Определение и основные концепции
Имажинизм – это художественное направление, развившееся в литературе на рубеже XIX-XX веков. Оно возникло как реакция на натурализм и символизм, стремясь выразить красоту и гармонию в мире через яркие образы и эмоции.
Основные концепции имажинизма:
Автономия искусства: имажинисты считали, что искусство должно быть независимым и существовать ради самого себя. Они отказывались от социальной и политической ангажированности в литературе, сосредотачиваясь на красоте и гармонии.
Образность и метафоричность: имажинисты использовали богатство образов и метафор, чтобы передать настроение и эмоции
Они стремились создавать цельные картинки, а не описывать реальность мельчайшими деталями.
Осознанная чувствительность: имажинисты развивали эстетику восприятия, уделяя внимание моменту и получению удовольствия от красоты. Они высоко ценили эмоциональность и чувственность в искусстве.
Синестезия: имажинисты старались объединить разные виды искусства, например, литературу, живопись и музыку, чтобы полностью передать образный мир и создать максимально яркое впечатление у читателей.
Индивидуальность и свобода творчества: имажинисты стремились выражать собственный внутренний мир и быть свободными в выборе средств выражения
Они не желали подчиняться каким-либо правилам или стандартам.
Основной результат имажинизма в литературе – создание ярких, эмоциональных, образных произведений, оставивших огромное влияние на развитие художественного направления вплоть до наших дней.
Примеры известных имажинистов
1. Эмили Дикинсон
Американская поэтесса, одна из величайших представительниц имажинизма в литературе. Ее стихи отличаются сжатостью и отсутствием явных эмоциональных проявлений, а также образной языковой экономией. Дикинсон исследовала темы смерти, любви, природы и духовного познания, создавая уникальный свето-теневой мир в своих произведениях.
2. Пол Верлен
Французский поэт, знаменитый своими работы в жанре имажинизма. Верлен был мастером по созданию маленьких поэтических картины, в которых каждое слово имело глубокий смысл и вносило свой вклад в создание образа. В его стихах часто присутствовали образы природы, музыки и любви, которые передавали эмоции и впечатления, а не отражали реальность с точностью.
3. Ричард Алдерингтон
Английский поэт, прославившийся своими работами в период имажинизма. Характерной чертой его стихотворений была выразительность и причудливая эстетика, которые передавали особое восприятие мироздания. Алдерингтон использовал яркие образы, живописные описания и смелые ассоциации, чтобы создать уникальную атмосферу в своих стихах.
4. Готфрид Бенн
Немецкий поэт и критик, один из основателей имажинизма в Германии. В своих стихах Бенн сконцентрировался на передаче настроения и впечатления, играя с образами и языком. Он использовал различные приемы, такие как метафоры, метонимии и символы, чтобы создать эмоционально насыщенные и красочные картины в своих произведениях.
История и происхождение имажинизма
Имажинизм в литературе – это литературное течение, которое возникло во второй половине XIX века и продолжало свое существование и развитие в начале XX века. Имажинизм является одним из ключевых направлений в литературе, которое выделяется особой эстетикой и поэтикой произведений.
История имажинизма связана с развитием идеи автономии искусства, отказа от подражательности и традиций, а также стремлением к передаче эмоций и впечатлений с помощью ярких образов. Имажинизм возник в реакцию на романтическое направление в литературе, которое в то время уже достигло своего пика популярности.
Основная идея имажинизма заключается в том, чтобы добиться максимально точного и емкого передачи с помощью образов и визуальных ассоциаций. Имажинисты стремились создавать произведения, которые будут визуально яркими и многозначными, давать возможность каждому читателю интерпретировать произведение по-своему.
Имажинизм имеет свои корни в эстетике символизма и декадентства. Он развивался в Европе, в основном во Франции, и оказал влияние на развитие литературы в других странах. В России имажинизм расцветал в начале XX века, его представители – Александр Блок, Андрей Белый и многие другие – стали известными и признанными поэтами.
Имажинизм оказал большое влияние на развитие литературы и искусства в целом. Он стал переломным моментом в истории литературы, открыв новые горизонты для творчества и способов передачи информации. Сегодня имажинизм остается актуальным и ценным направлением в литературе, завоевавшим свое место в истории искусства.
Представители имажинизма
К данному направлению в свое время примыкали разные поэты, чье творчество часто было непохожим, а иногда и не вполне вписывающимся в провозглашенные имажинистами принципы и каноны.
Пример 3
Критики нередко отмечали, что поэзия Рюрика Ивнева не вполне соответствует имажинистской традиции. Поэт и критик Валерий Брюсов писал, что Ивнев попал к имажинистам «по какому-то недоразумению», на самом деле он стоит на «полпути от акмеизма к футуризму».
Рюрик Ивнев (1891—1981) был близким другом и соратником многих имажинистов. К тому же, его организационная помощь была для них очень значима. Он являлся секретарем Луначарского и возглавлял Всероссийский союз поэтов. Благодаря содействию Ивнева нарком просвещения официально утвердил устав «Ассоциации вольнодумцев». Через посредничество Ивнева имажинисты участвовали в знаменитом «Литературном поезде».
Несмотря на большую активность, в историю русской поэзии Ивнев вошел под тенью имажинистов. Он был достаточно одаренным поэтом, но терялся на фоне своих более талантливых соратников по литературному цеху.
Довольно сильно отличалось от произведений других имажинистов творчество Сергея Есенина (1895—1925). Неслучайно, он одним из первых отмежевался от имажинизма, поскольку не хотел ограничивать свою творческую свободу.
Еще до создания «Ордена имажинистов» у Есенина была собственная творческая программа, которую он изложил в статье «Ключи Марии». В данной работе поэт писал о стремлении овладеть «органической фигуральностью» русского языка, а также указывал на важную связь поэзии с фольклором и национальной стихией.
Ближайший друг Есенина Анатолий Мариенгоф (1897—1962) претендовал на роль одного из лидеров объединения имажинистов. Его эстетический нигилизм иногда даже превосходил авангардистские опыты бывшего футуриста Шершеневича, но при этом в своей теоретической части он был несколько более консервативным. Так, в одной из своих статей Мариенгоф писал, что «содержание — это одна из частей формы», а произведение только тогда является прекрасным, когда все его части прекрасны, в том числе содержание.
Главным идеологом и наиболее последовательным проводником идей имажинизма был Вадим Шершеневич (1893—1942). Начинал он как футурист, но довольно скоро отмежевался от них и стал вести с ними идеологическую борьбу.
В 1918 году было опубликовано одно из самых известных произведений Шершеневича — «Крематорий». Уже в следующем году он переиздал его с подзаголовком «Поэма имажиниста». Это произведение было своего рода ответом на «Облако в штанах» Маяковского и ознаменовало собой начало его противостояния с футуристами.
Для поэзии Шершеневича характерен эпатаж, нагнетание городских метафор, богоборческие и анархистские мотивы. Несмотря на свою борьбу с футуризмом, многие исследователи отмечают, что окончательно порвать с ним Шершеневичу не удалось. На многих его стихотворениях лежит отблеск футуристических идей, в том числе эстетизация безобразного и новаторские эксперименты с формой.
Перу Шершениевича принадлежат знаковые теоретические статьи с обоснованием идейных и эстетических принципов имажинизма. Одной из наиболее известных его работ в этом направлении стал трактат «2×2=5», опубликованный в 1920 году.
С 1922 по 1927 в Петрограде существовал «Орден воинствующих имажинистов. В него входили Алексей Золотницкий, Семен Полоцкий, Григорий Шмерельсон, Владимир Королевич. Кроме того существовали региональные отделения имажинистов в Казани, Саранске, Александрии и некоторых других городах. Ни одно из этих объединений не получило такой известности, как группа имажинистов в Москве.
Среди поэтесс-имажинисток наибольшую известность приобрели Галина Владычина (1900—1970) и Надежда Вольпин (1900—1998). Их часто относят к «младоимажинистам» или последователям имажинизма.
Примечание 5
Надежда Вольпин некоторое время была гражданской женой Есенина и родила от него сына Александра. Впоследствии он станет известным математиком и философом, одним из лидеров диссидентского и правозащитного движения.
Что такое имажинизм в литературе?
Имажинизм — это литературное направление, которое возникло в конце 19-го и начале 20-го века в Франции, а затем распространилось на другие европейские страны. Имажинисты стремились выразить эмоции и ощущения через яркие и точные образы.
Оперируя множеством визуальных образов, имажинисты пытались создать впечатление полного ослепительного блеска и цвета природного мира. Они описывали природу, предметы и события с наибольшей яркостью и точностью, чтобы запечатлеть восприятие мира через чувства и впечатления.
Важным аспектом имажинизма является использование свободных стихов и отказ от строго заданных метрических схем. Имажинисты также любили экспериментировать с оригинальными метафорами и сравнениями, чтобы передать уникальные эмоциональные состояния.
Имажинистическая поэзия может быть абсолютно тонкой и чувствительной, а также заряженной сочетанием ярких и контрастных образов. Ей свойственна наблюдение за деталями, а не за общей картиной. Изображение становится основой для выражения настроений и переживаний автора.
В общем, имажинизм в литературе — это очень визуальный и эмоциональный подход к выражению идей и ощущений. Он ориентирован на мгновенные впечатления, запечатленные в глубоких и точных образах, которые отражают эмоциональный мир автора и вызывают сильные эмоции у читателя.
Особенности стиля имажинизма
Предпочтение образности и эмоциональности. Имажинизм в литературе стремится передать впечатления, ощущения и эмоции, используя образы и яркие метафоры. Он воплощает в тексте отдельные моменты жизни и впечатления, а не преследует логическую и связную структуру.
Использование множества деталей. Имажинисты в своих произведениях часто детализируют описания, чтобы создать более живые и яркие образы. Эти детали могут быть визуальными, звуковыми, тактильными или даже запаховыми, чтобы погрузить читателя в атмосферу произведения.
Преобладание символики. Имажинисты часто используют символы и ассоциации, чтобы передать свои идеи и чувства. Это помогает создать глубину и многозначность в тексте, позволяя каждому читателю сделать свой собственный уникальный смысл.
Отсутствие линейности и хаотичность. Имажинистическая литература не стремится к четкой структуре событий или взаимосвязанных действий. Она часто имеет непоследовательный характер, как будто переключается между различными фрагментами воспоминаний и ощущений.
Фокус на внутренней реальности. Имажинистические произведения часто затрагивают внутренний мир персонажей, их мысли и чувства. Вместо объективной реальности они сконцентрированы на субъективном восприятии и внутреннем опыте.
Интерес к природе и искусству
Имажинизм в литературе акцентирует внимание на природе и художественных произведениях, включая живопись, музыку и поэзию. Он стремится передать их красоту и эмоциональное воздействие на читателя.
В целом, имажинизм в литературе олицетворяет переход от рационального к эмоциональному, от объективного к субъективному. Он ставит на первое место эстетическое воздействие и передачу впечатлений, а не развивает сюжет или передает какое-то прямое сообщение.
Человек и среда в «Ионыче» Чехова
Чехов является
общепризнанным мастером короткого (и не очень) рассказа
Основной его
творческий прием — максимальная концентрация информации на относительно малом
объеме текста, отсюда такое внимание к деталям, отсюда способность сделать
символикой самую обычную житейскую историю. В произведениях Чехова почти
никогда нет сюжета как такового — или он не столь важен, а чаще всего идет
рассказ об одном эпизоде, или сразу о том
что в простом сюжете не изложишь — о
целой человеческой жизни.
Как раз одним
из таких рассказов является “Ионыч”. Его главная тема — обычная для автора тема
взаимоотношений человека и среды.
Собственно, с
описания среды это произведение и начинается. Это губернский город С. и семья
Туркиных, “самая талантливая и образованная в городе”. Иван Петрович Туркин,
которого иначе как “массовиком-затейником” не назовешь. Вера Иосифовна, пишущая
романы а’lа Жорж Санд. всегда начинающиеся с одной и той же фразы — “Мороз
крепчал” (“Мороз”, как известно, впоследствии был заменен на “Маразм”, в таком
виде фраза до сих пор гуляет в народе), дочь, регулярно терзающая рояль,
неизменный запах жареного лука — все это создаст картину торжествующей пошлости.
Если эта семья наиболее талантлива, то о городе и говорить не приходиться.
Кстати, само понятие “пошлости” было введено в русскую литературу именно
Чеховым. (Интересная деталь: в других европейских языках вообще нет слова,
адекватного этому понятию, там теперь, стараниями Набокова, употребляется слово
наше, русское).
Итак, среда в
городе С. непоправимо пошлая. Пошлость здесь не просто “грубая безвкусица”. по
словарному определению, а стиль жизни.
Но для того,
чтобы говорить о противостоянии личности и среды, как минимум, должна появиться
соответствующая личность. И личность появляется — это земский врач Дмитрий
Ионыч Старцев, “интеллигентный человек”, водящий знакомство с семьей Туркиных.
Он многое видит — и плохую игру Котика, и глупость Ивана Петровича, ему
принадлежит прекрасная фраза: “Бездарен не тот, кто не умеет писать повестей, а
тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого”. Но парадокс состоит в том, что
Старцев точно так же пошл, как и Туркины, только пошл по-другому, незаметнее,
пошлее. Он смотрит на окружающее достаточно трезво, но никак не противостоит
ему, а принимает его — с самого начала. Игра Котика ужасна, но ее приятно
слушать, романы Веры Иосифовны маразматичны, но после них в “голову идут
хорошие, покойные мысли”. Обыватели и их разговоры раздражают Стариева, но он
регулярно появляется на различных семейных праздниках и играет в винт,
уклоняясь “от таких развлечений, как театр и концерты”. Его мысли постоянно
съезжают с возвышенного на низменное. На кладбище он, как и всякий обыватель, размышляет
об ужасе смерти, о телах прекрасных девушек, зарытых в землю, а потом с
наслаждением садится в коляску и сетует на свою полноту.
Старцев до
конца жизни сохраняет позу человека, стоящего над средой, пытается, вероятно,
из тщеславия, внушать философские идеи либеральным обывателям, но истинное
наслаждение доставляет ему лишь накопление денег. Но с каждым годом позу
сохранять все труднее, и Ионыч становится просто странноватым, раздражительным
и одиноким стариком. Он меняется и внешне — становится ожиревшим и уродливым.
Но внутреннего изменения нс было. Доктор Старцев не пал и не переродился под
влиянием среды. Противостояния не было, пошлость представлена “вещью в себе”,
не имеющей выхода во внешний мир, а Ионыч и Туркины были только двумя полюсами,
создающими некоторое напряжение внутри нее. Трагедия Старцева состоит в том,
что сам-то он искренне верит в то, что стоит над средой. Это мешает ему найти
нравственную опору вне ее, так как этого “вне” просто не существует. Но и
слиться со средой до конца он тоже не может, отсюда — постоянное ощущение
дискомфорта. Он несчастен, так как слишком силен, чтобы успокоиться в
животности, и слишком слаб. чтобы действительно противопоставить себя обществу.
Он — олицетворение пошлости и одновременно се жертва…
Человек и среда в рассказах А. П. Чехова
В своих рассказах А. П. Чехов превозносит чистую, честную, благородную душу и высмеивает обывательщину, бездуховность, пошлость, мещанство — все то, что уродует людей. Он обнажает пороки человечества во имя любви к самому человеку и высвечивает идеалы, к которым должен стремиться человек. Чехов стремится вскрыть причины, убивающие душу человека. Прежде всего это причины социальные — окружающая среда и нежелание человека противостоять ее пагубному влиянию.
Многие рассказы Чехова — это рассказы о том, как происходит деградация человеческой личности под влиянием среды, которая ее окружает. Герои собственноручно лишают себя полноценной жизни, возможности любить и быть счастливыми. Главное в жизни проходит мимо них, потонув в житейских мелочах.
Когда у человека нет высокой жизненной цели, все его стремления сводятся к мелким страстям: жадности, стяжательству и накопительству, физической и духовной лени. Таков герой рассказа “Ионыч”, молодой земский врач. В начале он был полон сил, надежд и благородных порывов, стремился принести пользу обществу, но затем опустился и стал таким же, как и другие обыватели, которых он когда то презирал. Работа, больница, люди уже не интересуют Старцева, он растерял все свои идеалы. Пошлость и обыденность захлестнули его. Теперь ему ничего больше в жизни не остается, как только есть, пить, копить деньги.
Та же тема — стремление человека к сытости, покою и благополучию — звучит в рассказе “Крыжовник”. Его герой, Николай Иванович Чимша-Гималайский, всю свою жизнь копил и экономил каждую копейку, во всем себе отказывал ради осуществления своей единственной мечты — собственной усадьбы с кустами крыжовника в палисаднике. Его жизнь была просто унизительной и жалкой, но вот, наконец, мечта его осуществилась, он был счастлив. И таких, как он, — счастливых, довольных жизнью — множество. Но к такому ли счастью должен стремиться человек? Чехов восклицает устами другого героя рассказа: “Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все и особенности своего свободного духа”.
Испытание героя бытом — это излюбленный прием Чехова, который писатель использует во многих своих произведениях. Чехову не нужно пространное повествование о происходящем с его героями. Для автора главное не события, а настроение персонажей, их отношение к окружающей действительности и той среде, в которой он вынужден жить.
Чехов считает, что многое зависит от самого человека. Я восхищаюсь его героями, имеющими достаточно воли, чтобы противостоять обстоятельствам. Такова героиня рассказа “Невеста”, Надя, нашедшая в себе силы вырваться из “порочного круга” обыденной жизни и уехать учиться в столицу. Таков доктор Дымов из рассказа “Попрыгунья”, который самоотверженно предан своей работе, черпает в ней вдохновение и поэтому не подчиняется праздной жизни, которую ведет его жена. Он умирает, спасая больного ребенка, и только тогда его жена понимает всю пустоту своей жизни и высокое благородство мужа.
Горький писал: “Чехов обнаруживает трагическую сторону в самой обыденной пошлой действительности”. Но я считаю, что он великолепно чувствовал не трагизм мелочной жизни, но и благородство и величие души тех людей, которые не смиряются с пустотой бесцельной жизни, которых не засосала и не подчинила себе среда.
Влияние имажинизма на литературу
Имажинизм, являющийся одним из наиболее влиятельных движений в литературе XX века, оказал значительное влияние на развитие литературных течений, особенно поэзии и прозы. Вот несколько основных областей, в которых имажинизм повлиял на литературу:
Точность и ориентация на детали: Имажинисты стремились к максимальной точности и четкости в описании предметов и сцен
Они придавали особое значение мельчайшим деталям, обращали внимание на звуки, цвета, запахи и текстуры, чтобы создать наиболее живое и яркое впечатление об объектах и эмоциях, которые они вызывают. Этот подход к деталям и точности стал характерным для различных литературных течений, таких как реализм, натурализм и символизм.
Метафоры и образы: Имажинисты активно использовали метафоры и образы для передачи своих идей и эмоций
Они стремились создать такие образы, которые были бы конкретными и визуально яркими, чтобы вызывать наилучший эмоциональный и эстетический эффект у читателя. Многие имажинисты, такие как Эзра Паунд и Збигнев Герберт, внимательно исследовали работу художников и фотографов своего времени, чтобы обогатить свою литературу яркими и впечатляющими образами.
Свобода и эксперименты в синтаксисе: Имажинисты часто отклонялись от традиционных правил грамматики и синтаксиса, чтобы достичь наиболее точного и выразительного выражения своих идей. Они использовали сокращения, фрагменты и необычные порядки слов, чтобы подчеркнуть определенные аспекты своего текста и создать ритмические эффекты. Этот подход к синтаксису и языку вцелом сыграл важную роль в развитии модернизма и постмодернизма в литературе.
Осознанное восхищение природой и визуальными искусствами: Имажинисты много внимания уделяли природе, пейзажам и окружающему миру. Они стремились запечатлеть момент во всей его красоте и сложности, осознавая, что мир находится в постоянной перемене. Имажинисты также восхищались визуальными искусствами, такими как живопись и фотография, и используют в своей литературе элементы и стили, присущие этим искусствам.
Имажинизм оказал огромное влияние на современную литературу, и его эстетика и стиль можно наблюдать в работах многих современных писателей и поэтов. Это движение продолжает вдохновлять литературное творчество, поскольку его основные принципы привлекают своей оригинальностью, яркостью и изысканностью.
Что такое имажинизм
У литературоведов существуют разные точки зрения по поводу того, как в России мог возникнуть имажинизм. Некоторые исследователи связывают его с англоязычным литературным течением имажизм, другие же считают, что кроме схожести названий у них было мало общего.
Примечание 1
Имажизм появился в 1908 году в Англии в рамах деятельности лондонского «Клуба поэтов». Это модернистское направление вскоре получило большую популярность и оказало огромное влияние на западную поэзию XX века. Наиболее влиятельные фигуры имажизма — Томас Хьюм и Эзра Паунд.
В 1915 году вышла получившая довольно большую известность работа Зинаиды Венгеровой «Английские футуристы». Через нее русскоязычная публика могла познакомиться с деятельностью имажистов.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Примечание 2
Название обоих литературных течений восходит к латинскому слову «imago», что дословно означает «образ».
В 1919 году в Москве объединились несколько известных поэтов и объявили себя имажинистами. При этом они никогда не считали себя последователями Паунда, Хьюма и других зарубежных имажистов, хотя и были знакомы с их творчеством. И те, и другие считали главной задачей поэзии сосредоточенность на образах.
Имажинизм — это объединение русских поэтов, которые стремились к передаче реальности через поэтические образы. Просуществовало с 1919 по 1927 гг. Пик его популярности пришелся на 1920—1922.
Большая часть исследователей полагают, что имажинизм возник как естественное продолжение традиций искусства серебряного века и что он имеет гораздо больше схожих характеристик с футуризмом, акмеизмом и другими литературными направлениями русской поэзии того времени, чем с англоязычным имажизмом.