Авторская позиция в романе «герой нашего времени»: психологический портрет и отношение лермонтова к печорину

Умение печорина разбираться в людях. григорий печорин из романа м

Отношение к любви

Бэлу, княжну Мэри, Веру, «ундину» сделал своими возлюбленными Печорин. Характеристика героя была бы неполной без описания его любовных историй.

Увидев Бэлу, Печорин считает, что наконец-то полюбил, и вот то, что поможет скрасить его одиночество и избавить от страданий. Однако проходит время, и герой понимает, что ошибся — девушка лишь на краткое время развлекла его. В безразличии Печорина к княжне проявился весь эгоизм этого героя, его неспособность думать о других и чем-то жертвовать ради них.

Следующей жертвой неспокойной души персонажа оказывается княжна Мэри. Эта гордая девушка решается переступить через социальное неравенство и первая признается в любви. Однако Печорин пугается семейной жизни, которая принесет покой. Герою этого не надо, он жаждет новых переживаний.

Краткая характеристика Печорина в связи с его отношением к любви может свестись к тому, что герой предстает жестоким человеком, неспособным на постоянные и глубокие чувства. Он причиняет только боль и страдания как девушкам, так и себе.

Вариант 5

Григорий Печорин — главный герой поэмы Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин поражает своими поступками, внешностью, характером, отношением к любви и смерти.

Во-первых, поступки Печорина вызывают вопросы и оставляют след в жизни других персонажей. Он выкрал и соблазнил дочь горского князя, что привело к ее гибели, убил на дуэли своего сослуживца и играл с чувствами княжны Мери. Все эти поступки говорят о том, что Печорин не заботится о чувствах других людей и действует, как ему удобно.

Во-вторых, внешность Печорина описывается как привлекательная, но холодная и безразличная. Он не вызывает сочувствия и жалости у окружающих, так как не раскрывает свои настоящие чувства и эмоции.

В-третьих, характер Печорина отличается сложностью и противоречивостью. Он выглядит как аристократ, но ведет себя как бандит. Он холоден и безразличен к другим людям, но иногда проявляет доброту и сострадание.

В-четвертых, Печорин относится к любви как к развлечению и игре, не желая вовлекаться в настоящие чувства. Он играет с чувствами княжны Мери, не понимая, как он тем самым наносит ей боль.

В-пятых, Печорин относится к смерти без страха и чувства ужаса. Он проявляет fatalist — убежденность в неизбежности смерти и отсутствии возможности изменить судьбу.

В-шестых, мое отношение к Печорину сложно. С одной стороны, я восхищаюсь его привлекательной внешностью и умением управлять своей жизнью. С другой стороны, его поступки и отношение к людям вызывают отвращение и неприязнь.

В целом, образ Печорина в поэме «Герой нашего времени» является комплексным и противоречивым. Он одной стороны, он обладает привлекательной внешностью, хладнокровием, умом и интеллектом, но в то же время, он эгоистичен, безразличен к другим людям и неспособен к настоящим чувствам. Его поступки и решения, часто ведут к трагическим последствиям, и он не может найти счастья и удовлетворения в жизни. В своих отношениях с женщинами, Печорин проявляет свою эгоистичность и нежелание принимать ответственность за свои поступки. Он также имеет сложное отношение к смерти и судьбе, искренне веря в фатальность своей жизни.

Однако, можно сказать, что Лермонтов создал образ Печорина не только для того, чтобы показать его недостатки, но и для того, чтобы затронуть сложные темы, такие как любовь, смерть, судьба и трагедия. В этом смысле, Печорин является символом того времени, в котором он жил, и нашего времени. Образ Печорина заставляет нас задуматься о смысле нашей жизни, о ценностях, которые мы преследуем, и о том, как наши поступки могут влиять на окружающих нас людей.

Мне нравится492Не нравится291

В чем трагедия лермонтовского героя

Историческая действительность обрекает на крах все попытки Печорина найти себе хоть какое-то полезное применение. Даже в любви он не смог найти себе место. Этот герой совершенно одинок, ему сложно сближаться с людьми, открываться им, впускать в свою жизнь. Сосущая тоска, одиночество и желание найти себе место в мире — вот характеристика Печорина. «Герой нашего времени» стал романом-олицетворением величайшей трагедии человека — невозможности найти себя.

Печорин наделен благородством и честью, что проявилось при дуэли с Грушницким, но в то же время в нем главенствуют эгоизм и безразличие. На протяжении всего повествования герой остается статичным — он не эволюционирует, его ничего не может изменить. Лермонтов словно стремится этим показать, что Печорин практически полутруп. Его судьба предрешена, он уже не жив, хотя до конца еще и не мертв. Именно поэтому главный герой не заботится о своей безопасности, он бесстрашно бросается вперед, потому что ему нечего терять.

Трагизм Печорина не только в социальной ситуации, которая не позволила ему найти себе применения, но и в неспособности просто жить. Самоанализ и постоянные попытки осмыслить происходящее вокруг привели к метаниям, постоянным сомнениям и неуверенности.

Замысел

Роман Лермонтова родился не на пустом месте. Автор опирался как на зарубежные, так и на отечественные источники, что вдохновило его на создание неоднозначного персонажа и необычного сюжета. Книга Михаила Юрьевича по замыслу очень похожа на пушкинский «Евгений Онегин», хотя написана в более драматической манере. Кроме того, писатель опирался на зарубежный опыт для создания внутреннего мира героя. Психологический роман был уже известен в Европе

Жанр произведения «Герой нашего времени» можно определить как психологический роман, что связано с большим вниманием автора к поведению и настроению Печорина

Наиболее ярко эти характеристики проявились в творчестве французского иллюминаста Руссо. Также можно провести параллели между авторской композицией и произведениями Байрона, Бестужева-Марлинского. Создавая свое оригинальное произведение, автор руководствовался прежде всего реалиями своего времени, что отражено в названии. По словам самого писателя, он стремился создать общий портрет своего поколения: умных молодых людей, которые ни с чем не могут справиться и тратят свою энергию на бесполезные занятия, наносящие вред себе и окружающим.

Характеристика Печорина

Григорий Печорин — персонаж нейтральный, его трудно назвать положительным или отрицательным героем. Григория легко осуждать не понимая мотивов определённого действия.  Михаил Лермонтов придумал неоднозначный образ Печорина, не для высмеивания и не для примера «правильного поведения». М.Ю. Лермонтов отобразил в юноше образ представителей того поколения, чтобы смог ответить на вопрос: Что сделало общественное устройство с личностями той эпохи?

Читая роман, складывается мнение что душа героя состоит из противоречий. Перед нами, молодой юноша двадцати с лишним лет, офицер русской императорской армии, первое что бросается в глаза это внешность — подтянутый, симпатичный и довольно аккуратный человек, производит приятное впечатление на окружающих и располагает к доверию. Григорий Александрович обладал хорошей физической подготовкой, он не уставал охотиться целый день. Ещё Григорий ценил одиночество, частенько любил побыть один.

Давая оценку моральным качествам и характера героя, нельзя не удивиться тому, как контрасты и противоположные взгляды сливаются в едино. По одну сторону характера находятся: рациональность, рассудительность, мудрость не по годам. А по другую, эгоизм и склонность к самолюбию, нежелание развивать хорошие качества. Перед нами предстал человек умеющий отстаивать свою позицию, принимать сложные решения. Что касается любви, то не способный к высокому чувству и самопожертвованию персонаж, он берет от жизни то, что хочет и когда хочет. Ни на каплю не задумываясь о последствиях. Давайте вспомним холодное, даже бездушное отношение молодого офицера к Максиму Максимовичу, который так к нему привязался.

Образ Григория Печорина является собирательным, отражая в себе взгляды целой эпохи сломанных человеческих судеб. Эти люди были вынуждены подчиняться прихотям, взглядам, устоям принятым в обществе того времени, все эти личности будто разделены на два лагеря — какими их создала природа, и какими их сделало общество.  В этом кроется причина противоречий в душе самого Григория.

Я считаю, что М.Ю.Лермонтов хотел показать своим читателям, как страшно быть искалеченным нравственно человеком. У Григория, как в современном мире бы назвали, раздвоение личности, с которым не справиться в одиночку.

Герой романа «лишний человек». Доказательство этих слов кроется в повести «Княжна Мэри», в которой юноша дает объективную оценку всем своим поступкам: «Во мне душа испорчена светом». Огромную роль в жизни героя играют женщины, вспомните его трепетное отношение. Как он рыдал от своей беспомощности, что не может оказать помощи Вере, а искренность в отношении к княжне Мэри: он позволил проникнуть в свою душу, объяснив причину и суть своих деяний. Правда в этот состоял его хитрый план, дабы разбудить в ней сострадание, а через сострадание любовь. Только вот сам Григорий её не полюбил, возможно он это придумал от скуки. Печорин принес всем героям романа несчастье, но и сам счастливым не стал.

Подведем итог жизни героя романа. Человеку похожему характером на персонажа, очень сложно ужиться в обществе.  Нужно уметь договориться с собой. Трагическая судьба Григория Печорина, служит отличным примером того, каким не нужно быть.

Григорий и современность

Личность Печорина проявляется как образец двойственности. Михаил Юрьевич Лермонтов показывает, какие люди жили в его время, но от осознания того, что эти люди еще живы, становится неудобно. Очень хочется верить, что, несмотря на все недостатки времени, они родятся такими же «печориными»

При любых обстоятельствах важно оставаться человечным и относиться к другим людям с добротой и пониманием, не пренебрегая их чувствами, чтобы не запятнать имидж

Вы не можете оставаться абсолютно хладнокровным, вы должны показать свои истинные чувства, потому что жизнь едина и неизвестно, в какой момент она может быть прервана.

Именно умение проявлять свои истинные чувства и внутренняя сила решиться на это на протяжении многих веков отличает человека от инстинктивных животных. Сейчас очень популярно изображать себя циничным и грубым, но это очень глупо, потому что это никого не осчастливит.

Отношение автора к Печорину неоднозначное. Может быть, у Грегори была какая-то реакция в душе на всякого рода события, которые с ним происходили, потому что были люди, которые могли заставить его плакать. Однако в большинстве случаев он так ловко скрывал то, что было в его душе, как будто какой-то эмоциональный блок мешал ему раскрыться. Никому уже не дано знать, что это такое на самом деле. Поэтому может развиться двойственное отношение к герою. Однако Лермонтов показывает его больше как онемевшего и бездушного персонажа.

Григорий до сих пор умеет любить, потому что он любил Белу, Веру, которая написала ему письмо.

Образец 4

«Герой нашего времени» – роман М. Лермонтова, наиболее ярко описывающий как саму эпоху 1830-х годов, так и сборный образ молодого юноши ей присущий. Центральный герой романа – Григорий Печорин – полностью характеризует типаж русского романтического байронического героя.  Такой юноша, как и в поэме «Паломничество Чайльд -Гарольда» Дж. Байрона, постоянно стремится к активному поиску своего предназначения, неудовлетворённо смотрит на жизнь и желает перемен. Чаще всего его не принимает общество, так как он не разделяет его взгляды и по-своему понимает жизненные истины.

М. Лермонтов практически ничего не рассказывается о детских годах и родных Печорина. Известно лишь, что Григорий Александрович был рожден в Санкт-Петербурге. Впоследствии, из его дневника мы узнаем, что будучи ребенком, он говорил только правду, но взрослые не верили в слова мальчика. Соблюдая установленные правила, родители юноши старались дать ему достойное образование, однако героя совсем не привлекали никакие науки. Постепенно Григорий разочаровывается в жизни и своих идеалах. Приятная внешность и достойные манеры легко покоряли женщин. В какой-то момент он решает посвятить себя военному делу, однако и мундир не принес ему никакого удовлетворения и радости.

Первое знакомство с главным героем происходит во время его пребывания на Кавказе, куда молодой офицер был сослан за участие в дуэли. Рассказ о Печорине звучит из уст коменданта его крепости, Максима Максимыча. Основная характеристика Григория в это время – «он-то грустил непонятною тоской, то отрывался на полную катушку, не жалея себя». Именно здесь, в горах, разворачивается любовная история красавицы-черкешенки Бэлы. Печорин вначале выкрал девушку из родного дома, постепенно влюбил в себя, но как только добился взаимности, вновь пресыщенный скукой и неудовлетворенностью, сразу же потерял к ней интерес. В конце концов, девушка трагически умирает, однако Печорин, хоть и вспоминает о Бэле с жалостью, но ни в чем не раскаивается.

Можно сказать, что скука решает многое в жизни героя. Она толкает его на психологические эксперименты с чувствами людей. Например, он для забавы влюбляет в себя аристократку – княжну Мэри. Но делает это ничуть не злобно, скорее ища удовлетворения в жизни и любви. Добившись признания о своих чувствах от девушки, Григорий рассказывает ей правду и покидает, разбив сердце княжны. При этом, он убивает на дуэли друга, защищавшего честь Мэри. Единственной любовью в жизни были отношения Печорина с Верой, которые тянулись очень давно. Однако её статус замужней женщины и его невозможность приспособиться к миру сыграли против их отношений, заставив навсегда разорвать связь.

Из дневника главного героя, которой тот начал писать, в надежде  понять себя, можно узнать еще о некоторых случаях его жизни. Само себе герой говорил, что в жизни подчиняется не желаниям сердца, а приказам головы.   Именно поэтому в его характере проявляются и любопытство, и в тоже время фатальность. Опасное приключение с контрабандистами в Тамани могло завершиться трагично, однако находчивость героя спасла ему жизнь. При этом сам любопытный поступок героя не приносит хороших результатов и другим участникам, лишь оставляя слепого парня и старушку на грани нищеты. Испытывает судьбу герой и в последней главе романа – «Фаталист». Он буквально ищет риска, испытывает судьбу в разных случаях.

Таким образом, Печорин Григорий Александрович – очень противоречивый персонаж. В нем образованность, внешняя красота и душевное богатство сочетаются с  неудовлетворенностью жизнью и невозможностью быть счастливым. Именно этот комплекс качеств и показ воплощения их в жизнь делает героя глубоко психологическим образом.

Цитатная характеристика Печорина

Высказываются о Печорине в романе два персонажа: Максим Максимович и сам автор. Также здесь можно упомянуть и самого героя, который пишет о своих мыслях и переживаниях в дневнике.

Максим Максимыч, простодушный и добрый человек, описывает Печорина так: «Славный малый… только немножко странен». В этой странности весь Печорин. Он совершает нелогичные поступки: охотится в непогоду и сидит в ясные дни дома; идет на кабана в одиночку, не дорожа своей жизнью; может быть молчаливым и хмурым, а может стать душой компании и рассказывать смешные и очень интересные истории. Максим Максимович сравнивает его поведение с поведением избалованного ребенка, который привык всегда получать желаемое. В этой характеристике отразились душевные метания, переживания, неспособность справиться со своими чувствами и эмоциями.

Авторская цитатная характеристика Печорина весьма критична и даже иронична: «Когда он опустился на скамью, то стан его согнулся… положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость: он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах… В его улыбке было что-то детское…» Лермонтов нисколько не идеализирует своего героя, видя его недостатки и пороки.

Поведение Печорина – результат влияния обстоятельств

Но можно ли назвать это дурное свойство характера врождённым? Порочен ли Печорин изначально или его сделали таким условия жизни? Вот что сам он поведал княжне Мери: «…такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен… Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть… Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать… Я сделался нравственным калекой».

Оказавшись в окружении, не соответствующем его внутренней сущности, Печорин вынужден ломать себя, становиться тем, кем не является на самом деле. Вот откуда эта внутренняя противоречивость, которая наложила отпечаток и на его внешность. Автор романа рисует портрет Печорина: смех при несмеющихся глазах, дерзкий и одновременно равнодушно-спокойный взгляд, прямой стан, обмякший, как у бальзаковской барышни, когда он сел на скамью, и другие «нестыковки».

Печорин и сам осознаёт, что производит неоднозначное впечатление: «Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно». А правда в том, что под влиянием внешних обстоятельств его личность претерпела настолько сложные и уродливые деформации, что отделить в ней плохое от хорошего, настоящее от ложного уже невозможно.

В романе «Герой нашего времени» образ Печорина является нравственным, психологическим портретом целого поколения. Сколько его представителей, не найдя в окружающих отклика «души прекрасным порывам», были вынуждены приспособиться, стать такими же, как все вокруг, или – погибнуть. Автор романа Михаил Лермонтов, чья жизнь оборвалась трагически и преждевременно, был одним из них.

Тест по произведению

«Герой нашего времени» читается на одном дыхании. Жизнь офицера царской армии Григория Печорина увлекает событиями, приправленными душевными терзаниями персонажа. Автор создал образ «лишнего человека» в обществе, который не знает, в какое русло направить энергию и жизненные силы.

Сочинение Образ Печорина

Михаил Юрьевич Лермонтов – ярчайшая звезда российской поэзии 19 века, его произведения наполнены такими мотивами как одиночество, судьба и неразделенная любовь. Произведения Лермонтова очень хорошо отражали дух времени. Одним из таких является роман «Герой нашего времени», ключевой персонаж которого есть сбор основных, выделяющихся людей николаевской эпохи.

Григорий Александрович Печорин – молодой офицер, странствующий по Российской Империи по долгу службы. В первый раз перед читателем он предстает как герой рассказа Максима Максимовича, а после из собственных записок о жизненном пути. Лермонтов наделил Печорина непреодолимо сильным равнодушием к жизни и холодностью ко всему происходящему вокруг. Одним из его основных жизненных убеждений является фатализм. Особенно хорошо это проявляется в решении Печорина поехать на войну в Персию и в согласии пойти на заведомо нечестную дуэль с Грушницким.

Наплевательское отношение к собственной судьбе – вот один из ярчайших порок Печорина. Также Печорину недоступно чувство любви: он не только не может кого-то любить крепкой человеческой любовью, но и иметь к чему-либо долгосрочный интерес. Испытывая определенно положительные чувства к Верочке, Печорин не может позволить себе остаться с ней надолго, хотя читателю кажется, что Григорий Александрович желает быть с Верой. Но почему так происходит? Дело все в том, что Григорий Александрович Печорин является неприкрытым олицетворением одиночества, не судьба делает его одиноким, а он своими осознанными решениям предпочитает оставаться один.

Закрытость собственной души от внешнего мира и есть та самая часть себя, которую Лермонтов заложил в своем главном герое. Такой вывод можно сделать, прочитав такие стихотворения Лермонтова как «Выхожу один я на дорогу», «Парус», «Гляжу на будущность с боязнью», «И скучно, и грустно».

Но кто же такой Печорин? Почему роман называется «Герой нашего времени»? Лермонтов, видя откровенные, неприкрытые ничем пороки общества, нещадно закладывает их в Печорина. Именно в эпоху духовного вымирания, процветания эгоизма и николаевской тирании зародился роман. Именно поэтому многие критики положительно оценили Печорина, они увидел в нем не только общество, но и себя. Также в Печорине видит себя и каждый обыкновенный человека нашего общества, что свидетельствует о том, что с ростом технологий, изменением структуры общества, человеческие отношения и сам человек не меняются.

Встреча героев

Когда Печорин узнает о прибытии на Кавказ женщины с родинкой на щеке, его предположения оправдались – это была его Вера.

Мысли Григория спутались в голове – она ли это на самом деле, зачем она здесь, почему мне кажется, что это точно она?

Женщин с родинками на щеке много, но Печорину приходило только, что это действительно Вера.

После их встречи чувства воспламенели более, чем прежде. Молодые люди начали встречаться. Это были тайные встречи, ведь муж не должен был знать об их связи.

Возможно, Вера не допустила бы таких отношений, но мужа она не любила, хотя очень уважала.

Печорину же Вера призналась в своих чувствах, предстала ему как любящая раба, не могущая ни в чем препятствовать своему любимому.

Однако в один день муж догадывается, а затем уже удостоверяется в незаконной связи своей жены с Печориным.

Происходит бурная ссора, в которой Вера признается в любви к Григорию.

Муж решается выехать из Кисловодска. Вера составляет прощальное письмо к Печорину, где сообщает, что ее душа истощена от этой любви, и что она уже не в силах когда-либо кого-то еще полюбить.

Отношение героя к дворянскому кругу

В произведении «Герой нашего времени» наглядно виден конфликт между человеком и социумом, это немаловажная особенность романтизма. Писатель обыгрывает это явление в необычном ключе. Он описывает героя знатного происхождения, ощущающего себя чужим среди аристократов.

У Печорина была возможность увидеть разницу между обычными людьми и представителями высшего света. Вначале он живёт среди простого народа, потом герой вынужден терпеть лицемерных дворян, погрязших в сплетнях и интригах. Автор показывает не столичных кавалеров и их спутниц, а так называемое водяное общество.

В основном это середняки, не имеющие:

  • власти;
  • средств;
  • знатности.

Примечательно, что «Княжна Мери» написана от имени Печорина, что даёт возможность проследить за отношением главного персонажа к аристократическому обществу. Он общается с дворянами, наблюдает за этими людьми. Доктор Вернер является посредником между Печориным и «водяным обществом». Он занимается лечением аристократов, поэтому ему много что о них известно.

Печорин чувствует себя неуместным в обществе московских женщин, таким же он ощущает себя и в компании юнкера Грушницкого.

Печорин рассказывает о небогатых людях, которые тем не менее могут себе позволить праздный образ жизни. Ему сложно уложить в голове, как можно ограничиваться:

  • карточными играми;
  • пикниками;
  • пьянством;
  • балами.

Он верно подмечает, что в таком обществе невозможно встретить никаких глубоких раздумий. Аристократы обожают сплетничать, это и есть их пища для ума.

Допустим, по городу быстро расходится слух, что Печорин собирается взять в жёны княжну Мери.

Мужчине мерзко находиться среди людей, которые обеспокоены мелкими страстями и ничего не знают о таких ценностях, как:

  • искренность;
  • благородство;
  • честность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: