Заморские гости Рерих описание картины
Картина была написана в 1901 году. Холст, масло, 85 × 112,5 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Картина является частью цикла работ Рериха «Начало Руси. Славяне».
Сюжет картины родился у Николая Рериха после путешествия к Новгороду по «великому водному пути». Данное путешествие произвело на него особое впечатление в связи с тем, что в древности по этому же пути прокладывали свой путь «ладьи варяжские, Садко богатого гостя вольные струги, проплывала Новугородская рать на роковую Шелонскую битву…». Впоследствии Рерих написал картину, вдохновившись теми самыми впечатлениями.
Картина была написана, когда Николай Рерих находился в Париже. В 1902 году её приобрёл Император Николай II Александрович.
Картина выполнена в декоративной стилистике. Здесь Рерих сочетал такие стилистики, как народное искусство, иконописное и прикладное, объединив их с современным ему модерном. В итоге художник получил удивительное полотно, которое напоминает сказку, одновременно с этим представляя некий полуисторический сюжет.
На переднем плане — две ладьи. Внутри находятся заморские гости — купцы. Красочные морские суда рассекают водную гладь, будто в наши края залетели экзотические птицы. Рядом с ними кружат чайки, которые любопытствуют — что за диковинные создания потревожили их покой?
Ладьи купцов увешаны щитами, а сами купцы носят кольчугу и броню. Выглядят они так не потому, что пришли на Русь с войной, а потому, что жизнь в те времена была достаточно опасной. На торговые суда могли напасть в любой момент, потому купцы всегда были с охраной и сами в любой момент готовы были вступить в схватку.
Купцы с любопытством оглядывают русскую землю. Чуть дальше простираются холмы. Людей не видно, но на дальнем холме стоит русская крепость.
Картина несколько напоминает лубочный сюжет, достаточно простоватый и сказочный. Но при этом Рерих написал картину в таких цветовых решениях и сочетаниях, что сразу понимаешь, что работа создана не просто хорошим художником, а настоящим гением живописи.
Объединив в своей картине черты народного творчества и мастерство современной живописи, Рерих смог добиться невероятной глубины картины, её замысла и символизма. Работа производит впечатление на зрителя, заставляет его впитывать сочные краски, изучать каждую деталь произведения, чтобы прочувствовать на себе дух средневекового сюжета, историю путешественников.
План сочинения по картине Заморские гости 4 класс
- Автор картины
- Сюжет
- Передний план
- Задний план
- Мои впечатления
Картину «Заморские гости» написал великий русский художник Николай Константинович Рерих. Картина была написана в 1901 году. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва. Считается одним из лучших произведений известного художника, писателя, путешественника и философа.
В центре сюжета две заморские ладьи. Они прокладывают себе путь по водному пути, который назвали «великий водный путь» или «из варяг в греки». По левую руку от морских судов, на которых плывут заморские гости — купцы, берег. Далее простирается холмистая суша. На самом дальнем и самом высоком холме раскинулась древнерусская крепость.
На переднем плане мы можем увидеть красивые ладьи. Они такие красочные, что кажутся райскими птицами, которые будто бы случайно забрели на Русь и вспугнули стаю чаек, которые обеспокоенно кружатся вокруг. На самом деле, в ладьях находятся заморские купцы, мирные люди, которые приехали на русскую землю торговать своими диковинками и покупать те товары, что есть только на Руси.
Погода стоит ясная, солнечная, дует лёгкий ветерок, который неспешно подгоняет морские суда. Купцы в ладьях рассматривают незнакомые просторы. Разноцветные корабли отражаются в волнах, делая картину ещё более разноцветной, радостной, но при этом не слишком пёстрой.
На заднем плане — бесконечная гладь залива. Вдалеке можно увидеть очертания ещё двух кораблей. На берегу нет людей, так как к гостям на Руси уже привыкли и они не вызывают обеспокоенности. Во всей атмосфере картины царит спокойствие, радушие, ощущение гостеприимства.
Вариант 2
На картине Сергея Герасимова мы видим, как теплым летним днем мама с маленькой девочкой вышли на берег реки Нерли, чтобы полюбоваться красотой храма, возвышающегося к небесам, и отражающего в водной глади. Художник умело изобразил все происходящее на картине, что невольно сам становишься участником событий, чувствуешь, как природа возвышает, и без того, великолепный старинный собор.
Передний план холста занят зеленой лужайкой, который подводит нас к берегу реки Нерли. Тут мы видим маму с ребенком, которые вышли на прогулку и рассматривают все вокруг. На другом берегу реки есть рукотворный холм, на котором построена церковь. Стены белоснежные, каменные, а сверху золотистый купол.
Слева, рядом с церковью, видим лодку на воде. Видно, что кто-то переплыл реку, оставил судно, и пошел в храм. С другой стороны – величественные деревья, такие же могучие, как и сама церковь. Видно, что им уже много лет. Благодаря контрасту зеленого с белым, автор сумел подчеркнуть яркую белизну собора.
Справа от храма мы видим низкие постройки. А чуть дальше, вниз по дорожке, видны прихожане, которые идут уже домой после окончания литургии.
В самом верху плывут облака по голубому небу. Пушистые причудливые комочки окрашены в разные цвета, что придает картине еще большую яркость. Небо занимает большую часть полотна. Этим художник хотел показать, насколько велик собор.
Архитектура строения
Многие историки и исследователи считают Церковь Покрова самым красивым из русских храмов. Он отличается необычайно гармоничными пропорциями, изяществом элементов и некоторой аскетичностью, не допускающей помпезных и вызывающих украшений. Эти характеристики создают иллюзию лёгкости, воздушности постройки — храм словно устремляется к небу, возвышаясь над окружающим пейзажем.
Кратко об архитектурных особенностях Храма Покрова на Нерли:
- Средняя апсида и окно на ней слегка приподняты по сравнению с боковыми. Это создаёт иллюзию возвышенности и зрительно увеличивает высоту храма.
- Фасад декорирован аркатурой, а входы представляют собой перспективные порталы-арки, украшенные резьбой. Стены также украшены пилястрами и полуколоннами, которые соответствуют внутреннему убранству по расположению. Их суммарная толщина в 1,5 раз больше стандартной стены, что делает конструктивный рисунок собора очень ярко выраженным.
- Северные и южные стены храма асимметричны, а прясла очень узки. Но благодаря строению апсид и особенностям архитектурной композиции строение выглядит гармонично и уравновешенно при взгляде с любого угла.
- Стены здания строго вертикальные и прямые, но благодаря асимметричным пропорциям они кажутся наклонёнными внутрь, что усиливает иллюзию большой высоты сооружения. Изнутри это эффект поддерживается сужением столпов в верхней части.
- Основа здания представляет собой почти квадратный четверик. Он отличается небольшими размерами — всего 10 на 10 м без учёта апсид и пространства под куполом. Маленькое пространство внутри в сочетании с другими архитектурными элементами усиливают «воздушность» строения.
- Глубина фундамента собора — 5,3 м, что практически равно его высоте. Здание стоит на искусственном холме. В древние времена при выходах реки из берегов до него приходилось добираться на лодке.
При взгляде на него у человека возникает чувство превосходства духовного над материальным, ощущение божественной силы и величия.
Такое настроение достигается за счёт чисто архитектурных решений, почти без художественных элементов. Общее впечатление о Храме Покрова на Нерли будет неполным без окружающего пейзажа, ведь план здания составлялся с тщательным учётом всех его деталей.
Несмотря на смещение русла рек, собор смотрится крайне гармонично, почти сливаясь с окружающей природой.
Сочинение описание картины Осенний день. Сокольники Левитана
Увидеть и почувствовать красоту природы, отобразив ее на полотне, способен настоящий художник. Так и поступил один из выдающихся мастеров живописи – Исаак Левитан. Его картина – Осенний день показала осень во всей ее красе. Словно крылья птицы распахнул над деревьями свой свод горизонт. Осенний день пригнал белые дымчатые облака над кронами деревьев, где в некоторых местах проглядывают серые оттенки чуть пасмурного неба.
Плотный массив елей словно охраняет дорожку, устремившуюся вдаль, располагаясь по обе ее стороны. И лишь высокие сосны, словно слегка покачивают своими ветками, выдавая настроение осени. А дорожка между ними окружена ими, почти равномерно рассаженными недалеко от обочины. Совсем по окраине прогулочного пути растут небольшие деревца, уже полностью с пожелтевшими листьями, густо покрывающими их ветви. И наедине с природой куда-то спешит одинокая фигурка женщины, а может быть совершает прогулку, подгоняемая легким ветерком, развевающим ее одеяние.
В такт этому, как будто золотые деревца машут ветками ей вслед и приветствуют в этой парковой зоне. Они растут на лужайке, покрытой густой пышной зеленой травой с редкой желтизной, которая так и осталась в том цвете, когда было еще тепло, напоминая о закончившемся лете. Прибранная дорожка, с опавшими золотыми листьями обрамляют ее по краям. Они так искусно нарисованы мастером и создают впечатление золотой бахромы. Общий фон картины настраивает зрителя на восприятие осени как одного из благоприятных времен года для раздумий и спокойных прогулок на природе.
Может быть, этот пейзаж был написан автором после таких прогулок по осеннему парку, где он увидел всю прелесть настоящей осени. Небольшая тропинка на переднем фоне справа незаметно уползает в чащу лесной гущи. Золотая краса осени нисколько не омрачает настроение, привыкшее к веселому лету. Именно это хотел выразить Левитан, оставляя за осенью право — быть одним из любимых времен года.
Выбор такого плана не оставит равнодушным тех, кто любит искусство настоящих художников, почитаемых за неутомимый труд и реальное отображение действительности, когда их работой будут восхищаться и любоваться вечно. Просто стоять и смотреть на картину — этого достаточно для того, чтобы мысленно побывать в этом парке и согласиться с художником с очарованием осени.
Картина хорошо передала настроение осени.
5 класс, 8, 6 класс
Вариант 7
С. В. Герасимов родился в тысяча восемьсот восемьдесят пятом году. Известный живописец создавал реалистичные картины, в которых просматривалась историческая тематика, рисовал иллюстрации, натюрморты, портреты. Не избегал пейзажной направленности. В своих произведениях он показал, насколько трепетно относится к природе, как ощущает связь между божественным миром и русской природой.
Глядя на полотно, в глаза сразу бросается церковь Покрова, которая расположена в устье Нерли – полноводной реки. Белоснежный собор настолько живописно изображен художником, что он кажется величественным, а все остальное – его дополнением. Ведь так и должно быть, потому что это святое место. Все на картине изображено настолько правдоподобно, что хочется долгое время проводить перед холстом, рассмотреть каждую деталь, ничего не упустить. Картина написана только живыми красками, нет ни одного темного и тусклого оттенка. Именно поэтому от созданного шедевра веет настроением, спокойствием и теплотой.
По берегу реки прогуливаются мама с дочерью. Малышка играет по зеленой траве. Светит солнышко, вещает нам, что на улице – лето. Малышка наклонилась вперед, чтобы поближе рассмотреть траву и цветочки. Возможно, она увидела в травке какого-то жучка или червячка.
В голубой глади воды отражаются пушистые облака. Вода выглядит неспокойной. Наверное, дует ветерок и поэтому на поверхности заметна рябь. В этой воде видно отражение собора. Слева от церкви, привязана к берегу лодка. Она колышется на волнах.
Храм построен на возвышенности. В центре холма возвышается белокаменное сооружение и тянутся золотистым куполом прямо в небо, пытаясь достать до облаков. Сам храм очень высокий, есть два портала. Окна вытянутые, тоже высокие, что делает строение еще большим. Декоративные арки украшают фасад. Хоть купол и кажется золотистым в лучах солнца, на самом деле он окрашен в синий цвет.
Недалеко от храма растут вековые деревья, такие же величественные, как и само сооружение. Клены настолько красивы, что их шикарная крона лишь подчеркивает красоту собора. За церковью стоит домик, в нем живут люди, которые прислуживают в церкви.
Кроме вековых деревьев, есть еще невысокие. Они образуют длинную полосу. Видно их посадили в ряд, так как там идет дорога, или же, тянется река. По дороге от храма по направлению к дому идут прихожане. Они были в церкви на службе и теперь спешат домой. Вдали растет лес, он изображен темной полосой.
Рисуя полотно, С. Герасимов вложил в него свои чувства, свою душу, поделился эмоциями. Он грамотно подобрал цвета и оттенки. Небо у него выполнено в голубых, розовых и белых тонах. Зелень вся яркая, что дает ощущение свежести. Белокаменный храм на фоне такого неба выглядит величественно, неподражаемо. Так и хочется отправиться на берег реки Нерль, чтобы увидеть воочию этот храм Покрова.
подготовка к сочинению “Храм Покрова на Нерли” презентация к уроку по русскому языку (8 класс) по теме
презентация к уроку
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_sochineniyu.pptx | 1.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подготовка к сочинению. Храм на Н ерли
Церковь Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества; вершиной творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Это маленькое, изящное здание поставлено на небольшом холме, на приречном лугу, там, где Нерль впадает в Клязьму . Бывало, что во время весеннего разлива вода подступала к самым стенам церкви, и тогда над водной гладью одиноко высился ослепительно сверкающий белизной легкий одноглавый храм, словно свеча, вырастающий над просторами заливных лугов во всей своей ясности и красоте.
. Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, органично сливающийся с окружающим пейзажем, называют поэмой, запечатленной в камне. “Идеальная согласованность общего и частного, целого и мельчайших деталей создает тонкую и просветленную гармонию, уподобляя архитектуру одухотворенной и летящей ввысь музыке или песне, – пишет Н.Н. Воронин. – Образ прославленного творения владимирских мастеров столь совершенен, что никогда не возникало сомнения в том, что таким он был изначально, что таким он и был задуман его зодчими”.
Предание рассказывает, что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли после кончины своего любимого сына Изяслава – в память о нем. Вероятно, поэтому светлой грустью веет от этой уединенно стоящей на берегу Нерли церкви.
Место для церкви – пойменный луг при впадении Нерли в Клязьму – указал сам князь Андрей Боголюбский . Так как здесь каждую весну разливалось широкое половодье, специально под храм было сооружено высокое основание – искусственный холм из глины и булыжного камня, в котором были заложены фундаменты будущей постройки. Снаружи этот холм был облицован белокаменными плитами. Когда весной разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке, отражаясь в быстротекущих водах, подступающих прямо к ее стенам. Когда-то здесь была пристань, где причаливали шедшие по Клязьме речные суда.
Стены храма украшает традиционная для владимиро-суздальского зодчества белокаменная резьба. На всех трех фасадах повторяется одна и та же композиция: царь Давид-псалмопевец, сидящий на троне. По обеим сторонам от него симметрично расположены два голубя, а под ними – фигуры львов. Еще ниже – три женские маски с волосами, заплетенными в косы. Такие же маски помещены и на боковых частях фасада – храм как бы опоясывается ими. Эти маски символизируют Богородицу и присутствуют на всех владимирских храмах той эпохи.
Х рам Покрова на Нерли сохранил главное, к чему стремились создававшие его безвестные зодчие – гениально выраженную в камне идею превосходства духовного над материальным, которая является краеугольным камнем любой религии. И, вероятно, именно поэтому это выдающееся произведение русских мастеров получило всемирную известность и признание, став своеобразной “визитной карточкой” России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
При изучении темы “Meine Heimat” в 7классе обучающиеся пользуются данной презентацией, рассказывающей о памятнике древнерусской архитектуры – храме Покрова Богородицы на реке Нерль. Презентация содерж.
Цель урока: на примере описания храма Покрова на Нерли (по книге С.Голицына “Сказание о белых камнях”) подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением-описанием архитектурного памят.
Презентация может быть использована как на уроках истории, так и на занятиях по внеклассной работе.
Для повышения познавательного интереса учащихся к процессу комплексного анализа текста урок построен с использованием методики “погружения” в тему с помощью музыкальных произведений, фактов истории, и.
Пример 2
Исаак Ильич Левитан — русский художник. Его называют мастером «пейзажа настроения». Одна из известных его картин под названием «Тихая обитель» показалась мне необычной и очень красивой.
На картине изображен пейзаж русской природы
Я сразу обратила внимание на множество деревьев разных зеленых оттенков. Они кажутся такими пышными и могучими
На них светит закатное солнце. Среди деревьев, немного вдали, стоит церковь. Из-за деревьев мы видим только верхушку церкви. Её стены белоснежные, а крыша темно-зеленого цвета.
На переднем плане художник изобразил тропинку, которая ведет к мосту. Под мостом течет река, в которой отражается лес, церковь и небо. Мне, почему-то, так захотелось пройтись по этому мосту. Хотелось своими глазами увидеть всю природу, которую нарисовал художник, и долго рассматривать отражение в реке. Вода в ней, наверное, кристально чистая. Небо на картине изображено в очень теплых красках голубого, белого и фиолетового цвета. Облака на небе кажутся такими пушистыми и мягкими. На берегу реки очень много красивых белых цветов.
Исаак Левитан невероятно красиво изобразил пейзаж в самых разных красках. Картина кажется такой живой. Пока я смотрела на неё, казалось, будто я прямо сейчас смогу туда попасть и увидеть эту красивую природу вживую.
Популярные сочинения
- Сочинение-описание картины Волшебница-зима Юона (3, 4 класс) Зима – потрясающее время года, со своей собственной уникальной атмосферой праздника и предвкушение чего-то величественного, того же выпадения снега к примеру
- Сочинение Сыновья Тараса Бульбы (6, 7 класс) Николай Гоголь написал замечательное произведение «Тарас Бульба». Эта повесть интересная и захватывающая. Главным героем является Тарас Бульба. В произведении описаны исторические события, которые происходили на Украине.
- История любви Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой в романе Отцы и дети Любовь между Базаровым и Одинцовой не является ключевой линией сюжета романа. Однако она добавляет образу главного героя, Евгения, новые черты, которые он так тщательно скрывает от окружающих и даже близких ― способность к глубоким чувствам.
Популярные сегодня темы
-
Ярость и натиск — такое впечатление оставляет картина Александра Дейнеки Оборона Севастополя. На картине изображён решающий этап боя. Центральная фигура матроса завораживает своей мощью
-
Великий русский художник И. А. Тихий написал картину “Аисты” в 1960 году. На переднем плане изображён зелёно-жёлтый луг с высокой и густой травой. С правой стороны полотна видно заросли камышей
-
На картине изображен белоснежный храм на берегу реки. Река тихая, спокойная, течение ее будто оберегает Божий дом от невзгод. На том берегу, где стоит зритель, высокая трава едва колышется от легкого ветерка.
7 стр., 3227 слов
Описание по картине Светлый день Млады Финогеновой (6 класс)
… Цвета, использованные автором картины, говорят о жизнелюбии и хорошем настроении человека, который работал над этим полотном, желании приносить радость другим людям. Название картины «Светлый день» … любовь к близким людям. 3 вариант сочинения Владимир Никонов – советский … новой подаренной жизни. На берегу изображен безжизненный куст, который … своим тёмно-зелёным цветом немного разбавляют краски первой …
-
Большинство художников за основу своего творчества брали красоту родных равнин, лесов, рек. Особое вдохновение в красоте природы находили знаменитые писатели и художники
-
Картина выполнена вся в холодных, ледяных тонах, что соответствует ее названию. В ней преобладают белый цвет и различные оттенки синего. На суровом континенте нет места теплым тонам.
2 вариант
Картина С. Кожина «Церковь Покрова на Нерли» является очередной находкой для тех, кто мысленно неразрывно связан с родным краем. В этом укромном природном уголке можно найти истинные минуты наслаждения, так как автор со всей нежностью изобразил то, что ему дорого на самом деле.
На картине яркие краски, хотя использовано лишь несколько цветов. Это оттенки синего, зеленого, белого цвета. Но их необыкновенное смешение дает реалистичную панораму, которой можно любоваться бесконечно долго.
Передняя часть картины – это сплошной участок зелени, залитой яркими солнечными лучами. Среди листьев растительности едва заметны лиловые цветки. Более яркие пятна – это небольшой кустарник с темными мелкими ягодами. Слева художник нарисовал три дерева, ветви которых без единого листика. Множество засохших веточек, протянувшихся ввысь, создают интересные сплетения.
На центральной части картины представлена широкая спокойная река. Ее течение небольшое в данный момент, поэтому она кажется величественной и необыкновенно красивой. Голубизна воды разбавлены разными оттенками. Это те объекты, которые находятся на противоположном берегу. Среди таких отражений есть белый и зеленый тона.
Дальний берег полностью зарос густым кустарником. Ярким пятном среди листвы выделяется роскошная изумрудная крона дерева
Основное внимание автор полотна уделил высокому храму, который сложен из белоснежных кирпичей. Вытянутые проемы окон гостеприимно приглашают зайти внутрь постройки
В самом верху крест отражает лучи яркого солнца, излучая золото. За церковью также изображены постройки, однако гораздо ниже по высоте.
Широкими мазками художник представил небо этого летнего дня. Над головой автор использовал наиболее темные синие цвета. Вдали небо становится светлее, на нем появились розоватые облака. Справа горизонт представлен сплошной линией лесного массива.
Картина С. Кожина доставляет невероятное удовольствие зрителю и благодаря красоте изображенного пейзажа, и выбранному времени года, и теме религии, представленной в виде храма. Сочетание красок помогает понять настроение художника. Здесь нет ни людей, ни животных. Однако картина полна жизни, ароматов, движений за счет природных объектов родного края.
Вариант сочинения по картине №2
Многие художники умели оценивать окружающую их красоту, а Герасимову Сергею Васильевичу известному живописцу удается увидеть немного с другой стороны. Основой его произведений являются пейзажи, передающие красоту исконно русской природы.
При первом взгляде на данную картину у нас возникают только самые теплые и светлые чувства. Можно подумать, что художник изобразил эту церковь просто и без изысков, но, приглядевшись можно понять, что остальные детали только бы мешали насладиться этой нежностью и красотой.
Вся картина выполнена в ярких и сочных красках. Она просто сияет от этого разнообразия. На первом плане видна изумрудного цвета с желтыми переливами цветов лужайка, по которой, не спеша, течет река сине-голубого цвета. В водах этой чистой реки отражаются стены церкви, расположенной на небольшом холмике. Стены церкви светло белые, только купола и крыши золотые. Это строение будто тянется к небу на своём возвышении. Рядом с церковью и чуть подальше изображены деревья. Погода яркая и солнечная. Немного чувствуется тепло лучей. А небо изображено голубым, по которому вальяжно и медленно плывут белоснежные облака. Кое-где просматриваются серые тучи, которые не омрачаю картину, а придают некоторую загадочность.
Особое место на картине занимает девушка. Она изображена стоящей и смотрящей то ли вдаль на просторы, то ли смотрит на этот памятник архитектуры церковь. А ребенок стоит и собирает полевые цветы под пристальным взглядом матери.
Сергей Герасимов очень гармонично изобразил и поля покрытые цветами, и разнообразные деревья и кустарники. Такое сочетание завораживает и завлекает наши мысли. Легкий ветер будоражит листья деревьев, но очень нежно и играючи. Почетное место храма на полотне только добавляет картине грациозности.
Создается ощущение наполнение души чем-то возвышенным и одухотворенным. Кажется, что этот памятник архитектуры светится изнутри и пронизывает всю картину своей чистотой и невинностью. Соотношение людей и церкви создает единое сочетание жизни и чуда.
Несколько интересных тем
-
Портрет сына Белоковской
Из-под кисти талантливой русской художницы, Ольги Белоковской, вышло немало легендарных полотен. Это мировые шедевры, украшающие стены многих известных картинных галерей.
-
Перед грозой
Шишкин был известнейшим художником, который прославился своими потрясающими портретами, по рожавшими своей точностью и реалистичностью. Многие его современники выделяли интересное
-
Явление Христа народу Иванова
Картина «Явление Христа народу» Александра Андреевича считается самой выдающейся работой. Великий художник взял за основу своих произведений сюжеты из Библии.
-
Золотая осень
Осень ослепляет глаза красотой. Яркие краски открывают новый взгляд на мир, позволяют почувствовать что-то волшебное. Творческих людей она заряжает вдохновением и заполняет их разум
-
После побоища Игоря Святославича с половцами
Нарисованная картина Васнецова После побоища Игоря Святославича с половцами на ней изображено, что произошло после боя. Русские богатыри дрались до последнего, чтобы защитить свою землю