концертов. По сравнению с
симфонией и оперой песни не причислялись к важным музыкальным жанрам. Ни одна
опера Шуберта не была принята к постановке, ни одна из его симфоний не была
исполнена оркестром. Мало того: ноты его лучших Восьмой и Девятой симфоний были
найдены лишь много лет спустя после смерти композитора. А песни на слова Гёте,
посланные ему Шубертом, так и не удостоились внимания поэта.
Робость, неумение устраивать
свои дела, нежелание просить, унижаться перед влиятельными лицами были также
немаловажной причиной постоянных материальных затруднений Шуберта. Временами
Шуберт не имел даже фортепиано и сочинял без инструмента
Материальные
трудности не мешали ему сочинять музыку.
д) Шуберт и граф Эстерца.
В
1818 г. Шуберта заметил могущественный граф Эстерца. В первый раз в своей жизни
Шуберт выехал за пределы города, в котором родился, проводя летние месяцы
следующих двух лет, преподавая двум дочерям графа в Злеcе, 100 милями от Вены.
Однако граф не смог подобрать Шуберту постоянной работы и в вопросе обеспечения
себя (небольшим) доходом он полагался на шубертиады. В конце концов, одна из
его работ (одна из двух Увертюр в итальянском стиле) была профессионально
поставлена, также ему заплатили за сочинение оперы Die Zwillingsbruederе
(«Близнецы»). Но вплоть до 1821 г. ни одна из его работ не была
опубликована, и лишь под давлением многочисленных друзей Шуберта на издателя
они начали выходить. Фактически, за всю жизнь Шуберта было опубликовано лишь
187 его песен и несколько других произведений. И все же венцы узнали и полюбили музыку Шуберта, которая
сама пробила путь к их сердцам. Подобно старинным народным песням, передаваясь
от певца к певцу, его произведения постепенно приобрели почитателей. Это не
были завсегдатаи блестящих придворных салонов, представители высшего сословия.
Как лесной ручеек, музыка Шуберта нашла себе путь к сердцам простых жителей
Вены и ее предместий. Большую роль сыграл здесь выдающийся певец того времени
Иоганн Михаэль Фогль, исполнявший песни Шуберта под аккомпанемент самого
композитора. Необеспеченность, непрерывные жизненные неудачи тяжело отразились
на здоровье Шуберта. Организм его был истощен. Примирение с отцом в последние
годы жизни, более спокойная, уравновешенная домашняя жизнь уже не могли ничего
изменить. Прекратить сочинять музыку Шуберт не мог, в этом был смысл его жизни.
Но творчество требовало огромной затраты сил, энергии, которых становилось с
каждым днем все меньше.
в) Песни Шуберта.
Стихией Шуберта была песня. В
ней он достиг небывалых высот. Они занимают в творчестве Шуберта главное место.
И не только по количеству. Именно песни наиболее ярко отразили все то новое,
что внес композитор в музыку. Жанр, ранее считавшийся незначительным, он возвел
в степень художественного совершенства. А, сделав это, пошел дальше — насытил
песенностью камерную музыку — квартеты, квинтеты, — а затем и симфоническую.
Соединение того, что казалось несоединимым, — миниатюрного с масштабным, малого
с крупным, песенного с симфоническим — дало новое, качественно отличное от
всего, что было раньше, — лирико-романтическую симфонию.
Ее мир — это мир простых и
интимных человеческих чувств, тончайших и глубоких психологических переживаний.
Это исповедь души, выраженная не пером и не словом, а звуком.
Все новое в песнях было
порождено изменившимися условиями жизни общества того времени. На смену герою
произведений Бетховена – борцу за справедливость и независимость народов –
приходит скромный и незаметный герой Шуберта. Он вынужден ограничиться
интересами лишь своей личной жизни, в которой стремиться найти и счастье и
радость. Герой Шуберта простой человек. Он глубоко несчастен. Все его мечты и
надежды неосуществимы. Единственным, верным и неизменимым его другом, которому
он поверяет все свои мысли, является природа. Поэтому образы ручейка, леса,
цветов, птиц неизменно присутствуют в песнях Шуберта. Они окружают героя песен,
сопутствуют ему в его странствиях, делят с ним радости и печали.
Песни Шуберта были необычны и по
характеру мелодии, нередко напряженной, динамичной. Критики отмечали, что
композитор «слишком часто жертвует красивой кантиленой ради правды
выражения».
Песенный цикл «Прекрасная
мельничиха» яркое тому подтверждение. Шуберт написал его на стихи
немецкого поэта Вильгельма Мюллера. «Прекрасная мельничиха» —
вдохновенное творение, озаренное нежной поэтичностью, радостью, романтикой
чистых и высоких чувств.
Цикл состоит из двадцати
отдельных песен. А все вместе они образуют единую драматическую пьесу с
завязкой, перипетией и развязкой, с одним лирическим героем — странствующим
мельничным подмастерьем.
Впрочем, герой в
«Прекрасной мельничихе» не один. Рядом с ним действует другой, не
менее важный герой — ручей. Он живет своей бурливой, напряженно-изменчивой
жизнью.
Музыка
Когда звонкий мальчишеский голос Шуберта стал ломаться, молодой композитор по понятной причине был вынужден покинуть Конвикт. Отец Франца мечтал, чтобы тот поступил в учительскую семинарию и пошел по его стопам. Шуберт не смог противостоять воле своего родителя, поэтому после окончания учебы стал работать в школе, где преподавал азбуку младшим классам.
Однако человеку, чья жизнь заключалась в страсти к музыке, благородный учительский труд был не по душе. Поэтому между уроками, которые вызывали у Франца одно лишь презрение, он садился за стол и сочинял произведения, а также изучал труды , и Глюка.
В 1814 году он написал оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор. А уже к 20 годам Шуберт стал автором по крайней мере пяти симфоний, семи сонат и трехсот песен. Музыка не оставляла мысли Шуберта ни на минуту: талантливый сочинитель просыпался даже посреди ночи, чтобы успеть записать мелодию, звучавшую во сне.
В свободное от работы время австриец устраивал музыкальные вечера: в доме Шуберта, который не отходил от фортепиано и часто импровизировал, появлялись знакомые и близкие друзья.
Весной 1816 года Франц пробовал устроиться на должность руководителя хоровой капеллы, однако его планам не суждено было исполниться. Вскоре Шуберт благодаря приятелям познакомился со знаменитым австрийским баритоном Иоганном Фогалем.
Именно этот исполнитель романсов помог Шуберту утвердиться в жизни: он исполнял песни под аккомпанемент Франца в музыкальных салонах Вены.
Но нельзя сказать, что австриец владел клавишным инструментом так же виртуозно, как, например, Бетховен
Он не всегда производил на слушающую публику должное впечатление, поэтому на выступлениях внимание зрителей доставалось Фогалю
В 1817 году Франц становится автором музыки к песне «Форель» на слова своего однофамильца Кристиана Шуберта. Также композитор прославился благодаря музыке к известной балладе немецкого писателя «Лесной царь», а зимой 1818 года произведение Франца «Erlafsee» было опубликовано издательством, хотя до известности Шуберта редакции постоянно находили предлог для отказа молодому исполнителю.
Стоит отметить, что в годы пика популярности Франц обзавелся выгодными знакомствами. Так, его товарищи (писатель Бауэрнфельд, композитор Хюттенбреннер, художник Швинд и другие приятели) помогали музыканту деньгами.
Фортуна в жизни композитора была весьма переменчива. Опера «Альфонсо и Эстрелла» на сочинение Шобера, которую Франц считал своей удачей, была отклонена. В связи с этим материальное положение Шуберта ухудшилось. Также в 1822 году композитор заразился болезнью, которая подорвала его здоровье. В середине лета Франц переехал в Желиз, где поселился в имении графа Иоганна Эстерхази. Там Шуберт преподавал уроки музыки его детям.
В 1823-м Шуберт становится почетным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов. В том же году музыкант сочиняет песенный цикл «Прекрасная мельничиха» на слова поэта-романтика Вильгельма Мюллера. В этих песнях рассказывается о юноше, который отправился на поиски счастья.
Но счастье молодого человека заключалось в любви: когда он увидел дочь мельника, в его сердце устремилась стрела Купидона
Но возлюбленная обратила внимание на его соперника, молодого охотника, поэтому радостное и возвышенное чувство путешественника вскоре переросло в отчаянное горе
После грандиозного успеха «Прекрасной мельничихи» зимой и осенью 1827 года Шуберт работает над другим циклом под названием «Зимний путь». Музыка, написанная на слова Мюллера, отличается пессимизмом. Сам Франц называл свое детище «венком жутких песен». Примечательно, что столь мрачные композиции о неразделенной любви Шуберт написал незадолго до собственной смерти.
Биография Франца указывает на то, что порой ему приходилось жить на ветхих чердаках, где он со светом горящей лучины сочинял великие произведения на клочках засаленной бумаги. Композитор был крайне беден, но существовать на денежную помощь друзей он не хотел.
Но Франц не мог и предположить, что старости у него не будет. Когда музыкант был на грани отчаяния, богиня судьбы вновь улыбнулась ему: в 1828 году Шуберта избрали членом Венского общества друзей музыки, и 26 марта композитор впервые дал авторский концерт. Выступление было триумфальным, а зал разрывался от громких аплодисментов. В этот день Франц в первый и последний раз в своей жизни узнал, что такое настоящий успех.
Личная жизнь
Нужда стала помехой в женитьбе на любимой девушке Терезе Горб. Он полюбил её ещё в церковном хоре. Она совсем не была красавицей, наоборот, девушку можно было назвать дурнушкой: белые ресницы и волосы, следы оспы на лице. Но Франц заметил, как преображалось её круглое личико с первыми аккордами музыки.
Но мать Терезы растила её без отца и не желала дочери такой партии, как нищий композитор. И девушка, поплакав в подушку, пошла под венец с более достойным женихом. Она вышла замуж за кондитера, жизнь с которым была долгой и благополучной, но серой и однообразной. Тереза умерла на 78-ом году жизни, к тому времени прах человека, который любил её всем сердцем уже давно успел истлеть в могиле.
а) Преподавание в приходской школе.
Отец
Шуберта, женившись во второй раз, убедил Франца поработать в его школе. Шуберт
преподавал там три года, хотя чувствовал отвращение к этой работе и мало
зарабатывал. Он служил помощником
учителя, обучая детей грамоте и другим начальным предметам. В это время в Вене последним криком моды был
Россини, и Шуберт попытался последовать его рецепту успеха, сочиняя оперы. Но
его творения стали полными провалами, самое удачное шло лишь 12 дней. Шуберт
осознал, что его таланты лежат в другом направлении — в сочинении музыки для
домашнего прослушивания. Но влечение его к музыке, желание сочинять
становится все сильнее. Приходится лишь изумляться жизнестойкости его
творческой натуры. Именно в эти годы школьной каторги, с 1814 по 1817 год,
когда, казалось, все было против него, им создано поразительное множество
произведений. Только за один 1815 год Шуберт написал 144 песни, 4 оперы, 2
симфонии, 2 мессы, 2 фортепьянные сонаты, струнный квартет. Посреди творений
этого периода немало таких, что озарены немеркнущим пламенем гениальности. Это
Трагическая и Пятая си-бемоль-мажорная симфонии, а также песни
«Розочка», «Маргарита за прялкой», «Лесной царь».
А знаете ли вы, что франц Шуберт. 14 интересных фактов о Шуберте
- Шуберт скончался в 31-летнем возрасте, однако это не помешало ему написать более тысячи различных произведений.
- На скрипке Шуберта научил играть его отец, а на фортепьяно – старший брат.
- Шуберт считается одним из родоначальников романтизма.
- Знаете ли вы, что большая часть сочинений Франца Шуберта была издана уже после его кончины?
- Известная на весь мир 6-я симфония Шуберта изначально была отвергнута Лондонской филармонией, а затем и Парижским оркестром.
- Когда хоронили Людвига ван Бетховена (см. интересные факты о Бетховене ) Шуберт был одним из тех, кто нес гроб гениального композитора.
- На протяжении всей жизни Шуберт испытывал серьезные материальные трудности. Порою ему было не за что купить даже нотную бумагу.
- Франц Шуберт был большим почитателем творчества Гете . Он много раз пробовал познакомиться с великим писателем, однако достичь своей цели так и не смог.
- Пожалуй, наиболее известная работа Шуберта, Большая до-мажорная симфония, была найдена по случайному стечению обстоятельств через 10 лет после его смерти.
- При жизни Шуберта состоялся только один концерт, на котором исполнялись только его произведения. Интересен факт, что это случилось в 1828 г., то есть в год смерти композитора.
- На средства, вырученные с вышеупомянутого концерта Франц Шуберт купил для себя рояль.
- В юности Шуберт принял решение бросить учебу, чтобы полностью посвятить свою жизнь музыке.
- К 19 годам Шуберт успел сочинить больше 250 песен.
- Шуберт хотел, чтобы после своей смерти его похоронили рядом с Бетховеном, но по причине недостатка денег эта просьба осталась незамеченной. Однако спустя долгие годы последнее желание композитора было исполнено — захоронение перенесли, и в наше время могилы Шуберта и Бетховена находятся рядом.
Самостоятельная жизнь
Детство
Его папа, Франц Теодор Шуберт, был музыкантом-любителем, в приходской школе Лихтенталя работал учителем, имел крестьянское происхождение. Он был очень трудолюбивым и добропорядочным человеком, представления о жизненной стезе связывал только с трудом, в этом духе Теодор воспитывал своих детей.
Мама музыканта – Элизабет Шуберт (девичья фамилия Фиц). Её отец был слесарем из Силезии.
Всего в семье родилось четырнадцать детишек, но девятерых из них супруги похоронили ещё в раннем возрасте. Брат Франца, Фердинанд Шуберт, также связал свою жизнь с музыкой.
В семье Шубертов музыку очень любили, часто у них дома устраивались музыкальные вечера, а по праздникам собирался целый кружок музыкантов-любителей. Папа играл на виолончели, сыновья тоже были обучены игре на разных музыкальных инструментах.
Способности к музыке у Франца обнаружились в раннем детском возрасте. Отец стал учить его игре на скрипке, а старший брат обучал малыша играть на фортепиано и клавире. И уже совсем скоро маленький Франц стал постоянным участником семейного струнного квартета, он исполнял партию альта.
Другие варианты биографии
- Еще долгое время после кончины музыканта никто не мог собрать воедино все его рукописи. Некоторые из них были утеряны навсегда.
- Одним из интересных фактов является то, что большая часть его сочинений начала издаваться только в конце XX века. По количеству созданных произведений Шуберт нередко сравнивается с
В возрасте одиннадцати лет Франц был принят в Конвикт — придворную капеллу, где, кроме пения, изучал игру на многих инструментах и теорию музыки (под руководством Антонио Сальери). Оставив капеллу в г., Шуберт устроился преподавателем в школу. Изучал преимущественно Глюка , Моцарта и Бетховена . Первые самостоятельные произведения — оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор — он написал в г.
Вариант №2
Личная жизнь
В жизни великий композитор был весьма робок и застенчив. Поэтому многие из окружения сочинителя наживались на его доверчивости. Материальное положение Франца стало камнем преткновения на пути к счастью, потому что его возлюбленная выбрала богатого жениха.
Любовь Шуберта звали Терезой Горб. С этой особой Франц познакомился, находясь в церковном хоре. Стоит отметить, что русоволосая девушка не слыла красавицей, а, наоборот, имела обыкновенную внешность: ее бледное лицо «украшали» следы от оспы, а на веках «красовались» редкие и белые ресницы.
Но не внешность привлекала Шуберта в выборе дамы сердца. Он был польщен тем, что Тереза с трепетом и вдохновением слушала музыку, и в эти моменты ее лицо приобретало румяный вид, а в глазах светилось счастье.
Но, поскольку девушка воспитывалась без отца, ее мать настояла, чтобы та между любовью и деньгами выбрала последнее. Поэтому Горб вышла замуж за состоятельного кондитера.
Остальные сведения о личной жизни Шуберта весьма скудны. По слухам, композитор в 1822 году был заражен сифилисом – в то время неизлечимой болезнью. Исходя из этого, можно предположить, что Франц не брезговал посещать публичные дома.
Вопрос-ответ:
Какие были ключевые этапы в жизни Шуберта?
Шуберт родился в 1797 году в Австрии. Его детство прошло в музыкальной семье, где мальчику дали первое музыкальное образование. Позже он учился у признанных мастеров музыки и начинал писать свои произведения. В 1821 году он переехал в Вену, который стал ключевым этапом в его творческой жизни. Здесь он приобрел новых друзей и известность, писал множество победных произведений, которые исполнялись на концертах. В 1828 году он умер, не дожив до тридцатилетнего возраста, однако успел оставить поистине величественное наследие.
Чем прославился Шуберт в музыкальном мире?
Шуберт — композитор, который оказал огромное влияние на музыку XIX века. Он написал более 600 вокальных и инструментальных произведений в разных стилях, которые считаются шедеврами мировой музыкальной культуры. Он был первопроходцем в создании песенного цикла, который стал одним из ключевых направлений в музыке. Благодаря своей музыке и таланту он стал знаменитым и уважаемым музыкантом.
Какие произведения Шуберта считаются наиболее известными?
Наиболее известными произведениями Шуберта можно назвать циклы «Зимний путь», «Путь к Святой Сели», «Цикл русских песен» и другие. Он также написал множество симфоний, оркестровок и сольных пьес на фортепиано. Все его произведения имеют неповторимый стиль и звучание, которые покоряют сердца всех слушателей.
Как Шуберт влиял на развитие музыки в свое время?
Шуберт был человеком, который во многом определил развитие музыки в XIX веке. Он создал новый жанр — песенный цикл, который стал популярным и востребованным в музыкальном мире. Его музыка стала примером для многих композиторов и музыкантов, которые использовали его идеи и технику в своих произведениях. Он внес вклад в развитие романтического стиля, который характеризуется глубокими эмоциями и изысканной мелодикой.
Какова была роль Шуберта в формировании австрийской культуры?
Шуберт принадлежал к творческой элите Австрии, чьи идеи и произведения сыграли важную роль в формировании австрийской культуры. Он был одним из первых австрийских композиторов, чей успех был признан не только внутри страны, но и за ее пределами. Его музыка стала символом австрийской классической музыки и продолжает оставаться популярной и уважаемой по сей день.
Какую роль играли тексты песен в творчестве Шуберта?
Шуберт был человеком, который прекрасно понимал ценность слова и взаимодействие текста с музыкой. Он писал музыку для различных жанров текстов, от сентиментальных до философских, и создал некоторые из наиболее вдохновленных и эмоциональных сочетаний слов и музыки. Его способность прекрасно работать в сочетании с поэтами и писателями сделала его одним из наиболее важных композиторов для развития лирической музыки.
7) Растущая популярность Шуберта.
а) Новые произведения.
К 1817 г. среди многих его песен появились
Die Forelleе («Форель») и An Die Musik («К музыке»), вместе
с Четвертой симфонией, наследующей Бетховена, более гайдновской Пятой симфонией
и струнным квартетом «Дева и смерть»
Музыка Шуберта начала
привлекать внимание светского общества
Неустроенность быта, веселые
развлечения не могли отвлечь Шуберта от творчества, бурного, непрерывного,
вдохновенного. Он работал систематически, изо дня в день. «Я сочиняю
каждое утро, когда я кончаю одну пьесу, я начинаю другую», — признавался
композитор. Шуберт сочинял музыку необычайно быстро. В отдельные дни он
создавал до десятка песен! Музыкальные мысли рождались непрерывно, композитор
едва успевал заносить их на бумагу. А если ее не было под рукой, писал на
оборотной стороне меню, на обрывках и клочках. Нуждаясь в деньгах, он особенно
страдал от недостатка нотной бумаги. Заботливые друзья снабжали ею композитора.
Музыка посещала его и во сне. Пробуждаясь, он стремился скорее записать ее,
поэтому не расставался с очками даже ночью. А если произведение не выливалось
сразу в совершенную и законченную форму, композитор продолжал работать над ним,
пока не был полностью удовлетворен. Так, на некоторые стихотворные тексты
Шуберт написал до семи вариантов песен! В этот период Шуберт пишет два своих
замечательных, произведения — «Неоконченную симфонию» и цикл песен
«Прекрасная мельничиха».
б) «Зимний путь» и последние произведения.
Такого с ним еще не бывало. Он
писал о страдании и страдал. Он писал о безысходной тоске и безысходно
тосковал. Он писал о мучительной боли души и испытывал душевные муки.
«Зимний путь» — это
хождение по мукам. И лирического героя, и автора. Это произведение рассказывает историю в 24 немецких
песнях о мужчине, которого бросила любимая, находящегося на грани сумасшествия
или самоубийства.
Цикл, написанный кровью сердца,
будоражит кровь и бередит сердца. Тонкая нить, сотканная художником, соединила
незримой, но нерасторжимой связью душу одного человека с душой миллионов людей.
Раскрыла их сердца потоку чувств, устремившихся из его сердца. Считают, что именно находясь в таком унылом
настроении, он написал два отделения своей изумительной Восьмой или
«Неоконченной» симфонии (Шуберт отложил ее партитуру в сторону и
написал «Фантазии бродяги» для фортепьяно), изданной лишь через 40
лет. Оставшиеся композитору годы были тяжелыми. Он так и не добился
сколько-нибудь значительного гарантированного дохода от издателей или
прибыльной музыкальной должности. Когда он чувствовал себя хорошо, то писал так
же быстро, как и раньше, сочинив некоторые из своих самых удачных произведений.
Например, в 1823 г. он вышел из госпиталя и написал музыку к Розамунде,
Fierabras и первый из своих песенных циклов, Die schoene Muellerin
(«Прекрасная мельничиха»). Его письма этого времени пронизаны отчаянием,
хотя в его последние годы увидели свет некоторые экстраординарные работы, среди
которых Большая До-мажорная симфония 1825-26 гг., которая считалась
неиграбельной, пока Мендельсон не нашел партитуру и не представил ее в 1839 г.
в Лейпциге. В 1827 г. появились два Фортепьянных трио. Это произведение
рассказывает историю в 24 немецких песнях о мужчине, которого бросила любимая,
находящегося на грани сумасшествия или самоубийства. Через год появились три
поздних фортепьянных сонаты и часто исполняемый Струнный квартет C. Другие 14
песен позже были собраны вместе в цикл, озаглавленный Schwanengesang
(«Лебединая песнь»).
в)
Первый концерт.
В 1828 году стараниями друзей
был организован единственный при жизни Шуберта концерт из его произведений.
Концерт имел огромный успех и принес композитору большую радость. Его планы на
будущее стали более радужными.
Библиография
-
Конен В.
Шуберт. — изд. 2-е, доп. — М.: Музгиз, 1959. — 304 с. (Наиболее подходит для начального ознакомления с жизнью и творчеством Шуберта) -
Вульфиус П.
Франц Шуберт: Очерки жизни и творчества. — М.: Музыка, 1983. — 447 с., ил., нот. (Семь очерков о жизни и творчестве Ш. Содержит самый подробный на русском языке указатель сочинений Шуберта) -
Хохлов Ю. Н.
Песни Шуберта: Черты стиля. — М.: Музыка, 1987. — 302 с., нот. (Исследуется творческий метод Ш. на материале его песен, даётся характеристика его песенного творчества. Содержит список из более 130 названий работ о Шуберте и его песенном творчестве) - Alfred Einstein: Schubert. Ein musikalisches Portrit, Pan-Verlag, Zrich 1952 (als E-Book frei verfügbar bei http://www.musikwissenschaft.tu-berlin.de/wi)
- Peter Gülke: Franz Schubert und seine Zeit, Laaber-Verlag, Laaber 2002, ISBN 3-89007-537-1
- Peter Härtling: Schubert. 12 moments musicaux und ein Roman, Dtv, München 2003, ISBN 3-423-13137-3
- Ernst Hilmar: Franz Schubert, Rowohlt, Reinbek 2004, ISBN 3-499-50608-4
- Kreissle, «Franz Schubert» (Вена, 1861);
- Von Helborn, «Franz Schubert»;
- Rissé, «Franz Schubert und seine Lieder» (Ганновер, 1871);
- Aug. Reissmann, «Franz Schubert, sein Leben und seine Werke» (Б., 1873);
- H. Barbedette, «F. Schubert, sa vie, ses oeuvres, son temps» (П., 1866);
- M-me A. Audley, «Franz Schubert, sa vie et ses oeuvres» (П., 1871).