Следующая цитата
Гоголь написал множество произведений, в которых тема дороги является одним из ключевых аспектов. В произведении «Мертвые души» этот образ особенно важен для понимания всей сути повествования. Знаменитая поэма написана автором в девятнадцатом веке. Она обладает глубинным смыслом, отвечает на главный вопрос русского народа о моральных качествах, будущем.
Образ дороги в «Мертвых душах» помогает автору максимально точно передать состояние страны в то время, закат эпохи крепостного права. Для воссоздания полноты картины писатель вводит Чичикова в произведение. Это главный герой, постоянно переезжающий между губерниями с целью покупки мертвых душ. Каждый мертвый крестьянин, его купленная душа приближают Чичикова к цели – получение богатства.
Смысл образа
Дорога встречается в большинстве произведений Н. В. Гоголя. Герои куда-то стремятся, двигаются, несутся. На этом стоит вся Россия. Она в вечном движении. В поэме образ дороги контрастен основной теме – омертвению души. Как при таком вечном движении можно остановиться и потерять человеческие качества? Философский вопрос заставляет заглянуть внутрь человека. Начинают появляться вопросы:
- Сам человек едет или движется по накатанной?
- Едет или его везут?
- Выбирает ли дорогу, путь или движется по тем путям, которые кто-то указал?
- Вопросы об одном человеке переходят ко всей стране:
- Куда летит Русь?
- Что ждет Россию в конце пути и где он этот конец?
В поэме смысл образа многогранен: это история России, символ развития человеческий нации, олицетворение разных судеб, отличие русского характера, эпитет бездорожья. Основная нагрузка на образ – судьба русского народа, каждого его сословия: мужика, чиновника, помещика.
Образ дороги в поэме «Мертвые души» как жизненного пути
Гоголь отождествляет дорогу с внутренним развитием личности, жизнью человека. Путь главного действующего лица превращается в жизненный путь. Ключевые моменты, созданные дорогой:
- Чичиков едет через глушь – обманная тропинка, выбранная им при согласии на покупку мертвых душ.
- Коробочка сетует, что заблудиться на дороге несложно, много заворотов. Человек часто сталкивается с соблазнами, сбивающими его с пути.
- Поиск тропки к большой дороге – нужно преодолеть множество препятствий, трудностей, чтобы прийти к успеху.
- Беспорядочность тропок предприимчивых аферистов характеризует безрассудство, жизненный путь человека. После горя, бед, сложностей люди меняются, становятся черствыми, жестокими.
Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
«В дорогу! в дорогу!.. Разом и вдруг окунемся в жизнь со всей ее беззвучной трескотней и бубенчиками…» — так заканчивает Гоголь одно из самых проникновенных и глубоко философских лирических отступлений в поэме «Мертвые души». Мотив дороги, пути, движения не раз возникает на страницах поэмы. Этот образ многослоен и весьма символичен.
Движение главного героя поэмы в пространстве, его путешествие по дорогам России, встречи с помещиками, чиновниками, крестьянами и городскими обывателями складываются перед нами в широкую картину жизни Руси.
Образ дороги, запутанной, пролегающей в глуши, никуда не ведущей, только кружащей путника, — это символ обманного пути, неправедных целей главного героя. Рядом с Чичиковым то незримо, то выходя на первый план присутствует другой путешественник — это сам писатель. Мы читаем его реплики: «Гостиница была… известного рода…», «какие бывают эти общие залы — всякий проезжающий знает очень хорошо», «город никак не уступал другим губернским городам» и т. д. Этими словами Гоголь не только подчеркивает типичность изображаемых явлений, но и дает нам понять, что незримый герой, автор, тоже хорошо знаком с ними.
Однако он считает необходимым подчеркнуть несовпадение оценки окружающей действительности этими героями. Убогая обстановка гостиницы, приемы у городских чиновников, выгодные сделки с помещиками вполне устраивают Чичикова, а у автора вызывают нескрываемую иронию. Когда события и явления достигают пика безобразия, смех автора достигает вершины беспощадности.
Оборотная сторона гоголевской сатиры — лирическое начало, стремление видеть человека совершенным, а родину — могучей и процветающей. По-разному воспринимают дорогу разные герои. Чичиков испытывает удовольствие от быстрой езды(«И какой же русский не любит быстрой езды?»), может полюбоваться прекрасной незнакомкой(«открывши табакерку и понюхавши табаку», скажет:»Славная бабешка!»). Но чаще он отмечает «подкидывающую силу» мостовой, радуется мягкой езде по грунтовой дороге или дремлет. Великолепные пейзажи, проносящиеся перед его глазами, не вызывают у него особых мыслей. Автор тоже не обольщается увиденным:»Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе… ничто не обольстит и не очарует взора». Но вместе с тем для него есть «какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!». Дорога пробуждает мысли о родине, о предназначении писателя: «Сколько родилось в тебе чудных замыслов,поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!…»
Реальная дорога, по которой едет Чичиков, превращается у автора в образ дороги как жизненного пути. «Что до автора, то он ни в коем случае не должен ссориться со своим героем: еще не мало пути и дороги придется им пройти вдвоем рука в руку…» Этим Гоголь указывает на символическое единство двух подходов к дороге, их взаимное дополнение и взаимопревращение.
Дорога Чичикова, прошедшая по разным углам и закоулкам N-ской губернии, как бы подчеркивает его суетный и ложный жизненный путь. В то же время путь автора, который он совершает вместе с Чичиковым, символизирует суровый тернистый, но славный путь писателя, проповедующего «любовь враждебным словом отрицания».
Реальная дорога в «Мертвых душах», с ее ухабами, кочками, грязью, шлагбаумами, непочиненными мостами, вырастает до символа «громадно несущейся жизни», символа исторического пути России.
Вариант 1
Образы дороги и тройки лошадей в «Мертвых душах» Николая Гоголя одновременно преследуют и завораживают. Дорога в поэме представляет собой путь к самопознанию и искуплению. Это путь, который ведет главного героя, Чичикова, прочь от его сомнительного прошлого и к светлому будущему. Тройка, с другой стороны, символизирует свободу и бегство от обыденности. Это символ желания главного героя вырваться из оков обыденного существования и найти цель в жизни.
Когда тройка мчится по дороге, это создает ощущение приподнятого настроения и радости. Звук копыт лошадей, стучащих по грязи, ветер, развевающий волосы Чичикова, и прилив адреналина — все это способствует возникновению этого чувства
Это мимолетный момент чистого экстаза, который напоминает нам о том, как важно жить моментом и дорожить каждым переживанием
Кроме того, тройка олицетворяет красоту и силу природы. Лошади — величественные существа, воплощающие грацию и силу. Скача по сельской местности, они демонстрируют величие мира природы и напоминают нам о нашей связи с ним. Тройка — это напоминание о том, что мы должны замедлиться и оценить красоту, которая нас окружает, вместо того чтобы теряться в собственных мыслях и заботах.
Мне нравится9.7 k.Не нравится4.2 k.
Вариант 1
Образ дороги в поэме Мертвые души Гоголя является одним из главных мотивов произведения. Дорога символизирует путь героя к своей цели, а также его внутреннее состояние. В начале романа Чичиков едет по дороге, которая описывается как “бесконечная, пустынная и однообразная”. Это отражает его чувство одиночества и беспокойства. Однако, по мере того как он продвигается по дороге, она начинает меняться. Она становится более живописной и разнообразной, что отражает его успехи в достижении цели.
Дорога также является местом встречи Чичикова с различными персонажами. Он встречает богатых помещиков, которые живут на берегах дороги, а также бедных крестьян, которые бродят по ней. Каждая встреча на дороге имеет свой смысл и влияет на развитие сюжета.
Дорога также символизирует жизненный путь героя. Она полна препятствий и трудностей, но Чичиков продолжает двигаться вперед, несмотря на все трудности. Он сталкивается с коррупцией, жадностью и лживостью, но не теряет своей цели.
В конце романа дорога становится еще более важной. Она становится символом пути к истинному счастью и духовному просветлению
Чичиков понимает, что его цель не была в деньгах и богатстве, а в поиске истины и смысла жизни.
Таким образом, образ дороги в поэме Мертвые души Гоголя является важным мотивом, который отражает внутреннее состояние героя, его жизненный путь и поиск истины.
Вариант 3
Для Гоголя дорога представляет собой символ как физического, так и метафорического путешествия. Это путь к самопознанию, росту и переменам. Дорога в романе «Мертвые души» представляет собой путь главного героя к искуплению и принятию. Это путь, полный препятствий и трудностей, но в конечном итоге ведущий к личностному росту и трансформации.
Три лошади тройки представляют три этапа путешествия главного героя: прошлое, настоящее и будущее. Первая лошадь представляет прошлое главного героя, со всеми его сожалениями и неудачами. Вторая лошадь представляет настоящее, с его проблемами и возможностями для роста. Третья лошадь представляет будущее, с его неизвестными возможностями и потенциалом для новых начинаний.
Тройка с тремя лошадьми, работающими вместе в единстве, является напоминанием о том, что для достижения роста и трансформации мы должны охватить наше прошлое, настоящее и будущее. Это напоминание о том, что нас определяют не наши прошлые ошибки, а наша способность учиться на них и двигаться вперед. Тройка — это символ надежды и возможности, напоминание о том, что все возможно, если мы верим в себя.
Мне нравится3.3 k.Не нравится1.9 k.
«Дорога есть жизнь»
Символический образ дороги в «Мертвых душах» несет в себе двойной смысл. Это не только путь, который необходимо преодолеть главному герою для достижения свой цели, но и путь развития России. В своих лирических отступлениях автор обращается к вопросу о том, что ждет страну на пути ее дальнейшего становления как могущественной державы.
Вот отрывок из последней главы поэмы, которая наиболее глубоко отражает размышления автора: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься? …Куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не дает ответа летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
Автор не может дать однозначного ответа, куда может вести Россию ее путь. А также остается открытым вопрос о судьбе российского народа.
Образы в поэме многогранны в своих смысловых проявлениях. Изображая и детально описывая путешествие и чувства главного героя, автор раскрывает философскую тему о вечном движении вперед как отдельного человека, так и целого государства.
Лирическое отступление о дороге в «Мертвых душах»
Писатель использует в поэме лирические отступления, имеющие характерные литературные признаки. Тест произведения показывает, что без отступлений автору не удалось бы столь полно, четко передать суть. Лирическое отступление о дороге напоминает отдельную главу, делая поэму глубокой, многогранной. Писатель полностью погружает читателя в ощущение пути:
- Описание открытого пустыря;
- Характеристика бревенчатых изб, версты с числом;
- Упоминание лесов, белых домов.
Природа в пути выступает в роли собеседника, приятеля, умеющего слушать, понимать, сопереживать.
Плюшкин
Покинув Ноздрева, главный герой отправляется к Плюшкину — самому богатому помещику. Уже при взгляде на его имение Чичиков был очень удивлен. Усадьба Плюшкина ветхая и бедная, все дома в деревне старые и покосившиеся, а люди живут в нищете («окна в избенках были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном; балкончики. покосились и почернели»). В интерьере Чичиков подмечает огромные кучи хлама. Хозяин настолько жаден, что подбирает каждую вещь. Иногда доходит до того, что он ворует у своих крестьян предметы, совершенно ему ненужные. Автор показывает и то, что Плюшкин, являясь богатым помещиком, имея в своем распоряжении более 1000 душ крестьян, каждый день ходит по своей деревушке, подбирая все, что попадется. Затем тащит к себе в дом и складывает в углу комнаты.
Немало удивляет Чичикова и внешний вид Плюшкина. Сначала герой не может понять даже «баба или мужик» перед ним и мешкается в догадках, приходя к выводу, что все-таки это женщина — ключница («Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак. «). Одежда его была сильно поношена, неопрятна; лицо, казалось, никогда не могло выразить никаких чувств. Чичиков говорит, что если бы увидел его у храма, то непременно принял бы за нищего.
Смотря на все окружающее в имении, можно понять, что все идет к упадку и гибели. В амбарах у помещика гниет богатый урожай, а крестьяне голодают. Он считает их мошенниками, лентяями и ворами. Крестьяне здесь «мрут как мухи». Спасаясь от голодной смерти, они бегут из усадьбы помещика. Плюшкин жалуется, что крестьяне от праздности и прожорства «завели привычку трескать», а ему и самому есть нечего. Это очень скупой человек, его бережливость превзошла все границы и превратилась в жадность. Плюшкин прервал всякие отношения с друзьями, а затем и с родственниками, руководствуясь соображениями, что дружба и родственные связи несут за собой материальные убытки.
Общение с Чичиковым поначалу не доставляло помещику никакого удовольствия, он даже бормотал себе под нос что-то недоброжелательное, но потом — разглядев в нем благородного человека, предложил даже чашечку чая с сухарем, а после уезда героя подумывал о подарке. Видимо, Чичиков немного пробудил в нем того, кем он был раньше. Ведь Плюшкин изменился только с течением обстоятельств.
Цель в жизни этот человек потерял давно: сошел со своего пути и не нашел места в обществе.
-
О генри смешные цитаты
-
Цитаты из сериала бывшие
-
Дорогу осилит идущий откуда цитата
-
Цитаты про мороженое для инстаграмма
- Ричард бах гипноз для марии цитаты
Лирическое отступление
Нередко школьникам задают задание — написать на тему лирических отступлений в «Мертвых душах» сочинение. В таком случае следует упомянуть о нескольких из них, несущих значение отдельных, вполне полноценных произведений. Отступление от проблематики дороги является наиболее лиричным, раскрывающим образ пути. Авторские слова заставляют сердца читателей трепетать, представлять пейзажи максимально четко, слышать дорожные звуки:
- прохватывающая дрожь;
- лошадиный сап;
- освещенное светилом небо;
- блестящие крыши домов;
- дома из бревен;
- открывающиеся одинокие пустыри;
- белоснежные строения;
- красиво сияющий месяц;
- мелькающие, развивающиеся на ветру платки и прочее.
Каждое авторское слово рисует в уме образы. Гоголь наслаждается своим путешествием. Дорога становится для него товарищем и собеседником — милым, приятным, умеющим выслушивать, не отвлекающим, не мешающим, откровенным. Автор радуется тишине и одиночеству, освежающему холоду, завораживающей ночной темноте.
Эмоции писателя позволяют позабыть о том, какой путь выбрал русский помещик, приведший того к гибели души. Дорожные виды вдохновляют, спасают от переживаний, навевают приятные воспоминания, отвлекают от тяжелых мыслей. Для Николая Васильевича именно дорога стала причиной зарождения чудных замыслов и поэтических грез. Говоря кратко, автор пытается донести идею того, что каждый сам вправе выбирать свой путь, играть особую роль, вести определенный образ жизни.
Мотив дороги в поэме «Мертвые души»
Тема дороги в поэме «Мертвые души» является символом динамичного движения, она характеризует вечное развитие, жизнь. Главный персонаж плутает на развилках. Автор указывает на ошибочный выбор жизненного пути.
Мотив дороги в «Мертвых душах» помогает автору. С ее помощью он описывает состояния персонажа. Путь спасал, выносил тонущего или погибающего Чичикова, выступая в роли соломинки. Дорога стала музой Гоголя. Рассмотрим основные характеристики образа:
- В заключительной главе произведения описание дороги в «Мертвых душах» ассоциируется с образом России. Ее роль масштабная, всеобъемлющая. Объект символизирует исторический путь, его значение в общественной жизни народа, международные ориентиры страны;
- Писатель задается вопросами: как будет жить Русь дальше, возможно ли изменить ее судьбу? Он не может ответить на них, события неподвластны людям. Жизнь-дорога – она развивается, двигается самостоятельно;
- Роль дороги в поэме «Мертвые души» – характеристика индивидуальности пути страны, человека;
- Поэма говорит о негативном отношении Гоголя к подражанию зарубежным странам. Извилистой дорогой он показывает, что страна должна идти своим путем, преодолевая трудности, добиваясь успеха
Аналогичное значение образу дороги придавал Некрасов. Это важнейший смысловой посыл, обозначающий продвижение вперед, стремление, изменения, историю.
Собакевич
Михаил Семенович Собакевич — очередной знакомый помещик Чичикова. На первый взгляд он показался герою «весьма похожим на средней величины медведя». Его одежда, внешность и даже предметы в доме напоминали этого зверя. ОН даже двигался так же неуклюже и всё время наступал на ноги. Этот человек имел «крепкий и на диво стаченный образ». Речь Собакевича отличалась точность, убедительностью, деловитостью. В ней не было ничего лишнего.
Чичиков несколько раз называет его кулаком («нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь!»), что показывает нам силу, целенаправленность, неподатливость и упрямство помещика. Это видно в эпизоде, когда Михаил Семенович ни в какую не хочет уступать цену за крестьян.
Чичикова, кстати, он встретил сухо и черство, в отличие от других помещиков. Он также не расхваливал местных «шишек», а наоборот говорил о них плохо. Это удивило Чичикова. Председатель у Собакевича «такой дурак, какого свет не производил»; губернатор — «первый разбойник в мире. дайте ему только нож. зарежет»; полицмейстер — «мошенник, продаст, обманет, еще и пообедает с вами». Обобщая свои суждения о чиновниках, он говорит, что «это все мошенники» и «весь город там такой». Собакевич прямой человек, не привыкший льстить.
Михаил Семенович — крепкий хозяин, прекрасно знающий свое имение, ценящий крестьян за мастерство и трудолюбие. Когда он их продавал (без всякого смятения и удивления), расхвалил каждого, несмотря на то, что они мертвы и в хозяйстве уж точно никому не понадобятся. Скорее всего этот поступок сделан для того, чтобы набить цену.
Помещик очень трепетно относится к еде, осуждает блюда, которые ему приходилось пробовать где-либо и хвалит лишь свои. Чичиков подмечает, что «губа у него не дура». О любимом занятии автор не упоминает ни разу, так же как и о цели в жизни.
Беседа Чичикова и Собакевича носит общий характер: два мошенника стремятся обмануть друг друга. Жадность и корыстолюбие раскрывается в сцене продажи мертвых душ: он не удивляется предложению Чичикова, а только боится продешевить. Вся его жизнь — накопительство ради накопительства. Как хозяин он умен и практичен: не разоряет мужиков, потому что это невыгодно ему самому. Знает, что в этом мире все продается и все покупается.