Тёма и жучка

Краткое содержание тёма и жучка гарин-михайловский

Краткое содержание для читательского дневника

1) Однажды утром сердце Темы «возликовало» от зрелища распустившегося папиного цветка – мальчик решил поцеловать цветок и сломал его.

2) Наказание было таким жестоким и обидным, что ребенок укусил отцовскую руку.

3) В поисках собачки Жучки Тема залез в колодец и заболел, а когда окреп, пришло время отправляться на учебу в гимназию.

4) Жизнь здесь была несладкой: над Темой издевался одноклассник Вахнов, ему не верили учителя.

5) В результате способный мальчик не сумел преодолеть экзамены, однако родители сумели договориться с директором гимназии о пересдаче.

6) Вскоре после отличной сдачи экзаменов у Артемия закончилось детство: заболел и умер отец.

Вариант 3

Василиса Карповна — молодая женщина, 26 лет, жена Михаила Ивановича Костылева, владельца ночлежки. Она характеризуется как жестокая и мстительная женщина. Отношения между Василисой и ее мужем можно описать как ненавистные. Михаил Иванович ненавидит свою жену и обвиняет ее во всех бедах своей жизни. Его слова полны гнева и обиды: «Ты подонок, старый… Кто – кроме черта – тебя любит?..» Также Василиса не любит своего мужа и часто заявляет о своем негодовании: «Я испорчу свою жизнь из-за такой сволочи…» Василиса даже говорит о своем желании избавиться от мужа: «Освободи меня… от мужа! Сними эту петлю с меня…» И вместо того, чтобы заботиться о своей семье, Василиса совершает кражу и обвиняет своего мужа в содействии: «Будешь думать, что я промолчу перед следователем? Жди, пока волк наберет силы! Они спросят: кто подстрекал меня к краже и показал место? Мишка Костылев и его жена! Кто утащил краденое? Мишка Костылев и его жена!» Василиса также предлагает своего мужа взять деньги и убежать вместе со своей любовницей: «Жди… как это? Зачем? Василиса. Освободи меня… от мужа! Сними эту петлю с меня… Пепел. Есть что-то! Вот это-то! Ну, так что же? Ты изобрел все это коварно… муж, значит, в гробу, любовник – в каторге, а сама… Василиса. Вася! Почему – каторга? Ты не сам… принимать других товарищей! А если и примешь, кому известно будет? Наталье… подумай! Деньги будут… ты уедешь куда-нибудь… мне навсегда отпустить… И что моей сестре рядом не будет – это ей будет хорошо.» Василису описывают как женщину, в которой есть много жестокости: «Она не хорошо жить… эта сестра твоя… дьявольская характерка!» Такие слова она слышит от окружающих, и это свидетельствует о том, что она на самом деле является грубой и жестокой женщиной. Василиса также может быть хитрой и умелой, как это видно из слов Насти: «Василиса – получится! Она хитра.» Но несмотря на это, она не обладает душой, как заметил Лука: «…и у меня с тобой никогда не было души… И проживал с тобой и все… и тебя… Настя и Квашня очень страдают из-за жестокости Василисы: «Ты ужасный человек! Твоя жена превратилась от твоих злодеяний…» Василиса также жестока и по отношению к своей младшей сестре: «Потребность твоя в деньгах, в богатствах – убьют тебя пыткой… Василиса. Абрам! Позвони… Василиса… убивай Наташу… позови!» Никто не заботится о Василисе и даже не пытается заступиться за нее, как можно видеть из слов Тамбовницы: «Женщина… ядовитая гадюка…» В результате Василиса оказывается в тюрьме, а ее благополучие разрушается. Вместе с тем, Василиса проходит через много испытаний и становится слабее и уязвимее. Василиса постепенно начинает сомневаться в себе и своей жизни: «Мне… уже устало? И ты…». Оказавшись одна в тюрьме, она осознает, что она никогда не любила своего мужа: «…и я никогда тебя не любила… И жила с тобой – и все… и никогда тебя не любила…» Конечно, Василиса не оправдывает себя и признает свою вину: «Я… мне не нужно оправдываться… я – Василиса – должна опускаться… Опущу! Значит, ей хотелось… она меня уговорила убить своего мужа… уговорила!» Заключением можно сказать, что Василиса Карповна — сложный персонаж пьесы «На дне», имеющий свои негативные качества и достоинства.

Мне нравится3.5 k.Не нравится2.1 k.

Николай Гарин-Михайловский: Тёма и Жучка

Николай Гарин-Михайловский

Тёма и Жучка

Ночь. Тёма спит нервно и возбужденно…

Неясный полусвет ночника слабо освещает четыре детские кроватки и пятую большую, на которой сидит теперь няня в одной рубахе, с выпущенной косой, сидит и сонно качает маленькую Аню.

— Няня, где Жучка? — спрашивает Тёма.

— И-и, — отвечает няня. — Жучку в старый колодец бросил какой-то ирод. — И, помолчав, прибавляет: — Хоть бы убил сперва, а то так, живьем… Весь день, говорят, визжала, сердечная…

Тёме живо представляется старый, заброшенный колодец в углу сада, давно превращенный в свал всяких нечистот, представляется скользящее жидкое дно его, которое иногда с Иоськой они любили освещать, бросая туда зажженную бумагу.

— Кто бросил? — спрашивает Тёма.

— Да ведь кто? Разве скажет!

Тёма с ужасом вслушивается в слова няни. Мысли роем теснятся в его голове, у него мелькает масса планов, как спасти Жучку, он переходит от одного невероятного проекта к другому и незаметно для себя снова засыпает. Он просыпается опять от какого-то толчка среди прерванного сна, в котором он все вытаскивал Жучку какой-то длинной петлей.

Но Жучка все обрывалась, пока он не решил сам лезть за нею

Тёма совершенно явственно помнит, как он привязал веревку к столбу и, держась за эту веревку, начал осторожно спускаться по срубу вниз; он уже добрался до половины, когда ноги его вдруг соскользнули и он стремглав полетел на дно вонючего колодца

Он проснулся от этого падения и опять вздрогнул, когда вспомнил впечатление падения.

Сон с поразительной ясностью стоял перед ним. Через ставни слабо брезжил начинающийся рассвет.

Одевшись, Тёма подошел к няниной постели, поднял лежавшую на полу коробочку с серными спичками, взял горсть их к себе в карман, на цыпочках прошел через детскую и вышел в столовую. Благодаря стеклянной двери на террасу здесь было уже порядочно светло.

В столовой царил обычный утренний беспорядок: на столе стоял холодный самовар, грязные стаканы, чашки, валялись на скатерти куски хлеба, стояло холодное блюдо жаркого с застывшим белым жиром.
Тёма подошел к отдельному столику, на котором лежала кипа газет, осторожно выдернул из середины несколько номеров, на цыпочках подошел к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, повернул ключ, нажал ручку и вышел на террасу.
Его обдало свежей сыростью рассвета.

День только что начинался. По бледному голубому небу там и сям, точно клочьями, повисли мохнатые, пушистые облака. Над садом легкой дымкой стоял туман. На террасе было пусто, и только платок матери одиноко валялся, забытый на скамейке…

Он спустился по ступенькам террасы в сад. В саду царил такой же беспорядок вчерашнего дня, как и в столовой. Цветы с слепившимися перевернутыми листьями, как их прибил вчера дождь, пригнулись к грязной земле. Мокрые желтые дорожки говорили о силе вчерашних потоков. Деревья с опрокинутой ветром листвой так и остались наклоненными, точно забывшись в сладком предрассветном сне.

Тёма пошел по главной аллее, потому что в каретнике надо было взять для петли вожжи. Что касается до жердей, то он решил выдернуть их из беседки…

Каретник оказался запертым, но Тёма знал и без замка ход в него: он пригнулся к земле и подлез в подрытую собаками подворотню. Очутившись в сарае, он взял двое вожжей и захватил на всякий случай длинную веревку, служившую для просушки белья.

При взгляде на фонарь он подумал, что будет удобнее осветить колодец фонарем, чем бумагой, потому что горящая бумага может упасть на Жучку — обжечь ее.

Выбравшись из сарая, Тёма избрал кратчайший путь к беседке — перелез прямо через стену, отделявшую черный двор от сада. Он взял в зубы фонарь, намотал на шею вожжи, подвязался веревкой и полез на стену. Он мастер был лазить, но сегодня трудно было взбираться: в голову точно стучали два молотка, и он едва не упал.

Взобравшись наверх, он на мгновение присел, тяжело дыша, потом свесил ноги и наклонился, чтобы выбрать место, куда прыгнуть. Он увидел под собой сплошные виноградные кусты и только теперь спохватился, что его всего забрызгает, когда он попадет в свеженамоченную листву.

Тем не менее это его не спасло от брызг, так как надо было пробираться между сплошными кустами виноградника, и он вышел на дорожку совершенно мокрый.

Эта холодная ванна мгновенно освежила его, и он почувствовал себя настолько бодрым и здоровым, что пустился рысью к беседке, взобрался проворно на горку, выдернул несколько самых длинных прутьев и большими шагами по откосу горы спустился вниз…

Читать дальше

Анализ персонажа Василисы в пьесе «На дне» (М. Горький)

Внешний облик и характер

Персонаж Василисы описывается как женщина средних лет, одетая в лохмотья. Ее худощавое тело и высокий рост придают ей несколько странную внешность. Внешний вид Василисы несет в себе оттенки отчаяния и утраты надежды.

Характер Василисы формируется под влиянием жизненных обстоятельств и тяжелого положения, в котором она находится. Она груба и нетерпелива, но одновременно чувствительна и благородна душой. Василиса является одним из немногих персонажей, которые сохраняют свою человечность в таких тяжелых условиях.

Отношения с другими персонажами

Василиса не имеет некоторых органов, что заставляет ее часто страдать и ограничивает ее возможности. Она постоянно подвергается унижению и насмешкам со стороны других персонажей, однако она не теряет свою способность к состраданию и эмпатии.

Василиса дружит с Луначарским, который является единственным человеком, способным понять и поддержать ее в сложной жизненной ситуации

Она проявляет внимание и интерес к другим персонажам, но отстраненна и скрытна в отношении своих переживаний

Символическое значение

Василиса представляет собой символ бедности и обездоленности, олицетворяя слабых и угнетенных людей в обществе. Ее судьба глубоко символична и отражает главную тему пьесы М. Горького — противоречия между бедными и богатыми, презрениям и милосердию. Василиса дает надежду на то, что есть возможность сохранить человечность и духовную ценность в тяжелых условиях жизни.

Василиса Карповна в пьесе «На дне» Горького

26-летняя Василиса Карповна Костылева является женой 54-летнего господина Костылева, хозяина ночлежки для бедных:

Известно, что Василиса Карповна — красивая женщина:

Василиса состоит в браке с Костылевым уже 4 года. Она несчастлива с мужем, которого называет «клопом» и «ядом»:

У Василисы есть младшая сестра, 20-летняя Наташа:

У Василисы и Наташи есть дядя, 50-летний полицейский Абрам Медведев:

По мнению Васьки Пепла, Василиса — умная и ловкая женщина:

По словам Насти, Василиса является хитрой женщиной:

Василиса считает себя прямым человеком:

Василиса Карповна — гордая женщина, которая не любит просить милостыню (в частности она не склонна просить мужчину быть с ней):

По мнению Бубнова, Василиса Карповна — «лютая баба» (то есть жестокая, суровая):

По словам Луки, Василиса — неласковая, серьезная женщина:

По мнению Луки, Василиса является «ядовитой гадюкой», «дьяволицей», «зверем злым»:

По мнению Барона, у Василисы Карповны дьявольский характер:

По мнению Васьки Пепла, Василиса — бездушная женщина:

Васька Пепел считает Василису зверем:

По мнению Васьки Пепла, Василиса Карповна — жадная до денег и развратная женщина:

Василиса жестоко обращается со своей сестрой Наташей и бьет ее. Кроме того, Василиса также позволяет мужу издеваться над бедной девушкой:

Известно, что замужная Василиса в течение некоторого времени состояла в любовных отношениях с вором Васькой Пеплом, но в начале пьесы мы узнаем, что Пепел разрывает эти отношения:

Расставшись с Василисой, Васька Пепел начинает открыто ухаживать за ее сестрой Наташей. Василиса не может пережить этого и вымещает свою злобу на сестре, избивая ее:

После разрыва с Пеплом Василиса предлагает ему страшную сделку — избавить ее от ненавистного мужа и взамен получить Наташу. Васька отказывается участвовать в этом преступлении:

Однажды в драке Васька Пепел ударяет Костылева, после чего тот тут же умирает:

Когда Ваську Пепла арестовывают, он сообщает полиции о том, что Василиса имела преступный замысел и хотела избавиться от мужа. В результате Василиса также оказывается в тюрьме:

О дальнейшей судьбе Василисы Карповны ничего не известно. Возможно, каким-то образом ей все-таки удается уйти от ответственности и выйти на свободу.

Такова цитатная характеристика Василисы Карповны Костылевой в пьесе «На дне» Горького: образ, описание героини в цитатах.

— Все материалы по пьесе «На дне» — Все материалы по творчеству Горького

Вариант 2

В пьесе На дне Горького одним из главных персонажей является Василиса. Она – бывшая проститутка, которая живет вместе с своим мужем Михайлом Ивановичем. Василиса – женщина с тяжелой судьбой, которая не раз сталкивалась с жестокостью и несправедливостью. Она не жалуется на свою жизнь, но и не смирилась с ней. Василиса – сильный и независимый человек, который не боится бороться за свою жизнь.

Василиса – одна из немногих персонажей, которая не пьет и не употребляет наркотики. Она пытается сохранить свое достоинство и не погрузиться в бездну отчаяния. Василиса не считает себя лучше других, но и не смиряется с тем, что ее жизнь такая, какая есть. Она мечтает о лучшей жизни и готова бороться за нее.

Василиса – женщина с большим сердцем. Она не оставляет своих друзей в беде и готова помочь им в любой ситуации. Она не боится рисковать и идти на конфликт, если это нужно для защиты своих близких. Василиса – настоящая героиня, которая не сдастся никогда.

Василиса – женщина, которая не забыла, что такое любовь. Она любит своего мужа Михайлу Ивановича и готова идти с ним до конца. Она не смотрит на его недостатки и не судит его за прошлое. Василиса – настоящая женщина, которая умеет прощать и любить.

Василиса – символ надежды и веры в лучшее будущее. Она не сдастся и не потеряет надежду на лучшее. Она готова бороться за свою жизнь и за жизнь своих близких. Василиса – настоящая героиня, которая заслуживает уважения и восхищения.

Василиса – женщина, которая не боится говорить правду в глаза. Она не скрывает своих чувств и эмоций, а открыто выражает свое мнение. Василиса – настоящая лидерша, которая умеет вести людей за собой.

Василиса – женщина, которая не боится бороться за свои права. Она не смиряется с тем, что ее жизнь такая, какая есть, а готова бороться за свое будущее. Василиса – настоящая борец за справедливость, которая не остановится ни перед чем.

Василиса – женщина, которая не забыла, что такое дружба. Она ценит своих друзей и готова помочь им в любой ситуации. Василиса – настоящая подруга, которая не бросит своих близких в беде.

Василиса – женщина, которая не боится изменить свою жизнь. Она готова рискнуть и пойти на новые свершения, если это нужно для ее счастья. Василиса – настоящая победительница, которая не боится перемен.

Василиса – женщина, которая не забыла, что такое человечность. Она не судит людей по внешности и не презирает их за их прошлое. Василиса – настоящая героиня, которая умеет прощать и помогать людям.

Образная система пьесы в решении конфликта «На дне»

Обитатели ночлежки — представители два жизни, бродяги, которые выброшены обществом на дно и которые обществу не нужны.

Горький показывает, что люди оказываются на дне разными путями:

  • Сатин — после тюрьмы,
  • Актер спился,
  • Клещ из-за болезни жены,
  • Барон разорился,
  • Пепел потому, что он потомственный вор.

Причины, приведшие людей к такому состоянию, не утратили своей актуальности. Таким образом, причины конфликта этих людей и действительности различны.

По-разному относятся обитатели ночлежки к своему положению, к тому, что сама действительность такова, что выталкивает их на дно и держит там. Одни примирились с действительностью:

Бубнов

  • Наташа (мечты заменяют реальную жизнь),
  • Барон (жизнь заменена воспоминаниями о прошлом).

Другие тяжело переживают свое состояние, надеются или мечтают изменить ее (Наташа, Пепел, Актер).

Но ни первые, ни вторые не знают, как можно вырваться отсюда. Современное прочтение пьесы позволяет сказать, что отношение человека к своему положению определяет его отношение к действительности.

Поэтому очень важна третья группа героев — Сатин и Лука,- именно они как бы знают, что надо делать. Смысл образов Сатина и Луки и в том, что здесь образуется еще

один конфликт — конфликт между истиной и состраданием, между правдой и ложью во спасение.

Характеристика Василисы другими героями

Васька Пепел

Пепел признаёт красоту Василисы.

Васька Пепел считает, что Василиса — жестокая, бездушная женщина, не способная облагородить мужчину.

Пепел считает, что Василиса умная и очень ловкая женщина.

Пепел знает, что Василиса обладает жестоким, звериным нравом.

Васька Пепел понимает, что Василиса — очень меркантильная, жадная и развратная женщина.

Подробная характеристика Васьки Пепла

Бубнов знает, что Василиса на редкость жестокая женщина.

Подробная характеристика Бубнова

Лука считает Василису злой, подлой, жестокой и безнравственной женщиной.

Подробная характеристика Луки

Настя

Настя пытается объяснить лютый нрав Василисы неудачной семейной жизнью с мужем-тираном.

Настя признает, что Василиса — очень хитрая женщина.

Подробная характеристика Насти

О книге

Нельзя не согласиться с тем, что детская пора – это то время, которое наполнено приключениями и яркими эмоциями. Это период, который дает основу для развития и представление обо всем, что тебя окружает

Литература для детей дает самое важное: через дух приключений дети учатся тому, что такое добро и зло, что идет во благо, а что нет

Важное место в литературе жанра детская художественная литература занимает книга «Тёма и Жучка» Гарин-Михайловский Николай Георгиевич. Произведение наполнено атмосферой детства, теплой и чарующей, которая так важна в этом возрасте. Это как раз то произведение, которое с удовольствием прочитают или услышат от своих родителей дети

Это как раз то произведение, которое с удовольствием прочитают или услышат от своих родителей дети.

Интерпретация роли актрисами

В пьесе «На дне» Максима Горького роль бывшей зажиточной барышни Василисы Никитичны Раскольниковой, оказавшейся на дне общества, является очень сложной и глубокой. Несмотря на то, что героиня не является главной, все ее поступки и речи оставляют на зрителя глубокое впечатление.

Роль Василисы Никитичны была играна многими актрисами, и каждая из них вносила в образ свои нюансы и трактовку. Некоторые актрисы подчеркивали ее грусть и отчаяние, другие — цинизм и разочарование в жизни.

Однако, несмотря на все различия в интерпретации, все актрисы, игравшие Василису, отображали ее страдания формирования истинного понимания смысла жизни. В роли Василисы, актрисы часто основывались на своих жизненных опытах, чтобы показать подлинность и глубину своих переживаний, которые переносят на персонажа.

Интерпретация каждой актрисы оказывала значительное влияние на общее восприятие роли Василисы, и одна и та же роль могла выглядеть совершенно по-разному в разных постановках. Однако, несмотря на это, оружие Василисы оставалось неизменным — это ее проницательность и умение высказываться по существу.

Смерть отца

Экзамены Тема не сдал. От сильной обиды, что родители относились к его мечтам пренебрежительно, он захотел отравиться. Однако его успели спасти и пообещали больше не вспоминать о былых неудачах. По просьбе мамы директор гимназии допустил мальчика к пересдаче всех предметов. С экзаменами он справился просто блестяще. Даже строгие преподаватели похвалили его.

Когда мальчик учился в 3 классе, то его папа очень сильно заболел. В последний месяц жизни он хотел побольше уделить внимания собственной семье.

Офицер рассказывал детям различные увлекательные истории из своей военной службы. В эти моменты он был ласков с окружающими и внимателен к супруге. Прощаясь с родителем, герой пообещал ему, что проживет жизнь честным человеком.

Если внимательно прочитать произведение «Детство Темы», то можно составить такой план пересказа сюжета книги:

  • способы воспитания мальчика и неприятный случай с цветком;
  • спасение питомца из колодца и сильное заболевание;
  • поступление в гимназию и приятельские отношения с Ивановым;
  • предательство героя и дружба с одноклассниками;
  • провал экзаменов и исправление оценок;
  • последний месяц жизни отца и его смерть.

В этом повествовании подробно описана тонкая детская психология, которую зачастую не понимают многие родители. Необходимо знать, что происходит в душе ребенка. Писатель смог рассказать о переломном моменте и процессе социализации героя, когда тот поступил в гимназию.

https://www.youtube.com/watch?v=JkCfpcAzCEYhttps ://www.youtube.com/watch?v=-Do7uIhJuO4

/ Сочинения / Горький М. / На дне / Пьеса «На дне» М.Горького как философская драма

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

В основе пьесы «На дне» любовная интрига, укладывающаяся в два любовных треугольника «Пепел — Василиса-Наташа», «Пепел-Василиса-Костылев». Ее развитие приводит к тому, что Пепел убивает Костылева и оказывается в тюрьме, Наташа, покалеченная Василисой, попадает в больницу, а Василиса становится полновластной хозяйкой ночлежки.

Но своеобразие пьесы в том, что не любовный является определяющим. Большинство героев не причастны к развитию любовного сюжета, да и он сам занимает как бы вторичное положение по отношению к тому, что изображает Горький.

На первое место здесь выступает социальный конфликт между хозяевами жизни, Костылевыми, и обитателями ночлежки. А еще шире между российской действительностью и судьбами людей, которые оказались выброшенными из активной жизни на дно.

Социальный конфликт произведения был воспринят современниками как призыв к революции, к кардинальному изменению жизни. Именно конфликт пьесы делал ее революционной — это столкновение между действительностью и жизнью людей ночлежки. Но самое интересное в том, что и теперь пьеса не потеряла своего современного (общечеловеческого) звучания, просто у современного зрителя и читателя сменились акценты.

Значение имени Василиса в контексте пьесы

Имя Василиса в пьесе М

Горького «На дне» имеет важное символическое значение. Василиса, как и имя ее матери Настасья, происходит от греческого слова «анастасия», что означает «воскрешение»

Имя Василиса также происходит от слова «василиск», что в древнегреческой мифологии означало змею или ящерицу, способную убивать взглядом или ядом.

В пьесе Василиса является символом жизненной силы, надежды и возможности изменения ситуации. Она трудится как мужчина, зарабатывая на жизнь, и не теряет своей уверенности в будущем. В то же время, имя Василиса может отражать и силу зла, которое присуще другим персонажам пьесы. Она живет в заброшенном склепе, окруженная тьмой и бедностью, все это символизирует то, что Василиса тоже способна стать змеей и опуститься до уровня других героев.

Имя Василиса также ассоциируется с христианской религией. В православной традиции, имя Василиса отсылает к святому Василию Великому, которого часто изображают со змеей у ног. Это символизирует его победу над змеем — источником зла и греха. Таким образом, имя Василиса также может подчеркивать ее возможность найти путь к спасению и искуплению.

Популярные сегодня темы

Образ Василисы в пьесе Горького предстаёт перед читателем в не самом хорошем свете. Она является молодой замужней девушкой 26 лет. Женственность, мягкость, душевное тепло — всё это не про неё.

Манилов – мужчина средних лет, у которого есть немалое хозяйство, с которым он управляется недостаточно хорошо и умело, отдавая всё управление на своего слугу.

Великий художник-пейзажист И. И. Шишкин написал картину “Зима в лесу” в 1877 году. На картине художник изобразил красоту леса в зимний период. Перед глазами зрителя раскинулось настоящее снежное царство.

В современном мире сложно отрицать положительное влияние технического прогресса на человека. Роботы и всякого рода техника облегчает жизнь, превращает каждодневный труд в приятное времяпрепровождение

Евгений – выходец из обедневшей дворянской семьи, подающий надежды врач, высокообразованный, увлеченный научными опытами. Его внешность и нарочитая небрежность в общении не вызывают симпатии. Он грубоват в общении и манерами скорее мужик, чем барин, любит хорошо поесть и много выпить. Узколицый, с угловатыми скулами, длинной копной волос, неопрятного вида молодой человек. Ему чужды приличия и манерность светского общества, в людях ценит умение приносить пользу обществу, сам очень деятелен, встает рано, много работает.

Сторонник нигилистов, Базаров искренне сочувствует бедственному положению народа, но при этом нетерпим к их невежеству.

В силу своих убеждений Евгений склонен категорично все отрицать. Для него значимо лишь материальное, духовное же безжалостно отвергается. Молодой человек приемлет все то, что может приносить пользу, остальное презирает.

Образ Базарова олицетворяет молодежь того времени, охваченную идеей народничества. Молодые люди погружались в атмосферу крестьянской жизни, несли просвещение простому люду. Такими благородными порывами охвачен и Евгений.

Полная противоположность Базарову — Павел Петрович Кирсанов, типичный представитель аристократического сословия середины девятнадцатого века. В романе он предстает уже, будучи не молодым, отставным офицером. Баловень судьбы, любитель женщин, ведущий бурную светскую жизнь, сам стал жертвой роковой красавицы. Потеряв голову от любви, он какое-то время колесит по Европе за своей возлюбленной, а после ее смерти, возвращается в родовое имение, сознательно сделавшись затворником.

Он все еще сохраняет остатки былой привлекательности, все также строен, изысканно одет, надушен дорогим одеколоном. Даже походка Кирсанова медленная, степенная, передает его внутреннюю уверенность и высокое чувство собственного достоинства.

Павел Петрович приверженец либерализма, свято верит в монархический строй и движущую силу дворянства. Он пытается наладить хозяйство имения по-новому, считает своим достижением, что крестьян за провинность не секут. Несмотря на кажущуюся обеспокоенность жизнью народа, он чрезвычайно далек от него.

Базаров и Кирсанов два представителя разных поколений, непримиримы в своем споре. Дуэль между героями лишь доказывает, что будущее за прогрессивными взглядами просвещенной молодежи.

Аргументы к итоговому сочинению из пьесы Горького «На дне» .Мечта и реальность, Доброта и жестокость. Месть и великодушие

 Лука (мечта)-дарит жителям ночлежки мечту, строит «воздушные замки», его мечты являются бесплотными фантазиями,обещает примирение с действительностью, не помогает им физически, дает веру в то, что это возможно, оставляет тех, кто ему поверил, без надежды, когда покидает ночлежку.

 Лука (доброта) Считает, что люди должны быть добры друг к другу, жалеет всех, но не помогает. «Добрый, жалостливый», не говорит людям правду, позволяя мечтать о фантастическом, врет о «бесплатной лечебнице» Актеру, чем косвенно и убивает его, когда правда вскрывается.

Его стремление искоренить зло ничем не подкреплено, не действует во имя добра.

Сатин (отсутствие мечты, реалист) — не мечтает, считает себя мертвым человеком, говорит всем правду, какой бы неприятной она ни была,  не любит работать, ценит удовольствия, не способен на действия ради мечты, не ставит целей, вступает в конфронтацию с Лукой.

Василиса Карповна Костылева (жестокость)– жестокая и бездушная женщина, издевается над сестрой, мечтает о смерти мужа, чего и добивается, оказывается в тюрьме.

Настя (мечта) – мечтательная, впечатлительная девушка, любит читать романы, фантазирует, часто принимает желаемое за действительно и сама верит в свою выдумку. Ее мечты – это попытка уйти от жестокой реальности, часто врет. Обитатели ночлежки либо смеются над ней, либо жалеют. Мечтает покинуть ночлежку и изменить свою жизнь,но не действует.

««Ненаглядная, говорит, моя любовь! Родители, говорит, согласия своего не дают, чтобы я венчался с тобой… и грозят меня навеки проклясть за любовь к тебе. Ну и должен, говорит, я от этого лишить себя жизни…» А леворверт у него – агромадный и заряжен десятью пулями… «Прощай, говорит, любезная подруга моего сердца! – решился я бесповоротно… жить без тебя – никак не могу». И отвечала я ему: «Незабвенный друг мой… Рауль…»»  «И вот – отвечаю я ему: «Радость жизни моей! Месяц ты мой ясный! И мне без тебя тоже вовсе невозможно жить на свете… потому как люблю я тебя безумно и буду любить, пока сердце бьется во груди моей! Но, говорю, не лишай себя молодой твоей жизни… как нужна она дорогим твоим родителям, для которых ты – вся их радость… Брось меня! Пусть лучше я пропаду… от тоски по тебе, жизнь моя… я – одна… я – таковская! Пускай уж я… погибаю, – всё равно! Я – никуда не гожусь… и нет мне ничего… нет ничего…» (Закрывает лицо руками и беззвучно плачет.)»  

Наташа (мечта) – мечтатель, мечтает о том, что кто-то придет и заберет ее из ада, в отличие от Насти, понимает, что это выдумка и этому не суждено осуществиться.

Наташа (доброта)  — добрый, небезразличный человек, жалеет умирающую жену Клеща, советуя ему быть поласковее, в конце произведения исчезает.

Васька Пепел (доброта, мечта) – незлой человек, не любит Клеща за его злобу, считает, что нужно жить так, чтобы самому себя уважать.

Хочет отказаться от воровской жизни, жалеет Наташу, даже предлагает ей вместе уехать в Сибирь и начать новую жизнь. Отказывается от участия в преступлении (не хочет убивать мужа Василисы).

Его мечтам о другой жизни не суждено осуществиться, он попадает в тюрьму за случайное убийство Костылева.

Месть: Пепел мстит Василисе за ее злобу, за то, что попадает в тюрьму (рассказывает о ее участии в преступлении, хотя она только планировала это сделать)

Клещ (жестокость, злость) – злой, жестокий человек, не проявляет заботы даже по отношению к умирающей жене. До болезни он относился к ней не лучше: бил и унижал. Жители ночлежки считают его «злыднем», «нечистым духом». 

Клещ и мечта: мечтает вырваться из нищеты, жить в лучших условиях, так и остается жить в ночлежке, ничего не делает.

Актер (мечта) – когда-то играл в театр, но из-за пьянства его выгнали, считает, что его жизнь кончена, не мечтает до появления Луки, который вселяет в него надежду, лжет ему о «бесплатной больнице». На какое-то время Актер даже перестает пить, чтобы скопить денег на билет, когда узнает, что его мечта не может осуществиться, кончает жизнь самоубийством.

Барон (мечта) – мечтает о прошлом, считает, что в жизни нет ничего хорошего, все хорошее- в прошлом. не заглядывает в будущее, оторван от реальности, в его голове туман, ни о чем не рассуждает.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: