Горький старуха изергиль история создания. о чем рассказ старуха изергиль: анализ произведения

Анализ рассказа «старуха изергиль» (максим горький)

Другие сочинения по этому произведению

«Старуха Изергиль»Автор и рассказчик в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»Анализ легенды о Ларре (из рассказа М Горького «Старуха Изергиль»)Анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)В чем смысл противопоставления Данко и Ларры (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)Герои ранней романтической прозы М.ГорькогоГордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»)Гордость и беззаветная любовь к людям Ларры и Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)Идейно-художественные особенности легенды о Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)Идейно-художественные особенности легенды о Ларре (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М.ГорькогоИдея подвига во имя всеобщего счастья (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»).Каждый сам себе судьба (по рассказу Горького «Старуха Изергиль» )Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность?Легенды и действительность в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»Мечты о героическом и прекрасном в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”.Образ героического человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»Особенности композиции повести М. Горького «Старуха Изергиль»Положительный идеал человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»?Размышления над рассказом М. Горького “Старуха Изергиль”Реализм и романтизм в ранних произведениях М. ГорькогоРоль композиции в раскрытии основной идеи рассказа «Старуха Изергиль»С какой целью М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» противопоставляет понятия «гордость» и «гордыня»?Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах “Макар Чудра” и “Старуха ИзергнльСила и слабость человека в понимании М. Горького («Старуха Изергиль», «На дне»)Система образов и символика в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль»Сочинение по произведению М. Горького «Старуха Изергиль»Спасение Аркадэка из плена (анализ эпизода из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»).Человек в творчестве М. ГорькогоЛегенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль»Сравнительная характеристика Ларры и ДанкоКакую роль играет образ старухи Изергиль в одноимённом рассказеРомантический идеал Человека в рассказе «Старуха Изергиль»Анализ легенды о Ларре из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»Герои романтических рассказов М.Горького. (На примере «Старуха Изергиль» )Главные герои рассказа Горького «Старуха Изергиль»Образ Данко «Старуха Изергиль»Сочинение по рассказу Горького «Старуха Изергиль»В чем смысл противопоставления Данко и ЛаррыКомпозиционное и идейное своеобразие рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»Идея подвига во имя общего счастья в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».Ларра и Данко в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”Роль антитезы в одном из произведений русской литературы XX векаСюжет, композиция и проблематика рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»Главная героиня рассказа «Старуха Изергиль»Художественное мастерство М. Горького в рассказе «Старуха Изергиль»Образ героического человека в рассказе “Старуха Изергиль”Легенда о Ларре по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»Идейно-художественное своеобразие «Старуха Изергиль»Пейзаж в раскрытии замысла автораРанний романтизм Горького на примере рассказа » Старуха Изергиль «Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»Общие мотивы в прозведениях «Старуха Изергиль», «На дне»Какова роль героев в легендах о Ларре и ДанкоРади чего стоит жить, или почему погасло сердце Данко ?Описание персонажей: Образ героического человека в рассказе “Старуха Изергиль”Сила и слабость человека в понимании М. ГорькогоСвоеобразие романтизма М. Горького в рассказах «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»Данко – «лучший из всех»Образ героического человека в рассказе Горького «Старуха Изергиль»«Легенда о Данко» А. М. Горького как утверждение подвига во имя людейЛегенда о Данко как дань памяти людей о его подвигеКакое понимание жизни и человека утверждаетЧерез красоту к правде («Макар Чудра» «Старуха Изергиль»)Пейзаж в раскрытии замысла автора (по произведению Горького «Старуха Изергиль»)Первые произведения Горького «Старуха Изергиль»Рассказ «Старуха Изергиль» — романтический идеал свободыСтаруха изергиль анализ романтический идеалВерсия для мобильных Рассказ «Старуха Изергиль» — романтический идеал свободы

Романтизм и реализм в произведениях Максима Горького

В 1892 году в тифлисской газете «Кавказ» под псевдонимом Максим Горький писатель опубликовал свой первый рассказ «Макар Чудра». Выбирая псевдоним, Алексей Максимович Пешков, конечно, имел в виду собственную «горькую» жизнь, но — главное — свое призвание он увидел в сочувствии горькой судьбе обездоленных людей.

Горький на протяжении всей своей жизни считал себя продолжателем реализма в русской литературы, однако в первый период творчества он активно использовал традиции романтизма. В ранней прозе писателя переплетаются реалистические и романтические элементы. Такая разность стиля обусловлена двуединой художественной задачей, которую Горький ставил перед собой. С одной стороны, он изображал убогое, со безрадостное существование социальных низов. С другой — этим «свинцовым мерзостям жизни» он противопоставляет свое идеальное представление о мире.

Условно ранние горьковские произведения можно объединить в две группы: рассказы с романтической доминантой («Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Песня о Соколе») и рассказы смешанного типа — романтико-реалистические («Челкаш», «Коновалов», «Супруги Орловы», «Двадцать шесть и одна»).

В самом начале творческого пути преобладали произведения романтического плана. Стиль раннего Горького подчеркнуто красочный, метафорический. Он создает многоцветные, великолепные пейзажи, в которые, как в изысканную раму, «вписаны» удивительные истории.

Необычны сюжеты ранних рассказов, неординарны их герои — сильные духом и гордые люди, «рожденные в крови с солнцем». При характеристике героев подобного типа Горький многократно обыгрывает эту метафору, используя образы огня, пламени, искры, факела. Макар Чудра, повествующий легенду, восхищается «солнечным» цыганом.

Под стать «соколу» «царица-девка» Радда, сказочную красоту которой не описать словами. Гордая красавица признается: «Я никого, никогда не любила Лойко, я тебя люблю». Однако для романтических героев абсолютной ценностью является свобода, без которой не может существовать настоящее счастье оно даже дороже самой жизни. Радда говорит любимому: «Волю-то, Лойко, я больше люблю, чем тебя…» Перед влюбленными возникает дилемма — любовь или свобода? Так как это ценности равновеликие, герои не могут определиться в предпочтение одной из них. И все же в рамках «романтической» логики они находят выход — смерть. Умерев физически, «гордая пара» обрела бессмертие в прекрасной легенде.

Желая подчеркнуть неординарность, необычность излагаемых историй, Горький придает им характер легенды, сказки, притчи, песни. В рассказе «Старуха Изергиль» (1895) идейно и композиционно «противостоят» две легенды.

Оба легендарных героя молоды, красивы, сильны, свободолюбивы. Эти исключительные герои («сверхлюди») противопоставлены обычным людям — своим соплеменникам. В рассказе дано два решения конфликта «герой и толпа». Ларра, сын орла и женщины, «считает себя главным на земле и не видит он ничего, кроме себя». «За свою гордость» он «поражен»: «У него нет жизни, и не улыбается ему смерть. И не находит он места и среди человеческого рода!»

Во второй легенде герой — Данко — «любил людей», и его сердце, в отличие от «каменного сердца» Ларры, «вспыхнуло огненным желанием спасти их». Данко ведет соплеменников из тьмы лесов и болот «в море солнечного света». Когда люди, обессиленные, утратившие надежду, начали роптать, он разорвал себе грудь, вынул сердце, которое «пылало настолько ярко, даже ярче самого солнца». Горький славит не просто исключительный поступок героя, а восхищается личностью, способной пожертвовать жизнью ради других. Впервые романтический герой, возвышающийся по своим нравственным качествам над толпой, не порывает с ней. Подвиг Данко рожден желанием вытеснить из сознания людей страх, безволие, инертность, эгоизм.

В 1898 году в одном петербургском издание была опубликована первая книга рассказов и очерков, заимевшая небывалый успех, ставши сенсационной.

Окруженный поклонниками, Горький выступал на литературных вечерах с чтением «Песни о Соколе» (1895). Этот небольшой текст, написанный ритмизированной прозой, производил на публику колоссальное впечатление. Позже недоброжелатели Горького не раз иронизировали то, что он заставил Ужа заползти высоко в горы, где этому пресмыкающемуся вовсе не место. Но писатель и не претендовал на фактологическую достоверность. Он сочинил притчу, герои которой не живые существа, а аллегории человеческих качеств. Песня, воспевающая «безумство храбрых», звучала как вызов унылой атмосфере декаданса, будила в людях веру в себя, жажду деятельности.

Рассказ «Старуха Изергиль»

Рассказ «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году.

Как правило, жанр «Старуха Изергиль» определяется как рассказ. Однако жанровый характер этого произведения неоднозначен, так как включает в себя два рассказа (о Яппе и о Данко), которые рассказчик называет «приключенческими».

Действие и состав

В Бессарабии, на берегу, старуха Изергиль поведала рассказчику три истории. Первая — о Ларре, который был наказан за свою гордыню. Вторая история о жизни самой Изергиль, представленная серией любовных историй. Третий — «приключение» про Данко, который вырвал из груди свое сердце, чтобы осветить путь своим соплеменникам.

Композиция рассказа довольно сложная. История Изергиль, многое повидавшей на своем веку, делится на три части (легенда о Ларре, история Изергиль о его жизни, легенда о Данко). При этом каждый из них полностью подчинен одной цели — изобразить сильный тип личности, соотносимый со сверхчеловеком.

Поэтому все три части составляют единое целое, пронизанное общей идеей. Легенды, или, как их называет Изергиль, «сказки», так сказать, о Ларре и Данко, обрамляют историю жизни Изергиль, составляющую идейный центр произведения.

Легенды раскрывают два понятия жизни, два представления о ней.

В «Старухе Изергиль», как и в большинстве ранних рассказов, Горький поднимает тему сильной личности и ставит философскую проблему: каким должен быть человек? Можно ли быть сильной личностью? «Сказки», рассказанные Изергиль, дадут ответы на эти вопросы.

Первая — это легенда о Ларре, представляющая «антигероя», в некотором смысле коррелирующего со сверхчеловеком Ницше. Он попирает общепринятые законы и давно устоявшиеся традиции.

Однако убийство девушки оборачивается для него страшным наказанием — вечным изгнанием. Ларра предстает как воплощение абсолютного зла.

Не случайно действие этой «сказки» вызывает в памяти вечный иудей Артаксеркс, совершающий преступление против Бога.

Вторая легенда – это легенда о Данко. Данко тоже в некотором смысле сверхчеловек: он выделяется среди соплеменников своей статностью, отвагой и красотой. Данко знает цену людям, понимает, что они слабы телом и духом. Когда люди боялись, что им не выбраться из болот, потом во всем винили Данко, а он с презрением смотрел на своих будущих убийц.

Сходство с первой легендой очевидно, где Лаппа пренебрежительно отозвался о старейшинах племени. Но все же в Данко, в отличие от персонажа первой легенды, живет неугасимое пламя любви к людям, которое затмевает презрение к ним. Он вырывает сердце из груди, чтобы осветить им путь.

Первая и последняя легенды противостоят друг другу не только по композиции, но и по смыслу. Они отражают две разные версии ницшеанского типа личности. Если для Ларры важны только его личные нужды и желания, то Данко ставит на первое место счастье своего народа.

Совет

Но, несмотря на обратное, у них много общего. В первую очередь Данко и Ларра отличаются от своих соплеменников — это неординарные личности. Ларра необычайно горд и жесток, а Данко слишком смел и благороден; Кроме того, оба персонажа одиноки. И, наконец, оба очень ценят свободу.

И Ларра, и Данко родственны ницшеанскому сверхчеловеку, но понимают счастье по-разному. Данко, жертвующий своей жизнью, ведет толпу на ее спасение, а презирающая всех Ларра лишает людей жизни и свободы быть свободной самой.

Однако поведение смельчака Данко вызывает у толпы почти такую ​​же реакцию, как и жестокость Ларры — они боятся.

Конец обеих легенд трагичен.

Для Ларры, в котором наконец пробуждается человеческое сердце, свободная, но одинокая жизнь становится мучением, а храброе сердце Данко втаптывается в грязь «осторожным человеком.

Оба героя — Данко и Ларра — фигуры очень яркие, но достаточно условные и обобщенные. Видимо, не случайно произведение названо в честь третьей героини — Изергиль, воплощающей в себе вполне специфические человеческие качества.

На фоне легенд о Ларре и Данко рассказ старухи Изергиль о своей жизни приобретает легендарное звучание. Образ Изергиль уже не абстрактный и условный, а вполне жизненная вариация сильного типа личности, соотнесенного со сверхчеловеком.

Ей важно только то, чего она хочет и кого она любит. Тем не менее автор восхищается ею, а также ее сказочными и легендарными персонажами, потому что она не «примеряет» жизнь, а берет от нее все, что может

Каждый человек — и Изергиль доказывает это личным примером — должен стремиться к высшему, ведь в жизни «всегда есть место подвигу».

Главные герои

Повествователь, как и во всех ранних романтических рассказах М. Горького, это герой, выполняющий роль пассивного слушателя рассказов Изергиль. Он не комментирует, не дает оценку, лишь изредка уточняет у старухи моменты её жизни. Старуха Изергиль — рассказчица, из чьих уст главный герой слышит легенды о Ларре и Данко, а также повествование о её личной жизни. Образ старухи тщательно продуман, читатель видит её в старости и узнаёт о её жизни в молодости. Время не пощадило Изергиль, рассказчик видит её:

А ведь когда-то она была молода и красива: «И была такая сильная, сочная». Со временем красота Изергиль померкла, и из былой красавицы, пленявшей мужчин, она превратилась в старуху, похожую на ведьму. Изергиль, нисколько не смущаясь, рассказывает автору о своих былых возлюбленных, которых в её жизни было немало. В молодости Изергиль жила, основываясь не на правилах, а на своих чувствах и порывах: легко влюблялась, легко прощалась с любовью. Она порывиста и расчетлива, хитра и умна, смела и готова на поступок ради возлюбленного, но самое главное — она любит жизнь. Образ Изергиль не только соединяет легендарное и реальное, прошлое и настоящее, но и молодость и старость, что доказывается её словами:

Данко — герой, стремящийся к свободе, но не для себя лично, а для людей своего племени. Племя Данко было вытеснено врагами-завоевателями в глубь дремучего леса, где народ ожидала неминуемая смерть. Было принято решение выйти из леса, и возглавил поход юный Данко. Долгий путь вызвал ропот среди соплеменников, и тогда Данко вырывает сердце из своей груди и освещает им путь к свету. Данко красив внешне и внутренне, о смел и способен на жертву:

Ларра — сын орла и простой девушки — пришел в родное племя матери. С удивлением смотрели соплеменники на сына орла, но увидели, что он ничем от них не отличается, только глаза его холодны и горды, как у царя птиц. Ларра нарушил один из нравственных принципов — не убей. Он убил девушку, отказавшую ему во внимании. За свое преступление Ларра, не раскаявшийся во время суда племени, был обречен на изгнание и одиночество:

Критика

«Старуха Изергиль» являет собой яркий образец раннего творчества Горького, сочетавшего в себе лучшие традиции романизма и реализма.

Рассказ, как часть серии, в которую входили также «Макар Чудра», «Песня о Соколе» и «Буревестник», был очень тепло встречен такими знаменитыми критиками начала двадцатого века, как Амфитеатров и Чехов, отметивших яркость, чувственность и эмоциональность произведения.

Но были и такие рецензенты, которые не оценили книгу и упрекали автора в недостаточном образовании и том, что он лишь зарабатывает деньги на литературе. М.О. Меньшиков прямо сказал, что будь у автора обеспеченная семья, он не стал бы так много писать. Также он отметил следующие недостатки:

Его коллега, Ю. Айхенвальд, тоже упрекал начинающего писателя в манерности и неумении показать реальную жизнь без фальши и пафоса:

Конечно, реакционных критиков можно понять, ведь в эпоху реализма романтизм воспринимался жалким ответвлением от того, что действительно стоит писать. Однако время расставило все на свои места: раннее творчество Горького известно и любимо читателями гораздо больше, чем его поздние произведения, которые так любили критики.

Характеристика героев рассказа в свете романтизма

Рассказ «Старуха Изергиль» Максима Горького является ярким примером произведения романтического направления. Герои рассказа демонстрируют основные черты романтизма: индивидуализм, стремление к свободе и независимости, эмоциональность и сильные чувства.

Главной героиней рассказа является старая еврейская женщина Изергиль. Она является символом силы духа и независимости. Несмотря на все трудности, которые ей приходится испытывать, она не теряет веру в свои идеалы и продолжает бороться за свои права. Изергиль отличается индивидуализмом и стремлением к свободе, что является главной чертой романтизма.

Второстепенный герой, Мендель, также является примером романтизма. Он проявляет чувствительность и эмоциональность, а также имеет ярые идеалы. Мендель является символом борьбы за справедливость и свободу. Он восхищается Изергиль и присоединяется к ее борьбе, что еще раз подчеркивает его индивидуализм.

Таким образом, герои рассказа «Старуха Изергиль» Максима Горького характеризуются чертами романтизма, что делает рассказ ярким представителем этого направления. Автор использует романтические приемы, чтобы описать героев и передать свою идеологию, показав, что независимость и свобода являются важнейшими ценностями для человека.

Темы

Тематика рассказа «Старуха Изергиль» интересна для вдумчивой публики:

  1. Ведущая тема в рассказе — жизненные ценности и идеалы, ради которых стоит жить. Каждый герой выбирает свою дорогу и пожинает плоды выбора. Данко запомнили, его вклад в жизнь племени всегда будет славным подвигом, достойным уважения потомков. Все, что сделали спасенные им люди, является и его заслугой. Ларра прожил несчастную жизнь и раскаялся в эгоизме, но даже это не помогло ему исправить ошибку. Изергиль также одинока, ее жизнь прошла без следа, потому что и она, и Ларра жили ради себя, а это ничтожная цель.
  2. Цель – Горький показывает нам то, как необходимо для человека жить ради чего-то, стремиться к чему-то. Человек, лишённый цели, по мнению писателя, ничем не отличается от мертвеца. Так и Ларра превратился в тень, хотя мог бы добиться большего, если бы хотел.
  3. Мечта – Писатель демонстрирует нам, что мечта может привести человека как к нравственной победе, так и к полному краху. Мечтавший о благе для людей Данко становится настоящим героем, а Ларра и Изергиль, стремившиеся к удовлетворению лишь собственных желаний, потерпели крах. Значит, лишь глобальная и благородная мечта достойна поклонения.
  4. Любовь – Горький превозносит любовь не в привычном нам понимании, как чувство к конкретному человеку, а как любовь ко всему человечеству и стремление к всеобщему благу. Обычная страсть Изергиль ничтожна по сравнению с ней, ведь влечение проходит, как и красота, а гуманизм и милосердие люди ценят вне зависимости от внешности того, кто ими обладает.
  5. Подвиг – Настоящий подвиг, по мнению автора, заключается в умении пренебречь собственным счастьем ради блага большинства. Идея подвига по смыслу близка к революционной деятельности современников автора. Метафора «вывести к свету» означает попытку просветить народ и вывести его к счастью.
  6. Идеал человека – Примером для подражания Горький представляет именно Данко, как настоящего лидера, готового ради людей отдать даже свою жизнь. Такие, как он, творят историю и двигают человечество вперед.
  7. Роль пейзажа – Действие рассказа разворачивается на фоне бескрайних степей Молдавии, которые равнодушно взирают на ничего не значащие проблемы людей. Природа в рассказе «Старуха Изергиль» метафорична: неприступный тёмный лес в легенде о Данко означает тьму невежества, в которой гибнет народ, а степь — пустоту жизни для себя. Природа в глазах Горького представляет из себя могучую силу, перед которой человек – ничто.
  8. Судьба – Писатель рассказывает нам, что ничего не предопределено, и люди сами определяют своё будущее. Каждому даётся выбор, и человек волен сам делать его.

Вариант 2

Максим Горький особенно любил путешествовать по родным просторам. Много чего было взято из данных путешествий, и автор создал собрание очерков. Именно это стало основой написания рассказа «Старуха Изергиль».

Рассказ был написан в 1884 году. Автор очень гордится данным произведением и подчеркивает это. В основе рассказа лежит история цыганки, которая уже много видела в жизни. Горький делит произведение на три части, но это не мешает рассказу читаться как одно целое. Писатель старается узнать настоящую ценность человеческой жизни.

Старуха цыганка рассказывает истории о героях Данко и Ларре. Автор показывает читателю героев, совершенно не похожих друг на друга и в свою очередь с помощью этого приёма Горький раскрывает разные стороны жизни.

Для того, чтоб полностью понять разницу между героями следует рассмотреть их детально.

Ларра автор сравнивает со зверем, который достаточно дикий и жестокий и избегает встречи с людьми. Герой любит только себя и больше никого. Горький поместил очень много античеловеческих проявлений в героя. Очень четкая фраза, которая максимально показывает сущность Ларра, это если б герой захотел проколоть своё сердце ножом, то тот непременно бы сломался, словно об камень. Герой ставил себя на порядок выше остальных и считал, что имеет право делать все, что ему захочется, а другие нет. Ларра был очень сильно озабочен собственной свободой.

Что касается Изергиль, то она была чем-то похожа на Ларра. Но она хотя б могла что-то чувствовать, беда была только в том, что все чувства для неё были чем-то мимолетным и быстро забывающимся

Во время своей молодости Изергиль не ценила внимание мужчин и заставляла многих страдать от этого. Но случился момент, когда и она была влюблена, и с ней произошло тоже, что и с мужчинами, которые пытались добиться её внимание

Цыганка была брошена и унижена.

А теперь она стара и только вспоминает о тех временах и очень хочет снова почувствовать состояние влюбленности, ведь только такое чувство помогает жить и придает смысл в жизни.

Третий герой рассказа Данко также уверен в своих убеждениях, но они являются несколько иными и человечными. Он верит в то, что только ему под силу спасти людей и готов сделать все для этого. Причем Данко совсем не останавливает мысль, что это может у него не получиться. Главное отличие Данко от остальных героев в том, что он погиб ради своей цели и прожил жизнь, пытаясь сотворить что-то хорошее.

Читая данный рассказ, становится ясно, что в принципе человек может сотворить очень низкие поступки или самые храбрые подвиги. Когда Изергиль смирилась с тем, что она уже стара и не будет такой как раньше, она решает совершить свой подвиг. Пойдя на убийство, она спасает любимого из плена и потом отказывается от его любви. Ведь любовь в неволе это неправильно. Поступки героев остаются не вознагражденными.

Глядя на героев данного рассказа видно то, что молодость дает много сил и можно сотворить много чего как во благо, так и нет. Но не просто рассказ называется «Старуха Изергиль», автор дает понять, что молодость не будет вечной. Человека помнят по его поступкам, и пока память жива, то и человек вместе с ней.

Выбор остается за каждым, прожить тихо обминая трудности или совершить свой может и единственный подвиг, но который останется в памяти людей.

Человек и общество в рассказе Горького «Старуха Изергиль». Что писать, примеры, тезисы

В своем бессмертном произведении «Старуха Изергиль» Алексей Максимович Горький размышляет и дает материал для размышлений о месте человека в обществе, о нравственных идеалах, о самопожертвовании и жажде свободы.

В истории два героя, Ларра и Данко, которых рассказывает старуха по имени Изергиль. Сначала она рассказывает о гордом и самовлюбленном Ларре, не уважающем даже пожилых людей.

За это он был изгнан из племени и осужден на вечное одиночество и невозможность умереть. Хуже наказания невозможно себе представить.

Данко ведет свое племя через ночной лес. И чтобы осветить путь, он вырывает сердце из груди. Данко умирает, но при этом получает свободу и благодарность, которых не может получить Ларра. Данко – настоящий герой, жертвующий собой ради соплеменников.

Сама история довольно сложная для понимания. В рассказе три истории. История самовлюбленного и гордого Ларра, история старушки Изергиль о ее жизни и любви и история смелого и бесстрашного Данко.

Итоговое сочинение по литературе, ЕГЭ-2018. Направление «Человек и общество»

Тема человека является лейтмотивом этой истории. Горький исследует природу человека, его место в обществе.

В этом произведении противопоставлены два героя — Ларра и Данко.

Ларра живет только для себя, он очень одинок, поэтому такая великая ценность, как жизнь, становится для него наказанием. Горький отмечает, что человек будет свободен только тогда, когда он тесно связан и взаимодействует с обществом.

Каким бы ни был человек, он живет в обществе, поэтому он должен научиться ладить с другими людьми.

Данко совсем другой. Он готов отдать свою жизнь за благо других. При этом он ничего не ждет и ничего не требует взамен. По Горькому, Данко – это идеал человека.

Человек и общество в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»

В очерке по рассказу Максима Горького «Старуха Изергиль» можно написать о следующем.

В повести «Старуха Изаргиль» автор представляет читателю два образа, двух героев, это Данко и Ларра.

Они оба молоды, красивы, полны сил и энергии.

Но они отличаются друг от друга отношением к себе и к людям.

Данко любит людей, хочет сделать их жизнь счастливой и радостной, смысл своей жизни он видит во всеобщем счастье и лучшем мире.

Ларра, наоборот, самовлюбленный и гордый.

Он тоже живет среди людей, но они кажутся ему недостойными его, он считает себя лучшим и презирает остальных.

Он считает, что может обойтись без людей, в своем холодном эгоизме убивает даже красоту, предназначенную его жене. И люди сослали его и приговорили к одиночеству, к которому он так стремился.

Тень Ларра, его душа обречена на вечное скитание и невозможность обрести счастье и покой вне общества, которое он так презирал.

Максим Горький на стороне Данко, его идеал — жизнь во имя людей, во имя преобразования общества, во имя общего блага и света.

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» сама Изергиль рассказывает о Данко, который пожертвовал собой, не опасаясь смерти. Он вырвал свое сердце из груди, и оно осветило путь людям. Мужество Данко прославило его на века. Но люди неблагодарны, а потому забыли подвиг Данко и растоптали его сердце. Здесь общество уничтожает личность, потому что серая масса не нуждается в индивидуальности.

Гордый Ларра противопоставил себя племени, убил лучшую девушку, которую хотели отдать ему в жены, из-за чего он превратился в тень и был вынужден вечно скитаться. Таким образом, показано, что человек неотделим от общества и не может без него жить, а только существовать.

Романтические элементы в рассказе

В рассказе «Старуха Изергиль» М.Горький использует множество романтических элементов, которые делают произведение еще более привлекательным для читателей. Один из таких элементов — представление о природе, которая является не только фоном для действия, но и ярким символом настроения главных героев.

Еще одним романтическим элементом является роль музыки в рассказе. М.Горький описывает ее как средство, помогающее героям отвлечься от повседневной рутины и пережить эмоции. Музыка сопровождает главных героев на протяжении всего произведения, что придает известную нотку романтизма в рассказе.

Еще одним романтическим элементом является восприятие мира главными героями. Они видят мир не таким, каким он есть на самом деле, а искаженным под влиянием своих эмоций и личных переживаний. Этот элемент в произведении добавляет мистических оттенков и создает таинственную атмосферу.

  • Представление о природе — романтический элемент, который является символом настроения героев;
  • Роль музыки — романтический элемент, который помогает героям пережить эмоции;
  • Искаженное восприятие мира — романтический элемент, который добавляет мистических оттенков и таинственной атмосферы.

Романтизм ранних рассказов Горького

К романтическим настроениям Горького подтолкнуло растущее в обществе недовольство и ожидание перемен. Именно благодаря протесту против “застоя” в голове у писателя стали рождаться образы героев, способных спасти народ, вывести их из темноты, указать им правильны путь. Но этот путь представлялся Горькому совсем другим, отличным от привычного существования, автор презирал быт и видел спасение лишь в свободе от общественных оков и условностей, что и было отражено в его ранних рассказах.

Исторически этот период творчества Горького совпал с расцветом революционных движений в России, взглядам которых автор явно сочувствовал. Он воспел образ бескорыстного и честного бунтовщика, объятого не алчными расчетами, а романтическими устремлениями изменить мир к лучшему и разрушить несправедливую систему. Так же в его произведениях той поры раскрылась тяга к свободе и несбыточным идеалам, ведь писатель еще не видел перемены, а лишь предчувствовал их. Когда мечты о новом социальном строе приобрели реальные очертания, его творчество преобразовалось в соцреализм.

История создания

История создания произведения берет начало в 1891 г. Тогда М. Горький путешествовал по Бессарабии. Он был впечатлен природой и людьми южного края. В это время у него возникла задумка произведения, к реализации которой писатель приступил в 1894 г. Предположения о годе написания подтверждаются письмами, адресованными В. Г. Короленко.

Рассказ относится к раннему периоду творчества М. Горького, представляет романтический пласт его творчества. Сам автор считал «Старуху Изергиль» «стройным и красивым произведением», о чем писал А. Чехову. Он сомневался, что сможет создать еще что-то подобное.

Впервые произведение увидело мир на страницах «Самарской газеты» весной 1895 г.

Тематика и проблематика

Даже делая анализ рассказа «Старуха Изергиль» очень кратко, важно определить тему и идею текста. Сложность в том, что композиционно произведение состоит из трех не связанных по смыслу эпизодов

Объединяют их образ Изергиль, которая повествует о себе и двух героях, а также фигура рассказчика, путешественника по Бессарабии.

Основная тема — определение жизненных ценностей и идеалов, каждый из героев делает свой выбор, после чего — несет за него ответственность. Принцип для литературы не новый, но именно Горький смог использовать контраст и противопоставления, описывая основной конфликт между любовью к людям и эгоцентризмом.

Главная героиня, Изергиль — промежуточный образ. С одной стороны, она жила для себя и своих возлюбленных, но с другой — в ее сердце всегда находили место доброта и желание помочь. Одинокая старуха, в которую с годами превратилась красивая авантюристка, оказалась никому не нужна, как и Ларра, она влачит жалкое существование, время от времени забавляя себя беседами с любознательными чужестранцами. В честь героини называется и само произведение, именно она является его ключевым образом, в котором переплелись черты романтического и реалистического направлений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: