Проблема счастья в поэме кому на руси жить хорошо

(решено) проблемы счастья и смысла жизни в поэме кому на руси жить хорошо…

Краткое содержание поэмы

Семеро мужчин встретились на дороге и начали спор о том, кому на Руси хорошо живётся. Смысл произведения в том, что персонажи занимались поиском ответа на этот вопрос в пути, общаясь с разными людьми. Исповедь каждого из них являет собой отдельный рассказ. Герои решили пройтись, чтобы пообщаться о волнующем, но это привело лишь к большой ссоре.

В ночном лесу в момент драки у птицы из гнезда выпал птенчик, а один из мужчин его поднял. Спорящие уселись вокруг костра и начали думать о том, что было, если бы они тоже получили крылья и все нужное для того, чтобы отыскать правду.

Птица оказалась говорящей. В качестве выкупа за своего ребёнка она сообщила мужикам, как отыскать скатерть-самобранку, которая даст им и провизию, и одежду. Они нашли её и начали пир, во время которого поклялись отыскать ответ на волнующий их вопрос вместе, не возвращаясь в родные селения. В пути они встретили многих персонажей, среди которых:

  • поп;
  • крестьянка;
  • Петрушка из балагана;
  • старец;
  • надорвавшийся работник;
  • больной параличом бывший дворовой Ермил Гирин, честный мужик;
  • помещик Гаврила Оболт-Оболдуев;
  • сумасшедший Последыш-Утятин и его родные;
  • холоп Яков;
  • божий человек Иона Ляпушкин.

Образ счастья как свободы в поэме

Посмотреть на проблему счастья с другой стороны предлагает странникам простая крестьянка, Матрена Тимофеевна. Рассказав им историю своей жизни, полной лишений и бед – только тогда и была она счастлива, как ребенком жила у родителей, – она добавляет:

Счастье сравнивается с долгое время недостижимой для крестьян вещью – вольной волюшкой, т.е. свободой. Матрена всю жизнь подчинялась: своему мужу, его недоброй семье, злой воле помещиков, погубивших ее старшего сына и пожелавших выпороть младшего, несправедливости, из-за которой ее мужа забрали в солдаты. Какую-то радость в жизни она получает лишь тогда, когда решается восстать против этой несправедливости и идет просить за мужа. Вот когда Матрена обретает душевный покой:

И это определение счастья как свободы, по всей видимости, приходится мужикам по душе, ведь уже в следующей главе они обозначают цель своего путешествия так:

Видно, что здесь на первое место ставится уже не «избыток» – достаток, а «непоротость», знак свободы. Мужики поняли, что достаток появится у них после того, как они получат возможность самостоятельно распоряжаться своей жизнью. И тут Некрасов подымает еще одну важную нравственную проблему – проблему холопства в сознании русского человека. Ведь на момент создания поэмы свобода – указ об отмене крепостного права – у крестьян уже была. Но научиться жить как свободным людям им еще только предстоит. Недаром в главе «Последыш» многие из вахлачан так легко соглашаются играть роль мнимых крепостных – эта роль прибыльная, и, чего уж тут скрывать, привычная, не заставляющая задумываться о будущем. Свобода на словах уже получена, но мужики все еще стоят перед помещиком, сняв шапки, а тот милостиво позволяет им садиться (глава «Помещик»). Автор показывает, насколько опасно такое притворство – Агап, якобы выпоротый в угоду старому князю, на утро и вправду умирает, не выдержав позора:

Актуальность поэмы сегодня

К большому сожалению, в целом вопрос о настоящем счастье сегодня, спустя много лет после выхода поэмы, достаточно актуальный. И главная проблема по-прежнему заключается в неполном понимании людьми настоящей радости жизни. Люди, как и две сотни лет назад, не осознают, почему они всё-таки недовольны жизнью, почему они так и не находят удачи и своего предназначения, несмотря на то, что уже есть своего рода реферат на тему счастья в виде поэмы XIX века.

Что, по мнению современного человека, имеет реальную ценность и способно дать то самое заветное «счастьице»? Можно составить примерный список:

  • Деньги (сегодня это, к сожалению, практически полностью определяет судьбу человека).
  • Влияние, связи, место в обществе.
  • Престижная работа.
  • Возможность влиять на других людей или управлять ими.
  • Мнение других.

Заметно, кстати, что всё вертится вокруг денег. И место в обществе, и работа, и влияние, и чужое мнение — всё это так или иначе связано с деньгами. Изменилось ли что-нибудь спустя двести лет? Явно нет.

В целом можно сделать вывод, что поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» нисколько не потеряла своей актуальности, люди по-прежнему не знают, где искать счастье и в чём оно вообще заключается.

Вариант 2

В поэме «Кому на Руси жить хорошо?» особую точку зрения на вопрос о счастье имеет Матрена Добросклоновых. По ее словам она была счастлива только в детстве, а сейчас в ее жизни столько сложностей и невзгод.

Действие поэмы разворачивается во времена крепостного права в России. Поэтому для многих людей счастье было неразрывно связано со свободой. Всю свою жизнь наша героиня была в подчинении у своего мужа и его деспотичной семьи. Из-за злобных помещиков муж Матрены попадает в солдаты. В тот момент это женщина идет всему наперекор и отправляется спасать мужа. Сделав это, Матрена обретает не только спокойствие, но и настоящее счастье.

Мужики соглашаются с тем, что счастье — это свобода и под этим лозунгом продолжают свое путешествие. Они наконец понимают, что крестьяне не могут жить в достатке, будучи крепостными. Но здесь автор поэмы поднимает вопрос рабства в крестьянском сознании.

Не зря, в одной из глав поэмы, крестьяне охотно играют прибыльную роль подневольных людей. Мужики, до сих ждут от барина разрешения сесть.

Проблема счастья в произведении Некрасова показана остро и широко. Сами путешественники несчастны, ведь цель их путешествия – найти счастье. Со временем путники понимают, что счастье — это что-то более приземленное, то что не так далеко от каждого из нас. По этой причине в роли счастливого человека в конце поэмы предстает Гриша, для которого счастье — это что-то нематериальное: свобода или образованность. Этот мальчик представляет счастье всех крестьян. В его песнях можно расслышать слова самого Некрасова: получив внутреннюю свободу, крестьяне получат настоящее счастье.

Мне нравится1.8 k.Не нравится820

Значение свободы

С другой точки зрения оценить проблематику счастья героям предлагает Матрена Тимофеевна — типичная крестьянка. Её жизнь была полна лишений и бед, умиротворение она ощущала лишь в детстве, когда была свободна. Женщина на протяжении всей жизни кому-то подчинялась: своему суженому, его недоброй родне, помещикам, которые убили её старшего ребёнка и выпороли младшего, несправедливости, из-за которой её муж был отдан в армию. Радостной она почувствовала себя лишь тогда, когда попыталась восстать против этого всего и пошла просить за любимого.

Семеро путешественников оценили определение счастья как свободы. Они начинают искать не достаток, а «непоротость», являющуюся знаком воли. Странники осознали, что материальные блага они получат лишь после того, как смогут сами решать, как им жить

Некрасов обращает внимание читателя на проблему холопства, крепко засевшую в умах тогдашних людей

На момент написания поэмы многомиллионный народ уже получил свободу в виде отмены крепостного права. Не просто так в главе «Последыш» многие вахлачане легко соглашаются сделать вид, что они крепостные, ведь эта роль оказывается прибыльной и, что греха таить, привычной для них. Свобода существует лишь на бумаге, а мужики всё ещё снимают шапки перед помещиками. Автор демонстрирует всю опасность такого «театра» — Агап, которого якобы выпороли на радость старому князю, действительно умирает на следующее утро из-за позора.

Cookie файлы бывают различных типов:

Необходимые. Эти файлы нужны для обеспечения правильной работы сайта, использования его функций. Отключение использования таких файлов приведет к падению производительности сайта, невозможности использовать его компоненты и сервисы.

Файлы cookie, относящиеся к производительности, эффективности и аналитике. Данные файлы позволяют анализировать взаимодействие посетителей с сайтом, оптимизировать содержание сайта, измерять эффективность рекламных кампаний, предоставляя информацию о количестве посетителей сайта, времени его использования, возникающих ошибках.

Рекламные файлы cookie определяют, какие сайты Вы посещали и как часто, какие ссылки Вы выбирали, что позволяет показывать Вам рекламные объявления, которые заинтересуют именно Вас.

Электронная почта. Мы также можем использовать технологии, позволяющие отслеживать, открывали ли вы, прочитали или переадресовывали определенные сообщения, отправленные нами на вашу электронную почту. Это необходимо, чтобы сделать наши средства коммуникации более полезными для пользователя. Если вы не желаете, чтобы мы получали сведения об этом, вам нужно аннулировать подписку посредством ссылки «Отписаться» («Unsubscribe»), находящейся внизу соответствующей электронной рассылки.

Сторонние веб-сервисы. Иногда на данном сайте мы используем сторонние веб-сервисы. Например, для отображения тех или иных элементов (изображения, видео, презентации и т. п.), организации опросов и т. п. Как и в случае с кнопками доступа к социальным сетям, мы не можем препятствовать сбору этими сайтами или внешними доменами информации о том, как вы используете содержание сайта.

Сочинения по русской литературе

  • «Герой нашего времени» — главные герои
    (752)

    Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой…

  • «Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде
    (728)

    Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее…

  • «Маленький человек» в повести Гоголя «Шинель»
    (703)

    Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий…

  • «Маленький человек» в произведениях Гоголя
    (691)

    Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально…

  • «Судьба человека» главные герои
    (795)

    Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному…

  • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО
    (583)

    Сочинение «Война и мир» Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в…

  • Silentium Тютчев анализ стихотворения
    (619)

    Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности — одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено сокровенными мыслями самого поэта. Тютчев затрагивает проблему взаимоотношения людей и пытается найти ответы на извечные вопросы.В первой строке стихотворения явственно чувствуются…

  • «БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ…» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», вариант 2)
    (717)

    «Береги платье снову, а честь смолоду», — гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал…

  • «БЛАГОУХАЮЩАЯ СВЕЖЕСТЬ ЧУВСТВ» В ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА
    (520)

    Сочинение по литературе.Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого — природа, любовь и песня.Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом…

  • «ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ» В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ
    (550)

    Сочинение по литературе.Лирика Ахматовой первых ее книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в «романности» ее любовной лирики — каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у…

Народ в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Сбирается с силами русский народ

И учится быть гражданином…

Н.А.

Одним из наиболее известных произведений Н.А. Некрасова является поэма «Кому на Руси жить хорошо», прославляющая русский народ. Ее по праву можно назвать вершиной творчества Некрасова. Написанная автором в зрелые годы, она вобрала в себя всю его любовь к простым людям, сочувствие к их нелегкой доле, глубокое знание крестьянского быта и обычаев.

Некрасов начал работу над поэмой вскоре после «освобождения» крестьян от крепостного гнета. Часто посещая деревни, беседуя с крестьянами, он понял, что жизнь их не стала лучше. Свой долг поэта-гражданина он видел в правдивом изображении тяжелой судьбы русских крестьян.

Герой поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — не один человек, а весь многострадальный и героический русский народ. Сюжет поэмы прост: семеро странников из разных деревень отправляются на поиски счастливых людей на Руси. К концу повествования становится ясно, что отыскать их вряд ли удастся. Тяжела народная доля! Даже названия деревень, в которых происходит действие, говорят об этом — Заплатово, Дырявино, Разутово, Горелово, Неелово, Неурожайка…

Крестьяне — люди, «досыта не едавшие, несолоно хлебавшие». Мужицкое счастье — «дырявое с заплатками, горбатое с мозолями». Особенно образно описываются страдания и бесправие русского народа в песнях, содержащихся в поэме. Поэт назвал их «Барщинная», «Солдатская», «Соленая», «Голодная».

«Тоска-беда замучила», «тошен свет, правды нет», «верченый, крученый, сеченый, мученый…» — эти строки из песен говорят сами за себя.

Перед читателем проходят трагические истории из жизни Матрены Корчагиной, у которой «нет косточки неломаной, нет жилочки нетянутой», Агапа Петрова, Ермилы Гирина, старосты Власа. У каждого из них свое горе, и поэтому:

Душа, что туча черная,

Гневна, грозна — и надо бы,

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям,

В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» исследуются различные аспекты жизни крестьянского класса в России

Автор обращает внимание на то, что несмотря на все трудности и лишения, большинство крестьян сохраняет чувство собственного достоинства

Один из героев поэмы — Савелий, представлен как «богатырь святорусский». Он служит воплощением физической и нравственной силы русского народа, идентифицируя себя как «Клейменый, да не раб!». История Савелия и его товарищей выражает вечное стремление крестьян к свободе и желание самостоятельно распоряжаться плодами своего труда.

2 стр., 609 слов

Н.А. Некрасов – певец народа

… достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную — Вынесет всё, что господь ни пошлет! В стихотворении Некрасова «Железная дорога» звучит надежда на светлое будущее простого русского крестьянина, писатель … сожалеет о том, что он, скорее всего, не застанет это счастливое время. Особенно восхищали Некрасова русские женщины. Именно образ …

Еще одна значимая фигура в поэме — Ермила Гирин, который представлен как талантливый и честный хозяин, заботящийся о мужиках. Конфликт Ермилы с купцом Алтынниковым из-за мельницы приводит к объединению крестьян вокруг него и крестьянскому восстанию в деревне Столбняки. Такое описание крестьянского бунта предвосхищает будущие исторические события в России.

Особую роль в поэме играет образ «народного заступника» Гриши Добросклонова. Гриша, сам происходящий из крестьян, осознает свое предназначение и стремится к тому, чтобы каждому крестьянину жилось лучше на всей Руси.

Такие герои, как Савелий, Ермила, Григорий, придают поэме оптимистическую тональность и внушают надежду на лучшее будущее. Помимо описания трудностей жизни крестьян, «Кому на Руси жить хорошо» отражает духовную красоту и величие русского народа, придавая ей особую эстетическую привлекательность.

Составляющие истинного счастья

В поэме герои пытаются представить хорошую жизнь. Автор подсказывает читателю, восприятие окружающего у всех разное. То, что не радует одних, для других – высшее наслаждение. Красота русских пейзажей покоряет читателя. Остались на Руси люди с чувствами благородства. Их не меняет нищета, грубость, болезни и невзгоды судьбы. Их в поэме немного, но они есть в каждой деревне.

Яким Нагой. Голод и тяжелая жизнь крестьянина не убила в душе стремления к красоте. Во время пожара он спасает картины. Жена Якима спасает иконы. Значит, в душе женщины живет вера в духовное преображение людей. Деньги остаются на втором плане. А ведь их они копили долгие годы. Сумма поражает – 35 целковых. Настолько нищая наша Родина в прошлом! Любовь к красивому выделяет мужчину, вселяет веру: вино не зальет «кровавый дождь» души крестьянина.

Ермил Гирин. Бескорыстный мужик сумел выиграть тяжбу против купца с помощью народа. Они одолжили ему последние гроши, не боясь обмана. Честность не нашла своего счастливого конца в судьбе героя. Он попадает в острог. Душевные мучения переживает Ермил, когда подменяет брата на рекрутчине. Автор верит в крестьянина, но понимает, что чувство справедливости не всегда приводит к нужному результату.

Григорий Добросклонов. Заступник народа является прототипом революционно настроенной части жителей, нового зарождающегося движения на Руси. Они пытаются изменить родной уголок, отказываются от собственного благополучия, не ищут покоя для себя. Поэт предупреждает, что герой станет известным и славным на Руси, видит автор их идущих впереди и поющих гимны.

Некрасов верит: борцы будут счастливы. Но кто узнает и поверит в их счастье? История рассказывает обратное: каторги, ссылки, чахотки, смерти, — это еще не все, что ожидает их в будущем. Не все смогут донести свои идеи до народа, многие останутся изгоями, непризнанными гениями.

Ответа на вопрос «Кому на Руси жить хорошо?» можно не найти. Сомнения проникают в души читателей. Счастье – странная категория. Оно может прийти на минуту от радости обычного бытия, приводит в состояние блаженства от вина, еле уловимо в минуты любви и ласки. Что нужно сделать, чтобы все были счастливы в понимании простого человека? Перемены должны затронуть строй и уклад страны. Кто способен провести такие реформы? Даст ли воля это чувство человеку? Вопросов появляется еще больше, чем в начале чтения поэмы. В этом и есть задача литературы: заставить думать, оценивать, планировать поступки.

Составляющие счастья

Литературоведы пытаются объяснить читателю, кого в итоге хотел представить истинно счастливым автор. Их мнения расходятся. Это подтверждает гениальность поэта. Он сумел заставить людей размышлять, искать, думать. Текст не оставляет равнодушных. В поэме нет точного ответа. Читатель имеет право остаться при своем мнении. Он как один из странников ищет ответ, уходя уже далеко за рамки поэмы.

Интересно мнение отдельных исследований. Они предлагают считать счастливыми мужиков, ищущих ответ на вопрос. Странники – представители крестьянства. Они из разных деревень, но с «говорящими» названиями, характеризующими быт населения страны. Разутые, голодные, в дырявой одежде, после неурожайных лет, пережившие болезни, пожары, ходоки получают в дар скатерть-самобранку. Ее образ расширен в поэме. Здесь она не только кормит и поит. Скатерть сохраняет обувь, одежду. Гуляй мужик по стране, все проблемы быта остаются в стороне. Странники знакомятся с разными людьми, слушают рассказы, сочувствуют и сопереживают. Такое путешествие во время жатвы и привычных трудовых дел – это настоящее счастье. Оказаться вдали от бедствующей семьи, нищей деревни. Понятно, что не все они осознают, как были счастливы в своем поиске. Мужик стал свободен, но это не принесло ему достатка и возможностей жить по своим желаниям. Счастье стоит напротив крепостного права. Рабство становится антонимом искомому понятию. Собрать в единое целое все составляющие народного счастья невозможно.

У каждого сословия свои цели:

  • Мужики – хороший урожай;
  • Священники – богатый и большой приход;
  • Солдат – сохранение здоровья;
  • Женщины – добрая родня и здоровые дети;
  • Помещики – большое количество слуг.

Не смогут быть счастливы одновременно мужик и барин. Отмена рабства привела к потере устоев обоих сословий. Правдоискатели прошли множество дорог, провели опрос населения. От рассказов о счастье некоторых хочется реветь в полный голос. Счастливыми становятся люди от водки. Вот почему столько пьющих на Руси. Залить горе хотят и мужик, и поп, и барин.

Истинный путь к счастью

То, каков, по мнению Некрасова, путь к счастью, прекрасно отражается в одном из персонажей поэмы — Грише Добросклонове. Семеро мужиков искали всю дорогу того самого счастливца, у которого можно было бы всё расспросить о счастье, но так и не смогли отыскать «правильное» представление о счастье.

Однако одно он точно успел сделать — Некрасов смог дать читателю огромную пищу для размышлений о счастье и, своего рода, ответ на важнейший вопрос: «кому на Руси жить хорошо?» — тому, кто знает, для чего он живёт, кто готов к самопожертвованию ради других, может служить народу и стране. Вот кто на самом деле счастлив — именно это и состояло основным смыслом поэмы, в которой Некрасов всё-таки дал ответ на главный вопрос в жизни русского человека.

  • Отношение к женщинам евгения онегина цитаты

      

  • Цитаты белых генералов о россии

      

  • Схиархимандрит илий ноздрин цитаты

      

  • Не надо делать одолжение цитаты

      

  • Цитаты из фильма легкое поведение

Проблема народного счастья

Эта проблема в поэме «Кому на Руси жить хорошо» затронута как в общественном, так и в философском ключе. Она напрямую связана с важнейшей темой отмены крепостного права в 1861 году. Это историческое событие в худшую сторону изменило традиционную жизнь всех людей. Казалось, свобода получена, народу больше ничего не нужно, но в силу долгого рабства никто не понимал, что делать дальше. Проблематика «Кому на Руси жить хорошо»:

  1. В образах попа, помещика, крестьянки и семинариста скрыты натуральные русские характеры и судьбы, которых в те времена на просторах страны встречалось множество. Николай Алексеевич часто общался с выходцами из простонародья, поэтому смог взять из жизни проблемы произведения. Вчерашние холопы получили освобождение, но остались без новых рабочих мест, земли, а помещики были лишены подробных инструкций касательно найма граждан.
  2. Некрасов поднял в своей работе проблему алкоголизма. Семерым мужикам довелось прийти к выводу, что без пьянства простолюдин не выдержит тяжёлой жизни на Руси. Угар и забвение нужны ему для того, чтобы хотя бы как-то смириться с непосильным трудом.
  3. Не обошёл стороной автор и проблему социального неравенства. На протяжении долгих лет помещики истязали рабов, а Савелий за расправу со своим «хозяином» получил разрушенную жизнь. Родственники Последыша никогда не ответят за обман, а их слуги снова останутся у разбитого корыта.

Эволюция понятие «счастье» в сознании главных героев

«Покой, богатство, честь» – эта формула счастья, выведенная в начале поэмы попом, исчерпывающе описывает понимание счастья не только для священника. Она передает изначальный, поверхностный взгляд на счастье странников. Крестьяне, много лет прожившие в нищете, не мыслят счастья, которое не подкреплялось бы материальным достатком и всеобщим уважением. Список возможных счастливцев они формируют согласно своим представлениям: поп, боярин, помещик, чиновник, министр и царь. И, хотя Некрасов не успел реализовать в поэме все свои замыслы – глава, где странники дошли бы до царя, осталась не написанной, но уже и двоих из этого списка – попа и помещика, оказалось достаточно для того, чтобы мужики разочаровались в своем первоначальном взгляде на счастье.

Рассказы попа и помещика, встреченных странниками на дороге, довольно похожи друг на друга. В обоих звучит печаль об ушедших счастливых сытных временах, когда власть и достаток сами шли им в руки. Теперь же, как показано в поэме, помещиков отобрали все, что составляло их привычный уклад жизни: землю, покорных холопов, а взамен дали неясный и даже пугающий завет трудиться. И вот казавшееся незыблемым счастье развеялось как дым, оставив вместо себя одни сожаления: «… помещик зарыдал».

Выслушав эти истории, мужики оставляют свой первоначальный план – они начинают понимать, что настоящее счастье заключается в чем-то ином. На их пути попадается крестьянская ярмарка – место, в котором собирается множество крестьян. Мужики принимают решение поискать счастливого среди них

Проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо» изменяется – странникам становится важно найти не просто абстрактного счастливого, а счастливого среди простого народа

Но никакой из предложенных людьми на ярмарке рецептов счастья – ни сказочный урожай репы, ни возможность есть хлеба досыта, ни волшебная сила, ни даже чудесная случайность, позволившая остаться в живых – не убеждает наших странников. У них формируется понимание того, что счастье не может зависеть от материальных вещей и простого сохранения жизни. Подтверждением этого служит история жизни Ермила Гирина, рассказанная там же, на ярмарке. Ермил старался всегда поступать по правде, и на любой должности – бургомистра, писца, а затем мельника – пользовался любовью народа. В какой-то мере он служит предвестником другого героя, Гриши Добросклонова, который также положил всю жизнь на службу народу. Но какой же была благодарность за поступки Ермила?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: