Сочинение по картине
Образ женщины
Направив взгляд в глубину полотна, мы можем заметить молодую женщину, сидящую на скамейке. Вся её поза говорит о погружённости в себя, о размышлениях. Стоит признать, и сама картина заставляет нас заглянуть внутрь себя, позволить своим мыслям течь ровно и легко.
Кстати, моделью для этого образа сидящей дамы служила Вера Хрущёва, сестра-близнец художника. Спустя год после появления основного варианта «Заросшего пруда» Поленов создал уменьшенную версию, на которой мы видим нашу героиню стоящей неподалёку от воды. В качестве модели для этого образа также выступала Хрущёва. В дальнейшем Поленов создал ещё несколько версий своего знаменитого полотна.
Василий Дмитриевич Поленов «Потрет Веры Хрущёвой», сестры художника (она была моделью для женщины у пруда), 1874 годМестонахождение: Музей-усадьба Поленово, Тульская область, Россия
2 вариант сочинения 6 и 5 класс.
В 1879 году великий русский художник Василий Дмитриевич Поленов нарисовал картину «Заросший пруд». И до сих пор она считается самой популярной работой этого автора. Больше всего в этой картине поражает удивительно точно переданная красота и умиротворенность первозданной природы. На мгновенье может показаться что ты сейчас находишься там: вдыхаешь свежий воздух, чувствуешь тепло от солнышка, слушаешь как поют птицы и наслаждаешься невероятной красотой этого места.
Когда смотришь на картину «Заросший пруд» ты невольно начинаешь чувствовать спокойствие и умиротворение. Наверное, именно этого и добивался автор картины. И именно поэтому он так много использует зеленого цвета. Автор с помощью этой картины пытается показать свои чувства: восторг от пейзажа, любовь к природе, жажду к жизни.
Мне очень понравилась эта картина. Это именно та работа Поленова, на которую хочется смотреть часами. То с какой невероятной точностью автор передал красоту этого места и делает эту картину по особенному прекрасной.
6, 5 класс.
Вариант 2
История написания произведения
Картина Василия Поленова «Заросший пруд» была создана в 1879 году. Картина является составной частью лирической трилогии, которой мастер посвятил 2 года своей творческой жизни. В трилогию вошли такие картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», и, конечно же, «Заросший пруд».
Вдохновение для написания произведения художник получил в 1877 году, находясь в деревушке Петрушки, которая расположена под Киевом. Тишина и спокойствие деревни и чудеснейшая природа подтолкнули художника к написанию первого этюда этого произведения.
Этюд картины Поленова «Заросший пруд» оставался нетронутым до осени 1878 года. Именно в этот период Василий Поленов осуществлял переезд с Арбата в свое новое жилище в Хамовниках. Новый дом, где был расположен шикарный старый сад, поразил художника, и он принялся за работу над своим отложенным произведением.
Ответы на вопрос
Отвечает Гордеева Ирина.
Ответ:
Картина «Заросший пруд» написана талантливым российским художником Василием Поленовым. В его полотне преобладают все оттенки зеленого цвета. Когда картина вышла в свет, он заявил, что полотно написано одним зеленным цветом. Он мастерски владел кистью и красками.
Когда внимательно всматриваешься в данное произведения, мысленно переносишься в то место, а именно к данному пруду. Все кругом настолько зеленное и яркой, что на душе становится сразу спокойно и тихо. Не зря психологи говорят, что зеленый цвет успокаивает человека.
На полотне изображен пруд. Она насыщено темно-зеленого цвета. На нем поросли кувшинки и местами плавают водоросли. Видно, что пруд не чистят, он уже давно заброшен. У берега лежит большое бревно. А в самом пруду отражаются кроны зеленых деревьев и кусочек голубого неба.
В дальнем левом углу картины изображен камыш, которую воинственно захватывает пруд своими корнями. По краю берега растут деревья. Из-за этой густоты можно подумать, что это лес. На самом деле это давно позабытый парк. За ним давно никто не ухаживает.
У самого берега в центре картины расположен деревянный мост. С одного взгляда можно подумать, что он достаточно крепкий и массивный. Но его ножки находятся глубоко в воде. Скорее всего, они уже давно прогнили, и мостик может обрушиться.
От мостика идет тропинка, которая ведет к лавочке. На ней сидит женщина в красивом платье. Она задумчиво смотрит в воду. Наверное, вспоминает былые времена, когда этот парк выглядел совершенно по-другому.
Художник в своей картине прорисовал мельчайшие детали. Мы видим каждый цветочек и травинку. От этого картина кажется живой и ею хочется любоваться вечно.
Отвечает Блоха Ярослав.
«Заросший пруд» Василия Поленова: Великолепие Природы и Отражение Души Художника
Картина «Заросший пруд» Василия Поленова – это произведение искусства, которое умело передает красоту природы и, одновременно, глубину чувств художника перед этой красотой. Поленов создал это произведение в 1874 году, и оно стало одним из наиболее ярких образцов русского живописи.
На картине изображен старинный пруд, покрытый кувшинками и водяными лилиями. Вода словно зеркало, отражающее небо и деревья. По берегу пруда растут высокие травы и деревья, создавая ощущение гармонии и умиротворения. Вдалеке виднеется белая церковь, что придает картине особую духовную глубину.
Художник сумел передать не только визуальную красоту природы, но и ее душевную суть. В каждой кисти, в каждом мазке красок можно увидеть чувства и восхищение Поленова перед этим миром. Он создал атмосферу покоя и спокойствия, которая наполняет нас чувством гармонии с природой.
«Заросший пруд» Василия Поленова – это не просто картина природы, это произведение искусства, которое заставляет нас задуматься о красоте мира вокруг нас и о наших отношениях с природой. Это приглашение проникнуться этой красотой и сохранить ее для будущих поколений.
Выводя нас за пределы повседневной суеты, «Заросший пруд» напоминает нам о важности бережного отношения к окружающей среде и о необходимости сохранения этой удивительной красоты для будущих поколений. Василий Поленов через свою работу показал, что искусство может быть не только источником эстетического удовольствия, но и мощным инструментом для передачи важных сообщений и ценностей
Литература
- Копшицер М. И. Поленов. — М.: Молодая гвардия, 2010. — 368 с. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03383-2.
- Лясковская О. А. В. Д. Поленов // История русского искусства / И. Э. Грабарь, В. С. Кеменов, В. Н. Лазарев. — М.: Наука, 1965. — Т. 9, кн. 2. — С. 119—148.
- Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 2. — М.: Искусство, 1999. — 136 с. — ISBN 9785210013439.
- Василий Дмитриевич Поленов. — СПб.: Художник РСФСР, 1991. — 192 с. — (Русские живописцы XIX века). — ISBN 5-7370-0227-6.
- Поленов. — М.: Белый город, 2000. — 64 с. — ISBN 5-7793-0225-1.
- Абрамцево. Искусство и жизнь. — М.: Искусство, 2003. — 432 с. — ISBN 5-85200-309-3.
- Василий Поленов. «Московский дворик». — М.: Государственная Третьяковская галерея, 2017. — 48 с. — (История одного шедевра). — ISBN 978-5-89580-169-7.
- Мир Василия Поленова. — М.: Слово, 2019. — Т. 1 (Россия). — 224 с. — ISBN 978-5-387-01592-2.
- Русские художники XVIII — начала XX века. — СПб.: Аврора, 2001. — 345 с. — ISBN 978-5-7300-0714-7.
- Товарищество передвижных художественных выставок. — М.: Искусство, 1989. — 430 с.
- Василий Дмитриевич Поленов, Елена Дмитриевна Поленова. Хроника семьи художников. — М.: Искусство, 1964. — 838 с.
- Фёдоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж XVIII — начала XX века. — М.: Советский художник, 1986. — 304 с.
- Василий Дмитриевич Поленов. — М.: Искусство, 1961. — 166 с.
- Василий Поленов. — М.: Государственная Третьяковская галерея, 2019. — 320 с. — ISBN 978-5-89580-262-5.
- Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2006. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 2, Н—Я. — 560 с. — ISBN 5-900743-22-5.
- Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Л.: Аврора и Искусство, 1980. — 448 с.
- Государственный Русский музей — каталог собрания / В. А. Леняшин. — СПб.: Palace Editions, 2017. — Т. 7: Живопись второй половины XIX века (Н—Я). — 248 с. — ISBN 978-3-906917-17-7.
- Товарищество передвижных художественных выставок. Письма, документы. 1869—1899 / В. В. Андреева, , С. Н. Гольдштейн, . — М.: Искусство, 1987. — 668 с.
2 вариант сочинения описания
Картина В. Поленова «Заросший пруд» несёт в себе умиротворение, гармонию и спокойствие. При её создании художником были использованы тёмные тона, однако это не делает её мрачной, скорее, наоборот, живой и открытой. Больше всего на полотне присутствует зелёный цвет.
Но что же изображено на этой картине? Чем она так привлекает взор? Сюжет довольно прост. Старый пруд, с плавающими в нём лилиями и выходящим вперёд мостиком, к которому ведёт тропинка. Со всех сторон он окружён высокими, густыми и зелёными, кронами деревьев.
Но какой вывод можно сделать, рассуждая о изображённом на картине В. Поленова «Заросший пруд»? Какое время года хотел показать автор? Каков смысл данного полотна? Заманчиво поблёскивающий гладью вод пруд, так и манит к себе случайного прохожего. Судя по буйно цветущей зелени, можно сделать вывод, что сейчас самое начало лето или конец весны. Именно в эту пору природа достигает апогея своего расцвета. Скорее всего, это милый сердцу, спокойный, тихо шарудящий листвой, летний вечер. Картина русской природы, той самой, которая окружает нас с самого детства, близка каждому человеку и навевает ему глубокие рассуждения о жизни и наивные, романтические мечты о будущем.
Примечания
- ↑ , с. 102—103.
- ↑ (HTML). Государственная Третьяковская галерея — www.tretyakovgallery.ru. Дата обращения: 27 августа 2019.
- (HTML). Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации — goskatalog.ru. Дата обращения: 2 апреля 2020.
- ↑ , с. 86.
- ↑ , с. 71.
- , с. 370.
- ↑ , с. 102.
- ↑ , с. 736.
- ↑ , с. 43.
- ↑ , с. 17.
- ↑ , с. 171.
- ↑ , с. 57—58.
- , с. 179—180.
- ↑ , с. 78.
- ↑ , с. 82.
- , с. 86.
- , с. 98.
- , с. 180.
- , с. 83.
- , с. 418.
- , с. 177—184.
- , с. 54.
- , с. 310.
- , с. 21.
- , с. 205.
- , с. 419.
- , с. 28.
- ↑ , с. 59.
- (HTML). Музеи России — www.museum.ru. Дата обращения: 27 марта 2020.
- . (HTML). Ведомости — www.vedomosti.ru (15 октября 2019). Дата обращения: 27 марта 2020.
- ↑ , с. 56.
- ↑ , с. 134.
- ↑ , с. 170.
- , с. 331.
- (HTML). polenovousadba.ru. Дата обращения: 18 августа 2012.
- .
- , с. 230.
- ↑ , с. 50—51.
- (HTML). Виртуальный Русский музей — rusmuseumvrm.ru. Дата обращения: 28 марта 2020.
- (HTML). Государственный Русский музей — www.rmgallery.ru. Дата обращения: 27 марта 2020.
- ↑ , с. 57—58.
- ↑ , с. 54.
- (HTML). Федеральное агентство связи — rossvyaz.ru (29 мая 2019). Дата обращения: 4 апреля 2020.
- , гл. 3.
- , с. 42.
Описание
Вид, изображённый на полотне «Заросший пруд», обобщает разные впечатления художника. На картине изображена часть пруда, у правого края которого находятся мостки. На переднем плане — берег с зелёной травой и полевыми цветами, на заднем — деревья окружающего пруд парка. Впечатление обширности парка достигается тем, что на полотне показаны только нижние части стволов и склонившиеся к воде ветви — художник «срезает вершины деревьев рамой, как бы приближает всё изображение к зрителю». Кроме этого, в просвете слева намечено продолжение парка, значительно удалённое в перспективе от прибрежных деревьев. Большая часть картины, включая поверхность воды и растительность, написана с помощью разнообразных оттенков зелёного цвета. Зеркальная гладь пруда усыпана островками водяных лилий.
В верхнем левом углу картины виден небольшой кусочек голубого неба с облаками — его светлое отражение на водной поверхности находится в нижней части, у левого края полотна. В светлых тонах изображены также мостки и подходящая к ним тропинка. За счёт этого взгляд зрителя направляется в глубину, туда, где на скамейке сидит молодая женщина в светлом платье, фигура которой почти «растворилась» в пейзаже. Её задумчивый облик находится в гармонии с окружающей природой, пребывающей в «состоянии внутренней погружённости». Моделью для фигуры сидящей женщины послужила сестра-близнец художника — Вера Дмитриевна Хрущова (1844—1881, встречается также написание «Хрущёва»).
Фрагменты картины «Заросший пруд»
Последние заданные вопросы в категории Литература
Литература 15.12.2023 11:27 20 Нерсесьян Эрик
проследить, как и под влиянием каких факторов происходит пробуждение Обломова, изменяется его
Ответов: 2
Литература 15.12.2023 11:16 24 Ляпина Марина
Чому говорять що моріс де брасі не остаточно втратив поняття про лицарську честь
Ответов: 2
Литература 15.12.2023 11:07 26 Тиломуродов Сухроб
Есе на тему «Айвенго — справжній лицар» пожалуйста, как можно быстрее…
Ответов: 1
Литература 15.12.2023 11:03 11 Корейша Дмитрий
Сцени пов’язані з рабством «П’ятнадцяти річний капітан»
Ответов: 2
Литература 15.12.2023 10:41 28 Хан Токееш
Скласти кроссенс до роману Ю. Яновського «Майстер корабля>>
Ответов: 2
Литература 15.12.2023 10:16 11 Vtorushin Alex
Про які риси характеру Герди говорить той епізод, коли вона відмовляється залишитися жити в палаці?
Ответов: 1
Литература 15.12.2023 10:15 27 Дубля Даниил
Абетка персонажів 15річний капітан від А до Я
Ответов: 1
Литература 15.12.2023 10:00 14 Волков Михаил
До розділу, Театр корифеїв» скласти план. допоможіть будь ласка дуже срочно
Ответов: 2
Литература 15.12.2023 09:46 11 Астраханцева Александра
Назвати 8 проблем які підняв карпенко карий у комедії хазяїн Срочно!
Ответов: 2
Литература 15.12.2023 09:07 27 Волк Рома
Складіть сенкан до образів двох героїв роману айвенго
Ответов: 2
Настроение картины
Как уже было отмечено ранее, атмосфера картины Поленова «Заросший пруд» весьма спокойная и гармоничная. Величие природы, тишина, отсутствие суеты и теплые лучи солнца навевают мечтательное настроение. Взглянув на картину, сразу хочется оказаться по ту сторону произведения, присесть на берегу пруда и подумать о жизни.
Лирика картины Поленова «Заросший пруд» заключается в единении природы и души человека, в безмолвном диалоге и таинственности размышлений. Стоит отметить, что каждому русскому человеку близки мотивы этого произведения, так как таких живописных мест много и встречаются они практически в каждой деревне или городе.
Вариант 3 сочинения 6 и 5 класс.
В 1879 году великий русский художник Василий Дмитриевич Поленов нарисовал картину «Заросший пруд». И до сих пор она считается самой популярной работой этого автора. Больше всего в этой картине поражает удивительно точно переданная красота и умиротворенность первозданной природы. На мгновенье может показаться что ты сейчас находишься там: вдыхаешь свежий воздух, чувствуешь тепло от солнышка, слушаешь как поют птицы и наслаждаешься невероятной красотой этого места.
На переднем плане картины нарисован берег, покрытый молодой зеленой травкой и белыми цветочками. Рядом с ним нарисован водоем с темно-зеленой непрозрачной водой. Это старый пруд. А на его поверхности растут кувшинки с уже распустившимися цветами. Если приглядеться, то можно увидеть, как на гладкой поверхности воды как в зеркале отражаются камыши, деревья, мостик и даже голубое небо. Удивительно с какой точность автор передаёт красоту природы.
На заднем плане картины изображен другой берег. Он зарос камышом и к нему невозможно подойти. За ним нарисован густой и дремучий лес. Когда смотришь на него первое что бросается в глаза — это старый и могучий тополь который растет подальше от других деревьев. Рядом с тополем находиться мост. Он сделан очень умело и сразу видно человек, который, сделавший его мастер на все руки. Наверное, в те времена, когда в воде еще не росли кувшинки, а пруд был чистым и не заброшенным сюда приходили купаться дети и прыгали с этого моста. Единственным человеком, изображенным на картине, является девушка. Она сидит на скамейке, а в руках у нее раскрытая книга. Наверное, девушка захотела уединиться со своих мыслями и поэтому пришла в это заброшенное место. Или ей просто захотелось полюбоваться природой. А может быть, это место встречи для романтического свидания, и она кого-то ждет. В этом-то и прелесть этой картины каждый сам придумывает её описание.
Когда смотришь на картину «Заросший пруд» ты невольно начинаешь чувствовать спокойствие и умиротворение. Наверное, именно этого и добивался автор картины. И именно поэтому он так много использует зеленого цвета. Автор с помощью этой картины пытается показать свои чувства: восторг от пейзажа, любовь к природе, жажду к жизни.
Мне очень понравилась эта картина. Это именно та работа Поленова, на которую хочется смотреть часами. То с какой невероятной точностью автор передал красоту этого места и делает эту картину по особенному прекрасной.
6, 5 класс.
Василий Поленов, «Заросший пруд»: описание картины
Пруд, изображенный на полотне, наполнен умиротворением, спокойствием и загадочностью. Его частично поглотили водоросли и прекрасные, нежные белые кувшинки. На переднем плане видно, что берег зарос скромными полевыми цветами, на которые падает яркий солнечный свет сквозь могучие кроны деревьев. Недалеко от ближнего бережка нарисован старый деревянный мостик, ведущий к воде.
Дальний берег зарос высокой непролазной травой. Он не так ярко освещен солнцем, от чего выглядит более таинственно. На дальнем плане картины изображен Он выглядит очень темным, и кажется, что войдя в него, можно заблудиться.
Недалеко от пруда, возле леса на скамейке, расположилась женщина в светлом платье. По ее позе можно сделать вывод, что она решила уединиться и поразмышлять о своем прошлом или подумать о будущем
Важно, что находящаяся на картине женская фигура абсолютно не нарушает целостности природы, а лишь дополняет пейзаж
При долгом просмотре пейзажа можно представить, как в полночную пору на этом пруду тихонько, в ожидании заблудившихся прохожих, сидят русалки, опустившие свои хвосты в темный пруд, и неторопливо расчесывают длинные волосы.
Василий Поленов, «Заросший пруд»: описание картины
Пруд, изображенный на полотне, наполнен умиротворением, спокойствием и загадочностью. Его частично поглотили водоросли и прекрасные, нежные белые кувшинки. На переднем плане видно, что берег зарос скромными полевыми цветами, на которые падает яркий солнечный свет сквозь могучие кроны деревьев. Недалеко от ближнего бережка нарисован старый деревянный мостик, ведущий к воде.
Дальний берег зарос высокой непролазной травой. Он не так ярко освещен солнцем, от чего выглядит более таинственно. На дальнем плане картины изображен Он выглядит очень темным, и кажется, что войдя в него, можно заблудиться.
Недалеко от пруда, возле леса на скамейке, расположилась женщина в светлом платье. По ее позе можно сделать вывод, что она решила уединиться и поразмышлять о своем прошлом или подумать о будущем
Важно, что находящаяся на картине женская фигура абсолютно не нарушает целостности природы, а лишь дополняет пейзаж
При долгом просмотре пейзажа можно представить, как в полночную пору на этом пруду тихонько, в ожидании заблудившихся прохожих, сидят русалки, опустившие свои хвосты в темный пруд, и неторопливо расчесывают длинные волосы.
1 вариант сочинения описания
Картина В. Поленова «Заросший пруд» несёт в себе умиротворение, гармонию и спокойствие. При её создании художником были использованы тёмные тона, однако это не делает её мрачной, скорее, наоборот, живой и открытой. Больше всего на полотне присутствует зелёный цвет.
Но что же изображено на этой картине? Чем она так привлекает взор? Сюжет довольно прост. Старый пруд, с плавающими в нём лилиями и выходящим вперёд мостиком, к которому ведёт тропинка. Со всех сторон он окружён высокими, густыми и зелёными, кронами деревьев.
Но какой вывод можно сделать, рассуждая о изображённом на картине В. Поленова «Заросший пруд»? Какое время года хотел показать автор? Каков смысл данного полотна? Заманчиво поблёскивающий гладью вод пруд, так и манит к себе случайного прохожего. Судя по буйно цветущей зелени, можно сделать вывод, что сейчас самое начало лето или конец весны. Именно в эту пору природа достигает апогея своего расцвета. Скорее всего, это милый сердцу, спокойный, тихо шарудящий листвой, летний вечер. Картина русской природы, той самой, которая окружает нас с самого детства, близка каждому человеку и навевает ему глубокие рассуждения о жизни и наивные, романтические мечты о будущем.
Оценка специалистов
Картина «Заросший пруд» стала знаковой не только для русского искусства, но и для всего творчества Василия Поленова. Она позволила художнику раскрыть с максимальной силой свой талант лирического философа, который способен «говорить» с душой зрителя.
Написать хороший пейзаж – задача не слишком сложная. Написать пейзаж, который запомнится и будет вызывать определённые эмоции – это уже показатель гения. Как отмечает искусствовед Тамара Юрова:
Одна из более поздних версий картины Василия Дмитриевича Поленова «Заросший пруд», 1880 годМестонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Умиротворение, покой, красота и полное погружение в себя, ощущение совершенной гармонии с природой. Именно так можно сказать о картине «Заросший пруд», но это ощущал не только её автор Василий Поленов. Своими эмоциями он продолжает делиться с нами, зрителями. Поразительно, насколько безграничны возможности искусства: мы прекрасно понимаем, что говорит нам художник, живший более века тому назад.
Этюды и повторения
Заросший пруд (вариант-повторение, 1880, ГРМ)
Несколько этюдов для картины «Заросший пруд» были написаны Поленовым в 1877 году, когда он навещал своих родителей в деревне Петрушки под Киевом.
Поленов также написал уменьшенный вариант полотна «Заросший пруд» (1880, холст, масло, 44 × 64,5 см, Государственный Русский музей, Ж-4212), на котором изображена фигура стоящей женщины. Моделью для неё, так же как и для большого полотна, послужила Вера Хрущова. Этот вариант, ранее находившийся в собрании В. И. Дворищина, поступил в Государственный Русский музей в 1946 году через Ленинградскую государственную закупочную комиссию (ЛГЗК).
Другой вариант картины «Заросший пруд» (холст, масло, 30 × 58 см, Ж-293) хранится в Одесском художественном музее. По одним сведениям, он является авторским повторением, по другим — этюдом.
Ещё одно авторское повторение картины «Заросший пруд» хранится в частном собрании. Кроме этого, известно о существовании варианта под названием «Заросший прудик» (1880) из собрания московского коллекционера А. М. Колударова, который экспонировался на персональной выставке Поленова, проходившей в 1950 году в Москве.
История
В 1873—1876 годах Василий Поленов жил и работал в Париже, а затем вернулся в Россию. В 1876 году, присоединившись к русской добровольческой армии, принимавшей участие в Сербско-турецкой войне, он направился в район боевых действий, где создал ряд рисунков по мотивам своих батальных впечатлений. В июне 1877 года художник приехал в Москву и снял квартиру в Дурновском переулке близ Спаса на Песках — по-видимому, именно там летом того же года была начата работа над картинами «Московский дворик» и «Бабушкин сад».
5 июля 1877 года родители художника — Дмитрий Васильевич и Мария Алексеевна — пригласили его к себе на дачу, которая находилась в деревне Петрушки под Киевом. Во время поездки в Киевскую губернию — скорее всего, в августе — Поленов создал несколько этюдов, которые впоследствии были использованы им при работе над полотнами «Заросший пруд» и «Лето». Сентябрь 1877 года Поленов провёл в Ольшанке — имении его бабушки Веры Николаевны Воейковой, расположенном в Борисоглебском уезде Тамбовской губернии. Там им была написана небольшая картина «Пруд в парке. Ольшанка» (дерево, масло, 24 × 33,6 см, ГТГ, инв. 11149).
В конце 1877 — начале 1878 годов Поленов снова находился в районе боевых действий — на этот раз, на болгарском фронте Русско-турецкой войны, где он выполнял обязанности художника при штабе русской армии. После возвращения в Москву Поленов снял другую квартиру — в доме Олсуфьева на Девичьем поле в Хамовниках. Художник жил там с июля 1878 года по осень 1881 года, и именно там, начиная с лета 1878 года, он работал над полотном «Заросший пруд», завершив его создание в начале 1879 года.
23 февраля 1879 года в Санкт-Петербурге открылась 7-я выставка Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая работала до 25 марта, а затем переместилась в Москву, где продолжила свою работу 22 апреля. На петербургской части выставки картины «Заросший пруд» не было — в каталоге были упомянуты три другие картины Поленова — «Удильщики», «Бабушкин сад» и «Лето». Полотно «Заросший пруд» экспонировалось на московской части 7-й передвижной выставки, вместе с поленовскими картинами «Бабушкин сад», «Речка» и «Летнее утро» (неизвестно, было ли это альтернативное название для «Лета» или другое полотно). Художественный критик из «Московских ведомостей» писал, что в картине «Заросший пруд» Поленов проявил себя как романтик: «это не есть пруд „вообще“», у него есть «своя история», «это то, что у немцев называется Stimmungsbild, такие картины рассчитаны на то, чтобы дать вам, прежде всего, „настроение“, и составляют в живописи приблизительно то же самое, что в поэзии составляет „элегия“».
На следующий год картина «Заросший пруд» выставлялась на петербургской части 8-й передвижной выставки, открывшейся 6 марта 1880 года. Картина также входила в экспозицию Всероссийской промышленно-художественной выставки 1882 года, состоявшейся в Москве. В дальнейшем владельцами картины «Заросший пруд» были Е. А. Сапожникова и Я. И. Ачаркан. У последнего полотно было приобретено в 1928 году Третьяковской галереей.
Картина экспонировалась на ряде прочих выставок, в том числе на персональных выставках Поленова, состоявшихся в 1969 году в Ленинграде и в 1994—1995 годах в Москве и Санкт-Петербурге. В 1971—1972 годах полотно принимало участие в выставке «Пейзажная живопись передвижников» (Киев, Ленинград, Минск, Москва), приуроченной к столетию ТПХВ. С выставками картина побывала в ряде зарубежных городов — Белграде (1970), Бухаресте (1973), Варшаве (1973), Берлине (1976), Вашингтоне, Чикаго, Бостоне, Лос-Анджелесе (1986—1987), Кёльне, Цюрихе (1990) и Вуппертале (2005—2006). Полотно было одним из экспонатов юбилейной выставки к 175-летию со дня рождения Поленова, проходившей с октября 2019 года по февраль 2020 года в Новой Третьяковке на Крымском Валу.
В настоящее время картина «Заросший пруд» выставляется в зале № 35 основного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.
О работе:
Эта картина — шедевр Поленова-колориста, представляющий цельный философский образ быстротечного времени (и в этом смысле перекликающийся с написанным годом ранее «Бабушкиным садом»). Жанр работы можно определить как «повествовательный пейзаж». У неё довольно прихотливая история. В сущности, «Заросший пруд» представляет собой «сумму» нескольких впечатлений художника.
Писать картину Поленов начал ещё до своего отъезда на русско-турецкую войну. Лето 1877 года он провёл в деревне Петрушки под Киевом, где и создал этюд, послуживший её основой. Этюд пролежал «без движения» до осени 1878 года, когда художник переехал с Арбата на тогдашнюю московскую окраину, в Хамовники. Кстати, чуть позже, в 1882 году, по соседству обосновался Лев Толстой, купив ныне всем известную усадьбу. Имея в виду увлечение Поленова некоторыми толстовскими идеями (познакомились они, впрочем, значительно позже, в 1887 году), такая «топографическая» перекличка кажется пророческой. Здесь, в Хамовниках, художника поразила прелесть старого сада, и это настроение он привнёс в старый этюд, претворившийся в новую картину.
Картина, показанная в 1879 году на VII передвижной выставке, имела успех, а сама тема, открытая Поленовым, оказалась плодотворной — в частности, свой «Заросший пруд» написал ученик Поленова И. Левитан.
Этюды и повторения
Несколько этюдов для картины «Заросший пруд» были написаны Поленовым в 1877 году, когда он навещал своих родителей в деревне Петрушки под Киевом.
Поленов также написал уменьшенный вариант полотна «Заросший пруд» (1880, холст, масло, 44 × 64,5 см, Государственный Русский музей, инв. Ж-4212), на котором изображена фигура стоящей женщины. Моделью для неё, так же как и для большого полотна, послужила Вера Хрущова. Этот вариант, ранее находившийся в собрании В. И. Дворищина, поступил в Государственный Русский музей в 1946 году через Ленинградскую государственную закупочную комиссию (ЛГЗК).
Другой вариант картины «Заросший пруд» (холст, масло, 30 × 58 см, инв. Ж-293) хранится в Одесском художественном музее. По одним сведениям, он является авторским повторением, по другим — этюдом.
Ещё одно авторское повторение картины «Заросший пруд» хранится в частном собрании. Кроме этого, известно о существовании варианта под названием «Заросший прудик» (1880) из собрания московского коллекционера А. М. Колударова, который экспонировался на персональной выставке Поленова, проходившей в 1950 году в Москве.