Собакевич в поэме н.в. гоголя “мертвые души”: анализ героя, образ и характеристика

Собакевич в поэме н.в. гоголя “мертвые души”: анализ героя, образ и характеристика

Столовая дома

Время, которое семья Собакевича проводит за едой, занимает большую часть дня. Поэтому нельзя было не описать столовую. Но здесь автор почему-то выбирает прием контраста. Стол для любителей поесть небольшой по размерам, на нем умещается посуда на четыре персоны. Для чего выбран такой размер мебели? Возможно, чтобы подчеркнуть огромные блюда для трапезы семьи, сменяемые быстро и незаметно. Еда исчезает в животах, а небольшой стол остается прочно стоять в столовой.

Ограниченные духовные интересы Собакевича видны на фоне созданного им интерьера. Он приближен к материальной сути вещей. Написать сочинение «Интерьер Собакевича», используя предложенный материал, станет гораздо проще.

Интерьер дома Собакевича в поэме Мертвые души Гоголя

В своей великой поэме «Мертвые души» Николай Васильевич Гоголь повествует о том, как чиновник Чичиков ездит от одного уездного помещика к другому, скупая мертвые души. Для раскрытия характера каждого барина, посещаемого Чичиковым, автор также детально описывает убранство в поместьях представленных нам героев.

Интерьер в доме помещика Собакевича прекрасно дополняет образ его хозяина. Михаил Семёнович неуклюж, крепок, нескладен, но при этом очень практичен. Все предметы в его доме отлично подчеркивают эти качества, так как обладают пугающей схожестью с барином: “каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» или: «И я тоже очень похож на Собакевича!»“. Люди, изображённые на портретах, висящих у Михаила Семёновича в гостиной, выглядят совсем так же, как и он. Видимо, Собакевич хотел «чтобы и комнату его украшали тоже люди крепкие и здоровые». Единственной представленной на картинах персоной, кажущейся совсем лишней и не вписывающейся в интерьер, является худощавый Багратион «с маленькими знаменами и пушками внизу и в самых узеньких рамках». Даже дрозд, сидящий у помещика в клетке, напоминает его своим видом. Гоголь часто говорит о том, что Собакевич крайне похож на медведя, из-за чего и убранство в поместье выглядит словно «совершенный медведь».

Несмотря на то что интерьер дома не обладает изысканностью и изящностью, он выдаёт очень важное качество Михаила Семёновича — расчётливость, а также говорит о том, что Собакевич — бережливый, но при этом нескупой хозяин, ставящий удобство во главу угла. Именно из-за доходящей до крайности практичности помещика все предметы в доме хоть и не отличаются эстетичностью, но зато надежны, созданы специально для их практического применения, а не для красоты, кажущейся Собакевичу бессмысленной

Удивительно то, что барин не только сам живёт в крепком доме без архитектурных излишеств и украшений и, не скупясь, сполна удовлетворяет свои потребности, но и то, что дома его крестьян тоже построены из толстых брёвен, прочны, что всё в них «пригнано плотно и как следует». Собакевич достоин уважения за то, что обеспечивает своим мужикам достойную жизнь.

Таким образом, с помощью описания убранства в доме Михаила Семёновича автор дополняет образ своего героя, подчеркивая его неуклюжесть, нескладность, но имеющиеся при этом расчётливость и практичность. Этим Гоголь ещё раз показывает нам, что Собакевич «неладно скроен, да крепко сшит».

Популярные сегодня темы

Повествование начинается с того, что Лиса придумывает хитрый план. Она намерена подружиться с Журавлем, чтобы у того можно было питаться. Для этого она общается с ним и зовет в гости.

Великого американского писателя Рэя Брэдбери в наше время по праву считают ясновидящим». Он предсказал 3D-телевизоры и кинотеатры, смартфоны, компьютеры и многие другие обыденные для сегодняшнего

Ступая вслед за холодной снежной зимой, весна становится долгожданным источником тепла, яркого солнечного лучика, первой зелени. Поэтому поэты русской литературы так искренне, с желанием вводят ее в сюжеты своих произведений.

Местный татарский князь выдавал замуж одну из дочерей. В числе прочих гостей на свадьбу позвал и Максима Максимыча вместе с Печориным. Во время празднования младшая дочь хозяина дома Бэла подошла к Григорию Александровичу и пропела ему комплимент.

Чичиков и чиновники. Поэма “Мертвые души” – одно из самых интересных произведений Н. В. Гоголя, в котором он сатирически осмеивает пороки различных слоев общества в крепостнической России. Это, во-первых, хитрый и алчный предприниматель – Чичиков, во-вторых, представители поместного и столичного дворянства, губернские чиновники, а также дворовые, слуги, крестьяне. Главный персонаж поэмы – Павел Иванович Чичиков – еще в детстве усвоил совет отца: “беречь и копить копейку”. Поэтому цель жизни героя – обогащение,

ради которого он прикладывает громадные усилия и проявляет неистощимую изобретательность. Причем на своем пути он не останавливается ни перед чем.

Павел Иванович пробивает себе дорогу хитростью, изворотливостью, расчетливостью, подлостью, обманом, взяточничеством, казнокрадством, махинациями, умеет приспосабливаться к любой ситуации, втираться в доверие, очаровывать и даже вызывать восхищение. Никакие неудачи не могут сломить его жажду наживы. Поэма начинается с описания губернского города, в который Чичиков приезжает с очередным планом обогащения. Авантюра героя связана с человеческими несчастьями,

он заинтересован в том, чтобы как можно больше умирало крепостных. Губернское общество принимает мошенника Чичикова потому, что считает его богатым и влиятельным человеком. У Павла Ивановича и чиновников есть одна важная общая черта – меркантильность. Для государственных служащих должность – только источник дохода, средство беспечной и праздной жизни.

В их среде царят взяточничество, угодничество перед вышестоящими чинами, полнейшее отсутствие интеллекта. Николай Васильевич высмеивает пошлость, лицемерие и ограниченность, характерные для губернских дам. С претензиями на вкусы и образованность сочетаются сплетни, пустая болтовня о городских новостях, жаркие споры о нарядах. Эти женщины стремятся подражать столичному обществу в манере говорить и одеваться, слепо копируют иностранные традиции. Гоголь раскрывает пустоту и бездуховность внутреннего мира чиновников, показывает их “мертвые души”. Причем автор постоянно отмечает типичность города NN, чтобы читатель понимал, что в произведении показана вся губернская Россия. Очень выразительные и хлесткие характеристики представителям городской власти дает со свойственной ему прямолинейностью Собакевич. Председатель, по его мнению, – “дурак, какого свет не производил”, губернатор – “первый разбойник в мире, да и лицо разбойничье, дайте ему только нож да выпустите на большую дорогу”, полицеймейстер – “мошенник, продаст, обманет да еще пообедает с вами”. И Собакевич подводит итог: “Мошенник на мошеннике сидит, мошенником погоняет”. Думаю, автор с таким выводом согласен.

Я тоже считаю, что чиновники заслужили такие нелестные характеристики. Рисуя чиновников, Гоголь обычно использует всего несколько выражений, выявляя с их помощью самые важные и яркие черты их характеров. Например, оформляя бумаги у Ивана Антоновича “Кувшинное рыло”, Чичиков открыто предлагает ему взятку, но чиновник делает вид, что не замечает денег. Но когда Павел Иванович хотел указать ему на них, Иван Антонович дал понять, что этого делать не нужно.

Таким образом с помощью всего нескольких фраз писатель создает выразительный образ опытного взяточника. Поэма “Мертвые души” Николая Васильевича Гоголя интересна для современного читателя, потому что автор, изображая Чичикова и чиновников, высмеивал алчность, подлость, равнодушие к чужим бедам, взяточничество, ограниченность – проблемы, актуальные и в наше время.

  • Капельная модель ядра кратко

      

  • Надпись на памятник маме от детей кратко

      

  • Виды общественного строя кратко

      

  • Беседа с пациентом о рациональном питании диалог кратко

      

  • Нобелевские лауреаты по физике кратко

Сочинение — Описание господского дома Собакевича. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ героев произведений

Описание господского дома Собакевича в поэме Н.В.Гоголя “Мертвые души” играет важную роль в понимании характера героя. Усадьба помещика, обстановка дома является своеобразным отражением его характера.

Господский дом Собакевича стоял в центре поместья, окруженный хозяйственными строениями и избами крестьян. Его крыша была выкрашена в красный цвет, стены обрели темно-серый или, как замечает автор, дикий оттенок. Дом Собакевича не был похож на жилище помещика, сделан он был очень грубо и напоминал строение военного поселения, надежное и крепкое, но построенное наспех.

Было заметно, что при постройке дома зодчий безуспешно боролся со вкусами хозяина поместья. Архитектор стремился к симметрии и красоте, Собакевич — к удобству и практичности. В конечном итоге, вкусы помещика одержали вверх: так вместо задуманных четырех колонн было всего три, а с одной стороны Собакевич заколотил все окна, и на их месте просверлил одно очень маленькое, скорее всего для чулана.

Помещик много “хлопотал” о прочности и долговечности своих строений. На дом, конюшни, сараи и кухни были употреблены тяжелые полновесные бревна. Даже колодец был обделан в такой дуб, из которого строили корабли и мельницы. Все строения были крепкими, надежными, но выглядели неуклюжими, что относит нас к характеру самого Собакевича. Помещик, обладающий крепким богатырским телосложением, отличается неловкой привычкой наступать окружающим на ноги.

В гостиной Собакевича на стенах весели картины, на которых были изображены греческие полководцы во весь рост. Все они имели крепкое богатырское телосложение такое же, как и хозяин поместья. Среди греков поместился “тощий” Багратион. Возле одного из полотен у самого окна висела клетка с дроздом. Птица имела темное оперение с белыми вкраплениями. Дрозд, как и все в господском доме, имел странное сходство с Собакевичем. В углу гостиной стояла ореховое бюро на “пренелепых” ножках. Стол, кресла, стулья — вся мебель в доме Собакевича была тяжелого неуклюжего свойства. Помещик мало заботился о красоте окружающих его предметов, для него намного важнее была их прочность и удобство. В столовой, в противоречие характеру Собакевича, стоял стол небольшого размера. Во время обеда он весь был заставлен блюдами. Все в доме помещика являлось отражением его характера. Основательный и деятельный Собакевич хотел, чтобы его окружала практичная, сделанная, как говорится на века, мебель.

Собакевич является материалистом, для него важную роль играет практичная значимость вещей, их полезность. Герой, в отличии от Манилова, не тратит жизнь на пустое созерцательство. Однако, желание Собакевича во всем найти пользу и выгоду приводит к тому, что душа помещика черствеет и он превращается в холодного циничного человека.

Вариант 6: крестьяне Собакевича и их жизнь

Жизнь крестьян Собакевича описывается как упорядоченная и комфортная. Помещик ценит долговечность и гордится своими крепкими и надежными, хотя и несколько неуклюжими хозяйственными постройками и крестьянскими домами. Он известен тем, что «возится» со своими крестьянами и принимает участие в домашних делах, что помогает крестьянам быть счастливыми и работать эффективно.

Собакевич рассматривает своих крестьян как имущество и гордится их доблестью, даже хвастается ими перед Чичиковым при продаже «мертвых душ». Он лично знает своих крепостных и может подробно описать профессию, чин, годы и семейное положение каждого из них.

Однако, несмотря на кажущуюся заботу Собакевича о своих крестьянах, важно отметить, что они все еще были крепостными и не имели полного контроля над своей жизнью. Тем не менее, по сравнению с другими господами, такими как Плюшкин, у которого крепостные страдали от дождя и холода, крестьяне Собакевича жили в относительно стабильной и комфортной жизни

В заключение следует отметить, что крестьяне Собакевича жили упорядоченной и комфортной жизнью благодаря тому, что их помещик уделял большое внимание долговечности и хотел «возиться» со своими слугами. Несмотря на то, что они были крепостными, они жили лучше, чем у других помещиков, и ценились Собакевичем

Мне нравитсяНе нравится

Что настораживает в описании образа героя

Характеристика Собакевича, некоторые из его поступков, высказываний заставляют читателя насторожиться. Хотя многое из того, что делает помещик, на первый взгляд, кажется достойным уважения. Например, стремление к тому, чтобы крестьяне твердо стояли на ногах, вовсе не указывает на высокую духовность Собакевича. Это делается лишь с выгодой для себя — с крепкого хозяйства подданных всегда есть что взять.

О городских чиновниках Собакевич говорит, что они мошенники, «христопродавцы». И это, скорее всего, является правдой. Но все сказанное не мешает ему иметь какие-то выгодные дела и взаимоотношения с этими мошенниками.

Настораживает читателя и то, что ни об одном человеке, с кем знаком Собакевич, с кем дружит, если это можно назвать так, он не сказал ни одного доброго слова.

Его отношение к науке, образованию резко отрицательно. А людей, которые занимаются этим, Михайло Семенович перевешал бы — так они ему ненавистны. Это связано, наверное, с тем, что Собакевич понимает: образование способно поколебать сложившиеся устои, а это невыгодно помещику. Отсюда и вытекает его тяжеловесность и устойчивость взглядов.

Интерьер Собакевича – описание дома в поэме “Мертвые души”

Лаптев Господский дом помещика Собакевича представляет собой важную деталь в характеристике этого персонажа. Павел Иванович с интересом рассматривает оформление дома. Таким образом, с помощью описания убранства в доме Михаила Семёновича автор дополняет образ своего героя, подчеркивая его неуклюжесть, нескладность, но имеющиеся при этом расчётливость и практичность. Описание интерьера Собакевича в поэме «Мертвые души» нельзя назвать полным. Дом помещика был добротный, монументальный с крышей из мезонина, грубо обтёсанный, который мог выстоять любые стихии. Достал где-то втридешева гнилушки кожи и выиграл, точно, вдвое на всяком сапоге, да через недели две перелопались твои сапоги, и выбранили тебя подлейшим образом. Он приближен к материальной сути вещей.

Главная Интерьер Интерьер дома собакевича Описание дома собакевича мертвые души. Художник А. Лаптев Господский дом помещика Собакевича в «Мертвых душах» может многое рассказать о его хозяине. Помещик Собакевич — хороший хозяин своей усадьбы. Он предпочитает удобство и мало заботится о красоте вещей.

9 глава. Чичиков в центре скандала

На следующее утро встретились две дамы: одна — просто приятная, другая — приятная во всех отношениях. Они обсуждали последние новости, главной из которых стал рассказ Коробочки. Дадим его очень краткий пересказ (мертвых душ это касалось напрямую).

По словам гостьи, первой дамы, Настасья Петровна остановилась в доме своей приятельницы. Ей-то она и поведала о том, как вооруженный Павел Иванович ночью явился в имение и стал требовать продать ему души умерших. Вторая дама добавила, что о подобной покупке ее муж слышал от Ноздрева. Обсудив происшествие, женщины решили, что все это только прикрытие. Истинная же цель Чичикова — похитить губернаторскую дочь. Они тут же поделились догадкой с вошедшим в комнату прокурором и отправились в город. Вскоре все его жители разделились на две половины. Дамы обсуждали версию похищения, а мужчины — покупку мертвых душ. Губернаторша приказала слугам Чичикова на порог не пускать. А чиновники собрались у полицмейстера и пытались найти объяснение случившемуся.

Символизм дома в поэме

Дом Собакевича в поэме «Мёртвые души» от Н.В. Гоголя имеет сильный символический смысл. Внешне он представляет собой скромное здание, но при ближайшем рассмотрении можно заметить несколько интересных деталей, которые заставляют задуматься о его значении.

  • Первое, что бросается в глаза — это железные ограды. Они символизируют разделение между двумя мирами — миром живых и миром мёртвых. Ограда выполняет роль границы между этими мирами, которую можно пересечь только с помощью магии или смерти.
  • Второй интересный элемент — это окна, которые выходят на крыльцо. Они символизируют жажду общения и контакта с миром внешним. Человек, который живет в этом доме, стремится пересечь границу, но не в смысле перехода на территорию мёртвых, а в смысле общения с живыми.
  • Третий элемент — это крыльцо. Оно символизирует место, где происходит встреча и приветствие. Очевидно, что для Собакевича это место имеет большое значение, поскольку он всегда стремится, чтобы в его доме всегда было гостеприимство.

Описанные элементы дома, скромные на первый взгляд, на самом деле имеют глубокий символический смысл и позволяют лучше понять мир, созданный Гоголем в своей поэме «Мёртвые души».

Интерьер как средство характеристики героя (по поэме Н. Гоголя «Мертвые души»)

Поэма «Мертвые души» Н. В. Гоголя — величай­шее произведение русской классики. Н. В. Гоголь — мастер сатирического изображения действительно­сти. В первом томе «Мертвых душ» он задумал пока­зать темные стороны русской действительности. Важ­ное место в произведении занимают образы помещи­ков, которых по очереди, с целью покупки у них «мертвых душ», посещает Чичиков.

В изображении каждого помещика автор использу­ет различные средства характеристики, которые «ра­ботают» на раскрытие его образа: портретное описа­ние, описание деревни, вещей, принадлежащих поме­щику, господского дома, ритуала обеда, речь героя.

Критики считают, что каждый помещик олицетво­ряет собой какой-либо порок.

Манилов — это «пустая мечтательность», бездейст­венность. Казалось бы, усадьба его устроена весьма неплохо, даже «были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых ака­ций», «видна была беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления»…». Но в доме все же чего-то «вечно недоставало: в гостиной стояла пре­красная мебель, обтянутая щегольской шелковой ма­терией… но на два кресла ее недостало, и кресла стоя­ли обтянуты просто рогожею…», «в иной комнате и вовсе не было мебели», «ввечеру подавался на стол очень щегольской подсвечник из темной бронзы с тре­мя античными грациями, с перламутным щеголь­ским щитом, и рядом с ним ставился какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале…». Вместо того чтобы взяться и довести благоустройство дома до конца, Манилов предается несбыточным и бесполезным мечтам о том, «как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подзем­ный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие това­ры, нужные для крестьян».

Коробочка олицетворяет собой «ненужное» нако­пительство. Кроме «говорящей» фамилии эту герои­ню ярко характеризует еще и внутренне убранство комнаты: «…за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок…».

В доме разгильдяя Ноздрева нет никакого порядка: «Посередине столовой стояли деревянные козлы, и два мужика, стоя на них, белили стены… пол весь был обрызган белилами».

А Собакевич? Все в его доме дополняет « медвежий » образ Михаила Семеновича: «…Все было прочно, не­уклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гос­тиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья — все было самого тяжелого и беспокойного свойства,— словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» или: «И я тоже очень похож на Собакевича!» ».

Крайнюю степень нищеты, скопидомство хозяина обличает описание «обстановки» в доме Плюшкина, которого мужики прозвали «заплатанной». Автор по­свящает этому целую страницу, для того чтобы пока­зать, что Плюшкин превратился в «прореху на чело­вечестве»: «На одном столе стоял даже сломанный стул и рядом с ним часы с остановившимся маятни­ком, к которому паук уже приладил паутину… На бюре… лежало множество всякой всячины: куча ис­писанных мелко бумажек, накрытых мраморным по­зеленевшим прессом… лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресла, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами… кусо­чек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке…» и т. д. — это то, что было в понимании хозяина более ценным. «В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах… Высо­вывался оттуда отломленный кусок деревянной лопа­ты и старая подошва сапога». Рачительность, эконом­ность Плюшкина превратились в жадность и ненуж­ное   накопительство,   граничащее   с   воровством   и побирушничеством.

После прочтения поэмы невольно начинаешь обра­щать внимание на обустройство своего дома, своих дру­зей, знакомых, ведь внутренний интерьер многое мо­жет рассказать о хозяине, его привычках, характере

Биография

«Мертвенность» души героя схожа с той, что проявляют , и другие. Образ жизни героев удобен, и менять его они не намерены. У них нет жизненных целей, а души черствы и неподвижны. У героев нет родственников, или же они не принимают участия в жизни семьи. Возникает ощущение, будто помещики появились из ниоткуда.

Значение имени и фамилии каждого помещика, описанного в произведении немаловажно. Портрет Собакевича выстаивается на ассоциациях с животными

Автор сравнивает Михайло Семеновича с большим неуклюжим медведем и даже награждает героя фраком подобного оттенка. Восприятие внутреннего мира героя начинается со знакомства с его внешностью.

Собакевич ко всем вопросам подходил основательно, чем отличался от своих соседей и вызывал уважение публики. Описание усадьбы, интерьера и отношения персонажа к хозяйству говорит о том, что он не бедствует. Помещик хочет, чтобы крестьяне имели материальные основы, понимая, что судьба его усадьбы во многом зависит от благосостояния крепостных. В этом вопросе благородство смешано с жадностью. При всех недостатках Собакевича нельзя назвать его скупым человеком. Это отличает его от Плюшкина, который живет впроголодь. Трапеза для чревоугодника Собакевича – удовольствие, а для автора – еще один способ подчеркнуть животное начало в герое.

Мужчина крепкого телосложения, твердо стоящий на ногах, Собакевич во всем придерживается максимализма, отдавая предпочтение большим объемам еды. Автор называет своего героя «человек-кулак». Он – человек, отдающий предпочтение плотскому, мирскому. Этот персонаж обладает физической силой, но предстает грубым, неповоротливым существом. У него крепкое здоровье, крупное телосложение и внешность, напоминающая типаж былинных богатырей.

Фамилия Собакевич как будто указывает на животное происхождение. Мужчина имеет крепкую хватку, груб с окружающими людьми, имеет «собачий» нрав. При этом помещик хитер и во всем ищет собственную выгоду и удобство. Его прямолинейность и грубость поражают. Собакевич ни во что не верит и склонен осуждать окружающих. Говорящая фамилия и описание внешности гиперболизируют его образ.

Собакевич порицает чиновников, но выстраивает с ними взаимовыгодные отношения. Учиться барин не любит и ненавидит тех, кто пропагандирует умственные интересы и увлечение получением новых знаний. В образовании Собакевич видит возможности, которые способны пошатнуть комфортные для его существования условия.

Роль дома в развитии сюжета

Дом Собакевича является одним из ключевых элементов поэмы «Мертвые души» от Н.В. Гоголя. Он играет важную роль в развитии сюжета, влияя на жизнь главного героя Чичикова. В доме Собакевича Чичиков впервые получает возможность поговорить с реальными людьми и узнать о жизни в городе.

Дом Собакевича имеет свою атмосферу и особый стиль, что характерно для русских поместий той эпохи. Он вызывает чувство уюта, но при этом скрывает множество секретов и загадок. Это создает некоторую напряженность в сюжете и добавляет интереса к дальнейшему развитию событий.

В доме Собакевича происходит ключевой поворот в жизни Чичикова, когда он начинает осознавать свои ошибки и поступки. Этот момент является кульминационным моментом поэмы и влияет на дальнейшее развитие героя.

Таким образом, дом Собакевича играет важную роль в развитии сюжета поэмы. Он помогает герою понять многие вещи, открыть для себя новую жизнь и пройти через важный этап в своей жизни

Именно благодаря этому зданию Чичиков становится не только главным героем поэмы, но и примером для всех читателей о том, как важно уметь меняться к лучшему

Любимые занятия

Помещик Собакевич любит поесть. Делает он это также основательно, как и все, что он делает: уж подавать на стол, так целую свинью. После еды любит поспать.

Очевидно, судя по описанию его усадьбы, где, как подметил Гоголь, план архитектора боролся с волей заказчика, – Собакевич любит строить.

Конечно, как все тогда (и не только тогда), очень любит деньги. Накопительство денег – его любимое занятие, как и у Чичикова.

Вот только по мнению Чичикова, деньги дают социальный статус, даже некое величие, а с точки зрения Собакевича – деньги дают опять же устойчивость, крепость, к которым он так стремится.

Образ Собакевича (поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души»)

Образ Собакевича

  • Охарактеризовать образ помещика Собакевича, выявить способы раскрытия характера героя;
  • Учиться анализировать текст, выделять значимые детали и видеть их роль в художественном произведении.

Характер Собакевича начинает раскрываться перед нами еще в первой главе, когда он, едва познакомившись с Чичиковым, тут же наступил емуна ногу, сказавши: «Прошу прощения».Этинеповоротливость, неуклюжесть и немногословиесразу же производят впечатление чего-тогрубого животного, малоподвижного, тяжелого.

С каким животным сравнивает Гоголь Собакевича?

Гоголь сравнивает Собакевича со«средней величины медведем». Он немногословен,обладает железной хваткой, себе на уме,его практически нельзя обмануть.

Найдите и прочитайте описание портрета Собакевича. Какую черту выделяет Гоголь в его портрете?

Грубость и неуклюжесть— суть портрета Собакевича. Природа, создавая его лицо, «рубила со всего плеча: хватила топором раз — вышел нос, хватила другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет…».Богатырская мощь Собакевича(нога, обутая в сапог исполинского размера), подвиги за обеденным столом (ватрушки «гораздо больше тарелки», «индюк ростом с теленка», съеденная зараз «половина бараньего бока»), богатырское здоровье Собакевича («пятый десяток живу, ни разу не был болен»)пародируют облик и деяния сказочных и былинных богатырей.

Найдите в тексте описание усадьбы и интерьера. Что вы можете сказать о хозяине дома, познакомившись с данным описанием?

Вещи вокруг Собакевича повторяют тяжелое и прочное тело хозяина: крепкий и асимметричный дом, «как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов»; крестьянские избы и колодец из корабельного дуба, но без всяких резных узоров.

Каждая вещь в доме Собакевича, начиная от «пузатого орехового бюро на пренелепых четырех ногах» и кончая последним стулом, удивительно тесно срослась со своим хозяином и, казалось, говорила: «Я тоже Собакевич. И я тоже очень похожа на Собакевича».

Как Собакевич отзывается о чиновниках в разговоре с Чичиковым? Как это его характеризует?

Губернатор у Собакевича— «первый разбойник в мире», «за копейку зарежет». Весь город — христопродавцы, «мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет . Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья». Чиновники, по мнению Собакевича, «даром бременят землю», а стряпчий Золотуха — «первейший хапуга в мире».

Как ведет себя Собакевич во время обеда?

«У меня когда свинина — всю свинью давай на стол, баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся!»

Как относится герой к предложению Чичикова? Какую сумму он просит за мертвые души? Как аргументирует эту цену? Как характеризует героя сцена получения залога за души?

В отличие от Манилова, Ноздрева, Коробочки, Собакевич мгновенно оценивает выгодность предложения Чичикова и стремится сорвать куш побольше, заламывая цену сразу«по сту рублей за штуку».

Каково значение фамилии героя?

ФамилияСобакевичаформально не связана с его внешним обликом: Собакевич похож «на средней величины медведя»; цвет лица «каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке»; его имя — Михайло Семенович — также указывает на фольклорного медведя. Однако ассоциативно фамилия соответствует характеру и портрету: у Собакевича«бульдожья» хваткаи лицо; кроме того,к людям он относится, как цепной пес.Собакевич после согласия продать души: «да уж нрав такой собачий: не могу не доставить удовольствие ближнему».

Метафора Гоголя выражает общечеловеческую страсть, олицетворенную в образе Собакевича,— страсть к тяжелому, земному, плотскому.Главная цель жизни Собакевича – нажива.Это — стяжательство особого рода оно предметно, по-хозяйски прочно (даже «мертвые души» у Собакевича не дрянь-душа, а «ядреный орех, все на отбор»), за душу Собакевич «заламывает» сто рублей и не брезгует мошенничеством, подсунув в список душ бабу — «Елизавету Воробья»

Через описание обстановки Гоголь характеризует Собакевича как человека, у которогонет вкуса, нет эстетического чувства.Внешняя грубость Собакевича раскрываетнизменность, животность его натуры.Гиперболическое сравнение с животными, с мебелью – это лирический прием, который подчеркивает, что ничего возвышенного у Собакевича нет.

Внешность

Внешность Собакевича далека от типичной, изощренной и деликатной. По описанию Гоголя, Создатель не сильно утруждался, создавая его – он не применял «никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубил со своего плеча: хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказав: «Живет!».

Лицо его было круглым, широким и очень не привлекательным, похожим на молдаванские тыквы. Цвет был также не самым нежным и приятным – типично, лицо Собакевича было красного цвета, что напоминало Чичикову «медный пятак».

Собакевич отличался крепкой комплекцией – он был высоким человеком, с широкой «лошадиной» спиной. Ноги его были похожи на тротуарные колоны – большие и нескладные. Ступни его, соответственно, также были «исполинского размера». Чичиков с удивлением отмечает, что сейчас редко встретишь такого человека – богатыри уже почти все выродились. Не удивительно, что при такой комплекции Собакевич не отличался грациозностью и был больше похож на слона в посудной лавке – помещик то и дело шаркал ногами и наступал окружающим на ноги.

В то время, когда природа обделила Собакевича наружной привлекательностью, она щедро наградила его здоровьем – «скорее железо могло простудиться и кашлять, чем этот на диво сформованный помещик».

Занятия Собакевича

Все помещики, описанные Гоголем в поэме «Мертвые души», обладают своим неповторимым характером в рамках произведения, но в целом обличают один из типов помещиков современной автору России.. Для него обычное дело – работа на ровне со своими крестьянами. Делает Михаил Семенович это не потому, что не доверяет своим крестьянам, как, например, Плюшкин, или думает, что без него они будут работать плохо, а потому, что не видит ничего зазорного в физическом труде. Для Собакевича это естественное занятие.

Среди прочих привязанностей помещика следует отметить особую любовь к еде. Собакевич очень любит вкусно поесть. Однако в понимании этого помещика вкусная еда и необычная, деликатесная – разные понятия. Собакевич с отвращением рассказывает о поедании лягушек и устриц, употреблении субпродуктов. Для него лучшим вариантом еды выступает исконно русская кухня. Обычное потребление еды превращается у Собакевича в пиршество, обличая присутствовавший «культ еды»: « У меня когда свинина – всю свинью давай на стол, баранина – всего барана тащи, гусь – всего гуся! Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует. – Собакевич подтвердил это делом: он опрокинул половину бараньего бока к себе на тарелку, съел все, обгрыз, обсосал до последней косточки».


Собакевич далек от самообразования и искусства – все атрибуты «культурного» развития в его доме, как, например, картины – выглядят комично, заметно, что они размещены, потому, что «так модно» и так «принято», а не потому, что владельцы их интересуются определенным видом искусства.

Ум Михаила Семеновича активно занят способами заработать. Он усиленно работает с целью получить приличный доход. Предложение Чичикова о продаже мертвых душ Собакевич воспринимает спокойно, как будто это самое обычное дело, подобное продаже пшеницы.

Поместье и деревня Собакевича

Поместье и деревня Собакевича выглядит подобно его хозяину – крепкой, надежной и совершенно лишенной эстетики. Все постройки Собакевича (даже колодцы и заборы) сделаны из очень крепкого дерева, они массивны и лишены каких-либо украшений. «Деревенские избы мужиков тоже срублены были на диво: не было кирпичных стен, резных узоров и прочих затей, но все было пригнано плотно и как следует». Собакевич считает, что постройки должны выполнять хорошо свою основную функцию – защищать от ветра, холода и дождя, они должны быть достаточно прочными и удобными в эксплуатации, при этом им совершенно не обязательно быть красивыми и утонченными.

Разглядывая господский дом, Чичиков отмечает, что процесс его постройки – это был продукт активных пререканий педанта-архитектора и Собакевича: некоторые окна в доме были заложены и переделаны в маленькие, вместо традиционных четырех колон было только три – «зодчий хотел симметрии, хозяин – удобства» и поэтому после постройки дома Собакевич все сделал по-своему.

Внешний облик героя

Описание Собакевича, его внешние характеристики Гоголь дает в сравнении с животными и неодушевленными предметами.

Это средней величины неуклюжий медведь. Он двигается, наступая на чьи-нибудь ноги. Его фрак медвежьего цвета. Даже имя, Михайло Семенович, вызывает у читателя ассоциацию с животным.

Сделано это Гоголем совершенно не случайно. Характеристика Собакевича, описание его внутреннего мира начинается именно с восприятия внешности персонажа

Ведь мы в первую очередь обращаем внимание именно на такие особенности

Цвет лица Собакевича, который был каленым, горячим, как у медного пятака, тоже указывает на какую-то прочность, незыблемость характера.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: