Портрет: образ и характеристика чарткова

Чартков

Символическое значение образа Чарткова

Персонаж Чартков в «Портрете» Н.В. Гоголя имеет глубокое символическое значение, которое отражает негативные черты русской интеллектуальной элиты XIX века.

Чартков представляет собой типичного дворянина того времени, который занят рутинными делами, не имеющими никакой значимости для жизни. Он привык жить в лжи и лицемерии, весь свой образ жизни строит на поддержании иллюзии своего превосходства перед другими, не задумываясь о духовном росте и ценности человеческой жизни.

Чартков символизирует декадентство русской интеллигентской элиты, которое прослеживается в произведениях многих писателей того времени. Его образ отвечает идеологическому подходу Гоголя, изложенному в «Письмах о душе».

Таким образом, Чартков является символом морального упадка русской интеллигенции и несостоятельности ее стремлений.

Портрет Чарткова

В образе молодого начинающего художника автор вложил образ человека, который стремился улучшить свою творческую деятельность посредством того, что он хотел овладеть своим мастерством сполна, и его не пугало его бедное существование, или голод. Он видел то, что он предназначен для этого дела. Художник был весьма добрым и амбициозным молодым человеком, который стремился стать настоящим профессионалом своего дела. Однако, ему катастрофически не хватало денежных средств на достойное существование. Как-то раз, на свои последние деньги, он покупает портрет, который делает его по-настоящему богатым человеком. Однако, он не сумел распорядиться данным богатством правильно и рационально. Деньги вскружили голову юноше, и он забыл о своих целях и мечтах.

Герой становится весьма ленивым и безответственным человеком, который не стремится более стать профессионалом. Он стремится посещать модные и роскошные вечера, где считает, что его уважают за его творчество. Однако, это не явилось истиной. Ведь признают молодого человека исключительно за то, что он мгновенно разбогател. В конце произведения, он понимает, что он не только не может развиваться как профессионал, но и утратил былые навыки, так как не практиковался на протяжении длительного периода времени. Стоит сказать, что он прекрасно понял и принял тот факт, что когда-то поставленные цели, на сегодняшний день стали недостижимыми только из-за того, что на протяжении последнего времени, он вел праздную и сытую жизнь, которая отдаляла его от истинных целей и задач. Вначале читатель может испытать сочувствие к данному персонажу. Ведь он ставил себе цели и задачи, которые стремился решать посредством того, чтобы совершенствовать свои навыки. Однако, у него не было денег на это. И, когда они появились, он превратился в алчного и высокомерного человека, который растратил свои силы в неправильных делах.

Портрет Чарткова

В образе Чарткова автор старался показать собирательный образ человека, который сочетал в себе как несомненные таланты, присущие его личности, так и другие качества, которые раскрывали в нем простого человека с вредными привычками и обычными пороками. В повести рассказывается про путь, который прошел художник. Вначале он стремился достичь высот в своем ремесле, и успешно продвигался по своей карьерной лестнице. Однако, вскоре, он духовно пал, и проиграл борьбу самому себе. В гениальном произведении «Портрет» автор показал загадочную историю с элементами мистики, которая случилась с данными персонажами.

В образе молодого начинающего художника автор вложил образ человека, который стремился улучшить свою творческую деятельность посредством того, что он хотел овладеть своим мастерством сполна, и его не пугало его бедное существование, или голод. Он видел то, что он предназначен для этого дела. Художник был весьма добрым и амбициозным молодым человеком, который стремился стать настоящим профессионалом своего дела. Однако, ему катастрофически не хватало денежных средств на достойное существование. Как-то раз, на свои последние деньги, он покупает портрет, который делает его по-настоящему богатым человеком. Однако, он не сумел распорядиться данным богатством правильно и рационально. Деньги вскружили голову юноше, и он забыл о своих целях и мечтах.

Герой становится весьма ленивым и безответственным человеком, который не стремится более стать профессионалом. Он стремится посещать модные и роскошные вечера, где считает, что его уважают за его творчество. Однако, это не явилось истиной. Ведь признают молодого человека исключительно за то, что он мгновенно разбогател. В конце произведения, он понимает, что он не только не может развиваться как профессионал, но и утратил былые навыки, так как не практиковался на протяжении длительного периода времени. Стоит сказать, что он прекрасно понял и принял тот факт, что когда-то поставленные цели, на сегодняшний день стали недостижимыми только из-за того, что на протяжении последнего времени, он вел праздную и сытую жизнь, которая отдаляла его от истинных целей и задач. Вначале читатель может испытать сочувствие к данному персонажу. Ведь он ставил себе цели и задачи, которые стремился решать посредством того, чтобы совершенствовать свои навыки. Однако, у него не было денег на это. И, когда они появились, он превратился в алчного и высокомерного человека, который растратил свои силы в неправильных делах.

Сочинение по «Приключения Тома Сойера» М.Твена

«Приключения Тома Сойера» Марка Твена – одна из моих любимейших книг. Я читал ее много раз. О самых обыденных вещах Твен рассказывает в повести изобретательно и остроумно. Он очень точно и с большим чувством юмора описывает нравы американского провинциального городка Санкт-Петербурга. Взрослые там ведут благопристойный образ жизни, но она сера, скучна и однообразна.

Главный герой книги – Том Сойер – двенадцатилетний мальчик, сирота, воспитывается сестрой покойной матери. По настоянию благочестивой тетушки Полли Том вынужден придерживаться общепринятых правил: хорошо себя вести за столом, аккуратно одеваться, ходить в школу, а по воскресеньям посещать церковную службу.

Том читает много литературы, полной приключений, поисков кладов и сокровищ. Его любимый герой – Робин Гуд, вольный и справедливый. Том погружается в иной мир, совершенно отличный от реального, мир интересный, с приключениями, опасностями и тайнами. Тома влечет свобода, поэтому в свои закадычные друзья он выбирает Гекльберри Финна – уличного мальчишку, сына пьяницы, «вольную птицу», предоставленного самому себе, которому не надо заниматься бессмысленной зубрежкой, слушать невежественного пьянчужку-учителя, принимать благочестивый вид на воскресной проповеди.

Тому настолько скучна окружающая его жизнь, что он всячески сопротивляется ее монотонности. Он противится жизни «по правилам», постоянно их нарушая, вызывает негодование тетки. Том не желает быть образцовым мальчиком из образцовой семьи, таким как его сводный брат Сид, тихий и послушный ябеда. Внутренний бунт проявляется в выдумках и проказах, в постоянных поисках развлечений. Тому нравится дурачить других и придумывать что-то необычное, что другим детям и в голову бы не пришло. Например, это можно увидеть в эпизоде, когда тетя Полли в качестве наказания заставляет племянника побелить забор, а тот, убедив проходивших мимо мальчишек в увлекательности этого занятия, не только устраивает себе незаслуженный отдых, но еще и забирает все мальчишечьи «сокровища». Ну кто же, кроме Тома, может так изобретательно отомстить противному, бессердечному мистеру Доббинсу за его жестокое отношение к ученикам!

Конечно, в своих шалостях Том иной раз и не знает меры, но в серьезных и опасных переделках мальчик остается верным и отважным другом. Поборов страх и выступив на суде свидетелем, Том берет под защиту обвиненного в убийстве старика и рассказывает всем правду об истинном убийце – страшном и мстительном индейце Джо. По благородству Том не уступает своему любимому герою. Не каждый мальчик готов вытерпеть жестокую порку ради спасения понравившейся девочки. А уж в сценах поиска выхода из пещеры Том ведет себя как совсем взрослый человек. Он старается не падать духом, не выдает Бекки своего страха и отчаяния, как может поддерживает ее, проявляет себя как истинный мужчина: смелый, мужественный, решительный и сообразительный.

У повести Марка Твена захватывающий сюжет. Не понравиться она просто не может. Возможно, главный герой далеко не всегда правдив и чрезмерно проказлив, но в искренность его чувств верится гораздо больше, чем в показную «примерность» коварного, эгоистичного и расчетливого Сида. В Томе много прекрасных человеческих качеств, достойных подражания и в наше время. Я бы очень рекомендовал всем прочитать эту увлекательную книгу.

Рассуждение 2

Так хочется порой какого-нибудь чуда. Ну, или хотя бы стать свидетелем волшебства. На худой конец, услышать подлинную необыкновенную историю от очевидца событий. Кажется, что это из области фантастики? На самом деле всё гораздо проще. Берем с книжной полки «Волшебника Изумрудного города» А.М. Волкова и погружаемся в удивительный сказочный мир.

О чем эта книга? О том, что обман рано или поздно будет раскрыт, что стать умным и храбрым не поможет даже чудо. Еще о том, что дружба помогает поверить в себя, что опасности и приключения только закаляют характер, что ради спасения друга надо отбросить все раздумья и сомнения.

В штате Канзас привыкли к бурям и научились прятаться от них в погребах, пережидая стихию. Но, если бы не Тотошка, маленький смешной песик, не случилось бы эта невероятная история с Элли. Девочка со своим питомцем как раз была в доме, когда налетел ураган и унес их в Волшебную страну. Сказочная страна, конечно, была прекрасна, но Элли не променяла бы свой невзрачный городок ни на что. Там остались ее родители, ее друзья. Элли так хотелось вернуться домой, что она согласилась отправиться к волшебнику Гудвину, чтобы помочь трем существам исполнить их заветные желания. И вот в компании огородного пугала Страшилы, Железного Дровосека, Трусливого Льва, верного пса Элли пускается в опасное путешествие.

Персонажи у Волкова, конечно, выдуманные, но жизнью живут настоящей. У Страшилы солома вместо мозгов, а он проявляет чудеса сообразительности. У Железного Дровосека нет сердца, а он так горячо переживает за друзей

Трусливый Лев отважно и самоотверженно защищает своих спутников от врагов. Даже крошечная собачка вступает в бой со страшным Людоедом. А маленькая девочка помогает им всем поверить в свои силы

Испытания, казалось бы, пройдены: с Людоедом справились, от саблезубых тигров спаслись, через бурную реку переправились, из плена макового поля вырвались. Но в Изумрудном городе героев ждет разочарование. Волшебник не спешит исполнять желания, а придумывает новое испытание для друзей. Элли и здесь проявляет свой твердый характер, не собирается отступать: ведь цель так близка! Победив Бастинду, она возвращается в Изумрудный город

А маленькая девочка помогает им всем поверить в свои силы. Испытания, казалось бы, пройдены: с Людоедом справились, от саблезубых тигров спаслись, через бурную реку переправились, из плена макового поля вырвались. Но в Изумрудном городе героев ждет разочарование. Волшебник не спешит исполнять желания, а придумывает новое испытание для друзей. Элли и здесь проявляет свой твердый характер, не собирается отступать: ведь цель так близка! Победив Бастинду, она возвращается в Изумрудный город.

Обман не может длиться бесконечно, и все раскрывается. Нет никакого волшебника Гудвина, а есть ленивый и трусливый человек, тоже попавший в Волшебную страну совершенно случайно. Ему даже лень было отремонтировать свой воздушный шар, чтобы улететь домой. Но история Элли так растрогала его, что он сразу нашел способ все исправить. Получается, что девочка помогла и ему поверить в себя.

Желания Страшилы, Дровосека и Льва не исполнились. Но, на самом деле, они и так были умными, добрыми, отважными. И волшебство для этого совсем не нужно.

Вариант 2

В произведении Николая Васильевича Гоголя «Портрет» Андрей Чартков является одним из главных героев. Он принадлежал дворянскому роду, но бедному. Из повести мы узнаем, что Андрею молод, в возрасте примерно двадцати двух лет. Он подает большие надежды в искусстве.

Автор описывает Чарткова, как не следящего за своим внешним видом молодого юношу, вещи его рваные и старые. Причиной тому служат не только его безразличие к своему внешнему виде, а отсутствие денег. Своим смыслом жизни Чартков видит искусство, оно его вдохновляет и заставляет существовать дальше. Он постоянно рисует и совершенствует свое мастерство. Проживает главный герой в Санкт-Петербурге на Васильевском острове. Квартира, в которой живет Андрей не является его собственностью, он ее снимает. Но как было сказано ранее у главного героя нет денег и соответственно платить за жилье ему не чем и долг постоянно увеличивается.

Однажды Чартков спустил все свои последние сбережения на аукционе. Он купил картину, на которой был изображен портрет пожилого мужчины. Придя домой и осмотрев картину, Чартков заметил в глубине рамки мешочек с деньгами. Там оказалась приличная сумма, тысяча золотых монет. Этот день стал переворотом в жизни героя.

Все свои найденные деньги Андрей спустил на хорошие новые вещи, парфюм и новую квартиру. И остаток последних средств тратит на рекламу, что бы о нем узнали.

Вскоре Чартков становится востребованным в искусстве. У него заказывают портреты самые знатные люди города. После чего прибыль героя возрастает, и он буквально купается в деньгах

Андрей становится значимой персоной, его приглашают к себе на обед не мало известные люди, он окружен вниманием прекрасного пола

Но не все так хорошо, как могло бы казаться. С наступления такого образа жизни Черткова, мастерство ослабевает. Руки уже не те, кисть не так ложится на холст, его картины становятся другими. И между искусством и красивой жизнью Чартков выбирает красивую жизнь, совершенно забыв про то с чего он начинал.

Чартков, увидел талантливые портреты своего друга, разозлился и возненавидел его. Его друг писал картины гораздо лучше самого Чарткова, но Андрей даже ни на мгновение не допустил мысль, что виной тому является его беззаботная гулящая жизнь. В тот момент в голову главного героя пришла мысль. И мысль была такова: скупить все красивые картины по городу. Он был зол и разгневан. Скупая все картины по городу, он приезжал домой и рвал их на мелкие кусочки. То что с ним происходило привело его к смерти.

Портрет Чарткова

В образе Чарткова автор старался показать собирательный образ человека, который сочетал в себе как несомненные таланты, присущие его личности, так и другие качества, которые раскрывали в нем простого человека с вредными привычками и обычными пороками. В повести рассказывается про путь, который прошел художник. Вначале он стремился достичь высот в своем ремесле, и успешно продвигался по своей карьерной лестнице. Однако, вскоре, он духовно пал, и проиграл борьбу самому себе. В гениальном произведении «Портрет» автор показал загадочную историю с элементами мистики, которая случилась с данными персонажами.

В образе молодого начинающего художника автор вложил образ человека, который стремился улучшить свою творческую деятельность посредством того, что он хотел овладеть своим мастерством сполна, и его не пугало его бедное существование, или голод. Он видел то, что он предназначен для этого дела. Художник был весьма добрым и амбициозным молодым человеком, который стремился стать настоящим профессионалом своего дела. Однако, ему катастрофически не хватало денежных средств на достойное существование. Как-то раз, на свои последние деньги, он покупает портрет, который делает его по-настоящему богатым человеком. Однако, он не сумел распорядиться данным богатством правильно и рационально. Деньги вскружили голову юноше, и он забыл о своих целях и мечтах.

Герой становится весьма ленивым и безответственным человеком, который не стремится более стать профессионалом. Он стремится посещать модные и роскошные вечера, где считает, что его уважают за его творчество. Однако, это не явилось истиной. Ведь признают молодого человека исключительно за то, что он мгновенно разбогател. В конце произведения, он понимает, что он не только не может развиваться как профессионал, но и утратил былые навыки, так как не практиковался на протяжении длительного периода времени. Стоит сказать, что он прекрасно понял и принял тот факт, что когда-то поставленные цели, на сегодняшний день стали недостижимыми только из-за того, что на протяжении последнего времени, он вел праздную и сытую жизнь, которая отдаляла его от истинных целей и задач. Вначале читатель может испытать сочувствие к данному персонажу. Ведь он ставил себе цели и задачи, которые стремился решать посредством того, чтобы совершенствовать свои навыки. Однако, у него не было денег на это. И, когда они появились, он превратился в алчного и высокомерного человека, который растратил свои силы в неправильных делах.

Был ли иной путь у Катерины? — сочинение-рассуждение (Островский Гроза)

У Островского существует огромное количество разных произведений. Но одним из популярных из них является произведение «Гроза». Одной из главных героинь является Екатерина. С детства родители старались сделать все для того чтобы она была обделена всем что необходимо ребенку. Кроме этого они постоянно окружали ее любовью и теплотой.

Но все изменилось с того времени как она встретила Тихона и вошла в его семью. Здесь все оказалось совсем не так как было у нее. И это она поняла практически сразу же. Если родители ее никогда не ругались, то здесь все постоянно ругаются, обзывают друг друга и унижают.

Конечно, она не любила Тихона, но уйти от него не могла. А вот настоящей ее любовью был Борис. Вот только он за нее сражаться не стал и выбрал совсем другой путь. Легче всего ему было просто сбежать в другой город и начать жить совсем другой жизнью. Он всегда со всем соглашался и у него не было своего мнения или решения той или иной проблемы.

Это сейчас можно спокойно и легко уйти от своего мужа и не зависеть больше от него. А вот раньше прежде, чем разойтись с мужем, нужно было заполнить огромное количество разных документов. И это заняло бы у нее много времени. Кроме этого ее могли оскорбить, а также и унизить высокопоставленные люди. И это могли пережить не все. Екатерина верила, что все союзы и браки заключаются сначала на небесах, а потом уже на земле.

И для того чтобы всего этого избежать она хотела сначала хотела пойти в монахини, но потом передумала. Кроме этого ее родители научили разным молитвам, про которые она не забывала и сейчас. Вот только монахини не должны были быть женатыми, и пока они не развелись, их не брали в монастырь. А это значит, что ее бы заставили вернуться к мужу, а этого она меньше всего хотела. И опять двери для нее закрыты.

У нее был еще один вариант, который ей никак не нравился. Она могла бы жить и терпеть унижения не только со стороны мужа, но еще и стороны свекрови, которой явно не нравился выбор сына. И чтобы Екатерина не делала, ей все не нравилось. Конечно, муж поддерживал свою мать и полностью с ней был согласен. И если бы девушка осталась и терпела все это, то в будущем сошла просто с ума.

После этого можно сделать вывод о том, что Екатерине действительно не было выхода и единственным правильным выходом является просто уйти из этого мира, что и сделала наша главная героиня. Из этого можно сделать вывод, что характер у девушки действительно был, и она была сильной женщиной.

Сочинение 2

Внутренние черты Чарткова

Характер главного героя повести «Портрет» — Чарткова — характеризуется глубиной его внутреннего мира. Гоголь показывает Чарткова как человека, не умеющего проявлять свои эмоции наружу, но в то же время он слишком чуток и душевен. Он склонен к внутренним размышлениям и тревогам, которые его мучают. Он живет в постоянном смятении и стремлении к чему-то возвышенному и необычному.

Скрывающийся характер Чарткова не позволяет ему стать ярким и блестящим представителем общества. На самом деле Чартков сильный и уверенный в своих силах, но он боится выступать на публике. Это ставит его в невыгодное положение и мешает ему достичь успеха в жизни.

Чувствительным и ранимым Чартков делает именно его внутреннее состояние. Он не может контролировать свои чувства и мысли, поэтому реагирует на окружающий мир очень сильно. Чартков понимает, что не может позволить себе разглагольствование и проявление эмоций, поэтому старается сохранить спокойствие и замкнутость.

  • Чувствительность
  • Замкнутость
  • Уверенность в своих силах
  • Стремление к необычному
  • Боязнь выступать на публике

Вариант 2

В произведении Николая Васильевича Гоголя «Портрет» Андрей Чартков является одним из главных героев. Он принадлежал дворянскому роду, но бедному. Из повести мы узнаем, что Андрею молод, в возрасте примерно двадцати двух лет. Он подает большие надежды в искусстве.

Автор описывает Чарткова, как не следящего за своим внешним видом молодого юношу, вещи его рваные и старые. Причиной тому служат не только его безразличие к своему внешнему виде, а отсутствие денег. Своим смыслом жизни Чартков видит искусство, оно его вдохновляет и заставляет существовать дальше. Он постоянно рисует и совершенствует свое мастерство. Проживает главный герой в Санкт-Петербурге на Васильевском острове. Квартира, в которой живет Андрей не является его собственностью, он ее снимает. Но как было сказано ранее у главного героя нет денег и соответственно платить за жилье ему не чем и долг постоянно увеличивается.

Однажды Чартков спустил все свои последние сбережения на аукционе. Он купил картину, на которой был изображен портрет пожилого мужчины. Придя домой и осмотрев картину, Чартков заметил в глубине рамки мешочек с деньгами. Там оказалась приличная сумма, тысяча золотых монет. Этот день стал переворотом в жизни героя.

Все свои найденные деньги Андрей спустил на хорошие новые вещи, парфюм и новую квартиру. И остаток последних средств тратит на рекламу, что бы о нем узнали.

Вскоре Чартков становится востребованным в искусстве. У него заказывают портреты самые знатные люди города. После чего прибыль героя возрастает, и он буквально купается в деньгах

Андрей становится значимой персоной, его приглашают к себе на обед не мало известные люди, он окружен вниманием прекрасного пола

Но не все так хорошо, как могло бы казаться. С наступления такого образа жизни Черткова, мастерство ослабевает. Руки уже не те, кисть не так ложится на холст, его картины становятся другими. И между искусством и красивой жизнью Чартков выбирает красивую жизнь, совершенно забыв про то с чего он начинал.

Чартков, увидел талантливые портреты своего друга, разозлился и возненавидел его. Его друг писал картины гораздо лучше самого Чарткова, но Андрей даже ни на мгновение не допустил мысль, что виной тому является его беззаботная гулящая жизнь. В тот момент в голову главного героя пришла мысль. И мысль была такова: скупить все красивые картины по городу. Он был зол и разгневан. Скупая все картины по городу, он приезжал домой и рвал их на мелкие кусочки. То что с ним происходило привело его к смерти.

Анализ сцен с участием Чарткова

Персонаж Чартков в повести «Портрет» имеет значительную роль, и его образ заставляет читателя погрузиться в эпоху, в которой действие происходит. Чартков описывается как человек со своеобразным характером: самоуверенный, эгоистичный и живущий за счет других. Он любит роскошь и не видит в артистических ценностях ничего привлекательного.

Очень характерный момент для этого персонажа — сцена с утюгом. Когда Чартков приходит на прием к Фрумке, и ему предлагают разбить сломанный утюг на мелкие кусочки, у меня появляется особое чувство. Я вижу, как Чартков пытается опровергнуть слова Фрумки, но она упрямо утверждает, что утюг сломан, и ни за что не годится. В этой сцене показано как персонаж Чартков более чем уверен в своей правоте и чуть не отказывается делать то, что ему любезно предлагают.

В другой сцене показан другой важный элемент характера Чарткова. Когда он говорит Эриксону: «Нужен рафинад для компота, сварить надо из «этих»…», замена слова «вин»… У меня сложилось впечатление, что Чартков презирает Эриксона и не считает его равным. Он даже не говорит нормально, а заменяет только затем, что не хочет иметь никаких дел с героем.

Сочинение Художник Чартков

Повесть Гоголя «Портрет» состоит из двух частей, в каждой из которых главными героями являются художники. У каждого из них своя судьба, свое мировоззрение, оба они талантливы, но они диаметрально противоположны друг другу.

В первой части повести, описывается жизнь и судьба молодого талантливого художника Чарткова. Чартков – подающий надежды в живописном искусстве молодой человек. Он снимает небольшую студию, в голоде и нищете создавая талантливые произведения. Но в нем изначально заложены человеческие пороки – он мечтает о роскошной жизни, славе и богатстве.

Однажды, когда ему нечем было заплатить за квартиру, не на что купить еды, он потратил последние деньги на покупку старого портрета, который коренным образом изменил всю его жизнь. В раме портрета, художник обнаружил сверток с деньгами. Сначала его посетили разумные мысли, он хотел потратить неожиданное богатство на новую студию, купить хорошие краски и кисти, и развивать свой выдающийся талант. Алчность и тщеславие перебороли это разумное желание, и Чартков пустился во все тяжкие. Он снял себе шикарную квартиру, накупил множество модных обновок, стал обедать в дорогих ресторанах, вести праздную, в удовольствиях жизнь. Заказал себе хвалебную статью, у него появилось много заказчиков. Скоро, забыв о своем таланте, он поставил свое умение создавать портреты, на конвейер, выпуская из-под своей кисти стандартные и однообразные портреты, похожие друг на друга, как две капли воды. Безжизненные и безликие «творения» стали пользоваться спросом, и приносить художнику стабильный доход.

Со временем, он заглушил все свои робкие попытки к сопротивлению выпускать халтуру, и, усыпив свою совесть, полностью окунулся в светскую жизнь, с ее многочисленными приемами в аристократических кругах, в праздности и лени. Постепенно он нажил себе немалое состояние, но потерял в себе искру божьего дара. Он добился славы и успеха, все с восторгом отзываются о его работах, в нем все больше проявляется тщеславие и высокомерие. Чартков с чувством собственного превосходства относится к молодым дарованиям. Он полностью превратился в обыкновенного ремесленника. И лишь однажды, увидев картину молодого неизвестного художника, он понял, что значит настоящий талант.

Он пробует начать все сначала, но кисть уже не слушается его, продолжая идти по легкому, проторенному пути. Это приводит в ярость художника, в нем просыпается огромная зависть и эгоизм. Чартков тратит все свое накопленное состояние на покупку шедевров великих художников, и ожесточенно уничтожает эти гениальные произведения искусств.

Непомерная зависть, алчность и тщеславие, погубили когда-то талантливого художника, и он умер, сойдя с ума.

Характеристика

Молодой художник вел затворнический образ жизни. Он мало выходил в свет, предпочитая проводить время в снимаемой им квартире. Чартков влачил нищенское существование, но втайне мечтал разбогатеть и изменить свою жизнь в лучшую сторону. Такая возможность представилась, когда мужчина находит сверток с деньгами, выпавший из-за рамы, приобретенной им картины.

Тысяча червонцев приносит ему небывалый успех. Заказы посыпались со всех сторон. Новая одежда, квартира, люди и выгодные связи. К нему пришли слава и известность. Это было то, о чем он так долго мечтал.

В погоне за большими деньгами Чартков теряет собственное я. Раньше он вкладывал в каждую картину душу. Сейчас он просто выполняет заказы богатых клиентов. Богатство становится его страстью.

После визита к своему приятелю Андрей вернулся сам не свой. До него доходит, что друг гораздо талантливее его. Эта мысль приводит Чарткова в ярость. Он словно помешанный скупает лучшие картины в округе. Придя домой с остервенением избавляется от них.

Такое душевное состояние становится невыносимым. Живописец сходит с ума. Умирает он в тяжких муках.

Обзорный анализ произведения

К повести автор относился особенно щепетильно, возвращаясь к работе над ней даже после публикации. Со временем росло писательское мастерство, менялись вкусовые предпочтения и метод работы. Но выводы, сделанные Гоголем в произведении, оставались незыблемыми. Это заставляло его вновь и вновь обращаться к своему вроде бы законченному творению, внося в текст всё новые исправления и добиваясь максимального стилистического совершенства.

История создания

Писатель обратился к идее искушения и нравственного падения художника (не в смысле живописца, а творческой личности вообще) ещё в 1831 году, когда появились первые наброски истории о нищем портретисте, в руки которого попадает внезапное богатство. Работа над повестью велась в течение 1833−1834 годов. Будучи молодым романтиком, Гоголь чрезмерно увлёкся мистической составляющей, излишним многословием и необязательными описаниями (отступление о Коломне). В рамках литературного метода это было оправданно, но уводило читателя от ясного понимания основной идеи, которая терялась в развлекательных элементах.

В таком виде эта «Петербургская повесть» вышла в свет в 1835 году в сборнике «Арабески». Восторженно приветствовавший появление молодого автора в русской литературе Белинский дал этой работе негативную оценку. Он определил «Портрет» как неудачную попытку писателя в фантастическом роде, но также заметил, что даже в падении Гоголь всё равно остаётся талантом необыкновенным. Последняя оговорка заставила писателя переработать произведение на основе принципов фантастического реализма:

  • Фамилия главного героя с Черткова изменена на Чартков, во избежание слишком лобового отсыла к подчинению нечистой силе.
  • Сокращены мистические коллизии и отступления от основной сюжетной линии.
  • Подверглись коррекции речь рассказчика и ритмика повествования.

Новая версия была напечатана в третьем номере «Современника» за 1842 год.

Построение и сюжет

Композиция повести представляет из себя сочетание двух частей, связанных общим образом мистического ростовщика, в котором угадывается олицетворение дьявольских, искушающих человека сил. В первой части рассказчиком является сам писатель, а во второй речь ведётся от лица сына художника, много лет назад согласившегося написать портрет старика:

  1. История молодого и подающего большие надежды живописца, который чудесным образом становится обладателем изрядного состояния. Он тратит свалившийся с неба капитал на создание имиджа и в скором времени становится известным в Петербурге портретистом. Стараясь угодить столичной публике, художник поступается творческими принципами, идёт на поводу у заказчиков и утрачивает свой неразвитый талант, превратившись в бездарного ремесленника. Когда же он замечает эту перемену, то случается духовный надлом. Чартков сходит с ума, заболевает и умирает.
  2. На аукционе-распродаже имущества некоего мецената объявляется художник Б., предъявляющий права на портрет старого ростовщика. Его цель — уничтожить картину, приносящую владельцам только горе, безумие и смерть. Он рассказывает присутствующим историю создания портрета, автором которого был его отец. Из этого повествования явствует, что изображён здесь сам дьявол, присутствием своим влияющий на судьбы и характеры всех, кто каким-то образом соприкасается с картиной. Лишь обращение к богу и уход в монастырь освобождают отца Б. от дьявольского наваждения и возвращают способность творить.

Смысл и художественные особенности

Мистический мотив оживающих портретных изображений в романтизме был разработан достаточно хорошо. Возник даже жанр рассказа о преступных художниках, восходящий к новеллам Э. Т. Гофмана «Мадемуазель де Скюдери» и «Церковь иезуитов», а полноценное завершение получивший в знаменитом «Портрете Дориана Грея» Оскара Уайльда. Однако у Гоголя этот мотив служит средством, с помощью которого подчёркивается реализм описания нравственной беззащитности бедного человека перед всевластием золотого тельца.

В произведении освещены интереснейшие вопросы насчет отношения к творчеству. Мысль писателя о том, что невозможно одновременно служить практической выгоде и чистому искусству, на примере Чарткова получает литературное воплощение, становится объектом психологической драмы. В то же время Гоголь выступает и против слепого следования реализму, что видно из того, как он описывает судьбу автора портрета. Гоголь утверждает необходимость границ для этого направления. Не всё существующее в жизни может являться предметом художественного изображения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: