Автопортрет
Год создания: 1848
Все мы немного нарциссы, и Карл Брюллов не исключение. Одна из излюбленных техник в истории художников – это рисование автопортрета. Автопортрет достиг вершины в жанре интимного портрета художника – Брюллов написал его в 1848 году, когда был болен.
В течение семи месяцев 50-летний творец по наставлению врачей не выходил из дома и большую часть времени пребывал в одиночестве. И, наконец, когда снаружи уже вовсю расцвела весна в 1848 году, все было пронизано теплым ветерком и насыщенными ароматами цветов, первое, что попросил Брюллов у врачей – это принести ему краски и мольберт. Его просьба была исполнена. Когда художник получил желаемое, он быстро создал автопортрет, но периодически возвращался к нему, чтобы подправить.
Всадница
Год создания: 1832
Картина Брюллова «Всадница» одна из его лучших работ. Она полна динамики, движения и красоты
Первым делом, зритель обращает внимание на саму всадницу – вызывает удивление, как такая хрупкая девушка управляется с сильным скакуном. Сразу видно, что этот конь – потомок благородных кровей
Он красив, его шкура блестит. Скакун слегка приподнимается, словно хочет полюбоваться своей грациозностью – вряд ли у него есть цель скинуть с себя девушку.
Живописная картина была написана в Италии – о прототипе героини искусствоведы спорят до сих пор. Полотно было создано по заказу Юлии Самойловой (1803–1875), известной своими отношениями с Карлом Брюлловым.
Когда картина попала на выставку (а это произошло сразу после написания), ее назвали лучшей среди конных тематик. Брюллова стали называть вторым Рубенсом (1577–1640) или Ван Дейком (1599–1641).
Биография Карла Брюллова
В семье академика орнаментальной скульптуры П.И.Брюлло все семеро детей обладали художественными талантами. Пятеро сыновей: Федор, Александр, Карл, Павел и Иван стали художниками. Но слава, выпавшая на долю Карла, затмила успехи других братьев.
Мальчик очень любил рисовать, казалось, карандаш стал продолжением его руки. В 10 лет Карла приняли в Петербургскую академию художеств,в стенах которой он провел 12 лет.
Карл закончил академию с «целой пригоршней» золотых и серебряных медалей, но, продемонстрировав свою независимость, отказался остаться в ее стенах на пенсионерский срок для совершенствования мастерства. В1819 г. Карл поселяется в мастерской брата Александра, работающего на строительстве Исаакиевского собора помощником Монферрана. Его дни заполнены рисованием заказных портретов. Так совпало, что заказчикам П.Кикину и А.Дмитриеву-Мамонову понравились портреты, выполненные Брюлло, и что именно они, эти заказчики, потом вошли в совет Общества поощрения художников.
Создав по их просьбе картины «Эдип и Антигона»(Тюменский краеведческий музей) и «Раскаяние Полиника» (местонахождение неизвестно), Карл заслужил пенсионерскую поездку в Италию (подробнее) на четыре года, для себя и брата. Перед отъездом с Высочайшего повеления братья изменили фамилию предков, добавив букву «въ» — теперь они стали Брюлловы.
В музеях Италии юный художник изучает живопись прошлых веков и впитывает впечатления от увиденного. Покоренный грандиозной «Афинской школой» Рафаэля, Карл на протяжении четырех лет работает над ее копией, поразив в итоге всех своим мастерством.
Приступы жестокой лихорадки и нервное напряжение валили его с ног, но кипучая и неугомонная натура не знала меры ни в чем. Активная светская жизнь, многочисленные новые знакомства не помешали Брюллову за годы, проведенные в Италии, создать огромное количество разнообразных произведений.
Брюллов честно пытался «отработать» свое пенсионерство, начиная по заказам Общества поощрения художников картины на античные и библейские сюжеты. Но эти темы не были ему близки. На этих полотнах он «нарабатывал» колорит, создавал свои характерные приемы, изучал обнаженную модель и не завершил их. По-настоящему Брюллов работал только над созданием жанровых сцен из итальянской жизни. Для картины «Итальянский полдень» (1827 г.) Брюллов выбрал моделью невысокую, плотную, налитую соком, как виноградная гроздь, женщину, которая, покоряя обаянием и безудержной радостью бытия, символизирует расцвет человеческих сил.
И такую же статную, уверенную и независимую женщину встретил Карл в 1827 г. на одном из приемов.
Вместе с Самойловой Карл отправляется осматривать развалины Помпеи и Геркуланума, даже не подозревая, что эта поездка приведет его к самой вершине творчества. Брюллов был потрясен увиденным — знание о трагедии не смогло затмить остроты восприятия.
Брюллов еще не раз возвращался в разрушенный город, перед его мысленным взором вставала картина, на которой слепая стихия не просто отнимала человеческие жизни, но и обнажала души.
Портрет графа А.К. Толстого в юности. 1836
Брюллов К.П.Холст, масло134 x 104
Русский музей
Аннотация
Алексей Константинович Толстой (1817-1875) — граф, егермейстер, известный поэт и драматург. Сын графа К.П. Толстого (1779-1870) и Анны Алексеевны, урожденной Перовской. Воспитывался дядей, братом матери, А.А. Перовским, в московском доме которого и был написан этот портрет.
На портрете будущему выдающемуся поэту, драматургу, одному из создателей легендарного Козьмы Пруткова, было всего 19 лет. Он только что закончил Московский университет и приступил к службе в московском архиве иностранных дел. Брюллов изобразил Толстого за любимым занятием – на охоте. Поступь его легка, движения мягки и упруги. На нем охотничий камзол, через плечо перекинута сумка для трофеев, в руках ружье. Высветленные лицо и руки Толстого легко очерчены и мягко моделированы. Красивый удлиненный овал лица и форма рук подчеркивают аристократизм модели. Мягкость живописной манеры и цвета в написании обрамляющих их тканей, а также устремленный вдаль мечтательный взгляд, волосы, переданные быстрыми короткими мазками, и, наконец, пейзаж, исполненный широко и эмоционально, вносит романтическую ноту в характеристику персонажа. Сопровождает юношу преданно смотрящая на хозяина собака, написанная художником с точным знанием повадки животного. На лице охотника видна радость. Она рождена восторженным ощущением жизни природы, её красоты. Единственный раз, именно в этом портрете Брюллов воспроизвел приметы русского пейзажа: елочки, болотистое редколесье, висящую в воздухе сырость. Как говорил впоследствии сам Толстой, интерес к искусству и, прежде всего, к литературным занятиям, сочетался у него со страстью к охоте, которой он считал себя обязанным оптимистической направленностью своей поэзии.
Биография автора
Брюллов К.П.
Брюллов (Брюлло) Карл Павлович (1799, Санкт-Петербург — 1852, Манциана близ Рима)
Живописец, акварелист, рисовальщик.
Член Миланской, Пармской академий и Академии Св. Луки в Риме, профессор Флорентийской Академии художеств, почетный вольный общник Императорской Академии художеств.
Первоначальные художественные навыки получил у отца — академика «орнаментной скульптуры» и живописца-декоратора П.И. Брюлло. Учился в Академии художеств у А.И. Иванова и А.Е. Егорова (1809-1822). В 1822-1835 — пенсионер в Италии на средства Общества поощрения художников. Работал в Риме, Милане, Неаполе. За картину «Последний день Помпеи» (1833) награжден большой золотой медалью на выставке в Париже и избран профессором 2-й степени ИАХ (1836). По возвращении в Россию жил в Петербурге. В 1836-1849 преподавал в Академии художеств, профессор, вел класс исторической живописи.
В 1842-1847 исполнял монументальные росписи для Казанского и Исаакиевского соборов в Петербурге. С 1849 жил за пределами России, с 1850 — в Италии.
Крупнейший представитель академической исторической живописи, автор многочисленных портретов, в том числе ряда композиционных портретов-картин.
Итальянский полдень
Год создания: 1827
Обруганная критиками картина «Итальянский полдень» – одна из самых значимых в истории жизни художника. К моменту написания Брюллов был уже широко известен, а картина была написана по заказу самого Николая I.
Дело в том, что в 1823 году живописец написал «Итальянское утро» – полотно произвело огромное впечатление на публику, и когда после ряда успешных выставок оно доехало до Петербурга, Общество поощрения художников, заплатив за картину Карлу Брюллову, преподнесло ее Николаю I. А тот подарил картину жене Александре Федоровне (1872–1918), которая была от нее в восторге. Она сделала новый заказ, и тогда художник написал «Итальянский полдень», однако критики засыпали на выставке картину нелестными отзывами, ведь тогда академическая сфера была против реалистичности и вольности.
О портрете
Чтобы написать портрет красавицы, за кисть взялся старший брат Карла Александр Павлович. Для работы художник использовал бумагу и акварель. Он начал писать портрет Наташи в 1831 г. Женщина была в положении, но беременность была практически не заметна и не портила ее лица. Наташе в это время 18 лет – она еще юная, свежая, милая. Девушка позирует художнику в светло-розовом нарядном платье, предназначенном для бала. Глубокое декольте обрамляют пышные кружева, открывая овальные плечи. Нарядность и изюминку придают юному личику серьги и ферроньера, которая украшает высокий лоб. Художнику удалось передать миловидность еще детского лица Натали и ее шикарный нежный туалет.
Смерть Инессы де Кастро
Год создания: 1834
Как и все работы Брюллова, посвященные исторической теме, картина «Смерть Инессы де Кастро» восхищает даже тех, кто ничего не смыслит в живописи. Все потому, что тематика трогает за живое – девушка стоит на коленях, а малыши обнимают ее. Рядом стоят убийцы с видом величия. Жуткие лица головорезов и эти страшные кинжалы вступают в контраст с мужчиной, стоящим без эмоций – ясное дело, что это виновник ситуации.
Картину Карл Брюллов написал, когда находился в Милане, и на написание он потратил всего 17 дней. Прошло столько времени, а картиной до сих пор восхищаются и испытывают трепет. Полотно пронизано драматизмом – Брюллов, как и всегда, смог мастерски передать исторический сюжет.
Брюллов ушел, но дело его еще долго жило
Вот еще про Италию — волнующее напутствие А.Н.Мокрицкого, ученика Брюллова, в молодости стажировавшегося в Италии с 1841 по 1849, П.М.Третьякову, отправляющемуся в Италию уже в 1860:
Справка. Мокрицкий Аполлон Николаевич (1810-1870), не достиг высот Брюллова (да и никто не достиг), но пройдя школу великого преподавателя Брюллова, сам стал выдающимся преподавателем. Его учениками были великолепнейший «салонный» живописец К.Е.Маковский, великолепный портретист и автор «Тройки» В.Г.Перов, гениальный и лучший в мире пейзажист И.И.Шишкин.
Три книги о в великих русских живописцах следующего поколения, так сказать, о «внуках» (учениках ученика) Брюллова
Глядя на эти книги, вполне резонно повторить в адрес критиков Брюллова: «Теория, мой друг, суха, но вечно древо жизни зеленеет».
Древо жизни на берегу Москвы-реки осенью 2019 года. Фото автора. Москва -самый зеленый город мира!
И.И.Шишкин. В Летнем саду. 1869. Бумага желтая, тушь, перо. Русский музей. Санкт-Петербург. Виртуозная техника рисунка пером, изумительны офорты и литографии, которые с раннего возраста так искусно делал великий Шишкин. Божественно вписаны стаффажные фигурки в пейзаж
К.П.Брюллов. Фрагмент картины «Последний день Помпеи». Русский музей. Санкт-Петербург.1830-1833
Одно, несомненно, роднит Шишкина и Брюллова – это немыслимое для других роскошество рисунка.
Лошади — конек Брюллова, на его картинах и рисунках они дышат благородством.
Брюллов. Турок, садящийся на коня. 1935. Третьяковская галерея
Для сравнения — лошадь племянника Брюллова, который принял участие в очернении своего дяди в своих мемуарах после смерти дяди:
П.П.Соколов. Борзятник. 1869. П.П.Соколов – сын сестры (племянник) К.П.Брюллова
Два коня, оба в экстазе, но какие разные как по характеру, так и по мастерству художника.
Константин Маковский знаменит своим «Свадебным пиром», однако полюбуемся совсем уж салонным портретом.
К.Е.Маковский. Портрет графа В.А.Бобринского в мундире Лейб-Гвардии Гродненского гусарского полка. 1879. Эрмитаж. Фото автора. Глаз не оторвешь — какая красота, хоть и салонная
Брюллов в своих рисунках выражал возвышенно-благородную сущность изображаемого, и это касалось не только людей, но и лошадей. А борзятник едет на затравленном существе с разными глазами. Судя по всему, зависть принижает творческие порывы.
Вывод: не надо в своих мемуарах грязно отзываться о своем дяде и его бракосочетании, тем более, если тебя на бракосочетание не пригласили и ты его (бракосочетание) не видел.
Брюллов. Портрет неизвестной дамы в тюрбане. 1829-1830. Третьяковская галерея. Трудно представить более прекрасный акварельный рисунок
Цитаты:
Он изображён во весь ростъ в н в, сидящим с книгою в своём кабинете, в креслах красного дерева, обитых красным штофом, около чёрного письменного стола с красным сукном. На столе стоят большие часы и на них бюст императора Александра I. Возле стола тумба с чугунным бюстиком и жардиньерка с плющом. В углу висит образ, рядом, на столе, картина Доменикина, изображающая Иоанна Богослова. Вдали видна открытая дверь, ведушая в другие комнаты, прекрасно освещённые розоватым и зеленоватым светом. Одежда на князе та самая, которую он всего чаще носил — серый фрак с регалиями. Лицо его живое, мыслящее, полное выразительности.
Это один из самых лучших портретов Брюллова. Рассказывают, что Прянишников подарил Голицыну картину Доменикина, которая изображена здесь на стене, в благодарность за что получил от князя позволение заказать его портрет Брюллову .
Среди всей массы брюлловских произведений встречаются и такие, в которых громадный талант его всё же пробился, несмотря на академическую вышколенность и собственное ломанье, до полного великолепия, но их очень немного — единственно только портреты. …Любопытный, очень жизненный портрет князя Голицына, отдыхающего на кресле в своём кабинете, с полной воздуха и света анфиладой комнат позади…
В том, что его совсем не привлекали официальная торжественность и значительность, видимо, кроется причина того, что Брюллов не только не стал придворным портретистом, но всеми возможными, а иногда и рискованными средствами уходил от этой роли. Смелость, с какой он избежал необходимости писать самого императора, запомнилась многим современникам. <…>
В «Портрете А.Н.Голицына» старый вельможа александровского царствования выглядит как чиновник, равнодушно взирающий на посетителя. Но то, как написан интерьер, заставляет вспомнить лучшую пору русской интерьерной живописи с её открытыми, наполненными светом анфиладами, той пространственной гармонией, которая была характерна для классицистического интерьера. Среди предметов обстановки наличествуют модные новинки вроде декорировки кресла готическими украшениями, трельяжи с вьющейся по ним зеленью, выгораживающие уютные уголки в пространстве гостиной или кабинета. Новые вкусы вносили изменения в дизайн постклассицистического интерьера, который становился всё менее открытым, все более загромождался «роскошными» вещами…[]
Князь был консервативен в одежде. Хорошо знавшие его люди отмечали, что он до конца своих дней придерживался одной однажды усвоенной им моды. Он носил серый фрак даже тогда, когда фраки такого цвета совершенно вышли из употребления. В таком сером фраке и запечатлён Голицын на знаменитой картине Брюллова…[]
Вирсавия
Год создания: 1828–1832
Историческая «Вирсавия», написанная акварелистом Брюлловым, основывается на библейском сюжете и явно демонстрирует талант художника. Полотно отлично передает идею неувядающей, завораживающей женской красоты. Картину художник написал, пребывая в Италии, однако результат его не впечатлил, поэтому он оставил ее незаконченной.
Полотно передает исторический момент – согласно легенде, царь Давид (1035 до н. э. – 970 до н. э.) увидел молодую жену своего полководца Урии. Вирсавия была так красива, что поразила его. Он послал ее мужа на смерть, а сам забрал девушку в свой дворец, за что был наказан смертью первенца.
У Богородицкого дуба
Год создания: 1835
Картины Брюллова увлекают зрителя безмятежностью и красотой – будто бы жизнь существует по эстетическим законам, о чем можно судить, глядя на «У Богородицкого дуба». Картины так и просятся стать украшением гостиной. Приемлемая на них реакция – любование и восторг, почитание художника.
Известная картина написана в технике акварели, центральным стал дуб, являющийся украшением сакрального места, куда приходят странники совершить паломничество. Вот и сейчас Брюллов «застал» этот момент, у дуба стоят люди разного возраста и пола: девушка с зонтиком, старик, женщина. Мастерски художник смог передать игру света, который стремится пробраться сквозь густые ветви дерева.
Турчанка
Год создания: 1837-1839
Мы видим на картине «Турчанка», которую написал Брюллов, как девушка со спокойным видом лежит, облокотившись на подушки. В ее облике все выглядит расслабленно, даже глаза выдают покой. А наряд и головной убор подчеркивают неевропейскую красоту. Под стать девушке был создан яркий фон – такой же резкий, контрастный, как и она сама.
Приглушенных тонов не требовалось, чтобы подчеркнуть ее национальность. Напротив, яркий фон подчеркивает ее красоту. Для полотна Брюллов использовал свои воспоминания, когда-то он приезжал на Ионические острова. Воспоминания были настолько отчетливыми, что не понадобилась натура. Такими он увидел турецких девушек и смог передать через свою работу всю «пряную красоту» края.
Вариант 1. Пример подробного сочинения для старших классов
Композиционный план:
Карла Брюллова часто называют главным романтиком в русской живописи. Он рано зарекомендовал себя в своем уникальном стиле и написал ряд картин в первой половине 19 века. Художник прославился как безупречный портретист, блестящий создатель жанровых и исторических картин. Европейскую известность мастеру принес «Последний день Помпеи».
Брюллов познакомился с героем будущего портрета в Италии. Граф и писатель Алексей Перовский пригласил художника в гости, когда тот приехал в Россию. Брюллов пообещал увековечить графа и его близких на холсте. Произошло это спустя 4 года в московском доме писателя. Но живописец только завершил портрет племянника Перовского. Работа над портретом владельца в 1936 году осталась незавершенной. Брюллов почувствовал себя на вечеринке несвободным и сбежал.
Однако даже незаконченный портрет Перовского оказался шедевром. Сюжет на полотне оставил нам образ уже немолодого графа в домашней одежде. После выхода на пенсию Алексей Перовский посвятил себя писательской деятельности, выбрав себе псевдоним — Антоний Погорельский. Образ графа, запечатленный художником, оказался его последним портретом. Через несколько месяцев Погорельский умер.
На полотне мы видим печальное лицо автора. Взгляд мудрых глаз устремлен куда-то вдаль. Это лицо человека, отрешенного от земных забот. Он думает о чем-то громком и грустном. Взгляд его настороженный и слегка напряженный. В лице чувствуется усталость от жизни и бесконечная доброта человека, многое пережившего за свою жизнь. Ее тонкие черные волосы поседели, но лицо по-прежнему молодо.
Автор предстает перед зрителем в удобной домашней одежде. Теплый широкий халат с черными манжетами и воротником лишает образ всякой пышности, столь характерной для многих портретов Брюллова. Белоснежный воротник рубашки подчеркивает бледность и болезненность лица графа. Прическа Перовского уложена небрежно. Он не готовился позировать. Художник, казалось, удивил его.
Образ автора одухотворен и загадочен, как и его сказка о черной курице. Поза Перовского свободная. Он сидит у окна и расслабленно кладет руку на подоконник. Льющийся свет нежностью обволакивает образ, так что лицо героя словно светится изнутри. Очертания рук мягкие и красивые. Настроение портрета романтическое, проникнутое легкой грустью.
Фон портрета нарочито светлый и насыщенный. Обилие ярко-желтых и золотистых оттенков контрастирует с непередаваемой краской, которую живописец использовал в образе портретного героя. Плотность и насыщенность фона призвана подчеркнуть нежность и одухотворенность образа автора.
В цветовой гамме портрета мало ярких красок. Лицо и руки выполнены в теплых, мягких тонах. Рубаха графа светится белоснежным светом. Колористические эффекты в картине можно назвать средними
Художник не акцентирует внимание ни на каких деталях. Они почти полностью отсутствуют на портрете
Этим достигается эффект приподнятия образа героя над окружающей действительностью.
Брюллов хотел передать в портрете Перовского личное уважительное отношение к графу и его писательскому таланту, дружеское отношение к герою картины. Художник наполнил портрет тонким лиризмом, лишив его всякой торжественности.
Портрет Авроры
Год создания: 1837
Красота Авроры (1808–1902) будет вечно жива, ведь однажды она получила подарок от мужа – Павел Демидов (1798–1840) попросил Карла Брюллова нарисовать жену. Художник долго корпел над портретом Авроры, в итоге получилась невероятная красота. Этот портрет до сих пор «жив», он проиллюстрирован практически в каждой книге по искусству, где есть имя художника.
По легенде, Аврора славилась необычайной красотой и была очень доброй. Это в ее честь назвали знаменитый крейсер. Но к несчастью, судьба к княгине Авроре не была благосклонна: в 1840 она потеряла мужа. Аврора унаследовала огромное состояние и сумела разумно его применить.
В 1846 она решила покончить с трауром и снова вышла замуж – за Андрея Карамзина (1814–1854), но в 1854 году его убили турки. После этого княгиня построила капеллу во Флоренции и посвятила свою жизнь благотворительности.
Брюллов К.П.
Брюллов (Брюлло) Карл Павлович (1799, Санкт-Петербург — 1852, Манциана близ Рима)
Живописец, акварелист, рисовальщик.
Член Миланской, Пармской академий и Академии Св. Луки в Риме, профессор Флорентийской Академии художеств, почетный вольный общник Императорской Академии художеств.
Первоначальные художественные навыки получил у отца — академика «орнаментной скульптуры» и живописца-декоратора П.И. Брюлло. Учился в Академии художеств у А.И. Иванова и А.Е. Егорова (1809-1822). В 1822-1835 — пенсионер в Италии на средства Общества поощрения художников. Работал в Риме, Милане, Неаполе. За картину «Последний день Помпеи» (1833) награжден большой золотой медалью на выставке в Париже и избран профессором 2-й степени ИАХ (1836). По возвращении в Россию жил в Петербурге. В 1836-1849 преподавал в Академии художеств, профессор, вел класс исторической живописи.
В 1842-1847 исполнял монументальные росписи для Казанского и Исаакиевского соборов в Петербурге. С 1849 жил за пределами России, с 1850 — в Италии.
Крупнейший представитель академической исторической живописи, автор многочисленных портретов, в том числе ряда композиционных портретов-картин.
Портрет аббата работы Брюллова
Потрясающий портрет, потрясающе построен рисунок — как всегда у Брюллова.
Брюллов. Голова аббата. Примерно 1851. Частное собрание. Санкт-Петербург
Есть сомнение в том, что портрет написан в Италии. Скорее портрет написан во второй половине 1840-ых в России. У К.П.Брюллова детей не было, у его брата Александра Павловича Брюллова (1798-1877, на год старше Великого Карла), тоже великолепного художника и архитектора, была дочь Анна (1852-1920), у нее родился сын В.П.Волков (фамилия по отцу), работал инженером-мостостроителем в Ленинграде. Этот В.П.Волков, внучатый племянник Карла Брюллова, умер от голода во время блокады Ленинграда в 1942. «Портрет аббата» перешел по наследству от А.П.Брюллова через этого В.П.Волкова к нашим современникам – потомкам К.П. и А.П.Брюллова. Хоть что-то в их семье осталось!
В.П.Волков с женой и гостями в своей квартире. Фото примерно 1900 года. Волков с женой в нижнем ряду справа — второй и третья. На стене висит «Аббат»
Нашествие Гензериха на Рим
Год создания: 1836
Брюллов писал портреты известных людей, работал в историческом жанре, к которому и относится картина «Нашествие Гензериха на Рим». Картина отражает трагический момент в жизни древнеримской цивилизации. Полотно было написано в 1836 году, мысль о его создании посетила Брюллова еще в 1833 году, когда он был в Италии.
Известную картину заказал Алексей Алексеевич Перовский (1787–1836). Жанр – историческая живопись. На картине мы видим, как войско разграбляет предводителя племени вандалов античного государства. Событие происходит в 455 году. Африканские воины безжалостно создают разруху вокруг, а основной момент в картине – похищение Евдокии (401–460) и ее дочек.
2 вариант
Русский художник Карл Брюллов писал свои работы в разных жанрах. Но прославился он как отличный портретист. Однажды, за деньги, вырученные за продажу портрета В.Жуковского, художник выкупил своего друга с крепостной зависимости. Этим другом был великий украинский поэт Т.Шевченко, прославивший свою страну в эмоциональных произведениях на весь мир.
Не менее удачной стала работа К.Брюллова, написанная в 1836 году. Полотно получило название «Портрет графа А.К.Толстого». Ведь на нем художник изобразил своего друга-писателя Алексея Толстого. Молодого человека мастер написал за одним из любимых мужских занятий ‒ охотой.
Стоить отметить, что творец картины отошел от академичности, которая характерна для портрета. Он создал работу, что больше похожа на лесной пейзаж. А граф Толстой гармоничный элемент картины.
Писатель Толстой здесь еще молоденький парнишка с юным овалом лица, высоким лбом и аккуратными кудрями. Он одет в костюм, что предназначен для этого хобби. А с-под пиджака виднеется белый ворот рубашки, который подчеркивает благородность происхождения охотника. Через плечо в Алексея висит сумка для добычи, а в его крепко сжатых руках находится ружье. Взгляд парня направлен в сторону. Наверное, он присматривает за будущим трофеем или просто любуется окружающей красотой природы. Возможно молодой писатель, по просьбе мастера кисти, так позирует для хорошей работы.
Рядом с охотником притаилась его собака с широким добротным ошейником, которая охотно сопровождает хозяина за любимым делом. Видимо, четырехлапый друг помогает графу доставать подстреленную добычу с труднодоступных мест. А сейчас он в своей собачьей манере то же позирует Брюллову.
Вокруг А.Толстого прелестное великолепие весенней природы. Яркая зелень леса манит своей изящностью, толстые стволы деревьев придают картине какой-то сказочности. А там, вдали, за зарослями молодой акации, проглядывается пруд или речка. Видно, что в этом лесу часто любят отдыхать люди. Ведь тропинки аккуратно протоптаны и не видать диких чащ.
Такая картина умиротворяет душу, приносит спокойствие и прогоняет чувство усталости. Кажется, еще один миг ‒ и мы услышим громкое пение молодых птиц.
К.Брюллов дает возможность вернуться в прошлое ‒ в юность графа Алексея Константиновича Толстого, где он еще не известный писатель, а простой юноша со своими мужскими радостями.
6 класс. 1836
Неоконченный Брюлловым портрет А.Н.Демидова
По иронии судьбы главным летописцем последних лет жизни Брюллова оказался упоминавшийся неоднократно полуреволюционер и демократ В.В.Стасов, который в то время находился в Италии, поскольку за свои политические демарши был вынужден уехать из России и с 1851 подвязался секретарем у богатого А.Н.Демидова, князя Сан-Донато. Пройдет некоторое время, и тот же Стасов начнет чернить Брюллова, виня его в академическом застое. Кстати, тоже большой любитель демократии, Репин, однако, поругался со Стасовым, защищая Брюллова.
Когда-то в первый свой заезд в Италию в 1820-ых Брюллов с А.Н.Демидовым гулял по Неаполю, тот предложил оплатить картину, так Брюллов пришел к мысли о «Последнем дне Помпеи». Тогда же Брюллов начал здоровенный конный портрет этого юного богача и страшного бонапартиста, транжирившего в Италии русские деньги, но не окончил. Вот теперь, во второй приезд, Демидов, уже в титуле князя Сан-Донато, просил окончить портрет, чего Брюллов так и не сделал, в итоге дописал портрет другой художник, он же и пририсовал голову князю.
Так что, бывая в Манциане, Стасов сочетал приятное с полезным, то есть отрабатывал жалованье и напоминал о портрете своего работодателя умирающему художнику (стоял над душой, надо думать).
А выглядел Брюллов в это время неважно
Бюст К.П.Брюллова работы скультора Д.Страцци. 1850-1852. Рим. Собрание Титтони (сделан из папье-маше, а мраморный экземпляр в 1960-ых находился в Ленинграде)
Карл Брюллов. Керубино Корньенти. Портрет А.Н.Демидова на коне. 1852. Голову дорисовал Корньенти, получился пупсик, а конь явно брюлловский. Спасибо Корньенти, что зарисовал Брюллова на смертном одре
Есть подозрение, что Брюллов особых симпатий к А.Н.Демидову не питал, как их не питал и Николай I, считавший, что через него уплывают огромные деньги из России. А писал портреты Брюллов либо людей, ему симпатичных, поскольку искал возвышенное в лицах людей, либо по принуждению. Но весьма интересно объяснение самого Брюллова по поводу невозможности окончить портрет, которое воспроизводит вездесущий на тот момент Владимир Стасов. Он воспроизводит слова Брюллова, подтверждающие, что истина (правильность рисунка) весьма конкретна:
К.П. Брюллов. Портрет А.Н.Демидова. 1829
Забавно, но так выглядел молоденький примерно пятнадцатилетний парнишка, предложивший оплатить «Последний день Помпеи».
Халат у парнишки роскошный, да еще и арапчонок! Но тогда, в 1820-ые, Анатолий Николаевич был еще простым русским парнем с лицом сытого приказчика, а князем Сан-Донато стал в 1840: чтобы не принизить будущую супругу принцессу Матильду Бонапарт, он специально придумали такой титул по месту нахождения своей роскошной виллы Сан-Донато недалеко от Флоренции.
3 вариант
«Портрет графа А. К. Толстого» — одна из самых известных работ в портретной галерее Брюллова. Графа Алексея Константиновича называли «баловнем судьбы» и «третьим Толстым». Художник воспроизвел классика русской литературы в его 19-летнем возрасте.
Главный герой изображен в одухотворенной, поэтической манере. Это создается благодаря спокойной, природной палитре фона. На заднем плане — громадное дерево с густой, темно-зеленой листвой, которая создает плотную тень. Солнечные лучи не могут проникнуть сквозь листву, создавая впечатление вечера. Такой сюжет воссоздает сказочную атмосферу.
Слева находится небольшое лесное озеро с застоявшейся водой зеленоватого цвета. За ним — небольшая березовая роща и ель. Густая и сочная трава указывает на летнее время года. Молодой человек восторженно смотрит вдаль. Он не только ищет добычу, но и наслаждается красотой окружающей природы.
На вид Алексея видно, что он дворянин, граф. Каждая деталь продумана до мельчайших подробностей. Роскошный черный бархатный жилет контрастирует с белой рубашкой, украшенной золотыми пуговицами и длинными рукавами. С охотничьей амуниции видны качественная винтовка и кожаная сумка охотника через плечо. На данный момент в сумке нет добычи.
Лицо графа выделено светом на темном фоне. Его кожа нежная и бархатная, с налетом румянца. Волосы взлохмачены, что придает ему эмоциональный образ, человека, способного глубоко чувствовать происходящее. Меня поразил искренний взгляд его светлых глаз, широко распахнутых. Они подчеркивают открытость души юноши к миру.
Интересной деталью является изображение верного пса в левом нижнем углу картины
Это белый сеттер с коричневыми пятнами, который старается привлечь внимание своего хозяина. Его пасть приоткрыта, видны клыки
Глаза собаки увеличены до такой степени, что они похожи на глаза человека.
Я думаю, художник старался передать внутренний мир Толстого, его вечно юный и непокорный нрав. Несмотря на возраст, литературный гений остается здравомыслящим, энергичным и немного наивным человеком, который способен словом влиять на умы и души своих современников.
Подробности
Надетые в уши Наташи серьги, дорогие, с крупными бриллиантами. Люди, которые посмотрели портрет, крайне удивлены украшением. Ведь семьи Гончаровых и Пушкиных отличаются скромным образом жизни. Откуда у молодой женщины столь дорогое украшение? Оказывается, Александру Сергеевичу одолжил серьги князь Мещерский, который был его близким другом. Сережки с бриллиантами князь дал на время позирования, поскольку Александр Сергеевич категорически настаивал, чтобы Гончарова позировала в этом замечательном украшении. Бриллианты в серьгах – это знаменитые «Шириинские алмазы», вокруг которых сложились легенды и ходили нелепые слухи. Поговаривали, что бриллианты ни в коем случае нельзя надевать обычной женщине. Носить великолепное украшение могли только представительницы прекрасного пола, относящиеся к роду Мещерских. Как знать, может быть, надев эти чудные бриллианты, молодая женщина так рано стала вдовой. Хотя, конечно, девушка относилась к старинному роду Гончаровых, но к Мещерским она отношения никакого не имела.
Лицо на портрете
Женщина с картины смотрит прямо в глаза того, кто ей любуется. Косоглазие Натали деликатно называют «неопределенностью во взгляде», но это в те далекие времена. Глаза Гончаровой темные, большие и выразительные. Они располагаются очень близко друг к другу, и заметно, что один глаз сильно косит. Но художнику удалось этот недостаток Наташи превратить в некое очарование. Женщина в прекрасном наряде, с тонкой талией, с красивыми открытыми плечами, интересной прической поражает своим изяществом и красотой. Не зря великий Пушкин так любил и боготворил свою Наташу, а десятки мужчин сходили с ума от ее красоты, нежности и трогательности. Гончарова действительно очаровательна и мила. Александру Брюллову удалось запечатлеть ее трогательной и прелестной. Получился настоящий шедевр, уникальность которого заключается в сочетании парадности и необыкновенной воздушности.
Уникальное изображение находится в Всероссийском музее Пушкина. Табличка гласит: «Александр Брюллов. Портрет Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской (урожденной Гончаровой). Конец 1831 начало 1832. Бумага. Акварель».