«падение души человеческой в рассказе а. п. чехова «ионыч».»

«падение души человеческой в рассказе а. п. чехова «ионыч».»

Деградация Дмитрия Старцева (по рассказу Ионыч Чехова) сочинение

На примере главного героя рассказа «Ионыч», доктора Дмитрия Старцева, Антон Павлович Чехов демонстрирует читателям печальный пример моральной деградации человека и его полнейшего духовного опустошения, причем данная тема всегда была и остается актуальной и в классической, и в современной литературе. Первоначально Дмитрий Ионыч предстает в качестве искренне увлеченного своим делом земского врача, который только начинает работать в одном из небольших уездных городов.

Дмитрию приносит подлинную радость возможность помочь людям, к тому же молодой человек прекрасно отличает тех, кто действительно обладает обширным внутренним миром, от лиц, за привлекательным внешним обликом и приятными манерами которых скрывается пустота. Вскоре после приезда к месту службы Старцев знакомится с известным в городе дворянским семейством Туркиных, доктору весьма интересно, что же на самом деле представляют собой люди, которых окружающие с восторгом называют «талантливыми».

Юная Екатерина Ивановна, дочь хозяев дома, сразу же вызывает у Дмитрия Ионыча несомненную симпатию, при этом Катя прекрасно и с огромным увлечением играет на рояле, что также нравится Старцеву. Доктор влюбляется в эту девушку, но сама Котик, как иногда именуют Екатерину отец и мать, не воспринимает чувства врача всерьез.

Катя без всякого стеснения разыгрывает Дмитрия, приглашая его на свидание на городском кладбище. Екатерина Ивановна даже не собирается туда приходить, тогда как молодой доктор долго бродит среди могил, размышляя о вечной жизни. Дмитрий Ионыч прощает возлюбленной ее поступок и даже предлагает девушке стать его женой, что свидетельствует о мягкости характера мужчины и его добросердечии.

Однако Котик отказывает Старцеву, подчеркивая, что стремится посвятить себя искусству и учиться в консерватории, чего она никак не сможет сделать, если обзаведется семьей. Разрыв с Екатериной становится для Дмитрия первым шагом на пути к постепенной деградации. Врач отныне полностью посвящает время и силы работе, но уже не ради благой цели спасения больных, а ради того, чтобы как следует себя обеспечивать. Отношение Старцева к пациентам также становится иным, теперь он вполне способен повысить голос на страдающего человека или употребить в разговоре с больным оскорбительные и грубые слова.

Внутренние перемены явственно отражаются и на внешнем виде доктора. Дмитрий Ионыч неуклонно полнеет, у него развивается одышка, он передвигается с несомненным трудом, невзирая на то, что мужчина еще достаточно молод. К тому же и голос врача становится слишком тонким, что автор объясняет развивающимся у Старцева ожирением.

Доктора, который постоянно пребывает в угрюмом и мрачном настроении, окружающие теперь чаще всего называют Ионычем. По мнению писателя, врач на самом деле заслуживает столь уничижительного прозвища из-за своего высокомерного и презрительного отношения к другим людям. Именно таким человеком Дмитрий вновь предстает перед Екатериной, желающей возобновить отношения, и признание молодой женщиной своих ошибок оставляет его совершенно равнодушным.

При чтении рассказа нельзя не задуматься о том, как пережитая внутренняя травма целиком и полностью меняет человека, что произошло с одаренным врачом Дмитрием Старцевым. Выбранные персонажем этого произведения жизненные ориентиры и ценности в итоге уничтожили его самого, его талант и прекрасные душевные качества.

Сюжет произведения

Сюжет произведения начинается с описания губернского города С., в котором, по версии исследователей творчества А.П. Чехова, легко узнается родной город писателя Таганрог. Автор знакомит читателя с самой образованной и талантливой (по мнению обывателей) семьей Туркиных.

В этот же город приезжает на службу молодой земский врач Дмитрий Ионович Старцев. Он пока еще полон надежд и энергии, увлечен своей работой, ему нравится помогать людям. По настоятельным рекомендациям местных жителей он знакомится с семейством Туркиных, которые охотно принимают у себя гостей и считаются самыми интеллигентными и талантливыми во всем городе.

Вопреки ожиданиям они не производят на главного героя должного впечатления. Иван Петрович, глава семейства, практикуется в остроумии, сочиняя собственные словечки, плоские шутки, каламбуры. Обычно он повторяет одно и то же из раза в раз.

Супругу Ивана Петровича зовут Вера Иосифовна. Она популярна среди обывателей своими повестями и романами, совершенно бездарными и оторванными от реальной жизни, на взгляд доктора Старцева.

Екатерина Ивановна Туркина — дочь Веры Иосифовны и Ивана Петровича. Это юная и стройная барышня — типичная представительница молодого женского поколения провинциального города. Как и большинство девушек ее возраста, она читает модные книги, особо не вникая в их смысл, много музицирует и мечтает поступить в консерваторию. Местные обыватели являются ее восторженным поклонниками. Они льстят Екатерине, восторгаясь ее шумными пассажами на фортепиано. Их похвала внушила девушке, что она талантливая пианистка и ее ждет большое будущее.

Семейство и их гости утомили доктора Старцева пустыми разговорами, ограниченностью мышления и отсутствием внутреннего содержания. Поэтому он не стремится продолжить общение с ними.

Через год, после посещения хозяйки в качестве врача, Старцев уже не настроен против семейства так категорично. Он внезапно пленяется юностью и начитанностью Екатерины Ивановны, ему стало интересно с ней общаться. Дмитрий Ионович хочет сделать предложение руки и сердца, при этом он прикидывает, сколько приданого дадут за невесту.

В это время у него уже появилась бричка с личным кучером, а пешком он ходит только на небольшие расстояния. Намечаются первые признаки малоподвижного образа жизни. У Старцева периодически возникают мысли, что не надо бы ему полнеть, но он ничего для этого не предпринимает. Он становится на одну ступеньку ближе к обывательскому мировоззрению.

Но мысли о семейной идиллии его еще не покидают. Он способен на такие безумные поступки, как пойти на свидание с Катериной, которое она назначила на кладбище и, разумеется, не пришла. Улучив удобный момент, он все-таки делает ей предложение, но получает отказ.

Екатерина Ивановна объясняет его тем, что уезжает учиться в консерваторию и не может связать себя узами брака. Старцев жалеет не столько о несостоявшейся семейной идиллии, сколько о хлопотах, которые ему доставили ухаживание и признание.

За следующие четыре года доктор сильно меняется. Перестав ходить пешком, он быстро набирает вес. Его интересы становятся все более приземленными. Некогда любимая работа постепенно превращается лишь в способ обогащения. Он уже не так внимателен и тактичен к пациентам, как раньше. О семейной жизни он больше не задумывается.

Начинается постепенное духовное обнищание главного героя. Даже вернувшаяся в родной город Екатерина Ивановна, которая стала оценивать свое будущее реальным взглядом и теперь не имеет ничего против семейной жизни со Старцевым, не смогла вытащить его из этого состояния. Едва зародившийся в груди теплый огонек воспоминаний о былых чувствах к этой девушке сразу же погас. Ему начинает казаться нелепым, что он мог когда-то так увлечься. Он все больше испытывает облегчение от того, что отношения с Екатериной Ивановной не сложились.

Со временем медицинская практика начинает приносить доктору хороший доход. Его перестает интересовать что-либо, кроме денег, которых становится все больше. Внешний облик доктора тоже продолжает меняться. Он еще больше обрюзг, от чрезмерной полноты у него появилась одышка, голос огрубел, в нем все чаще слышно раздражение.

Он имеет две практики — земскую и в городе. С пациентами ведет себя грубо и бестактно, хотя его все еще ценят как врача и приглашают на консилиумы. Главная его цель — деньги, которые он вкладывает в недвижимость, чтобы еще больше увеличить доходы.

Общественная жизнь и возвышенные материи, равно как и любовь, его давно уже не интересуют. Он молча выпивает и закусывает, играя с обывателями в винт. В конце рассказа Старцев полностью трансформируется в Ионыча, в обрюзгшую не только физически, но и морально личность.

Смысл названия

Начиная читать рассказ Чехова, вы предполагаете, что в центре его внимания будет находиться семья Туркиных: дается подробное описание каждого ее члена с характером и привычками. Лишь позже читатель понимает, что название связано с главным героем. Ионыч – отчество Дмитрия. В его грубоватом звучании автор передает суть метаморфозы, которую претерпел врач. По отчеству люди фамильярно обращаются к тем, кого знают, но не больно-то уважают. Обычно так о человеке говорят за спиной, желая подчеркнуть короткое знакомство с ним или даже принизить. Все обитатели города интуитивно поняли, что перспективный молодой человек стал одним из них, мещанином и обывателем, который замкнулся в рутине дней, обрюзг и потерял свое предназначение. Если раньше он пользовался уважением, то к финалу стал рядовым жителем уездного города, серым и безликим.

Ионычем является Дмитрий Ионович Старцев. Выбранное заглавие делает акцент на прозвище героя, которое дается ему в конце рассказа. Именно в этом заключается смысл произведения. Выбрав рассказу данный заголовок, Чехов ставит перед читателем вопрос: «Как земский врач Старцев превратился в Ионыча?». Только о том читателе можно говорить, что он понял суть произведения, который смог найти в тексте ответ на данный вопрос.

2 вариант

Дмитрий Ионыч Старцев – это главный герой рассказа. В начале произведения он представляет собой земского врача, который лечит людей. Ионыч – это добрый, весёлый, свободный и достойный человек. Он очень любит свое дело и с радостью помогает всем людям. Денег много он не получает, но, тем не менее, работа ему интересна. Дмитрий понимал, что нужно постоянно работать и трудиться, и тогда всё получится: он сможет заработать на собственный дом.

Одно его знакомство стало решающим для него и его души. Однажды на улице он познакомился с Туркиным Иваном Петровичем. Это человек, известный во всем городе своей состоятельной дворянской семьей. Дмитрия пригласили в гости, где семья Туркиных производят на него спорное впечатление.

В гостях Ионыч знакомится с Екатериной Ивановной – дочерью Туркина – которая быстро покоряет его страстное сердце. Екатерина избалованная, капризная и высокомерная девушка, которая желает стать знаменитой. Она изо дня в день занимается игрой на рояле.

Старцев хочет жениться на девушке, но она отказывает ему, делая выбор в пользу карьеры. Это послужило главным поводом для гибели его души.

Дмитрий Старцев не может вернуться к тихой жизни земского врача, ведь он уже устроился в высшем провинциальном обществе, пока ухаживал за Екатериной.

Он начинает много работать, чтобы обеспечить себя деньгами. Но, к сожалению, в итоге основной целью его жизни становятся деньги. Старцев становится равнодушным ко всему.

Спустя время Ионыч становится человеком, который разучился любить, он уничтожил свой внутренний мир из-за безответной любви.

В этом произведении автор показывает, как абсолютно любой человек, переживший безответную любовь и поддавшийся влиянию плохого окружения, может потерять в себе человека.

После разбора образа Ионыча можно с твёрдостью сказать, что душа человека разрушается от отсутствия желания противостоять влиянию ложных ценностей, которые представляют собой лишь большое искушение для людей разных времен. Драмы в жизни человека способствуют обеднению души, если человек не может различать истинные ценности от ложных.

Тема гибели человеческой души классическая в мировой литературе, но ее объяснение в произведениях Чехова еще останется значительной для многих поколений.

Критика

Свое мнение о рассказе А.П. Чехова «Ионыч» высказали многие литературоведы, писатели и критики. Его довольно сложно обобщить, так как оно не является  однозначным. Дмитрий Овсянико- Куликовский, литературовед и лингвист, написавший свой отзыв одним из первых, в «Этюдах о творчестве Чехова» отмечал необычность героя: он не противостоит обществу, а поддается его влиянию.

На таких писателей, как Киреев и Солженицын, большее впечатление произвел эпизод объяснения героев на кладбище, а не основная сюжетная линия. В связи с данной сценой, по их мнению, в рассказе поднимается  тема отношения человека к смерти.

Встречаются также негативные отзывы на это произведение, в которых подчеркивается простота образов героев, их недостаточная открытость и детализация. Не меньше об этом рассказе и положительных рецензий. Слова Р. И. Сементковского отражают их общую мысль:

Текст сочинения:

Раскрытие понятия «деградация» в рассказе «Ионыч».

Деградация – процесс ухудшения характеристик какого-либо объекта или явления с течением времени, постепенное ухудшение морального и духовного состояния человека. Очень ярко этот процесс описан в рассказе Чехова «Ионыч».

Со времен жизни Чехова прошло более 100 лет. Многое изменилось, мы видим стремительное развитие общества в техногенном плане – машины, самолеты, компьютеры, нанотехнологии. Но изменился ли настолько же сильно внутренний мир человечества? К сожалению, оглянувшись вокруг, можно честно сказать, что нет.

Как ни прискорбно это говорить, но деньги по-прежнему правят миром. Абсурд и только. Развитие убавило шаг, замедлилось, остановилось. Вместо того, чтобы читать по вечерам книги, заниматься творчеством, общаться, любить, ставить себе возвышенные цели в жизни и идти к ним, несмотря ни на что, мы прожигаем свои жизни в пустую, удовлетворяем свои бесконечные личные потребности, позабыв обо всём другом.

Недавно я прочла рассказ, написанный Антоном Павловичем Чеховым, под названием «Ионыч». В нем мы наблюдаем, как главный герой скатывается к физической и духовной деградации. Основной причиной этого выступает общество, окружение Ионыча. Но конечно, в этом повинен и он сам. Не смог в нужное время взять себя в руки и делать то, что велит ему сердце. Располнел, потерял духовные и нравственные ориентиры, стал жадным, неповоротливым, раздражительным. Отказался от своей любви, выбрав душевный комфорт.

У читателя возникают закономерные сомнения, а были ли серьезные чувства у героя рассказа, может быть, это было просто мимолетное увлечение? Ведь если бы Ионыч по-настоящему любил Котика, то он бы не остановился на достигнутом, продолжил бы ее добиваться.

То, что жизнь потеряла для него всякий смысл, есть и его вина. Он утратил идеалы, стал воспринимать мир и окружающих людей не так, как раньше, ожидая от них только удовлетворения своих эгоистичных потребностей. Все его интересы сузились до заработка и покупки домов. Он перестал замечать красоту жизни, утратил способность любить, сострадать. Только 2 чувства Ионыч испытывает регулярно – скуку и раздражение.

«Берегите в себе человека» — основная мысль этого рассказа Чехова. Где бы вы не находились, чтобы вы не делали, оставайтесь им, настоящим Человеком. Только настоящий человек сможет устоять перед напором неутомимого социума, сохранить душу в трудностях, искушениях, рутине и ежедневных заботах. Нельзя разрешать другим людям вмешиваться в вашу жизнь, разрушать ваши мечты.

Ионыч мог бы изменить свою жизнь, направив её собственными стараниями в другое русло. Но он сделал другой выбор. Тот, который показался ему более легким, спокойным. Так и мы ежедневно выбираем. Наши решения и создают нашу жизнь. Но чтобы сделать выбор правильно, нужно не только уметь слышать голос души, но и иметь твердый характер, уметь отказываться от того, что тебе не нужно.

И тогда, возможно, в человеке все станет прекрасно: «и лицо, и одежда, и душа, и мысли», следуя известной цитате Чехова.

Критика

Свое мнение о рассказе А.П. Чехова «Ионыч» высказали многие литературоведы, писатели и критики. Его довольно сложно обобщить, так как оно не является однозначным. Дмитрий Овсянико- Куликовский, литературовед и лингвист, написавший свой отзыв одним из первых, в «Этюдах о творчестве Чехова» отмечал необычность героя: он не противостоит обществу, а поддается его влиянию.

На таких писателей, как Киреев и Солженицын, большее впечатление произвел эпизод объяснения героев на кладбище, а не основная сюжетная линия. В связи с данной сценой, по их мнению, в рассказе поднимается тема отношения человека к смерти.

Встречаются также негативные отзывы на это произведение, в которых подчеркивается простота образов героев, их недостаточная открытость и детализация. Не меньше об этом рассказе и положительных рецензий. Слова Р. И. Сементковского отражают их общую мысль:

Идея

Несмотря на наличие нескольких тем в рассказе, в центре внимания стоит один вопрос — о взаимоотношении человека и общества. Никто не станет спорить, что Старцев к концу романа становится таким же бесцветным обывателем, как и любой гражданин города. При сравнении портрета героя, представленного в начале книги, с образом жизни и обликом Старцева в конце, становятся очевидными оскудение его души и исчезновение высоких стремлений. Если раньше в его планах фигурировало призвание, выражающееся в интересе к медицине, то к финалу стало ясно, что свое предназначение Дмитрий не выполнил. По Чехову, именно увлеченный, осознанный труд очищает и возвышает нас, выдергивая людей из суеты и пошлости мира вещей, быта и рутины. Теряя любовь к делу всей своей жизни, ленясь и смешиваясь с толпой никчемных зевак, Старцев изменяет своей мечте и теряет себя.

Автор подчеркивает пошлость героя при помощи деталей. Усиливает также это впечатление наличие у Старцева двойника – кучера Пантелеймона. Дополняя характеристики и описания Дмитрия Ионыча и изменений его образа жизни, это помогает создать в воображении читателя законченную картину.

Смысл названия

Начиная читать рассказ Чехова, вы предполагаете, что в центре его внимания будет находиться семья Туркиных: дается подробное описание каждого ее члена с характером и привычками. Лишь позже читатель понимает, что название связано с главным героем. Ионыч – отчество Дмитрия. В его грубоватом звучании автор передает суть метаморфозы, которую претерпел врач. По отчеству люди фамильярно обращаются к тем, кого знают, но не больно-то уважают. Обычно так о человеке говорят за спиной, желая подчеркнуть короткое знакомство с ним или даже принизить. Все обитатели города интуитивно поняли, что перспективный молодой человек стал одним из них, мещанином и обывателем, который замкнулся в рутине дней, обрюзг и потерял свое предназначение. Если раньше он пользовался уважением, то к финалу стал рядовым жителем уездного города, серым и безликим.

Ионычем является Дмитрий Ионович Старцев. Выбранное заглавие делает акцент на прозвище героя, которое дается ему в конце рассказа. Именно в этом заключается смысл произведения. Выбрав рассказу данный заголовок, Чехов ставит перед читателем вопрос: «Как земский врач Старцев превратился в Ионыча?». Только о том читателе можно говорить, что он понял суть произведения, который смог найти в тексте ответ на данный вопрос.

Тема

Чтобы определить тему рассказа «Ионыч», необходимо раскрыть суть названия рассказа. Сначала создаётся впечатление, что речь пойдёт о семействе Туркиных. Позже приходит понимание того, что главный герой – Дмитрий Ионыч Старцев. На протяжении повествования показана деградация доктора Старцева, и в этом заключается смысл названия – автор показывает, как уважаемый человек, хороший врач, постепенно погряз в пошлости и превратился в стяжателя. Это даёт право остальным жителям относится к нему фамильярно, с некоторым пренебрежением, ставить его в один ряд с собой, серыми и безликими обывателями.

Именно процесс деградации личности является главной темой произведения. Старцев, молодой и энергичный врач, любящий свою профессию, когда-то стремившийся к высоким идеалам, медленно, но верно превращался в рядового жителя города. Единственным стремлением доктора стало обогащение. Хорошая медицинская практика приносила ему стабильный доход. Все свои средства доктор Старцев вкладывает в недвижимость, покупает вещи, соответствующие его положению и финансовому состоянию. Деградация проявилась не только в изменении его убеждений, но и во внешности, привычках, поведении.

Герой стал грубым и раздражительным, растолстел, у него появилась одышка. У доктора пропал интерес к общественной жизни, не осталось никаких чувств, кроме жажды обогащения. Любовь, зарождение которой показано в рассказе, заканчивается крахом и разочарованием. И Старцев даже испытывает облегчение от того, что отношения не сложились.

Проблематика – Проблема состояния общества в целом, его нравственности. Это необразованность граждан, их бескультурье и духовная нищета. Жизнь в городке проходит скучно и уныло, по одному заведенному распорядку. Жители проводят своё время однообразно, каждый из них живёт в собственном маленьком мирке, не ставя перед собой никаких глобальных целей и стремлений.

Проблема влияния общества на личность. На Старцева уклад жизни и взгляды жителей города С. оказали большое влияние: он отказался от медицины как от призвания, превратив её лишь в средство обогащения. Можно сделать однозначный вывод: уподобившись обывательскому обществу, Старцев уничтожил себя как личность, смешался с толпой таких же беспринципных и бездуховных типов. В какой мере окружение влияет на личность и может ли человек ему противостоять? Этот важный вопрос ставит автор в своём рассказе.

Сочинение по литературе на тему: Проблема деградации личности в рассказах А. П. Чехова “Анна на шее” и “Ионыч”

Другие сочинения:

  1. Главная тема произведений выдающегося русского писателя и драматурга А. П. Чехова – это жизнь обычных людей, его современников, которых автор изображает с сочувствием к ним и с негодованием против условий, в которых они вынуждены жить. Жизнь в обществе, устройство которого Read More ……
  2. Главная тема произведений выдающегося русского писателя и драматурга А. П. Чехова – это жизнь обычных людей, его современников, которое автор изображает с сочувствием к ним и с негодованием против условий, за которые они вынуждены жить. Жизнь в обществе, устройство которого Read More ……
  3. В русской литературе довольно часто писатели затрагивали такие темы, которые были актуальны для любой эпохи. Такие проблемы, затронутые классиками, как понятие о добре и зле, поиски смысла жизни, влияние окружающей среды на личность Человека и другие, всегда стояли в центре Read More ……
  4. Одна из главных тем творчества Чехова – разоблачение “пошлости пошлого человека”, особенно в быту и настроениях интеллигенции. Тема “Ионыча” – изображение мертвенной силы обывательщины и пошлости. Чехов рассматривает историю образованного, дельного врача Дмитрия Ионыча Старцева, превратившегося в провинциальной глуши в Read More ……
  5. Мастерство Чехова – рассказчика особенно проявляется в композиции “Ионыча” Композиция рассказа подчиняется одной общей цели – показать постепенное духовное обнищание героя и убогую жизнь города. Но как рассказать о жизни героя и целого города на протяжении нескольких страниц? Чехов добивается Read More ……
  6. Школьное сочинение на примерах рассказов “Любовь” и “Дочь”. Фабула произведения “Дочь” предельно проста, и в этом скрывается глубокий смысл: очень уж просто и нелепо погибает человек, который верит только деньгам. Мать героини рассказа жертвует собой ради дочери: застраховав свою жизнь, Read More ……
  7. В русской литературе существовало немало писателей, которые исследовали в своих произведениях проблему формирования личности человека. Она всегда представляла особый интерес для русских писателей. Одним из таких писателей, посвятивших проблеме личности человека большинство своих творений, был Антон Павлович Чехов. Этот незаурядный Read More ……
  8. Чехов – мастер короткого рассказа, и предметом исследования в них чаще всего для писателя становится внутренний мир человека. Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, их пустую и бесцельную жизнь, лишенную высоких стремлений и идеалов. Главный Read More ……

Проблема деградации личности в рассказах А. П. Чехова “Анна на шее” и “Ионыч”

Рассказ А.П. Чехова «Ионыч» опубликовали в «Ежемесячных литературных приложениях» к журналу «Нива» в том же 1898году, в котором он был написан. Это произведение нельзя отнести к определенной теме. В нем одновременно говорится о развитии человека и деградации его души. С одной стороны, Ионыч становится значительным человеком в городе, он состоятелен и обладает особым авторитетом, но, с другой – материальный достаток негативно сказывается на духовном становлении героя. В зависимости от того, какой вопрос при прочтении данного рассказа задаст себе читатель, его можно будет отнести к социальной теме (какую роль сыграло общество в становлении характера Ионыча?), психологии (может ли человек сопротивляться обществу?) или философии (почему герой избирает такой жизненный путь, не продолжает бороться?).

Из записных книжек и дневников автора литературоведы смогли воссоздать изначальный замысел писателя, который с опубликованным текстом имел как различия, так и сходства. Какова же изначальная мысль автора? Какие изменения претерпела его идея в процессе работы? Насколько кардинально она отличается от исходного материала? Что было, а что стало?

Изначально Чехов хотел написать рассказ, центром которого стала бы семья Филимоновых. Нетрудно понять, что это своеобразный прототип будущих Туркиных. В итоговой редакции были сохранены и главные черты членов этой семьи. В чем же тогда отличие? Оно заключается в том, что сначала в рассказе не было главного героя, то есть самого Ионыча. Что же это меняет? На первый взгляд тематика рассказа не претерпевает изменений: духовная нищета семьи Филимоновых (Туркиных). Но появление в произведении Старцева влечет за собой перемену в главной мысли произведения. Если изначально речь шла о душевной бедности одной конкретной семьи, то в конечной версии Туркины показаны лучшими в городе, что заставляет задуматься о том, какими же тогда являются остальные жители, и как общество этих людей изменило жизнь главного героя.

Несколько интересных сочинений

Гоголь написал рассказы в 1835 году и объединил их в один сборник. Есть мнение, что это было в феврале. У всех рассказов есть кое-что общее: во-первых, персонажи — реальные украинцы или родственники автора.

Обычно говорят о том, что Ионыч потерял душу и человеческое обличие. Конечно, на это похоже. Но и другие герои этого произведения тоже потеряли часть души, по моему мнению.

Катерина Ивановна тоже потеряла часть своей души, она ведь вернулась из города после консерватории сломанной какой-то, разочарованной. В первую очередь, в себе! Конечно, дома все восхищались, она видела в себе великую пианистку, но мир показал ей, что это не так. Ей крылья подрезали! И она уже готова за этого неприятного доктора, которого она в своих фантазиях сделала настоящим героем – людским помощником.

Может быть, её родители тоже когда-то потеряли часть своей души. Они застряли в этой рутине. Один повторяет старые шутки, а другая пишет неинтересные романы. Вроде бы шутят и творят, но без души. Чтобы показать, какие они талантливые?

Душу нужно беречь, давать ей духовную пищу: хорошие книги, духовные практики, общение с людьми, помощь несчастным. Ни у Старцева, ни у других героев этого не было.

2 вариант

В своем рассказе «Ионыч»А. П. Чехов высказывает непримиримое отношение ко всем проявлениям фальши, бездуховности, невежества. Изображения духовного оскудения личности. Мечта о красоте человеческих чувств и отношений, о творческом труде как основе честной ,  справедливой и осмысленной жизни. Повествование начинается со знакомства земского врача Старцева Дмитрия с самой умной и интересной семьей губернского города С Туркиных. Иван Петрович Туркин устраивал спектакли с благотворительностью, знал много анекдотов , поговорок , любил шутить, острить. Жена его Вера Иосифовна увлекалась написанием романов и охотно их читала гостям. Дочь Екатерина Ивановна играла на рояли.  Была очень миловидной девушкой восемнадцати лет. Через год у Дмитрия завязалась дружба с этой семьей.

Вера Иосифовна страдала мигренью ,  обратившись ко всем городским врачам не достигнув результата выбрала земского. Он ей немного помог и она всем гостям говорила , что это удивительный доктор.  Старцев все чаще бывал у Туркиных.  Но он уже ездил не ради болезни Веры Иосифовны. Ему очень нравилась Екатерина Ивановна . Он восхищался юной свежестью, наивным выражением лица. И в тоже время она казалась ему очень умной не по годам. Они говорили об искусстве, литературе, о людях и о чем угодно. Катя шутила над ним ,  смеялась. Старцев решил сделать предложение Екатерине Ивановне . Но получает с ее стороны отказ ,  объясняя тем ,  что собирается посвятить свою жизнь музыке.

Дмитрий получил от разрыва с Катей сильный удар.  С этого момента начинается его деградация . Полностью уйдя в работу постепенно забывает о ней . Происходят изменения во внешнем виде, начинает сильно полнеть. Становится угрюмым, подозрительным, не разговорчивым. У него меняется отношение к больным, появляется к ним грубость. По истечении четырех лет Дмитрий и Екатерина встретились. И теперь она ему очень нравилась. Но постепенно стало возникать к ней раздражение. Она тянется к нему ,  полна ожидания , что снова услышит слова любви , но ему нечего ей сказать.  Старцев не способен на большое сердечное чувство. Его любовь терпит крах. Дмитрий окончательно превращается в бездушного, черствого человека. Живет он скучно , ни что его не интересует.  И только любовь к Кате была единственной и последней радостью в жизни.  Таким образом Чехов разоблачает в своем произведении пошлое , мещанское общество и самого Старцева, не способного противостоять жизненным трудностям и внешнему воздействию.

Суть

Это рассказ о земском враче, который ходил пешком, занимался практикой и верил в любовь, но за несколько лет он превратился в «идола», владеющего собственной тройкой, располневшего обывателя, любимыми занятиями которого стали игры и пересчет денег.

Автор повествует о том, как при отсутствии возможности развития и желания самосовершенствования человек быстро привыкает к новому, более простому темпу жизни – деградации. Начав с амбициозных планов и благих намерений, герой опускает планку и упрощает жизнь, становясь обыкновенным мещанином с банальным набором ценностей: азартные игры, личное обогащение, хорошая репутация. Чехов размышляет и над причинами этого превращения. Сильное влияние на Старцева имела Котик. Возможно, если бы она не поступила с влюбленным Дмитрием Старцевым так жестоко, не стала бы насмехаться над его любовью, то все сложилось бы по-другому. Но это только догадки и предположения…

Другие сочинения по этому произведению

Анализ второй главы рассказа А. П. Чехова «Ионыч»В чем смысл финала рассказа А. П. Чехова «Ионыч»?Деградация Дмитрия Ивановича Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»Деградация Дмитрия Старцева (по рассказу А. Чехова «Ионыч»)Деградация души человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»Идейно-художественное своеобразие рассказа А. П. Чехова «Ионыч»Изображение повседневной жизни в произведениях А.П.ЧеховаКак доктор Старцев стал ИонычемКак и почему Дмитрий Старцев превращается в Ионыча? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч».)Мастерство А. П. Чехова-рассказчикаНравственные качества человека в рассказе Чехова «Ионыч»Обличение мещанства и пошлости в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»Обличение пошлости и мещанства в рассказе А. П. Чехова “Ионыч”Образ доктора Старцева в рассказе Чехова «Ионыч»Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова (по «маленькой трилогии» и рассказу «Ионыч»)Падение Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»ПОЧЕМУ ДОКТОР СТАРЦЕВ СТАЛ ИОНЫЧЕМ?Почему доктор старцев становится обывателем Ионычем? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»)Превращение человека в обывателя (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»)Превращение человека в обывателя (по рассказу Чехова «Ионыч»)Роль поэтических образов, красок, звуков, запахов в раскрытии образа СтарцеваСочинение по рассказу А.П. Чехова «ИОНЫЧ»Сравнительный анализ первой и последней встречи Старцева и Екатерины Ивановны (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»)Существует ли настоящая жизнь в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»?Тема гибели человеческой души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»Трагедия доктора СтарцеваЧеловек и среда в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»Почему Старцев стал Ионычем? (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч»)Деградация Дмитрия Старцева по рассказу Чехова «Ионыч»Почему доктор Старцев стал «Ионычем» Чехов — мастер короткого рассказаОбраз доктора Старцева в рассказе «Ионыч»Крушение человека в повести Чехова «Ионыч»Мироощущение «Человека в футляре» (По рассказам Чехова «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»).Превращение доктора Дмитрия Ионыча Старцева в ИонычаИсторию любви Старцева к Екатерине Ивановне. Почему эта любовь угасла? Кто по Чехову в этом виноват?В чем смысл финала рассказа А.П.Чехова «Ионыч»Почему и как доктор Старцев стал ИонычемЭВОЛЮЦИЯ ДОКТОРА СТАРЦЕВА (по рассказу «Ионыч»)А.П.Чехов — обличитель мещанства и пошлости (на примере рассказа «Ионыч»).Проблема деградации личности в рассказах А. П. Чехова «Анна на шее» и «Ионыч»Образ доктора Старцева в повести А. П. Чехова «Ионыч»Ионыч — характеристика литературного герояИЗОБРАЖЕНИЕ «ПОШЛОСТИ ПОШЛОГО ЧЕЛОВЕКА» В РАССКАЗАХ А.П. ЧЕХОВАЧИЧИКОВ, ГОЛОВЛЕВ, ИОНЫЧЧеловек и среда в «Ионыче» ЧеховаОсобенности композиции рассказа Чехова «Ионыч»Рассказ с прозаическим названием «Ионыч»ТЕМА ФУТЛЯРНОСТИ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА «ИОНЫЧ»Анализ рассказа «Ионыч»Основной мотив повестей Чехова «Смерть Ивана Ильича» «В ссылке»Дмитрий Ионыч Старцев, герой рассказа «Ионыч»Провинциальная обстановка в рассказе «Ионыч»Сочинение о произведениям: “Крыжовник”, “Ионыч”Черный монах, “Ионыч”, Человек в футляреМогла ли любовь спасти доктора СтарцеваГерой рассказа А. П. Чехова «Ионыч»РАССКАЗ А. П. ЧЕХОВА «ИОНЫЧ». МЫСЛИ И ЧУВСТВА АВТОРАСвоеобразие прозы Чехова (рассказ «Ионыч»).Деградация Дмитрия Старцева «Ионыч»Разоблачение «пошлости пошлого человека» «Ионыч»Тема духовного перерождения человека в рассказах А.П. Чехова.Образ доктора Старцева в повести А.П.Чехова «Ионыч».Тема духовного падения человека в рассказе Чехова «Ионыч»Духовная деградация главного героя рассказа А. П. Чехова «Ионыч»Почему не состоялась любовь доктора Старцева и Котика? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»)

Слайд 15Сделаем выводСтарцев ещё молод, у него всё могло измениться в

жизни, но он этого не хотел. Как личность Старцев не

состоялся. Он духовно деградировал. Такие понятия, как обывательщина, мещанство, пошлость, должны были бы уже исчезнуть из нашей жизни. Но они есть, и, к большому сожалению, мы сталкиваемся с ними очень часто

Конечно, писатели и поэты не могли обойти вниманием эти наболевшие темы. Например, стихотворение Маяковского “О дряни”, созданное в двадцатые годы, очень актуально и сегодня

Приглядимся внимательнее к себе, не обнаружим ли и мы в своих душах следы присутствия тех пороков, которые превратили молодого, полного сил врача Дмитрия Старцева в богатого, жадного, бессердечного обывателя Ионыча.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: