Тема любви в поэзии С. Есенина
Мы все в эти
годы любили,
Но, значит,
любили и нас.
С. Есенин
Нежную, яркую и
напевную лирику С. А. Есенина невозможно представить без темы любви. В разные
периоды жизни и творчества поэт своеобразно чувствует и переживает это
прекрасное, возвышенное и в то же время горькое чувство. Его любовная лирика
полна драматизма: от первого юношеского чувства к сложным душевным
переживаниям.
Когда-то у той
вон калитки
Мне было
шестнадцать лет,
И девушка в
белой накидке
Сказала мне
ласково: «Нет!»
Далекие, милые
были.
Тот образ во
мне не угас…
Мы все в эти
годы любили,
Но мало любили
нас.
Пройдя через
многие тяжелые испытания, поэзия Есенина оживает, сбрасывает с себя уныние,
набирает энергию, веру в новую жизнь. Поэт особенно доверчив, откровенен в
своей любовной лирике; мужественная и правдивая, она — дневник его душевных
переживаний. Поэт испытывает огромное желание расстаться с «дурной славой»,
навсегда покинуть «непутевую жизнь». Но ему не хватает воли.
Я б навеки
забыл кабаки
И стихи бы
писать забросил,
Только б тонко
касаться руки
И волос твоих
цветом в осень.
Я б навеки
пошел за тобой
Хоть в свои,
хоть в чужие дали…
В первый раз я
запел про любовь,
В первый раз
отрекаюсь скандалить.
В стихотворении
«Письмо к женщине» Сергей Александрович исповедуется перед любимой, просит о
прощении за невольно причиненные обиды. Слишком эмоционален и пылок он был, не
смог уберечь любовь и счастье, но, расставшись, сохранил уважение и
привязанность к прежней возлюбленной, благодарность за прожитые годы. Он
благословляет некогда любимую женщину на счастье, пусть без него.
Живите так,
Как вас ведет
звезда,
Под кущей
обновленной сени.
На такое
самоотверженное чувство был способен только А. С. Пушкин с его признанием «Я
вас любил». Не всегда Есенин испытывал в любви радость и успокоение. Чаще — это
борьба, противостояние и утверждение личностей. Спокойная и безмятежная любовь
— это недостижимое и желаемое для поэта блаженство.
Не глядя на ее
запястья
И с плечей ее
льющийся шелк,
Я искал в этой
женщине счастья,
А нечаянно
гибель нашел.
Я не знал, что
любовь — зараза,
Я не знал, что
любовь — чума.
Подошла и
прищуренным глазом
Хулигана свела
с ума.
Непревзойденным
образцом любовной лирики Есенина является цикл «Персидские мотивы». Здесь
зазвучало искреннее чувство обновленного сердца автора. Строй стихов напевен и
мелодичен. Есенин не подражает ни Саади, ни Фирдоуси… Поэт создает стихи по
традиционным канонам. Сам Восток дышит и говорит устами Есенина.
Я спросил
сегодня у менялы,
Что дает за
полтумана по рублю,
Как сказать мне
для прекрасной Лалы
По-персидски
нежное «люблю»?
Я спросил
сегодня у менялы
Легче ветра,
тише Ванских струй,
Как назвать мне
для прекрасной Лалы
Слово ласковое
«поцелуй»?
Но и здесь поэт
остается певцом России, патриотом родины, которая издали кажется ему еще милее
и краше в своем неброском наряде.
У меня в душе
звенит тальянка,
При луне
собачий слышу лай.
Разве ты не
хочешь, персиянка,
Увидать далекий
синий край?
Анализ стихотворения «Я последний поэт деревни» Есенина
В творчестве Есенина можно отчетливо проследить влияние исторических событий. До революции поэт воспевал патриархальную деревенскую жизнь. Патриотизм и любовь к родине были у него неразрывно связаны с образами русского пейзажа. Есенин восторженно встретил революцию и на некоторое время увлекся ее хвалой. В своих произведениях он отрекается от прежних взглядов, в том числе от веры в Бога. Но постепенно поэта охватывает тоска по прошлому образу жизни, который уже никогда не вернется. Он по-прежнему приветствует людей новой эпохи, но ощущает себя чужим среди них. Такому взгляду способствовали и высказывания советских критиков. Есенин понимает, что постепенно остается в одиночестве. Размышлениям на эту тему посвящено стихотворение «Я последний поэт деревни…» (1920).
В произведении рассматривается серьезная философская тема о кардинальной ломке не только жизненного уклада, но и сознания людей. На смену примитивному крестьянскому хозяйству приходит техника. Во времена Есенина это было связано с появлением в деревнях первых тракторов («железный гость»). Поэт видел, что под влиянием прогресса меняются люди, у них появляются совершенно новые мечты и надежды. Есенин был рад этому, но понимал, что сам измениться уже не в состоянии. Темы, которые были ему близки, никого не интересуют.
Есенин понимал положительное значение перемен, но считал, что механизация сельского хозяйства лишит этот труд человеческой заботы и любви, а это приведет ко всеобщему отсутствию духовности. Он использует негативные оценки при описании этого процесса: «черная горсть», «не живые, чужие ладони». Этому поэт противопоставляет одушевленный образ «колосьев-коней», суть которых останется неизменной.
В стихотворении используется религиозная символика, связанная со смертью («прощальной… обедней», «из телесного воска», «панихидный… пляс»). Вторжение нового мира Есенин связывает с неизбежной смертью старого, частью которого является он сам. Вероятно, «двенадцатый час» символизирует духовную смерть поэта, творчество которого больше не найдет своих почитателей.
Произведение имеет пророческий смысл. Есенин действительно стал «последним поэтом» дореволюционной России. Его «двенадцатый час» пробил всего лишь через четыре года. Вместе с физической смертью надолго было предано забвению и творчество Есенина.
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках