«на волге» н. некрасов

Художественное своеобразие поэмы кому на руси жить хорошо

Идейно-художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

1. Проблематика произведения построена на соотнесении фольклорных образов и конкретных исторических реалий.

Проблема народного счастья — идейный центр произведения.

Образы семи мужиков-странников — символический образ России, тронувшейся с места (произведение не окончено).

2. В поэме отразились противоречия русской действительности в пореформенный период: а) Классовые противоречия (гл. «Помещик», «Последыш»), б) Противоречия в крестьянском сознании (с одной стороны народ — великий труженик, с другой — пьяная невежественная масса), в) Противоречия между высокой духовностью народа и невежеством, косностью, неграмотностью, забитостью крестьян (мечта Некрасова о том времени, когда мужик «Белинского и Гоголя с базара понесет»), г) Противоречия между силой, бунтарским духом народа и смирением, долготерпением, покорностью (образы Савелия — богатыря святорусского и Якова верного, холопа примерного).

3. Отражение революционно-демократических идей связано поэме с образом автора и народного заступника (Гриша Добросклонов). Позиция автора во многом отличается от позиции народа (см. предыдущий пункт). Образ Гриши Добросклонова имел своим прототипом Н. А. Добролюбова.

4. Отражение эволюции народного сознания связано с образами семи мужиков, которые постепенно приближаются к правде Гриши Добросклонова от правды попа, Ермилы Гирйна, Матрены Тимофеевны, Савелия. Некрасов не утверждает, что крестьяне восприняли эту правду, но это и не входило в задачи автора.

5. «Кому на Руси жить хорошо» — произведение критического реализма:

а) Историзм (отражение противоречий жизни крестьян в пореформенной России (см. выше),
б) Изображение типических характеров в типических обстоятельствах (собирательный образ семи мужиков, типические образы попа, помещика, крестьян),
в) Самобытные черты реализма Некрасова — использование фольклорных традиций, в которых он был последователем Лермонтова и Островского.

6. Жанровое своеобразие:

Некрасов использовал традиции народного эпоса, что позволяло ряду исследователей трактовать жанр «Кому на Руси жить хорошо» как эпопею (Пролог, путешествие мужиков по Руси, обобщенный народный взгляд на мир — семь мужиков).

Для поэмы характерно обильное использование жанров фольклора: а) Волшебная сказка (Пролог), б) Былина (традиции) — Савелий, богатырь святорусский, в) Песня — обрядовая (свадьба, уборка урожая, песни-плачи) и трудовая, г) Притча (Бабья притча), д) Легенда (О двух великих грешниках), е) Пословицы, поговорки, загадки.

Исторический контекст

Крестьянская реформа 1861 года: Центральное событие в поэме, представляющее отмену крепостного права в России. Эта реформа призвана была освободить крестьян от зависимости от помещиков, однако привела к ряду новых социальных проблем.

Несмотря на освобождение крестьян, реформа ввела новый статус временнообязанных крестьян, обязывая их работать на помещика до выкупа земли. Это создало новые формы эксплуатации и социального недовольства.

При распределении земель помещики часто обманывали. Это вызвало серию крестьянских бунтов, спровоцированных условиями проведённой реформы. Несогласие с отменой крепостного права было как у консервативных слоёв общества, так и у демократически настроенных групп. Консерваторы обеспокоены убытками для помещичьих хозяйств, демократы возмущены тем, что реформа «половинчатая» и крестьянам не дали землю.

Реформа 1861 года увеличила права крестьян на самоуправление, но в крестьянских общинах у помещиков оставалась возможность требовать перевыборы старосты. В своей поэме Н. А. Некрасов представил разнообразные образы крестьянских старост: коварный Клим, играющий комедию для получения «поёмных лугов» от Последыша; добросовестный Ермила Гирин; мрачный и строгий Влас, отказавшийся играть роль шута для Утятина; жестокий Силантий, готовый наказать мальчика за потерянную овцу; Глеб, предавший свободу своих товарищей ради денег.

Сочинение 3

Стоит сказать о том, что данная великолепная поэма была создана Некрасовым тогда, когда жить ему оставалось совсем недолго. Интересным фактом является то, что автор не до конца написал свою работу, при этом она дошла до читателей в таком виде, что они полюбили ее, и она запомнилась им как великолепная и интересная история. Благодаря тому, что Некрасов описал пореформенную Русь правдиво и весьма развернуто, он рассказал о крестьянах, помещиках и духовных служащих. Стоит заметить, что писатель стремился показать также и жизнь самых обыкновенных и простых людей, из-за чего жанровое своеобразие получилось достаточно ярким и интересным.

Художественное своеобразие данного замечательного произведения представляет то, что автор хотел показать и раскрыть сюжет истории через призму простого, но довольно емкого повествования. Благодаря этому, в художественном своеобразии произведения нашли отражение такие приемы, как сравнение героев и их повадок с привычными чертами жизни простого народа, образы и характеры персонажей получались очень запоминающимися.  Стоит сказать то, что благодаря пониманию писателем всей ситуации, которая складывалась на тот момент в его стране, он старался описывать все происходящее довольно живо, ярко и интересно. Также, рассказывая о грядущих переменах, автор высказывал личную точку зрения, благодаря которой читатели могли понять его суждения обо всем этом.

Для богатых людей подобные государственные перемены означали то, что они в скором времени потеряют свое могущество и влияние, и именно поэтому, старались создать что-то новое, или пытались высказывать свое недовольство. Нельзя сказать о том, что крестьяне были готовы к подобным переменам, так как они не привыкли жить самостоятельно. Принимать решение самим давалось этим людям крайне непросто, из-за чего многие крестьяне выбирали идти по предыдущему пути, и устраивались на службу к каким-нибудь людям. Стоит сказать, что автор хотел показать состояние страны, в которой он проживал. Она находилась в весьма неспокойном состоянии, и писателю крайне непросто было переживать подобный момент. Благодаря тому, что он чувствовал свою близость с народом, то старался максимально ярко, искренне и справедливо рассказать о всех тех переменах, которые ждали страну. Произведение получилось очень ярким, искренним и поучительным. Оно содержит в себе смысл того, что спокойное состояние в стране является залогом успешной жизни народа.

Сочинение 3

Стоит сказать о том, что данная великолепная поэма была создана Некрасовым тогда, когда жить ему оставалось совсем недолго. Интересным фактом является то, что автор не до конца написал свою работу, при этом она дошла до читателей в таком виде, что они полюбили ее, и она запомнилась им как великолепная и интересная история. Благодаря тому, что Некрасов описал пореформенную Русь правдиво и весьма развернуто, он рассказал о крестьянах, помещиках и духовных служащих. Стоит заметить, что писатель стремился показать также и жизнь самых обыкновенных и простых людей, из-за чего жанровое своеобразие получилось достаточно ярким и интересным.

Художественное своеобразие данного замечательного произведения представляет то, что автор хотел показать и раскрыть сюжет истории через призму простого, но довольно емкого повествования. Благодаря этому, в художественном своеобразии произведения нашли отражение такие приемы, как сравнение героев и их повадок с привычными чертами жизни простого народа, образы и характеры персонажей получались очень запоминающимися.  Стоит сказать то, что благодаря пониманию писателем всей ситуации, которая складывалась на тот момент в его стране, он старался описывать все происходящее довольно живо, ярко и интересно. Также, рассказывая о грядущих переменах, автор высказывал личную точку зрения, благодаря которой читатели могли понять его суждения обо всем этом.

Для богатых людей подобные государственные перемены означали то, что они в скором времени потеряют свое могущество и влияние, и именно поэтому, старались создать что-то новое, или пытались высказывать свое недовольство. Нельзя сказать о том, что крестьяне были готовы к подобным переменам, так как они не привыкли жить самостоятельно. Принимать решение самим давалось этим людям крайне непросто, из-за чего многие крестьяне выбирали идти по предыдущему пути, и устраивались на службу к каким-нибудь людям. Стоит сказать, что автор хотел показать состояние страны, в которой он проживал. Она находилась в весьма неспокойном состоянии, и писателю крайне непросто было переживать подобный момент. Благодаря тому, что он чувствовал свою близость с народом, то старался максимально ярко, искренне и справедливо рассказать о всех тех переменах, которые ждали страну. Произведение получилось очень ярким, искренним и поучительным. Оно содержит в себе смысл того, что спокойное состояние в стране является залогом успешной жизни народа.

2 вариант

Н. А. Некрасов является автором поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Она написана в 1862 году. В данный период на Руси отменили крепостное право. Однако данная реформа не улучшила положения крестьян. Они были вынуждены выкупать наделы, из-за чего они становились экономически зависимыми.

Некрасова волновала судьба русских людей. Когда он был маленький, он видел, какая нелегкая судьба у крестьян. Отец писателя жестоко с ними обходился. По этой причине все свое творчество Некрасов посвятил народу. Произведение «Кому на Руси жить хорошо» затрагивает вопросы людского счастья. В поэме автор показывает тяжелую жизнь простолюдинов: постоянный нелегкий труд, бунты, ожидание счастья, пьянство.

Рассматриваемая поэма отличается уникальной композицией и жанром написания. Автор в ней применяет устное народное творчество.

Центральным героем в поэме является русский народ. Все эпизоды происходят вокруг народа. Это является новшеством для русской литературы того времени. Поэма включает истории жизни нескольких героев. Каждая история является отдельным сюжетом. Все истории составляют единое целое, чтобы описать жизнь людей во время освобождения.

Семеро мужиков занимаются поиском, кому на Руси живется хорошо. Между собой они ведут споры о счастье. В процессе поиска того, кто действительно счастлив, они задаются вопросом об истинности счастья. И здесь автор доказывает, что главный его смысл заключается не в личном благополучии, а в благополучии окружающих.

Со временем мужики осознают основную суть счастья. У них формируется общее понятие об этом. Автор утверждает, что на Руси отсутствует счастливая жизнь. Более счастливым является тот, кого действительно признают в народных массах. По-настоящему счастлив тот, кто любит выполнять свое дело, тот, кто делает его для других, тот, кто является заступником народа. Ранее мужикам не был понятен смысл счастья. Со временем они понимают его и начинают ценить.

Рассматриваемое произведение является социально-философским. Она раскрывает образ российского народа. Народ в ней убогий и в то же время всесильный. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» актуальна и в наши дни. Прошло много времени, а люди до сих пор ищут счастье. Сегодня часто счастье приравнивают к материальным благам. Однако это неправильная точка зрения. Действительно счастлив тот, кто может дарить радость родным и близким, кто проявляет к ним заботу, у кого есть любимое занятие.

Герой поэмы

Главные действующие лица — семь мужиков, воплощают собирательный образ народной мудрости и единства. Их судьбы, переплетаясь, создают мозаику русской души, пытающейся разгадать тайну счастья

Важно, что Некрасов не ограничился одним героем, а выбрал семерых, подчеркнув тем самым коллективный характер национального самосознания и его стремления к пониманию счастья

Персонажи, встречающиеся мужикам в пути, образуют разнообразные группы в представлении о счастье. Среди них:

  1. Те, кого семь мужиков считают счастливыми, по общественному мнению,: поп, чиновник, купец, царь, помещик.
  2. Простые люди, находящие радость в малом, например, мужик, радующийся своей живучести после нападения медведя.
  3. Люди, уважаемые в своём окружении за особые качества или достижения, например, Ермила Гирин или Матрёна Тимофеевна.
  4. Гриша Добросклонов, символизирующий счастье в самопожертвовании ради общего блага.

Каждый из этих персонажей является в равной степени и счастливым, и несчастным в своём роде. Например, поп, несмотря на общественное положение, сталкивается с горестями своих прихожан и народными насмешками. Помещик Оболт-Оболдуев, утративший свою былую власть и богатство, страдает от упадка своего дома и земель. Ермила Гирин и Матрёна Тимофеевна, несмотря на своё уважение и смелость, испытывают утраты и унижения. Гриша Добросклонов, молодой семинарист, полон энтузиазма и стремления к идеалам, но перед ним стоит нелёгкий путь “народного заступника”.

Некрасов создаёт разнообразную галерею образов, каждый из которых несёт в себе идею о различных аспектах счастья, показывая его многообразие и сложность. Эти образы взаимодействуют, дополняя и обогащая друг друга, создавая тем самым многогранное представление о счастье в русском обществе того времени.

Анализ стихотворения Некрасова «На Волге»

Обращаясь в своем творчестве к жизни и быту простых людей, Николай Некрасов никогда не стремился к их приукрашиванию. Наоборот, он пытался показать, в каких рабских и неимоверно сложных условиях живут крестьяне, вынужденные зарабатывать себе на жизнь тяжелым физическим трудом. Стихи Некрасова, посвященные крепостным людям, наполнены болью и состраданием. При этом поэт постоянно задается вопросом о том, почему мир устроен так несправедливо, и мечтает о том, чтобы его изменить.

Большинство стихов, посвященных представителям низших слоев общества, было создано Некрасовым в зрелые годы, когда он уже распрощался с юношескими иллюзиями и осознал, что его благородные душевные порывы не найдут отклика в современном обществе. Тем не менее, поэт не мог и не хотел смиряться с тем неравноправием, которое видел вокруг. Но все, что ему оставалось, так это запечатлевать в своих произведениях нелицеприятные сценки из жизни крестьян, пытаясь хотя бы таким образом открыть глаза людям на то, что обратной стороной роскоши и благополучия являются нищета, голод и болезни.

В 1860 году Некрасов написал поэму «На Волге», которая частично посвящена детским воспоминаниям. Поэт вырос в родовом имении, которое располагалось на берегу этой реки, и до определенного возраста не имел понятия о том, что могущество пароходной индустрии построено на рабском труде бурлаков. Однажды он увидел, как толпа грязных, изможденных и больных людей тащит по Волге баржу, и был настолько поражен этой жестокой и мрачной картиной, что спустя много лет воссоздал ее в своей поэме.

Волга для Некрасова является чем-то гораздо большим, нежели обычная река. С ней связаны его самые светлые и беззаботные детские годы. Именно она давала Некрасову-подростку то чувство свободы, которого ему так не хватало в отчем доме, а ее «прозрачные воды» дарили прохладу в жаркий летний полдень. Поэт признается, что в детстве «считал я братьями людей». Он не делал различия между бедными и богатыми, так как рос вместе с детьми крепостных крестьян и с удовольствием общался с местными рыбаками, которые обучали его премудростям своего ремесла. Но именно встреча с бурлаками заставила будущего поэта по-иному взглянуть на жизнь и осознать, что человека, «рожденного рабом», ожидает весьма печальная участь, избежать которой он не в состоянии.

Поэма «На Волге» состоит из четырех частей, первые две из которых посвящены детским воспоминаниям. Однако в последующих главах Некрасов рассказывает о том, что спустя много лет ему вновь довелось побывать на Волге, которую он боготворит, не переставая восхищаться ее могуществом и красотой. Однако новая встреча с рекой детства оставила в душе поэта ощущение горечи и безысходности, потому что даже через десятилетия ничего не изменилось, и все те же бурлаки по-прежнему зарабатывают себе на жизни адским, каторжным трудом. «Все ту же песню ты поешь, всю ту же лямку ты несешь», – так описывает новую встречу с бурлаками поэт. И именно в этот момент к автору приходит осознание простой истины, что одной из причин его побега из родового поместья стало желание никогда в жизни больше не сталкиваться с этими изможденными людьми, бредущими вдоль берега в упряжке и тянущими свою бесконечную заунывную песню. Поэтому Некрасов отмечает, что с песчаных речных берегов «не ушел бы никуда – когда б, о Волга! на тобой не раздавался этот вой!».

Вместе с тем поэт признается: его юношеские мечты изменить этот мир были настолько несбыточными, что, по прошествии многих лет, ему даже стыдно о них вспоминать. Некрасов отмечает, что «в бесполезной той борьбе немало силы погубил», но при этом обрел чувство сострадания к ближним и стремление всегда придти на помощь людям, если они в ней нуждаются.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑ Стихи о родине, о России ✑

Вариант 2

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – это произведение, которое отличается своим художественным своеобразием. В ней автор, Сергей Александрович Есенин, описывает жизнь русской деревни и ее обитателей. Он использует яркие образы и метафоры, чтобы передать свои мысли и чувства.

Первый абзац поэмы начинается с описания природы. Есенин описывает красоту русской природы и ее влияние на жизнь людей. Он использует яркие краски и образы, чтобы передать свои чувства и эмоции. Он говорит о том, что природа – это не только красота, но и жизнь, которая дает людям силу и энергию.

Второй абзац поэмы посвящен описанию жизни русской деревни. Есенин описывает трудности, с которыми сталкиваются жители деревни, их бедность и невзгоды. Он использует яркие образы и метафоры, чтобы передать свои мысли и чувства. Он говорит о том, что жизнь в деревне – это труд, но это труд, который дает людям смысл жизни.

Третий абзац поэмы посвящен описанию любви и семейной жизни. Есенин описывает красоту любви и ее влияние на жизнь людей. Он использует яркие образы и метафоры, чтобы передать свои чувства и эмоции. Он говорит о том, что любовь – это сила, которая дает людям смысл жизни и помогает им преодолевать трудности.

Четвертый абзац поэмы посвящен описанию религии и веры. Есенин описывает роль религии в жизни людей и ее влияние на их поведение. Он использует яркие образы и метафоры, чтобы передать свои мысли и чувства. Он говорит о том, что вера – это сила, которая дает людям надежду и помогает им преодолевать трудности.

Пятый абзац поэмы посвящен описанию смысла жизни. Есенин описывает, что смысл жизни заключается в любви, вере и простых радостях жизни. Он использует яркие образы и метафоры, чтобы передать свои мысли и чувства. Он говорит о том, что жизнь – это не только трудности, но и радость, которую можно найти в простых вещах.

Шестой абзац поэмы посвящен описанию красоты русской природы. Есенин описывает красоту русской природы и ее влияние на жизнь людей. Он использует яркие образы и метафоры, чтобы передать свои чувства и эмоции. Он говорит о том, что природа – это не только красота, но и жизнь, которая дает людям силу и энергию.

Седьмой абзац поэмы посвящен описанию трудностей жизни в деревне. Есенин описывает трудности, с которыми сталкиваются жители деревни, их бедность и невзгоды. Он использует яркие образы и метафоры, чтобы передать свои мысли и чувства. Он говорит о том, что жизнь в деревне – это труд, но это труд, который дает людям смысл жизни.

Восьмой абзац поэмы посвящен описанию любви и семейной жизни. Есенин описывает красоту любви и ее влияние на жизнь людей. Он использует яркие образы и метафоры, чтобы передать свои чувства и эмоции. Он говорит о том, что любовь – это сила, которая дает людям смысл жизни и помогает им преодолевать трудности.

Девятый абзац поэмы посвящен описанию религии и веры. Есенин описывает роль религии в жизни людей и ее влияние на их поведение. Он использует яркие образы и метафоры, чтобы передать свои мысли и чувства. Он говорит о том, что вера – это сила, которая дает людям надежду и помогает им преодолевать трудности.

Десятый абзац поэмы посвящен описанию смысла жизни. Есенин описывает, что смысл жизни заключается в любви, вере и простых радостях жизни. Он использует яркие образы и метафоры, чтобы передать свои мысли и чувства. Он говорит о том, что жизнь – это не только трудности, но и радость, которую можно найти в простых вещах. Он заканчивает поэму словами о том, что жизнь на Руси – это прекрасно, и что каждый должен находить свой смысл в ней.

Средства художественной выразительности

Для того чтобы подчеркнуть народный колорит, Некрасов широко использует народно-поэтическую лексику, слова и выражения, отсылающие к фольклорной традиции. Широко представлены в тексте «природные» метафоры и сравнения: «пава-невеста», «соколик-жених»; «черен, как галчонок», «соколий глазок» и т. д. Пласт народно-поэтической лексики также представлен большим количеством эпитетов, так или иначе связанных с фольклором: «горючие слезы», «сизокрылый», «желанный» и т. д.

Эпитеты, которыми автор описывает главную героиню, подчеркивают ее красоту и стать, делают акцент на ее привлекательности:

Мы также можем заметить большое количество слов с уменьшительно ласкательными суффиксами, которые отсылают нас к фольклорным песенным мотивам: «спинушка», «Саврасушка», «Дарьюшка», «зимушка», «дубровушка», «подруженьки», «ноженьки», «скотинушка».

При описании появления Мороза-воеводы автор использует прием анафоры, чтобы подвести читателя к кульминации произведения:

Таким образом, на примере поэмы «Мороз, Красный Нос» мы можем проследить, как народно-поэтический пласт языковой культуры органично вплетается в ткань повествования, яркими красками подчеркивая национальный русский колорит поэмы.

Вариант 1

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – это произведение, которое отличается своим художественным своеобразием. В ней автор, Сергей Александрович Есенин, описывает жизнь русской деревни и ее обитателей. Он использует яркие образы и метафоры, чтобы передать свои мысли и чувства.

Первый абзац поэмы начинается с описания природы. Есенин описывает красоту русской природы и ее влияние на жизнь людей. Он использует яркие краски и образы, чтобы передать свои чувства и эмоции.

Второй абзац поэмы посвящен описанию жизни русской деревни. Есенин описывает трудности, с которыми сталкиваются жители деревни, их бедность и невзгоды. Он использует яркие образы и метафоры, чтобы передать свои мысли и чувства.

Третий абзац поэмы посвящен описанию любви и семейной жизни. Есенин описывает красоту любви и ее влияние на жизнь людей. Он использует яркие образы и метафоры, чтобы передать свои чувства и эмоции.

Четвертый абзац поэмы посвящен описанию религии и веры. Есенин описывает роль религии в жизни людей и ее влияние на их поведение. Он использует яркие образы и метафоры, чтобы передать свои мысли и чувства.

Пятый абзац поэмы посвящен описанию смысла жизни. Есенин описывает, что смысл жизни заключается в любви, вере и простых радостях жизни. Он использует яркие образы и метафоры, чтобы передать свои мысли и чувства.

2 вариант

Н. А. Некрасов является автором поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Она написана в 1862 году. В данный период на Руси отменили крепостное право. Однако данная реформа не улучшила положения крестьян. Они были вынуждены выкупать наделы, из-за чего они становились экономически зависимыми.

Некрасова волновала судьба русских людей. Когда он был маленький, он видел, какая нелегкая судьба у крестьян. Отец писателя жестоко с ними обходился. По этой причине все свое творчество Некрасов посвятил народу. Произведение «Кому на Руси жить хорошо» затрагивает вопросы людского счастья. В поэме автор показывает тяжелую жизнь простолюдинов: постоянный нелегкий труд, бунты, ожидание счастья, пьянство.

Рассматриваемая поэма отличается уникальной композицией и жанром написания. Автор в ней применяет устное народное творчество.

Центральным героем в поэме является русский народ. Все эпизоды происходят вокруг народа. Это является новшеством для русской литературы того времени. Поэма включает истории жизни нескольких героев. Каждая история является отдельным сюжетом. Все истории составляют единое целое, чтобы описать жизнь людей во время освобождения.

Семеро мужиков занимаются поиском, кому на Руси живется хорошо. Между собой они ведут споры о счастье. В процессе поиска того, кто действительно счастлив, они задаются вопросом об истинности счастья. И здесь автор доказывает, что главный его смысл заключается не в личном благополучии, а в благополучии окружающих.

Со временем мужики осознают основную суть счастья. У них формируется общее понятие об этом. Автор утверждает, что на Руси отсутствует счастливая жизнь. Более счастливым является тот, кого действительно признают в народных массах. По-настоящему счастлив тот, кто любит выполнять свое дело, тот, кто делает его для других, тот, кто является заступником народа. Ранее мужикам не был понятен смысл счастья. Со временем они понимают его и начинают ценить.

Рассматриваемое произведение является социально-философским. Она раскрывает образ российского народа. Народ в ней убогий и в то же время всесильный. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» актуальна и в наши дни. Прошло много времени, а люди до сих пор ищут счастье. Сегодня часто счастье приравнивают к материальным благам. Однако это неправильная точка зрения. Действительно счастлив тот, кто может дарить радость родным и близким, кто проявляет к ним заботу, у кого есть любимое занятие.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: