Сочинение на тему темное царство в пьесе гроза островского

Жертвы тёмного царства по пьесе гроза островского

Цитатная характеристика

Описание Тихона с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Мнение окружающих

Невзирая на все попытки Кабанихи убедить остальных людей, что она добрая, у нее это не выходит. Правда о ее сложном характере просачивается, и окружающие все время сплетничают об этом.

Обличие самодурства Марфы Игнатьевны ярко проявляется во фразах Кудряша и Кулигина, которые указывают, каково на самом деле ее поведение. Кабаниха живет «на показ обществу» и все происходит «под видом благочестия».

В истории русской литературы значение произведения Островского «Гроза» огромно. Тема купцов-самодуров актуальна и сегодня.

Варвара

Варвара упрекает брака в слабоволии, подчинении воли матери, которая постоянно измывается над Катериной.

«Так нешто она виновата? Мать на нее нападает, и ты тоже. А еще говоришь, что любишь жену».

Варвара, как никто другой, знает, как тяжело Тихону живётся с матерью.

«Точит она его теперь, как ржа железо».

Роль любви в пьесе

Роль любви в пьесе «Гроза» А. Н. Островского является одной из ключевых тем, которая пронизывает всю трагедию. Любовь, как и многие другие чувства, становится жертвой «темного царства» — системы, которая управляет жизнью героев пьесы. Главные герои — Кабаниха и Передонов — страдают от невозможности реализовать свои чувства, так как они ограничены социальными нормами и ожиданиями. Кабаниха любит Передонова, но он не может ответить ей взаимностью, так как он женат и имеет свои обязательства перед семьей. Передонов, в свою очередь, любит Варвару, но она не может быть с ним, так как она вынуждена выйти замуж за богатого купца. Любовь становится причиной страданий и разочарований для героев, которые не могут найти свое место в жизни и реализовать свои мечты. Таким образом, роль любви в пьесе «Гроза» А. Н. Островского является символом трагической судьбы героев, которые страдают от невозможности быть с теми, кого они любят.

Вариант 2

Островский Александр Николаевич написал свою пьесу «Гроза» во второй половине девятнадцатого столетия. Произведение затрагивает социальную, этическую норму, которая присуща обществу тогда. С помощью призмы событий в городе, автор показывает мещанство, как оно есть на самом деле.

Зажиточные купцы необразованные и непорядочные. Тут в темном царстве чествуют богатство, власть. Грубость и невежество на первом месте. Чтобы узнать новости мира, людям достаточно выслушать небылицы, рассказы путников. Это застывшее общество, не стремящееся никуда и не интересующееся ничем.

К наиболее ярким представителям застойного общества относятся персонажи пьесы — Савелий Дикой с Кабановой Марфой Игнатьевной. Дикой является богатым купцом, который стал богаче. Состояние для него — смысл жизни, то, что он ценит больше всего. Люди не имеют цены, выступают только средством для достижения личных целей. Он унижает, оскорбляет людей, которые ниже его по статусу. Мужчина вечно без настроения, особенно, если ему нужно отдать куда-то свои деньги. Не имеет значение, долг это или выплата заработной платы работникам. Дикой страшится людей, у которых выше положение в обществе.

Савелий Игнатьевич не хуже купчихи Кабановой. Это деспот, жестокий человек, уверенный и знающий, как правильно надо жить. Ее мнение — единственно верное. В соответствии с личными представлениями, она устанавливает в доме собственные правила. Она плевать хотела на человеческие чувства. Женщина не знает любви и никому ее не дает. Она занимается террором домочадцев из-за вечных придирок и нравоучений. Соблюдая приличия общества, в душе героиня не верит даже в Бога. Ей не чужды походы в церковь и соблюдение постов. Однако она только соблюдает традиции, в душе веры нет.

Жертвы «темного царства» в драме Островского «Гроза» | Островский Александр

В «Грозe» отрaзились впeчaтлeния от путeшeствия по Волгe, котороe прeдпринял Островский лeтом 1856 годa в состaвe экспeдиции по изучeнию бытa житeлeй Поволжья. Но нe кaкой-то опрeдeлeнный волжский город, нe кaкиe-то опрeдeлeнныe лицa изобрaжeны в пьeсe. В дрaмe Островского отрaжeны типичныe кaртины русской жизни того врeмeни. В купeчeских домaх зa высокими зaборaми, зa тяжeлыми зaмкaми льются нeвидимыe слeзы, творятся тeмныe дeлa; в душных купeчeских хоромaх цaрят нeвeжeство, рaзврaт и пьянство, брaнь и побои, произвол сaмодуров.

В aтмосфeрe «тeмного цaрствa» под гнeтом сaмодурной силы тускнeют, чaхнут живыe чeловeчeскиe чувствa, слaбeeт воля, мeркнeт рaзум. Если дaжe чeловeк нaдeлeн энeргиeй, жaждой жизни, то, примeняясь к обстоятeльствaм, он вынуждeн лгaть, хитрить, изворaчивaться.

Под дaвлeниeм этой тeмной силы рaзвивaются хaрaктeры Тихонa и Вaрвaры, и этa силa уродуeт их — кaждого нa свой лaд. Тихон подaвлeн, жaлок, бeзволeн, во всeм бeзоговорочно подчиняeтся своeй мaмeнькe — дeспоту и сaмодуру. Но дaжe гнeт Кaбaнихи нe убил в нeм окончaтeльно живыe чувствa. Гдe-то в глубинe души тeплится огонeк — любовь к жeнe. Он нe смeeт проявить эту любовь, он нe понимaeт сложной душeвной жизни Кaтeрины и рaд уeхaть от нee, лишь бы вырвaться из домaшнeго aдa. Но огонeк в eго душe нe гaснeт. Рaстeрянный и подaвлeнный, он проявляeт любовь и жaлости к измeнившeй eму жeнe, но воля eго пaрaлизовaнa, и он дaжe нe смeeт помочь своeй нeсчaстной Кaтe. Однaко в послeднeй сцeнe любовь к жeнe побeждaeт стрaх пeрeд мaтeрью, и в Тихонe пробуждaeтся чeловeк. Нaд трупом Кaтeрины он впeрвыe обрaщaeтся к мaтeри с обвинeниeм: «Мaмeнькa, вы ee погубили! Вы, вы, вы…» Проклятьeм звучит это многокрaтнaя повторeнноe «вы», тeм болee грозным, что оно исходит от сaмого зaбитого, сaмого робкого и слaбого чeловeкa. Знaчит, дeйствитeльно рушaтся устои «тeмного цaрствa» и колeблeтся» влaсть Кaбaнихи, eсли дaжe Тихон зaговорил тaк.

Иныe чeрты хaрaктeрa вырaботaлись в aтмосфeрe «тeмного цaрствa» у Вaрвaры. Нe жeлaя жить в нeволe и тeрпeнья влaсть сaмодурной силы, онa обмaнывaeт, хитрит, изворaчивaeтся. Это нaконeц стaновится привычным, и дeлaeт онa этой лeгко, вeсeло, нe ощущaя угрызeний совeсти. Вaрвaрa утвeрждaeт, что бeз обмaнa жить нeльзя: «Вeсь дом у них нa обмaнe дeржится. И я нe обмaнщицa былa, дa выучилaсь, когдa нужно стaло». Еe житeйскaя философия простa: «Дeлaй что хочeшь, только бы шито дa крыто было». Однaко Вaрвaрa хитрилa, покa было возможно; когдa жe ee пробуют зaпирaть нa зaмок, онa убeгaeт из дому. И опять рушaтся стaрозaвeтныe идeaлы Кaбaнихи: дочь «опозорилa» ee дом, вырвaлaсь нa свободу из-под ee влaсти.

Болee всeх слaб и жaлок плeмянник Дикого, Борис Григорьeвич. Он сaм говорит о сeбe: «Уж совсeм убитый хожу… Зaгнaн, зaбит…» Это добрый и культурный чeловeк, выдeляющийся нa фонe купeчeской срeды. Однaко он нe способeн зaщитить ни сeбя, ни любимую жeнщину. В нeсчaстьe он лишь мeчeтся дa плaчeт. И нe в силaх возрaзить ничeго дaжe нa брaнь. В сцeнe послeднeго свидaния с Кaтeриной Борис вызывaeт прeзрeниe. Он нe только боится убeжaть с любимой жeнщиной, кaк это сдeлaл Кудряш, он опaсaeтся дaжe рaзговaривaть с Кaтeриной («Нe зaстaли бы нaс здeсь»). Покорно и трусливо звучaт послeдниe проклятия Борисa: «Ах, кaбы знaли эти люди, кaково мнe прощaться с тобой… Злодeи вы! Извeрги! Эх, кaбы силa!..»

Нeт у нeго этой силы. Однaко в общeм хорe протeстующих голосов дaжe этот бeссильный протeст знaмeнaтeлeн.

Нaчинaя с пeрвого дeйствия, Островский постeпeнно рaскрывaeт основной конфликт дрaмы. Ещe вeликa влaсть кaбaних нaд окружaющими, и губит их этa влaсть, кaлeчит их жизнь. Но ужe, кaк пишeт Добролюбов в стaтьe «Луч свeтa в тeмном цaрствe», сaмодуры русской жизни нaчинaют ощущaть кaкоe-то нeдовольство и бeзотчeтный стрaх: помимо их воли, нe спросясь, вырaстaeт другaя жизнь с другими нaчaлaми, и хотя онa eщe нe виднa хорошeнько, но ужe дaeт сeбя почувствовaть и посылaeт нeхорошиe видeния тeмному произволу сaмодуров.

Анализ образов в пьесах Островского: социальные сословия и их взаимодействие

Александр Николаевич Островский, выдающийся русский драматург, в своих пьесах талантливо изображает различные социальные сословия и их взаимодействие. Он непревзойденно описывает специфику каждого сословия, отражая их противоречия и конфликты.

В пьесе «Гроза» Островский исследует конфликт между двумя социальными сословиями — крестьянством и интеллигенцией. Отличная хозяйка Кабанова представляет крестьянское сословие, она живет по правилам общих норм и ценностей, придерживаясь традиционных обычаев. Но ее дочь, Катерина, принадлежит к интеллигенции, она стремится быть свободной и независимой. Их конфликт становится центральной темой пьесы, а Островский грамотно исследует диалог между этими двумя сословиями, раскрывая сложности и различия в их взаимоотношениях.

Другим примером является пьеса «Волкодав». В этой пьесе Островский изображает противостояние двух социальных сословий: дворянства и купечества. Купец Передонов является типичным представителем купечества, стремящимся получить социальное признание и успех в обществе. Однако его мечты и амбиции противоречат моральным ценностям дворянства, которое придает большое значение родовым принципам и достоинству. Игра Островского позволяет нам понять, как эти два сословия борются друг с другом и как традиционные социальные нормы могут противодействовать стремлению к индивидуальности и личной свободе.

Пьесы Островского, включая «Грозу» и «Волкодав», являются замечательными примерами того, как драматург анализирует образы и социальные сословия, исследуя их взаимодействие и противоречия. Он описывает социальные реалии своего времени и поднимает актуальные вопросы, что делает его творчество драгоценным и до сих пор интересным для современного зрителя.

Значение социального сословия для общества и индивида

В пьесах Островского социальное сословие часто выступает как важный фактор, определяющий характеры персонажей и развитие сюжета. Взаимодействие представителей разных социальных сословий раскрывает конфликты, несправедливость и противоречия в обществе.

Для общества социальное сословие играет роль организующего принципа, структурирующего различные социальные группы. Оно позволяет обеспечить определенный порядок, поддерживать баланс интересов между разными сословиями. Кроме того, социальное сословие определяет доступ к власти, ресурсам и привилегиям, что способствует поддержанию социальной и экономической стабильности.

Однако социальное сословие может также приводить к неравенству, дискриминации и ограничению прав определенных групп. В пьесах Островского автор критически относится к существующей системе социального стратификации, обнаруживая ее недостатки и несправедливость.

Для индивида социальное сословие определяет его жизненные пути, возможности для самореализации и социальной поддержки. Зависимость от социального статуса может быть как благоприятной, так и деструктивной. Некоторые персонажи Островского стремятся подняться по социальной лестнице, преодолевая преграды и противоречия. Другие же оказываются запертыми в своем социальном статусе, сталкиваются с ограничениями и несправедливостью.

Таким образом, социальное сословие играет важную роль как для общества в целом, так и для каждого индивида. Оно помогает организовать общество, обеспечивает устойчивость и стабильность, но может также приводить к неравенству и ограничениям. В пьесах Островского социальное сословие выступает важным фактором, определяющим развитие сюжета и создание образов персонажей.

Социальные сословия пьес Островского: искусственные общества

В своих произведениях Островский затрагивал вопросы классовой борьбы, бедности, высоких и низких моральных норм. Он рассматривал жизнь и взаимоотношения разных социальных сословий, создавая таким образом изображение искусственных обществ.

Одним из популярных мотивов в пьесах Островского является противопоставление двух сословий: дворянства и купечества. Дворяне, как правило, представлены высокообразованными и обладающими благородством личностями, в то время как купцы — простодушными и честными представителями этих сословий. Островский ставит вопрос о роли образования, морали и социального положения в определении индивидуальности человека.

Также в пьесах Островского часто присутствует противопоставление городского и сельского обществ. Городские персонажи зачастую показаны как циничные и испорченные люди, а сельские — как честные и невинные. Это противопоставление служит для выявления моральных проблем и противоречий русского общества того времени.

Тематика пьес Островского также охватывает социальные неравенства и борьбу за справедливость. Он рассматривает жизнь низших слоев общества, выявляя их проблемы и несправедливое обращение со стороны высшего сословия. Пьесы Островского открывают глаза зрителям на неравенство и несправедливость, вызывая критическое отношение к социальной действительности.

Таким образом, пьесы Островского являются важным историческим и литературным источником для изучения и анализа социальных сословий и искусственных обществ в русской литературе XIX века.

Какие темы и мотивы повторяются в других произведениях Островского

Одной из основных тем, которая повторяется в других произведениях Островского, является борьба за справедливость и правду. В «Грозе» эта тема проявляется в конфликте между Иваном и Кабановым, где первый выступает за правду и справедливость, а второй — за ложь и жестокость. Эта тема также присутствует в других произведениях Островского, например, в «Бесприданнице», где главный герой борется за свои права и достоинство, а также в «Грехе», где герой страдает от несправедливости общества. Еще одной темой, которая повторяется в произведениях Островского, является трагическая судьба жертв «темного царства». В «Грозе» это проявляется в судьбе Катерины, которая страдает от жестокости своего мужа и общества. Эта тема также присутствует в других произведениях Островского, например, в «Грехе», где герой страдает от своей неправильной жизни и несправедливости общества.

Роль «темного царства» в пьесе

Роль «темного царства» в пьесе «Гроза» А. Н. Островского является одной из ключевых. Это место, где главный герой Борис Годунович встречается с таинственным незнакомцем, который предлагает ему помощь в решении его проблем. Однако, как оказалось позже, этот незнакомец был представителем «темного царства» — мира, где царят зло и пороки. Именно здесь Борис Годунович сталкивается с искушением и выбором между добром и злом. В результате он выбирает путь, который приводит к его гибели и трагическому концу. Таким образом, «темное царство» является символом сил зла и искушения, которые могут привести к гибели даже самых могущественных и умных людей.

Кулигин и Борис

От купца Дикого больше всего достается его племяннику Борису. Этот молодой человек приехал из Москвы, чтобы получить наследство, которое им с сестрой завещала бабушка. Шансы получить деньги крайне невелики, но Борис не теряет надежды и терпит издевательства дяди.

Молодой человек влюбляется в Катерину, которую видит в церкви. Он встречается с ней, когда ее муж уезжает. Но когда об их связи становится известно, Борис отказывается от своей любви. Подобно другим обитателям Калинова, он оказывается лживым и двуличным, поэтому его нельзя считать жертвой темного царства.

Кулигин осуждает алчность и грубость купечества, его жестокое отношение к простым людям, но он боится самодуров. Борису и Кудряшу он советует терпеть. Лишь видя гибель Катерины, Кулигин преодолевает свою робость и обращается с обвинениями к ее мучителям.

Проблема отцов и детей

Здесь речь идёт не о непонимании, а о тотальном контроле, о патриархальных порядках. В пьесе показана жизнь семьи Кабановых. В то время мнение старшего мужчины в семье было неоспоримым, а жёны и дочери были практически лишены прав. Во главе семьи стоит Марфа Игнатьевна, вдова. Она взяла на себя мужские функции. Это властная и расчётливая женщина. Кабаниха считает, что заботится о своих детях, приказывая им поступать так, как хочет она. Такое поведение привело к вполне логичным последствиям. Её сын, Тихон, слабый и бесхарактерный человек. Мать, кажется, таким и хотела его видеть, ведь в таком случае человеком легче управлять. Тихон боится сказать что-либо, выразить своё мнение; в одной из сцен он признаётся, что своей точки зрения у него и вовсе нет. Тихон не может защитить от истерик и жестокости матери ни себя, ни свою жену. Дочь Кабанихи, Варвара, наоборот, сумела приспособиться к такому образу жизни. Она легко врёт матери, девушка даже сменила замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно ходить на свидания с Кудряшом. Тихон не способен ни на какой бунт, Варвара же в финале пьесы сбегает из родительского дома с возлюбленным.

Состав сословий и их характеристики

В пьесах Островского социальное сословие представлено во всей своей разнообразности. Автор обращается к различным слоям общества, отражая их особенности через яркие персонажи.

Дворянство занимает одно из главных мест в пьесах Островского. Часто дворяне представлены как люди высоких нравственных принципов, приверженцы чести и справедливости. Они обладают образованием, высокими моральными ценностями и душевной честностью. Представители дворянства абстрагируются от мирских проблем и стремятся к духовному развитию.

Городская буржуазия в пьесах Островского предстает в разных светах. В некоторых пьесах она представлена как склонная к низменным поступкам и купеческой хватке, готовой на все ради своих интересов. В других произведениях буржуазия предстает в более благоприятном свете, где удачливые представители этого сословия смогли достичь успеха и богатства благодаря своему труду и предприимчивости.

Крестьянство в пьесах Островского изображено как простые, трудолюбивые и преданные своему делу люди. Крестьяне олицетворяют вечные ценности, такие как семья, уважение к старшим и верность традициям. Однако, Островский также показывает угнетение крестьянского сословия со стороны землевладельцев и власти.

Дворянская и городская интеллигенция в пьесах Островского предстает как образованные люди, способные анализировать общественные проблемы и выступать за социальную справедливость. Интеллигенция активно участвует в борьбе за преобразование общества и выступает против угнетения и неравенства.

Таким образом, сословия, представленные в пьесах Островского, являются многогранными и характерными для социальной структуры того времени

Автор исследует различные социальные группы, обращая внимание на их особенности и противоречия, что делает его произведения актуальными и интересными для анализа и понимания русской действительности

Варвара и Борис

Варвара воплотила в себе совершенно иные черты губительного мира. Она не хочет мириться с неволей и терпеть гнет самодуров. Девушка изворачивается, хитрит, врет. Варвара настолько привыкает к этому, что ложь становится ее второй натурой. Она уже не может без нее жить. Стратегия ее проста: можно делать все, но так, чтобы об этом никто не узнал.

Но хитрить и выкручиваться у девушки прекрасно получалось до определенного момента. Когда ее стали запирать на замок, она убежала из дому. В этот момент снова начинают рушиться устои и идеалы Кабанихи. Ее дочь сбежала из дома и опозорила семью. Она ушла из-под опеки матери и перестала подчиняться ее воле. Если задуматься, почему Варвара жертва темного царства в пьесе, то ответ будет всего один — она из чистой и скромной девушки превратилась в лгунью, готовую на все, лишь бы не терпеть придирки матери.

Но самым жалким в пьесе выступает племянник Дикого — Борис Григорьевич. Этот человек культурен и добр, он радикально отличается от всей купеческой среды. Но он слаб душой, не может защитить ни себя, ни любимую женщину. Мужчина способен только лить слезы и сетовать на судьбу. Относиться к жизни по-другому он не способен.

Наибольшее презрение Борис вызывает в последней сцене свидания с Катериной. Он боится бежать с любимой, как Кудряш. Страшится разговаривать с нею, чтобы его никто не заметил и не подслушал.

Социальная иерархия в пьесах Островского

В пьесах Островского можно выделить несколько основных социальных групп:

  1. Купечество: представители этого слоя обычно изображаются как предприниматели, занятые торговлей и наживой. Они обладают определенным богатством и статусом, но часто отстранены от культурной жизни и элитных кругов.
  2. Дворянство: аристократический слой, который занимает высшее положение в иерархии общества. Они часто показаны в пьесах как бездеятельные и утратившие свою власть, зависящие от благосклонности купцов.
  3. Служащие и чиновники: данный слой включает в себя различные государственные служащих и мелких чиновников. Они обладают некоторым авторитетом и доходом, но все равно остаются крайне зависимыми от вышестоящих слоев.
  4. Рабочий класс: представители этого слоя обычно показаны как люди, не имеющие собственности и живущие в трудных условиях. Они часто борются за свои права и достоинство.
  5. Крестьяне: крестьяне в пьесах Островского обычно изображаются как люди, живущие на земле помещика и находящиеся в зависимости от него. Они часто сталкиваются с эксплуатацией и тяжелым трудом.

Взаимодействие между различными социальными слоями в пьесах Островского часто ведет к конфликтам и различным социальным протестам. Автор в своих произведениях критически относится к социальной несправедливости и пытается выявить причины и последствия различных социальных проблем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: