Сочинение по творчеству тургенева

Сочинение по произведению отцы и дети тургенева

Вариант 6

Образ барыни Иван Сергеевич Тургенев взял из реальной жизни. Прототипом стала его родная мать, отличавшаяся крутым нравом и неограниченной властью над своими крепостными.

Автор не описывает внешние характеристики героини: мы не знаем ни ее возраст, ни имя, ни внешние данные. Все, что мы знаем — это ее сложные отношения с простыми людьми. Ее дети уже давно покинули отчий дом: сыновья уехали на службу, а дочери вышли замуж. И вот сварливая женщина осталась одна наедине со своими крестьянами.

Видимо, возраст женщины уже довольно преклонный. Дни ее проходят нерадостно, так как время она проводит сама с собой. Плохое настроение вымещает на работниках. Страдают все, и дворник Герасим, и столяры, и прачки, и портные, и швеи.

Барыня проявляет жуткий характер: она часто становится слишком капризной и невротичной. Никто не способен с ней совладать, остается лишь только подчиниться хозяйке. Если же этого сделать невозможно, то приходится изворачиваться и лгать, лишь бы не навлечь на себя немилость.

Барыня сама больше всех страдает от своего характера. Ведь у нее нет близких людей и даже приятелей. Она живет серой и однообразной жизнью. История этой женщины учит меня тому, что людей нужно любить и быть с ними поласковей. В этом случае всегда рядом будет кто-то кто сможет утешить и разделить с тобой радости жизни.

Мне нравится2.1 k.Не нравится1.1 k.

Тернистый путь в творчество

Творчество Тургенева пришлось на время, следующее за так называемым «золотым веком» русской литературы — литературной эпохой Грибоедова, Пушкина, Лермонтова и Гоголя. В прозе Тургенева отразился период исторических перемен в российском обществе и государстве, касавшихся прежде всего его социального устройства, политики и идеологии. Поражение в Крымской войне, реформы времени правления императора Александра II, освобождение крестьян, духовные поиски интеллигенции, революционные настроения в обществе были содержанием жизни в России 1840 — 1880-х годов.

Тургенев не принадлежал к числу тех писателей, к кому широкое признание пришло скоро или даже сразу, как, например, к Достоевскому, который после опубликования первого же своего романа — «Бедные люди» — стал знаменитостью; в этом смысле и другие сверстники Тургенева — И.А. Гончаров, В.Д. Григорович — на первых порах были гораздо счастливее его.

Тургенев начинал своё творчество как поэт: он сочинял стихи с конца 1830-х годов, а в 1843 году опубликовал поэтический сборник. Однако вскоре писатель полностью переключился на прозу.

В 1840-е годы Тургенев был активным участником литературного кружка В.Г. Белинского в Петербурге. На его творчество оказали определённое влияние стилевые черты «натуральной школы», присущие писателям кружка Белинского.

Виссарион Белинский

Это проявлялось прежде всего в натуралистическом описании действительности, внешнего мира. Как оригинальный писатель, имеющий свою индивидуальную манеру, творческую и гражданскую позицию, Тургенев впервые выступил в цикле рассказов-очерков «Записки охотника» (1847 — 1852).

Касьян, иллюстрация самого И.С. Тургенева к «Запискам охотника»

В этой книге он показал неизвестную прежде в большой литературе жизнь крестьянства, яркие национальные характеры, жизненную энергию и душу русского человека

В 1838 — 1841 годах он писал мало и очень немногое из написанного находил достойным печати. Каждое из его опубликованных стихотворений было «не хуже» тех, которыми известнейшие стихотворцы (само собой разумеется, Лермонтов, Кольцов, Баратынский из этого числа исключаются) «украшали» страницы литературных журналов; но ни одно из них не привлекало внимания ни читателей, ни критики.

Главная же мысль своеобразного творчества заключалась в указании на «скорби и вопросы» времени. Молодые литераторы тех лет, как и подавляющее большинство читателей «Отечественных записок», где печатались статьи Белинского, хорошо понимали, что в его устах эти слова являются одним из обозначений социальной темы. Именно в разработке этой темы критик видел залог дальнейших успехов в развитии русской литературы. Без большого риска ошибиться, можно сказать, что всё творчество Тургенева 1840-х годов подчинено было одной, пользуясь термином Станиславского, сверхзадаче — поиску своего решения социальной темы в литературе.

Роман «Рудин»

Это первый роман Тургенева, который сначала был определён самим автором как повесть. И хотя основная работа над произведением была законченна в 1855 году, автор несколько раз вносил корректировки и доработки в свой текст. Это было связанно с критикой товарищей, к которым в руки попадала рукопись. А в 1860 году, уже после первых публикаций автор добавил эпилог.

В тургеневском романе действуют следующие герои:

⇒ Ласунская.⇒ Пигасов. ⇒ Панднлевский. ⇒ Липина. ⇒ Волынцев.⇒ Басистов.

Интересен тургеневский герой из романа – Константин Панделевский, так как национальность его определить было невозможно. Но самое примечательным в его образе – это необычное умение ухаживать за дамами так, что они потом постоянно покровительствовали ему. Но вот с Липиной Александрой он дел никаких не имел, так как женщина, несмотря на свой молодой возраст, была уже вдовой, хотя и без детей. От мужа ей досталось большое наследство, но чтобы она не спустила его, проживала вместе с братом. Сергей Волынцев был штаб-ротмистром, но уже в отставке. Он порядочен, и многие знали, что он влюблен в Наталью. Молодой учитель Басистов ненавидит Панделевского, зато уважает главного героя – Дмитрия Рудина.

Главный герой бедный человек, хотя по своему происхождению он дворянин. Он получил хорошее образование в университете. И хотя вырос в деревне достаточно умен. Умел красиво и долго говорить, чем и удивлял окружающих. К сожалению, его слова и дела разнятся. Его философские взгляды понравились Наталье Ласунской, которая в него влюбляется. Он постоянно говорил, что тоже влюблен в девушку, но это оказалось ложью. И когда она его обличает, то Дмитрий Николаевич тут же уезжает, а вскоре погибает во Франции на баррикадах.

По композиции весь тургеневский роман делится на четыре части. В первой части рассказывается о том, как Рудин приезжает в дом к Наталье, впервые ее видит. Во второй части автор показывает, как сильно девушка влюблена в Николая. Третья часть – это отъезд главного героя. Четвертая часть – это эпилог.

Вариант 1

Рассказ И.С. Тургенева воспринимается многими критиками как самое яркое произведение писателя. Лично я тоже так считаю. Писатель описывает реальную историю, которая произошла в доме его матери. Иван Сергеевич находится в ссылке, так что у него достаточно времени, чтобы вспомнить и красноречиво описать эти события.

Мощь повествования в том, что в нем автор раскрывает силу духа мужчины, который несмотря на внешние обстоятельства смог сохранить чувство собственного достоинства и не стал смиряться с ничем не оправданными издевательствами со стороны сварливой хозяйки. Читая рассказ, погружаешься в атмосферу глубинных общественных проблем современности писателя.

Герасим — главный герой произведения. Он собирает в себе образ всех крепостных мужиков в России. Он сочетает в себе доброту и трудолюбие, необыкновенную выносливость и способность к сочувствию. Несмотря на свою силу, он безропотно смиряется с положением угнетенного крестьянина. Подчиняясь требованиям госпожи, Герасим топит любимую собачку. И лишь после того, как потерял самое дорогое, он находит в себе силы на изменения в жизни.

Мне нравится9.7 k.Не нравится4.2 k.

Противоречия теории Раскольникова, в чем противоречия сочинение

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — психологическое произведение, которое показывает внутреннее состояние героя, его переживания и эмоции.

Раскольников, главный герой произведения, — молодой студент, постоянно находящийся в размышлениях, он часто анализирует происходящие события. Родин живёт бедно, но хочет помогать людям, поэтому и решается на преступление — убийство старухи-процентщицы. Он считал, что, убив одну старуху, «мелкую вошь», он сможет помочь действительно нуждающимся людям. Герой хочет отомстить за униженных и оскорбленных. Раскольников наблюдал за жизнью обычных людей и был уверен, что его теория сможет спасти их.

Теория Родиона заключалась в том, что люди делятся на обыкновенных и необыкновенных. Обыкновенные люди — это простой народ, они не играют особой роли в обществе, их задача в том, чтобы воспроизводить себе подобных, то есть рабочую силу. Необыкновенные люди — это великие деятели, им позволительно совершить преступление, чтобы принести пользу обществу. Раскольников был точно уверен в правильности своей теории. Убийство старухи-процентщицы — это также своеобразная проверка места Родиона в обществе. Он хотел узнать: «Тварь я дрожащая или право имею?»

Ошибка Раскольникова заключается в том, что он отвечает за свои поступки только перед собой, осуждения окружающих ему безразличны. Это происходит из-за того, что он уверен в правильности своей идеи. Родион говорит о том, что он убил бесполезную старушонку, вошь, которая лишь портила всем жизнь, поэтому считать это преступлением нельзя. Но тут возникает первое противоречие. Родион убивает не только процентщицу, но и ни в чем не виновную беременную Лизавету, которая страдала от свое сестры.

Второе противоречие его теории заключается в том, что он вроде хотел помочь людям, но в то же время ему было важно оценить себя. Раскольников возвел себя выше остальных, позволив себе совершить преступление, отнять у человека самое важное и ценное — жизнь

Сам герой сравнивает себя с Наполеоном, он рассуждает, что император погубил много человек, но это сделал его великим. Раскольников был уверен в том, что он совершил доброе дело, поэтому совершенно не раскаивался в своём поступке.

Третье, самое главное противоречие, проявляется в методах достижения цели. Здесь и выражается главная мысль романа — построить счастье на крови и жестокости невозможно. Родион убил старуху, думая, что так он поможет людям. Убийство — это самое страшное преступление, которое нельзя оправдать даже благими намерениями. Такой мыслью автор доносит до читателя, что совершить добро можно только добрыми делами.

В конце концов герой все-таки осознает свою вину, он понимает, что убил не бесполезную старушонку, а самого себя.

Сочинение на тему Теория Раскольникова и ее крах

Очень подходящее слово «крах» для этой теории. Она не «ушла» из сознания Родиона, а именно разбилась. К сожалению, Раскольников успел из-за неё такое совершить, о чем придётся жалеть, что никак не исправить.

Собственно, теория его проста и безобразна. Он разделил людей на достойных и нет. «Настоящим» людям позволено всё. У них есть идеи и силы менять нашу жизнь. (В пример Родион приводит Наполеона.) И вот этим людям ради их великих замыслов позволяется больше, чем остальным. Само общество готово простить им любые преступления, они сами готовы пойти на убийство. А остальные – это биомасса, которую, вроде бы, и не жалко. Все эти обыватели нужны лишь, чтобы однажды из массы родился гений.

Всё это звучит ужасно жестоко. Бесчеловечность этих идей сразу увидел следователь, даже отложил ту статью Раскольникова. Сонечка была в ужасе от подобных мыслей, абсолютно не христианских. Родители, друзья все ужаснулись этим идеям молодого человека. Раскольников совершил преступление, но денег не взял. Зря он задал себе вопрос типа «слабо ли»: если убью, перешагну через всё, то я человек, а нет, так нет. Доказал себе? Нет, он совершил преступление, но этим обрёк себя на муки: кошмары и угрызения совести.

Ещё большой вопрос смог бы Наполеон убить старушку, даже ради денег? Отправлять войска в бой (и военные ведь тоже понимают, на что идут), это одно дело, а убить своими руками… Думаю, побрезговал бы! А те, кто отправляли на казни, тоже мучились совестью. Например, Иван Грозный, как я читал, часто каялся в церкви, видел кошмарные сны… Но и эпоха, кстати, была более жестокой.

В общем, теория Раскольникова не выдерживает никакой критики. Она толкает её создателя на преступление, которое доводит героя почти до помешательства. И он сам запутывается, сам признаётся в своём грехе. Его жизнь почти разрушена, он ни во что уже не может поверить на каторге. Главным критиком этой философии выступает следователь, но и, с другой стороны, Сонечка. Тут две силы – разум и любовь. Я думаю, что они спасли героя от ещё одного преступления – самоубийства, эта теория и её последствия сжирали его изнутри. Пусть он и оказался на каторге, но ещё готов начать жизнь сначала! 

4 вариант

В романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский описывает середину XIX века со всеми ее сложностями: революционной борьбой, усугубившимися социальными отношениями. Автор придерживается позиции борьбы с этими процессами, видит в них причину, по которой совершаются преступления.

Воплощая свои мысли в образе Раскольникова, писатель описывает ситуацию, толкнувшую молодого человека на убийство, и раскрывает его душевные переживания. Родион — бывший студент, ныне он прозябает в убогой нищете. Несмотря на то, что он не лишен милосердия и отзывчивости, бедственное положение доводит его до физического и морального истощения. Раскольников всюду видит бесправие и бедность. В этих неблагоприятных обстоятельствах и рождается его теория, гласящая, что люди делятся на две категории. Те, кто входят в первую, — «необыкновенные». Например, Наполеон, или любой другой человек, который управляет миром или достиг вершин в своем деле. Вторые — лишь «твари дрожащие». Теория основывается на мысли, что счастья первых можно достичь лишь угнетением вторых. Раскольников не знает, к какой категории отнести себя, и поэтому решает совершить убийство, чтобы получить право называться «необыкновенным». Жертвой становится старуха-процентщица.

Даже преступление добрый по сути своей Раскольников оправдывает благородными мотивами. Он намеревается сделать мир лучше, но осознает, что изменений не произошло. В этот момент теория начинает опровергаться. Герой страдает, его мучает совесть, но в то же время он боится, что кто-то узнает о преступлении, и каждый его новый шаг отныне сопровождается подозрениями и ужасом. Его эксперимент провалился, он готов смириться с тем, что все же оказался «тварью дрожащей», но сами идеи продолжает воспринимать как верные. Окончательно теория рушится только под влиянием Сони Мармеладовой: она уговаривает Раскольникова сознаться в содеянном. Вера в Бога ведет их обоих. Освобождение от губительных мыслей возвращает Родиона в мир, он начинает осознавать, что придуманных им различий нет, и все люди достойны жизни и счастья.

Ф.М.Достоевский не в первый раз вносит в свои произведения христианские мотивы, но именно в «Преступлении и наказании» религиозные ценности не просто показываются в лучшем свете: они спасают главного героя и приводят его к искуплению. Ф.М.Достоевский говорит о том, что преступление недопустимо вне зависимости от его причины, а теория, для подтверждения которой нужно убийство, не имеет права существовать.

Вариант 3

Главный герой рассказа «Муму» — немой дворник по имени Герасим. Это преданный и честный человек с суровой внешностью

Произведение показывает нам, как важно относиться к людям с нелицеприятимем: внешний вид может очень сильно отличаться от человека внутреннего!

Герасим напоминает людям богатыря. У него огромный рост и могучее телосложение. Он носит длинные волосы и густую бороду. Кто увидит мужчину впервые, ужаснется. Все городские пьяницы и другой «сброд» боялись и близко подходить к дому барыни. Одежда у Герасима простая, но всегда опрятная и чистая. Есть у него и праздничный кафтан, который герой и надел перед тем как утопить Муму.

В жизни Герасим отзывчивый и добрый человек. Он ответственно относится к своим обязанностям, рассудителен. Без лишних вопросов исполняет все указания хозяйки. Достаточно услужлив, но при этом выглядит достойно. Хозяйка дважды лишает его возможности проявлять любовь: не дает ему жениться на любимой женщине, а затем приказывает убить любимую собаку. Не выдержав такого жестокого обращения, Герасим возвращается к себе в деревню.

Герасим учит нас тому, что суровые жизненные обстоятельства — это не оправдание для того, чтобы становиться озлобленным и жестоким. Можно сохранить человеческое достоинство и силу духа даже в самых непростых условиях! И нужно смотреть в сердце человека, а не на его внешность.

Мне нравится3.3 k.Не нравится1.9 k.

Деятельность Тургенева

Свой творческий путь автор начал с написания стихотворений. Первые произведения поэта «К Венере Медицийской», «Вечер» были опубликованы в «Современнике». После этого писатель перешел к иному виду творчества, где можно было не только высказать свое рассуждение на тему народа и власти, но и раскрыть глубокую суть политических проблем. Автором были написаны следующие произведения:

  1. «Стено». Одно из первых творений писателя. Критики считают его пародией на байроновскую трагедию «Манфред». При этом можно заметить, что эта драматическая поэма является пробой пера.
  2. «Параша». Оценена критиками, с которыми он встречался на званых вечерах. Благодаря общению с известными людьми, автор становится не только узнаваемым, но и получает дополнительное вдохновение.
  3. «Месяц в деревне». Создана драма была в период путешествия автора по странам Европы. Тургенев в течение года передвигался по европейским странам, посещал Германию, Францию.
  4. «Записки охотника» стали триумфом в карьере писателя. Им был создан цикл рассказов, в котором читателям открывается нрав и быт обычных крестьян. Писатель показывает, что разрушить крепостной строй страны не сможет даже талант, человеческие чувства, гармония и любовь. Автор дает понять, насколько трудна жизнь в деревне. При этом не забывает рассказать о прелестях сельской жизни, красоте природы, чувствах людей.
  5. «Муму». Произведение, созданное в период, когда Иван Сергеевич находился в ссылке за написанный отклик, который изложен после смерти Николая Васильевича Гоголя. Среди строк читается главная мысль автора — невозможность противостоять перед общественным мнением и влиятельными «персонажами».
  6. «Рудин». Роман, законченный в 1856 году и ставший открытием серии романов.
  7. «Ася». Произведение вышло в свет после громкого скандала. От которого писателю пришлось вместе с Полиной Виардо (женой) переехать в Англию, а потом и в Германию.

По этим произведениям Тургенева сочинения и эссе пишут и в XXI веке. Поскольку все они включены в программу образования.

Чуть позже на свет появляются такие произведения, как:

  • «Фауст»;
  • «Собака»;
  • «Довольно!»;
  • «Сон».

В этих рассказах читатель видит, что со временем ничего не изменилось. «Маленькому» человеку по-прежнему бесполезно бороться с большим общественным мнением. Тургеневский гнев и недовольство описывают не только несправедливое отношение к другим людям, но и к нему самому. Он выступает, как знаток ситуации изнутри.

«Записки охотника» — как отражение социальной темы

https://youtube.com/watch?v=V-VielMrYCE

Аудиокнига «Записки охотника».

 В истории литературы есть книги, которые выражают целые эпохи не только в развитии искусства и литературы, но и всего общества в целом. Такой книгой стали «Записки охотника». Они явились непосредственным и наиболее глубоким выражением общественной и литературной борьбы 1840-х годов XIX столетия, центром которой был вопрос о крепостничестве, то есть вопрос о судьбе закрепощённого народа.

В 1845 — 1846 годах Тургенев всё ещё не был уверен в своём писательском призвании и даже

С выходом в свет каждого нового очерка или рассказа из «Записок охотника» это убеждение укреплялось всё больше и больше

Прежде всего, обращала на себя внимание широта авторского кругозора; Тургенев как будто писал с натуры, но его очерки и рассказы не производили впечатления этюдов или этнографических зарисовок, хотя он и не скупился именно на этнографические и «краеведческие» подробности. Частная жизнь, по-видимому, невымышленных людей обыкновенно даётся у него в системе сопоставлений, которые показывают, что в поле зрения автора — вся Россия в её связях со всем миром

Благодаря этому каждая фигура, каждый эпизод при всей своей индивидуальной непосредственности, а иногда и кажущейся мимолетности или случайности приобретают особую значительность, а содержание той или иной вещи оказывается шире воспроизводимой в ней жизни простых людей.

В «Записках охотника» Тургенев часто прибегал к приёму сопоставления времён — старого и нового. Причём, что бы ни говорили по этому поводу герои — хвалят ли они старые годы или не одобряют, — авторская оценка прошлого ясна: «золотой век» русского дворянства — век Екатерины и Александра — это преимущественно век дворянского разгула, мотовства (стоит только вспомнить забавы и потехи графа А.Г. Орлова-Чесменского, о которых рассказывает однодворец Лука Петрович Овсянников), разврата и наглого самоуправства. Ну а новые, николаевские времена? Как это ни странно, но именно в эту пору казённые борзописцы больше, чем когда бы то ни было, кричали об успехах просвещения, особенно среди помещиков.

Бурмистр. Иллюстрация к «Запискам охотника». 1884.

В рассказе «Бурмистр» как раз и повествуется об одном «просвещённейшем» помещике — об Аркадии Павлыче Пеночкине. Тургенев ничего не оставляет для догадки читателя: личина «просвещённости» сорвана прямо у него на глазах. Собственно говоря, Пеночкин и напяливает-то её только при особых оказиях. Показателен в этом смысле эпизод усмирения «бунта» в Шипиловке:

В этой отвратительной фигуре заключено обобщение огромной силы самоуправства помещиков.

«Записки охотника» неопровержимо убеждали читателя в необходимости уничтожения крепостничества как основы общественного строя в России; в этом смысле они ближе всего стоят к «Путешествию из Петербурга в Москву» Радищева. Значение «Записок охотника» в творческой судьбе Тургенева неизмеримо велико. После выхода в свет этой книги он стал общепризнанным творцом русской литературы.

Эссе на тему «Мое отношение к творчеству Тургенева»

Тургенев-один из известнейших русских писателей.Читая его произведения,мы видим не только персонажей, но и в чём-то самого автора. Тургенев родился и вырос в атмосфере,где царили колотушки,пощёчины,удары плетью.Ненависть к крепостному праву уже тогда жила в нём. Именно эти воспоминания легли в основу множества его произведений,героями которых были простые люди,крестьяне, а их жизнь интересной и доброй.Поэтому он по праву гордился своими «Записками охотника»,которые способствовали освобождению крепостных крестьян. Также тургенев написал множество произведений о природе,что подтверждает неразрывность автора с ней. Писатель очень любил свою Родину,он много путешествовал,но после долгого пребывания за границей он всё равно тянулся к России.Также его патриотичность доказывает написанная им в 1882 году миниатюра «Русский язык»,которая,в свою очередь,через пол-века,во время Великой Отечественной войны,не позволила упасть духом советским людям,которые, во времена оккупации, буквально «молились» на неё. В миниатюре «Мы ещё повоюем» Тургенев показывает себя читателям как оптимистичный человек.Его фраза:»Мы ещё повоюем,чёрт возьми»призывает нас никогда не сдаваться, не останавливаться ни перед какими трудностями. Именно всё вышеперечисленное, а именно открытость, простота, честность, доброта, любовь к Родине, к природе, к крестьянам привлекает меня к нему. Именно в Тургеневе я вижу идеального человека.Надеюсь помог)

Новые вопросы в Литература

люди XVIII-XIX века были более патриотичны чем люди XXI века? ​срочнооо!!

Помогите пожалуйста составить этот план про Машу Троекурову1 Возраст2 Положение в обществе3 Семейное положение4 Портрет5 Черты характера6 Занятия7 Пос … тупки8 Отношение автора​

СРОЧНО. як жити без конфліктів? написати твір на 9-12 речень)) ​

К чему приводит следование человека за чувствами, и чего лишает твёрдый разум? Вопрос по литературе. (Бедная Лиза) ​

средства выразительности речи, объяснить, какую роль они играют в тексте Зимнее утро 6 класс

Вариант 2

Рассказ «Муму» — один из самых печальных произведений отечественной литературы. В нем сталкиваются два непримиримых врага: доброта и жестокость. Они вынуждены сосуществовать вместе, хотя им весьма некомфортно друг с другом.

Воплощением доброты в произведении является главный герой по имени Герасим. Его внешность сурова, но внутри это светлый и чистый человек. Он от рождения глухонемой. Его жизнь наполнена страданиями и угнетениями. Но при этом он не озлобился и не стал жестоким. Он способен тонко чувствовать мир. Он может испытывать добрые чувства, способен любить по-настоящему. Только добрый человек может полюбить собачку так, как это сделал Герасим.

Воплощением жестокости в рассказе является Барыня. У нее вспыльчивый и своенравный характер. Ее приходит должны немедленно быть исполнены. Иначе виновников ждет суровое наказание. От ее настроя зависит жизнь всех подчиненных. Если у барыне хорошее настроение, скоро наступит буря и никому не сдабривать. Так и получилось. Первое знакомство с Муму произошло в тот момент, когда у хозяйки было хорошее расположение духа. Затем последовали трагические события: она заставила Герасима убить несчастное животное.

Герасим безропотно выполнил требование барыни. Он сделал это, понимая, что если не сделает сам, собачку ждет более жестокая смерть от других людей. Так доброта не смогла победить жестокость. И все же внутренний протест, который возник в душе Герасима и его уход от хозяйки дает надежду, что борьба между добром и злом еще не окончена. Добро может обрести собственную волю и накопить силу, чтобы победить!

Мне нравится4.2 k.Не нравится2.4 k.

«Лишние люди» в изображении Тургенева

Несмотря на то что традиция изображения «лишних людей» возникла до Тургенева (Чацкий А.С. Грибоедова, Евгений Онегин А.С. Пушкина, Печорин М.Ю. Лермонтова, Бельтов А.И. Герцена, Адуев-младший в «Обыкновенной истории» И.А. Гончарова), Тургеневу принадлежит приоритет в определении данного типа литературных персонажей.

Название «Лишний человек» закрепилось после выхода в 1850 году тургеневской повести «Дневник лишнего человека». «Лишние люди» отличались, как правило, общими чертами интеллектуального превосходства над окружающими и одновременно пассивностью, душевным разладом, скептицизмом по отношению к реалиям внешнего мира, расхождением между словом и делом. Тургенев создал целую галерею подобных образов: Чулкатурин («Дневник лишнего человека», 1850), Рудин («Рудин», 1856), Лаврецкий («Дворянское гнездо», 1859), Нежданов («Новь», 1877). Проблеме «лишнего человека» посвящены также повести и рассказы Тургенева «Ася», «Яков Пасынков», «Переписка» и другие.

Главный герой «Дневника лишнего человека» отмечен стремлением анализировать все свои эмоции, фиксировать малейшие оттенки состояния собственной души. Подобно шекспировскому Гамлету герой замечает неестественность и натянутость своих размышлений, отсутствие воли:

Разъедающий душу самоанализ доставляет герою неестественное наслаждение:

Несостоятельность апатичных и рефлексирующих персонажей ещё более оттенялась образами цельных и сильных тургеневских героинь.

Итогом размышлений Тургенева о героях рудинского и чулкатуринского типа стала статья «Гамлет и Дон Кихот» (1859 год) Наименее «гамлетичным» из всех тургеневских «лишних людей» является герой «Дворянского гнезда» Лаврецкий. «Российским Гамлетом» назван в романе «Новь» один из его главных персонажей Алексей Дмитриевич Нежданов.

Одновременно с Тургеневым феномен «лишнего человека» разрабатывал И.А. Гончаров в романе «Обломов» (1859), Н.А. Некрасов — Агарин («Саша», 1856), А.Ф. Писемский и многие другие. Но, в отличие от персонажа Гончарова, герои Тургенева подверглись большей типизации. По мнению советского литературоведа А. Лаврецкого (И.М. Френкеля),

Позднее традицию изображения тургеневских «лишних людей» иронически обыграл Антон  Павлович Чехов. Персонаж его повести «Дуэль» — Лаевский представляет собой сниженный и пародийный вариант тургеневского «лишнего человека». Он говорит своему приятелю фон Корену:

Фон Корен соглашается с тем, что Лаевский — это «сколок с Рудина». Вместе с тем он отзывается о претензии Лаевского быть «лишним человеком» в издевательском тоне:

Позднее критики сближали характер Рудина с характером самого Тургенева.

Но писатель в своих произведениях, помимо социальных тем, тонко и мудро описывает и любовную тему.

Биография[]

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: